Научная статья на тему 'Знаменитые земляки - Алтайскому краю'

Знаменитые земляки - Алтайскому краю Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
78
0
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / ALTAI KRAI / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / RUSSIAN ACADEMY OF ARTS / ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ КАЛИНИН / VIKTOR GRIGORIEVICH KALININ / ВАДИМ ВИКТОРОВИЧ ИВАНКИН / VADIM VIKTOROVICH IVANKIN / АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ АЛЕКСЕЕВ / ANATOLY IVANOVICH ALEKSEEV / ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ГОРИСЛАВЦЕВ / VLADIMIR NIKOLAEVICH GORISLAVTSEV / ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ МУРАТОВ / VLADIMIR SERGEEVICH MURATOV / МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ШИШИН / MIKHAIL YURIEVICH SHISHIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гончарик Нина Прокопьевна, Царева Наталья Степановна

Алтайский край родина академиков и членов-корреспондентов Российской академии художеств Виктора Григорьевича Калинина, Вадима Викторовича Иванкина, Анатолия Ивановича Алексеева, Владимира Николаевича Гориславцева, Владимира Сергеевича Муратова, Михаила Юрьевича Шишина. Здесь они родились, здесь зародилась их мечта связать свою жизнь с изобразительным искусством. Москва и Санкт-Петербург, Иркутск и Новосибирск, Гусь-Хрустальный и Барнаул города, где жили, живут и творят сегодня наши знаменитые земляки, наша гордость! Алтай для многих из них не просто малая родина, а край, где они черпают свое вдохновение, которому посвящают свои работы, связью с которым дорожат и гордятся. В сентябре 2017 года восьмидесятая годовщина образования Алтайского края. Этому юбилею посвящена выставка «Знаменитые земляки Алтайскому краю» в Государственном художественном музее Алтайского края.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гончарик Нина Прокопьевна, Царева Наталья Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Знаменитые земляки - Алтайскому краю»

Искусство XX — XXI веков

ART OF THE XX-XXI CENTURIES

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.02.004

УДК 7.07

ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ - АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

Гончарик Нина Прокопьевна Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Государственного художественного музея Алтайского края, искусствовед, член Союза художников России, член АИС, заслуженный работник культуры РФ. Россия, Барнаул. nina.goncharik@yandex.ru

Царева Наталья Степановна Заместитель директора по научной работе Государственного художественного музея Алтайского края, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, член АИС, заслуженный работник культуры РФ. Россия, Барнаул. nattsareva@gmail.com

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 15-24-03002 «Изобразительное искусство Сибири и Монголии XX — начала XXI веков: кросс-культурное взаимодействие и влияние художественных традиций».

Аннотация

Алтайский край — родина академиков и членов-корреспондентов Российской академии художеств Виктора Григорьевича Калинина, Вадима Викторовича Иванкина, Анатолия Ивановича Алексеева, Владимира Николаевича Гориславцева, Владимира Сергеевича Муратова, Михаила Юрьевича Шишина. Здесь они родились, здесь зародилась их мечта связать свою жизнь с изобразительным искусством. Москва и Санкт-Петербург, Иркутск и Новосибирск, Гусь-Хрустальный и Барнаул — города, где жили, живут и творят сегодня наши знаменитые земляки, наша гордость! Алтай для многих из них не просто малая родина, а край, где они черпают свое вдохновение, которому посвящают свои работы, связью с которым дорожат и гордятся. В сентябре 2017 года — восьмидесятая годовщина образования Алтайского края. Этому юбилею посвящена выставка «Знаменитые земляки — Алтайскому краю» в Государственном художественном музее Алтайского края.

Ключевые слова: Алтайский край, Российская академия художеств, Виктор Григорьевич Калинин, Вадим Викторович Иванкин, Анатолий Иванович Алексеев, Владимир Николаевич Гориславцев, Владимир Сергеевич Муратов, Михаил Юрьевич Шишин.

