Научная статья на тему 'Вокальное творчество крымских композиторов в современном исполнительском репертуаре'

Вокальное творчество крымских композиторов в современном исполнительском репертуаре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
442
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЫМСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ / ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР / ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / CRIMEAN COMPOSERS / VOCAL WORK / MUSICAL REPERTOIRE / GENRE DIVERSITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина Инна Викторовна

Среди приоритетных задач музыкального образования в условиях многонационального государства актуальной является реализация регионального компонента образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и общими задачами развития страны в XXI веке. Репертуарное разнообразие вокального творчества крымских композиторов раскрывает многонациональные особенности крымского полуострова, формирует культурно-музыкальную среду, ориентирует молодых исполнителей в современном жанровом и стилевом пространстве. В статье рассматривается современное состояние вокального творчества композиторов Крымского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocal Creativity of Crimean Composers in a Modern Performing Repertoire

Among the priority tasks of music education in a multiethnic state is the implementation of the regional component of education, bringing it into line with the requirements of the time and the general objectives of the development of the country in the XXI century. The repertoire variety of creativity of the Crimean composers reveals the multinational features of the Crimean peninsula, forms the cultural and musical environment, orients young performers in the modern genre and style space. The article provides an analysis of the current state of the compositional creativity of the Crimean region.

Текст научной работы на тему «Вокальное творчество крымских композиторов в современном исполнительском репертуаре»

И. В. Шинтяпина

УДК 784.67

ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КРЫМСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В СОВРЕМЕННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ РЕПЕРТУАРЕ

Целью статьи выступает обзор современного творчества композиторов крымского региона в области вокальной и хоровой музыки как потенциального репертуара исполнителей разных возрастных и профессиональных категорий. Основная задача - выявить потенциальный объем творческого наследия, а также его стилевые и жанровые характеристики.

Пассивное отношение общественных организаций и школы к национальной культуре народа и традициям края приводит к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, негативно отражается на самосознании детей и молодежи. Вырастая в таких условиях, дети остаются равнодушными и к культурному многообразию той земли, которая является для них малой родиной, и к собственным этническим корням. Это создает трудности в понимании и уважении традиций и обычаев в пространстве региона, в котором проживают представители разных национальностей. Проблема состоит в нахождении меры соотношения учебного репертуара, представляющего музыкальную культуру региона, и исполнительского репертуара отечественной и мировой музыкальной культуры, а также в способах построения и реализации содержания музыкального образования как единой системы, функционирующей в рамках федеральной программы по музыке в детских музыкальных школах и детских школах искусств, а также системе дополнительного образования [2].

В репертуар для детей и юношества, наряду с произведениями классической направ-

ленности, необходимо включать песни и романсы современных авторов. В музыке, которая предлагается сегодня для исполнения юным музыкантам, важна как ее художественная ценность, так и стилистическое многообразие. Стилевые характеристики современных произведений не должны вызывать противоречий в разностороннем развитии ребенка. Существует огромный арсенал современных произведений, который может стать гармоничным дополнением классического репертуара, обогащая при этом палитру музыкальных представлений юного исполнителя, развивая его музыкальный слух и вкус, готовя к проникновению в мир современного музыкального искусства [1].

Продуманный подбор учебного вокального репертуара является основополагающим фактором, способствующим всестороннему и успешному развитию музыкально-исполнительских способностей учащихся. При подборе репертуара педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, соответствии психическим и физическим особенностям ребенка, решении воспитательных, образовательных и эстетических задач в ходе вокального исполнительства. Эти требования относятся как к музыке, так и к тексту песни. Поэтому важно при подборе исполнительского репертуара выдерживать целесообразное равновесие между произведениями русской и зарубежной классики, народными песнями разных жанров, а также произведениями современных композиторов [3].

В последние десятилетия стали активно появляться новые сборники песен и романсов для детей современных авторов, в которых встречаются высокохудожественные произведения, способные обогатить детский вокальный репертуар. Подбор песенного материала для разучивания подрастающим поколением вокалистов требует базовой опоры на яркие образцы высокохудожественных детских песен, проверенных временем и представляющих большую воспитательную ценность: о дружбе, ответственном отношении к природе, чуткости к животным. Это разнообразные песни из кинофильмов и мультфильмов, на-

писанные в разное время композиторами В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве и др.

Важной составляющей детского вокального репертуара также являются народные песни других стран, которые содержат особый национальный колорит, проявляющийся в интонациях, гармонии, метроритмической организации. Этот материал знакомит учащихся с основами разных национальных культур, учит пониманию их своеобразия, необходимому в условиях современных тенденций размывания подобных представлений, ведущих к отсутствию патриотических чувств у подрастающих поколений.

Всем этим задачам в полной мере соответствует вокальный репертуар, созданный в последние десятилетия и композиторами крымского региона.

