М.А.Морозов - доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова,
M.A.Morozov - Doctor of Economics, Professor, academician of RANS, Professor of the Hospitality Industry, Tourism and Sports Department of the Plekhanov Russian University of Economics;
Н.С.Морозова - доктор экономических наук, профессор, научный руководитель института бизнес-технологий Российского нового университета,
N.S.Morozova -0 Doctor of Economics, Professor, Scientific Director of the Institute of Business Technologies of the Russian New University.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИСТСКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ
ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF INFORMATION SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY IN TOURIST AND HOTEL INDUSTRY WITH THE PURPOSE OF INCREASING THEIR COMPETITIVENESS
Аннотация. Исследование наиболее эффективных инструментов формирования информационного сопровождения туристского бизнеса является одним из ключевых направлений, способных обеспечить качество предоставляемых туристских услуг и повышение конкурентоспособности как отдельных предприятий туристской и гостиничной индустрии, так и в целом российского туризма. В системе управления туризмом информационное обеспечение сегодня рассматривается в качестве фактора конкурентоспособности и как важнейшее конкурентное преимущество. Важность феномена применения технологии блокчейн подтверждается как западными, так и отечественными исследователями. Блокчейн (англ. blockchain) - технология виртуального распределенного журнала экономических транзакций. Выполнение исследований в сфере изучения технологии blockchain позволило получить научные и практические результаты по формированию систем управления в туризме на основе новых прогрессивных технологий и повышения конкурентоспособности российского туризма.
В статье рассмотрены современные цифровые технологии, являющиеся базой для развития информационного обеспечения в предпринимательстве. Изучено понятие и значение технологии блокчейн для туристской и гостиничной индустрии, представлен анализ зарубежного и отечественного опыта применения технологии блокчейн, изучены возможности и предложены направления внедрения технологии блокчейн в туризме и индустрии гостеприимства.
Annotation. The study of the most effective tools for the formation of information support for the tourist business is one of the key areas capable of ensuring the quality of tourist services provided and enhancing the competitiveness of both individual enterprises of the tourist and hotel industry and of Russian tourism in general. In the tourism management system, information support is today regarded as a factor of competitiveness and as the most important competitive advantage. The importance of the phenomenon of blockchain technology is confirmed by both Western and domestic researchers. Blockchain is a virtual distributed economic transaction log technology. Performing research in the field of studying blockchain technology allowed us to obtain scientific and practical results on the formation of tourism management systems based on new progressive technologies and increasing the competitiveness of Russian tourism.
The article discusses modern digital technologies, which are the basis for the development of information support in business. The concept and significance of the blockchain technology for the tourism and hotel industry has been studied, an analysis of foreign and domestic experience in the use of blockchain technology has been presented, opportunities have been studied and directions for the introduction of blockchain technology in the tourism and hospitality industry have been proposed.
Ключевые слова: туризм, цифровые технологии, блокчейн, устойчивое развитие, бизнес-процессы, конкурентоспособность.
Keywords: tourism, digital technologies, blockchain, sustainable development, business processes, competitiveness.
Введение
Предпринимательство в туристской и гостиничной индустрии является информационно насыщенной сферой, где сбор, передача и обработка цифровой информации имеет огромное значение при принятии решений на всех уровнях управления туризмом [6]. Становление цифровой экономики кардинально меняет парадигму развития многих видов экономической деятельности, в том числе индустрии туризма и гостеприимства [5]. В связи с этим формирование новых принципов информационного обеспечения предпринимательской деятельности в рамках цифровой экономики непосредственно касается сферы туризма и гостеприимства, которая уже активно использует инновационные информационно-коммуникационные технологии цифровой экономики. Циф-ровизация бизнес-процессов в туризме и гостиничном бизнесе как важнейшего фактора развития и повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности приобретает особое значение с точки зрения формирования цифровой конкурентоспособности. Цифровая конкурентоспособность, прежде всего, базируется на
эффективном использовании современных цифровых технологий, которые принципиально модифицируют все бизнес-процессы в туризме и индустрии гостеприимства [7].
