Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА'

КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3372
596
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСТЕПРИИМСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКОСИСТЕМА / ЭКОСИСТЕМА ТУРИЗМА / ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / TOURISM / HOSPITALITY / DIGITALIZATION / DIGITAL TRANSFORMATION / ECOSYSTEM / TOURISM ECOSYSTEM / DIGITAL ECOSYSTEM / DIGITAL PLATFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Михаил Анатольевич, Морозова Наталья Степановна

В статье рассматриваются концептуальные вопросы создания цифровой экосистемы национальной индустрии туризма и гостеприимства. Цифровизация является одним из главных трендов, определяющих ключевые тенденции в развитии туристской и гостиничной деятельности. Решающее влияние на цифровизацию в туризме также оказывает смена поколений и появление так называемых цифровых туристов, для которых уровень развития цифрового сопровождения туристско-гостиничной деятельности играет определяющую роль при выборе туристской дестинации. Показано, что цифровизация позволяет сформировать единое информационное пространство в туризме, что выступает важной основой сформирования цифровой экосистемы туризма и гостеприимства. Описан понятийный аппарат, используемый в теории экосистем. Рассмотрены классификация и преимущества цифровых платформ, выступающих в качестве базы для построения цифровой экосистемы туризма и гостеприимства. Изучен опыт развития цифровых экосистем на примере различных сфер деятельности. Определены предпосылки и направления формирования цифровой экосистемы национального туризма и гостеприимства. Обосновано, что национальную цифровую экосистему туризма и гостеприимства целесообразно строить на условиях государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозов Михаил Анатольевич, Морозова Наталья Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE DIGITAL ECOSYSTEM OF THE TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY

The article discusses the conceptual issues of creating a digital ecosystem of the national tourism and hospitality industry. Digitalization is one of the main trends that determine the key trends in the development of tourism and hotel activities. A decisive influence on digitalization in tourism is also exerted by the change of generations and the emergence of the so-called digital tourists, for whom the level of digital support development for tourist and hotel activities plays a decisive role in choosing a tourist destination. It is shown that digitalization allows forming a single information space in tourism, which is an important basis for the formation of a digital ecosystem of tourism and hospitality. The authors describe conceptual apparatus used in the theory of ecosystems and consider the classification and advantages of digital platforms acting as a basis for building a digital ecosystem of tourism and hospitality. The article studies the experience of the digital ecosystem development through the example of various fields of activity. The prerequisites and directions for the formation of a digital ecosystem of national tourism and hospitality have been determined. It is substantiated that it is advisable to build a national digital ecosystem of tourism and hospitality on the basis of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

УДК 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10402

МОРОЗОВ Михаил Анатольевич

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Москва, РФ) доктор экономических наук, профессор; [email protected]

МОРОЗОВА Наталья Степановна

Российский новый университет (Москва, РФ) доктор экономических наук, профессор; [email protected]

КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

В статье рассматриваются концептуальные вопросы создания цифровой экосистемы национальной индустрии туризма и гостеприимства. Цифровизация является одним из главных трендов, определяющих ключевые тенденции в развитии туристской и гостиничной деятельности. Решающее влияние на цифровизацию в туризме также оказывает смена поколений и появление так называемых цифровых туристов, для которых уровень развития цифрового сопровождения туристско-гостиничной деятельности играет определяющую роль при выборе туристской дестинации. Показано, что цифровизация позволяет сформировать единое информационное пространство в туризме, что выступает важной основой сформирования цифровой экосистемы туризма и гостеприимства. Описан понятийный аппарат, используемый в теории экосистем. Рассмотрены классификация и преимущества цифровых платформ, выступающих в качестве базы для построения цифровой экосистемы туризма и гостеприимства. Изучен опыт развития цифровых экосистем на примере различных сфер деятельности. Определены предпосылки и направления формирования цифровой экосистемы национального туризма и гостеприимства. Обосновано, что национальную цифровую экосистему туризма и гостеприимства целесообразно строить на условиях государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: туризм, гостеприимство, цифровизация, цифровая трансформация, экосистема, экосистема туризма, цифровая экосистема, цифровые платформы

Для цитирования: Морозов М.А., Морозова Н.С. Концепция цифровой экосистемы индустрии туризма и гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №4. С. 27-36. DOI: 10.24411/1995-04112020-10402.

Дата поступления в редакцию: 15 сентября 2020 г. Дата утверждения в печать: 19 октября 2020 г.

