Искусство Евразии. 2022. № 2 (25). С. 94-103. ISSN 2518-7767 (online) Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2022, (2), pp. 94-103. ISSN 2518-7767 (online)
Научная статья УДК 75.046:739.52(571.15) DOI 10.46748ZARTEURAS.2022.02.009
Русская эмаль в коллекции православного искусства Государственного художественного музея Алтайского края
Клубков Антон Алексеевич а
3 Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул, Российская Федерация 3 [email protected]
Аннотация. Статья посвящена меднолитой пластике XVIII — начала XX века. Предметом исследования является художественная эмаль главных центров старообрядческого искусства. Источниковой базой выступила коллекция Государственного художественного музея Алтайского края. В качестве вспомогательного материала также привлечены произведения из частных коллекций. В исследовании использованы сравнительно-исторический и сравнительно-стилистический методы. Описаны отличия старообрядческой эмали от древнерусской. Установлено влияние некоторых тенденций ювелирного искусства второй половины XIX века на эмальерное дело московских старообрядческих меднолитейных мастерских. Ключевые слова: русская эмаль, художественная эмаль, старообрядческое искусство, медные иконы, Алтай
Для цитирования: Клубков А.А. Русская эмаль в коллекции православного искусства Государственного художественного музея Алтайского края // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 94-103. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.009. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/876.
© Клубков А.А., 2022
Original article
Russian enamel in the collection of Orthodox art of the State Art Museum of the Altai Krai
Anton A. Klubkov a
a State Art Museum of the Altai Krai, Barnaul, Russian Federation a [email protected]
Abstract. The article is devoted to copper-cast plastic of the 18th—early 20th centuries. The subject of the study is the artistic enamel of the main centers of Old Believer art. The source base was the collection of the State Art Museum of the Altai Krai. Works from private collections are also used as auxiliary material. Comparative-historical and comparative-stylistic methods were used. The differences between the Old Believers' enamel and the Old Russian are described. The influence of some trends in jewelry art of the second half of the 19th century on the enamel work of Moscow Old Believers copper foundries has been established. Keywords: Russian enamel, artistic enamel, Old Believer art, copper icons, Altai
For citation: Klubkov, A.A. (2022) 'Russian enamel in the collection of Orthodox art of the State Art Museum of the Altai Krai', Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (2), pp. 94-103. doi:10.46748/ARTEURAS.2022.02.009. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/876. (In Russ.)
Введение
Русская эмаль — яркое и самобытное проявление отечественной художественной культуры, имеющее многовековую насыщенную историю, наполненную периодами как стремительных взлетов мастерства, так и упадков. Перегородчатые эмали Древней Руси хорошо исследованы в научной литературе [1; 2]. Эмальерному искусству XVШ-XIX вв. также посвящено множество работ [3]. Старообрядческая меднолитая пластика остается вне поля зрения многих исследователей. Созданные мастерами-старообрядцами медные иконы, складни и кресты, украшенные цветной эмалью, рассматриваются изолированно от общих процессов культурной жизни. Давно назрела необходимость вписать данный вид прикладного искусства в общую историю русской эмали.
Источники, методы и проблемное
поле исследования
Коллекция православного искусства из фондов Государственного художественного музея Алтайского края (далее — ГХМАК) содержит изделия из металла, декорированные цветной эмалью. Подавляющее большинство этих изделий было
изготовлено в меднолитейных старообрядческих мастерских. В коллекции ГХМАК насчитывается более двухсот пятидесяти произведений медно-литой пластики XVIII — начала XX в.
На протяжении последних нескольких лет осуществляются исследовательские работы по атрибуции и каталогизации музейной коллекции православного художественного металла. При изучении медных икон, складней и крестов особое внимание было уделено различным вопросам, связанным с технологиями литья металлов [4]. Цель данной статьи заключается в том, чтобы сместить акцент на осмысление своеобразия эмалирования как техники декорирования. Актуальность темы обусловлена не только изучением отдельно взятой музейной коллекции, но и недостатком научных публикаций по данной теме.
