Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДА'

ОТНОШЕНИЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ТВОРЧЕСТВО / ВДОХНОВЕНИЕ / ДУХОВНЫЙ МИР / МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ПОЛИФОНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шевелева Я.В.

В статье рассматривается проблематика отношения Ф.М. Достоевского к музыкальной культуре Запада, в связи с чем прослеживается параллель между музыкальным творчеством Л. ван Бетховена, Дж. Россини, И.С. Баха с произведениями Достоевского. Выявляется взаимосвязь с музыкой классицизма и романтизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF F.M. DOSTOEVSKY TOWARDS THE MUSICAL CULTURE OF THE WEST

The article examines the problems of F.M. Dostoevsky's attitude to the musical culture of the West, in connection with which a parallel is traced between the musical works of L. van Beethoven, J. Rossini, J.S. Bach and the works of Dostoevsky. The interrelation with the music of classicism and romanticism is revealed.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДА»

УДК 130.2

ОТНОШЕНИЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДА*

Я.В. Шевелева

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород e-mail: yanasheveieva72@yandex.ru

В статье рассматривается проблематика отношения Ф.М. Достоевского к музыкальной культуре Запада, в связи с чем прослеживается параллель между музыкальным творчеством Л. ван Бетховена, Дж. Россини, И.С. Баха с произведениями Достоевского. Выявляется взаимосвязь с музыкой классицизма и романтизма.

Ключевые слова: музыка, творчество, вдохновение, духовный мир, музыкально-художественный вкус, полифония.

Музыка началась, но это была не музыка...

Целое отчаяние выливалось в этих звуках...

Ф.М. Достоевский «Неточка Незванова»

Во все времена музыка оказывала духовное влияние на человечество. Мощным импульсом вдохновения она была для создателей великих творений в литературе, живописи. «Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств», - говорил Л. ван Бетховен [1, с. 18].

В мировой литературе можно привести немало примеров тесной связи писателей с музыкой. Среди них Гофман, Ромен Роллан, Поль Верлен, И. Тургенев, В. Одоевский, М. Лермонтов, А. Блок и многие другие. Музыкальным можно назвать также и творчество Ф.М. Достоевского.

Изучая духовный мир Ф.М. Достоевского, мы обращаем внимание на уникальную способность писателя тонко реагировать и глубоко понимать музыку. В письме к И. Тургеневу Федор Михайлович пишет: «.. .это тот же язык, но высказывающий то, что сознание еще не одолело» [2, с. 572]. Дочь писателя Любовь Федоровна отмечает, что Достоевский

Статья подготовлена на основе доклада, прочитанного в рамках Международной научной конференции, посвящённой к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского «Ф.М. Достоевский в отечественной и мировой культуре» (25-26 ноября 2021 года, г. Белгород, Белгородский государственный институт искусств и культуры).

горячо любил музыку, хотя и предпочитал слушать известные произведения [3. с. 1]. Он был поклонником русской и итальянской оперы. Часто посещал концерты, литературно-музыкальные вечера, был знаком с музыкантами, певцами и артистами.

Посещение Достоевским в 1840-е годы кружка М. Петрашевского повлияло на формирование музыкально-художественного вкуса, что связано со становлением его гражданской позиции. Общение с поэтами, писателями, музыкантами, посещение салонов В.Ф. Одоевского,

B.А. Соллогуба, графа Виельгорского а затем тесная связь с кружком

C.Ф. Дурова, А.И. Пальма и А.Н. Плещеева, со второй половины 1848 г. (ответвление петрашевцев) окончательно укрепили музыкальные пристрастия Федора Михайловича. Они были созвучны со временем. Еще в 1822 году Одоевский предсказывал, что Россию захватит немецкая музыка. В исполнении известных музыкантов звучат произведения В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Г. Берлиоза, Ф. Мендельсона-Бартольди.

Немецкий музыкальный классицизм и, особенно, романтизм был созвучен с духовно-эстетическими исканиям Достоевского. Темы драматизма борьбы и победы, скорби и ликования гигантских народных масс - это бетховенский классицизм. Его герой активен, наделен отважной волей и непреклонным стремлением к обновлению жизни. И далее романтизм с его пафосом великой любви к человечеству, тема нравственной свободы и самоопределения человека в мире, проблематика двоемирия, двойничества как типа сознания современного человека, идеи милосердия, утопического и христианского социализма. Среди всех музыкальных настроений и впечатлений, наиболее глубокий след в душе Федора Михайловича оставляла музыка Бетховена и Моцарта, как свидетельствует муж сестры Достоевского Н. фон Фохт [4, т. 1, с. 377-378]. Анна Григорьевна, жена Достоевского, так же отмечает, что из зарубежных композиторов писатель «испытывал истинное наслаждение» от произведений Моцарта, Бетховена, Мендельсона-Бартольди и Россини [5, с. 205].

