Научная статья на тему 'ХУДОЖНИК ДАНИИЛ ЧЕРКЕС: ОТ ЮЖНЫХ МОРЕЙ ДО ПОЛЯРНОГО КРАЯ'

ХУДОЖНИК ДАНИИЛ ЧЕРКЕС: ОТ ЮЖНЫХ МОРЕЙ ДО ПОЛЯРНОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Д.Я. ЧЕРКЕС / ХУДОЖНИК / ЖИВОПИСЬ / КРАЙНИЙ СЕВЕР / КРЫМ / КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / МУРМАНСК / ЛЕНИНГРАД / МОСКВА / КЕРЧЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Максимов Юрий Игоревич, Мамбетова Альфия Бекбулатовна

В статье исследуется жизненный путь художника Даниила Яковлевича Черкеса (1899-1971), окончившего ВХУТЕМАС в 1923 г. Он работал художником-декоратором и монтировщиком сцены в Первом театре РСФСР под руководством В.Э. Мейерхольда, участвовал в создании первых советских мультфильмов для детей, создавал графические работы - портреты, зарисовки, а к середине 1930-х гг. серьёзно занялся станковой живописью. Во время войны он работал в «Окнах ТАСС». Художник мастерски отображал увиденное в путешествиях: южные и северные моря, архитектуру, величие дикой природы. В статье даны описания шести картин Д.Я. Черкеса на тему Крайнего Севера из собрания Музея землеведения МГУ. Для создания этих картин художник в 1952-1954 гг. ездил в творческие командировки по заданию МГУ. В последующие годы Д.Я. Черкес продолжал поездки в Арктику, писал пейзажи Заполярья, а в 1965 г. опубликовал иллюстрированный путевой альбом «Экзотика обыденного. От Керчи до Геническа», написанный по впечатлениям от многочисленных посещений Крыма начиная с 1950 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET ARTIST DANIIL CHERKES: FROM THE SOUTHERN SEAS TO THE POLAR REGION

The article explores the life of the Soviet artist Daniil Yakovlevich Cherkes (1899-1971). After graduating from the Vkhutemas (Higher Artisic and Technical Workshops) in 1923, he worked as a set painter and stage artist at the First Theater of the Russian Soviet Federative Socialist Republic under the direction of Vsevolod Meyerhold, taking part also in the creation of the first Soviet animated films, and working with graphic media. In the mid-1930s Cherkes started to improve his skills in easel painting. During the World War II, he made agitation posters for the Soviet news agency TASS. Daniil Cherkes traveled a lot and created many accomplished works of art inspired by northern and southern seas, urban architecture, and the grandeur of wild nature. The article discusses six of his Far North landscape paintings in the collection of the Earth Science Museum at Moscow State University. Cherkes created these paintings in 1952-1954 while taking part in trips organized by Moscow State University. He continued his trips to the Arctic and painted its landscapes in the years that followed. The illustrated travel album The Exotic in the Ordinary: From Kerch to Henichesk, published in 1965, was inspired by the painter’s numerous journeys to Crimea after 1950

Текст научной работы на тему «ХУДОЖНИК ДАНИИЛ ЧЕРКЕС: ОТ ЮЖНЫХ МОРЕЙ ДО ПОЛЯРНОГО КРАЯ»

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 75.047+908

DOI 10.29003/m3029.0514-7468.2022_44_2/213-227

ХУДОЖНИК ДАНИИЛ ЧЕРКЕС: ОТ ЮЖНЫХ МОРЕЙ ДО ПОЛЯРНОГО КРАЯ

Ю.И. Максимов, А.Б. Мамбетова*

В статье исследуется жизненный путь художника Даниила Яковлевича Черкеса (1899-1971), окончившего ВХУТЕМАС в 1923 г. Он работал художником-декоратором и монтировщиком сцены в Первом театре РСФСР под руководством В.Э. Мейерхольда, участвовал в создании первых советских мультфильмов для детей, создавал графические работы - портреты, зарисовки, а к середине 1930-х гг. серьёзно занялся станковой живописью. Во время войны он работал в «Окнах ТАСС». Художник мастерски отображал увиденное в путешествиях: южные и северные моря, архитектуру, величие дикой природы. В статье даны описания шести картин Д.Я. Черкеса на тему Крайнего Севера из собрания Музея землеведения МГУ. Для создания этих картин художник в 1952-1954 гг. ездил в творческие командировки по заданию МГУ. В последующие годы Д.Я. Черкес продолжал поездки в Арктику, писал пейзажи Заполярья, а в 1965 г. опубликовал иллюстрированный путевой альбом «Экзотика обыденного. От Керчи до Геническа», написанный по впечатлениям от многочисленных посещений Крыма начиная с 1950 г.

Ключевые слова: Д.Я. Черкес, художник, живопись, Крайний Север, Крым, Кольский полуостров, Мурманск, Ленинград, Москва, Керчь.

Ссылка для цитирования: Максимов Ю.И., Мамбетова А.Б. Художник Даниил Черкес: от южных морей до полярного края // Жизнь Земли. Т. 44, № 2. С. 213227. DOI: 10.29003/m3029.0514-7468.2022_44_2/213-227.

Поступила 05.04.2022 / Принята к публикации 11.05.2022

SOVIET ARTIST DANIIL CHERKES: FROM THE SOUTHERN SEAS TO THE POLAR REGION

Yu.I. Maksimov1, PhD, A.B. Mambetova2 1 Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum), 2 Center for Additional Education in Dobroe village (Lipetsk Region)

* Максимов Юрий Игоревич - к.э.н., с.н.с. Музея землеведения МГУ deforestation75@mail.ru; Мамбетова Альфия Бекбулатовна - художник-педагог Центра дополнительного образования, с. Доброе, Липецкая область, agulata@mail.ru.