Влияние цифровизации на предпринимательскую деятельность в сфере туризма и гостиничного бизнеса, по мнению авторов, будет соизмеримо с тем влиянием, которое оказали на туристский и гостиничный бизнес глобальные системы бронирования GDS (Global Distribution System), появившиеся в середине 60-х годов прошлого века. Тогда произошло кардинальное изменение всей технологии формирования туристских и гостиничных продуктов, а также каналов их продаж в связи с новыми возможностями бронирования, которые обеспечили GDS. Скорость выполнения операций бронирования стала ключевым фактором повышения качества предоставляемых услуг.
Туристский рынок характеризуется усилением конкуренции как внутри страны, так и на международной арене. С этих позиций растущий интерес к такой цифровой технологии, как блокчейн (blockchain), обусловлен тем, что информационное обеспечение бизнес-процессов в туризме сегодня рассматривается в качестве важнейшего фактора конкурентоспособности, а эффективность информационных бизнес-процессов как конкурентное преимущество предпринимательских структур.
В настоящий момент блокчейн как инновационная технология активно тестируется на различных рынках, прежде всего, в банковской сфере, логистике и в ближайшее время она прочно войдет в обиход так же, как в свое время получили распространение Интернет, GDS и платежные пластиковые карты. И это будет глобальным изменением в технологии бизнес-процессов, которое скажется на принципах ведения предпринимательской деятельности в индустрии туризма и гостеприимства.
Цель исследования
Информационное обеспечение предпринимательской деятельности в сфере туризма и гостиничного бизнеса является важнейшим слагаемым успеха на рынке. Оно должно соответствовать современным потребностям рынка, обеспечивая необходимый уровень конкурентоспособности предпринимательским структурам в туризме и гостеприимстве.
Технология блокчейн только начинает свое распространение как в России, так и за рубежом, поэтому весьма небольшое количество авторов рассматривают проблемы развития и применения этой технологии в различных сферах. Эта проблематика требует серьезного научного исследования и осмысления с учетом принципиально новых задач, стоящих перед экономикой и туристским бизнесом в связи с внедрением цифровых технологий.
Теоретической основой данной статьи являются современные концепции и научные разработки российских и зарубежных ученых, раскрывающие сущность и особенности технологии блокчейн. В работе использовались общенаучные способы исследования, в том числе методы анализа и синтеза, классификации, группировки.
Материалы и методы
Одним из важнейших компонентов инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в сфере туризма и гостеприимства является информационное обеспечение. В отличие от других сфер деятельности информационная составляющая играет ключевое значение для предпринимательских структур в туризме [8]. Обеспечить туристские потоки в дестинацию можно только в том случае, если у туристов есть необходимая информация о данной дестинации и они имеют определенный уровень мотивации своего путешествия
[9].
Информационное обеспечение является частью инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в туризме. Под инфраструктурой предпринимательства понимается система условий воспроизводства предпринимательского типа, представляющая собой совокупность технико-технологических, организационно-экономических и социальных взаимосвязей, обеспечивающих обслуживание процесса предпринимательства на макро-, мезо- и микроуровне [4].
К основным функциям инфраструктуры предпринимательства в сфере туризма и гостеприимства следует отнести [4]:
- создание условий, обеспечивающих эффективную деятельность предпринимательских структур в туризме и гостиничном бизнесе;
- обеспечение благоприятных условий для инновационной и рисковой составляющих предпринимательства, включая внедрение современных информационно-коммуникационных технологий;
- системообразующая функция, заключающаяся в обеспечении системного взаимодействия инфраструктурных и предпринимательских элементов;
- формирование благоприятной среды, способствующей устойчивому развитию туризма и гостеприимства в стране;
- создание условий для поддержания конкурентоспособности предпринимательских структур в сфере туризма и гостиничного дела, способных конкурировать на мировом рынке.
Перед инфраструктурой предпринимательства в туризме и гостиничном бизнесе стоит задача минимизировать и специфические риски, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, в том числе, рыночные, политические, организационные, информационные и др.
В современных условиях перехода к цифровой экономике возрастает роль и значение информационной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Важнейшим условием успеха предприятий индустрии туризма является маркетинг, позволяющий выявить существующий спрос, и инновации, благодаря которым создаются новые продукты для удовлетворения этого спроса, привлекающие потребителей и удерживающие их [9]. Применение современной цифровой инфраструктуры позволяет проводить эффективные маркетинговые исследования, дающие новые знания о туристах и их предпочтениях.