Библиографическое описание для цитирования:

Гончарик Н.П., Царева Н.С. Знаменитые земляки — Алтайскому краю // Искусство Евразии. - 2017. - № 2(5). - С. 42-53. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.02.004. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/726372/13/

Сентябрь 2017 года для Алтайского края юбилейный — восьмидесятая годовщина его образования. Зарождался регион в XVIII веке с первых поселений, острогов, заводов и рудников. Территория, освоенная тогда русскими, много раз меняла свои административные границы, пока, наконец, в 1937 году Западно-Сибирский край не разделили на Новосибирскую область и Алтайский край [1]. Юбилей края широко отмечается многочисленными концертами, выставками, праздничными программами.

Юбилею края посвящена выставка «Знаменитые земляки — Алтайскому краю» в Государственном художественном музее Алтайского края. В экспозиции представлены живописные, графические произведения, изделия декоративно -прикладного искусства, искусствоведческие труды знаменитых земляков, действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии художеств Виктора Григорьевича Калинина, Вадима Викторовича Иванкина, Анатолия Ивановича Алексеева, Владимира Николаевича Гориславцева, Владимира Сергеевича Муратова, Михаила Юрьевича Шишина.

Алтайский край - родина этих художников, здесь они родились, здесь зародилась их мечта связать свою жизнь с изобразительным искусством. Москва и Санкт-Петербург, Иркутск и Новосибирск, Гусь-Хрустальный и Барнаул — города, где жили, живут и творят сегодня наши знаменитые земляки, наша гордость! Алтай для многих из них не просто малая родина, а край, где они черпают свое вдохновение, которому посвящают свои работы, связью с которым дорожат и гордятся.

Виктор Григорьевич Калинин родился 18 сентября 1946 года в Алтайском крае в селе Залесово. Из родного села четырнадцатилетним подростком он уехал учиться изобразительному искусству сначала в Красноярск, затем в Нижний Новгород, а потом и в Москву. В 1971 году он получил специальность художника монументально-декоративного искусства, окончив Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). Кафедрой монументальной живописи в те годы руководил народный художник, академик Гелий Михайлович Коржев.

Реалистическое художественное воспитание, полученное В.Г. Калининым в вузе, сопряжённое с великолепным знанием русского авангарда и европейского модернизма, породило оригинальную живописную манеру художника. Художнический успех пришел к Калинину очень рано, в 1975 году он становится членом Московского союза художников, участником самых престижных художественных выставок. Его работы украшают коллекции самых известных российских музеев, в том числе ГТГ и ГРМ, а также Дрезденской картинной галереи, музеев Кёльна, Братиславы, университета Южной Флориды. В России и за рубежом у художника прошло более 20-ти персональных выставок. И сегодня он один из самых востребованных живописцев России. За заслуги в области изобразительного искусства его не раз отмечали наградами самой высокой пробы. В 2013 году он стал кавалером ордена «За служение искусству» международной Академии культуры и искусства. В 2017 году на общем собрании Российской академии художеств В.Г. Калинин был избран первым вице -президентом академии, которую возглавляет Зураб Церетели. В 2016 году художнику исполнилось 70 лет. К юбилею художника губернатор Алтайского края А.Б. Карлин наградил В.Г. Калинина медалью «За заслуги перед обществом». В свой юбилейный год Виктор

Григорьевич Калинин провел в стенах Государственного художественного музея Алтайского края персональную выставку «Алтай и Афон».

Выставка «Алтай и Афон» была посвящена очень важным для жизни и творчества художника темам. Сначала Алтай, а затем Афон явились для художника теми духовными вершинами и жизненно полагающими устоями, формирующими понимание философии его искусства. Через всю жизнь художник пронес духовные идеалы своей семьи, алтайских крестьян старообрядцев. Младший, двенадцатый ребенок, он был воспитан в любви к ближнему, положительных нравственных ценностях. От деда, священника Тимофея, он научился любви к книге, уважению к старообрядческой культуре, «строгости, требовательности и трудолюбию»; от отца — почтению к домашнему очагу, от братьев — начаткам рисования и любви к искусству. Тема дома, семьи, алтайской природы постоянно волнует художника. Образы близких людей, отца, матери — заглавные в творчестве художника, как и алтайская земля, как и то народное, национальное культурное наследие, которое он впитал в себя с детства и которое сегодня прорастает в каждом упругом, темпераментном, сочном мазке его живописи, в каждой живой стихотворной строке. С 2011 года Виктор Калинин — член московского Союза писателей [2].