Многие исследования указывают на особую музыкальность творчества Достоевского в плане построения художественной формы произведений. М. Бахтин в своей работе «Проблемы поэтики Достоевского» отмечает полифоничность развития и взаимодействия героев, которая схожа с движением голосов в контрапунктическом звучании фуги [6, с. 3-4]. По нашему мнению, прослеживается связь с

музыкальным наследием Баха не только как мастера полифонического письма. И.С. Бах входил к круг музыкальных предпочтений М.В. Петрашевского. Еще один интересный момент - эпиграфом к «Бедным людям» послужил отрывок из книги В.Ф. Одоевского «Русские ночи». Знакомство Достоевского с этим трудом очевидно способствовало более глубокому пониманию творчества Баха и Бетховена [7, с. 29].

Из писем к жене во время пребывания за границей становится понятно, как внимательно Достоевский относился к музыкальной жизни Европы. Его любимыми произведениями были опера «Фиделио», «Эгмонт», патетическая соната, Вторая, Шестая, Девятая симфония Бетховена, Свадебный марш Мендельсона, «Севильский цирюльник» Россини. В повести «Белые ночи» Мечтатель убеждает Настеньку написать письмо возлюбленному, этот эпизод напоминает нам сцену написания письма из оперы «Севильский цирюльник» Россини.

С.В. Ковалевская рассказывала об отношении Достоевского к патетической сонате Бетховена, которая «всегда погружает его в целый мир забытых ощущений» [8, с. 115]. Достоевский находил единство лирики и патетики музыки Бетховена близкой своим чувствам и переживаниям, в ней он черпал вдохновение для создания новых сюжетов и характеров персонажей.

Описание вещего сна Версилова, по мнению А.А. Гозенпуда, эквивалентно Шестой симфонии Бетховена. А обращение Мити в «Братьях Карамазовых» к «Гимну радости» Шиллера прямо указывает на параллель с четвертой частью Девятой симфонии Бетховена [9, с. 129-130].

В VIII главе «Дядюшкиного сна» князь, чтобы произвести впечатление на Зину и Марью Александровну приписывает себе знакомство с кем-нибудь из «немцев» - с Бетховеном, у которого якобы нос был вечно в табаке [10, т. 2, с. 55].

В «Униженных и оскорбленных» упоминается о Третьем концерте Бетховена, который Катя «теперь играет», ища в его музыке ответа на обуревающие ее чувства и сомнения [7, т. 4, с. 200].

Вместе с этим отметим, что сочинения Р. Вагнера Ф.М. Достоевский не понимал и не любил. Возможно, у писателя не было случая оценить в полной мере творца «музыки будущего». Достоевский знаком с творчеством Вагнера лишь по отрывкам из опер в концертном исполнении.

Подводя итог, отметим, что отношение Ф.М. Достоевского к музыкальной культуре Запада хоть и неравнозначно, но в основном было созвучно времени. Ну а красной нитью через его творчество проходит музыка Л. ван Бетховена.

Список литературы

1. Друскин, М. С. Зарубежная музыка первой половины XIX века / М. С. Друскин. -Москва : Сов. композитор, 1967. - 109 с.

2. Белов, С. В. Ф. М. Достоевский и его окружение : Энциклопедический словарь / С. В. Белов. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. - Т. 1: [А-К]. - 572 с.

3. Борисова, И. В. Немецкая музыкальная классика в творческом осмыслении Ф. М. Достоевского / И. В. Борисова, Д. Н. Жаткин. - URL: https:^yberleninka.m/article/n/nemetskaya-muzykalnaya-klassika-v-tvorcheskom-osmyslenii-f-m-dostoevskogo (дата обращения: 15.02.2022).

4. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников : в 2 т. - Москва : Худ. литература, 1964.

5. Достоевская, А. Г. Воспоминания. 1846-1917 / А. Г. Достоевская ; вст. статья, подгот. текста, примечания И. С. Андриановой и Б. Н. Тихомирова. - Москва : Бослен, 2015. - 768 с.

6. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин // Научная библиотека. - Москва ; Аугсбург, 2002. - 167 с.

7. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений : в 20 т. / Ф. М. Достоевский. - Москва : Терра, 1998-1999.

8. Ковалевская, С. В. Воспоминания и письма / С. В. Ковалевская. - Москва : ГИХЛ, 1961. - 576 с.

9. Гозенпуд, А. А. Достоевский и музыка / А. А. Гозенпуд. - Ленинград : Музыка, 1971. - 173 с.

10. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. / Ф. М. Достоевский. -Ленинград : Наука, 1972-1990.

THE ATTITUDE OF F.M. DOSTOEVSKY TOWARDS THE MUSICAL CULTURE OF THE WEST

Ya.V. Sheveleva

Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod e-mail: yanasheveleva72@yandex.ru

The article examines the problems of F.M. Dostoevsky's attitude to the musical culture of the West, in connection with which a parallel is traced between the musical works of L. van Beethoven, J. Rossini, J.S. Bach and the works of Dostoevsky. The interrelation with the music of classicism and romanticism is revealed.

Keywords: music, creativity, inspiration, spiritual world, musical and artistic taste, polyphony.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.