Современные достижения в области телекоммуникаций, создания и обработки распределенных баз данных обеспечивают новые возможности для индустрии туризма и кардинально изменяют модели традиционного бизнеса. Внедрение новейших технологий в сферу туризма и индустрию гостеприимства повлекло за собой изменения в традиционных бизнес-процессах.
В настоящее время существуют разные трактовки понятия блокчейн. Блокчейн представляет собой децентрализованную систему хранения данных, выстроенную определенным образом и содержащую информацию о транзакциях (блоках). Как правило, цепочки блоков находятся на большом количестве разных компьютеров, независимых друг от друга [3]. Сохранность данных гарантируется специальным шифрованием, благодаря которому обеспечивается доступ к информации только операторов, владеющих определенным ключом.
Преимущества и достоинства блокчейн как информационной технологии состоят в следующем [1]:
- децентрализация данных, которая обеспечивается путем хранения информации на множестве компьютеров в сети, что избавляет от массированной кибератаки и кражи данных, поскольку при централизации всю экосистему можно атаковать одним ударом,
- прозрачность, что означает контроль пользователями подлинности данных, т.е. компьютеры, подключенные к блокчейну (ноды), обмениваются данными между собой. Одна из основных задач блокчейна состоит в том, чтобы не пропускать в сеть информацию, которая является заведомо ложной,
- защита данных, которая обеспечивается невозможностью зайти с сервера, используя специально разработанное программное обеспечение.
Можно выделить ряд основных причин, по которым блокчейн будет востребован в сфере туризма и индустрии гостеприимства [7]:
- он обеспечивает низкую стоимость блокчейн-переводов, что играет ключевую роль в снижении затрат предприятий туристской и гостиничной индустрии,
- блокчейн гарантирует высокий уровень безопасности информационных процессов,
- за счет децентрализованного хранения и распределенной обработки информации возможно повышение стабильности работы информационной системы в целом,
- повышение скорости и снижение вероятности ошибок при обработке больших массивов информации.
К основным проблемам использования технологии блокчейн следует отнести [2]:
- сохранение конфиденциальности и доступа к информации, потому что большое количество участников знает все друг о друге, что может стать сдерживающим фактором распространения блокчейна,
- техническая безопасность системы - технология блокчейна привлекательна тем, что ее практически невозможно сломать, но на данный момент не решена проблема выхода из строя технических элементов системы, например, процессоров.
В настоящее время технологии блокчейн начинают внедряться в технологические процессы обработки информации в сфере туризма. Приведем наиболее интересные примеры использования этой технологии в туризме и гостиничном бизнесе.
Заслуживает внимания децентрализованная сеть дистрибуции туристских услуг Winding Tree (Швейцария), построенная на платформе Эфириум (https://windingtree.com). Она соединяет покупателей и продавцов с помощью ряда смарт-контрактов и инструментов с открытым исходным кодом без взимания платы за транзакцию. Это означает, что найден способ обойти комиссию сервисов, работающих в сфере туризма и обеспечивающих бронирование услуг. Winding Tree - это полностью автоматизированное решение, интегрирующееся непосредственно с системами бронирования поставщиков туристских услуг. Ключевыми принципами Winding Tree являются: тождественность (идентификация), доверие, агрегирование, прямое соединение. Сеть обеспечивает продавцам бесплатный доступ к тысячам отелям, авиакомпаниям, круизам и другим туристическим услугам по всему миру. Winding Tree - это полностью децентрализованная платформа, как, например, Интернет, где поставщики могут демонстрировать свои продукты и услуги без необходимости проходить через посредника, например, GDS. Транзакции происходят в течение нескольких секунд, которые необходимы блокчейну, чтобы найти блок. Сеть Winding Tree базируется на специализированной блокчейн-платформе, которая позволяет коммуницировать и совершать сделки по формированию и продаже туристских продуктов без каких-либо привычных сторонних сборов. Winding Tree создает открытый рынок туристских услуг, где покупатели и продавцы могут торговать друг с другом без посредников, таких как традиционные системы бронирования. Таким образом, блокчейн позволяет полностью исключить лишние расходы на путешествия, связанные с комиссионными расходами различным системам бронирования. В то же время участники платформы Winding Tree смогут совместно управлять платформой. Winding Tree базируется на одном или нескольких публичных блокчейнах, что гарантирует 100% бесперебойность процесса.
