DOI 10.25712MSTU.2518-7767.2019.01.015
УДК 7.07+76
КОЛЛЕКЦИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭЛЕОНОРЫ ЖАРЕНОВОЙ В СОБРАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Царева Наталья Степановна Кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе,
Государственный художественный музей Алтайского края. Россия, г. Барнаул. nattsareva@gmail.com
Статья посвящена коллекции графических произведений известного московского художника-монументалиста, академика Российской академии художеств, народного художника России, лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля искусств России, профессора Элеоноры Жареновой в Государственном художественном музее Алтайского края.
Ключевые слова: Государственный художественный музей Алтайского края, Элеонора Жаренова, Российская академия художеств, акварель, автолитография.
Библиографическое описание для цитирования:
Царева Н.С. Коллекция графических произведений Элеоноры Жареновой в собрании Государственного художественного музея Алтайского края / / Искусство Евразии. — 2019. — № 1(12). - С. 186-196. DOI: 10.25712MSTU.2518-7767.2019.01.015. [Электронный ресурс] Ш: https://readymag.com/u50070366/1329235/24/
В 2018 году Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК) отметил свой юбилей — 60 лет со дня основания. В праздничные для музея дни зрители увидели очередную выставку новых поступлений. Музей показал дары художников и коллекционеров, которые поступали в его собрание в течение десяти лет с 2008 по 2018 годы из разных уголков нашей страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Суздаля, Омска, Красноярска, Кызыла, Новосибирска, Новокузнецка, Кемерово, Благовещенска и других городов России и ближнего зарубежья.
Особое место в экспозиции заняли подарки московских художников. Сразу надо заметить, что среди дарителей-москвичей — академики и члены-корреспонденты Российской академии художеств, народные и заслуженные художники России, лауреаты Государственной премии. Хочется назвать имена Виктора Иванова и Андрея Тутунова, Виктора и Ирины Калининых, Игоря Кислицына и Надежды Севериной, Владимира
Аннотация
Васильцова и Люси Вороновой, Владимира Опары и Алексея Цветкова. Музею дороги все работы, коллектив сотрудников благодарен всем авторам и владельцам, подарившим работы музею. Но особенную благодарность хочется высказать известному московскому художнику-монументалисту, академику Российской академии художеств, народному художнику России, лауреату Государственной премии СССР, заслуженному деятелю искусств России, профессору Элеоноре Александровне Жареновой, подарившей Государственному художественному музею Алтайского края сорок живописных и графических работ. Дар Жареновой — это произведения самой Элеоноры Александровны, ее мужа Владимира Константиновича Васильцова и их дочери Анастасии Владимировны Васильцовой. Работы были подарены в 2010 году.
Рис. 1.
Фрагмент экспозиции выставки «Дар бесценный». Графика Э.А. Жареновой и В.К Васильцова. Государственный художественный музей Алтайского края.
Элеонора Александровна Жаренова и Владимир Константинович Васильцов — народные художники России, Анастасия Владимировна — заслуженный художник, все они известные мастера отечественного монументального искусства.
Жаренова и Васильцов в 1960 году окончили Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, мастерскую монументальной живописи Александра Дейнеки. Он учил их относиться к масляной живописи, как к фреске, где любое касание кистью должно звучать и передавать трепет души художника, утверждая, что в этом и заключается мастерство художника, его творческая индивидуальность. Также на мировоззрение молодых художников оказало большое влияние общение с выдающимся мастером Владимиром Фаворским, художниками его школы и десятилетия творческого сотрудничества и дружбы с Андреем Васнецовым, который высоко ценил ту школу, которую прошла Элеонора Александровна и, характеризуя ее искусство, говорил: «Ее творчество — это органичное целое, удачно сочетающее следование принципам высокой школы с интересной и яркой человеческой натурой» [5, с. 4].
За 50 лет совместной творческой деятельности Жареновой и Васильцовым было создано немало значительных произведений в России и за рубежом. Многие произведения были созданы совместно, артельно, ведь, по словам художницы, семья монументалистов — это небольшая артель. В последние годы художники работали еще и вместе с дочерью.
Анастасия Васильцова окончила МГХПУ им. Строганова, создала ряд монументальных произведений в Москве и других городах страны.
Работая над росписями и мозаиками, художники никогда не оставляли станковое искусство, живопись, печатную и уникальную графику.
В станковом творчестве каждый из художников шел своим самостоятельным путем. Так, коренная москвичка Анастасия Васильцова в своих живописных работах обращается к теме родного города и московского быта.