Жизнь Земли 44(2) 2022 213-227

213

The article explores the life of the Soviet artist Daniil Yakovlevich Cherkes (1899-1971). After graduating from the Vkhutemas (Higher Artisic and Technical Workshops) in 1923, he worked as a set painter and stage artist at the First Theater of the Russian Soviet Federative Socialist Republic under the direction of Vsevolod Meyerhold, taking part also in the creation of the first Soviet animated films, and working with graphic media. In the mid-1930s Cherkes started to improve his skills in easel painting. During the World War II, he made agitation posters for the Soviet news agency TASS. Daniil Cherkes traveled a lot and created many accomplished works of art inspired by northern and southern seas, urban architecture, and the grandeur of wild nature. The article discusses six of his Far North landscape paintings in the collection of the Earth Science Museum at Moscow State University. Cherkes created these paintings in 1952-1954 while taking part in trips organized by Moscow State University. He continued his trips to the Arctic and painted its landscapes in the years that followed. The illustrated travel album The Exotic in the Ordinary: From Kerch to Henichesk, published in 1965, was inspired by the painter's numerous journeys to Crimea after 1950.

Keywords: D.Y. Cherkes, painter, artist, painting, the Far North, Crimea, the Kola Peninsula, Murmansk, Leningrad, Moscow, Kerch.

For citation: Maksimov, Yu. I., Mambetova, A. B., "Soviet Artist Daniil Cherkes: From the Southern Seas to the Polar Region," Zhizn Zemli [Life of the Earth], 2022, 44 (2), 213-227 (in Russ., abstract in Engl.). DOI: 10.29003/m3029.0514-7468.2022_44_2/213-227.

Введение. В работе над экспозицией Музея землеведения МГУ в 1950-е гг. принимали участие не только учёные (более 700), но и свыше 200 художников под руководством Академии Художеств и Художественного фонда СССР. Была создана уникальная галерея ландшафтной живописи. В путеводителе «Музей землеведения МГУ», изданном в 1980 г., было подсчитано: «Над стендами расположено 256 природоведческих картин..., выполненных преимущественно с натуры» [11, с. 6]. Многие художники по заданию Музея выезжали в различные районы СССР. Сегодня список произведений живописи Музея насчитывает 267 работ [5].

Заметное место среди них занимают картины художника Даниила Яковлевича Черкеса (1899-1971). Все шесть его работ, представленных в коллекции ландшафтной живописи, посвящены Арктике и выполнены в строгом соответствии с музейными требованиями: объективно, масштабно отражают природные особенности местности, где написана картина. Каждая из них представляет не только художественный интерес, но и научный. Здесь можно увидеть и разнообразие природных условий, и масштабы хозяйственного освоения Заполярья в середине XX в. Цель статьи - привлечь внимание к удивительной судьбе Д.Я. Черкеса - прекрасного художника и замечательного человека.

При жизни Д.Я. Черкеса выпускались альбомы репродукций его картин [4], иллюстрированные путевые дневники [16], каталоги выставок, в которых он участвовал [2]. Но после его смерти в 1971 г. таких публикаций долго не было. Даже в третьем издании Большой Советской Энциклопедии не нашлось места для статьи, посвящённой Д.Я. Черкесу1. Правда, его имя было упомянуто в энциклопедии «Маринисты» (2001) [7]. Дата рождения художника в книге указана, а дата смерти (09.06.1971) - нет. Да и биографическая справка дана в одном маленьком абзаце из семи строк. Лишь в 2021 г. был издан альбом «Ландшафтная живопись в Музее землеведения МГУ», где были опубликованы краткая биография и шесть репродукций картин Д.Я. Черкеса [5].

Имя художника в наше время мало знакомо любителям живописи, однако вклад его в отечественное искусство достаточно весом. Круг интересов Даниила Яковлевича был

1 Том 29. Чаган - Экс-Ле-Бен. 1978 г.

настолько широк и разнообразен, что даже одной страницы его творческой биографии хватило бы на большую художественную жизнь. Он не боялся браться за новые жанры, осваивать разные профессии. Графика, театральные декорации, книжная иллюстрация, плакаты, мультипликация, станковая живопись - в каждой специальности он проявлял талант и трудолюбие. Задача данной статьи - составить список мультипликационных фильмов, в создании которых принимал участие Д.Я. Черкес, сделать научно-художественные описания его полотен из коллекции Музея землеведения, выявить и классифицировать основные направления творчества художника.

Детские годы и годы учёбы. Даниил Яковлевич Черкес родился в Москве 31 августа 1899 г. в семье известного юриста, предпринимателя, художника, коллекционера и знатока живописи Якова Исааковича Черкеса, друга художника И.С. Остроухова. Даниил рос и воспитывался в творческой атмосфере. Его первыми учителями, помимо непосредственных наставников, становились полотна великих мастеров, а особый трепет к творчеству А.А. Иванова Д.Я. Черкес пронёс через всю жизнь.

Вдумчивое, кропотливое изучение всего нового, а также любознательность и стремление к самосовершенствованию станут отличительными чертами этого целеустремлённого человека. Какие бы задачи он перед собой ни ставил - всегда добивался успеха, всё ему было интересно. Море, о котором Даниил мечтал с детства, вдохнуло в него желание совершать открытия в путешествиях, творить, общаться с людьми, смело браться за всё незнакомое.

В 1918 г. Даниил, оставив учёбу на кораблестроительном отделении Петроградского политехнического института, поступает в СГХМ - Свободные государственные художественные мастерские, с 1920 г. известные как ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. Там он осваивает основы изобразительной грамоты под руководством С.В. Малютина, общается с П.Д. Кориным и В.Н. Яковлевым, изучает произведения Рембрандта. В 1919 г. Д.Я. Черкес уходит добровольцем в Красную Армию, а после демобилизации работает художником-декоратором и монтировщиком сцены в Первом театре РСФСР под руководством В.Э. Мейерхольда. Однако, как вспоминал театральный художник В.В. Дмитриев, работавший у Мейерхольда, «сам театр и весь состав театра не был приспособлен для мейерхольдовских постановок» [15, с. 499]. Не имел опыта подобной работы и Д.Я. Черкес. В 1922 г. он возвращается во ВХУТЕМАС, в мастерскую П.П. Кончаловского, где изучает реалистическое направление, несмотря на модные течения в искусстве тех неспокойных лет.

