Научная статья на тему 'ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В СИСТЕМЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В СИСТЕМЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ЭТАПЫ / СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА / DIGITALIZATION OF SOCIETY / DIGITALIZATION OF EDUCATION / DIGITALIZATION OF TOURISM AND HOTEL BUSINESS / DIGITAL CULTURE / METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF DIGITAL CULTURE / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE MANAGERS OF THE HOSPITALITY INDUSTRY IN HIGHER EDUCATION / STAGES / CONTENT AND RESULTS OF THE PROCESS OF FORMING THE DIGITAL CULTURE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шостак Марина Анатольевна

Данное исследование посвящено проблемам профессиональной подготовки будущих специалистов индустрии гостеприимства в высшей школе. В работе определены тенденции развития современного общества, образования и сферы туризма, среди которых одной из важнейших выделена тенденция цифровизации. Основной акцент в исследовании сделан на потребности формирования цифровой культуры будущих менеджеров индустрии гостеприимства. В рамках данного исследования определена сущность понятия цифровой культуры, отмечены методологические и методические аспекты ее формирования. В работе предложены этапы, цели деятельности и ее прогнозируемые результаты по формированию цифровой культуры будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе их профессионального образования высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шостак Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES, CONTENT AND RESULTS OF FORMATION OF DIGITAL CULTURE OF FUTURE SPECIALISTS OF HOSPITALITY INDUSTRY IN SYSTEM OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING IN HIGHER SCHOOL

This research is devoted to the problems of professional training of future specialists in the hospitality industry in higher education. The paper identifies trends in the development of modern society, education and tourism, among which one of the most important is the trend of digitalization. The main focus of the study is on the need to form a digital culture of future managers of the hospitality industry. Within the framework of this research, the essence of the concept of digital culture is defined, methodological and methodological aspects of its formation are noted. The paper suggests the stages, goals of the activity and its projected results for the formation of a digital culture of future specialists in the hospitality industry in the process of their professional education in higher education.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В СИСТЕМЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Руководитель шоу-группы «Саманта» и конкурса детской песни «День Рождения» (г. Санкт-Петербург), российский и белорусский композитор, заслуженный работник культуры РФ Е. Зарицкая находится в постоянном общении с молодыми исполнителями, что во многом определяет актуальность творческого амплуа и спектр интересов композитора. Автор активно работает в жанре романса и вокального цикла, а также создает мюзиклы и оперы для юных исполнителей. Являясь руководителем вокального коллектива, Е. Зарицкая чутко реагирует на запросы детской и юношеской аудитории, что отражается в ее творческом наследии.

Заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов России, руководитель Детской хоровой студии Союза композиторов России «Преображение» - М. Славкин плодотворно работает не только в крупных вокально-музыкальных жанрах для юношества: мюзикл, водевиль, музыкальный спектакль, опера и др., но и активно создает циклы песен для детей, произведения в камерно-вокальных жанрах.

Член Союза композиторов РФ И. Хрисаниди - автор хоровых и инструментальных произведений, детских опер, а также многочисленных песен для детей. Вокальные произведения И.К. Хрисаниди прочно вошли в репертуар многих детских вокальных коллективов и российских солистов. Авторские песни для детей признаны лучшими на многих конкурсах и фестивалях. На сегодняшний день в свет вышли авторские сборники: «Семь нот радуги», «Дворянское гнездо», «Разноцветный мир», «Милый край», в которых собраны произведения различных стилевых и тематических направлений (патриотические, духовные, военные, школьная лирика, переложения классики в стиле блюз, фолк-джаз, романсы, эстрадные композиции).

Выводы. Проведённый исследовательский анализ особенностей работы с вокальным репертуаром в ДМШ, обобщение передового педагогического опыта в области актуализации требований к подбору репертуара в вокальном классе, подтверждают целесообразность включения в исполнительские программы учащихся ДМШ не только проверенных десятилетиями примеров классического и народного песенного творчества, но и лучших образцов вокального творчества современных российских композиторов.