Владимир Васильцов, в творческой жизни которого станковое творчество также занимало важное место, писал только то, что ему было близко и интересно. Его любимой техникой была акварель. Художник был прекрасным и тонким колористом, особенно любил краски весенней и осенней природы. В деревенских пейзажах (работы из серии «По Карелии»), написанных акварелью непосредственно с натуры и подаренных Государственному художественному музею Алтайского края Элеонорой Александровной, природа необыкновенно жива и эмоциональна.
В живописных и графических работах самой Элеоноры Жареновой чувствуется уверенная рука художника-монументалиста. Отталкиваясь от натуры, она создает обобщенный образ, творя новую реальность, вызванную к жизни волей художника. Каждый предмет и персонаж в ее работах значителен и содержателен, а вместе они образуют особый мир, немногословный, суровый и поэтичный. Он перерастает границы быта, в нем выражается мироощущение самого художника.
Двадцать четыре свои графические работы подарила Жаренова музею ГХМАК. Все они были созданы в 1990-х — 2000-х годах и ранее демонстрировались на различных выставках, репродуцировались в каталогах и альбомах. Работы выполнены в самых излюбленных ею техниках автолитографии (8 произведений) и акварели (16 работ). Пять работ были показаны на выставке «Дар бесценный». В экспозицию выбраны камерные по звучанию работы, посвященные деревне и охоте, близким друзьям и животным.
Сдержанные по цвету, лаконичные, работы Жареновой привлекают своей суровостью, строгостью, какой-то возвышенной простотой и, если так можно сказать, особой русскостью.
Начало 1960-х годов, когда художница пришла в большое искусство, было временем открытий и переосмысления традиции, временем своеобразной художественной вольницы, когда в творческом общении талантливой молодежи формировался новый художественный стиль, новый пластический язык, позже, как сказал народный художник России, академик Российской академии художеств Александр Бурганов, его назовут «золотым веком русской живописи времен левого
Но для художницы это было сложное время становления. Сама она говорит, что смолоду они, выпускники Суриковского института 60-го года, не хотели размениваться, и чтобы не изменить себе и искусству, им потребовалось почти двадцать лет на то, чтобы укрепиться в искусстве и уверенно заявить о себе. В это время Жаренова выставляется как художник-монументалист и органично вписывается в круг художников, таких как Н. Андронов, А. Васнецов, Е. Казарянц, И. Лаврова, И. Пчельников, Л. Полищук, Б. Тальберг, Г. Тебляшкин, Л. Тюленев, творчество которых и определяло лицо искусства нового времени — 1970-х годов.
Искусствоведы сразу обратили внимание на ее творчество, о ней, уже как о мастере, еще в 1980-1990-е годы писали доктора искусствоведения Ирина Азизян и Никита
МОСХа» [2].
Воронов, а художники-современники с любовью называли Элеонору Жаренову «амазонкой русской живописи, русского монументального искусства».
Сегодня творчество художницы олицетворяет целую эпоху и представлено во многих музеях нашей страны и за рубежом: Государственной Третьяковской галерее (г. Москва), Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург); в городах: Тверь, Ярославль, Вологда, Тюмень, Томск, Красноярск, Архангельск, Иваново, Владимир, Ростов-на-Дону, Великий Ростов, Чита, Смоленск, Керчь, Переславль-Залесский; в США, Испании, Индии, Израиле и др. Музеи гордятся ее работами в различных материалах монументального искусства (римская и флорентийская мозаика, витраж, маркетри, гобелен), в станковой живописи и графике.
Элеонора Жаренова много работает в технике акварели. Это обширная, интереснейшая часть ее творчества, также автор считает, что акварель наиболее близка фресковой живописи, и потому именно акварель органически связана со всем искусством художницы. Именно акварель дает ей возможность дальнейшего воплощения замыслов в станковом и монументальном искусстве. Акварельные «опыты» монументалиста словно документируют различные этапы творческого процесса, одновременно это самоценные авторские листы, законченные произведения, отличающиеся особым колоритом, трактовкой пространства. Сама Э. Жаренова считает традицию, в которой пишет, идущей из глубины веков от древнерусской храмовой живописи. «Работы написаны земляными красками — так всегда писали фрески. Поэтому у меня нет яркого зеленого, яркого синего, но присутствует золото. Мне очень нравится и новгородская живопись, и псковская живопись, причем псковская даже больше — своей суровостью. Я вообще-то не суровый человек, но живопись у меня бывает очень
Рис. 2.
Э.А. Жаренова. Август. 2008 г. 2008 г. Бумага, акварель. 38,2 х 56,2. ГХМАК
Друзья же замечают, что с юных лет Элеонора Жаренова ведет свою тему мощно, «без внешних эффектов, предельно скупыми, но выразительными средствами, без излишней цветистости и украшательства, она подчас даже сурово говорит со зрителем о самом важном для всех: о своих корнях, о родине, о вере, обо всем что любит» [5, с. 4].
