Научная статья на тему 'Художник Владимир Муратов - уроженец Алтая'

Художник Владимир Муратов - уроженец Алтая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
399
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО / ЖИВОПИСНЫЕ АКВАРЕЛИ / ЭМАЛИ / ВЛАДИМИР МУРАТОВ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / ART GLASS / GLASSBLOWING / BEAUTIFUL WATERCOLORS / ENAMEL / VLADIMIR MURATOV / ARTS AND CRAFTS / STATE ART MUSEUM OF THE ALTAI KRAI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гончарик Нина Прокопьевна

Статья посвящена работам советского и российского художника декоративно-прикладного искусства по стеклу, керамике и эмали, народного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств Владимира Сергеевича Муратова. В фокусе внимания некоторые этапы творческого пути автора на примере его произведений из коллекции Государственного художественного музея Алтайского края. Гутная скульптура, декоративные композиции из стекла и хрусталя, технологии декорирования изделий, художественная эмаль, акварель образцы наследия В.С. Муратова, проиллюстрированные фотографиями из собрания музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The artist Vladimir Muratov - a native of Altai

The article is devoted to the artworks of the Soviet and Russian artist of decorative and applied arts on glass, ceramics and enamel, People’s Artist of the Russian Federation, academician of the Russian Academy of Arts Vladimir Sergeyevich Muratov. In the focus of attention some stages of the creative way of the author on the example of his works from the collection of the State Art Museum of the Altai Krai. The glassblowing sculpture, decorative glass and crystal compositions, technologies for decorating products, artistic enamel, watercolor are examples of the heritage of V.S. Muratova, illustrated with photographs from the museum collection.

Текст научной работы на тему «Художник Владимир Муратов - уроженец Алтая»

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.014

УДК 748

ХУДОЖНИК ВЛАДИМИР МУРАТОВ - УРОЖЕНЕЦ АЛТАЯ

Гончарик Нина Прокопьевна Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Государственного художественного музея Алтайского края. Россия, г. Барнаул. nina.goncharik@yandex.ru

Статья посвящена работам советского и российского художника декоративно-прикладного искусства по стеклу, керамике и эмали, народного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств Владимира Сергеевича Муратова. В фокусе внимания — некоторые этапы творческого пути автора на примере его произведений из коллекции Государственного художественного музея Алтайского края. Гутная скульптура, декоративные композиции из стекла и хрусталя, технологии декорирования изделий, художественная эмаль, акварель — образцы наследия В.С. Муратова, проиллюстрированные фотографиями из собрания музея.

Ключевые слова: художественное стекло, живописные акварели, эмали, Владимир Муратов, декоративно-прикладное искусство, Государственный художественный музей Алтайского края.

Библиографическое описание для цитирования:

Гончарик Н.П. Художник Владимир Муратов — уроженец Алтая / / Искусство Евразии. — 2019. - № 2 (13). - С. 154-163. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.014. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1431023/24/

Государственный художественный музей Алтайского края имеет одно из крупнейших в Сибири собрание произведений отечественного искусства XVI—XXI веков. Одно из направлений собирательской деятельности музея — это комплектование коллекций авторов, чьи имена связаны с Алтаем. Важной составляющей является приобретение произведений уроженцев Алтайского края, не теряющих духовных связей с малой родиной, своим творчеством и талантом прославляющих Алтай. Среди них особый интерес представляет творчество российского художника декоративно-прикладного искусства, мэтра отечественного стеклоделия Владимира Сергеевича Муратова (1929—2005), собранием произведений которого гордится музей.

27 августа 2019 года Владимиру Муратову исполняется 90 лет со дня рождения. В.С. Муратов (рис. 1) является обладателем многочисленных наград и премий, за выдающиеся достижения в области искусства отмечен высокими званиями:

Аннотация

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

заслуженный художник РСФСР (1974), лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина (1974), народный художник РСФСР (1989), почетный гражданин города Гусь-Хрустальный Владимирской области (2000), действительный член Российской академии художеств (2001).

Родился Владимир Сергеевич в селе Хмелевка Сорокинского района Алтайского края. Свой путь в искусстве начал, сменив несколько рабочих профессий: был маляром, грузчиком, токарем. Работал в Новокузнецке, куда переехала семья, на металлургическом комбинате. Одновременно занимался в кружке рисования во Дворце культуры металлургов. По совету своего первого учителя рисования Г.И. Улько поступил на отделение керамики в Одесское художественное училище им. К.К. Костанди и окончил его в 1957 году. Затем учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (1959—1965) на отделении стекла у известных мастеров В.Ф. Маркова, К.М. Митрофанова, Б.А. Смирнова.