В научной литературе, посвященной старообрядческой меднолитой пластике, уделено особое внимание технологии создания и стилистике произведенных рельефов [5; 6; 7]. Интересующая нас тема раскрывается только на общем дескриптивном (описательном) уровне. В 2004 году в Санкт-Петербурге был издан каталог «Неповторимые краски русской эмали» [8], содержащий богатый
1. Неизвестный автор. Складень трехстворчатый «Деисус
и избранные святые». Центральная створа.
XVIII век.
Выг. Медь, литье, эмаль. 6,6 х 6,1.
Государственный художественный музей Алтайского края. Фото: А.В. Рыжов
иллюстративный материал и развернутые аннотации об иконографии и сюжетах. Во вступительной статье изложена история становления и развития главных центров старообрядческой меднолитой пластики, но теме, вынесенной в заглавие, уделено небольшое внимание.
Поэтому в поле задач нашего исследования мы поставим решение вопроса о художественных особенностях эмалей в различных центрах старообрядческого медного литья. Данная задача достигалась преимущественно сравнительно-историческим и сравнительно-стилистическим
методами. Тема иконографии и сюжетов затронута лишь частично, поскольку она имеет весьма косвенное отношение к эмальерному искусству.
Художественная эмаль ведущих центров старообрядческой меднолитой пластики
В отличие от древнерусского декоративно-прикладного искусства старообрядческие мастера не практиковали перегородчатую эмаль. Металлическая основа представляла собой цельную литую составляющую, рельеф которой нередко выполнял функцию разграничения цветов и оттенков.
2. Неизвестный автор. Успение Пресвятой Богородицы. Левая створка складня.
Первая половина XIX в. Выг. Медь, литье, эмаль. 5,7 х 5,7.
Государственный художественный музей Алтайского края. Фото: А.В. Рыжов
Вкрапление филигранных нитей встречается нечасто в основном у более ранних образцов. В поздних произведениях оно и вовсе отсутствует [9, с. 31].
В XVIII — начале ХХ века существовало три главных центра старообрядческого медного литья: Поморье, Москва и Гуслицы. Последний из перечисленных центров малоинтересен для нашего исследования, поскольку там производили изделия с однотонной или двуцветной эмалью, не играющей самостоятельного художественного значения — она выполняла функцию фона,
подчеркивающего рельефы. Также отметим сравнительно невысокую технику. Гораздо больший интерес для нашего исследования вызывают изделия поморских и московских мастеров.
Главным центром поморской меднолитой пластики был Выговский монастырь, в котором производились изделия высокого уровня мастерства. Тщательно проработанные детали рельефа сочетались с красотой многоцветной эмали. Недаром старообрядцы и коллекционеры по сей день считают медные иконы Выговской обители одной из вершин православного прикладного
•лVgfSaCA
. Щ
11} , .
»111*5?*/J * VjSii' '1
ACS
Urn
Ifv"
• — —-
A ■ i
p fmm:
■г^ШШвшМРа я Й
К о,
i ft,
/ЖЕ 1 .о. ; . V-S4 -
- y : ' "
.4 г- / : ,Лг»,1
! I ii lu.
' ' '/■ * ■ Ж <\ V ''
: > V
- 4
К- $
II
Vi
, - V / ч -.ч
■ ■
• 1 :'■" ' / — "Ь
Ц& -.ч .»• гл* г-.
ГЙГЖЖк- :
it г Л
fV 'VC'', -i -h,
к ' 'ИШ
1 V'ei/sJÄf' v» ; Л-«* fv«':
. —.■ I ■ й — • ■ ........
Шф ЩФ'Щ^Ш;:? I
^ mm
3. Неизвестный автор. Облачное Успение Пресвятой Богородицы.
Конец XIX в. Москва.
Медно-бронзовый сплав, литье, эмаль. 28,5 х 24. Государственный художественный музей Алтайского края. Фото: А.В. Рыжов
искусства XVШ-XIX вв. «Литые образа» поморцев были украшены тремя или более цветами эмалей. Для той далекой эпохи это было признаком
развитого ремесла. Исследователи и собиратели предметов религиозного искусства неоднократно замечали, что медные иконы, имеющие признаки
4. Неизвестный автор. Складень
четырехстворчатый
«Двунадесятые
Праздники».
