Научная статья на тему 'ИКОНЫ ИЗ СОБРАНИЯ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ МАВРИНОЙ (1900-1996) В ОТДЕЛЕ ЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА'

ИКОНЫ ИЗ СОБРАНИЯ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ МАВРИНОЙ (1900-1996) В ОТДЕЛЕ ЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИКОНА / ДРЕВНЕРУССКАЯ ИКОНОПИСЬ / ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА МАВРИНА / «СЕВЕРНОЕ ПИСЬМО» / НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА / МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ / НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КУЗЬМИН / ВАЛЕРИАН ВАДИМОВИЧ ВЕЛИЧКО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Важкая Мария Александровна

В 1994-1997 гг. в отдел личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина поступило 25 икон из собрания художника Татьяны Алексеевны Мавриной (1900-1996). Особенностью данной коллекции является творческий подход при ее формировании. Наибольшая часть икон носит народный характер, прекрасно сочетаясь с сохраняющими древнерусские традиции русскими прялками XIX века или акварельными работами, выполненными Т.А. Мавриной. В исследовании представлено несколько икон из собрания художника Татьяны Алексеевны Мавриной, позволяющих увидеть стремление коллекционера собрать яркие образцы древнерусской иконописи XV-XVII веков. Некоторые иконы ранее упоминались в искусствоведческих исследованиях (поясные изображения архангелов Михаила и Гавриила из деисусного чина, икона «Битва новгородцев с суздальцами»), тогда как икона «Богоматерь на престоле и Никола Можайский с избранными святыми на полях» подробно описана впервые. Данная статья затрагивает лишь часть исследования иконописи из собрания Татьяны Алексеевны Мавриной, необходимой для введения в научный оборот образцов русской иконописи XV-XVII веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICONS FROM THE COLLECTION OF TATYANA MAVRINA (1900-1996) IN THE DEPARTMENT OF PRIVATE COLLECTIONS OF THE PUSHKIN STATE MUSEUM OF FINE ARTS

25 icons from the collection of the artist Tatyana Alekseevna Mavrina (1900-1996) entered the Department of Private Collections of the Pushkin State Museum of Fine Arts in 1994-1997. The collection is distinguished by a creative approach in its formation. Most of the icons are of a folk character, perfectly combined with the Russian spinning wheels of the 19th century, which preserve ancient Russian traditions, or watercolor works by T.A. Mavrina. The study presents several icons from the collection of the artist Tatyana Alekseevna Mavrina. They allow you to see the collector's desire to collect bright examples of ancient Russian icon painting of the 15th-17th centuries. Some of the icons were before mentioned in art research (belt images of the archangels Michael and Gabriel from the Deesis Rank, the icon “The Battle between Novgorod and Suzdal”), while the icon “Mother of God enthroned and Nikola Mozhaisky with some saints on the fields” is described in detail for the first time. This article covers only part of the study of iconography from the of Tatyana Mavrina collection necessary for the introduction to the scientific circle of the samples of Russian icon painting of the 15th-17th centuries.

Текст научной работы на тему «ИКОНЫ ИЗ СОБРАНИЯ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ МАВРИНОЙ (1900-1996) В ОТДЕЛЕ ЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА»

Искусство Евразии. 2022. № 2 (25). С. 80-85. ISSN 2518-7767 (online) Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2022, (2), pp. 80-85. ISSN 2518-7767 (online)

Научная статья УДК 75.046

DOI 10.46748/ARTEURAS.2022.02.007

Иконы из собрания Татьяны Алексеевны Мавриной (1900-1996) в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина

Важкая Мария Александровна a

а Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Российская Федерация a maria.vazhkaya@arts-museum.ru

