школьников, которые впоследствии станут значительным подспорьем для развития многих систем личностных качеств и умений, необходимых для профессиональной деятельности и социального взаимодействия.
Литература:
1. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе / Н.И. Дереклеева. - М., 2005. - 192 с.
2. Ладыженская, Т.А. Культура речи учителя: Методические указания для студентов факультета русского языка и литературы / Т.А. Ладыженская. - М.: МГПИ, 1988. - 111 с.
3. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1991.
4. Никончук, И.В. Формирование коммуникативно-языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка / И.В. Никончук // Педагогическая наука и практика. - № 3 (17). - 2017. - С. 110-117.
5. Окунева, Н.Ф. Пути формирования универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время в условиях ФГО / Н.Ф. Окунева // Педагогическое мастерство: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 113-116.
6. Тищенко, В.А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации / В.А. Тищенко // КПЖ. - 2008. - № 2. - С. 15-22.
7. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С.А. Тюрикова // Вестник евразийской науки. - № 3 (22). - 2014.
Педагогика
УДК 784.67
кандидат педагогических наук, доцент Шинтяпина Инна Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ПРИОРИТЕТЫ И ПОТЕНЦИАЛ РЕПЕРТУАРА В СОВРЕМЕННОЙ ВОКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам подбора, дидактической работы над техническим и исполнительским репертуаром в вокальных классах детских музыкальных школ, а также анализу возможности активного использования в вокальной работе с разными детскими возрастными категориями творческого наследия современных российских композиторов. Анализ особенностей и перспектив работы с современным вокальным материалом свидетельствует о целесообразности его введения в педагогическую практическую работу на всех этапах воспитания подрастающих вокалистов-исполнителей.
Ключевые слова: репертуар, вокальное исполнительство, детский голос, современные российские композиторы.
Annоtation. The article is devoted to topical issues of selection, didactic work on the technical and performing repertoire in vocal classes with students of music schools, as well as the analysis of the possibility of active use of modern Russian composers in various children's age categories of the creative heritage. An analysis of the features and prospects of working with modern vocal material indicates the advisability of introducing it into pedagogical practical work at all stages of education of growing vocalists.
Keywords: repertoire, vocal performance, children's voice, contemporary Russian composers.
Введение. Анализ педагогического наследия и личный авторский опыт в вопросе подбора репертуара и работы над ним в вокальном классе позволяет говорить об общих тенденциях рассматриваемой музыкально-педагогической проблемы на современном этапе. Несомненно, в этой связи, музыкально-дидактический материал для учащихся вокально-хоровых отделений ДМШ должен соответствовать программным стандартам обучения и воспитания: вокально-техническому, художественно-развивающему, эмоционально-мотивационному, эстетическому.
Изложение основного материала статьи. Целью статьи обозначено изучение спектра возможностей современных педагогов ДМШ в области работы с вокальным репертуаром и его модернизации. Основными задачами выступили анализ педагогических ресурсов процесса разучивания вокального репертуара, а также рассмотрение потенциальных возможностей творческого вокального наследия современных российских композиторов.
Проблема подбора репертуара в процессе занятий в вокальном классе требует соответствия музыкального материала не только голосовым особенностям ученика, но и его внутреннему миру. Произведения, осваиваемые на занятиях, должны быть доступны по физиологическим параметрам, соответствовать техническому и художественному уровню обучающегося. Перед учеником не стоит задача достичь акустических параметров звука взрослого певца, важно добиться не форсированности в процессе звукоизвлечения, возрастного соответствия акустических и динамических параметров, активной работы дыхания. В учебный репертуар не должны включаться произведения, требующие от исполнителя чрезмерного эмоционального напряжения, предельной силы звука, ведущей к деформации певческого аппарата [2]. Возрастного соответствия требуют и образные характеристики произведений для детской аудитории, которые должны базироваться на доступной возрасту пейзажной лирике, игровых сюжетах кино и анимации и т.п. Но такой подход зачастую ведет к изъятию из детского репертуара значительного объема произведений авторов классики XIX-XX столетий, а также неактивного включения в него произведений современных авторов.
