Научная статья на тему 'Формирование эстрадно-джазового репертуара в вокальном коллективе, его творческая реализация (из опыта работы со студентами «Художественного образования»)'

Формирование эстрадно-джазового репертуара в вокальном коллективе, его творческая реализация (из опыта работы со студентами «Художественного образования») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1066
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ПЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕПЕРТУАР / СОВРЕМЕННЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ / ВОКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Андреев Иван Анатольевич

В данной статье автором рассматривается формирование эстрадно-джазового репертуара в вокальном коллективе, в системе высшего образования. На основе личного опыта проводится разделение репертуара на уровни сложности, даётся описание каждого из уровней сложности. Рассматриваются этапы работы над репертуаром в вокальном коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эстрадно-джазового репертуара в вокальном коллективе, его творческая реализация (из опыта работы со студентами «Художественного образования»)»

7. Рабочий учебный план направления 02.03.01 «Математика и компьютерные науки» [Электронный ресурс] // URL: https://www.uniyar.ac.ru/education/higher_education/6819/ (дата обращения: 02.10.2017).

8. Каланчина И.Н. Роль гуманитарных дисциплин в формировании целостной системы знаний // Профессиональное образование в современном мире. 2013. № 4 (11). С. 83-88.

УДК 78.03

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО РЕПЕРТУАРА В ВОКАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ «ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»)

Андреев Иван Анатольевич, 2017

Артист хора ТОГБУК Государственный Академический ансамбль песни и танца Тамбовской

области «Ивушка», г. Тамбов.

Аннотация: в данной статье автором рассматривается формирование эстрадно-джазового репертуара в вокальном коллективе, в системе высшего образования. На основе личного опыта проводится разделение репертуара на уровни сложности, даётся описание каждого из уровней сложности. Рассматриваются этапы работы над репертуаром в вокальном коллективе.

Ключевые слова: эстрадно-джазовое пение, художественное образование, репертуар, современные вокальные приёмы, вокальный коллектив, технические средства обучения.

FORMATION OF THE POP JAZZ REPERTOAR IN THE VOCAL COLLECTIVE, ITS

CREATIVE IMPLEMENTATION (FROM EXPERIENCE WITH THE STUDENTS OF "ARTISTIC EDUCATION")

Andreev Ivan Anatolievich, 2017 Аrtist choir TOGBUCK State Academic Ensemble Song and Dance Tambov Region "Ivushka", Tambov

Annotation: in this article the author considers the formation of variety-jazz repertoire in the vocal collective, in the system of higher education. On the basis of personal experience, the repertoire is divided into difficulty levels, a description of each of the levels of complexity is given. The stages of work on the repertoire in the vocal group are considered.

Key words: pop-jazz singing, art education, repertoire, modern vocal techniques, vocal group, technical means of teaching

Эстрадно-джазовое пение в настоящее время является одним из ведущих направлений музыкального искусства. В связи с этим создаются вокальные, хоровые коллективы, вокально -эстрадные студии, проводятся различные фестивали, видео конкурсы, вебинары, пропагандирующие данный жанр вокального исполнительства. В педагогической и исполнительской практике большой интерес у студентов-вокалистов, бакалавров «Художественного образования» вызывает репертуар, исполняемый в эстрадно-джазовой манере.

Развиваясь под влиянием различных вокальных и национальных традиций эстрадно-джазовое вокальное исполнительство, впитало в себя не только черты джаза, народной музыки, но также образцы популярной эстрадной музыки и классического репертуара (баллады, романсы, арии из оперетт и мюзиклов).

Педагог, работающий в данном вокальном направлении, должен опираться на программные требования дисциплин «Вокальная подготовка», «Вокальный ансамбль», тем самым подбирая разноплановый и разножанровый репертуар, который в свою очередь должен иметь различные уровни сложности, зависящие от вокальных данных исполнителей.

Основной задачей каждого вокального коллектива независимо, в каком жанре он развивается, является подбор репертуара, его высокая идейность и художественная ценность каждого

исполняемого произведения, в свою очередь руководитель вокального коллектива должен поставить перед собой ряд условий организации педагогического процесса в работе с вокальным коллективом. Особое внимание руководитель должен обратить на возрастные особенности исполнителей, их тесситурные возможности, а также условия освоения вокального и музыкального материала.

Формирование репертуара происходит поэтапно и базируется на методических подходах, использующихся в работе с вокальным коллективом. Первоначальный этап подбора репертуара основан на принципе «от простого к сложному». Таким образом, данный этап характеризуется наличием в исполнительском репертуаре вокалиста разноплановых и разножанровых произведении, различных стилевых направлений (народные песни, образцы отечественной и зарубежной эстрадной музыки).

Особое внимание в подборе репертуара вокального коллектива отводится основным компонентам, характеризующим вокальное произведение: метроритмической структуре, гармонии, фонетическим особенностям текста.

В связи с тем, что участники коллектива могут иметь разные уровни музыкальной и вокальной подготовки, возрастные характеристики, репертуар свойственно разделять на три уровня сложности.

Произведения первого уровня сложности отличаются сложной ритмической структурой, высокой тесситурой, переменным размером, наличием в исполнительской интерпретации компонентов вокальной техники, представляющих собой современные вокальные приёмы (основные, смешанные, комбинированные), которые относятся к стилистическим особенностям национальной вокальной музыки.