Результаты
Возможности технологии блокчейн с ее распределенной системой обработки данных могут служить основой для реализации моделей динамического формирования туристских продуктов и ценообразования. Динамическая компоновка тура или динамический пэкидж-тур дает возможность по требованию потребителя или агента в масштабе реального времени составлять различные комбинации компонентов поездки, с единой ценой на весь пакет услуг. Вариативная информация, полученная в процессе решения динамических задач, может существенно менять решение заказчика о включении тех или иных услуг в туристский продукт.
В связи с тем, что технологии блокчейн повышают уровень доверия к системе обработки информации, они могут быть использованы для решения задач репутационного менеджмента.
Одними из перспективных направлений использования технологии блокчейн в сфере туризма можно считать следующие:
- страхование в туризме - в настоящее время процесс получения компенсации за отложенный или отмененный рейс связан с множеством проблем, ввиду чего путешественники теряют время, деньги и нервы. Помочь в этой ситуации смогут смарт-контракты, специфика которых позволит автоматически выплачивать пострадавшим туристам страховые компенсации, а также бронировать новые билеты;
- использование биометрических технологий совместно с технологией блокчейн позволит существенно упростить процедуру идентификации человека, например, можно больше не возить с собой международные водительские права, достаточно будет сфотографировать лицо или предоставить отпечаток пальца. Новая технология будет важна и в других сферах, например, для получения доступа к страховке, входа в отель или аренды автомобиля, все это без утомительных процедур предоставления кредитных карт и другой идентификации;
- технологии снизят монополизацию рынка и повысят шансы для честной конкуренции. Технология блокчейн лишит монополии крупнейшие платформы бронирования в туризме, включая Priceline, Expedía и Airbnb. Зачастую, онлайновые туристические агентства взимают высокие комиссии, а также включают в стоимость путевок комиссионные гостиниц за сотрудничество. Эти расходы ложатся на плечи потребителей. Предоставление прямого доступа конечному потребителю позволит туристам путешествовать по более выгодным ценам. Гостиницы, в свою очередь, могут снизить расходы за сотрудничество с турагентствами и предложить более прозрачные услуги своим клиентам. Появляются различные блокчейн-проекты, основной целью которых выступает децентрализация и дезинтеграция процесса бронирования гостиниц с оплатой во внутренней криптовалюте.
Заключение
Таким образом, рассмотрев основные направления развития информационной инфраструктуры в туризме и гостеприимстве можно сделать вывод о том, что блокчейн поможет избавиться от монополизма на рынке, тем самым сделает услуги более дешевыми и комфортными.
Использование технологии блокчейн выступает как действенный механизм повышения эффективности работы всей туристской системы страны. Использование технологий блокчейн способствует стабильности работы предприятий туристской индустрии, повышает их конкурентоспособность и качество туристских услуг.
Источники:
1. Карпиловский Д. Биткоин, блокчейн и как заработать на криптовалютах. - М.: АСТ, 2018. - 256 с.
2. Крохмаль К. Эра блокчейн. - М.: Издательские решения, 2018.- 80 с.
3. Могайар У. Блокчейн для бизнеса. - Москва: Издательство «Эксмо», 2018. - 224 с.
4. Морозов М.А. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в туризме. Монография. М., Российский новый университет.- 2005.- 172 с.
5. Морозов М.А., Морозова Н. С. Новая парадигма развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях цифровой экономики// Вестник РосНОУ, Серия «Человек и общество».- 2018.- №1.-С.135-141.
6. Морозов М.М. Информационное обеспечение процессов управления в туризме// Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. - 2018.- №1. С. 142-146.
7. Морозова Н.С., Веснин Д.С. Преимущества применения технологии блокчейн в туристском и гостиничном бизнесе // Вестник РосНОУ, Серия «Человек и общество».-2019.- №2.- С.73-77.
8. Сервис и туризм в условиях цифровизации российской экономики. Монография. Санкт-Петербург, изд-во СПбГЭУ.- 2018.- 176 с.
9. Attractive Tourist Destinations as a Factor of its Development / M.A. Morozov, N.S. Morozova //Journal of Environmental Management and Tourism. Volume VII - 2016.- 1(13).- P. 105-112.
10. Tourism development of Russian territories competitiveness, effectiveness and sustainability / M.A. Morozov, N.S. Morozova, V.P. Belyanskiy, O.V. Belyanskaya, T.A. Yudina // Journal of Environmental Management and Tourism. - 2017. - Vol. 8.-№4(20). - P. 875-881.