Среди большого разнообразия творческого наследия крымских авторов можно отметить несколько направлений: песни для самых маленьких вокалистов; вокальные сборники, посвященные Крыму и его жителям; песни на военно-патриотические темы; романсная лирика; произведения, раскрывающие многонациональные особенности крымского полуострова; современные эстрадно-джазовые композиции; музыка к спектаклям и мюзиклам. Остановимся подробнее на рассмотрении творчества композиторов-песенников и разнообразии их вокальных произведений.

Среди ведущих авторов Крыма - Заслуженный деятель искусств АР Крым В. Я. Слуцкий - композитор, поэт, председатель Ассоциации композиторов г. Симферополя, заместитель председателя Симферопольского городского музыкального Союза, художественный руководитель, режиссер концертных программ. В творческом багаже композитора песни на стихи известных поэтов А. Вознесенского, Е. Евтушенко, А. Дементьева, А. Лесина, В. Субботина, А. Коротко и др. Многочисленные песни для юных и профессиональных исполнителей вошли в авторские сборники: «Антология Советской военно-патриотической песни», «Душа солдата», «Избранное», «Прохожий на планете Земля», «Прольется август звездопадом», «Я люблю

этот город», «Уходят от нас побратимы» и др. Творчеству композитора присуще жанровое и мелодическое разнообразие, яркость образов и реалистичность письма, современный гармонический язык музыкального повествования [4].

Интересное жанровое многообразие в вокальном творчестве демонстрирует Э.У. Нал-бандов - заслуженный деятель искусств Украины, член Союза композиторов Крыма. Композитор является автором учебно-методического пособия по музыкальному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста «Первые ступеньки», создателем сборника песен для детей «Солнышко встает». Песенный материал автора наполнен поиском ярких образных характеристик, восточным колоритом, современными ритмами.

Много сил посвятил культурному возрождению крымскотатарского народа, его музыкально-этническим корням Заслуженный деятель искусств Украины И. Т. Бахшиш. В соавторстве с Э. У. Налбандовым Бахшиш издал сборник народных песен «Къырымта-тар халкъ йырлары» («Крымскотатарские народные песни»), позже сборники собственных лирических вокальных произведений «Сабанынъ вакътында» («Ранним утром») и «Песни моей Родины», которые предназначены для профессиональных исполнителей. Автор принимает активное участие в музыкальной и общественной жизни Крыма.

Не менее плодотворную творческую работу демонстрирует Заслуженный деятель искусств АР Крым, Заслуженный деятель искусств Украины Ф. Алиев. Его активная музыкально-общественная работа способствует развитию и процветанию культуры Крыма. Ф. Алиев является автором около двухсот детских и героико-патриотических песен на стихи разных авторов, в том числе и крымских поэтов, а лучшие его произведения занимали призовые места на различных музыкальных конкурсах [5].

Патриотическая тематика является центром притяжения творческих устремлений и Заслуженных деятелей искусств АР Крым Д. П. Малого и А. Н. Жирова. Их песни: «Фронтовые дороги», «Раздумья ветерана», «Парти-

занские тропы», «Милая моя Россия», «С добрым утром!» и др. наполнены лирикой, мелодической яркостью, смысловой заостренностью. Вокальные композиции активно включают в исполнительский репертуар как подрастающие вокалисты, так и опытные исполнители. Песни авторов в исполнении артистов Крымской филармонии неоднократно звучали на торжественных республиканских мероприятиях.

Жанровым разнообразием отличается творчество симферопольского композитора, члена Союза музыкальных деятелей Крыма, Б. Г. Мушинского. За плодотворную композиторскую деятельность он удостоен благодарности Совета министров АР Крым, а «Песня о Симферополе» вошла в число лучших песен, посвященных крымской столице. Песни из вокальных циклов «Солнечные берега», «Морские акварели», «Магия красок» наполнены современными эстрадно-джазовыми интонациями и ритмами, благодаря чему активно входят в репертуар молодых крымских исполнителей [6].

Плодотворно в вокальных жанрах работает Заслуженный работник культуры АР Крым, руководитель Алупкинского вокального ансамбля «Морская волна» С. С. Эмми-ров. Его лирические романсы и песни о Крыме, написанные в стиле популярной эстрадной музыки («Гуль», «Глициния», «Аю-Даг» на стихи Дж. Меджитовой), нашли свое признание на многочисленных вокальных конкурсах. Композитору присущ авторский неповторимый почерк, сложный тонально-гармонический язык, восточный колорит.

Пользуются популярностью у исполнителей и песни ялтинских авторов, лауреатов премии АР Крым Б. М. Синчалова и Н. И. Аме-дова. Авторские сборники этих композиторов содержат интересный вокальный репертуар для начинающих и опытных вокалистов: это и романсная лирика, и песни для детей, и классические вокальные циклы со сложным драматическим содержанием и художественно-стилевым разнообразием.