Работа в кино. В 1923 г. Д.Я. Черкес закончил учёбу и начал работать в издательствах «Музгиз» и «Молодая гвардия», совершенствуясь в создании плакатов, иллюстраций, быстрых графических зарисовок. С 1925 г. он - художник-постановщик и режиссёр анимационного кино на киностудии «Межрабпом-Русь» (ныне Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького). Здесь Даниил Яковлевич с соратниками создаёт первые в СССР мультипликационные фильмы для детей (табл.). Несомненно, советских пионеров анимации, которые поначалу делали в основном небольшие агитационные «ожившие» плакаты, вдохновлял колоссальный опыт Голливуда, где мультфильмы создавались большими командами специалистов, в хорошо оборудованных студиях, при щедром финансировании. И всё-таки у советской мультипликации было своё «лицо», неповторимый авторский стиль.

Рисованный фильм Д.Я. Черкеса «Каток» по сей день остаётся уникальным образцом жанра, по которому учатся, как в анимации создавать максимум выразительности при минимуме средств. Простой чёрно-белый линейный мультфильм сделан настоль-

Таблица. Мультипликационные фильмы с участием Д.Я. Черкеса (составлено авторами по данным С.С. Гинзбурга [1]) Table. Animated films with the participation of D.Y. Cherkes (based on S.S. Ginzburg [1])

Год Название фильма Киностудия Тип фильма Частей Метров Участие Д.Я. Черкеса

1927 «Каток» Межрабпом-Русь Графический мультфильм 1 181 Художник (в соавторстве с И. Ивановым-Вано)

1927 «Сенька-африка-нец»(«Крокодил Крокодилович») Межрабпом-Русь Графический мультфильм и натурный фильм 2 700 Сценарист (в соавторстве с Я. Уриновым), режиссёр-художник в соавторстве с И. Ивановым-Вано и Ю. Меркуловым

1929 «Агитка Первого мая» Межрабпом-фильм Графический мультфильм 1 200 Режиссёр-художник (в соавторстве с А. Барщом)

1929 «Книжная полка» Межрабпом-фильм Графический мультфильм 1 250 Режиссёр

1929 «Похождения Мюнхгаузена» Межрабпом-фильм Графический мультфильм 2 600 Сценарист, режиссёр, художник-мультипликатор (в соавторстве с И. Ива-новым-Вано, В. Сутеевым, В. Валериановой)

1929 «Капкан» (в составе Сборной экспериментальной программы короткометражных фильмов) Госвоенкино Графический мультфильм Режиссёр и художник-мультипликатор (в соавторстве с А. Ивановым, Н. Жилин-ским, Н. Воиновым)

1933 «Органчик» Московская фабрика «Союз-фильм» Графический мультфильм 2 620 Художник (в соавторстве с Г. Ечеистовым и Н. Ходатаевым)

1934 «Гляди в оба» Москино-комбинат Графический мультфильм 1 350 Режиссёр

ко легко, остроумно и цельно, что даже сейчас, в эпоху цифровых технологий, смотрится интересно и свежо.

Настоящий технологический прорыв своего времени - фильм «Сенька-африканец», созданный по мотивам сказки Корнея Чуковского «Крокодил»: весёлые приключения пионера Сеньки, который засыпает, зачитавшись книжкой об Африке, и во сне отправляется на жаркий континент, чтобы спасти крокодила. Там мальчик находит новых друзей - фламинго, слона, обезьяну, чудом спасается от людоеда и... просыпается дома, в московской квартире. «Успех этой картины был связан с сочетанием разных техник: рисованные фрагменты чередовались с кадрами кинохроники (снятыми в зоопарке и на улице) или встраивались в игровые сцены, разворачивающиеся в настоящих декорациях, активно использовались различные спецэффекты и т. д.» [14, с. 343] - пишет Валери Познер.

Даниил Черкес и его соратники - Ю. Меркулов, В. Сутеев, Н. и О. Ходатаевы, И. Иванов-Вано - первооткрыватели отечественной анимации. С них начиналась история нашего кино: придумывались сюжеты и методики, изобретались технические приспособления. Их фильмы задали направление всей советской мультипликации. В качестве художника-постановщика Д.Я. Черкес в 1930 г. принял участие в создании документального фильма «Всесоюзная кочегарка» об условиях труда и быта шахтёров Донбасса до и после революции. 216

Годы войны. Даниил Яковлевич открывает для себя разнообразие жанров, выполняя и быстрые зарисовки, и большие живописные полотна. К середине тридцатых годов Д.Я. Черкес серьёзно занимается станковой живописью, а также осваивает полный арсенал художественных материалов: акварель, масло, темперу, уголь, пастель.

В качестве графика Д.Я. Черкес ярко проявил себя в годы Великой Отечественной войны, когда работал в московской редакции «Окон ТАСС» - объединения, продолжавшего традиции «Окон РОСТА». Авторский коллектив редакции состоял из бригад художников, поэтов, писателей, которые с 27.06.1941 в кратчайшие сроки откликались на фронтовые события агитационными плакатами, открытками, листовками, работая без выходных и перерывов. Вся печатная продукция выполнялась вручную, с помощью многослойного наложения краски через трафареты - дело сложное и кропотливое. Требовалось действовать оперативно: многие плакаты создавались буквально за несколько часов - сразу после получения сводки с фронта. Художники трудились семьями: в частности, «Д.Я. Черкес резал трафареты, жена В.И. Чапиго - печатала плакаты» [9, с. 11]. Призывы к беспощадной борьбе с фашистскими захватчиками и к трудовым подвигам в тылу поддерживали боевой дух советских людей, а едкие, остроумные карикатуры на Гитлера и его приспешников настолько «попадали в цель», что нацисты объявили художников своими врагами и заочно приговорили их к смертной казни. В библиографическом указателе «Окон ТАСС» можно найти выходные данные плаката «В Новом году - к новым победам!» (№ 330, 2-3.1.1942), автором которого является Д.Я. Черкес [10, с. 198].

