Научная статья на тему 'Элементный анализ православного медного художественного литья как способ химико-технологической атрибуции'

Элементный анализ православного медного художественного литья как способ химико-технологической атрибуции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
440
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ МЕДНОЛИТАЯ ПЛАСТИКА / КРЕСТ-ТЕЛЬНИК / МЕТОД РЕНТГЕНОФЛУОРЕСЦЕНТНОГО АНАЛИЗА / ЛИГАТУРНЫЙ СОСТАВ СПЛАВА / МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ / COPPER ORTHODOX PLASTICITY / UNDER-CLOTH CROSS / METHOD OF X-RAY FLUORESCENCE ANALYSIS / ALLOY STRUCTURE / METHOD OF MATHEMATICAL STATISTICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сальникова Ирина Владимировна

Впервые неразрушающим методом диагностики проведен рентгенофлуоресцентный металлографический анализ более двухсот предметов из коллекции меднолитой православной пластики собрания Музея истории и культуры Сибири и Дальнего Востока ИАЭТ СО РАН. Исследование проведено на электронном микроскопе Hitachi TM-3000 с приставкой энергодисперсионного анализа Bruker Quantax 70 и на спектрометре анализаторе Призма М (Аu). Представлены результаты анализа элементного состава сплавов. В итоге выявлены изделия, содержащие серебро, дана характеристика химического состава различных типов крестов, прослежена связь сплавов и форм изделий. Использован метод математической статистики для характеристики лигатурных составляющих массового материала крестов-тельников. Определен состав икон, что позволило уточнить их датировку. При исследовании эмалей выявлена единая цинковая основа и компоненты, которые явились основой красочного пигмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTAL ANALYSIS OF ORTHODOX COPPER ART CASTING AS A METHOD OF CHEMICO-TECHNOLOGICAL ATTRIBUTION

Purpose. The object of research is elementary composition analysis of flotages of orthodox copper-casted plastics as one of the methods to attribute the items produced during certain periods. The research source is a collection of the Museum of History and Culture of Siberia & Far East Peoples of IAET SB RAS. We studied under-clothes crosses from Ilim сity (196 units) dated by academician Vyacheslav I. Molodin as the XVIII the beginning of the XX century and icons-«skladen'» (20 units) made during the last third of the XIX century. The investigation was carried out using the non-damaging diagnostics method of X-ray fluorescence analysis. We provide statistical analysis of our research results as well. Results. We determined the elementary composition of the 196 samples studied and discovered a group of under-clothes crosses with silver as a component of the alloy. During the analysis of under-clothes crosses' compounds we used the method of statistical analysis (the program SPSS Statistik) for the RFA results. As a result, all elements' compositions and percentage were found for all the items studied, and minimal & maximal content of particular elements was specified. The use of alloying agents gave an opportunity to identify silver items. Conclusion. Our analysis of the bronze items (icons) showed absence of gold in their content. These products were made of brass an alloy with copper, where zinc is the main alloying agent, which colored the samples with golden shades. All samples were made by using the same recipe in the professional workshop, in one center. This group of items is dated by the end of the 19th century. Our analysis of the icons' enamel showed that all of them were created on the zinc basis. Enamel color depends on the coloring pigment used, for example, white enamel was colored by adding arsenic (As). Cooper (Cu) was the coloring pigment for green enamel. Black enamel was obtained by adding iron (Fe). Thereby, the elementary analysis of alloys and enamels let us specify and update visual information. It may be used as one of the methods to receive additional data in order to attribute the samples found and to refine the time of their production. We also state that the form of the item depended on the alloy used as certain alloys, due to their plasticity, allowed producing items with more complicated forms.

Текст научной работы на тему «Элементный анализ православного медного художественного литья как способ химико-технологической атрибуции»

УДК 903-034.3 + 739.4/5

И. В. Сальникова

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

salnikovair@rambler. ru

ЭЛЕМЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОСЛАВНОГО МЕДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ КАК СПОСОБ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ АТРИБУЦИИ *

Впервые неразрушающим методом диагностики проведен ренггенофлуоресцешный металлографический анализ более двухсот предметов из коллекции меднолитой православной пластики собрания Музея истории и культуры Сибири и Дальнего Востока ИАЭТ СО РАН. Исследование проведено на электронном микроскопе Hitachi TM-3000 с приставкой энергодисперсионного анализа BrukerQuantax 70 и на спектрометре - анализаторе Призма М (Аи). Представлены результаты анализа элементного состава сплавов. В итоге выявлены изделия, содержащие серебро, дана характеристика химического состава различных типов крестов, прослежена связь сплавов и форм изделий. Использован метод математической статистики для характеристики лигатурных составляющих массового материала - крестов-тельников. Определен состав икон, что позволило уточнить их датировку. При исследовании эмалей выявлена единая цинковая основа и компоненты, которые явились основой красочного пигмента

Ключевые слова: православная меднолитая пластика, крест-тельник, метод рентгенофлуоресцентного анализа, лигатурный состав сплава, метод математической статистики.