UDC 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10402

Mikhail A. MOROZOV

Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia) PhD (Dr.Sc.) of Economics, Professor; e-mail: [email protected]

Natalia S. MOROZOVA

Russian New University (Moscow, Russia)

PhD (Dr.Sc.) of Economics, Professor; e-mail: [email protected]

THE CONCEPT OF THE DIGITAL ECOSYSTEM OF THE TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY

Annotation. The article discusses the conceptual issues of creating a digital ecosystem of the national tourism and hospitality industry. Digitalization is one of the main trends that determine the key trends in the development of tourism and hotel activities. A decisive influence on digitalization in tourism is also exerted by the change of generations and the emergence of the so-called digital tourists, for whom the level of digital support development for tourist and hotel activities plays a decisive role in choosing a tourist destination. It is shown that digitaliza-tion allows forming a single information space in tourism, which is an important basis for the formation of a digital ecosystem of tourism and hospitality. The authors describe conceptual apparatus used in the theory of ecosystems and consider the classification and advantages of digital platforms acting as a basis for building a digital ecosystem of tourism and hospitality. The article studies the experience of the digital ecosystem development through the example of various fields of activity. The prerequisites and directions for the formation of a digital ecosystem of national tourism and hospitality have been determined. It is substantiated that it is advisable to build a national digital ecosystem of tourism and hospitality on the basis of public-private partnership.

Keywords: tourism, hospitality, digitalization, digital transformation, ecosystem, tourism ecosystem, digital ecosystem, digital platforms.

Citation: Morozov, M. A., & Morozova, N. S. (2020). The concept of the digital ecosystem of the tourism and hospitality industry. Service and Tourism: Current Challenges, 14(4), 27-36. doi: 10.24411/19950411-2020-10402. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 15 September 2020 No potential conflict of interest was reported by Accepted 19 October 2020_the author(s)._

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Введение. За последние годы в индустрии туризма и гостеприимства происходят кардинальные изменения, которые меняют всю парадигму туристского бизнеса. Ключевой тенденцией является уход основных клиентов в Интернет, что связано как с широким распространением Интернет-технологий, так и со сменой поколений. Это подтверждается постоянным ростом продаж турпакетов в Интернете. Основными потребителями туристских услуг становятся люди поколения Y (мил-лениалы) и поколения Z, для которых современные цифровые коммуникации являются нормой жизни. Возрастает роль цифровых маркетинговых коммуникаций в туристской и гостиничной деятельности [11]. Уже сейчас в большинстве запросов, связанных с путешествиями, используется мобильный поиск со смартфона. Согласно исследованию Департамента цифровых технологий Москвы «Цифровые экосистемы Москвы» 24% респондентов пользуются туристскими цифровыми платформами1.

Меняются туристские потребности нового поколения, следовательно, туроператоры должны персонализировать свой продукт под клиента, а сайт туроператора должен быть адаптивным, иметь возможность приема оплаты картой и другими электронными средствами оплаты, время от поиска до покупки туристского продукта должно быть минимизировано. Особенностью туристских и гостиничных услуг является то, что при их выборе потенциальный турист использует не только информацию, размещенную на официальных сайтах туроператоров, туристских администраций, предприятий туриндустрии, но активно изучает отзывы и впечатления уже побывавших в дестинации и отеле туристов. Другими словами, успешное продвижение и продажи туристских продуктов во многом зависят от самих пользователей-туристов, которые становятся непосредственными участниками бизнес-процессов.

Активное внедрение информационных технологий в сферу туризма началось еще с середины 60-х годов прошлого века

1 Цифровые экосистемы Москвы. URL: https:// ict.moscow/research/issledovanie-tsifrovykh-ekosistem-moskvy-1/

с появлением глобальных систем бронирования (Global distribution system - GDS) [8]. Затем широкое распространение Интернета привело к созданию множества приложений, позволяющих улучшить информационное обеспечение туризма. Значительно изменили процессы управления предприятием туристской индустрии специальные программные продукты для туроператоров, турагентов, отелей. Однако всегда речь шла о внедрении информационных технологий в отдельные бизнес-процессы предприятий туристской и гостиничной индустрии. В соответствии с определением, данным международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO), бизнес-процесс представляет собой устойчивую целенаправленную последовательность взаимосвязанных видов деятельности, которые по заданной технологии преобразуют входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. Последовательность взаимосвязанных, операций, процедур, действий, выполняемых в рамках определенного бизнес-процесса, направлена на создание новой ценности для потребителя.

Цифровая экономика предполагает цифровизацию и интеграцию бизнес-процессов, происходящих в экономических системах на различных уровнях ее функционирования. В сфере туризма и гостиничного бизнеса многие бизнес-процессы уже перестроены в соответствии с концепцией развития цифровой экономики, включая системы бронирования, электронную коммерцию, использование мобильных приложений, систем распознавания образов, обработки больших данных и других, что существенно влияет на конкурентоспособность туристских дестинаций и других субъектов туристского рынка [9, 10]. В бизнес-процессах современные предприятия туриндустрии используют инструменты цифровых технологий, включая программы CRM, 1C, IP-Телефонию. На сегодняшний день у таких гигантов как: TUI, Coral Travel, ТЕЗ ТУР, Анекс Тур, Пегас Туристик, SUNMAR имеются собственные приложения для смартфонов. Набирают популярность методы взаимодействия с клиентом исключительно посредством приложений.