Литература:

1. Аверина, Н.В. Проблема репертуара в детском вокально-хоровом исполнительстве / Аверина, Н.В.: автореф. дис. канд. искусств. - М., 1996.

2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Бабанский, Ю.К. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

3. Белозерова, Г.И. Принципы формирования репертуара: к вопросу о репертуарной политике / Белозерова, Г.И. - Материалы научно- педагогической конференции. - Красноярск: КНУЦ, 2016. - 85 с.

4. Билль, А. Методические материалы для организаторов и педагогов детских вокальных студий / Билль, А. - Москва, 2003. - 148 с.

5. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вып. 1-5. Сост. В. Беляева. - М.: Мир и Музыка, 1998.

6. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Гонтаренко, Н.Б. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 246 с.

7. Матвеева, P.A. Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики / Матвеева, P.A.: автореф. дис. канд. искусствоведения. - М., 2008. - 24 с.

8. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики / Ражников, В.Г. - М.: Знание, 1980. - 95 с.

9. Рогачева, Л.М. Проблемы подбора вокального репертуара: метод. Рекомендации / Рогачева, Л.М. -Егорьевск, 2009. - 128 с.

10. Фейгин, М.Е. Индивидуальность ученика и искусство педагога / Фейгин, М.Е. - М.: Музыка. 1975. - 204 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Шостак Марина Анатольевна

Гуманитарно-педагогической академии (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В СИСТЕМЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Данное исследование посвящено проблемам профессиональной подготовки будущих специалистов индустрии гостеприимства в высшей школе. В работе определены тенденции развития современного общества, образования и сферы туризма, среди которых одной из важнейших выделена тенденция цифровизации. Основной акцент в исследовании сделан на потребности формирования цифровой культуры будущих менеджеров индустрии гостеприимства. В рамках данного исследования определена сущность понятия цифровой культуры, отмечены методологические и методические аспекты ее формирования. В работе предложены этапы, цели деятельности и ее прогнозируемые результаты по формированию цифровой культуры будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе их профессионального образования высшей школе.

Ключевые слова: цифровизация общества, цифровизация образования, цифровизация сферы туризма и гостиничного бизнеса, цифровая культура, методологические подходы формирования цифровой культуры, профессиональная подготовка будущих менеджеров индустрии гостеприимства в высшей школе, этапы, содержание и результаты процесса формирования цифровой культуры будущих специалистов индустрии гостеприимства.

Annotation. This research is devoted to the problems of professional training of future specialists in the hospitality industry in higher education. The paper identifies trends in the development of modern society, education and tourism, among which one of the most important is the trend of digitalization. The main focus of the study is on the need to form a digital culture of future managers of the hospitality industry. Within the framework of this research, the essence of the concept of digital culture is defined, methodological and methodological aspects of its formation are noted. The paper suggests the stages, goals of the activity and its projected results for the formation of a

digital culture of future specialists in the hospitality industry in the process of their professional education in higher education.

Keywords: digitalization of society, digitalization of education, digitalization of tourism and hotel business, digital culture, methodological approaches to the formation of digital culture, professional training of future managers of the hospitality industry in higher education, stages, content and results of the process of forming the digital culture of future specialists in the hospitality industry.

Введение. Современное развитие цивилизации характеризуется ускоренным прогрессом технологий, что вызывают закономерные изменения в жизни человечества и касаются всех сфер деятельности, в том числе и образовательной, которая становится основой и предпосылкой развития общества, объединенного общими ценностями и культурой.

Современный рынок труда больше не удовлетворяют сотрудники, умеющие лишь воспроизводить предыдущий опыт человечества. Сегодня возрастает спрос на специалистов, обладающих оригинальным мышлением, способных к нестандартным решениям, таких, которые умеют ориентироваться в информационном пространстве, работать в динамичных условиях. В связи с этим меняются приоритеты и требования к содержанию образования и компетентностей работников.

Одной из ведущих тенденций развития современного как мирового, так и отечественного социума является цифровизация. Данное понятие предусматривает переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую [2].