Sources:
1. Karpilovsky D. Bitcoin, blockchain and how to make money on cryptocurrency. - M .: AST, 2018. - 256 p.
2. Krokhmal K. Era blockchain. - M .: Publishing decisions, 2018.- 80 p.
3. Mogayar U. Blockchain for business. - Moscow: Eksmo Publishing House, 2018. - 224 p.
4. Morozov M.A. Infrastructure support for business activities in tourism. Monograph. M., Russian New University .- 2005.172 p.
5. Morozov MA, Morozova N.S. A new paradigm for the development of tourism and the hospitality industry in the digital economy // Vestnik RosNOU, Series "Man and Society" .- 2018.- №1.-С.135-141.
6. Morozov MM Information support of management processes in tourism // Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. - 2018.- №1. Pp. 142-146.
8. Morozova N.S., Vesnin D.S. Advantages of using the blockchain technology in the tourist and hotel business // Bulletin of RosNOU, Series "Man and Society" .- 2019.- № 2.- P.73-77.
9. Service and tourism in the conditions of digitalization of the Russian economy. Monograph. St. Petersburg, publishing house SPbGEU.- 2018.- 176 p.
10. Attractive Tourist Destinations as a Factor of its Development / M.A. Morozov, N.S. Morozova //Journal of Environmental Management and Tourism. Volume VII - 2016.- 1(13).- P. 105-112.
А.Д. Назаров - аспирант, ассистент кафедры бизнес-информатики Уральского государственного экономического университета, nazarovad@usue.ru,
A.D. Nazarov - graduate student, assistant at the Department of Business Informatics, Ural State University of Economics.
МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ Е-МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ВЕБ-СТУДИИ «ИТ-СФЕРА» MODEL OF THE EFFECTIVENESS OF E-MARKETING TECHNOLOGY ON THE EXAMPLE OF THE WEB-STUDIO "IT-SPHERE"
Аннотация. В период трансформации цифровой экономики неотъемлемой частью любых коммерческих услуг становится не только наличие веб-сайта, но и эффективное его оптимизация и продвижение с помощью инструментов веб-аналитики и интернет-маркетинга. Сейчас, когда информационный поиск вышел на новый уровень и большинство веб-сайтов выглядит современными, необходимо постоянно обновлять веб-сайт и поддерживать актуальной информацию, а также делать сайт удобным и полезным. Однако, возникает вопрос, каким образом можно оценить «удобность» и «полезность» веб-сайта коммерческой компании. Для этого в статье предложена разработка весовой математической модели оценки веб-сайтов, позволяющая оценить удобство использования и полноту информации того или иного сайта, а также предложить рекомендации по его совершенствованию на основе полученных данных.
Annotation. During the transformation of the digital economy, an integral part of any commercial services is not only the availability of a website, but also its effective optimization and promotion with the help of web analytics and Internet marketing tools. Now that the information search has reached a new level and most websites look modern, you need to constantly update the website and maintain up-to-date information, and make the site convenient and useful. However, the question arises as to how to assess the "convenience" and "usefulness" of the website of a commercial company. To do this, the article proposes the development of a weighted mathematical model for assessing websites, which allows us to assess the usability and completeness of information on a particular site, and also offer recommendations for improving it based on the data obtained.
Ключевые слова: Е-маркетинг, электронный маркетинг, интернет-маркетинг, оценка эффективности веб-сайтов, модель оценки веб-сайтов.
Keywords: E-marketing, e-marketing, Internet marketing, evaluation of the effectiveness of websites, model for assessing websites.
В период новой индустриализации любая организация должна присутствовать в сети Интернет и иметь современный оптимизированный веб-сайт, в том числе и образовательные организации. С развитием информационных технологий, выбор компании для удовлетворения каких-либо потребностей пользователя клиенты принимают на основе представленности и полноты информации в сети Интернет. В сети Интернет отражением виртуальной представленности компании является официальный веб-сайт [5].
Цель создания сайта в Интернете - это в конечном итоге привлечение пользователей к его контенту. Возникает вопрос определения полезности и эффективности того или иного сайта. Для комплексного решения данного вопроса воспользуемся основными инструментами Е-маркетинга [3].