Примерами могут служить Level.Travel и Travelata. При разработке приложения туроператоры применяют CRM-систему для более удобного взаимодействия менеджеров с клиентами. Актуальным вопросом является внедрение навигационных технологий GPS, позволяющих получать данные о месте нахождения туристского транспорта как менеджерам, так и клиентам. В сентябре 2020 года в рамках проекта «Россия из дома» Facebook запустил чат-бот, помогающий потенциальным российским путешественникам познакомиться с туристскими возможностями страны.

В области маркетинга в индустрии туризма и гостеприимства искусственный интеллект (Artificial Intelligence - AI) предоставляет возможность перерабатывать громадные объемы данных о клиентах и их потребностях и пожеланиях, на этой основе формировать информацию для улучшения и персонификации услуг, что повысит удовлетворённость клиентов и укрепит их лояльность. Применение чат-ботов обеспечивает последовательный и функциональный разговор с клиентом в режиме реального времени, адаптируется к вопросам пользователей, позволяет повысить качество обслуживания клиентов, отправляя им полезную информацию в режиме реального времени и при этом используя меньше ресурсов.

Технологии, повышающие производительность, например, облачные вычисления, аналитика данных, программное обеспечение для управления доходами, получили широкое распространение в туризме и гостиничном бизнесе. Инновационные технологии, в том числе, дополненная реальность, геотаргетинг, позволяют генерировать и предоставлять клиентам новые продукты и услуги. Таким образом, цифровая трансформация формирует новый формат индустрии туризма и гостеприимства. Цифровые технологии имеют важное значение для предприятий туристской и гостиничной индустрии всех размеров, изменяют формирование цепочек создания стоимости в туризме. Таким образом, содействие и обеспечение оцифровки в туризме и гостиничном бизнесе является ключевой задачей повышения конкуренто-

способности российской индустрии гостеприимства.

Цифровизация предполагает формирование единого информационного пространства в сфере туризма, которое должно обеспечить потребности всех участников туристской деятельности в получении качественной и достоверной информации. В «Стратегии развития туризма Российской Федерации на период до 2035 года» предусмотрено создание условий для формирования цифровой экосистемы, инфраструктуры и сервисов, создание туристского маркетплейса по предоставлению информации, бронированию и продаже российских туристских продуктов, которая объединит значительное число участников рынка туристских услуг. В электронной форме предусматривается оказание государственных услуг, связанных с осуществлением туристской деятельности, а также взаимодействие с предпринимательским и экспертным сообществом при разработке и реализации проектов в туристской сфере.

В условиях цифровизации принципиально меняется схема экономических отношений между всеми участниками туристского рынка, в том числе между производителями и поставщиками туристских и гостиничных услуг, потребителями (путешественниками), государством, регулирующим туристскую деятельность и другими элементами, входящими в состав туристской системы. В связи с этим разработка новой экономической бизнес-модели национальной индустрии туризма в форме экосистемы представляется особенно актуальным.

Анализ публикаций по проблематике исследования. Теория экосистем развивается в течение последних трех десятков лет в работах зарубежных исследователей Adner R. [16], Jacobides M., Cennamo C., Gawer A. [21,22], Williamson P.J., De Meyer A. [31], а также российских ученых Клейне-ра Г.Б. [7], Карпинской В.А. [6], Дорошенко С.В., Шеломенцева А.Г. [5] и др. При этом количество научных публикаций, посвященных исследованию цифровых экосистем невелико, в частности, на момент написания статьи в elibrary было представлено всего несколько десятков работ, свя-

занных с изучением цифровых экосистем. Среди исследований цифровых экосистем следует отметить работы зарубежных ученых Hein A., Schreieck M., Riasanow T. [19], Tiwana A. [30], Song P., Xue L., Rai A., Zhang C. [29], Parker G., Van Alstyne M., Jiang X. [28], Gawer A., Cusumano M. [18], а также российских Акаткина Ю.М. [1], Степановой В.В. [12] и др.

При этом вопросы цифровизации и создания экосистемы в туризме рассматриваются фрагментарно, например, в работе Архиповой А.А. описываются в основном системы бронирования туристских услуг [3]. В работе Almeida-Santana,A., David-Negre T., Moreno-Gil S. изучаются взаимосвязи между источниками информации и платформами экономики совместного использования [17]. Заслуживает внимания исследование Арефьева А.С., в котором по данным российских и зарубежных источников проведен анализ цифровой трансформации в различных областях экономики на базе цифровых платформ [2].

В целом степень изученности вопросов создания цифровой экосистемы туризма остается недостаточной, практически отсутствуют системные исследования создания цифровых экосистем в сфере туризма и путешествий, что определило необходимость проведения теоретико-методологического изучения возможностей построения национальной цифровой экосистемы туристской и гостиничной индустрии.