Медная литая пластика (иконы, кресты напрестольные, складни, кресты-тельники) является одним из самых многочисленных памятников православной культуры. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью сформировать единый объективный химико-технологический метод исследования артефактов подобного рода. Новизна заключается в том, что впервые в изучении коллекции пластики комплексно (для более 200 предметов) применен метод рентгенофлуоресцентного анализа для характеристики лигатурных составляющих.

История изучения данного корпуса источников подробно раскрыта в монографии В. И. Молодина, посвященной крестам-тельникам Илимского острога [2007]. Начало изучения и ввод в широкий научный оборот

изделий меднолитой пластики относится к концу XIX в. [Ханенко Б. И., Ханенко В. Н., 1899; 1900]. В 60-80-е гг. ХХ в. опубликованы монографии Т. В. Николаевой, посвященные данной теме [1960; 1976; Николаева, Трофимова, 1982]. В конце ХХ - начале XXI в. резко возросло количество публикаций, цель которых состояла во введении в научный оборот музейных коллекций. В качестве примера можно привести следующие издания: сборник статей, изданный под эгидой Центрального музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева «Медное русское литье»; исследования Э. П. Винокуровой [1993; 1999], С. В. Гнутовой [1993], Е. Я. Зотовой [1993], М. С. Шемаханской [1993], Л. Н. Савиной [1993], архивные изыскания В. М Тетерятникова [1993а; 1993б].

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-50-00036).

Сальникова И. В. Элементный анализ православного медного художественного литья как способ химико-технологической атрибуции // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 5: Археология и этнография. С. 5069.

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2016. Том 15, № 5: Археология и этнография © И. В. Сальникова, 2016

Сальникова И. В. Элементный анализ православного медного художественного литья 51

Необходимо отметить такие фундаментальные издания, как альбом «Кресты, иконы, складни» [Гнутова, Зотова, 2000], каталог «Русский православный крест в собрании Российского этнографического музея» [Островский, Федоров, 2007], альбом-каталог «Православные кресты народов Поволжья, Приуралья, Сибири, Дальнего Востока и Сету» [Горбачева и др., 2013], исследование С. В. Гнутовой «Крест в России» [2004]. В результате археологических исследований позднесредневековых памятников увеличивается число публикаций [Боброва, 2004; Бо-родовский, Воробьев, 2005; Погорелов, Попов, 2005; Скобелев, 2005; Татаурова, 2005]. Этому также способствовало два фактора: активное накопление фактического материала и понимание роли ставрографии как вспомогательной исторической научной дисциплины, изучающей историю и иконографию креста.

Исследователи православной пластики использовали комплекс методов для ее классификации и систематизации. Первый метод - искусствоведческий. Анализу подвергалась семантика изображения или образа, стилистика декора, большое внимание уделялось эпиграфическим данным - расшифровке надписей и титлов. Второй метод - «исторический, когда кресты-тельники изучались в рамках историко-культурных комплексов, прежде всего погребальных» [Молодин, 2007. С. 17]. Третий - морфологический, с помощью которого фиксировались конструктивные особенности (форма лопастей, средокрестия), размеры изделия [Островский, Федоров, 2007. С. 46-47]. Следовательно, предметы систематизировались по определенному набору признаков, в том числе сюжет, семантика, форма изделий.

Однако практически никто из авторов не включал в классификацию такой важный признак, как материал изготовления. Тип металла определялся визуально. Состав металла не уточнялся, использовались термины «медный сплав», «бронза».

Впервые вопрос о необходимости проведения химико-технологической атрибуции был поставлен М. С. Шемаханской - ведущим научным сотрудником отдела реставрации металла Государственного научно-исследовательского института реставрации [Шемаханская, 1993. С. 8]. Она была инициатором и руководителем металлографи-

ческого исследования серии предметов медной художественной православной пластики. Результаты опубликованы в материалах ГОСНИИР «Исследование металла древнерусской меднолитой пластики как основа ее атрибуции» [Шемаханская и др., 1996]. Авторы ставили задачу «проанализировать и сравнить предметы, относящиеся по иконографическим и стилистическим признакам к различному времени» [Там же. С. 8]. Для анализа состава металла был использован оптико-эмиссионный метод спектрального анализа. Образцы металла брались с поверхности предметов, производился полный дожиг в электрической дуге и на спектрометре СТЭ-10 определялись легирующие компоненты в составе сплава: олово, свинец, цинк, висмут, железо, мышьяк [Там же. С. 10]. Следующий этап заключался в использовании метода статистики, который дал возможность выявить группы наиболее часто встречаемых сплавов и соотнести их с группами предметов. Это позволило авторам выявить хронологические периоды использования сплавов в православных культовых предметах.

