Научная статья на тему 'Инновационные тренды развития туризма и гостиничного бизнеса в условиях цифровизации'

Инновационные тренды развития туризма и гостиничного бизнеса в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4823
902
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Туризм / гостиничный бизнес / цифровизация / цифровые технологии / информационно-коммуникационное сопровождение бизнеса. / Tourism / hotel business / digitalization / digital technologies / information and communication busi- ness support.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М А. Морозов, Н С. Морозова

Глобальная цифвовизация кардинальным образом влияет на туристкую деятельность, изменяет принципы ее организации, информационное сопровождение туризма и самого путешественника. В статье проведен анализ российских и зарубежных научных исследований, посвященных проблеме внедрения цифровых технологий в сферу туризма и гостеприимства. Рассмотрены цифровые технологии, используемые в настоящее время в туризме и гостеприимстве, в том числе технологии больших данных, искусственного интеллекта и другие. Приведены примеры использования цифровых технологий на предприятиях туризма и гостиничного бизнеса, перспективы их широкого распространения. Выявлены ключевые инновационные изменения, происходящие в бизнес-процессах предприятий туристской и гостиничной индустрии в связи с цифровизацией, сформулирована новая цифровая парадигма развития туристской и гостиничной деятельности и особенности их информационно-коммуникационного сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М А. Морозов, Н С. Морозова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF TOURISM AND HOTEL BUSINESS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Global digitalization dramatically affects tourism activities, changes the principles of its organization, information support of tourism and the traveler himself. The article analyzes Russian and foreign scientific research on the problem of introducing digital technologies in tourism and hospitality. The digital technologies currently used in tourism and hospitality, including big data, artificial intelligence, and others, are considered. Examples of the use of digital technologies in tourism and hotel business, the prospects for their wide distribution are given. The key innovative changes that are occurring in the business processes of tourism and hotel industry enterprises in connection with digitalization are identified, a new digital paradigm for the development of tourist and hotel activities and the features of their information and communication support are formulated.

Текст научной работы на тему «Инновационные тренды развития туризма и гостиничного бизнеса в условиях цифровизации»

3. Mishurova I.V. Nikolaeva N.V. Decomposition of project goals as a method of choosing a strategy for innovative development. Development of industrial potential in the context of import substitution: management and marketing technologies, materials of an international scientific and practical conference. May 18, 2017 / ed. Yu.S. Rudenko, M.Ya. Parfenova, M.S.Ruban, Yu.E. Korobkova [Electronic edition]. - M .: CHOUVO "MU them. S.Yu. Witte ", 2017. - 5.41 Mb. S. 497-503

4. Mishurova I.V. Nikolaev D.V. The strategy of introducing a new product to the market from the perspective of the project approach. Economic problems of Russia and the region: scientific notes, Issue 24. - Rostov-n / D: publishing and printing complex of the Russian State University of Economics (RINH), 2019. - p. 266-272 ISBN 978-5-7972-2644-4

5. Mishurova I.V. The development of entrepreneurial abilities based on the study of the specifics of the phenomenon of entrepreneurship // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 36 (1), p. 153-158, 2020, DOI: 10.24411 / 2304-6139-2020-10027

6. Nikolaeva N.V. Chapter 3. Building a profile of key competencies of the project manager. Monograph "Scientific and applied research in the field of transformation of the business climate" [Electronic resource]: monograph. - El. ed. - The electron. text data - Nizhny Novgorod: NGO "Professional Science", 2019, p. 32-54 - Access mode: http://scipro.ru/conf/monographfinance 2011.pdf .. ISBN 978-5-907072-91-6

7. Three whales of selection: experience, hard skills and soft skills https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=129195

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10100

М.А.Морозов - доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, [email protected],

M.A.Morozov - Doctor of Economics, Professor, academician of RANS, Professor of the Hospitality Industry, Tourism and Sports Department of the Plekhanov Russian University of Economics;