Цель исследования. Целью исследования является изучение современного состояния развития цифровых экосистем и перспектив создания национальной цифровой экосистемы туризма и гостеприимства.

Результаты исследования

Термин «экосистема» заимствован от биологических систем взаимодействующих организмов, помещенных в среду обитания. Впервые эту концепцию и терминологию применил в научной литературе Moore J.F. [27]. Позднее lansiti M. и Levien R. [20], установив аналогию в развитии биологических и экономических систем, использовали этот термин для описания взаимозависимостей субъектов в экономике.

Обычно бизнес-экосистема рассматривается как совокупность поставщиков,

дистрибьюторов, клиентов, конкурентов, участвующих в создании, производстве и поставке конкретного продукта или услуги в рамках конкуренции и сотрудничества.

В научной литературе имеется множество различных понятий экосистемы [14, 23, 24, 25]. Обзор основных определений экосистемы достаточно полно приведен в работе Карпинской В.А. [6]. Наиболее распространенно толкование термина экосистемы как сети сотрудничающих и конкурирующих компаний, которые создают и предлагают взаимосвязанные продукты и услуги [16, 22, 27]. Важно подчеркнуть, что экосистемы реализуют механизм сотрудничества для объединения продуктов и услуг разных компаний в комплексный продукт (услугу), в максимальной степени удовлетворяющий потребности клиентов. Ключевой особенностью экосистем является реализация принципа комплементар-ности, т.е. дополняемости, в соответствии с которым совместное производство и взаимодополнение разных экономических субъектов приводит к созданию продуктов и услуг, имеющих существенно большую потребительную стоимость для покупателей (клиентов), чем продукты и услуги разрозненных компаний. Особое значение приобретают такие характеристики товаров и услуг как своевременность, доступность, качество и персонификация. В табл. 1 представлены точки зрения различных авторов о цифровых экосистемах.

Таким образом, цифровая экосистема — это взаимосвязанная и взаимозависимая группа экономических субъектов, которые совместно используют цифровые платформы для взаимовыгодных целей, таких как коммерческая выгода, инновации или общие интересы. За счет синергетиче-ского эффекта взаимодействия компаний, объединенных экосистемой, формируется новое качество продуктов и услуг, основанное на эффекте комплементарности. Экосистемы ориентируются на потребности пользователя, позволяя ему получать различные продукты и услуги через единую точку доступа в рамках этой экосистемы.

Цифровые экосистемы базируются на цифровых платформах. В научной литературе существует множество понятий этого

Таблица 1 - Понятие цифровой экосистемы

Table 1 - The digital ecosystem concept

Автор

Архипова А.А. [3]

Степанова В.В. и др. [12]

Акаткин Ю.М. и др. [1]

Millard, J. [26]

Понятие экосистемы

Цифровые экосистемы представляют собой либо набор сервисов, объединенных вокруг одной компании, либо открытые площадки, вокруг которых формируется пул внешних по отношению к самой площадке партнеров, где клиенты могут выбрать любого исполнителя, а иногда и стать исполнителем

Цифровая экосистема представляет собой полиструктурную взаимосвязь основных акторов цифровизации экономики (население, государство, бизнес-структуры) и базовых условий их функционирования

Экосистема цифровой отрасли -это среда, обеспечивающая условия для инновационного развития и распространения цифровых сервисов, цифровых продуктов, приложений и устройств в конкретном секторе цифровой экономики

Экосистема - среда с понятным набором смоделированных правил, вспомогательных руководств для пользователей, ресурсов и службы поддержки, которые стимулируют сотрудничество представителей всех референтных групп для создания не только общественной ценности, но и ценности для каждого участника в отдельности так, как он ее понимает

термина. Наиболее распространенным является понимание цифровой платформы как совокупности технологий, которые обеспечивают единое информационное пространство для цифрового взаимодействия различных субъектов. Цифровые платформы являются основным инструментарием цифровой экономики, которые информационно объединяют большое количество независимых экономических агентов на взаимовыгодных условиях для создания ценности путем осуществления трансакций с различными группами пользователей.

Цифровые платформы обеспечивают2:

2 Цифровые платформы. Подходы к определению и типизации. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/04/digital_platforms.pdf

- формирование единого информационного пространства, в котором происходит бизнес-взаимодействие всех участников цифровой платформы,

- алгоритмизацию всех действий пользователей цифровой платформы,

- получение взаимной выгоды всех участников платформы за счет реализации принципа эффективной взаимозависимости win-win, позволяющей всем участникам добиться большего эффекта за счет синергии,

- минимизацию транзакционных расходов.

На данный момент единая классификация цифровых платформ не сформирована, различные варианты классификации содержатся в работах [4, 13, 15].