Активно работают в вокальных и хоровых жанрах крымские композиторы-женщины. Большим репертуарным разнообразием

отличается творчество Заслуженной артистки АР Крым Л. А. Тимофеевой. Член республиканского и Симферопольского музыкальных союзов, Ассоциации композиторов Крыма, композитор, поэтесса, исполнитель авторских песен Тимофеева активно пропагандирует свое вокальное творчество. Автор более 30 песен, Лариса Аркадьевна пишет лирические романсы, песни для детей, гимны и песни патриотического звучания: «Обращение», «Храним любовь», «Кв1тка моя зоряна», «Ах, Россия», «Признание», «Осенние листья», «Я синей птицей полечу», «Служить примером человечности», «Мой Симферопольский район» и другие [7].

Долгие годы симферопольский композитор Т. Г. Сакаева-Ростимашенко радует исполнителей и слушателей многочисленными сочинениями в различных жанрах. Среди произведений вокального искусства - «Два романса» (на слова Э. Межелайтиса), «Вокальный цикл на слова П. Элюара», вокальные циклы для детей: «Дружная семья» (стихи В. Орлова), «Я рисую море» (стихи В. Орлова), «Три штурма» (стихи В. Митрохина), «Старая пластинка» (стихи А. Ткаченко), «Барабан и скрипка» (стихи В. Орлова) и др. Музыкальному языку композитора присуща ладовая и ритмическая ясность, разнообразие мелодической линии, разнообразие гармонического языка.

Большую популярность у маленьких исполнителей приобрели музыкальные сказки и вокальные циклы преподавателя Симферопольского музыкального училища Л. М. Хит-ряк: «Сказки Перро» (на стихи И. Лазаревского), «Дом-корабль» (на стихи В. Орлова), «Мама-мышка», «Веселая песенка» (на стихи Ф. Млыченко) и другие. Автор удивительно тонко находит музыкальное соответствие поэтическому тексту, тонко чувствует его настроение и передает его разнообразие музыкальными красками.

Оригинальные детские композиции для солистов и хора создает директор Ялтинской музыкальной школы им. А. Спендиарова Т . А. Хорошун. Такие детские песни и романсы, как «Снег идет» (стихи Б. Пастернака), «Колыбельная» (стихи И. Токмаковой),

20/у//-

(Ш\

«Ночные стихи» (стихи Э. Мошковской), «Пчелки» (стихи П. Синявского), «С каждым Бог говорит» (стихи М. Рильке) и др. прочно вошли в репертуар молодых исполнителей солистов и хоровых коллективов Южнобе-режья. Музыке автора присущ современный мелодический язык, разнообразная метрорит-мика, яркие гармонические краски, полифоническое многоголосие, а главное - доступность художественных образов детской аудитории.

Активную творческую деятельность демонстрирует композитор, руководитель вокального ансамбля «Звуки музыки» «Центра детского и юношеского творчества» Е. Н. Щер-бина-Садчикова. Ее авторские песни, посвященные Крыму и его жителям, пользуются огромной популярностью: «Полуостров мира и добра», «Какой бывает мамина любовь», «Благословенный Крым», «Ялта», «Вот вечер», «Гимн миру», «Мы одна семья» и др. Многоголосная палитра образов и средств выразительности, современно звучащие тексты песен привлекают исполнителей разного возраста [6].

Разнообразие художественных образов присуще и творчеству Л. Тимощенко, члену Ассоциации композиторов Крыма, автору вокальных циклов «Солнце светит всем», «В добрый путь» и др. Ее композиции вошли в сборники «Пусть музыка звучит», «Свидетельские показания», «Вдохновение». Творческим композициям «Мой Крым», «Веточка рябинки», «Щенок» и др. присуща широта тематики и жанровая многогранность: песни о школе, дружбе, Крыме, мире и первой любви.

Среди крымских исполнителей в последнее десятилетие активно набирают популярность произведения Е. Проскурняк: «Любовь всегда права», «Маски» и др. и сборники детских песен Г. Азаматовой-Бас «С песней в сердце мы живем», «Живите в радости» и др. Им присущ творческий поиск, обращение к поэтическому наследию крымских поэтов, яркий авторский почерк, стилевое разнообразие [4].

Также плодотворно работает в разнообразных песенных жанрах А. С. Карпенко. Активное руководство творческими хоровыми коллективами «Свгганок» и «Звонкие голоса»

помогает автору создавать разнообразные вокальные композиции на военные, лирические, патриотические темы. Детский и профессиональный песенный репертуар композитора пользуется большой популярностью среди крымских исполнителей: «Тучка», «Ах, любовь», «Кастаньеты», «Встреча», «На краю земли», «Сказка», «Бегущая по волнам», «Симферополь», «Буду верить чуду», «Рыжая девчонка» и другие. Авторскому стилю композитора свойственно смелое использование современного гармонического языка, ритмическая взволнованность, тонкое прочтение поэтического текста.