Н.С.Морозова - доктор экономических наук, профессор, научный руководитель института бизнес-технологий Российского нового университета, [email protected],

N.S.Morozova - Doctor of Economics, Professor, Scientific Director of the Institute of Business Technologies of the Russian New University.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ

INNOVATIVE TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF TOURISM AND HOTEL BUSINESS IN THE

CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Аннотация. Глобальная цифвовизация кардинальным образом влияет на туристкую деятельность, изменяет принципы ее организации, информационное сопровождение туризма и самого путешественника. В статье проведен анализ российских и зарубежных научных исследований, посвященных проблеме внедрения цифровых технологий в сферу туризма и гостеприимства. Рассмотрены цифровые технологии, используемые в настоящее время в туризме и гостеприимстве, в том числе технологии больших данных, искусственного интеллекта и другие. Приведены примеры использования цифровых технологий на предприятиях туризма и гостиничного бизнеса, перспективы их широкого распространения. Выявлены ключевые инновационные изменения, происходящие в бизнес-процессах предприятий туристской и гостиничной индустрии в связи с цифровизацией, сформулирована новая цифровая парадигма развития туристской и гостиничной деятельности и особенности их информационно-коммуникационного сопровождения.

Annotation. Global digitalization dramatically affects tourism activities, changes the principles of its organization, information support of tourism and the traveler himself. The article analyzes Russian and foreign scientific research on the problem of introducing digital technologies in tourism and hospitality. The digital technologies currently used in tourism and hospitality, including big data, artificial intelligence, and others, are considered. Examples of the use of digital technologies in tourism and hotel business, the prospects for their wide distribution are given. The key innovative changes that are occurring in the business processes of tourism and hotel industry enterprises in connection with digitalization are identified, a new digital paradigm for the development of tourist and hotel activities and the features of their information and communication support are formulated.

Ключевые слова. Туризм, гостиничный бизнес, цифровизация, цифровые технологии, информационно-коммуникационное сопровождение бизнеса.

Keywords. Tourism, hotel business, digitalization, digital technologies, information and communication business support.

Введение

Глобальная цифровизация, порожденная четвертой промышленной революцией, приводит к кардинальным изменениям во всех сферах социально-экономической жизни общества [9]. По данным ООН доля цифровой экономики в мировом ВВП составляет от 4,5% до 15% [1]. Наиболее значимыми тенденциями в развитии человечества в настоящее время выступают ускорение внедрения в жизнь любых технологический инноваций, глобализация и цифровизация всех процессов, экологизация.

Туризм одним из первых ощутил на себе воздействие глобальной цифровизации, т.к. он является информационно насыщенной индустрией, быстро реагирующей на все изменения. Влияние цифровизации на сферу туризма проявляется не только с точки зрения внедрения цифровых технологий в бизнес-процессы предприятий туристской индустрии, но и изменяется сам путешественник.

В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» подчеркивается, что внедрение цифровых технологий в сферу туризма формирует новые тенденции ее развития. В связи с этим актуальной задачей является изучение ключевых направлений цифровизации туристской деятельность и оценка их последствий для туризма.

Цель исследования

Целью исследования является выявление основных тенденций развития туризма, которые формируются под воздействием глобальной цифровизации, анализ ключевых изменений, происходящих в бизнес-процессах в связи с применением цифровых технологий

Современное состояние изученности проблемы

В настоящее время вопросы влияния цифровых технологий на сферу туризма являются одними из наиболее важных и актуальных, они рассматривались во многих трудах российских и зарубежных ученых. По данным научной электронной библиотеки elibrary, на момент проведения исследования насчитывалось более 200 статей российских авторов, посвященных проблемам цифровизации в туризме. Зарубежные авторы также достаточно много работ посвящают вопросам цифровизации туристской индустрии. В работе Хатри И. приведен обзор публикаций по применению информационных технологий в туризме за последние 10 лет [16].