Аннотация. В 1994-1997 гг. в отдел личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина поступило 25 икон из собрания художника Татьяны Алексеевны Мавриной (1900-1996). Особенностью данной коллекции является творческий подход при ее формировании. Наибольшая часть икон носит народный характер, прекрасно сочетаясь с сохраняющими древнерусские традиции русскими прялками XIX века или акварельными работами, выполненными Т.А. Мавриной. В исследовании представлено несколько икон из собрания художника Татьяны Алексеевны Мавриной, позволяющих увидеть стремление коллекционера собрать яркие образцы древнерусской иконописи XV-XVII веков. Некоторые иконы ранее упоминались в искусствоведческих исследованиях (поясные изображения архангелов Михаила и Гавриила из деисусного чина, икона «Битва новгородцев с суздальцами»), тогда как икона «Богоматерь на престоле и Никола Можайский с избранными святыми на полях» подробно описана впервые. Данная статья затрагивает лишь часть исследования иконописи из собрания Татьяны Алексеевны Мавриной, необходимой для введения в научный оборот образцов русской иконописи XV-XVII веков. Ключевые слова: икона, древнерусская иконопись, Татьяна Алексеевна Маврина, «северное письмо», новгородская икона, московская школа иконописи, Николай Васильевич Кузьмин, Валериан Вадимович Величко

Для цитирования: Важкая М.А. Иконы из собрания Татьяны Алексеевны Мавриной (1900-1996) в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 80-85. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.007. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/877.

© Важкая М.А., 2022 80

Original article

Icons from the collection of Tatyana Mavrina (1900-1996) in the Department of Private Collections of the Pushkin State Museum of Fine Arts

Maria A. Vazhkaya a

a Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow, Russian Federation a maria.vazhkaya@arts-museum.ru

Abstract. 25 icons from the collection of the artist Tatyana Alekseevna Mavrina (1900-1996) entered the Department of Private Collections of the Pushkin State Museum of Fine Arts in 1994-1997. The collection is distinguished by a creative approach in its formation. Most of the icons are of a folk character, perfectly combined with the Russian spinning wheels of the 19th century, which preserve ancient Russian traditions, or watercolor works by T.A. Mavrina. The study presents several icons from the collection of the artist Tatyana Alekseevna Mavrina. They allow you to see the collector's desire to collect bright examples of ancient Russian icon painting of the 15th-17th centuries. Some of the icons were before mentioned in art research (belt images of the archangels Michael and Gabriel from the Deesis Rank, the icon "The Battle between Novgorod and Suzdal"), while the icon "Mother of God enthroned and Nikola Mozhaisky with some saints on the fields" is described in detail for the first time. This article covers only part of the study of iconography from the of Tatyana Mavrina collection necessary for the introduction to the scientific circle of the samples of Russian icon painting of the 15th - 17th centuries. Keywords: icon, Tatyana Mavrina, "northern writing", Novgorod icon painting, Moscow school of icon painting, Nikolay Kuzmin, Valerian Velichko

For citation: Vazhkaya, M.A. (2022) 'Icons from the collection of Tatyana Mavrina (1900-1996) in the Department of Private Collections of the Pushkin State Museum of Fine Arts', Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (2), pp. 80-85. doi:10.46748/ARTEURAS.2022.02.007. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/877. (In Russ.)

Введение

Среди коллекционеров икон 1940-1980-х годов особое место занимает удивительный художник Татьяна Алексеевна Маврина. Ее жизнелюбие, умение найти прекрасное в самых обычных вещах и непрекращающийся поиск идеала в сочетании с нижегородским происхождением, вхутемасовским художественным образованием и увлечением импрессионистами создали необыкновенный стиль Мавриной-художника. Ее работы несут в себе сказку, как она сама говорила по этому поводу: «Когда я делаю сказки, мне и их хочется привязать к чему-нибудь реальному, чтобы не только в тридесятом царстве, но и среди нас жили бы и были бы все эти Иваны-царевичи

и Котофеи Ивановичи и разговаривающие зайчики» [1, с. 296].

Иконы как произведение искусства Маврина открыла для себя случайно, зайдя после посещения выставки «Бубновый валет» в зал древнерусской иконописи и обнаружив «другой мир. Другие оценки. Лучше ли? Хуже ли? Даже вопроса не возникало. Другое. Новое...» [2, с. 391]. С этих пор Татьяна Алексеевна Маврина вместе с мужем, художником Николаем Васильевичем Кузьминым, начинает собирать свою коллекцию.