XIX в. Москва.
Медь, литье, эмаль. 18,2 х 40,4. Государственный художественный музей Алтайского края. Фото: А.В. Рыжов
технических приемов, которыми пользовались старообрядцы-поморцы, обладают характерными декоративными элементами — точками на эмали. В связи с этим в антикварных кругах сложилось устойчивое мнение о том, что данное декорирование присуще исключительно иконам, изготовленным в Выговском монастыре. Автору данных строк доводилось видеть в частных коллекциях мелкую пластику с нетипичной для поморских образцов толщиной пластины, которые имели эмали, декорированные точками.
В коллекции ГХМАК поморская меднолитая пластика представлена преимущественно створами от складней. Центральная часть складня «Деисус и избранные святые» (рис. 1) на лицевой стороне имеет эмаль насыщенного темного синего, голубого, белого, зеленого и желтого цветов. Расположение колористических пятен продиктовано смысловым и сюжетным центром — восседающим на престоле Иисусом Христом. В верхней части иконы на светлом голубом фоне расположены темные синие точки. Ниже на уровне престола на темно-синей эмали нанесены контрастные белые точки. На тыльной стороне произведения изображен картуш с растительными орнаментальными мотивами белого, голубого и желтого цветов.
Еще одно произведение из фондов музея, принадлежащее меднолитой пластике в поморской традиции,— левая часть трехстворчатого складня «Успение Пресвятой Богородицы» (рис. 2). Центральная сцена с лежащей на смертном одре
Богородицей и Иисусом Христом, держащим младенца, символизирующего Ее душу, окружена черным цветом c контрастными желтыми точками. На полях с чередующимися белым и темно-синим цветами применен похожий декоративный элемент. Фон произведения покрывают зеленая и белая эмали.
Медные иконы из частной коллекции, упомянутые выше, сочетают не поморское литье с эмалью, декорированной точками. В отличие от рассмотренных произведений они имеют тона сближенные, а не контрастные.
В коллекции старообрядческой эмали ГХМАК более многочисленной группой являются изделия московских мастерских. Москва изначально продолжала поморские традиции, но на поздних этапах смогла найти свой путь в русском декоративно-прикладном искусстве.
Следует отметить разнообразие способов наложения эмалей на произведениях, принадлежащих к рассматриваемому центру меднолитой пластики: цветовые пятна, граничащие друг с другом; цветовые пятна, ограниченные выступами рельефа; горизонтальные цветные полосы, граничащие друг с другом; горизонтальные цветные полосы, ограниченные выступами рельефа; комбинированные способы наложения.
Большеформатный, как говорили в старину «семивершковый», образ «Облачное Успение Пресвятой Богородицы» (рис. 3) конца XIX века из фондов ГХМАК украшают шесть цветов эмалей с преобладанием светлых тонов. В верхней части
5. Неизвестный автор. Богоматерь
Одигитрия Смоленская.
Вторая половина XIX в. Москва.
Медь, литье, эмаль. 27 х 23,5. Государственный художественный музей Алтайского края. Фото: А.В. Рыжов
произведения эмаль расположена хаотичными цветными пятнами. На полях ее более насыщенные оттенки ограничиваются тонким рельефом орнамента, выполненного в технике литья, но имитирующего скань драгоценных окладов того времени.
В собрании ГХМАК есть множество произведений, выполненных в той же манере.
Четырехстворчатый складень «Двунадесятые Праздники» (рис. 4) имеет такую же цветовую гамму и особенности расположения пятен, что и «Облачное Успение Пресвятой Богородицы». На крестах данная манера приобретает более ритмический характер, обусловленный формой изделия.
6. Неизвестный автор. Богоматерь Казанская.
XIX в. Москва.