Даже в самом простом — цветах, городских или сельских пейзажах, натюрмортах — звучит ее негромкий, но внятный и сильный голос, скупые и точные характеристики
помогают увидеть и услышать очень интересный, многогранный и удивительный мир, мир чистоты, цельности и духовности, устремленности к божественному. Искусствоведы давно заметили, что, несмотря на всю, казалось бы, его простоту, он наполнен скрытыми смыслами и иносказаниями, метафорами, которые не всегда можно расшифровать. И только вдумчивый зритель способен проникнуть в их глубинные смыслы.
Рис. 3. Э.А. Жаренова. Букет. 2009 г. Бумага, акварель. 63,2 х 48,6. ГХМАК
Рис. 4. Э.А. Жаренова. Вознесение. 2008 г. Бумага, акварель. 55,7 х 75,7. ГХМАК
Жаренова не воспроизводит жизнь непосредственно с натуры, она ее конструирует, создает по собственному представлению и только ей ведомым законам. Предметы в ее станковых работах, утверждает Никита Воронов, всегда убедительно цельны, без украшений. Это формы, первоосновы предметов — амфоры, кринки, столы, стулья. Это как бы обнаженные естества предмета, благодаря чему и создается этот суровый и цельный мир, крепкий и обнаженно ясный [1, с. 57].
Элеонора Александровна, как каждый художник-монументалист, «осваивает материал, беря уроки своего ремесла в глубокой истории» [4, с. 6], испытывает особое отношение к античному и православному наследию Греции. Отсюда и живописный интерес ее к этой стране. «Античные мотивы» и «Мифологические композиции», появившиеся в творчестве художницы еще конце 1970 — 80-х годах, занимают в ее станковом искусстве значительное место. В собрании ГХМАК хранятся ее листы: «Крымская Афина», «Икар I», «Икар II» и «Святая земля».
Рис. 5. Э.А. Жаренова. Крымская Афина. Рис. 6. Э.А. Жаренова. Икар I. 1999 г. Бумага,
2009 г. Бумага, акварель. 74,7 х 55. ГХМАК. цветная автолитография. Л: 77,6 х 59.ГХМАК.
Рис. 7. Э.А. Жаренова. Икар II. 1999 г. Рис. 8. Э.А. Жаренова. Святая земля. 2008 г. Бумага, Бумага, цветная автолитография. Л: акварель. 48,6 х 63. ГХМАК. 78,5 х 58,8. ГХМАК..
Рядом с античными сюжетами представлены полотна на темы русской истории, картины и натюрморты, посвященные деревне и охоте, портреты, проникнутые нежностью, любовью к близким, друзьям и животным.
Еще в ранней юности, в студенческую пору, Элеонора Жаренова с мужем увлеклись охотой. Вместе с друзьями художниками Андреем и Ириной Васнецовыми, Николаем Воронковым, Игорем Орловым страстно охотились, отправляясь на охоту с верными собаками — сначала русским борзым Гудалом, затем с ирландским сеттером Тимкой. «Охота пуще неволи — правильная поговорка», — пишет в своей книге воспоминаний «Издалека к настоящему» Элеонора Александровна. «Охота была неотъемлемой частью творческой жизни, как и потом летняя жизнь в Мозгове на Волге. Без них невозможна была работа в мастерской, где еще острее переживались впечатления охотничьих сезонов и отбор акварельных этюдов деревенских мотивов» [6, с. 21-22].
Многие из принадлежащих теперь ГХМАК работ на охотничью и деревенскую тему ранее демонстрировались на различных выставках, репродуцировались в каталогах и альбомах («Щуки», «Глухарь», «Борзая», «Натюрморт с бекасами», «Кабан»). Работы были созданы в 1990-х — 2000-х годах.
Рис. 9. Э.А. Жаренова. Щуки. 2002 г. Бумага, акварель. 54,7 х 74,8.ГХМАК.
Рис. 10. Э.А. Жаренова. Борзая. 1999 г. Бумага, цветная автолитография. Л: 59 х 77,5. ГХМАК.
Рис. 11. Э.А. Жаренова. Глухарь. 2006 г. Бумага, акварель. 73,2 х 50,8. ГХМАК.
Рис. 12. Э.А. Жаренова. Натюрморт с бекасами. 1996 г. Бумага, цветная автолитография. Л: 58,6 х 77,7. ГХМАК.
Рис. 13. Э.А. Жаренова. Кабан. 1996 г. Бумага, цветная автолитография. Л: 59 х 77. ГХМАК.