В развитии информационного общества качественное образование становится одним из главных факторов успеха, а педагог является одновременно и объектом, и проводником позитивных изменений. Эффективно осуществлять образовательный процесс, обеспечивать ответственное использование средств цифровых технологий для управления информацией, коммуникации, создание контента способна лишь информационно грамотная личность.

Тенденции всесторонней информатизации и цифровизации общества не обошли и сферу туризма и гостиничного бизнеса. Современные исследователи считают, что «применение возможностей цифровых технологий в туризме значительно повышает производительность, что ведет к существенной экономии временных, денежных и человеческих ресурсов. При этом происходит изменение структуры и функционального значения каналов продаж туристских услуг» [2, с. 158-159].

Учет тенденции цифровизации сферы туризма и гостиничной отрасли вызывает изменения к требованиям сотрудников указанной индустрии и предусматривает коррекцию содержания профессиональной подготовки будущих специалистов.

Так, сегодня одной из главных задач учреждений высшего профессионального образования, готовящих специалистов по туризму, является обеспечение их качественной и эффективной подготовки не только соответствующей нынешнему уровню цифровой экономики, а и опережающей его. Ввиду чего одним из компонентов профессиональной подготовки будущих менеджеров индустрии гостеприимства должно выступать в современных условиях формирование цифровой культуры студентов.

Анализ теоретических и методических педагогических трудов, посвященных аспектам формирования цифровой культуры будущих специалистов, позволяет говорить о том, что данный педагогической процесс носит системный технологический характер. Обеспечение его успешности и эффективности зависит от того педагогического инструментария, который применяется в ходе формирования цифровой культуры.

Специфика данного исследования заключается в изучении педагогического инструментария, обеспечение которого необходимо при реализации процесса формирования цифровой культуры будущих специалистов индустрии гостеприимства.

Изложение основного материала статьи. Понятие «цифровая культура» было введено в научный обиход в 2000-х годах (2004, Т О'Рейли (Т. O'Reilly) в связи с возникновением технологий Web 2.0 - второго поколения сетевых сервиса Интернета. Анализируемая в данном исследовании категория в современной научной литературе определяется не только как технологический, но и гуманитарный феномен.

Итак, цифровая культура - это феномен, в рамках которого все объекты функционируют с помощью цифровых устройств на основе принципа цифрового кодирования информации с помощью бинарного кода, что становится системообразующим фактором этой культуры [1, 5].

Цифровая культура личности специалиста - это, прежде всего, понимание современных технологий передачи информации, их функции и правильное использование их в работе или в повседневной жизни [7].

Одним из компонентов цифровой культуры личности исследователи определяют информационно-цифровую компетентность. В научной литературе данное понятие определяется как уверенное и одновременно критическое применение личностью информационно-коммуникационных технологий для создания, поиска, обработки, обмена информацией на работе, в публичном пространстве и частном общении.

Информационно-цифровая компетентность специалиста включает:

- информационную и медиа-грамотность;

- основы программирования;

- алгоритмическое мышление;

- умение работать с базами данных;

- навыки безопасности в сети и кибербезопасности;

- понимание этики работы с информацией (авторское право, интеллектуальная собственность и тому подобное);

- умение активно применять различные информационные и цифровые технологии при реализации профессионально-значимых задач.

Для решения задач подготовки специалистов по туризму, обладающих отмеченными качествами, наряду с общепрофессиональными, гуманитарными и общекультурными учебными дисциплинами, в условиях цифровизации образования как нельзя лучше подходят дисциплины «Информатика» и «ИКТ в профессиональной деятельности» [4].

Однако, для оптимизации процесса подготовки студентов в условиях цифровой экономики необходим поиск новых методов, технологий и условий обучения не только этим дисциплинам, особенно важным для формирования цифровой культуры у студентов, а и условий оптимизации подготовки будущих менеджеров гостиничной индустрии [4].

Формирование цифровой культуры - это целенаправленный системный педагогической процесс, который подразумевает поэтапное внедрение дидактического инструментария для достижения промежуточных и конечных результатов.

Методологическую основу процесса формирования цифровой культуры будущих менеджеров индустрии туризма и гостиничного бизнеса составляют следующие подходы:

- культурологический;

- аксиологический;

- компетентностный;

- деятельностный;

- интегративный;

- гуманистический.