По функциональному назначению цифровые платформы можно разделить на три группы:

- инструментальные, представляющие собой аппаратно-программные решения, реализующие технологические операции обработки информации, например, Amazon Web Services, являющаяся лидером в предоставлении облачных сервисов, Java, Android OS, iOS, Bitrix, Microsoft Azure, и др.,

- инфраструктурные, предоставляющие IT-сервисы, например, General Electric Predix, ESRI ArcGIS, ЕСИА, «CoBrain-Аналитика» и др.,

- прикладные, ориентированные на конкретные рынки, например, Uber, Facebook, Alibaba, Aliexpress, AirBnB, Booking. com, Avito, Apple AppStore, AviaSales и др.

Цифровые платформенные бизнес-модели позволяют объединять производителей и потребителей услуг, практически нивелируя роль посредников. На основе такого рода прикладных цифровых платформ организована деятельность компании Uber по предоставлению услуг такси, сдачи жилья в аренду AirBnB, бронирование гостиничных услуг Booking.com, в которых реализована концепция многие поставщики услуг - многие клиенты.

Прикладные цифровые платформы создаются на базе инструментальных и инфраструктурных, например, прикладная цифровая платформа Uber функционирует на основе инструментальной платформы Web GL и инфраструктурной Google Maps.

Крупнейшими цифровыми экосистемами являются Alibaba, Alphabet (Google), Amazon, Apple, Facebook, Microsoft, Tencent. На российском рынке активно развивают цифровые экосистемы Сбербанк, Яндекс, Тинькофф, Mail.ru Group, МТС и другие.

Обычно цифровые экосистемы формируются на базе крупной компании, которая организует и управляет экосистемой, аккумулирует вокруг себя другие предприятия, производящие комплементарные продукты и услуги, что позволяет создать новый комплексный более ценный для конечного пользователя продукт или услугу. По такому принципу формируются экосистемы Сбербанка, Mail.ru Group и другие. Экосистемы принципиально меняют природу сотрудничества и методы создания дополнительной стоимости. Участники экосистемы создают ценность для конечных пользователей, в результате чего все участники получают доход.

В работе Акаткина Ю.М. представлена концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли, которая включает следующие компоненты [1]:

- семантическое ядро, содержащее полные данные о предметной области, в том числе классификаторы, стандарты, схемы взаимодействия и т.п.,

- технологическую инфраструктуру экосистемы, обеспечивающую функционирование цифровых сервисов,

- пользовательские и прикладные цифровые сервисы,

- персонализированные приборы и устройства Интернета вещей.

Формирование отраслевой цифровой экосистемы должно базироваться на платформе, обеспечивающей возможность совместной работы уже существующих цифровых сервисов, объединяющих возможности всех участников рынка.

Международный и российский опыт развития цифровых экосистем

Крупнейшими цифровыми экосистемами являются Alibaba, Alphabet (Google), Amazon, Apple, Facebook, Microsoft, Tencent. Они занимают значительную долю глобальных мировых рыков, в частности, 90% поиска в Интернете осуществляется через Google, 37% мировой Интернет-торговли принадлежит Amazon.

Одной из наиболее развитых российских экосистем признана экосистема Сбербанка, которая объединяет более 40 различных организаций, предоставляющих различные сервисы для повседневной жизни и бизнеса. В настоящее время клиентам доступны сервисы из групп финансы, шопинг, досуг, обучение, здоровье, бизнес, представленные на сайте https://www. sberbank.ru/ru/ecosystem. Большинство этих сервисов не являются профильными для финансовых организаций, но именно в этом состоит сущность эффекта компле-ментарности, обеспечивающего формирование продуктов и услуг, имеющих новую повышенную потребительскую ценность и привлекательность для клиентов. Все эти сервисы сосредоточены на одной цифровой площадке, пользующейся доверием у более чем 6 миллионов клиентов Сбербанка. Например, сервис СберЗдоровье предоставляет медицинские онлайн-кон-сультации, имеет 7,5 миллионов клиентов, сотрудничает с 4000 клиник. В экосистему сбербанка постоянно добавляются новые компании, так в четвертом квартале 2020 года в экосистему входит сервис доставки еды «Кухня на районе».

В июле 2020 года Ростелеком представил новое мультисервисное решение «Цифровая экосистема АПК», которая позволяет создать единое информационное пространство и безопасный информационный обмен между всеми цифровыми сервисами агрокомпании в рамках реализации технологической цепочки от производителя к заказчику.

Направления формирования цифровой экосистемы национального туризма и гостеприимства

На наш взгляд, в индустрии туризма и гостеприимства существуют все предпосылки для создания цифровой экосистемы. В частности, уже цифровизированы многие глобальные для туризма и гостиничного бизнеса процессы, включая сервисы бронирования мест размещения (Booking.com, А^ВпВ и др.), бронирование авиабилетов (AviaSales, Avia.tutu, Skyscanner.ru и др.) и другие услуги, оказываемые путешественникам. Кроме того, большая часть современных туристов относится к категории

цифровых, т.е. предпочитает использовать цифровые сервисы и цифровые коммуникации и в будущем доля таких путешественников будет только увеличиваться.