Концептуальным вопросам влияния цифровых технологий на индустрию туризма посвящены работы [4, 8, 21].

Влияние цифровых технологий на потребительский выбор в туризме рассматривалось в работах [7, 17]. Дополненной реальности в туризме посвящены работы [15, 19]. Цифровые технологии экономики совместного использования освещены в работах [23, 25]

Исследованию применения отдельных видов цифровых технологий в сфере туризма посвящены работы [10, 11, 12, 14], в которых рассматривается влияние платформы Airbnb и цифровая дискриминация.

Следует подчеркнуть, что цифровизация оказывает не только положительное влияние на туризм, но имеются некоторые негативные факторы, требующие особо пристального внимания и изучения, которые освещены в работе Нгуена Н. Т. и других [20, 13].

Материалы и методы

При проведении исследования влияния цифровизации на туризм были использованы системный, монографический, статистический методы анализа. На их основе были проанализированы предпосылки внедрения цифровизации в сферу туризма в Российской Федерации, основные направления и возможности применения новейших цифровых технологий в туризме.

Одним из факторов, способствующих внедрению цифровизации в сферу туризма, является доступность и умение населения работать в Интернет среде. При оценке цифровой конкурентоспособности стран одним из показателей выступает доступ в Интернет.

По данным Международного союза электросвязи ITU (International Telecommunication Union) на конец 2019 года Интернетом пользовались 4,1 миллиарда человек, т.е. 53,6% населения мира (рисунок 1).

od

Ё

(D

Я о

60 50 40 30 20 10 0

49

51,4

53,6

44,8

34,8

37

39,1

41,5

31,8

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Построено авторами по данным ITU https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx

Рисунок 1 - Количество индивидуальных пользователей Интернета в мире (в % от населения мира)

Начиная с 2005 года, количество Интернет-пользователей в мире выросло с 16,8% до 53,6% от всего населения мира, т.е. более чем в 3 раза. Для половины населения земного шара Интернет стал повседневным и доступным инструментов. Однако следует отметить неравномерность доступа в Интернет по различным регионам мира.

На рисунке 2 показан в региональном разрезе процент домохозяйств, имеющих доступ в Интернет.

Европа

СНГ 74,: 2

5

Северная и Южная Америка

Арабские государства

71,8

57,1

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0 100,0

Построено авторами по данным ITU http://www.itu.int/ict/statistics

Рисунок 2 - Процент домохозяйств с доступом в Интернет по регионам

Как следует из графика, максимальное количество домохозяйств с доступом в Интернет зафиксировано в Европе 86,5%, что существенно выше, чем в мире в целом (57%). Минимальный уровень доступа домохозяйств в Интернет в Африке (17,8%).

В России в 2018 году доступ в Интернет имели 76,6% домохозяйств, что выше среднемирового уровня и немного ниже европейских показателей [2].

На рисунке 3 показана информация о наиболее распространённых видах товаров и услуг, заказываемых в интернете населением России.

Одежда, обувь, спорттовары Финансовые услуги Предметы домашнего обихода Телекоммуникационные услуги Билеты на развлекательные мероприятия Услуги, связанные с организацией путешествий

40,2

2

24,5

20,4

18,5

55,6

10 20 30

в процентах

40

50

60

Построено авторами по данным [2]

Рисунок 3 - Использование населением России интернета для заказа товаров и услуг по видам

По данным рисунка 2 видно, что 18,5% от численности населения России в возрасте 15-74 лет, пользующихся услугами онлайн, бронируют услуги по организации путешествий [2]. Этот показатель свидетельствует

0

о том, что уровень цифровых компетенций российских Интернет-пользователей достаточен для того, чтобы пользоваться цифровыми технологиями в сфере туризма.

К новейшим цифровым технологиям, которые выступают в качестве основы цифровизации туристской деятельности, относятся:

- технологии больших данных (Big Data), blockchain,

- искусственный интеллект,

- интернет вещей (Internet of Things — IoT и IIoT — Industrial Internet of Things),

- мобильные устройства и многое другое.