После завершения персональной выставки действительный член Российской академии художеств, заслуженный художник России Виктор Григорьевич Калинин подарил музею 39 работ (35 графических и 4 живописных). На сегодняшний день в музее находятся 43 работы В.Г. Калинина. На выставку «Знаменитые земляки — Алтайскому краю» мы отобрали самые лучшие.

Воспитанный в религиозной семье и воспринимающий жизнь не «бытово», а «бытийно», Калинин абсолютно естественно пришел в своем творчестве к воплощению страниц Священной истории. Он напишет десятки картин на библейские сюжеты. В собрании нашего музея хранится одно из его полотен «Благовещенье», написанное в 1992 и представленное в экспозиции выставки рядом с графическими листами, законченными художником в 2015 году, во время его поездки на священную землю Афона, которую художник предпринял совместно с группой российских художников в рамках юбилейного спецпроекта, проходившего под эгидой перекрестного года России и Греции. В течение нескольких месяцев при содействии фонда «Русский мир» художникам удалось посетить уникальные, доступные одним только монахам места, увидеть редкие фрески, пообщаться с афонскими старцами, побывать на богослужении, поклониться святыням и помолиться. Выполненные на Афоне рисунки и живописные полотна вылились в целую серию работ, 35 графических листов принадлежат теперь нашему музею, 5 мы показываем сегодня. Это светлые лики монахов и паломников Афонского монастыря.

Сам художник особо дорожит алтайскими работами, он пишет их в минуты ностальгии, вспоминая детство, юность, перекладывая на полотно любовь и грусть, тоску и радость. И в канун своего юбилея передал в дар нашему музею два алтайских пейзажа «Алтайский пейзаж» (2007) и «Ледоход на Чумыше» (2011), мы тоже показываем их на выставке. На них Алтай одновременно и сказочный, и могучий. Дух захватывает от мощного ледохода на реке, а алтайские горы манят своими вершинами, возникающими перед глазами, словно видения детского волшебного сна, зовущего к радостной яви новой встречи с родиной.

Живописцы Вадим Викторович Иванкин и Анатолий Иванович Алексеев живут в Сибири. Их связь с малой родиной крепка и постоянна. Трижды в залах нашего музея Вадим Иванкин показывал свои работы. Дважды — еще в 1990-е годы в составе художественного объединения новосибирских художников, друзей и единомышленников,

учеников и последователей Николая Демьяновича Грицюка (художника, во многом определившего художнические воззрения молодого Вадима Иванкина).

Рис. 2. Иванкин В.В. Даная. 1993. Холст, масло. 85 х 120. Фото из архива ГХМАК.

Рис. 1. Иванкин В.В. Проявление. 1992. Холст, масло. 100 х 55. Фото из архива ГХМАК.

Рис. 3. Иванкин В.В. Сидящий. 1993. Холст, масло. 48,5 х 58,5. Фото из архива ГХМАК.

Вадим Викторович Иванкин родился 12 марта 1961 года в городе Рубцовске Алтайского края. В 1983 году с отличием окончил художественно-графический факультет Новосибирского государственного педагогического института. С 1988 года постоянно живет в Новосибирске. В 1989 году он становится членом Союза художников России. В 2006 году его избирают председателем Новосибирского регионального отделения Союза художников России, в 2007 году ему присваивают звание «Заслуженный художник Российской Федерации», с 2009 года он секретарь Союза художников России в Сибирском федеральном

The Art Of Eurasia Искусство Евразии

№2(5) . 2017 №2(5) . 2017 ISSN 2518-7767

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

округе, в 2012 его избирают членом-корреспондентом Российской академии художеств (отделение Урал, Сибирь, Дальний Восток) [3].

Семь живописных полотен: «Проявление» (1992), «Обнаженная» (1993), «Даная» (1993), «Сидящий» (1993), «Дерзновения и покорности» (1996), «Мистерия. Таинство огня» (1999), «Автопортрет» (2010) хранятся в собрании музея. В основном это философские размышления автора о предназначении человека, его духовном выборе, любви и страсти. Три картины попали в юбилейную экспозицию. В них художник выступает подлинным живописцем, мастером, способным решать сложные колористические и пластические задачи, быть дерзким, смелым и откровенным, жаждущим говорить со зрителем сложным языком на равных, видеть в зрителе сотворца. Именно это в Вадиме Иванкине ценит не только его зритель, но и коллеги, за что он не раз удостаивался дипломов, премий, золотых и серебряных медалей Российской академии художеств и Союза художников России.