Помимо работы в «Окнах ТАСС», в годы войны художник писал картины на военную тему: «Здесь были немцы», «Русский лес», «Красная площадь. Декабрь. 1941». На картине «На фронт. Зима 1941» запечатлён знаменитый парад советских войск, проведённый 07.11.1941 на Красной площади в Москве. Военным работам Д.Я. Черкеса присущи человечность, искренний, эмоциональный взгляд на происходящее в стране.

Романтика моря. В юности Даниил Черкес хотел стать моряком - даже поступил учиться на кораблестроителя. Свою мечту он воплотил в морских пейзажах - поэтичных, светлых. Художник ходил в походы, общался с людьми, изучал, как устроен рыболовецкий промысел. Море стало неотъемлемой частью его жизни. Картины Черкеса-мариниста - не отстранённый взгляд туриста: каждая композиция - это увлекательный сюжет с участием людей, судьба которых связана с морем. Даниил Яковлевич отправлялся в путешествия к берегам Балтийского, Баренцева, Белого, Чёрного, Азовского морей и повсюду находил свою, особенную красоту, глядя на окружающий мир восхищёнными глазами; его творчество каждый раз обретало новые грани.

Художник создал яркие произведения на арктическую тему: «Летняя ночь. Мурманский порт» (1957), «Большой трал» (1956), «Дымы Мурмана» (1958), «Белая ночь. Мурманск» (1956). Также в этот период был написан триптих «На Севере»: 1) «В Баренцевом море»; 2) «Полярное лето»; 3) «В беломорском колхозе». На этих картинах мы видим суровые северные края, где живут и трудятся люди, чей сильный, мужественный характер созвучен с морскими волнами. Море здесь совершенно иное, чем на солнечных южных пейзажах, - серое, свинцовое. Однако повсюду кипит жизнь, по бурным холодным водам ходят корабли и баркасы. Для местных жителей - рыбаков, моряков - это повседневность. Кроме того, Д.Я. Черкес создавал композиции военно-морской тематики, за что в 1958 г. получил благодарность от Главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирала С.Г. Горшкова.

От Керчи до Геническа. Крым в жизни Даниила Яковлевича Черкеса был знаковым местом, исторической родиной: отец художника, Яков Исаакович Черкес, был

родом из караимской купеческой семьи Армянска. Крымские пейзажи и зарисовки, сделанные в Керчи и Геническе, наполнены яркими впечатлениями. Д.Я. Черкес вспоминает: «Керченские дворики. Никакая фантазия не придумает такую неожиданность поворотов одного здания к другому, такое обилие балконов, балкончиков, крыш, лестниц, окон, проёмов, людских фигур среди этого невероятного архитектурного ансамбля, когда третий этаж дома, стоящего в нижнем дворике, становится первым этажом верхнего» [16, с. 10].

Литературный талант Д.Я. Черкеса столь же ярок и самобытен, как и художественный. Книга «Экзотика обыденного - от Керчи до Геническа» (1965), созданная по впечатлениям от многочисленных посещений Крыма начиная с 1950 г., написана удивительно эмоционально и живо. Литературные строки не менее красочны, чем зарисовки и картины: «Мне приходилось жить в крымской степи, наблюдать её зелёною весной, желтеющую летом. А осенью, когда снят урожай, когда кукуруза и подсолнух, вырастающие здесь много выше человеческого роста, не заслоняют уходящие в дымку дали, особенно хорошо виден общий жёлто-бурый цвет этих просторов, прерывающийся массивами свежевспаханной земли: тёмно-коричневыми вблизи» [16, с. 5].

В книге Даниил Яковлевич не только делится впечатлениями художника, но и выступает как гражданин. Он поднимает проблемы послевоенной разрухи, утраты памятников архитектуры (например, напоминавшего маленький Парфенон керченского музея, разрушенного войной, на месте которого построили ресторан), ветхости послевоенных жилых и прочих зданий, появления так называемых «нахаловок» в Керчи. Художник высказывает сожаление, что в архитектуре города не используют местный камень - керченский известняк, который, как видно по старым сохранившимся домам, долговечен в строительстве и красиво смотрится в отделке, а вместо этого всюду сооружают глинобитные украинские мазанки, а стены белят, независимо от материала.

Д.Я. Черкес ни на миг не расстаётся с карандашом, выполняя ко всем композициям многочисленные эскизы. Его графические зарисовки - очень ёмкие, лаконичные -выполнены настолько точно, что их можно рассматривать как отдельные произведения искусства. С помощью линий и локальных пятен художник мастерски передаёт перспективу, ощущение огромного воздушного пространства. Д.Я. Черкес много и увлечённо работает с натуры, поэтому его творчеству присущи свежесть, непосредственность, авторский стиль. Наряду с лирическими зарисовками «Берег в слободке», «Лов кефали», «Солнечная дорога», «Молодость» есть и работы, названия которых говорят сами за себя: «Послевоенное жильё», «Жить же надо», «Нахаловка». Очень выразительна цветная зарисовка «Слива, пережившая войну»: перед нами старое изогнутое дерево с высохшей веткой, однако листья ещё есть, а значит, есть и жизнь.