Данная работа является единственным опытом анализа элементного состава сплавов, проведенного на массовом материале. Ранее справедливо отмечалось наличие небольшого количества четко датированных образцов, отсутствие шкалы сравнения; открытым остался вопрос о происхождении металла. Эти вопросы не решены и сегодня, хотя в отдельных статьях приводятся результаты металлографического анализа [Волков и др., 2015]. Следовательно, проблема исследования элементного состава сплавов остается актуальной.

Объектом настоящего изучения образцов православной пластики стали предметы из коллекции Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАЭТ СО РАН. Это кресты-тельники (205 ед.) и другие образцы культового литья (56 ед.).

Первая группа предметов является результатом археологических раскопок некрополя Илимского острога, проведенных под руководством В. И. Молодина. В его статьях [2001; 2005] и монографии «Кресты-тельники Илимского острога» [2007] была дана полная искусствоведческая, морфологическая и эпиграфическая характеристика, проведен классификационный анализ этих изделий.

52

История и теория науки, новые методы исследования

Характеристика второй группы - коллекции икон, складней и крестов напрестольных, представлена в статье И. В. Сальниковой [2014].

Но атрибуцию предметов нельзя назвать полной, поскольку тип металла определялся визуально. На «необходимость подвергнуть химико-технологическому анализу» то, «что может предоставить в распоряжение исследователей новые данные», указано в монографии В. И. Молодина [2007. С. 39]. В рамках междисциплинарного подхода к изучению источника для получения новых данных в атрибуции изделий стало возможным определение элементного состава металлов неразрушающим способом - методом рентгенофлуоресцентного анализа.

Целью нашего исследования является анализ элементного состава сплавов православных культовых предметов. Для ее реализации были поставлены и решены следующие задачи: проведен РФА металла крестов-тельников (196 ед.), других образцов пластики (20 ед.), анализ эмалей (на 15 образцах), выявлен химический состав предметов. Необходимо отметить, что в научный оборот коллекция крестов-тельников введена В. И. Молодиным [2007. С. 38-224], поэтому анализ результатов диагностики изделий этой группы проводился с учетом типологии, предложенной и обоснованной автором.

Вся коллекция по внешним признакам металла и габаритам изделий была разбита на две группы: к первой отнесены изделия, определенные как бронзовые (только кресты-тельники - 129 ед.); в состав второй группы вошли кресты-тельники, изготовленные из драгоценных металлов (серебра, золота), кресты-тельники со следами золочения, иконы с эмалью, крест-распятие, икона-складень со следами золочения (101 ед.).

Состав металла первой группы изделий исследован в ЦКП «Геохронология кайнозоя» М. М. Игнатовым на электронном микроскопе Hitachi TM-3000 с приставкой энергодисперсионного анализа Bruker Quantax 70. Металлографический анализ второй группы предметов проведен инспектором ЗападноСибирской государственной инспекции пробирного надзора А. В. Небирухиной на спектрометре-анализаторе Призма М (Аи), предназначенном для многоэлементного анализа металлов, сплавов и изделий на их основе.

Был проведен перекрестный анализ предметов (14 ед.) на разном оборудовании. Следует отметить, что результаты анализа оказались тождественными; не совсем точно совпадали численные данные по процентному содержанию, но сохранялось наличие тех же легирующих элементов и их пропорции. Это связано с тем, что на электронном микроскопе невозможно точно определить участок, с которого считывается состав. Кроме того, размеры поддона, куда кладется исследуемый предмет, ограничены, поэтому, все изделия размером более 6 см анализировались на спектрометре Призма М (Ли).

Сложность определения была и в том, что кресты-тельники, составлявшие основную массу коллекции, были реставрированы и законсервированы, поэтому для чистоты анализа зачищалось ушко креста-тельника в случае его анализа на Призме. Для анализа на приставке к электронному микроскопу в двух случаях снимали консервирующий слой, зачищали поверхность. Некоторые экземпляры очень ветхие и на поверхности имеют большой слой консерванта. Именно этим объясняется тот факт, что из 205 крестов-тельников подверглись анализу лишь 196 образцов.