Рис. 4. Алексеев А.И. Розы. 1973. Картон, масло. 71 х 64,5. Фото из архива ГХМАК.

Анатолий Иванович Алексеев — один из старших художников участников выставки. Он родился 23 января 1929 года в селе Родино Шипуновского района Алтайского края. Признанный классик сибирского искусства, академик Академии художеств (еще СССР с 1988 года), народный художник России (1981), участник многочисленных выставок как внутри страны, так и за рубежом. Он покинул родной Алтай еще ребенком и чуть позже навсегда связал свою жизнь с Иркутском. Шестнадцатилетний юноша мечтал о театре, актерской карьере, но стал художником, в 1946 году Алексеев поступил в Иркутское художественное училище, а затем в Харьковский государственный художественный институт, после окончания которого вернулся в Сибирь. Здесь в Сибири и сложилась его карьера художника. Его живопись, его искусство посвящено Сибири, ее природе, истории, грандиозным стройкам, ее людям.

К сожалению, работ Анатолия Ивановича в собрании Государственного художественного музея Алтайского края немного: одна живописная («Розы», 1973) и две графические работы. Все произведения поступили в музей от автора еще в начале 1970 -х годов. Они носят камерный, интимный характер, но в них чувствуется то, что, по совершенно справедливому замечанию Павла Дмитриевича Муратова, есть во всех работах художника — это «ровный

приподнятый тон, потому что в ровном тоне для него — естественность, а в естественности — основа гармонии» [4].

Большой интерес на выставке представляют работы прикладников — известного мастера современной керамики Владимира Николаевича Гориславцева (р. 1939) и мэтра отечественного стеклоделия Владимира Сергеевича Муратова (1929 -2005).

Владимир Николаевич Гориславцев — член Международной академии керамики (1983), заслуженный художник России, действительный член Российской академии художеств (2007). Родился в Барнауле, занимался в юные годы в художественной студии при клубе завода «Трансмаш», в 1970 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной.

В экспозиции все имеющиеся на сегодняшний день 16 произведений керамики из собрания музея, представляющие разные периоды творчества художника. Две декоративные тарелки из фаянса «Дом» и «Самовар» 1969 года исполнения принимали участие во Всесоюзной выставке декоративного искусства в 1970 году [5, с. 15]. В них классическая мазковая подглазурная роспись, свидетельствующая о живописном даре Гориславцева, проявившемся уже в студенческие годы. Видно также стремление художника отойти от станкового изображения и добиться декоративной выразительности произведений. Тарелки «Дом» и «Самовар» поступили в музей в 1973 году от Министерства культуры СССР.

Творчество Владимира Гориславцева неразрывно связано с городом на Неве — Ленинградом-Петербургом, ставшим его вторым домом и главной темой творчества.

В коллекции музея пять произведений о Петербурге, в которых он предстает как подлинный певец северной столицы, глубоко почувствовавший и воплотивший ее поэтический образ. В 1998 году музеем приобретены три работы художника с выставки «Учитель и ученики» (Барнаул, выставочный зал СХ), посвященной 80-летию его первого учителя, заслуженного работника культуры А.В. Иевлева и 45 -летию изостудии ДК «Трансмаш». Это большое декоративное блюдо «Храповицкий мост» и композиция «Спящий город», все выполнены в 1996 году из шамота и расписаны цветными глазурями, солями металла, эмалями. Лаконичная скульптурная форма в композиции «Спящий город», состоящей из двух прямоугольных предметов — домов-заводов, оживлена тончайшей росписью солями металлов, передающей отражения в воде, бегущие по стенам домов ночные тени, приглушенный вечерний свет. Своеобразным керамическим скульптором, тонким мастером живописи и графики называет Гориславцева искусствовед Л. Крамаренко [6. с. 15].