Пейзажи для коллекции Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Картины Даниила Черкеса экспонировались на различных выставках, он получал заказы на изготовление панно, масштабных полотен. В коллекции ландшафтной живописи Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова находятся шесть работ Даниила Черкеса на тему Арктики. В творческих командировках 1952-1954 гг. по заказу МГУ Даниил Яковлевич создал серию северных пейзажей, которые не только представляли собой образцовые произведения станковой живописи, но и отвечали главному требованию музея - служить научно-художественным средством передачи географической информации. Пейзажи Д.Я. Черкеса - строго реалистичные, выразительные - достоверно отражают климатические условия, рельеф, растительный и животный мир Заполярья. 218

Три картины Даниила Черкеса экспонируются в зале № 18 «Тундра, лесотундра, леса», экспозиция которого посвящена северным природным зонам нашей страны. Две картины сильно вытянуты по горизонтали (рис. 1, рис. 3) - такой формат был задан специально, чтобы полотно вписывалось во фризовый пояс над стендами, отведённый для ландшафтной живописи. «Эти габариты подчинялись только архитектурным пропорциям и «ритмам» интерьеров и были прямо связаны с шириной нижестоящих стендов» [3, с. 201] - вспоминал в 1970 г. один из основателей Музея, географ Ю.К. Ефремов.

В путеводителе по Музею землеведения, выпущенном в 2010 г., отмечено, что «сочетание графической, натурной экспозиции и ландшафтной живописи во фризовом поясе создаёт эффект присутствия в реальной природной обстановке и помогает полнее и глубже ощутить своеобразие природы севера - её лёгкую ранимость, предполагающую строгое соблюдение требований разумного освоения природных богатств тундровой и лесных зон» [12, с. 63-64]. Именно тундра и лесотундра - самые суровые в климатическом отношении и одновременно самые уязвимые перед антропогенным воздействием природные зоны - представлены на картинах Д.Я. Черкеса.

На картине «В тундре летом» (рис. 1) мы видим бескрайний простор тундры, над которой распростёрлось огромное небо с бегущими облаками. Художник написал их в многослойной манере, словно передавая быстрое движение. Выстроенное по диагонали, оно создаёт удивительную динамику: появляясь вдали, за горизонтом, кучевые облака надвигаются на зрителя и темнеют, превращаясь в слоисто-дождевые. Сложный колорит картины передаёт глубину пространства: дальний план - холодный, в туманной дымке, ближний - многоцветный. Художник показывает, что даже в однообразном с виду краю кипит жизнь, и природа здесь прекрасна и величественна. Тень по нижнему краю картины контрастирует с зелёной долиной, освещённой солнцем. В этих местах почва оттаивает только во второй половине мая, и недолгое лето спешит подарить земле тепло и расцвет. У небольших озёр собираются дикие гуси, а пара белых лебедей в небе придаёт картине светлое, воздушное настроение.

Рис. 1. «В тундре летом». 1955. 110x370. Холст, масло. Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова. 25-й этаж. Зал № 18. ОФ 672.

Fig. 1. "Tundra in the Summer", 1955. 110x370 cm. Oil on canvas. Earth Science Museum, Moscow State University, 25th floor, room 18. Main collection, 672.

На картине «Лесотундра осенью» (рис. 2) мы видим осенний пейзаж: сумрачный серый день в промозглой лесотундре. Закончилось короткое северное лето, и холодный ветер уже нагоняет сырость и мглу. Солнца так мало, что оно еле пробивается над серой далью. Тяжёлое свинцовое небо нависает над ровным горизонтом бескрайних

Рис. 2. «Лесотундра осенью». 1954. 90x100. Холст, масло. Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова. 25-й этаж. Зал № 18. ОФ 677.

Fig. 2. "Forest Tundra in Autumn", 1954. 90x100 cm. Oil on canvas. Earth Science Museum, Moscow State University, 25th floor, room 18. Main collection, 677.

просторов. Скудная растительность поблекла, и лишь хвойные деревья ярко зеленеют на общем фоне. Картина не только несёт художественную выразительность, но и даёт представление о растительном мире, природных условиях и климате лесотундры.

На картине «Совхоз "Индустрия" Мурманской области» (рис. 3) изображён совхоз, который раскинулся посреди зелёной долины у подножия заснеженных Хибинских гор. Слева - стройные ряды парников и теплиц, где кипит работа: женщины ухаживают за молодой рассадой; на въезде стоит грузовик, приехавший забирать готовую продукцию - только что собранные помидоры. От теплиц тянутся полосы светлых дорог, одна из которых ведёт к домам жителей совхоза. Пейзаж отражает большой масштаб сельскохозяйственного производства, но всё-таки основное внимание художник уделяет красоте природы, её ярким краскам - здесь, в отличие от картины «Лесотундра осенью», цветовая гамма дышит светом, радостью, обновлением: сочная зелень травы с вкраплениями белых пятен валунов, желтый мостик, перекинутый через быстрый ручей, и сиреневые скалистые горы, освещённые солнцем.

История создания совхоза «Индустрия» неразрывно связана с освоением природ-но-ресурсного потенциала Кольского полуострова. Важную роль в этом сыграла Мурманская железная дорога, построенная в 1916 г. В мае 1920 г. созданная для её обследования специальная комиссия в составе академиков А.П. Карпинского и А.Е. Ферсмана,

Рис. 3. «Совхоз "Индустрия" Мурманской области». 110x295. Холст, масло. Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова. 25-й этаж. Зал № 18. ОФ 671.

Fig. 3. "The Soviet farm 'Industry' in Murmansk oblast," 110x295 cm. Oil on canvas. The Earth Science Museum at Moscow State University, 25th floor, room 18. Main collection, 671.

а также геолога А.П. Герасимова, вышла из поезда на станции Имандра и отправилась на небольшую прогулку по склону Хибин, где «Ферсман обнаруживает образцы нефелиновых сиенитов с незнакомыми минералами» [13, с. 122]. Последующие экспедиции под руководством А.Е. Ферсмана в 1920-е гг. открывают огромные запасы апатита, а также сопутствующих ему нефелина и титановых руд.