Первым этапом исследования был визуальный отбор предметов, содержащих драгоценные металлы. В исследовании В. И. Молодина выявлены 37 серебряных и золотых предметов, 51 экз. - со следами золочения.

В результате исследования выявлено 17 предметов, содержащих в составе металла серебро, и одно серебряное изделие с позолотой. Все предметы - это кресты-тельники. Данное заключение свидетельствует о том, что изучение состава сплавов не всегда совпадает с визуальным определением.

Процентное содержание серебра в сплавах имеет широкий диапазон: от 38,1 до 91 % (табл. 1). Почти треть изделий (29,4 %) изготовлена из низкопробного серебра (содержание от 38,1 до 51,9 %). В лигатурном составе медь является основным компонентом после серебра, присутствуют в сплаве цинк (от 0,87 до 5,51 %), свинец (от 1,6 до 4,32 %), в четырех крестах имеются следы железа (от 0,94 до 1,86 %). Определенной зависимости между последними компонентами не наблюдается, наличие олова не зафиксировано. Интересен тот факт, что одно изделие из погребения 301 внешне не напоминало изделие из серебра.

Таблица 1

Лигатурный состав изделий из серебра

№ кп Погребение Тип Подтип Вариант Подвариант Zn Sn Pb Ag Fe

4973/178 256 1 2 5 1 56,70 1,93 2,97 38,40

4973/198 293 4 1 1 1 7,37 90,78 1,85

4973/116 215 4 2 1 1 37,75 5,40 3,73 53,12

4973/191 301 4 1 1 4 9,04 5,51 85,45

4973/199 162 4 3 1 3 56,84 2,70 2,36 38,10

4973/135 166 4 3 1 4 20,93 0,87 0,96 77,24

4973/155 205 6 4 1 4 30,27 3,07 1,77 63,46 1,43

4973/152 134 6 4 2 1 43,21 3,03 51,90 1,86

4973/161 271 6 4 2 2 24,78 2,97 4,32 66,99 0,94

4973/170 318 7 2 2 4 5,70 1,35 1,69 91,26

4973/18 150 7 2 5 1 51,43 1,82 46,75

4973/175 291 7 2 5 1 50,62 4,99 2,34 42,05

4973/73 170 7 2 5 2 37,36 2,25 2,14 58,25

4973/204 120 7 2 5 3 16,74 1,48 1,60 80,18

4973/21 253 7 2 6 1 23,48 1,51 4,06 70,95

4973/6 105 8 2 11,00 89,00

4973/186 67 10 42,86 1,12 3,72 52,30

54

История и теория науки, новые методы исследования

Изделие из погребения № 105 серебряное со следами позолоты имеет государственное пробирное клеймо и оттиск мастера-изготовителя (именник), к сожалению плохо читаемый, поэтому невозможно узнать место изготовления и автора изделия, но можно датировать предмет серединой XIX в. Клеймение в России зафиксировано с XVI в. [Постникова-Лосева, 1974. С. 9], все изделия, изготовленные в мастерских, должны были иметь государственные клейма определенного образца. Следовательно, остальные изделия сделаны кустарным способом.

По классификации В. И. Молодина [2007. С. 40-80], вся совокупность крестов делится на десять типов, отдельные типы подразделяются на подтипы и варианты.

Распределение крестов-тельников, изготовленных из сплавов, содержащих серебро, по данной классификации следующее: шесть изделий отнесено к 7-му типу (35,28 %), пять экземпляров - к 4-му (29,41 %), три единицы - к 6-му (17,64 %) и по одному изделию - к 1,8, 10-му (5,58 %). Примечательно, что остальные изделия, ранее относимые к серебряным, распределены по тем же типам: шесть изделий отнесены к 7-му типу, десять предметов - к 4-му, три -к 1-му, один экземпляр - к 8-му.

В составе металла данной группы изделий основным компонентом является медь (от 64,54 до 83,84 %), легирующими компонентами - цинк (от 1,01 до 13,03 %), олово (от 8,46 до 25,18 %), свинец (от 4,44 до 22,31 %). Таким образом, эти сплавы являются многокомпонентными, имитирующими серебро, поскольку имеют характерный цвет. Добавки определенных металлов меняют цвет изделия и положительно влияют на текучесть сплавов, что дает возможность изготавливать изделия сложных форм [Дураков, 2013. С. 12].

РФА позволил уточнить предположение, что форма изделия зависит от состава сплава.