С 1966 года В.С. Муратов работал на Гусевском хрустальном заводе (Владимирская область), где за долгие годы проявил себя как многоплановый художник-экспериментатор. Можно говорить об эпохе Муратова в гусевской школе художественного стекла. С именем замечательного художника на заводе связаны история возрождения гутной скульптуры и внедрение новых технологий декорирования изделий в процессе выработки. Он автор многих образцов, которые становятся фирменными изделиями завода. Им обновляется пластический образ декоративных композиций для оформления интерьеров. Творчество Муратова носит ярко выраженный русский национальный характер.

В 1990-е годы старейший в России Гусевский хрустальный завод переживал трудные времена, под сокращение попал и Муратов, проработавший там 31 год. Стеклом заниматься уже не было возможности. Но художник, которому было уже за 60, не сдался. Он освоил новую для себя технику художественной эмали, которая так же, как и стекло, рождается в огне и в которой он также преуспел.

ГХМАК

Рис. 1. Владимир Сергеевич Муратов, академик Российской академии художеств. 2001 г. Фото:

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 2 (13) • 2019

Произведения Владимира Сергеевича находятся в коллекциях известных музеев России (ГРМ, ГИМ, музеях-усадьбах Кусково, Царицыно, во Владимирском музее хрусталя и др.), а также в музеях Корнинг (США), в музее стекла в Осаке (Япония).

Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК) обладает богатой коллекцией работ Владимира Муратова. Первые приобретения произведений художника состоялись в 1970-е — 1980-е годы благодаря стараниям Л.Н. Шаминой (сотрудника музея с 1967, его директора с 1976 по 1997 годы). Непосредственно от автора ею были привезены в Барнаул замечательный ансамбль (5 предметов) из декоративной композиции «Цветы Алтая» в гутной технике и чаша «Символ», посвященная 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Они были приобретены через закупочную комиссию музея в 1976 году. Позднее за подписью начальника управления культуры Алтайского края и директора музея было отправлено письмо в Министерство культуры РСФСР «с просьбой закупить на средства МК работу нашего земляка, художника завода Гусь-Хрустальный Владимира Сергеевича Муратова — декоративный набор «Голубой Алтай» [1, д. 162, л. 9]. В 1978 году набор в количестве 15 предметов был передан музею. В 1979 году от Министерства культуры СССР, также по заявке музея, поступила композиция «Космическая эра» (3 предмета) из цветного хрусталя.

В последующие годы музеем велась переписка с В. Муратовым о возможности организации персональной выставки в Барнауле, а также новых приобретений произведений в коллекцию музея. В одном из писем Владимир Сергеевич приглашал посетить свою мастерскую, чтобы посмотреть для музея свободные работы, варианты и повторы из известных композиций «Тундра», вазы «из композиции "Весна человечества", за которую я в 1972 году удостоен Золотой медали Академии художеств СССР. Мне бы хотелось, чтобы эти работы попали к вам в музей. Я помню, что сибиряк и что моя родина Алтай» [1, д. 162, л. 49]. Но выставки Муратова в музее и дальнейшие приобретения работ состоялись, к сожалению, после ухода его из жизни. В 2009 году при поддержке губернатора Алтайского края А.Б. Карлина состоялась поездка директора музея И.К. Галкиной в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области к хранительнице наследия В.С. Муратова, его сестре Л.С. Муратовой, которая приняла активное участие в формировании музейной коллекции. Поступившие от нее произведения были приобретены в музей за счет краевого бюджета.

Музей пополнился значительным числом произведений. Из новых поступлений — великолепная гутная скульптура из стекла в духе фольклорной традиции, изделия из хрусталя, живописные эмали и акварели. Всего произведений Муратова в коллекции музея — более 70 предметов.

В ряду знаковых, ключевых произведений автора значатся декоративные композиции «Цветы Алтая» (1971) и «Голубой Алтай» (1974), созданные в результате творческих поездок в родные места. В них через красоту пластики и цвета раскрываются глубоко содержательные образы родной природы. В ярких «Цветах» (рис. 2) идея буйного цветения природы, в полихромной гамме синего цвета чаш и цветков «Голубого Алтая» (рис. 3) прозрачность и глубина озер и рек алтайского высокогорья [6, с. 14]. Эти работы демонстрируют превосходное знание технологических возможностей стекла и оригинальное художественное видение.