В 1994 году Татьяна Алексеевна Маврина передала 23 иконы в отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Еще две иконы были переданы наследниками в 1997 году. Из дневниковых

записей и статей Т.А. Мавриной можно почерпнуть сведения о некоторых иконах. Также отдельные иконы упоминались в работах М.В. Алпатова [3], ПИ. Вздорнова [4], А.Б. Рудневой. В настоящее время ведется исследовательская работа по изучению всех икон из коллекции Татьяны Алексеевны Мавриной, находящихся в собрании музея, для будущей публикации. В исследовании также использованы сведения альбомов и каталогов древнерусской живописи [5; 6; 7].

Обзор икон из коллекции Т.А. Мавриной

в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Самое главное место в коллекции Татьяна Алексеевна отводила двум иконам XVI века из де-исусного чина — «Архангел Михаил» и «Архангел Павриил», отмечая их «большие цветовые куски», простотой и сочностью напоминающие Матисса и являющиеся для нее «камертоном на всю жизнь». Иконы, каждая размером 66 х 61, представляют традиционное поясное изображение архангелов.

Архангел Михаил изображен в красно-розовом плаще поверх синего хитона с охристой каймой у ворота и поручей. В левой руке держит посох, открытая ладонь правой руки поднята на уровне груди. Повязка в волнистых волосах и подпа-поротки крыльев также синего цвета. Архангел Павриил изображен в зеленом плаще поверх красно-розового хитона с охристой каймой у ворота и поручей. В правой руке держит посох, открытая ладонь левой руки поднята на уровне груди. Повязка в волнистых волосах и подпапоротки крыльев также красно-розового цвета. Фон — зеленого цвета.

Ранее обе иконы находились в коллекции врача Валериана Вадимовича Величко1, в квартире которого Татьяна Алексеевна впервые их увидела и полюбила.

Уникальной иконой в собрании Т.А. Мавриной является «Битва новгородцев с суздальцами», повествующая о событиях 1170 года у стен города Великий Новгород и чуде от иконы «Богоматерь Знамение». Иконописец XVI века отошел от традиционного трехъярусного изображения событий и создал двухъярусное изображение: верхний — вынос иконы «Богоматерь Знамение» из церкви Преображения на Ильине улице, перенос ее по мосту через Волхов на Софийскую сторону, встреча молящимися, выходящими из новгородского кремля; нижний — вынос иконы «Богоматерь Знамение» на городскую стену, град стрел из толпы суздальского войска и смятение в их рядах, победа защитников во главе со святыми Глебом

и Борисом на черном и белом конях. Изображения святых с нимбами вокруг голов и в шапках с меховой оторочкой легко узнаваемы: святой Борис изображен с бородой, святой Плеб — безусым юношей.

Еще одной особенностью иконы является разное положение рук Богоматери: верхний ярус — руки опущены к младенцу; нижний — руки подняты вверх, согласно традиционной иконографии «Богоматерь Знамение». Таким образом показан момент взятия Пресвятой Богородицей города под свою защиту. А благодаря двухъярусному изображению данное событие ярко выделено, ведь икона посвящена не битве между суздальцами и новгородцами, а чуду, произошедшему в 1170 году у стен Великого Новгорода.

В собрании Мавриной есть икона московской школы XV века — «Сретение». Она небольшого размера, и несмотря на значительную утрату красочного слоя на нижнем поле живопись в хорошей сохранности. Здесь представлена традиционная иконография с изображением праведного Иосифа, Богоматери, Симеона Богоприимца с младенцем Христом на руках и Анны Пророчицы. Иосиф Об-ручник держит в руках двух птиц, принесенных в Иерусалимский храм по древнееврейской традиции (каждый приносил по возможности — горлицу или агнца): одна птица — очистительная жертва, за грехи; вторая — в благодарность за рождение сына. Младенец на руках склонившегося Симеона Богоприимца лежит, повернув лицо к Богоматери. Позади них стоит Анна Пророчица с поднятой правой рукой в благословляющем жесте. Архитектура на заднем плане также выполнена в традиционном стиле: здание с треугольной крышей, открытый шатер с круглой крышей на резных ножках и сооружение полукруглой формы. Стилистически икона аналогична иконам XV века из собрания Русского музея2 и Кирилло-Белозерского музея-заповедника3. На вертикальных полях изображено четверо святых: апостолы Петр и Павел, Василий Великий и Николай Чудотворец. Т.А. Маврина пишет, что «икона писана по заказу какой-то семье, для богатого дома, в столичной мастерской, где ценилось тонкое и изящное письмо» [1, с. 23].