Применение искусственного интеллекта, в частности, технологии распознавания:

- обеспечение доступа в номер с помощью сканирования сетчатки глаза или сканирования отпечатков пальцев, это обеспечивает дополнительные удобства для гостя и повышает безопасность пребывания в отеле, такая технология используется в отеле Marriott China,

- технология распознавания лиц позволяет улучшить качество обслуживания клиентов за счет персона-лизации услуг, например, технология NEC NeoFace Express.

Персонализация обслуживания сейчас является одним из важнейших конкурентных преимуществ, которые невозможно получить без цифровых технодогий. Для того, чтобы понять потребности и желания клиента, необходимо собрать и обработать огромную базу данных, связанную с его предыдущим опытом путешествий, пребывания в отеле и т.п. Это позволит сформировать некий виртуальный образ путешественника, смоделировать его потребности с помощью систем искусственного интеллекта, обеспечить удаленное консалтинговое обслуживание с помощью чат-ботов. К преимуществам облуживания с помощью систем искусственного интеллекта следует отнести скорость и точность предоставления информации клиенту. Искусственный интеллект позволяет быстро обрабатывать информацию и предлагать различные варианты решения вопроса, например, предоставив несколько вариантов размещения с комментариями персонально для клиента. Примером может служить использование таких систем в отелях Hilton для предоставления гостям разнообразной туристской информации.

Одной из наиболее перспективных цифровых технологий является обработка больших данных Big Data, blockchain (блокчейн) [22, 24]. Технологии блокчейн уже сейчас широко применяются в индустрии путешествий:

- сбор и контроль информации за перемещением багажа между различными аэропортами и авиакомпаниями,

- идентификация пассажиров с помощью отпечатков пальцев или сканирования сетчатки глаза.

- организация оплаты разнообразных услуг, в том числе, с помощью биткоинов.

Приведем наиболее успешные проекты использования технологии блокчейн в туризме.

На цифровой технологии блочейн построена платформа LockChain, представляющая собой торговую площадку для разнообразных средств размещения, в которой отсутствуют посредники и нет комиссионных сборов.

Технология блокчейн использована в платформах BeeToken и Beenest, которые предназначены для оплаты проживания без взимания комиссии.

Платформа Winding Tree также использует технологию блокчейн и позволяет бронировать туристские услуги без посредников.

Цифровая блокчейн платформа ShoCard & SITA позволяет управлять идентификацией клиентов.

Собственная блокчейн-платформа компании TUI TUI Bed-Swap предоставляет возможность в реальном масштабе времени отслеживать информацию о свободных номерах в различных отелях без услуг посредников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Amadeus планирует разработать решение для управления цифровыми идентификационными данными, позволяющее безопасно перемещать информацию по всей цепочке путешествий. Используя технологию распознавания лиц и блокчейн, будет разработана система, которая создаст позможность:

■ передавать согласованную информацию о путешественнике всем поставщикам-участникам цепочки путешествий,

■ регистрироваться один раз для всех поездок,

■ подтверждать личность с привязкой к паспортной информации,

■ передавать информацию пропорционально: в каждой точке касания — только самое необходимое,

контролировать этот процесс с помощью решения, которое поможет путешественникам понимать, какие именно данные передаются тем или иным поставщикам туристических сервисов.

Компания Amadeus активно внедряет цифровые технологии. Современные когнитивные платформы дают возможность проанализировать поведение человека непосредственно в процессе общения с ним и сделать оперативные выводы, дав, например, ту или иную подсказку турагенту. В частности, Amadeus Alita слушает клиента, учитывает все нюансы его запроса (направление, тип поездки, его длительность и другие факторы) и выводит на экран турагенту варианты путешествий, которые подойдут данному клиенту. Программа дифференцирует интонации и даже может определять настроение. Если клиент обращается повторно, то «умные помощники» обращаются к истории бронирований и дополнительно анализируют предпочтения клиента.