В остальных изделиях - иконы, напрестольный крест, икона-складень, которые визуально имели следы золочения поверхности, элементный анализ не выявил следов позолоты. Из табл. 2 видно, что все эти изделия изготовлены из латуни - сплава металла на основе меди, где основной легирующей добавкой является цинк. Медь составляет от 69,54 до 74,39 %, цинк -

от 24,77 до 33,79 %, в четырех случаях наблюдаются слабые следы железа (от 0,25 до 0,87 %). Сплав имеет золотистый оттенок, обладает высокими технологическими свойствами, хорошо сопротивляется износу и коррозии. «Если сплав содержит до 30 % цинка, возрастают одновременно и твердость, и эластичность» [Дураков, 2013. С. 18]. Следовательно, практически все изделия выполнены по одной рецептуре. Можно сделать предварительный вывод о том, что данные предметы изготовлены в профессиональной мастерской, в одном центре. Датируются предметы не ранее последней трети XIX в. Этот факт подтверждается и сведениями о комплектовании икон, которые использовались в культовой практике представителями филипповского согласия беспоповского толка [Сальникова, 2014. С. 405].

Исследование эмалей показало, что все они изготовлены на свинцовой основе. Белая эмаль окрашивалась при добавлении мышьяка (Л8). Его доля в составе предметов колеблется от 5,2 до 5,99 %. Для зеленой эмали красящим пигментом была медь (Си). В одном случае она составляет 22,15 %, в остальных - от 5,34 до 8,79 %. Первое связано с тем, что при анализе эмали в пробу могла попасть металлическая основа иконы (эмали лежат неровным слоем), на остальных эмалях колебания меди незначительные. Предположительно черный цвет эмали получали за счет включения в состав железа (Ре), оно находится во всех черных эмалях, хотя в одном экземпляре состав сложный -включены титан (11,63 %) и стронций (1,39 %). В составе желтой эмали всегда присутствует сурьма (8Ь) - от 9,08 до 14,45 %. Остается открытым вопрос о фиолетовой и сиреневой эмалях. Полагаем, что они могли быть созданы путем смешивания эмалей разных видов. Известно, что при смешивании зеленого и желтого цветов можно получить синий; при добавлении белого получаются различные оттенки синего, такие как фиолетовый и сиреневый. Кроме того, эмали одного цвета имеют различные оттенки, они неоднородны по окрасу (имеются вкрапления, краска как бы не промешена). Это является результатом раскри-сталлизации эмали или невыдержанной рецептуры изготовления - точнее сказать трудно.

Элементный состав меднолитой пластики

№ п/п Наименование Содержание, % Примечание

Си 2п РЬ Бе Л8

1 Икона Николай Чудотворец Бронза, эмаль Вес 2955,78 г Осн. 524 67,63 32,37 - - - - Металл

0,48 0,43 - 93,88 - 5,20 Белая эмаль

8,12 - - 91,88 - - Зеленая эмаль

0,74 0,57 11,12 85,70 1,86 - Желтая эмаль

- - - 100 - - Фиолетовая эмаль

- - - 95,64 4,36 - Черная эмаль

1,05 0,59 - 92,53 - 5,83 Сиреневая эмаль

2 Икона-складень: триптих с предстоящими Вес 294,03 г Осн. 532 72,93 27,07 - - - - Металл

3 Икона Покрова Богородицы Бронза, эмаль Вес 370,30 г Осн. 527 70,16 29,58 - - 0,25 - Металл

71,37 28,43 - - 0,20 - Металл оборот

31,87 13,15 - 48,87 0,49 5,62 Белая эмаль

22,15 6,86 - 56,86 14,13 - Зеленая эмаль

- - 12,40 86,17 1,43 - Желтая эмаль

- - - 100 - - Фиолетовая эмаль

27,30 11,61 - 55,48 - 5,61 Сиреневая эмаль

4 Икона Богоматерь всех скорбящих радость Бронза, эмаль Вес 189,32 г Осн. 536 71,25 28,75 - - - - Металл

0,63 - - 93,97 - 5,41 Белая эмаль

5,34 0,76 - 91,49 2,40 - Зеленая эмаль

- - 9,08 87,98 2,94 - Желтая эмаль

- - - 100 - - Фиолетовая эмаль

0,96 0,55 - 98,49 - - Сиреневая эмаль

№ п/п Наименование Содержание, % Примечание

Си 2п РЬ Бе Л8

5 Икона Богоматерь умиление Бронза, эмаль Вес 378,05 г Осн. 545 67,24 32,76 - - - - Металл