Но Маврина была не просто коллекционером древнерусского искусства, она вдохновлялась им. Древнерусская архитектура вовлекалась в иллюстрацию детских сказок, городецкая игрушка соседствовала с букетом цветов в натюрмортах, страшные звери из иконописи оказывались побежденными богатырями на страницах детских книжек.

1 Валериан Вадимович Величко (1874-1956) — врач, коллекционер.

2 Андрей Рублёв. «Сретение». Около 1408 г. Государственный Русский музей, инв. №ДРЖ-2135 // Виртуальный Русский музей [сайт]. URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/ikonopis/drzh_2135/index.php (дата обращения 03.02.2022).

3 «Сретение». Около 1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник, инв. № ДЖ-320 [8, с. 92-93].

Татьяна Алексеевна даже «переносила» отдельные элементы из иконы на свои полотна: ангел над букетом4 или городецкие кони5. В собрании отдела личных коллекций находится икона «Богоявление»6 и работа Т.А. Мавриной «Натюрморт с иконой «Богоявление»7. Интересно, что Маври-на использовала много оттенков розового цвета, но, как сама отмечала, «иконно-розовый» так и не удалось никогда получить.

Икона «Богоявление» создана в XV веке, предположительно, новгородскими мастерами. Стилистически самыми близкими ей являются двухсторонние таблетки середины XV века (Новгородская школа) и иконы праздничного чина (около 1476 г., Новгородская школа) из собрания Павла Корина [9, Кат. 14, 23]. Как и на иконе из собрания Мавриной, фигура пророка Иоанна Предтечи изображена согнутой в глубоком поклоне, нога широко отведена вправо, рука протянута к голове стоящего в воде Христа. На правом берегу изображены склонившиеся к Христу три ангела. Изображения лещадок на горках и растительности имеют сходство с изображениями на новгородских иконах XV века. На вертикальных полях помещены изображения святого Николая Мирликийского (левое) и великомученика Георгия (правое).

И еще одна икона, которая обращает на себя внимание в контексте данного исследования,— «Богоматерь на престоле и Никола Можайский с избранными святыми на полях». Написанная в XVI веке мастерами из новгородской провинции, тесно соприкасающимися с народным искусством, икона имеет ряд характерных особенностей. Например, свободное пространство между медальонами с изображениями пророков на верхнем поле заполнено восьмилистниками, похожими на бабочек. Примечательно, что на самом краю справа и слева «бабочки» не уместились полностью, поэтому иконописец поместил лишь часть из трех листиков. Такой узор ни ранее, ни позднее не встречается на иконах, но традиция украшать

поля узором существует на иконах, выполненных народными мастерами Русского Севера и Новгорода8 [10; 11].

Интересен уникальный фон позади Николы Чудотворца, особо почитаемого мореплавателями, покрытый узором в виде рыбьей чешуи. Одет святой Николай Можайский в темную ризу, украшенную крупным узором по краю ворота, полиставрий (в XIV-XVI веках ставший одним из обязательных атрибутов в изображении Николая Чудотворца), омофор с трехполосным украшением спускающегося к ногам края, епитрахиль с узором из драгоценных камней, на правом бедре висит палица (ромбовидная ткань, символизирующая духовное оружие слова Божия).

Святитель изображен стоящим фронтально, немного отставив правую ногу, обе руки, поднятые на уровне груди, разведены в стороны. Подобные изображения встречаются на иконах святого Николая XV-XVI веков9. В правой руке святитель держит поднятый вверх меч, левой рукой — держит белоснежный град: традиционная иконография святого Николая Можайского.

Справа от святого Николая Можайского изображена Богоматерь с младенцем на престоле. Одним из самых ранних подобных изображений является фреска монастыря святой Екатерины на Синае. Богоматерь изображена держащей сидящего у нее на коленях младенца Христа, сложившего правую руку в двуперстном благословляющем жесте. Нимб Богоматери украшен ромбовидным узором с рядом жемчужин по краю.