Остальные работы были пожертвованы художником музею вместе со щедрыми дарами в библиотеку и архив музея за период 2003-2016 гг. Интересны две чаши из фаянса «Коломенский мост» (1998) и «Краснофлотский мост» (2005), представляющие его знаменитую серию «Каналы и мосты Санкт-Петербурга». Форма чаши позволила художнику углубить перспективу росписей. Произведения Гориславцева о Петербурге — композиция «Спящий город» и декоративное блюдо «Храповицкий мост» из шамота, росписи фаянсовых декоративных чаш «Коломенский мост» и «Краснофлотский мост» отличаются завораживающей живописностью, построенной на тончайших оттенках сдержанной цветовой гаммы.

Уроженец Алтая, он многие годы работает над сериями декоративных тарелок «Алтай. По пути Рериха» и «Телецкое озеро». Живопись на алтайских тарелках Гориславцева, которых в настоящее время в музее девять, еще более сложная, прозрачная, акварельная, передает космическую атмосферу высокогорной природы, глубоководного Телецкого озера.

Рис. 5. Гориславцев В.Н. Декоративное блюдо Рис. 6. Гориславцев В.Н. Декоративная тарелка «Храповицкий мост». Из серии «Каналы и мосты «Тишина». Из серии «Алтай. По пути Рериха». Санкт-Петербурга». 1996. Шамот. Фото из 2001. Фаянс. Фото из архива ГХМАК архива ГХМАК.

Владимир Сергеевич Муратов — заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина (1974), народный художник РСФСР (1989), почетный гражданин города Гусь-Хрустальный Владимирской области (2000), действительный член Российской академии художеств (2001). Родился в с. Хмелевка Сорокинского района Алтайского края. Окончил Одесское художественное училище (1959), Ленинградское высшее художественно -промышленное училище им. В.И. Мухиной (1965). С 1966 года работал на Гусевском хрустальном заводе (Владимирская область), с которым связана вся его дальнейшая жизнь и творчество.

В.С. Муратов проявил себя как многоплановый художник-экспериментатор, творчество которого носит ярко выраженный русский национальный характер. Можно говорить об эпохе Муратова в гусевской школе художественного стекла. С именем замечательного художника на заводе связана история гутной скульптуры. Он автор многих образцов, которые становятся фирменными изделиями завода.

Государственный художественный музей Алтайского края обладает богатой коллекцией работ Владимира Муратова. В ряду ключевых произведений автора значатся декоративные композиции из цветного стекла «Цветы Алтая» (1971) и «Голубой Алтай» (1974), созданные в результате творческих поездок в родные места. В них через красоту пластики и цвета раскрываются глубоко содержательные образы родной природы. В ярких «Цветах» идея буйного цветения природы, в полихромной гамме синего цвета цветков и чаш «Голубого Алтая» — прозрачность и глубина озер и рек алтайского высокогорья [7, с. 13-14]. Эти замечательные ансамбли поступили в музей от автора («Цветы Алтая») и от Министерства культуры РСФСР («Голубой Алтай»).

Вместе с «Цветами Алтая» у Муратова была приобретена чаша «Символ» (1969), созданная к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Это одно из лучших тематических произведений автора [7, с. 19]. Красно-коричневая чаша украшена по борту надписью «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить», на дне чаши изображение серпа и молота. Идейное звучание

определяется символикой цвета, строгостью эмблемы.

Рис. 7. Муратов В.С. Цветы из композиций «Цветы Алтая» (1971) и «Голубой Алтай» (1974). Стекло, гутная техника. Фото из архива ГХМАК.

---------

Рис. 9. Муратов В.С. В горах Алтая (Йети). 2002. Медь, горячие эмали. Фото из архива

ГХМАК.

формы, торжественностью надписи, наличием

Рис. 8. Муратов В.С. Нижегородский лев. 1999 Цветной хрусталь, гутная техника, налепы. Фото из архива ГХМАК.

Рис. 10. Муратов В.С. Алтын-Кель. Алтай. Озеро. 1979. Бумага, акварель. Фото из архива ГХМАК.

В последующие годы музеем велась переписка с Муратовым о возможности новых приобретений произведений в коллекцию музея и организации персональной выставки в Барнауле. Но выставки Муратова в музее, в 2009 и 2014 гг. (юбилейные даты — к 80-летию и 85-летию художника), состоялись, благодаря ценным приобретениям у сестры Л.С. Муратовой, хранительницы наследия мастера, к сожалению, после ухода его из жизни. Всего в коллекции музея более 70 произведений Муратова.