Возникают новые поселения, формирующие Хибинский промышленный узел: в 1926 г. основан посёлок Апатиты (ныне город Апатиты), в 1929 г. начинается строительство посёлка Хибиногорск (ныне город Кировск). Строятся железнодорожная линия от разъезда Белый (ныне станция Апатиты) Мурманской железной дороги к будущим рудникам и к Хибиногорску, обогатительная фабрика. Потребовалась и продовольственная база. По указанию С.М. Кирова (в то время Первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б); территория нынешней Мурманской области тогда относилась к Ленинградской), 23 октября 1930 г. был основан совхоз «Индустрия».

В вышедшей в 1955 г. книге [8] И.С. Марков вспоминал, что, несмотря на сложные экологические условия (сочетание короткого вегетационного периода и полярного дня), в совхозе уже на восьмой год смогли добиться высоких урожаев картофеля, овощей и кормовых культур. Впрочем, преобладающей отраслью в «Индустрии» являлось животноводство, особенно молочное скотоводство. Также развивались свиноводство, птицеводство, пчеловодство, причём основным назначением пчёл было не производство мёда, а опыление огурцов в теплицах и парниках. В наши дни агроферма «Индустрия» является старейшим сельскохозяйственным предприятием на Кольском полуострове.

Про картину «Зверосовхоз», хранящуюся в запасниках Музея землеведения, авторы уже писали в 2021 г. [6, с. 139], однако теперь полиграфические возможности журнала позволяют дать изображение в цвете (рис. 4). Полотно окутано голубоватой дымкой холодных северных далей - небо затянуто серыми плотными тучами, однако у самого горизонта виднеется полоска солнечного света. Именно это тёплое пятно, на фоне которого чётко выделяется рельеф свинцово-синих заснеженных скал, придаёт картине светлое настроение. Деревянные постройки совхоза уходят вдаль, создавая перспективу, выстроенную ровной линией по диагонали. Цветовая гамма серо-зелёная, спокойная, светлая, словно мы видим панораму сквозь дымку. На переднем плане картины - осенний пейзаж. На высоком травянистом берегу лежат серые валуны. Краски спокойные, тёплые: в траве зелень смешивается с золотистой охрой, маленькие де-

ревца с тонкими стволами светятся жёлтыми пятнами листвы. А внизу бурлит, шумит горная река, бьётся об острые камни. И хотя картина рассказывает о мирной жизни и написана в спокойной, мягкой гамме, имеются и яркие контрасты: тёплый осенний пейзаж - белёсые буруны быстрой воды; синие ледяные горы - полоска света из-за туч; строгие, ровные ряды деревянных построек - дикая северная природа.

Рис. 4. «Зверосовхоз». 110x90. Холст, масло. Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова. 25-й этаж. ВФ 8540.

Fig. 4. "A Wildlife Farm," 110x90 cm. Oil on canvas. Earth Science Museum, Moscow State University, 25th floor. Auxiliary collection (VF) 8540.

Во фризовой части зала № 17 «Природная зональность и её компоненты» представлена работа Д.Я. Черкеса «Северные олени на летнем пастбище» (рис. 5). Живописец даёт зрителю возможность посмотреть на картину летнего выпаса будто бы сверху, с возвышенности. Мы видим панораму удивительного быта местных народов: посреди зелёного простора виднеются серые чумы, жители заняты повседневными делами -смотрят за стадом, готовят пищу на костре. Солнечное, словно перекочевавшее из сказки, разноцветное небо отражается в небольшом озере, создавая ощущение тепла и уюта. Белый дым костра в центре композиции - символ домашнего очага - подчёркивает присутствие человека-хозяина. Многочисленное стадо оленей - часть его неспешной жизни на лоне северной природы. Художник передаёт глубину пространства

с помощью линейной и воздушной перспективы. На переднем плане животные, люди и окружающий пейзаж прописаны лёгкими, быстрыми и при этом точными мазками; на заднем плане стадо оленей показано более обобщённо, а еще дальше, ближе к горизонту, оно передано схематично, единым пятном. Палитра художника разнообразна и контрастна: ближний план выполнен в тёплых тонах, дальний обозначен неровной грядой синих гор.

Рис. 5. «Северные олени на летнем пастбище». 80x90. Холст, масло. Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова. 25-й этаж. Зал № 17. ВФ 8538.

Fig. 5. "Reindeer on the Summer Pasture," 80x90 cm. Oil on canvas. Earth Science Museum, Moscow State University, 25th floor. Auxiliary collection (VF) 8538.

Небольшой этюд с натуры «Электрификация Севера» (рис. 6), хранящийся в запасниках Музея землеведения, вместил в себя целую историю. Бурное развитие промышленности Кольского полуострова требовало значительных энергетических ресурсов. Всюду строились электростанции, ТЭЦ, требовались новые источники электроэнергии. На переднем плане картины - безмятежная природа: река неспешно несёт свои воды мимо зелёных берегов; тёмное пятно на зеркале воды - старая почерневшая лодка. Сквозь сизые пушистые облака пробивается солнце, озаряя небо розоватым сиянием. Вдоль берега возведены опоры будущей линии электропередач, которые символично отражаются в реке вместе с деревьями. Опоры написаны лёгкими, схематичными штрихами, подчёркивая дух обновления, грядущего технического прогресса. И хотя пейзаж написан в размашистой, экспрессивной манере, композиция выстроена настолько гармонично, что картина смотрится цельной, ёмкой.

Рис. 6. «Электрификация Севера». 16x24. Холст, масло. Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова. 29-й этаж. ВФ 8610.

Fig. 6. "Electrification of the North," 16x24 cm. Oil on canvas. Earth Science Museum, Moscow State University, 29th floor. Auxiliary collection (VF) 8610.

После выполнения заказа Музея землеведения МГУ художник продолжал поездки в Арктику, писал пейзажи Заполярья, Баренцева моря.