- 0,88 - 94,02 - 5,10 Белая эмаль

1,52 1,01 - 92,01 5,46 - Черная эмаль

1,68 1,53 13,74 79,97 3,08 - Желтая эмаль

1,56 0,87 - 96,29 1,27 - Фиолетовая эмаль

3,29 1,54 - 89,36 - 5,81 Сиреневая эмаль

6 Икона Образ Неопалимая Купина Бронза, эмаль Вес 283,85 г Осн. 537 72,57 26,91 - - 0,52 - Металл

1,02 - - 93,44 - 5,54 Белая эмаль

8,22 - - 91,78 - - Зеленая эмаль

- - 11,41 88,59 - - Желтая эмаль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4,55 1,93 - 93,52 - - Фиолетовая эмаль

0,87 0,58 - 83,27 2,26 - Черная эмаль

- - - 100 - - Сиреневая эмаль

7 Икона Святой Нифонт Вес 253,10 г Осн. 538 68,36 31,64 - - - - Металл

8 Крест распятие Бронза, эмаль Вес 1523,86 г Осн. 520 71,46 24,77 - 1,59 - - Металл

- 94,11 - 5,89 Белая эмаль

8,79 0,88 - 90,34 - - Зеленая эмаль

- 1,16 14,47 84,37 - - Желтая эмаль

0,89 0,65 - 98,47 - - Фиолетовая эмаль

- - - 94,26 5,74 - Черная эмаль

- - - 93,07 - 6,93 Сиреневая эмаль

№ п/п Наименование Содержание, % Примечание

Си 2п 8Ь РЬ Бе Л8

9 Складень Праздники, четырех-створчатый Вес 1559,41 г Осн. 260 74,39 25,35 - - 0,25 - Металл

- - - 100 - - Фиолетовая эмаль

- - - 94,08 - 5,92 Белая эмаль

8,89 1,95 - 88,23 0,93 - Зеленая эмаль

- 0,38 12,88 83,76 2,98 - Желтая эмаль

25,92 10,30 - 59,15 2,79 - Коричневая эмаль

0,75 0,59 - 98,65 - - Сиреневая эмаль

10 Икона Образы Кирик и Улита и избранные святые Вес 262,33 г Осн. 528 72,80 27,20 - - - - Металл

- - - 94,22 - 5,78 Белая эмаль

7,12 0,58 - 92,30 - - Зеленая эмаль

0,89 0,47 12,85 82,83 2,96 - Желтая эмаль

7,18 3,23 - 84,55 - 5,04 Сиреневая эмаль

11 Икона Избранные святые Вес 411,50 г Осн. 518 71,05 28,42 - - 0,53 - Металл

10,22 4,24 - 79,55 - 5,99 Белая эмаль

10,48 1,58 - 86,97 0,97 - Зеленая эмаль

- - 10,04 87,39 2,57 - Желтая эмаль

4,06 1,51 - 94,43 - - Фиолетовая эмаль

2,75 1,57 - 91,84 3,84 - Черная эмаль

12 Икона Георгий Победоносец Вес 337,35 г 67,80 29,75 - 1,58 0,87 - Металл

0,81 1,45 - 91,47 - 6,27 Сиреневая эмаль

13 Икона Благовещение Вес 370,31 г Осн. 535 72,36 27,64 - - - - Металл

- 1,25 - 98,75 - - Белая эмаль

8,20 0,83 - 90,97 - - Зеленая эмаль

№ п/п Наименование Содержание, % Примечание

Си 2п 8Ь РЬ Бе Л8

- 1,57 - 94,13 4,30 - Черная эмаль

3,12 2,14 - 89,85 - 4,88 Сиреневая эмаль

14 Икона Воскресение, сошествие во ад Вес 338,30 г Осн. 557 73,90 26,10 - - - - Металл

15 Икона Спас благое молчание Вес 550,45 г Осн. 539 69,54 30,46 - - - - Металл

16 Икона Вознесение Господне Вес 239,18 г Осн. 531 67,05 32,95 - - - - Металл

11,84 2,62 - 85,55 - - Зеленая эмаль

1,58 0,51 - 92,58 - 5,33 Сиреневая эмаль

1,04 - - 98,96 - - Фиолетовая эмаль

17 Икона Воскресение, сошествие во ад Вес 305,35 г Осн. 529 66,21 33,79 - - - - Металл

18 Икона Паисий Великий Вес 321,44 г Осн. 543 74,31 25,56 - - 0,13 - Металл

19 Икона Избранные святые Вес 360,25 г Осн. 541 69,76 30,24 - - - - Металл

20 Складень Праздники, четырехстворчатый Вес 1356,87 г Осн. 525 72,46 27,54 - - - - Металл