На основе анализа теоретических источников [3; 4; 6] определим основные этапы формирования цифровой культуры будущих менеджеров индустрии гостиничного бизнеса, содержание деятельности и промежуточные результаты анализируемого педагогического процесса (см. таблицу 1).

Таблица 1

Этапы формирования цифровой культуры будущих менеджеров гостиничного бизнеса

№ п/п Этап Цель деятельности в рамках этапа Результат

1. Этап идентификации в профессиональной цифровой среде. Обеспечение условий для усвоения студентами профессионально-ориентированных знаний в области информационных и цифровых технологий и развитие исполнительских возможностей студента в цифровой среде. - формирование интереса к предметам, интегративно направленных на формирование цифровой культуры; - формирование комплекса знаний, направленных на развитие цифровой грамотности студентов; - развитие способностей студентов, связанных с собственной деятельностью в цифровой среде; - формирование мотивации к деятельности в цифровой среде.

2. Этап дифференциации и индивидуализации в профессиональной цифровой среде. Формирование личностной значимости профессиональной деятельности в цифровой среде. - соотнесение усвоенных знаний с действительным отношением к себе и другим в сфере информационных отношений; - формирование навыков саморегуляции профессиональной деятельности; - появление первых прогнозов и оценок собственных результатов деятельности в цифровой среде, направленные на формирование компонентов цифровой культуры.

3. Этап персонализации в профессиональной цифровой среде. Педагогическая деятельность направлена на развитие самосознания студента, адекватной самооценкой своей деятельности в цифровой среде. - развитие персонализации; - формирование профессиональной самоидентификации в профессиональной цифровой среде; - повышение уровня сформированности цифровой культуры студентов.

Выводы. На основе вышеизложенного заключим, что сегодня все сферы деятельности человека как в контексте отечественного социума, так и мирового, всецело охвачены тенденциями цифровизации и информатизации. Не составляет исключения и сферы гостиничного и туристического бизнеса. В этой связи одной и актуальных задач учреждений высшего профессионального образования, специализирующихся на подготовке будущих менеджеров гостиничного бизнеса, является формирование цифровой культуры студентов в рамках реализации их профессиональной подготовки.

Формирование цифровой культуры студентов указанной специализации - полифункциональный целенаправленный педагогический процесс. По нашему мнению, его эффективность будет выше при условии соблюдения его этапности и применения соответствующих технологий, позволяющих создать цифровую среду вуза.

Литература:

1. Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. - 2013. - № 5. - С. 75-83.

2. Гарифьянова В.И., Галимов А.М. Исследование возможностей цифровизации в индустрии международного туризма // Казанский вестник молодых учёных. - 2019. - Т 3, № 2. - С. 157-164.

3. Гнатышина, Е.В. Социокультурный подход как общенаучная основа формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2018. - № 1. - С. 50-58.

4. Громыко Н. Интернет, постмодернизм и современное образование // Кентавр: Методологический и игротехнический альманах. - 2001. - № 27. - С. 260-275.

5. Гук А.А. Медийая культура как техногенный феномен, Медиа. Информация. Коммуникация (М1С), № 16, 2016. [Электронный ресурс]. Доступно: http://mic.org.ru/new/542-medijnaya-kulturakak-tekhnogennyj-fenomen

6. Колонтаевская, И.Ф. Цифровая культура инженера: проблемы и решения / И.Ф. Колонтаевская, О.А. Исабекова // Наука 2014: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 26 января 2015 г.). - М.: Грифон, 2015. - С. 72-76.

7. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальный и образовательный аспекты. Международная электронная научно-практическая конференция, 30 октября 2019 / Под науч. ред. И.В. Кучерук. - Астрахань: Изд-во ООО ПКФ «Триада», 2019. - 256 с.