Среди новых поступлений: образцы серийного производства — бокалы «Суздаль» (1969), великолепная скульптура, в том числе «Нижегородский лев», «Утро. Синий петух» в технике гутного стекла, «Яблоко», композиция «Плоды путешествий» из хрусталя, в которых поражают красота сочетания матовой и гладко отшлифованной поверхности предметов, эффекты и игра цвета и света [8, с. 10].

Экспозиция вмещает часть произведений Муратова из цветного стекла и хрусталя, имеющиеся в фонде музея акварели художника, выполненные в период многочисленных путешествий, отличающиеся артистизмом, утонченным колоритом, а также живописные эмали. Муратов освоил новую для себя технику художественной эмали, в которой он также преуспел, после ухода с завода, на котором проработал 31 год.

Наряду с произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства в экспозиции представлены книги. Это научные и научно-популярные искусствоведческие труды члена-корреспондента Российской академии художеств, искусствоведа, доктора философских наук, профессора, заместителя директора Института архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова по научной работе, члена Союза художников России, члена АИС Михаила Юрьевича Шишина, известные и новые издания, альбомы, монографии, каталоги выставок, сборники научных статей. Достаточно перечислить только некоторые из них, а это «Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации» (2006, соавт. А.В. Иванов, И.В. Фотиева), «Живопись и жизнь Геннадия Борунова» (2008), «Галина Удалова, Геннадий Бурков. Жизнь и творчество» (2009), «Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории» (2010, соавт. Н. Цэдэв, А.В. Иванов), «Виктор Зотеев. Путь в жизни и творчестве» (2012), «Мир Александра Потапова. Графика и живопись» (2013) и другие, чтобы увидеть какая значительная научная работа ведется Михаилом Юрьевичем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хочется отметить, что М.Ю.Шишин наш коллега, в 1987 году он окончил Уральский государственный университет им. А.М. Горького (кафедра истории искусств) в Свердловске. С 1980 по 1989 гг. работал в Государственном художественном музее Алтайского края, внеся большой вклад в комплектование коллекции музея, ее изучение и популяризацию. Благодаря ему собрание музея пополнилось произведениями русских живописцев XIX — начала XX века: А.К. Саврасова «Избушка со старым дубом» (1980-е), И.И. Шишкина «Осень» (1894), В.Д. Поленова «Вечер на Оке», В.Д. Вучичевича-Сибирского «Пейзаж с мельницей» (1896) и «Сосны на берегу реки» (1910-е), И.С. Горюшкина-Сорокапудова «Ночное. Странник» и многими другими работами, давно полюбившимися посетителями музея. Разместив в экспозиции работы Михаила Юрьевича, организаторы выставки укрепились в своей мысли, что настоящее искусство и искусствоведение всегда идут рядом, достойно дополняя друг друга.

Выставка «Знаменитые земляки — Алтайскому краю» получилась не только торжественной и парадной, но и качественной, классической, демонстрирующей лучшие персональные коллекции нашего собрания. Она нашла живой отклик в сердцах зрителей и стала настоящим, достойным юбилея Алтайского края подарком.

1. Сколько лет Алтайскому краю — 80 или 300? [Электронный ресурс] URL: http://www.ap22.ru/paper/paper_50938.html (дата обращения 20.05.2017).

2. Царева Н. Алтай и Афон / / Культура Алтайского края. - 2016. - № 3[23]. - С. 23-24.

3. Иванкин Вадим [Электронный ресурс] URL: http://www.artdias.ru/ru/information/all-categories/hudozhniki/217-ivankin-vadim-viktorovich.html (дата обращения 11.06.2017).

4. Алексеев Анатолий Иванович [Электронный ресурс] URL: http://www.pdmuratov.org/alexeev_a_i/alexeev_a_i.html (дата обращения 11.06.2017)

Литература

5. Всесоюзная выставка декоративного искусства: каталог, Москва, 1970. — М.: Сов. художник. — 1970. — 86 с.