С целью стратегического планирования своей деятельности компания Amadeus изучает и прогнозирует

образ будущего путешественника. исследовании Amadeus Travel Tribes 2030 выделены три типа путешественников:

1) Cultural Purists — это люди, ориентированные на культуру того места, куда они прибыли. Они рассматривают свое путешествие как возможность полностью отстраниться от повседневности, погрузившись в местную культуру, прочувствовав особенности жизни местного населения. Их интересует новый опыт — прожить жизнь других людей. Ими движет стремление к познанию,

2) Social Capital Seekers — таких путешественников привлекает социальное признание. Такие люди активно публикуют свои впечатления в социальных сетях. Они своего рода накопители социального капитала. Им важно поделиться с окружающими, чтобы их рассказ оценили, похвалили, «лайкнули», что существенным образом увеличит значимость их поездки. Они структурируют свое путешествие с учетом его будущей онлайн -аудитории,

3) Reward Hunters — искатели награды. Как правило, эти лакшери-путешественники стремятся к возврату вложенных ими средств, к вознаграждению: «Я очень много для этого работал, я хорошо за это заплатил, а потому хочу получить максимум за свои деньги». Их главная идея: «Я заслужил отдых класса «люкс»!»

Для каждого из трех типов путешественников опыт важнее, чем сам продукт. Тренд XXI века — сосредоточенность на переживаниях и мотивациях, а не только и не столько на самих продуктах.

Компания Amadeus прогнозирует, что в ближайшие 10 лет процесс поиска и бронирования поездок и отдельных сервисов значительно упростится. Активно развивается цифровая идентификация путешественников. Онлайн идентификация позволит ориентироваться на каждого конкретного клиента. Блокчейн-технология упростит многие процессы.

Интернет вещей (IoT) — очень перспективное направление в туризме. Amadeus начинает сотрудничество с компанией Sigfox, которая строит международные беспроводные сети для соединения устройств IoT.

Результаты

Развитие цифровой экономики кардинально меняет инфраструктурное обеспечение многих видов экономической деятельности, в том числе и туризма. Многократно возрастает значимость информационной составляющей. В связи с тем, что цифровая экономика базируется на идеологии обработки больших массивов информации, особую важность приобретет высокотехнологичная система для безопасного, надежного, долгосрочного хранения больших объемов информации, а также подсистема обеспечения их безопасности. Активно будут развиваться мобильные технологии и приложения, которые предназначены для путешественников, которые обеспечивают выполнение широкого функционала, в том числе, покупку авиабилетов, бронирование отелей, навигацию на местности, предоставление справочной информации о туристских достопримечательностях, рейтингах средств размещения, ресторанов и т.п.

Претерпит изменения институциональная инфраструктура, связанная с обеспечением туристской деятельности. Цифровая экономика даст возможность создавать новые формы предприятий туристской индустрии, пространственно распределенных сетевых компаний.

Существенные изменения претерпит кадровая инфраструктура, что связано с формированием и развитием новых информационно-коммуникационных компетенций у работников туристской индустрии, которые станут абсолютно необходимыми для выполнения всех бизнес-процессов. В условиях цифровой экономики туристская деятельность все более технологизируются, создается единое информационное пространство в сфере мирового туризма, формируются новые принципы информационного обеспечения и управления туризмом. Информационное сопровождение туристского бизнеса и его цифровизация являются стратегическим ресурсом, обеспечивающим повышение конкурентоспособности туризма.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ влияния глобальной цифровизации на туризм и гостеприимство показал, что кардинальные изменения уже сейчас претерпевает вся туристская и гостиничная индустрия. Причем трансформация происходит достаточно стремительно, например, создание цифровых платформ принципиально изменяет отношения между субъектами туристского и гостиничного рынка, упрощая взаимодействие между ними и оттесняя посредников. Цифровая трансформация открывает новые возможности для развития в туризме и гостиничном бизнесе.