При формировании экосистемы туристской и гостиничной деятельности следует учитывать то, что в рамках туристско-гостиничной деятельности используются государственные услуги и сервисы, в частности, при оформлении виз иностранным туристам и др. В настоящее время информатизация государственных услуг переходит на новый уровень и вместо разрозненных отдельных информационных систем федеральных ведомств, региональных органов власти и государственных сервисов создается единая цифровая экосистема государства. Следовательно, национальная экосистема туризма и гостеприимства должна быть связана с ней с точки зрения получения необходимых цифровых сервисов.

С точки зрения туристского и гостиничного бизнеса национальная экосистема туризма и гостеприимства должна учитывать интересы предпринимателей и их коммерческий интерес. Исходя из этого, можно сделать вывод, что национальную цифро-

вую экосистему туризма и гостеприимства целесообразно строить на условиях государственно-частного партнерства.

Заключение. В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует ряд объективных предпосылок для формирования национальной цифровой экосистемы туризма и гостеприимства. Прежде всего, это достигнутый на данный момент высокий уровень цифровизации основных бизнес-процессов в индустрии туризма и гостеприимства. Кроме того, смена поколений и появление цифровых путешественников влечет за собой необходимость изменений в информационно-коммуникационной составляющей всех бизнес-процессов в индустрии туризма. Создание национальной экосистемы туризма и гостеприимства будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, которому государство в настоящее время уделяет большое внимание. Экосистему туризма и гостеприимства целесообразно создавать на условиях государственно-частного партнёрства, учитывая интересы как коммерческих структур, так и государства.

Список источников

1. Акаткин Ю.М., Карпов О.Э., Конявский В.А., Ясиновская Е.Д. Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли // Бизнес-информатика. 2017. № 4 (42). С. 17-28.

2. Арефьев А.С. «Платформизация» как инструмент управления цифровой трансформацией в сфере туризма // Теоретическая и прикладная экономика. 2020. №3. С. 22-34.

3. Архипова А.А. Цифровая экосистема в индустрии туризма // Modern Science. 2020. №7-2. С. 38-42.

4. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т.11. №6. С. 22-36. DOI: 10.18721/JE.11602.

5. Дорошенко С.В., Шеломенцев А.Г. Предпринимательская экосистема в современных экономических исследованиях // Журнал экономической теории. 2017. №4. С. 212-221.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Карпинская В.А. Экосистема как единица экономического анализа // Системные проблемы отечественной мезоэкономики, микроэкономики, экономики предприятий: Мат. II конф. Отделения моделирования производственных объектов и комплексов ЦЭМИ РАН (Москва, 12.01.2018), Вып. 2. C. 125-141. DOI: 10.33276/978-5-8211-0769-5-125-141.

7. Клейнер Г.Б. Социально-экономические экосистемы в контексте дуального пространственно-временного анализа // Экономика и управление: проблемы и решения. 2018. № 5-5'. С. 5-13.

8. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. М., Академия, 2004. 240 с.

9. Морозов М.А., Морозова Н.С. Модель оценки конкурентоспособности туристских дестинаций // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2012. №11(70). С. 100-108.

10. Морозов М.А., Морозова Н.С. Оценка привлекательности туристских дестинаций // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2012. №7-8(67). С. 41-49.

11. Морозов М.М., Савин М.А. Маркетинговые коммуникации в социальных сетях как способ продвижения турпродукта // Туризм и региональное развитие: Сб. науч. ст. Вып. 10. Смоленск: Универсум, 2017. С. 73-76.

12. Степанова В.В., Уханова А.В., Григорищин А.В., Яхяев Д.Б. Оценка цифровых экосистем регионов России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т.12. №2. С. 73-90.

13. Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е., Синятуллина Л.Х. Государственные цифровые платформы: от концепта к

реализации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. №4. С. 31-60.

14. Тихонова А.Д. К вопросу о развитии инновационных экосистем в современной экономике // Российский журнал инновационной экономики. 2019. Т.9. №4. С. 1383-1392.

15. Управление бизнесом в цифровой экономике: вызовы и решения / Под ред. И.А. Аренкова и др. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. 360 с.

16. Adner R. Ecosystem as Structure: An Actionable Construct for Strategy // Journal of Management. 2017. Vol. 43. №1. Pp. 39-58.

17. Almeida-Santana A., David-Negre T., Moreno-Gil S. et al. New digital tourism ecosystem: understanding the

relationship between information sources and sharing economy platforms // International Journal of Tourism Cities. 2020. Vol. 6. №2. Pp. 335-345. DOI: 10.1108/IJTC-09-2019-0173.

18. Gawer A., Cusumano M. Industry platforms and ecosystem innovation // Journal of Product Innovation Management. 2014. №31(3). Pp. 417-433.

19. Hein A., Schreieck M., Riasanow T. et al. Digital platform ecosystems // Electron Markets. 2020. №30. Pp. 87-98. DOI: 10.1007/s12525-019-00377-4.