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 2 (13) • 2019

Рис. 2. Муратов В. С. Цветок из композиции «Цветы Алтая». 1971 г. Стекло цветное, гутная техника. Место хранения и фото: ГХМАК.

Рис. 3. Муратов В. С. Цветок из композиции «Голубой Алтай». 1974 г. Стекло цветное, гутная техника. Место хранения и фото: ГХМАК.

Многие образцы гутной скульптуры, разработанные мастером еще до создания декоративных композиций на алтайскую тему, стали фирменными изделиями завода. В музейной коллекции — замечательные работы 1990-х годов: «Нижегородский лев» (рис. 4), «Утро. Синий петух» (рис. 5).

Рис. 4. Муратов В.С. Нижегородский лев. 1999 г. Стекло цветное, гутная техника. Место хранения и фото: ГХМАК.

Рис. 5. Муратов В.С. Утро. Синий петух. 1995 г. Стекло цветное, гутная техника. Место хранения и фото: ГХМАК.

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

Неотъемлемой частью творчества Муратова являются тематические произведения, посвященные важным событиям нашего государства, знаменательным датам. Одновременно с «Цветами Алтая» у Муратова была приобретена чаша «Символ» (1969) — тематическое произведение, созданное к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Идейное звучание определяется символикой цвета, строгостью формы, торжественностью надписи, наличием эмблемы. Красно-коричневая чаша украшена по борту углубленной надписью белого цвета: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». На дне чаши сквозь прозрачное выпуклое стекло виден рельеф герба СССР, изображение серпа и молота, которое оттиснуто гутными прилепами.

Классически красивы бокалы «Суздаль» (1969). Это образцы серийного производства (рис. 6), но у Муратова они «сочетают высокий художественный уровень с требованиями технологии, а самое главное — с потребительскими представлениями о красоте предмета» [6, с. 25].

Рис. 6. Муратов В.С. Бокал из комплекта «Суздаль». 1969 г. Стекло. Место хранения и фото: ГХМАК

Рис. 7. Муратов В.С. Плоды путешествия. Композиция из 3-х предметов. 1980 г. Бесцветный и цветной хрусталь, гутная техника, пескоструйная обработка, налепы. Ваза с дротиками. 1992 г. Цветной хрусталь, гутная техника, цветной дрот.

Фрагмент экспозиции выставки «Искусство, рожденное в огне». 2014 г. Место хранения и фото: ГХМАК.

Муратов работал не только в технике гутного стекла, но и в цветном хрустале. Каждый из экспонатов уникален. Блюдо «Золотые купола» (1968) из хрусталя золотистого цвета. Зеленое «Яблоко» (1994) из цветного и бесцветного хрусталя

The Лй Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

на подставке, являющееся одним из повторений разработанной автором эмблемы международной неправительственной организации «Суздаль-клуб». Композиция «Плоды путешествий» (1980) из трех ваз (рис. 7) навеяна воспоминаниями об Испании: «входящие в ее состав хрустальные сосуды напоминают экзотические плоды» [7, с. 10]. Поражают красота сочетания матовой и гладко отшлифованной поверхности предметов, эффекты и игра цвета и света.

Самостоятельной художественной ценностью обладают акварельные работы, выполненные в период многочисленных путешествий. Они поражают своим утонченным чувством колорита, артистизмом исполнения. В нашем собрании акварели, созданные по следам путешествий на Алтай, в Киргизию, Индию, пейзажи ранней весны, вид из мастерской художника «Гусь-Хрустальный. Лето» (1994). Некоторые из акварелей становились впоследствии эскизами к эмалям, которыми он увлекся в 1990-е годы. Перекликаются мотивы акварельных видов Мещеры с эмалью «Мещера» (2004). Созвучны образы величественной природы в серебристой акварели «Алтын-Кель. Алтай. Озеро» (рис. 8) с изображением в технике эмали снежного человека в Алтайских горах, неуловимого Йети (рис. 9) «В горах Алтая. Йети» (2002).

Рис. 8. Муратов В. С. Алтын-Кёель. Алтай. Озеро. 1979 г. Бумага, акварель. Место хранения и фото: ГХМАК.