Образы Ленинграда. В 1958 г. Даниил Яковлевич месяц провёл в Ленинграде и посвятил этому прекрасному городу серию светлых, поэтичных работ. В каждой из них - и в быстрых карандашных набросках, и в больших многофигурных композициях - передано мечтательное, восхищённое настроение.

Всё узнаваемо: мосты, дворцы, набережные, и в то же время виден авторский неповторимый стиль Д.Я. Черкеса. Работы «На Петроградской стороне», «Смольный монастырь», «Канал Грибоедова» наполнены лирикой гармоничного сочетания природы и архитектуры. Пейзаж «Дом Блока», по признанию самого художника, перекликается со знаменитым стихотворением поэта «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Работу над ленинградскими пейзажами и зарисовками Д.Я. Черкес продолжил и в последующие годы. В 1961 г. он завершил полотно «Ветер Октября» [4, с. 24-25]. Фон картины - свинцово-серый, холодный. Всё занесено снегом. Ростральная колонна и шпиль Петропавловской крепости застыли на ледяном осеннем ветру. Фигуры матросов и солдат под красными знамёнами написаны в тёмных, приглушённых тонах. Острые штыки ружей пронзают небо. И ровно по центру картины, словно вырванная из другой, мирной жизни, - бледная темноглазая женщина в зелёном пальтишке и рыжем платке. На руках у неё младенец, завёрнутый в клетчатое одеяло. Этот контраст -воинственная толпа вооружённых революционеров и молодая мама с маленьким ребёнком - вызывает тревожные чувства. Женщина словно попала в людской водоворот: что ждёт её в буре лихого времени? Мать, повёрнутая к зрителю вполоборота, будто прикрывает дитя от невзгод, однако всеобщее движение, словно ветер, несёт её вперёд

вместе с остальными. Даниил Черкес не раз обращался в своём творчестве к историческим событиям. Над картиной «Ветер Октября» он начал работать ещё в поездке в Ленинград в 1958 г. Величественная архитектура не только служит фоном, но и усиливает впечатление: каменная колонна, словно грозный исполин, возвышается над происходящим, являясь немым свидетелем революционных событий.

Последняя выставка. До последних дней Д.Я. Черкес сохранял ясный, пытливый ум. Он виртуозно владел различными техниками живописи и графики: масло, акварель, карандаш, тушь, уголь. «Любовь к морю не только не иссякла в его душе, но, напротив, стала более глубокой и мудрой» [2, с. 7] - пишет С.Г. Капланова в предисловии к каталогу выставки, которая открылась 18 сентября 1970 г. в Москве, в выставочном зале Союза Художников СССР на улице Горького (рис. 7).

Рис. 7. Приглашение на выставку произведений Д.Я. Черкеса в Москве 18.09.1970 и его фотопортрет с автографом.

Fig. 7. Invitation to a D.Y. Cherkes exhibition in Moscow (September, 18, 1970) and his autographed photo.

Это была последняя прижизненная выставка Даниила Яковлевича. Обычно на больших авторских экспозициях показывают работы разных периодов, словно обобщая творческий путь. Но на данной выставке были представлены живописные картины лишь 1957-1968 гг. И, хотя диапазон создания графических работ был несколько шире - 1941-1969 гг., - всего три из них относились к периоду до 1958 г.

С.Г. Капланова отмечает: «В живописи семидесятилетнего художника появляется новая сила, энергия, новое содержание. <...> То, что, например, в 1959 г. казалось самым лучшим в его искусстве, теперь не выдерживало соседства с более поздними произведениями» [2, с. 5]. Друзья посоветовали Д.Я. Черкесу показать на выставке преимущественно работы последних лет. Его творчество было представлено в широком диапазоне жанров и сюжетов - портреты, пейзажи, натюрморты. Кроме того, зрители ознакомились с обширной географией путешествий художника - от Самарканда и Крыма до Ленинграда и Москвы. На выставке можно было увидеть и большие живописные композиции, и лёгкие зарисовки - мастерски выполненные произведения, в каждом из которых - огромный, прекрасный мир.

Заключение. Творчество Даниила Яковлевича Черкеса - это пример служения искусству, постоянного поиска, стремления совершать открытия. Серия его пейзажей в коллекции Музея землеведения - образец настоящего профессионализма, когда худож-

нику важно не только показать красоту изображаемого объекта, но и соблюсти строгие требования научной экспозиции: отразить географические особенности местности, достоверно передать сюжет. В то же время Даниила Яковлевича отличала высокая требовательность к себе, ему были несвойственны самолюбование и самоуспокоенность.

Искусный график и живописец, Д.Я. Черкес оставил после себя богатое творческое наследие. Он стоял у истоков советской мультипликации, преподавал, а также обладал наблюдательностью журналиста, что видно по его записям, заметкам, книге. Художественные образы Д.Я. Черкеса яркие, запоминающиеся. Он умело передавал строгую красоту севера и раздолье жаркого юга, изысканность городов и величие дикой природы, изучал жизнь, общался с людьми разных судеб и профессий. Все произведения Д.Я. Черкеса объединяет общая черта - искренность и доброта. Художник приглашает нас, зрителей, также полюбить этот удивительный и разнообразный мир.

Главная особенность художественного стиля Даниила Черкеса - это лёгкость и лаконизм. Талант позволяет ему всего лишь несколькими штрихами, мазками или линиями передать объём, перспективу, воздух. Впрочем, за внешней лёгкостью скрывается наблюдательность и неустанная практика.

Яркая, насыщенная жизнь Даниила Черкеса, наполненная путешествиями, впечатлениями, увлечениями, каждый раз раскрывала многогранный талант художника с новой стороны. В любых обстоятельствах, в том числе и трагических, он был открыт всему новому, незнакомому и сохранял живое восприятие мира. Во всех жанрах Д.Я. Черкес искал новые средства выразительности, свежие творческие решения.