20. Iansiti M., Levien R. Strategy as ecology // Harvard Business Review. 2004. №82(3). Pp. 68-81.

21. Jacobides M., Cennamo C., Gawer A. Towards a Theory of Ecosystems // Strategic Management Journal. 2018. Vol.39, Iss. 8. Pp. 2255-2276.

22. Jacobides M., Lang N., Szczepanski K. What Does a Successful Digital Ecosystem Look Like? URL: https://www. bcg.com/en-gb/publications/2019/what-does-successful-digital-ecosystem-look-like.

23. Kapoor R. Ecosystems: Broadening the locus of value creation // Journal of Organization Design. 2018. №7(1). P. 12.

24. Kapoor R., Agarwal S. Sustaining superior performance in business ecosystems: Evidence from application software developers in the iOS and Android smartphone ecosystems // Organization Science. 2017. №28(3). Pp. 531-551.

25. Lang N., Szczepanski K., Wurzer C. The Emerging Art of Ecosystem Management. URL: https://www.bcg.com/ ru-ru/publications/2019/emerging-art-ecosystem-management.aspx.

26. Millard J. Open governance systems: Doing more with more // Government Information Quarterly. 2018. Vol. 35. №4. Pp. 77-87.

27. Moore J.F. Predators and prey: A new ecology of competition // Harvard Business Review. 1993. №71(3). Pp. 75-83.

28. Parker G., Van Alstyne M., Jiang X. Platform ecosystems: How developers invert the firm // MIS Quarterly. 2017. №41(1). Pp. 255-266.

29. Song P., Xue L., Rai A., Zhang C. The ecosystem of software platform: A study of asymmetric cross-side network effects and platform governance // MIS Quarterly. 2018. №42(1). Pp. 121-142.

30. Tiwana A. Evolutionary competition in platform ecosystems // Information Systems Research. 2015. №18(1). Pp. 7047-7047.

31. Williamson P.J., De Meyer A. Ecosystem advantage: How to successfully harness the power of partners // California Management Review. 2012. №55. Pp. 24-46.

References

1. Akatkin, Yu. M., Karpov, O. E., Konyavsky, V. A., & Yasinovskaya, E. D. (2017). Cifrovaja ekonomika: konceptual'naja arhitektura ekosistemy cifrovoj otrasli [Digital Economy: Conceptual Architecture of the Digital Industry Ecosystem]. Biznes-informatika [Business Informatics], 4(42), 17-28. (In Russ.).

2. Arefiev, A. S. (2020). «Platformizacija» kak instrument upravlenija cifrovoj transformaciej v sfere turizma ["Platformization" as a tool for managing digital transformation in the field of tourism]. Teoreticheskaja i prikladnaja ekonomika [Theoretical and Applied Economics], 3, 22-34. (In Russ.).

3. Arkhipova, A. A. (2020). Cifrovaja ekosistema v industrii turizma [Digital ecosystem in the tourism industry]. Modern Science, 7-2, 38-42. (In Russ.).

4. Geliskhanov, I. Z., Yudina, T. N., & Babkin, A. V. (2018). Cifrovye platformy v ekonomike: sushhnost', modeli, tendencii razvitija [Digital platforms in the economy: essence, models, development trends]. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki [Scientific and technical statements of SPbSPU. Economic sciences], 11(6), 22-36. doi: 10.18721/JE.11602. (In Russ.).

5. Doroshenko, S. V., & Shelomentsev, A. G. (2017). Predprinimatel'skaja ekosistema v sovremennyh ekonomicheskih issledovanijah [Entrepreneurial ecosystem in modern economic research]. Zhurnal ekonomicheskoj teorii [Journal of Economic Theory], 4, 212-221. (In Russ.).

6. Karpinskaya, V. A. (2018). Ekosistema kak edinica ekonomicheskogo analiza [Ecosystem as a unit of economic analysis]. Sistemnye problemy otechestvennoj mezoekonomiki, mikroekonomiki, ekonomiki predprijatij [Systemic problems of domestic mesoeconomics, microeconomics, enterprise economics]: Materials of the Second conference of the Department of Modeling Production Facilities and Complexes of the CEMI RAS. Moscow. doi: 10.33276 / 978-5-8211-0769-5-125-141. (In Russ.).

7. Kleiner, G. B. (2018). Social'no-ekonomicheskie ekosistemy v kontekste dual'nogo prostranstvenno-vremennogo analiza [Socio-economic ecosystems and dual space-time analysis]. Ekonomika i upravlenie: problemy i reshenija [Economics and Management: Problems and Solutions], 5-5, 5-13. (In Russ.).

8. Morozov, M. A., & Morozova, N. S. (2004). Informacionnye tehnologii v social'no-kul'turnom servise i turizme. Orgtehnika [Information technologies in social and cultural services and tourism. Office equipment]. Moscow: Academy. (In Russ.).