Сводная таблица элементного состава крестов-тельников

Погребение Тип Подтип Вариант Подвариант Си гп 8п РЬ АЕ Бе

24 1 1 1 1 79,56 14,85 3,33 2,26

200 1 1 1 1 95,97 4,03

26 1 1 1 2 75,28 21,65 3,07

32 1 1 1 2 67,40 32,60

36 1 1 1 2 62,62 30,59 6,79

89 1 1 1 2 63,24 33,46 3,30

99 1 1 1 2 67,75 32,25

156 1 1 1 2 78,24 5,91 15,85

295 1 1 1 2 65,08 19,30 2,74 12,88

35 1 1 2 1 73,48 26,52

39 1 1 2 1 86,94 13,06

65 1 1 2 1 68,52 26,56 4,92

74 1 1 2 1 75,17 24,83

193 1 1 2 1 67,39 29,98 2,63

10 1 1 2 2 72,26 20,97 5,53 1,24

48 1 1 2 2 65,05 30,48 2,39 2,08

18 1 1 3 92,68 3,97 3,35

199 1 1 3 81,90 18,10

229 1 1 3 66,86 33,14

188 1 2 1 1 83,21 15,53 1,26

241 1 2 1 1 72,02 24,72 3,26

274 1 2 1 1 88,33 8,68 2,99

316 1 2 1 1 81,08 15,72 3,20

72 1 2 2 2 81,28 18,72

83 1 2 2 4 71,80 28,20

325 1 2 2 4 65,65 0,91 29,46 3,98

94 1 2 2 5 80,47 19,53

Погребение Тип Подтип Вариант Подвариант Си Zn Sn Pb Ag Fe

279 1 2 2 5 88,76 4,27 6,97

234 1 2 3 1 79,13 18,05 2,82

275 1 2 3 2 80,69 19,31

300 1 2 3 2 76,31 21,64 2,05

11 1 2 3 3 85,23 14,77

167 1 2 3 3 91,96 8,04

172 1 2 3 3 61,37 0,40 14,62 23,61

191 1 2 3 3 79,52 20,48

139 1 2 3 4 62,93 32,27 4,80

189 1 2 3 4 90,63 9,37

266 1 2 3 4 89,32 10,68

219 1 2 3 5 79,24 20,76

128 1 2 4 1 65,83 33,96 0,21

133 1 2 4 1 75,01 24,87 0,12

268 1 2 4 1 84,15 15,85

302 1 2 4 1 93,96 4,18 1,86

320 1 2 4 1 86,90 11,88 1,22

334 1 2 4 1 73,82 26,18

100 1 2 4 2 20,29 59,64 11,83 8,24

111 1 2 4 2 69,61 30,39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

113 1 2 4 2 91,79 8,21

124 1 2 4 2 82,68 17,32

178 1 2 4 2 75,10 21,48 3,42

228 1 2 4 2 75,04 24,96

248 1 2 4 2 78,71 19,86 1,43

280 1 2 4 2 59,72 38,33 1,95

286 1 2 4 2 90,68 9,32

296 1 2 4 2 77,70 19,92 2,38

Погребение Тип Подтип Вариант Подвариант Си гп 8п РЬ АЕ Бе

183 1 2 4 3 78,56 21,44

220 1 2 4 3 71,96 1,27 13,66 13,11

284 1 2 4 4 71,4 19,33 9,27

307 1 2 4 5 97,09 2,91

256 1 2 5 1 56,70 1,93 2,97 38,40

221 1 2 5 2 80,13 6,28 10,75 2,84

312 1 3 78,59 21,41

4 2 1 63,60 34,67 1,73

68 2 2 1,11 30,98 67,91

158 2 3 1 0,80 99,20

58 2 3 2 78,97 21,03

304 2 3 2 59,77 46,54 3,13 0,56

210 3 1 67,03 30,85 1,65 0,47

293 4 1 1 1 7,37 90,78 1,85

329 4 1 1 2 82,07 6,16 11,77

184 4 1 1 3 66,48 31,99 1,35 0,18

301 4 1 1 4 9,04 5,51 85,45

235 4 1 2 1 88,22 10,56 1,22

101 4 1 2 2 74,86 22,25 2,58 0,31

264 4 1 3 1 95,72 2,84

215 4 2 1 1 37,75 5,40 3,73 53,12

190 4 2 1 1 71,07 22,67 5,49 0,77

165 4 2 1 2 70,55 29,45

22 4 2 2 68,35 31,65

289 4 2 3 57,47 18,93 22,31 1,29

97 4 3 1 1 77,59 12,81 9,60