«Основные (чаще всего используемые в исполнительской практике), национальные (приёмы, сформировавшиеся в этническом вокальном творчестве) и смешанные (или комбинированные) (вокальные приемы, основанные на синтезе вокальных приёмов двух первых групп)» [2, c. 29].

В репертуарный план данного уровня сложности могут входить произведения отечественной и зарубежной эстрадной музыки, джазовые стандарты «Lullaby of Birdland» из репертуара Эллы Фицджеральд, «Hello Dolly» из репертуара Луи Армстронга. Также могут использоваться блюзовые композиции «Crazy Blues» из репертуара Мэми Смит, «Learnin'the Blues» из репертуара Фрэнка Синатры, фольклорные произведения «Take This Hammer» Sonny Terry and Brownie McGhee.

Второй уровень сложности отличается от первого, наличием произведений с неустойчивой ритмической структурой, переменной тесситурой, употребление в исполнительской практике основных вокальных приёмов. Среди произведений, относящихся к данному уровню сложности, романсы отечественных и зарубежных композиторов, произведения отечественной и зарубежной эстрады с использованием бэк-вокала, джазовые стандарты, образцы французских шансонье Эдит Пиаф, Мирей Матье, Шарля Азнавура, представителей испанской и итальянской музыки Хулио Иглесиаса, Луиса Мигеля, Эроса Рамазотти.

Третий уровень сложности связан с произведениями, в которых прописана основная мелодия, дублирующая вокальную линию, для данного уровня свойственны композиции, имеющие простую ритмическую структуру, не высокую тесситуру, отсутствие вокальных приёмов. Репертуарный план третьего уровня составляют не сложные джазовые композиции, народные песни, произведения отечественных и зарубежных исполнителей эстрадной и джазовой вокальной музыки.

Работа над репертуаром происходит в несколько этапов, где используются самые разнообразные формы освоения вокальных произведений: лекции, беседы, конкурсные программы, игры, тренинги, фестивали, дискуссии.

Аннотация произведения. Первоначальный этап работы над репертуаром в вокальном коллективе носит аннотируемый характер, представляющий собой информацию об авторах произведения, стилистических особенностях текста, анализа средств музыкальной выразительности, ладового плана произведения, агогики, динамики, метроритмической структуры, мелодической линии произведения.

Исполнительский анализ. Следующий этап в работе над репертуаром связан с музыкальной драматургией, интонацией, фразировкой, кульминацией, анализом вокально-технических трудностей, компонентами сценической выразительности, мимики, жестов, мизансцен вокального произведения. На данном этапе используется редактирование куплетов произведения их перестановка, сокращение

и компоновка поэтического текста, нужно также отметить, что в процессе редактирования куплетов произведения, не должна нарушаться логическая структура, а также замысел заложенный автором.

Заключительный этап работы над произведением, связан с закреплением всех характеристик, употреблявшихся в предыдущих этапах работы. Целесообразно при подготовке вокального произведения применять в работе технические средства обучения, такие как аудиозапись, видеозапись, так как данные средства способствуют выявлению ошибок, неточностей в партиях, помогают выбрать наилучший вариант интерпретации произведения.

Таким образом, формирование репертуара в вокально-эстрадной студии, и работа над ним, представляет особую значимость для педагогического процесса, а также концертной и исполнительской практики. Материал по работе над репертуаром, его формированием, может послужить для разработки и создания репертуарной базы дисциплин «Вокальная подготовка» и «Вокальный ансамбль», методических указаний для студентов «Художественного образования», а также модели и программы «Развития навыков эстрадно-джазового пения способствующих профессиональному становлению выпускников направлений подготовки в сфере высшего профессионального образования».

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.

2. Андреев И.А. Особенности освоения современных приемов эстрадно-джазового пения в профессиональном воспитании вокалиста (уровень подготовки - бакалавриат)// Слово молодых учёных: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции аспирантов. 2016. С 28-33.

3. Бельская Е.В. Вокальная подготовка студентов театральной специализации / Е.В. Бельская. - СПб.: Издательство «Лань», Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. - 160 с.

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА НА ПРИМЕРЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

НА ЯЗЫКОВОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Кузьмина Д.Ю., 2017

Елецкий государственный университет, ассистент кафедры романо-германских языков и

перевода, Елец

Аннотация: ролевая игра как продуктивная интерактивная форма работа содержит в себе большой потенциал. Автор детально описывает проведение ролевой игры на занятии по Практическому курсу английского языка на языковом факультете по теме «Самые красивые достопримечательности Лондона». Учащиеся не только творчески реализуют себя, но и учатся использовать паралингвистические средства передачи информации, поскольку сценарий подразумевает элемент спонтанности. Именно интеркультурный подход, который включает активное внедрение имитационных, ролевых игр, культурных ассимиляторов, капсул и культурных игр, способствует процессу аккультурации и формированию интеркультурного мировидения.

Ключевые слова: ролевая игра, интеркультурный подход, интеркультурная сознательность.

USING THE INTERCULTURAL APPROACH AS CASE STUDY OF THE ROLE PLAY AT

THE ENGLISH DEPARMENT

KuzminaD.Yu., 2017

Bunin State University, lecturer of the Department of Roman and Germanic Languages and

Translation, Yelets

Abstract: the role play as an effective interactive form of work is of great importance. The author describes in detail the process of role-playing at the English lesson on the subject of "The most amazing sights of London". Students not only do their best revealing their creative personality, but also learn to use

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.