На современном этапе многие педагоги-методисты справедливо подчеркивают, что ведущим критерием в вопросе подбора музыкального материала должно стать его смысловое и эмоциональное содержание, непосредственно влияющее на формирование исполнительской культуры юного музыканта. Так, по мнению М. Фейгина, молодое поколение необходимо воспитывать на основе реалистичной, многообразной, высокохудожественной музыки, что не противоречит использованию на уроке и «инструктивного» материала
[10]. Педагогам необходимо отбирать, изучать, а затем вводить в репертуар обучающихся лучшие образцы из произведений отечественных и зарубежных авторов. Это относится как музыке, созданной специально в качестве дидактического материала для детей и юношества, так и доступной им части музыкального наследия взрослого репертуара.
Особой проблемой в вопросе подбора художественных произведений выступают возрастные изменения в голосе ребенка и необходимость охраны детского голоса. На современном этапе в вокальной педагогике существуют два взгляда на данный вопрос: - ориентация на традиционный классический вокальный репертуар для взрослых; - ограничение исполнительских возможностей произведениями современных авторов. В данном аспекте для моделирования практических педагогических действий важно ориентироваться на доступные этой возрастной категории тесситуру и рабочий диапазон произведений. Важно найти точное соответствие эмоционального тона с музыкально-поэтической образной сферой и психолого-физиологическим уровнем развития обучающегося в разные возрастные периоды [3].
Отдельной проблемой в вокально-хоровых классах на современном этапе выступает задача классификации вокального репертуара по возрастным исполнительским категориям. Программными требованиями современных музыкальных школ определены три возрастные группы (младшая, средняя, старшая) с обязательными видами исполнительского репертуара для каждой: - технический вокальный материал (вокализы, вокальные упражнения); - народные песни (обработки и аранжировки народно-песенного наследия); - авторские произведения (камерная музыка, детский специализированный репертуар). Подбор певческого материала подчинен определённой образовательными стандартами цели формирования вокально-технических и художественно-исполнительских навыков и умений. Ошибки в процессе выбора обозначенных видов вокального материала могут вести к регрессу в развитии вокально-технических характеристик поющего и даже заболеваний вокального аппарата [4].
Рассмотрение этапов овладения репертуарными комплексами требует их особого осмысления как системного процесса в вокальном искусстве, возможности моделирования необходимых педагогических действий. Уже первоначальные занятия позволяют формировать не только навыки кантиленой вокализации, но и пения в оживленных темпах с использованием сложного ритмо - мелодического рисунка и постепенного расширения исполнительского диапазона. В работе над техническим вокальным материалом на первом этапе обучения приоритет приобретают простые упражнения небольшого диапазона, затем возможно освоение вокализов. Постепенно технический репертуар расширяется за счет усложнения музыкального языка вокализов. На заключительном этапе обучения возможно обращение к виртуозным, насыщенным сложными техническими и художественными задачами вокальным произведениям [6]. Технический обучающий репертуар сегодня привлекает активное внимание современных авторов. Так большой популярностью у педагогов пользуются сборники С. Павлюченко, М. Мирзоевой, И. Францескевич, И. Вилинской, В. Крохмаль, М. Завалишиной, Л. Абелян, В. Боркова и др. Созданные для исполнителей в разных жанрах, разных вокальных направлений (джаз, народное пение, академический вокал), для разных типов голосов, они хорошей музыкально-методической базой для работы с начинающими вокалистами.
Работа с художественным репертуаром также требует соблюдения определенной этапности. Художественный репертуар первых лет обучения должен базироваться на дидактических авторских произведениях игрового характера, а также доступном народно-песенном материале. Авторские произведения эпохи барокко возможно включать в репертуар средних и старших классов. Например, духовные песни И.С.Баха, камерные произведения итальянской барочной музыки. Качественное исполнение музыкального наследия XV[I-XV[II столетий требует достижения определённой зрелости, как в области духовного развития, так и голосового аппарата, так как данный стиль подразумевает полноценное регистровое звучание голоса [7].
Следующий этап вокальной подготовки позволяет расширить исполнительский диапазон произведениями венских классиков - существенным фактором вокального развития детского голоса (детские песни В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, Й. Гайдна). Вокальные циклы композиторов-романтиков, несомненно, служат хорошим подспорьем в воспитании культуры академического пения и художественного вкуса (песни Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана и др.). Не следует избегать включения в детский репертуар и разнообразных жанров русской вокальной музыки Х1Х-ХХ веков (произведения А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва, Ц. Кюи и др.). Наряду с этим классическим репертуаром современные авторские композиции в репертуарном списке представляют особый музыкальный материал, требующий всесторонней вокальной подготовки. Современная академическая вокальная музыка, отвечая духу нашего времени, расширяет исполнительские границы, требует качественного отношения к песням и романсам, соответствует программным требованиям завершающего школьного этапа обучения [9].