На вертикальных полях помещены традиционные изображения столпников Симеона (слева) и Даниила (справа). Есть ряд особенностей, характерных для икон XV-XVI веков, в изображениях столпников, жития которых стали особо популярными в это время: навершие над столпом в виде шатрового кивория на тонких резных ножках (часто встречается на иконах «Сретение» или «Благовещение»), лестница внутри открытого

4 Т.А. Маврина. «Натюрморт. Букет на фоне иконы Ильи-пророка». Музей А.С. Пушкина, инв. № МК-655 // Госкаталог.рф [Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации].

URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=28640622 (дата обращения 03.02.2022).

5 Т.А. Маврина. «Егорий храбрый». 1965. ГМИИ им. А.С. Пушкина, инв. № МЛК ГР2554 // Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина [сайт]. URL: http://www.artprivatecollections.ru/data/graphics/gr_2554_mavrina_egoriy.php (дата обращения 03.02.2022).

6 Икона «Богоявление». XV в. Новгород. ГМИИ им. А.С. Пушкина, инв. № МЛК ЖР86 // Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина [сайт]. URL: http://www.artprivatecollections.ru/data/canvas/jr_861_bogoyavlenie.php

дата обращения 03.02.2022).

7 Т.А. Маврина. «Натюрморт с иконой "Богоявление"» 1947. ГМИИ им. А.С. Пушкина, инв. № МЛК ГР2803 // Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина [сайт].

URL: http://www.artprivatecollections.ru/data/graphics/gr_2803_naturmort_s_ikonoy_bogoyavlenie.php (дата обращения 03.02.2022).

8 Икона «Святые Илия пророк, Никола, Иоанн Предтеча с Богоматерью Знамение» (конец XV в. Заонежье. Государственный Русский музей, инв. № ДРЖ-2901); Складень трехстворчатый «Святые Флор, Никола, Власий, Анастасия» (конец XIV - начало XV в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, инв. № ДР58).

9 Икона «Никола Можайский» (XV в. Государственная Третьяковская галерея, инв. № 17295); икона «Николай Зарайский» (XVI в. Архангельский областной музей изобразительных искусств, инв. № ДРЖ23914).

проема, символизирующая стремление к духовной аскезе.

Еще одной интересной особенностью данной иконы является выбор святых, изображения которых помещены на нижнем поле. Между медальонами помещены изображения святых мучеников: князей Бориса и Глеба, пророка Иоанна Предтечи и первомученика Стефана. Традиционная иконография позволяет без надписи узнать святых. Но нас в данном случае интересует выбор иконописцем преподобных, изображения которых помещены в медальоны: Зосима и Савватий Соловецкие, Александр Свирский, Евфимий и Кирилл. Все они являются основателями монастырских обителей на Русском Севере, канонизированы Собором 1547 года: Зосима и Савватий — Соловецкий монастырь, Александр — Троице-Свирский монастырь, Евфимий — Николо-Корельский монастырь, Кирилл — Кирилло-Белозерский монастырь. Это еще один аргумент в пользу «северного» происхождения иконы.

Выводы

В рамках данной статьи рассмотрена малая часть икон из коллекции художника Татьяны Алексеевны Мавриной, тем не менее позволяющая составить представление о любви и особом отношении художника к древнерусской живописи, а также умении найти икону с самобытным характером, сочетающим иконописные каноны

и народный быт. В постоянной экспозиции отдела личных коллекций (до временного закрытия на реставрацию) иконная часть собрания Татьяны Мавриной находилась в соседстве с предметами декоративно-прикладного искусства (прялками, резьбой, игрушками, вышивкой), выполненными русскими мастерами, и живописными работами Т.А. Мавриной,— и вместе они составляли единую гармоничную картину.

В заключение необходимо отметить следующие особенности собрания Татьяны Алексеевны Мавриной, 25 икон из которого находятся в хранении отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина:

1) художественный подход к подбору икон коллекционером — по словам Т.А. Мавриной, «иконы предпочитали живописные, с рассказом, с "рукой мастера", любопытной композицией, с налетом народности. Провинциальные школы, где больше вольностей» [2, с. 391];

2) особое отношение к цвету на иконах и окружающему их свету — как Татьяна Алексеевна говорила о себе сама, она всю жизнь прожила «ушибленная цветом», подбирая иной раз лучшее время для «поглядения» икон, чтобы подчеркнуть «волшебство» красок;

3) постоянное изучение и осмысление каждого предмета коллекции — «и собрались на стенах: иконы и донца. Одно с другим не спорит и в цвете, и в самой манере письма с оживками» [2, с. 391].