Медь, литье, эмаль. 6,3 х 5,3. Государственный художественный музей Алтайского края. Фото: А.В. Рыжов
Еще один «семивершковый» образ из музейной коллекции — «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (рис. 5), для которого свойственно свободное комбинированное расположение эмалей с авторскими пропусками. Наряду с белым, синим и зеленым использован редко встречающийся на изделиях старообрядческих мастерских красный.
Приверженцы «древнего благочестия» не были полностью изолированы от процессов, проходивших в русском искусстве того времени. Они заимствовали и осваивали новые передовые достижения. Во второй половине XIX — начале XX века
в русском прикладном искусстве прослеживается возродившийся интерес к технике эмали. Ювелирные фабрики данного периода, выполнявшие заказы представителей официальной церкви, нередко использовали эмаль красного цвета. Известный исследователь и деятель русской культуры серебряного века княгиня Мария Клавдиевна Тенише-ва (1858-1928) в своих научных трудах касалась в том числе и вопроса красной эмали [10]. Таким образом, наличие на старообрядческой иконе подобного колористического решения, возможно, обусловлено влиянием общих культурных тенденций.
7. Неизвестный автор. Две створки трехстворчатого складня «Деисус».
XIX в.
Медь, литье, эмаль. 5,2 х 9,4. Государственный художественный музей Алтайского края. Фото: А.В. Рыжов.
Свободное расположение эмалей с авторскими пропусками присуще крупным орнаментированным растительными мотивами изделиям, главным выразительным средством которых является невысокая рельефная линия.
Рассмотрим еще одно колористическое решение, к которому прибегали московские «мастера финифти»,— это горизонтально расположенные, упорядоченно сменяющие друг друга цвета и оттенки. Подобное декорирование в коллекции музея представлено главным образом мелкой пластикой. Миниатюрный образ «Богоматерь Казанская» (рис. 6) имеет литые рельефные выступы в виде ромбов на полях и квадратов на фоне. Это побудило мастера прибегнуть к простейшим и немного схематичным решениям. Поля покрыты однотонно светло-синим. Фон иконы украшает богатое многоцветие шести эмалей, разделенных литыми перегородками. Миниатюрный складень «Деисус» (рис. 7) лишен свойственного предыдущему произведению схематизма. Поэтому цветовые полосы расположены в свободной манере, примыкая друг к другу.
Медные иконы старообрядцев были тиражируемым видом искусства. Произведения, изготовленные в Москве и других крупных центрах старообрядческого искусства, распространялись по разным губерниям. Стихийно возникали мастерские, в которых создавались реплики. На территории Алтая известны случаи бытования уральских копий московских образцов. Рельеф копировался полностью в виде немного грубоватой
по сравнению с оригиналом версии. Украшались копии однотонной эмалью, или она совсем отсутствовала. Таким образом, художественная эмаль является неотъемлемой частью и самобытным проявлением крупных центров старообрядческого искусства, за пределами которых она сложно поддавалась имитации и тиражированию.
Выводы
Проведенное исследование показало, что эмаль в старообрядческом художественном металле играет важную стилистическую, ремесленную и в целом культурную роль. В современной научной литературе выделены центры религиозной меднолитой пластики XVIII — начала XX в. на основе выявленных особенностей литейных технологий и ремесленных приемов, круга сюжетов и иконографии, формы изделий, специфики проработки деталей и др. К перечисленному перечню признаков, несомненно, следует добавить специфику техники эмали, которая в мастерских разных местностей имеет свои индивидуальные черты.
Старообрядческие литые иконы не следует рассматривать вне контекста истории русской эмали. Наиболее сильное влияние «никонианского» ювелирного искусства на художественный металл старообрядцев прослеживается во второй половине XIX века.
Список источников
1. Макарова Т.И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М.: Наука, 1975. 135 с.
2. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. Л.: Аврора, 1971. 128 с.
3. Русская эмаль XII - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа / сост. Н.В. Калязина, ГН. Комелова. Л.: Художник РСФСР, 1987. 260 с.