При освоении вокального репертуара такого типа неизбежны исполнительские ограничения, вызванные техническими сложностями вокальной партии, объективными возрастными и физиологическими причинами. Сегодняшние молодые исполнители легко усваивают близкий им музыкальный язык современной вокальной музыки, насыщенной диссонансным гармоническим звучанием, хроматизированно усложненной мелодией. Сочинения Е. Подгайца, А. Ермолова, Е. Зарицкой, И. Казанцевой И. Хрисаниди и др. постепенно становятся базовым музыкальным материалом в формировании интонационно-исполнительского актива.
Одним из обязательных компонентов вокального репертуара для детей также являются современные обработки и аранжировки песен народов мира, содержащие самобытный национальный колорит, проявляющийся через интонационно-смысловое содержание, метроритмическую организацию, ладово-гармоническое многообразие. Такой вокальный материал позволяет познакомить учеников с разнообразными составляющими национальных культур, осмыслить их своеобразный колорит, что необходимо в условиях тенденций, ведущих к отсутствию патриотических чувств у подрастающего поколения. Сегодня популярны оригинальные аранжировки и обработки народно-песенного материала российских авторов: А.В. Федорова, Л.А. Семёновой, В.М. Григоренко, А.С. Широкова и др.
Педагогический опыт и анализ работы педагогов-практиков позволяют обозначить наиболее важные методические аспекты процесса овладения вокальным репертуаром. Одной из первоочередных задач на этапе ознакомления с произведением выступает задача активизации внимания к изучению поэтического текста. Отделив его от музыкальной ткани, необходимо сосредоточится на художественном содержании стихотворения, его поэтической красоте. В текст необходимо не просто вчитаться и разобраться в логике строения, важно выразительно декламируя его вслух найти смысловые и интонационные доминанты,
которые помогут составить драматургический исполнительский план. Декламацию текста необходимо осуществлять в авторской метроритмической организации вокального сочинения, расставляя верные акценты, ощущая частные и общие кульминации, мысленно предваряя последующее вокальное воплощение произведения.
Следующим этапом вокальной работы выступает анализ средств выразительности музыкального текста: особенностей мелодической и гармонической ткани, метроритмической структуры, осмысление развития мелодии, агогических изменений, динамического плана. Художественно-техническое постижение произведения должно осуществляться с одновременно точным воспроизведением музыкального и поэтического текста, а также формированием вокальных навыков: звукообразования, звуковедения, дыхания, вокальной позиции и др.
Обобщая вышесказанное, важно выделить приоритеты, преобладающие в комплексном подходе вокалистов-педагогов к подбору репертуара: - продуманность, - постепенность, - последовательность, -посильность. Исполнительский репертуар при этом должен соответствовать вокально-техническому и художественному уровням обучающихся.
Современный репертуар за прошедшие десятилетия значительно обогатился. Сегодня для детей создается большое количество замечательных песен и камерной музыки, соответствующих целям и задачам детской вокальной педагогики. Современный детский репертуар должен включаться в репертуар с первых лет обучения, так как эти произведения вполне доступны для детского восприятия и исполнения. Л.А. Баренбойм в своих трудах подчеркивал: «Современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классикой, но, не обгоняя и не опережая её» [5, с. 117].
Анализ репертуарных программ юных солистов-вокалистов на отечественных фестивалях и конкурсах показывает частую повторяемость исполняемых произведений, пассивное использование музыки современных отечественных композиторов. Мировая глобализация и возможности творческих обменов позволяют педагогам знакомиться и анализировать репертуар европейских исполнителей, где, начиная с самого юного возраста, наряду с народными песнями и произведениями классиков, исполняются сочинения композиторов-современников. Таким образом, в детях воспитываются не только уважение и любовь к традиционной классической музыке, но понимание и восприятие современных тенденций. Необходимость данного процесса сложно переоценить.