9. Morozov, M. A., & Morozova, N. S. (2012). Model' ocenki konkurentosposobnosti turistskih destinacij [A model for assessing the competitiveness of tourist destinations]. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Russian State Trade and Economic University], 11(70), 100-108. (In Russ.).

10. Morozov, M. A., & Morozova, N. S. (2012). Ocenka privlekatel'nosti turistskih destinacij [Assessment of the attractiveness of tourist destinations]. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Russian State Trade and Economic University], 7-8(67), 41-49. (In Russ.).

11. Morozov, M. M., & Savin, M. A. (2017). Marketingovye kommunikacii v social'nyh setjah kak sposob prodvizhenija turprodukta [Marketing communications in social networks as a way to promote a tourist product]. Turizm i regional'noe razvitie [Tourism and regional development]: Coll. scientific articles, 10, 73-76. (In Russ.).

12. Stepanova, V. V., Ukhanova, A. V., Grigorishchin, A. V., & Yakhyaev, D. B. (2019). Ocenka cifrovyh ekosistem regionov Rossii [Assessment of digital ecosystems of Russian regions]. Ekonomicheskie i socia'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 12(2), 73-90. (In Russ.).

13. Styrin, E. M., Dmitrieva, N. E., & Sinatullina, L. Kh. (2019). Gosudarstvennye cifrovye platformy: ot koncepta k realizacii [State digital platforms: from concept to implementation]. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija [Issues of state and municipal management], 4, 31-60. (In Russ.).

14. Tikhonova A. D. (2019). K voprosu o razvitii innovacionnyh ekosistem v sovremennoj ekonomike [On the development of innovative ecosystems in the modern economy]. Rossijskij zhurnal innovacionnoj ekonomiki [Russian Journal of Innovative Economics], 9(4), 1383-1392. (In Russ.).

15. Arenkov, I. A., Lezin, T. A., Tsenzharik, M. K., & Chernova, E. G. (Eds.). (2019). Upravlenie biznesom v cifrovoj ekonomike: vyzovy i reshenija [Business management in the digital economy: challenges and solutions]. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg University. (In Russ.).

16. Adner, R. (2017). Ecosystem as Structure: An Actionable Construct for Strategy. Journal of Management, 43(1), 39-58.

17. Almeida-Santana, A., David-Negre T., Moreno-Gil, S., et al. (2020). New digital tourism ecosystem: understanding the relationship between information sources and sharing economy platforms. International Journal of Tourism Cities, 6(2), 335-345. doi: 10.1108/IJTC-09-2019-0173.

18. Gawer, A., & Cusumano, M. (2014). Industry platforms and ecosystem innovation. Journal of Product Innovation Management, 31(3), 417-433.

19. Hein, A., Schreieck, M., Riasanow, T., et al. (2020). Digital platform ecosystems. Electron Markets, 30, 87-98. doi: 10.1007/s12525-019-00377-4.

20. Iansiti, M., & Levien, R. (2004). Strategy as ecology. Harvard Business Review, 82(3), 68-81.

21. Jacobides, M., Cennamo, C., & Gawer, A. (2018). Towards a Theory of Ecosystems. Strategic Management Journal, 39(8), 2255-2276.

22. Jacobides M., Lang N., & Szczepanski, K. (2019). What Does a Successful Digital Ecosystem Look Like? URL: https://www.bcg.com/en-gb/publications/2019/what-does-successful-digital-ecosystem-look-like.

23. Kapoor, R. (2018). Ecosystems: Broadening the locus of value creation. Journal of Organization Design, 7(1), 12.

24. Kapoor, R., & Agarwal, S. (2017). Sustaining superior performance in business ecosystems: Evidence from application software developers in the iOS and Android smartphone ecosystems. Organization Science, 28(3), 531-551.

25. Lang, N., Szczepanski, K., & Wurzer, C. (2019). The Emerging Art of Ecosystem Management. URL: https://www. bcg.com/ru-ru/publications/2019/emerging-art-ecosystem-management. aspx.

26. Millard, J. (2018). Open governance systems: Doing more with more. Government Information Quarterly, 35, 77-87.

27. Moore, J. F. (1993). Predators and prey: A new ecology of competition. Harvard Business Review, 71(3), 75-83.

28. Parker, G., Van Alstyne, M., & Jiang, X. (2017). Platform ecosystems: How developers invert the firm. MIS

Quarterly, 41(1), 255-266.

29. Song, P., Xue, L., Rai, A., & Zhang, C. (2018). The ecosystem of software platform: A study of asymmetric cross-side network effects and platform governance. MIS Quarterly, 42(1), 121-142.

30. Tiwana, A. (2015). Evolutionary competition in platform ecosystems. Information Systems Research, 18(1), 7047-7047.

31. Williamson, P. J., & De Meyer, A. (2012). Ecosystem advantage: How to successfully harness the power of partners. California Management Review, 55, 24-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.