Источники:

1. Доклад о цифровой экономике 2019. ООН. Женева. URL: https://unctad.org/en/PubHcationsLibrary/der2019_overview_ru.pdf

2. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 248 с.

3. Морозов М.А., Морозова Н.С. Предпринимательство и конкуренция в туризме. Монография. М.- Российский новый университет. - 2010- 136с.

4. Морозов М.А., Морозова Н.С. Новая парадигма развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях цифровой экономики// Вестник РосНОУ, Серия «Человек и общество». - 2018. - №1 .-С.135-141.

5. Морозов М.А., Морозова Н.С. Влияние мобильных приложений на развитие туристской индустрии// Вестник Национальной академии туризма. - 2015.- №4(36). - С. 17-19.

6. Морозов М.М. Особенности управления туристскими системами в условиях цифровой экономики// Туризм: право и экономика. 2018.- №3. - С. 7-10

7. Паршин В.Я., Паршина М.В. Цифровые технологии как инструмент, влияющий на потребительский выбор в сфере туризма// Образование и наука в России и за рубежом. 2019. -№2(50). - С. 495-500.

8. Сервис и туризм в условиях цифровизации российской экономики. Монография. Санкт-Петербург, изд-во СПбГЭУ.- 2018.- 176 с.

9. Шваб К. Технологии Четвертой промышленной революции: пер. с англ. / К.Шваб, Н.Дэвис. - М.: Бомбо-ра: Эксмо, 2018. - 317 с.

10. Aznar, J.P., Sayeras, J.M., Rocafort, A., Galiana, J. (2017). The irruption of Airbnb and its effects on hotel profitability: an analysis of Barcelona's hotel sector. Intangible Capital,13(1), 147-159

11. Blal, I., Singal, M., Templin, J. (2018). Airbnb's effect on hotel sales growth. Int. J. Hospitality Manage. 73, 8592

12. Cheng, M., Foley, C. (2018). The sharing economy and digital discrimination: the case of Airbnb. Int. J. Hospitality Manage. 70, 95-98.

13. Dredge D., Phi G., Mahadevan R., Meehan E., Popescu E.S. (2018). Digitalisation in Tourism: In-depth analysis of challenges and opportunities. Low Value procedure GRO-SME-17-C-091-A for Executive Agency for Small and Medium-sized Enterprises (EASME) Virtual Tourism Observatory. Aalborg University, Copenhagen.

14. Horn, K., Merante, M. (2017). Is home sharing driving up rents? Evidence from Airbnb in Boston. J. Hous. Econ.

38, 14-24

15. Javornik A. (2016). Augmented reality: research agenda for studying the impact of its media characteristics on consumer behavior. J Retail Consum Serv 30:252-261. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2016.02.004.

16. Khatri I. (2019) Information Technology in Tourism & Hospitality Industry: A Review of Ten Years' Publications. Journal of Tourism & Hospitality Education 9, 74-87.

17. Morozov M. A., Morozova N. S. (2016). Attractive Tourist Destinations as a Factor of its Development. Journal of Environmental Management and Tourism, Volume VII, Springr, 2016, 1(13), рр. 105-112.

18. Morozov M. A., Morozova N. S. (2017). Tourism development of Russian territories competitiveness, effectiveness and sustainability. Journal of Environmental Management and Tourism, 2017. Т. 8.№4(20), рр. 875-881.

19. Neidhardt J., Worndl W. (2020) Information and Communication Technologies in Tourism 2020. Proceedings of the International Conference in Surrey, United Kingdom, January 08-10, 2020, Springer, 322 p.

20. Nguyen N. T. et al. (2019) Dark Side of Digital Transformation in Tourism. ACIIDS 2019, LNAI 11432, pp.

510-518.