4. Клубков А.А. К вопросу об атрибуции медной иконы «Богоматерь Смоленская» из фондов Государственного художественного музея Алтайского края // VIII искусствоведческие Снитковские чтения : сб. материалов ХХ Всерос. науч.-практ. конф. / ред. колл.: М.Ю. Шишин, Л.В. Корникова,
H.С. Царева, Т.В. Трояновская. Барнаул: Пять плюс, 2021. С. 158-163.
5. Голышев И.А. Производство медных икон в Никологорском погосте Вязниковского уезда // Владимирские губернские ведомости. 1869. № 27. С. 2.
6. Дружинин В.Г К истории крестьянского искусства XVIII-XIX веков в Олонецкой губернии // Известия Академии наук СССР. Сер. 6. 1926. Вып. 15/17. С. 1479-1490.
7. Фролова ГИ. К вопросу о технологии выговского (поморского) медного литья // Русское медное литье : сборник статей. Выпуск 2 / ред. С.В. Гнутова. М.: «Сол Систем», 1993. С. 48-61.
8. Сиротников Е.С. Неповторимые краски русской эмали. Меднолитая пластика XVIII - начала XX веков из частных собраний. СПб.: Маркус, 2004. 240 с.
9. Рындина А.В. Каталог меднолитой пластики (из коллекции А. Елфимова). Тобольск: Издательский отдел общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2005. 126 с.
10. Тенишева М.К. Эмаль и инкрустация. Прага: Seminarium Kondakovianum, 1930. 162 с.
References
I. Makarova, T.I. (1975) Cloisonne enamels of Ancient Russia. Moscow: Nauka. (In Russ.)
2. Rybakov, B.A. (1971) Russian applied art of tenth - thirteenth centuries. Leningrad: Avrora. (In Russ.)
3. Kalyazina, N.V. and Komelova, G.N. (comp.) (1987) Russian enamel of the 12th - early 20th century from the State Hermitage collection. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. (In Russ.)
4. Klubkov, A.A. (2021) 'To the question of the attribution of the copper icon "Our Lady of Smolensk" from the funds of the State Art Museum of the Altai Krai', in Shishin, M.Yu., Kornikova, L.V., Tsareva, N.S. and Troyanovskaya, T.V. (eds) Eighth art history Snitkov readings. Barnaul: Five plus, pp. 158-163. (In Russ.)
5. Golyshev, I.A. (1869) 'Production of copper icons in the Nikologorsk churchyard of the Vyaznikovsky district', Vladimirskiye Gubernskie Vedomosti, (27), p. 2. (In Russ.)
6. Druzhinin, V.G. (1926) 'On the history of peasant art of the 18th - 19th centuries in the Olonets province', Izvestia of the Academy of Sciences of the USSR, series 6, issue. 15/17, pp. 1479-1490. (In Russ.)
7. Frolova, G.I. (1993) 'On the technology of Vygovsky (Pomorsky) copper casting', in Gnutova, S.V. (ed.) Russian copper casting, issue 2. Moscow: Sol System, pp. 48-61. (In Russ.)
8. Sirotnikov, E.S. (2004) Russian enamel unique colors. Copper cast plastic of 18th to early 20th centuries from private collections. Saint Petersburg: Markus. (In Russ.)
9. Ryndina, A.V. (2005) Catalog of copper-cast plastics (from the collection of A. Elfimov). Tobolsk: Revival of Tobolsk public charity foundation. (In Russ.)
10. Tenisheva, M.K. (1930) Enamel and inlay. Prague: Seminarium Kondakovianum. (In Russ.)
Информация об авторе
Клубков Антон Алексеевич, кандидат культурологии, главный научный сотрудник сектора «Русское православное искусство» научно-исследовательского отдела, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
Information about the author
Anton Alekseevich Klubkov, Cand. Sc. (Cultural Studies), Chief Researcher of the Sector "Russian Orthodox Art" of the Research Department, State Art Museum of the Altai Krai, Barnaul, Russian Federation-e-mail: [email protected].
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 01.06.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 15.06.2022.
The article was received by the editorial board on 01 June 2022; approved after reviewing on 13 June 2022; accepted for publication on 15 June 2022.