Рис. 9. Муратов В. С. В горах Алтая (Йети). 2002 г. Медь, горячая эмаль. Место хранения и фото: ГХМАК.

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 2 (13) • 2019

Произведения В.С. Муратова экспонировались на разных выставках с момента поступления в музей. Они включались в экспозиции искусства живописи и графики XX века. В январе 1993 года «Цветы Алтая» вошли в состав первой постоянной экспозиции советского искусства, которая просуществовала два месяца. На выставке «Земля и космос» (2001), организованной к 40-летию первого полета человека в космос и памяти космонавтов-земляков Г.С. Титова и В.Г. Лазарева, музей впервые показал декоративную композицию «Космическая эра» [5, с. 9]. Несколько предметов, цветы из композиций «Цветы Алтая» и «Голубой Алтай» экспонировались на выставке «Этот день мы приближали как могли» (2005), посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В музее прошли две персональные выставки в юбилейные даты: «Перезвоны» к 80-летию и «Искусство, рожденное в огне» к 85-летию художника, в 2009 и 2014 годах.

С большим успехом в 2017 году прошла выставка «Знаменитые земляки — Алтайскому краю». В экспозиции были представлены живописные, графические произведения, изделия декоративно-прикладного искусства, искусствоведческие труды знаменитых земляков, действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии художеств: В.Г. Калинина, В.В. Иванкина, А.И. Алексеева, В.Н. Гориславцева, В.С. Муратова, М.Ю. Шишина. На выставке были показаны: часть имеющихся в фондах музея произведений Муратова из цветного стекла и хрусталя, две акварели, а также 10 живописных эмалей [3, с. 46, 51; 3].

В настоящее время идет работа над будущей постоянной экспозицией декоративно-прикладного искусства нового музея, куда войдут произведения мастеров, выходцев с Алтая. Творчество В.С. Муратова планируется представить монографически. Коллекция произведений Муратова это позволяет. Представлены все периоды творчества, основные направления его многогранной деятельности, все виды техник обработки художественного стекла и хрусталя, разнообразные темы, над которыми он работал. Замечательно представлены живописные эмали и акварели художника.

Ведется подготовка предметов, нуждающихся в реставрации, к экспонированию. В 2017 году реставратор Я.Р. Беспалова из г. Томска отреставрировала один экспонат Муратова. Это «Голова космонавта» из композиции «Космическая эра» (рис. 10).

Рис. 10. Голова космонавта и декоративный элемент (небесная сфера) из композиции «Космическая эра». Цветной хрусталь, алмазная грань, пескоструйная обработка. Вид после реставрации. Место хранения и фото: ГХМАК.

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

Голова имела уже при поступлении с оборотной стороны широкую трещину посередине во всю высоту экспоната. Во время демонтажа выставки «Земля и космос» (2001) экспонат пострадал от механических повреждений. Рядом с трещиной откололось два фрагмента, появились по всей протяженности линии отколов мелкие утраты-сколы. Реставратором проведена общая очистка предмета, склейка фрагментов специальным клеем, удаление выходов клея. В результате экспонат приобрел экспозиционный вид [2, д. 47].

Впереди еще много работы, необходимо дальнейшее изучение сохранности всей коллекции произведений В.С. Муратова, проведение профилактических, консервационных и реставрационных работ при необходимости, чтобы в будущей постоянной экспозиции они предстали в идеальном состоянии.

Рассматриваются варианты экспозиций произведений Муратова. Но в любом размещении вещи мастера говорят сами за себя. Как показывает практика, мы неоднократно экспонировали экспонаты из композиций «Цветы Алтая» и «Голубой Алтай», демонстрируя по три, пять предметов, по-разному комбинируя их в пространстве, — и всегда получалось чудо, волшебство. Впечатление от реальной природы, контрастного ландшафта Алтая. Художник так продумывает каждую деталь, все нюансы построения формы и цветового решения предметов, что они легко трансформируются, составляются по-разному не только внутри одной композиции, но и совмещаются с другими. Поэтому впереди не только ожидание чуда, но и ответственность за создание экспозиции, в которой творчество нашего выдающегося земляка Владимира Сергеевича Муратова будет представлено достойнейшим образом.