21. Pesonen J., Neidhardt J. (2019) Information and Communication Technologies in Tourism 2019: Proceedings of the International Conference in Nicosia, Cyprus, January 30-February 1, 2019. Springer, 476 p.

22. Pilkington, M. (2016). Blockchain technology: priciples and applications. Research Handbook on Digital Transformation. Edward Elgar Publishing, Northampton, MA. pp. 225-253.

23. Williams, C.C., Horodnic, I.A. (2017). Regulating the sharing economy to prevent the growth of the informal sector in the hospitality industry. Int. J. Contemp. Hospitality Manage. 29(9), 2261-2278.

24. Xiang Z., Fesenmaier D. (2017). Big data analytics, tourism design and smart tourism. In Analytics in Smart Tourism Design: Concepts and Methods. Cham: Springer, pp.299-307.

25. Zale, K. (2016). When everything is small: the regulatory challenge of scale in the sharing economy. San Diego Law Rev. 53(4), 949-1016

Sources:

1. Digital Economy Report 2019. UN. Geneva. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_overview_ru.pdf

2. Indicators of the digital economy: 2019: statistical compilation / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevsky, L.M. Gokhberg and others; Nat researched University I60 "Higher School of Economics". - M.: HSE, 2019 .-- 248 p.

3. Morozov MA, Morozova NS Entrepreneurship and competition in tourism. Monograph. M.- Russian New University. - 2010- 136s.

4. Morozov M.A., Morozova N.S. A new paradigm for the development of tourism and the hospitality industry in the digital economy // Bulletin of RosNOU, Series "Man and Society". - 2018. - No. 1.-S.135-141.

5. Morozov MA, Morozova NS The impact of mobile applications on the development of the tourism industry // Bulletin of the National Academy of Tourism. - 2015.- No. 4 (36). - S. 17-19.

6. Morozov M.M. Features of the management of tourist systems in the digital economy // Tourism: law and economics. 2018.- No. 3. - S. 7-10

7. Parshin V.Ya., Parshina M.V. Digital technologies as a tool affecting consumer choice in the field of tourism // Education and science in Russia and abroad. 2019.- # 2 (50). - S. 495-500.

8. Service and tourism in the digitalization of the Russian economy. Monograph. St. Petersburg, publishing house SPbGEU.- 2018.- 176 p.

9. Schwab K. Technology of the Fourth Industrial Revolution: trans. from English / C. Schwab, N. Davis. - M.: Bombora: Eksmo, 2018 .-- 317 p.Aznar, J.P., Sayeras, J.M., Rocafort, A., Galiana, J. (2017). The irruption of Airbnb and its effects on hotel profitability: an analysis of Barcelona's hotel sector. Intangible Capital,13(1), 147-159

10. Blal, I., Singal, M., Templin, J. (2018). Airbnb's effect on hotel sales growth. Int. J. Hospitality Manage. 73, 8592

11. Cheng, M., Foley, C. (2018). The sharing economy and digital discrimination: the case of Airbnb. Int. J. Hospitality Manage. 70, 95-98.

12. Dredge D., Phi G., Mahadevan R., Meehan E., Popescu E.S. (2018). Digitalisation in Tourism: In-depth analysis of challenges and opportunities. Low Value procedure GRO-SME-17-C-091-A for Executive Agency for Small and Medium-sized Enterprises (EASME) Virtual Tourism Observatory. Aalborg University, Copenhagen.

13. Horn, K., Merante, M. (2017). Is home sharing driving up rents? Evidence from Airbnb in Boston. J. Hous. Econ.

38, 14-24

14. Javornik A. (2016). Augmented reality: research agenda for studying the impact of its media characteristics on consumer behavior. J Retail Consum Serv 30:252-261. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2016.02.004.

15. Khatri I. (2019) Information Technology in Tourism & Hospitality Industry: A Review of Ten Years' Publications. Journal of Tourism & Hospitality Education 9, 74-87.