Его опыт и по сей день вдохновляет художников на создание новых тенденций, побуждает осваивать различные жанры и приёмы, не останавливаясь на достигнутом. «Ездить. Смотреть. Видеть. Пытаться уложить пережитое, увиденное в ясные зримые верные образы. Такой представляется мне задача художника» [16, с. 54] - пишет Даниил Яковлевич в своей книге «Экзотика обыденного - от Керчи до Геническа».

Благодарности и источники финансирования. Авторы выражают благодарность орнитологу Д.А. Борискину, художникам Л.Ю. Галушкиной и А.В. Сочивко, переводчице А.Г. Шмелёвой за помощь в подготовке статьи и замечания. Работа выполнена в рамках государственного задания Музея землеведения МГУ АААА-А16-116042710030-7 «Музееведение и образование музейными средствами в области наук о Земле».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гинзбург С.С. Рисованный и кукольный фильм: Очерки развития советской мультипликационной кинематографии. М.: Искусство, 1957. 286 с.

2. Даниил Яковлевич Черкес: каталог выставки / Авт. вступ. ст. С. Капланова. М.: Советский художник, 1970. 28 с.: ил.

3. Ефремов Ю.К. Ландшафтная живопись в Музее землеведения // Жизнь Земли. 1970. Т. 6. С. 199-208.

4. Капланова С.Г. Данил Яковлевич Черкес. М.: Советский художник, 1962. 91 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ландшафтная живопись в Музее землеведения МГУ. Каталог / Под ред. А.В. Смурова и В.В. Снакина. М.: МАКС Пресс, 2021. 172 с.

6. Максимов Ю.И., Мамбетова А.Б. Крайний Север в творчестве художника Даниила Черкеса // Наука в вузовском музее: Мат. ежегодной Всероссийской научн. конф. М.: МАКС-Пресс, 2021. С. 137-139.

7. Маринисты: Энциклопедия живописи / Авт.-сост. Г.В. Дятлева, Е.Н. Биркина. М.: ОЛМА-Пресс, 2001. 350 с.

8. Марков И.С. Ордена Трудового Красного Знамени заполярный совхоз «Индустрия». М.: Сельхозгиз, 1955. 230 с.

9. Масленников В.А. Окна ТАСС. 1941-1945. М.: Контакт-Культура, 2007. 128 с.

10. Морозов А.С. Советский политический плакат. Агит-окна. Окна ТАСС. 1941-1945: библиографический указатель. М.: Контакт-культура, 2013. 479 с.

11. Музей землеведения МГУ: Путеводитель. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. 144 с.

12. Музей землеведения: Путеводитель. М.: МЗ МГУ, 2010. 100 с.

13. Перельман А.И. Александр Евгеньевич Ферсман. М.: Наука, 1968. 296 с.

14. Познер В. Дисней в стране советов, 1930-е гг. // Детские чтения. 2019. Т. 16. № 2. С. 341-387.

15. Фельдман О.М., Галанина Ю. Сообщение В.В. Дмитриева о постановке «Зори» в Театре РСФСР Первом в 1920 году // Вопросы театра. 2018. № 1-2. С. 496-527.

16. Черкес Д.Я. Экзотика обыденного. От Керчи до Геническа: путевой альбом художника. М., 1965. 59 с.

REFERENCES

1. Ginzburg, S.S., Hand-drawn and puppet film: Essays on the Development of Soviet Animated Cinematography (Moscow: Iskusstvo, 1957) (in Russian).

2. Kaplanova, S. (Introduction), Daniil Yakovlevich Cherkes: exhibition catalogue (Moscow: Sovetskij hudozhnik, 1970) (in Russian).

3. Efremov, Yu.K., "Landscape painting in the Earth Science Museum", Zhizn Zemli [Life of the Earth] 6, 199-208 (1970) (in Russian).

4. Kaplanova, S.G., Danil Yakovlevich Cherkes (Moscow: Sovetskij hudozhnik, 1962) (in Russian).

5. Smurov, A.V. and Snakin, V.V. (eds.), Landscape painting in the MSU Earth Science Museum. (Moscow: MAKS Press, 2021) (in Russian).

6. Maksimov, Yu.I., Mambetova, A.B., "The Far North in the work of the artist Daniil Cherkes", Science in the University Museum. Materials of the Annual All-Russian Scientific Conference: Moscow, November 23-25, 2021 (Moscow: MAKS Press, 2021) (in Russian).

7. Dyatleva, G.V., Birkina, E.N. (comp.), Marinists: Encyclopedia of Painting (Moscow: OLMA-Press, 2001) (in Russian).

8. Markov, I.S., Polar state farm "Industry" of the Order of the Red Banner of Labor (Moscow: Sel'hozgiz, 1955) (in Russian).

9. Maslennikov, V.A., Windows of TASS. 1941-1945 (Moscow: Kontakt-kul'tura, 2007) (in Russian).

10. Morozov, A.S., Soviet political poster. Agit windows. Windows of TASS. 1941-1945: bibliographic index (Moscow: Kontakt-kul'tura, 2013) (in Russian).

11. MSU Earth Science Museum: Travel guide (Moscow: Moscow University Publishing House, 1980) (in Russian).

12. Earth Science Museum: Travel guide (Moscow, 2010) (in Russian).

13. Perel'man, A.I., AleksandrEvgen'evich Fersman (Moscow: Nauka, 1968) (in Russian).

14. Pozner, V., "Disney in the land of Soviets, 1930's", Detskie chteniya [Children's Readings] 16, no 2, 341-387 (2019) (in Russian).

15. Fel'dman, O.M., Galanina, Yu., "V.V. Dmitriev's message about the production of "Dawn" at the First Theater of the RSFSR in 1920", Voprosy teatra [Theater issues] 1-2, 496-527 (2018) (in Russian).

16. Cherkes, D.Ya., The exotics of the ordinary. From Kerch to Genichesk: the artist's travel album. (Moscow, 1965) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.