В плане экспозиции — максимальный показ музейной коллекции В.С. Муратова, чтобы зрители смогли воочию увидеть в композициях об Алтае волшебство родного края, тонкий юмор в обаятельных образах животных, выполненных в технике гутного стекла. Поскольку эта техника не позволяет сделать две одинаковые вещи, то каждая скульптура автора уникальна. Что бы ни делал Владимир Муратов, он все делал виртуозно. Ему подвластны и стекло, и акварель, и эмаль. В новой экспозиции откроется возможность познакомиться с творчеством академика Муратова, которое представляет собой целую вселенную, яркую, бескрайную.

1. Архив ГХМАК. Ф. I. Р. XII. Д. 162.

2. Архив фондов ГХМАК. Ф. 08-09. Д. 47.

3. Гончарик Н.П., Царева Н.С. Знаменитые земляки — Алтайскому краю // Красный проспект. Искусство Урала, Сибири, Дальнего Востока. Третья Новосибирская межрегиональная художественная выставка. Том 4. Изобразительное искусство Сибири второй половины XX — начала XXI века и региональные художественные проекты: сборник статей / сост., ред. С.П. Голикова. — Новосибирск, 2017. — С. 46-52.

4. Гончарик Н.П., Царева Н.С. Знаменитые земляки — Алтайскому краю / / Искусство Евразии. — 2017. — № 2(5). — С. 42-53. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.02.004. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/726372/13/

5. Земля и космос: каталог выставки / сост.: Н.П. Гончарик, Н.С. Царева. — Барнаул, 2001. —

Литература

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 2 (13) • 2019

6. Казакова Л.В. Владимир Муратов. — М.: Сов. художник, 1980. — 119 с.

7. Малинина Т.А. Соло для трубки стеклодува: каталог выставки. — СПб.: Изд-во ГЭ: Славия, 2006. — 151 с.

Статья поступила в редакцию 20.06.2019 г.

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.014

THE ARTIST VLADIMIR MURATOV - A NATIVE OF ALTAI

Goncharik Nina Prokopyevna Senior Researcher of Research Department, State Art Museum of the Altai Krai. Russia, Barnaul. nina.goncharik@yandex.ru

The article is devoted to the artworks of the Soviet and Russian artist of decorative and applied arts on glass, ceramics and enamel, People's Artist of the Russian Federation, academician of the Russian Academy of Arts Vladimir Sergeyevich Muratov. In the focus of attention — some stages of the creative way of the author on the example of his works from the collection of the State Art Museum of the Altai Krai. The glassblowing sculpture, decorative glass and crystal compositions, technologies for decorating products, artistic enamel, watercolor are examples of the heritage of V.S. Muratova, illustrated with photographs from the museum collection.

Keywords: art glass, glassblowing, beautiful watercolors, enamel, Vladimir Muratov, arts and crafts, State Art Museum of the Altai Krai.

Bibliographic description for citation:

Goncharik N.P. The artist Vladimir Muratov — a native of Altai. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, No. 2 (13), pp. 154-163. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.014. Available at: https://readymag.com/u50070366/1431023/24/ (In Russian)

1. Archive of the State Art Museum of the Altai Krai. F. I, r. XII, d. 162.

2. Archive of the State Art Museum of the Altai Krai funds. F. 08-09, d. 47.

3. Goncharik N.P., Tsareva N.S. Znamenitye zemlyaki — Altaiskomu krayu [Famous countrymen — Altai Territory]. Krasnyi prospekt. Iskusstvo Urala, Sibiri, Dal'nego Vostoka [Red Avenue. Art of the Urals, Siberia, the Far East. The third Novosibirsk interregional art exhibition]. Volume 4. The fine art of Siberia in the second half of the 20th — early 21st century and regional art projects: collection of articles. Novosibirsk, 2017, pp. 46-52.

4. Goncharik N.P., Tsareva N.S. Famous compatriots — for Altai Krai. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2017, No. 2 (5), pp. 42-53. Available at: https://readymag.com/u50070366/726372/13/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.02.004. (In Russian).

5. Zemlya i kosmos: katalog vystavki [Earth and Space: exhibition catalog]. Barnaul, 2001. 12 p.

6. Kazakova L.V. Vladimir Muratov [Vladimir Muratov]. Moscow, Sovetskiy khudozhnik, 1980. 119 p.

7. Malinina T.A. Solo dlya trubki stekloduva: katalog vystavki [Solo for a glassblower tube: exhibition catalog]. St. Petersburg, PH of State Hermitage: Slavia, 2006. 151 p.

Received: June 20, 2019.

Abstract

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.