Современная музыка имеет множество отличий от классических, привычных слуху категорий. Это выражается в поиске новых ладовых красок и ритмоформул, использовании инструментальных приемов изложения вокальной партии, оригинальной гармонической палитре, свободных формах строения произведений. Различия в воплощении музыкальных образов нуждаются в особой подготовке молодого исполнителя, воспитания культуры современного вокалиста-исполнителя.
К сожалению сегодня, многими педагогами отмечается так называемый «репертуарный голод», недостаток сочинений, в которых бы сочетались неоспоримые музыкально-поэтические достоинства и педагогическая целесообразность. «Нотные издания детского вокального репертуара не столь разнообразны, как, например, фортепианная литература. Стоит особо отметить дефицит новой нотной литературы для начинающих, в том числе самых маленьких певцов. Многие произведения, изданные для данного возраста, служат лишь поверхностной развлекательности, не имея целью формирование и развитие эстетического вкуса детей, их духовности» - отмечает художественный руководитель детской музыкально-хоровой школы «Весна» Н.В. Аверина [1].
В настоящий момент к решению проблемы репертуарного кризиса обратились многие отечественные композиторы. Активную позицию в области вокальных произведений для детей занимает союз композиторов - одна из старейших творческих организаций России. На сегодняшний день наряду с классиками детского репертуара, такими как В. Шаинский, Ю. Чичков, Е. Крылатов, Г. Струве, Я. Дубравин, Г. Гладков,
A. Журбин и др., создававшими свои произведения в основном в конце ХХ столетия, активно работают в детских жанрах и композиторы нового тысячелетия. Наиболее ярко в данной области проявили свой талант: Е. Подгайц, А. Ермолов, Е. Зарицкая, И. Хрисаниди, М. Славкин, В. Кикта, С. Стразов, В. Коровицын, С. Баневич, А. Ларин, Е. Стримовская и многие другие. Музыка, созданная этими авторами, представляет собой уникальное разнообразие форм и жанров, тем и образов, творческих авторских находок.
Музыкальный композиторский язык современных российских авторов доступен молодому поколению. Опыт доказывает, что ранее приобщение развивающихся вокалистов к творческому наследию отечественных композиторов, способствует повышению эффективности в музыкальном обучении, расширению и углублению постижения закономерных современных процессов искусства музыки в целом. «Исполнение произведений современного композитора требует полноценного музыкального представления о его творческом стиле, ознакомления как минимум с несколькими разнохарактерными произведениями, и только тогда, научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный музыкант постепенно проникается её образным миром и содержанием» [8, с. 24].
Исходя из основных принципов подбора репертуара, учитывая широту и многогранность данной проблемы, на основе анализа нотного материала современных отечественных композиторов, а также концертных программ вокальных фестивалей и конкурсов, автором предлагается обзор репертуарных возможностей в детском исполнительстве, который соответствует различным сторонам решения данной проблемы. Познакомимся подробнее с репертуаром некоторых современных отечественных композиторов, активно пишущих музыку в вокальных жанрах.
Ярко проявили себя молодые композиторы Санкт-Петербурга: член Союза композиторов России
B. Коровицын и Заслуженный деятель искусств РФ С. Баневич. В творческом багаже авторов представлена музыка разных жанров, в том числе романсы и песни для детей. Их творческому почерку характерно преобладание яркого мелодического начала, неоклассический гармонический язык, традиционность в выборе музыкальных форм. Авторами созданы сборники детских песен и романсов, мюзиклы, детские оперы.
Член Союза Композиторов России, учредитель и художественный руководитель международного фестиваля-конкурса «Мы вместе» - А. Ермолов автор разнообразных песен, пользующихся большой популярностью у детских коллективов как в России так в ближнем и дальнем зарубежье. Автор активно пропагандирует свое творчество и предоставляет возможность его распространения в интернет пространстве, размещая на авторской странице свои многочисленные произведения для разной аудитории.
Руководитель шоу-группы «Саманта» и конкурса детской песни «День Рождения» (г. Санкт-Петербург), российский и белорусский композитор, заслуженный работник культуры РФ Е. Зарицкая находится в постоянном общении с молодыми исполнителями, что во многом определяет актуальность творческого амплуа и спектр интересов композитора. Автор активно работает в жанре романса и вокального цикла, а также создает мюзиклы и оперы для юных исполнителей. Являясь руководителем вокального коллектива, Е. Зарицкая чутко реагирует на запросы детской и юношеской аудитории, что отражается в ее творческом наследии.
Заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов России, руководитель Детской хоровой студии Союза композиторов России «Преображение» - М. Славкин плодотворно работает не только в крупных вокально-музыкальных жанрах для юношества: мюзикл, водевиль, музыкальный спектакль, опера и др., но и активно создает циклы песен для детей, произведения в камерно-вокальных жанрах.
Член Союза композиторов РФ И. Хрисаниди - автор хоровых и инструментальных произведений, детских опер, а также многочисленных песен для детей. Вокальные произведения И.К. Хрисаниди прочно вошли в репертуар многих детских вокальных коллективов и российских солистов. Авторские песни для детей признаны лучшими на многих конкурсах и фестивалях. На сегодняшний день в свет вышли авторские сборники: «Семь нот радуги», «Дворянское гнездо», «Разноцветный мир», «Милый край», в которых собраны произведения различных стилевых и тематических направлений (патриотические, духовные, военные, школьная лирика, переложения классики в стиле блюз, фолк-джаз, романсы, эстрадные композиции).
Выводы. Проведённый исследовательский анализ особенностей работы с вокальным репертуаром в ДМШ, обобщение передового педагогического опыта в области актуализации требований к подбору репертуара в вокальном классе, подтверждают целесообразность включения в исполнительские программы учащихся ДМШ не только проверенных десятилетиями примеров классического и народного песенного творчества, но и лучших образцов вокального творчества современных российских композиторов.
Литература:
1. Аверина, Н.В. Проблема репертуара в детском вокально-хоровом исполнительстве / Аверина, Н.В.: автореф. дис. канд. искусств. - М., 1996.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Бабанский, Ю.К. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
3. Белозерова, Г.И. Принципы формирования репертуара: к вопросу о репертуарной политике / Белозерова, Г.И. - Материалы научно- педагогической конференции. - Красноярск: КНУЦ, 2016. - 85 с.
4. Билль, А. Методические материалы для организаторов и педагогов детских вокальных студий / Билль, А. - Москва, 2003. - 148 с.
5. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вып. 1-5. Сост. В. Беляева. - М.: Мир и Музыка, 1998.
6. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Гонтаренко, Н.Б. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 246 с.
7. Матвеева, P.A. Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики / Матвеева, P.A.: автореф. дис. канд. искусствоведения. - М., 2008. - 24 с.
8. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики / Ражников, В.Г. - М.: Знание, 1980. - 95 с.
9. Рогачева, Л.М. Проблемы подбора вокального репертуара: метод. Рекомендации / Рогачева, Л.М. -Егорьевск, 2009. - 128 с.
10. Фейгин, М.Е. Индивидуальность ученика и искусство педагога / Фейгин, М.Е. - М.: Музыка. 1975. - 204 с.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель Шостак Марина Анатольевна
Гуманитарно-педагогической академии (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В СИСТЕМЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Данное исследование посвящено проблемам профессиональной подготовки будущих специалистов индустрии гостеприимства в высшей школе. В работе определены тенденции развития современного общества, образования и сферы туризма, среди которых одной из важнейших выделена тенденция цифровизации. Основной акцент в исследовании сделан на потребности формирования цифровой культуры будущих менеджеров индустрии гостеприимства. В рамках данного исследования определена сущность понятия цифровой культуры, отмечены методологические и методические аспекты ее формирования. В работе предложены этапы, цели деятельности и ее прогнозируемые результаты по формированию цифровой культуры будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе их профессионального образования высшей школе.
Ключевые слова: цифровизация общества, цифровизация образования, цифровизация сферы туризма и гостиничного бизнеса, цифровая культура, методологические подходы формирования цифровой культуры, профессиональная подготовка будущих менеджеров индустрии гостеприимства в высшей школе, этапы, содержание и результаты процесса формирования цифровой культуры будущих специалистов индустрии гостеприимства.
Annotation. This research is devoted to the problems of professional training of future specialists in the hospitality industry in higher education. The paper identifies trends in the development of modern society, education and tourism, among which one of the most important is the trend of digitalization. The main focus of the study is on the need to form a digital culture of future managers of the hospitality industry. Within the framework of this research, the essence of the concept of digital culture is defined, methodological and methodological aspects of its formation are noted. The paper suggests the stages, goals of the activity and its projected results for the formation of a