16. Morozov M. A., Morozova N. S. (2016). Attractive Tourist Destinations as a Factor of its Development. Journal of Environmental Management and Tourism, Volume VII, Springr, 2016, 1(13), рр. 105-112.

17. Morozov M. A., Morozova N. S. (2017). Tourism development of Russian territories competitiveness, effectiveness and sustainability. Journal of Environmental Management and Tourism, 2017. Т. 8№4(20), рр. 875-881.

18. Neidhardt J., Worndl W. (2020) Information and Communication Technologies in Tourism 2020. Proceedings of the International Conference in Surrey, United Kingdom, January 08-10, 2020, Springer, 322 p.

19. Nguyen N. T. et al. (2019) Dark Side of Digital Transformation in Tourism. ACIIDS 2019, LNAI 11432, pp.

510-518.

20. Pesonen J., Neidhardt J. (2019) Information and Communication Technologies in Tourism 2019: Proceedings of the International Conference in Nicosia, Cyprus, January 30-February 1, 2019. Springer, 476 p.

21. Pilkington, M. (2016). Blockchain technology: priciples and applications. Research Handbook on Digital Transformation. Edward Elgar Publishing, Northampton, MA. pp. 225-253.

22. Williams, C.C., Horodnic, I.A. (2017). Regulating the sharing economy to prevent the growth of the informal sector in the hospitality industry. Int. J. Contemp. Hospitality Manage. 29(9), 2261-2278.

23. Xiang Z., Fesenmaier D. (2017). Big data analytics, tourism design and smart tourism. In Analytics in Smart Tourism Design: Concepts and Methods. Cham: Springer, pp.299-307.

24. Zale, K. (2016). When everything is small: the regulatory challenge of scale in the sharing economy. San Diego Law Rev. 53(4), 949-1016.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10101

Б.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],

B.M. Musaeva - Assistant of the Department of Enterprise Economics, Chechen State University;

Х.М. Кошукоев - студент 3 курса факультета «Механизация и энергообеспечение предприятия» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», [email protected],

K.M. Koshukoev - 3rd year student of the faculty "Mechanization and energy supply of the enterprise" FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova.

АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

ANALYSIS OF THE CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF INNOVATIVE AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF

THE ECONOMY

Аннотация. Высокая турбулентность происходящих геополитических событий и санкции против России подводят нашу страну к необратимости инновационного сценария развития.

Завершаемая Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года позволила добиться конкретных положительных сдвигов касательно формирования отечественного венчурного рынка и несколько увеличить долю РФ в мировом экспорте высокотехнологичной продукции и др.

Примечательно, что в соответствии с рейтинговыми оценками Bloomberg, в 2016 г. наша страна впервые заняла 12 место в мировом рейтинге инновационных экономик.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, многие важнейшие результаты развития инновационной деятельности РФ диссонируют со стратегическими направлениями развития экономики национального хозяйства. Действительно, как видно из данных Росстата, удельный вес инновационных продуктов (услуг) в совокупном объеме отгруженных промышленных товаров (услуг) свидетельствует о кратном отставании от заданных целевых показателей Стратегии «Инновационная Россия - 2020». Это свидетельствует о сохранении структурных диспропорций параметров инновационных процессов, их инвестиционной поддержки и инфраструктурного обеспечения. Надо также отметить, что все еще сохраняется неразвитость технологических трансфертов, наблюдается низкая восприимчивость инновации реальным сектором, продолжается существенная территориальная и видовая дифференциация степени инновационного развития.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости углубленного развития теоретических положений и методического инструментария концепции инновационно-технологического развития экономики.

Annotation. The high turbulence of the ongoing geopolitical events and sanctions against Russia lead our country to the irreversibility of the innovative development scenario.

The completed strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 202 0 has made it possible to achieve specific positive changes in the formation of the domestic venture market and slightly increase the share of the Russian Federation in the world export of high-tech products, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.