6. Крамаренко Л. Г. Творческий портрет Владимира Гориславцева // Владимир Гориславцев: керамика. — СПб., 2010. — С.10—13.

7. Казакова Л. В. Владимир Муратов. — М.: Сов. Художник. — 1980. — 119 с.: ил.

8. Малинина Т. А. Соло для трубки стеклодува / каталог выставки. — СПб.: Изд-во ГЭ: Славия. — 2006. — 151 с.: ил.

Статья поступила в редакцию 24.06.2017 г.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.02.004

FAMOUS COMPATRIOTS - FOR ALTAI KRAI

Goncharik Nina Prokopievna

Senior Researcher of the Research Department

of the State Art Museum of Altai Krai, art critic,

member of the Union of Artists of Russia,

Honored Worker of Culture of the Russian

Federation, member of the Association of Art

historians.

Russia, Barnaul.

nina.goncharik@yandex.ru

Tsareva Natalia Stepanovna

Deputy director for scientific work of the State

Art Museum of Altai Krai, PhD of arts, member

of the Union of Artists of Russia, AIS member,

Honored Worker of Culture of the Russian

Federation, member of the Association of Art

historians.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russia, Barnaul.

nattsareva@gmail.com

Abstract

Altai Krai is the birthplace of Academicians and Corresponding Members of the Russian Academy of Arts Viktor Grigorievich Kalinin, Vadim Viktorovich Ivankin, Anatoly Ivanovich Alekseev, Vladimir Nikolaevich Gorislavtsev, Vladimir Sergeevich Muratov, Mikhail Yurievich Shishin. Here they were born, here their dream was born to connect their life with the fine arts. Moscow and St. Petersburg, Irkutsk and Novosibirsk, Gus-Khrustalny and Barnaul — the cities where our famous compatriots lived and live and create today, our pride. Altai for many of them is not just a small homeland, but the land where they derive their inspiration, they dedicate their works to it, the connection with it they cherish and take pride. In September 2017 — the eightieth anniversary of the establishment of Altai Krai. This anniversary is devoted the exhibition «Famous compatriots — for the Altai Territory» in the State Art Museum of Altai Krai.

Keywords: Altai Krai, the Russian Academy of Arts, Viktor Grigorievich Kalinin, Vadim Viktorovich Ivankin, Anatoly Ivanovich Alekseev, Vladimir Nikolaevich Gorislavtsev, Vladimir Sergeevich Muratov, Mikhail Yurievich Shishin.

Bibliographic description for citation:

Goncharik N.P., Tsareva N.S. Famous compatriots — for Altai Krai. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2017, No 2(5), pp. 42-53. Available at: https://readymag.com/u50070366/726372/13/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.02.004. (In Russian).

References

1. Skol'ko let Altaiskomu krayu — 80 ili 300? [How old is Altai Krai - 80 or 300?]. Available at: http://www.ap22.ru/paper/paper_50938.html (accessed 20.05.2017).

2. Tsareva N. Altai i Afon [Altai and Athos]. Kul'tura Altaiskogo kraya — Culture of Altai Krai, 2016, No 3(23), pp. 23-24.

3. Vadim Ivankin. Available at: http://www.artdias.ru/ru/information/all-categories/hudozhniki/217-ivankin-vadim-viktorovich.html (accessed 11.06.2017).

4. Anatoly Ivanovich Alekseev. Available at: http://www.pdmuratov.org/alexeev_a_i/ alexeev_a_i.html (accessed 11.06.2017).

5. Vsesoyu%naya vystavka dekorativnogo iskusstva: katalog, Moskva, 1970 [All-Union exhibition of decorative art: catalogue, Moscow, 1970]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1970, 86 p.

6. Kramarenko L. G. Tvorcheskii portret Vladimira Gorislavtseva [Creative portrait of Vladimir Gorislavtsev]. Vladimir Gorislavtsev: keramika [Vladimir Gorislavtsev: ceramics]. St. Petersburg, 2010, pp. 10-13.

7. Kazakova L. V. Vladimir Muratov [Vladimir Muratov]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1980, 119 p.

8. Malinina T. A. Solo dlya trubki stekloduva: katalog vystavki [Solo for a glassblower: exhibition catalog]. St. Petersburg, 2006, 151 p.

Received: June 24, 2017