Педагогика

УДК 373.5.016

кандидат педагогических наук, доцент Шпиталевская Галина Романовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РОДНОМУ ЯЗЫКУ И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование сущности функционально-коммуникативного подхода к обучению родному языку и речевому развитию младших школьников, раскрыты понятия «подход» и «метод», «функциональный» и «коммуникативный»; проанализированы основы функционально-коммуникативного подхода к обучению языку: лингвистическая и психологическая. Раскрыты особенности функционального и коммуникативного подходов. Автор отмечает эффективность функционально-коммуникативного подхода в обучении родному языку и формировании речевых умений младших школьников.

Ключевые слова: функционально-коммуникативный подход, обучение родному языку, речевое развитие, младшие школьники.

Annotation. The article presents a theoretical substantiation of the essence of the functional-communicative approach to teaching the native language and speech development of primary schoolchildren, discloses the concepts of "approach" and "method", "functional" and "communicative"; analyzed the basics of the functional and communicative approach to language teaching: linguistic and psychological. The features of the functional and communicative approaches are revealed. The author notes the effectiveness of the functional-communicative approach in teaching the native language and the formation of speech skills of primary schoolchildren.

Keywords: functional-communicative approach, teaching the native language, speech development, younger students.

Введение. Модернизация общеобразовательной школы, новые подходы к обучению родному языку предполагают переориентировку этого процесса на практическую направленность, когда речевое развитие учащихся, в том числе младших школьников, преобладает над языковой теорией. В связи с этим первоочередная роль в методике обучения языку отводится коммуникативному подходу, ведущим принципом в процессе обучения родному языку становится развитие коммуникативной речи, что проявляется в способности школьников успешно пользоваться языком, всеми видами речевой деятельности в процессе общения, познания окружающего мира, решения жизненно важных задач, адаптации их к жизни в социальной среде.

Вопросам обучения родному языку и речевому развитию младших школьников в научной литературе уделяется значительное внимание: в лингвистической - А.В. Бондарко, А.А. Загнитко, Г.А. Золотова и др.; в психологической - Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, М.И. Жинкин, С.Ф. Жуйков, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова и др. Проблема функционально-коммуникативного подхода в практике языкового образования нашла отражение в научных трудах лингводидактов М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского, А.В. Текучева, Н.А. Щербаковой и др.

В то же время вопросы функционально-коммуникативного подхода к обучению родному языку и речевому развитию младших школьников во взаимосвязи требуют дальнейшего рассмотрения и практического внедрения в начальное языковое образование и речевое развитие младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Идея функционально-коммуникативного подхода к обучению языку, по мнению многих исследователей (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.К. Маркова и др.), призвана стать стержневой в языковом образовании, и прежде всего в начальном обучении родному языку. В частности, М.Р. Львов отмечает, что такой подход позволит ученикам не только овладевать отдельными знаниями, но и усваивать эмоционально-выразительные возможности речи, научиться корректно и целесообразно употреблять известные им лексические и грамматические средства языка в высказываниях разного типа [6, с. 13-14]. Однако в методике больше внимания уделяется проблеме формирования коммуникативных умений в процессе обучения языку, поскольку именно на это нацеливают действующие школьные программы по языку, а функционально-коммуникативный подход еще не нашел должного освещения в лингводидактике. Лишь отдельные вопросы его реализации раскрыто в работах, посвященных методике обучения русскому языку в школе (Г.С. Болгова, А.В. Бондарко, Е.А. Быстрова, В.Ю. Купалова, М.Р. Львов и др.).

В 80-90-х годах ХХ века весомый вклад в обоснование функционально-коммуникативной стратегии обучения сделано в методике преподавания иностранных языков. Глубоко и основательно обозначены исходные положения коммуникативного подхода в научных трудах Ю.И. Пассова [10], которые позволили интерпретировать его сквозь призму обучения родному языку.

Для выяснения сущности функционально-коммуникативного подхода важен анализ лингвистической, психологической и лингводидактической литературы, посвященной этой проблеме. Это обусловлено, прежде всего, тем, что лингвистическую основу функционально-коммуникативного подхода к обучению языку составляют исследования в области функциональной грамматики (А.В. Бондарко, А.А. Загнитко, Г.А. Золотова и др.); психологическую основу для реализации данного подхода дают работы психологов и психолингвистов о теории речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.