Анализ вокального творчества современных крымских композиторов, дает возможность с уверенностью констатировать высокий художественный уровень создаваемого репертуара, его жанровое, возрастное и тематическое разнообразие, современные тенденции развития музыкального языка, что открывает большие возможности в перспективах его включения в вокально-исполнительскую практику детских коллективов и солистов музыкальных школ, студий и творческих объединений.

Таким образом, изучение творческого композиторского наследия, обобщение исполнительского опыта, дают возможность сделать вывод о том, что проблема репертуара - ведущая эстетическая проблема исполнительского искусства, а также один из наиболее актуальных вопросов современного вокального исполнительства, успешно решается на современном этапе композиторами Крыма. Современные подходы к проблеме подбора репертуара также позволяют определить соответствие крымского авторского вокального материала комплексу принципов его использования: художественная ценность музыкального материала; соответствие возрастным и индивидуальным особенностям; приоритет художественного содержания над техническим; разнообразие стилей, жанров и форм; новизна.

Осуществленный анализ состояния вокального творчества современных крымских композиторов позволяет констатировать его высокий потенциал в педагогическом и исполнительском процессах вокального обуче-

ния, систематического и целенаправленного развития личности будущего вокалиста.

АННОТАЦИЯ

Среди приоритетных задач музыкального образования в условиях многонационального государства актуальной является реализация регионального компонента образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и общими задачами развития страны в XXI веке. Репертуарное разнообразие вокального творчества крымских композиторов раскрывает многонациональные особенности крымского полуострова, формирует культурно-музыкальную среду, ориентирует молодых исполнителей в современном жанровом и стилевом пространстве. В статье рассматривается современное состояние вокального творчества композиторов Крымского региона.

Ключевые слова: крымские композиторы, вокальное творчество, музыкальный репертуар, жанровое разнообразие.

SUMMARY

Among the priority tasks of music education in a multi-ethnic state is the implementation of the regional component of education, bringing it into line with the requirements of the time and the general objectives of the development of the country in the XXI century. The repertoire variety of creativity of the Crimean composers reveals the multinational features of the Crimean peninsula, forms the cultural and musical environment, orients young performers in the modern genre and style space. The article provides an analysis of the current state of the compositional creativity of the Crimean region.

Key words: Crimean composers, vocal work, musical repertoire, genre diversity.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверина Н. В. Проблема репертуара в детском вокально-хоровом исполнительстве: ав-тореф. дисс____канд. искусств. - М., 1996. - 21 с.

2. Белозерова Г. И. Принципы формиро-ва-ния репертуара: к вопросу о репертуарной политике: матер. науч.-пед. конф. - Красноярск: КНУЦ, 2016. - 85 с.

3. Вокальный репертуар в музыкальной школе / сост. В. Беляева. - М.: Мир и Музыка, 1998. - Вып. 1 - 128 с.

4. Джеппарова А. Б. Композиторы Крыма [Электронный ресурс] // Сайт Инфоурок // икЬ: https://infourok.ru/prezentaciya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-kultura-dobrososedstva-na-temu-kompozitori-krimaklass-2584832.html(дата обращения: 04.06.2019).

5. Измайлова Л. П. Ознакомление учащихся с творчеством композиторов Крыма [Электронный ресурс] // сайт Инфоурок // ияЬ: http:static.klasnaocinka.com.ua/uploads/ eШtor/390/342123/sitepage_119/ffles/oznakomleme _uchaschihsya_s_tvorchestvom_kompozitorov_ куит - (дата обращения: 12.06.2019).

6. Сухина Е. Композиторы Крыма [Электронный ресурс] // Сайт СМУ им. П. Чайковского // иКЬ: http:smuimpich.ru/index.php /novosti/1002-kompozitory-kryma-elena-sukhina -

- (дата обращения:28.05.2019).

7. Тимофеева Л. Песни крымских композиторов [Электронный ресурс] - ИКЬ: https://www.youtube.com/playlist?list=PL3B55EB Е6Б182Б59Р - (дата обращения: 30.05.2019).

Ш)

N. A. Delvig, L. I. Redkina

УДК [377: 93]: 359

THE PRECONDITIONS OF

MARITIME EDUCATIONAL

ESTABLISHMENTS

FOUNDATION

AND DEVELOPMENT

IN NOVOROSSIYSK PROVINCE

IN THE 19th CENTURY

I he historical and pedagogical analysis of events occurring in the 19th century is considered to be an important methodological tool of scientific research. In our case, such an analysis helps

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.