Список источников

1. Маврина Т.А. Цвет ликующий. Дневники. Этюды об искусстве. Москва: Молодая гвардия, 2006. 368 с.

2. Маврина Т.А. Наша коллекция // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. [Ежегодник 1979]. Ленинград: Наука, 1980. С. 391-408.

3. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. Москва: Искусство, 1978. 310 с.

4. Вздорнов ГИ. Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи. Москва: Индрик, 2006. 412 с.

5. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина : альбом / науч. ред. В.Н. Тяжелов. Москва: Красная площадь, 2013. 735 с.

6. Древнерусская живопись. Новые открытия (из частных собраний) : каталог выставки / под ред. С. Ямщикова, сост. А. Логинова. Москва: Советский художник, 1975. 98 с.

7. Музей личных коллекций. Путеводитель по залам музея / сост.: Н.Б. Автономова. Москва: Художник и книга, 2004. 160 с.

8. Петрова Л.Л., Петрова Н.В., Щурина Е.Г Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М.: Северный паломник, 2005. 336 с.

9. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: Искусство, 1966. 187 с.

10. Анисимов А. Этюды о новгородской иконописи // София. 1914. № 3, март. С. 9-28.

11. Пуцко В.Г Иконописание как форма традиционной культуры Русского Севера // Рябининские чтения - 2007. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера / отв. ред. Т.Г Иванова. Петрозаводск: Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», 2007. С. 188-190.

References

1. Mavrina, T.A. (2006) The color is exultant. Diaries. Etudes about art. Moscow: Molodaya gvardiya. (In Russ.)

2. Mavrina, T.A. (1979) Our collection. Leningrad: Nauka. (In Russ.)

3. Alpatov, M.V. (1978) Old Russian icon painting. Moscow: Iskusstvo. (In Russ.)

4. Vzdornov, G.I. (2006) Restoration and Science. Essays on the History of Discovery and Study of Medieval Russian painting. Moscow: Indrik. (In Russ.)

5. Tyazhelov, V.N. (2013) The Pushkin State Museum of Fine Arts [Album]. Moscow: Krasnaya ploshchad'. (In Russ.)

6. Loginova, A. (comp.), Yamschikova, S. (ed.) (1975) Old Russian painting. New discoveries (from private collections) [Exhibition catalog]. Moscow: Sovetskiy khudozhnik. (In Russ.)

7. Avtonomova, N.B. (comp.) (2004) Museum of private collections. Guide to the halls of the museum. Moscow: Khudozhnik i kniga. (In Russ.)

8. Petrova, L.L., Petrova, N.V. and Shchurina, E.G. (2005) Icons of the Kirillo-Belozersky museum-reserve. Moscow: Severnyy palomnik. (In Russ.)

9. Antonova, V.I. (1966) Old Russian art in the collection of Pavel Korin. Moscow: Iskusstvo. (In Russ.)

10. Anisimov, A. (1914) 'Etudes on Novgorod icon painting', Sofia, (3), pp. 9-28. (In Russ.)

11. Putsko, V.G. (2007) 'Icon painting as a form of traditional culture of the Russian North', in Ivanova, T.G. (ed.) Ryabininsky readings - 2007 [Conference proceedings]. Petrozavodsk: Kizhi Museum-Reserve, pp. 188-190. (In Russ.)

Информация об авторе

Важкая Мария Александровна, научный сотрудник, хранитель отдела личных коллекций, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Российская Федерация; e-mail: maria. vazhkaya@arts-museum. ru.

Information about the author

Maria Alexandrovna Vazhkaya, Researcher, Curator of the Department of Private Collections, Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow, Russian Federation; e-mail: maria.vazhkaya@arts-museum.ru.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 17.03.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 14.06.2022.

The article was received by the editorial board on 17 March 2022; approved after reviewing on 29 Apr 2022; accepted for publication on 14 June 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.