В творческом наследии Жареновой много автопортретов и портретов друзей. В ГХМАК хранится ее акварель «Васнецовы». О своих друзьях художниках Васнецовых Э.А. Жаренова говорит: «Ирина и Андрей — удивительные яркие личности, замечательные художники, каких, может быть, наше Отечество не будет иметь лет сто. Они втянули нас в круг очень хороших художников, в огромный слой изобразительного искусства страны. Этот круг — целая плеяда художников, я не хочу говорить "шестидесятников", так как их самый яркий расцвет был в эпоху так называемого застоя 70-80-х годов, когда художники, объединенные в Союзы художников, творчески не просто работали, а жизнь их бурлила в невероятном вихре открытий и соревнования внутри Союза художников. Это был особый мир искусства, огромный мир творчества и борьбы, в результате которой рождались совершенно незаурядные личности и таланты. Об этом времени мы еще долго будем вспоминать и жалеть» [6, с. 33].
Рис. 14. Э.А. Жаренова. Васнецовы. 2009 г. Бумага, акварель. 63 х 48,7. ГХМАК
Элеонора Александровна Жаренова внесла существенный вклад в отечественное искусство XX—XXI веков, и сегодня все ее наследие воспринимается как наследие «абсолютного классика» [2], живущего в одну с нами эпоху. Государственный художественный музей Алтайского края гордится обретенной коллекцией мастера.
Литература
1. Воронов Н.В. Элеонора Жаренова. Владимир Васильцов. — Санкт-Петербург: Художник России, 1993. — 112 с.: Илл.
2. Кузьмичева А. Живая классика монументализма: Элеонора Жаренова // Татьянин день, 22 февраля 2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.taday.ru/text/320235.html (дата обращения 24.12.2018).
3. Симоненкова Т. В поисках гармонии. [Электронный ресурс] URL: https://seyminfo.ru/v-poiskach-garmonii.html (дата обращения 24.12.2018).
4. Элеонора Жаренова / Каталог выставки. — М., 1980.
5. Элеонора Жаренова. Живопись, графика, монументальное искусство / Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1991. — 24 с.
6. Элеонора Жаренова. Издалека к настоящему. — М., 2008. — 243 с.: Ил.
Статья поступила в редакцию 31.01.2019 г.
The Art Of Eurasia № 1(12) • 2019
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.015
THE GRAPHIC WORKS OF ELEONORA ZHARENOVA IN THE COLLECTION OF THE STATE ART MUSEUM OF ALTAI KRAI
Tsareva Natalia Stepanovna
PhD in Arts, Deputy Director for Research,
State Art Museum of Altai Krai.
Russia, Barnaul.
nattsareva@gmail.com
The article is about the collection of the graphic works of a well-known Moscow artist, the full member of the Russian Academy of Arts, USSR State Prize Laureate, Honored Artist of Russia, Professor Eleonora Zharenova at the State Art Museum of Altai Krai.
Keywords: the State Art Museum of Altai Krai, Eleonora Zharenova, the Russian Academy of Arts, watercolor, autolithography.
Bibliographic description for citation:
Tsareva N.S. The graphic works of Eleonora Zharenova in the collection of the State Art Museum of Altai Krai. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2019, № 1(12), pp. 186-196. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.015. Available at: https://readymag.com/u50070366/ 1329235/24/ (In Russian)
1. Voronov N.V. Eleonora Zharenova. Vladimir Vasil'tsov [Eleonora Zharenova. Vladimir Vasiltsov]. St. Petersburg, Khudozhnik Rossii, 1993, 112 p.
2. Kuz'micheva A. Zhivaya klassika monumentali%ma: Eleonora Zharenova [Live classicism of monumentalism: Eleonora Zharenova]. Tat'yanin den' — Tatyana's Day, February 22, 2010. Available at: http://www.taday.ru/text/320235.html (accessed 24.12.2018). In Russian.
3. Simonenkova T. V poiskakh garmonii [Looking for harmony]. Available at: https://seyminfo.ru/v-poiskach-garmonii.html (accessed 24.12.2018). In Russian.
4. Eleonora Zharenova. Katalog vystavki [Eleonora Zharenova. Exhibition catalog]. Moscow,
5. Eleonora Zharenova. Zhivopis', grafika, monumental'noe iskusstvo. Katalog vystavki [Eleonora Zharenova. Painting, drawing, monumental art. Catalog of the exhibition]. Moscow, Sovetskii khudozhnik, 1991, 24 p.
6. Eleonora Zharenova. I%daleka k nastoyashchemu [Eleonora Zharenova. From far to the present]. Moscow, 2008, 243 p.
Received: January 31, 2019.
Abstract
References
1980.