322 4 3 1 2 75,93 13,03 8,46 2,58

326 4 3 1 2 80,22 16,67 3,11

Погребение Тип Подтип Вариант Подвариант Zn Sn Pb Ag Fe

162 4 3 1 3 56,84 2,70 2,36 38,10

166 4 3 1 4 20,93 0,87 0,96 77,24

288 4 3 1 5 87,81 2,27 7,38 2,54

214 4 3 1 6 64,54 13,47 21,99

116 4 3 2 79,74 11,42 8,84

211 4 3 2 73,81 1,01 13,53 11,65

196 4 3 3 0,54 66,35 33,11

309 4 4 1 1 72,94 13,35 13,71

187 4 4 1 2 74,82 25,18

12 4 4 1 3 76,59 1,05 17,92 4,44

252 4 4 2 1,93 63,48 34,59

218 4 5 1 78,28 15,41 6,31

31 4 5 2 1 70,94 12,87 16,19

159 4 5 2 2 0,74 68,52 30,74

174 4 6 1 2 69,36 26,89 3,75

272 4 6 1 2 68,42 31,10 0,48

194 5 1 1 95,28 4,37 0,35

38 5 1 2 1 83,22 12,42 4,36

3 5 1 2 2 64,68 30,88 4,22 0,22

7 5 1 2 2 72,51 24,83 2,39 0,27

114 5 1 2 2 68,32 31,68

265 5 1 2 2 65,91 34,09

27 5 1 3 1 72,74 27,26

30 5 1 3 1 77,33 21,81 0,86

37 5 1 3 1 73,47 26,53

73 5 1 3 2 67,50 28,63 3,87

54 6 1 1 1 85,69 14,31

43 6 1 1 2 73,82 25,36 0,82

Погребение Тип Подтип Вариант Подвариант Си гп 8п РЬ АЕ Бе

85 6 1 1 3 86,62 9,34 4,04

123 6 1 1 3 85,44 13,8 0,76

55 6 1 1 4 28,25 8,64 60,60 2,51

260 6 1 1 5 87,04 12,96

14 6 1 1 6 86,51 12,52 0,97

16 6 1 91,19 8,81

5 6 2 1 1 76,44 17,36 6,20

88 6 2 1 1 66,24 31,86 1,20 0,70

315 6 2 1 1 61,19 27,10 8,32 3,39

45 6 2 1 2 65,16 29,12 4,88 0,84

176 6 2 1 3 3,05 0,39 94,73 0,71 0,82

62 6 3 1 1 26,31 51,80 21,89

171 6 3 1 1 1,00 0,36 72,80 25,84

216 6 3 1 1 59,79 40,21

192 6 3 1 2 0,71 0,44 0,22 98,63

208 6 3 1 3 81,33 18,67

261 6 3 1 4 58,49 41,51

102 6 4 1 1 23,99 51,28 24,73

131 6 4 1 2 0,71 53,56 45,73

175 6 4 1 2 2,41 95,15 2,44

177 6 4 1 3 63,51 9,79 19,29 7,41

205 6 4 1 4 30,27 3,07 1,77 63,46 1,43

134 6 4 2 1 43,21 3,03 51,90 1,86

271 6 4 2 2 24,78 2,97 4,32 66,99 0,94

135 7 1 1 1 77,33 13,16 6,97 2,24 0,3

179 7 1 1 2 90,09 6,75 3,16

151 7 2 1 1 83,83 10,01 6,16

28 7 2 1 2 74,2 16,11 6,23 3,13 0,33

Погребение Тип Подтип Вариант Подвариант Zn Sn Pb Ag Fe

47 7 2 1 2 83,35 16,50 0,15

164 7 2 1 3 76,31 15,03 5,02 3,64

182 7 2 1 4 80,94 2,77 9,62 6,67

226 7 2 1 4 74,71 16,43 8,86

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

231 7 2 1 4 72,93 2,28 12,13 12,2 0,46

242 7 2 1 4 62,73 0,80 19,69 16,78

244 7 2 1 4 64,62 16,30 19,08

299 7 2 1 4 71,46 16,23 12,31

96 7 2 2 1 80,63 4,04 11,00 4,33

269 7 2 2 2 77,53 22,47

119 7 2 2 3 4,67 13,91 81,42

318 7 2 2 4 5,7 1,35 1,69 91,26

84 7 2 3 1 78,46 20,31 1,23

270 7 2 4 1 67,37 32,63

122 7 2 5 1 82,13 17,87

150 7 2 5 1 51,43 1,82 46,75

223 7 2 5 1 74,37 0,58 21,72 3,33

291 7 2 5 1 50,62 4,99 2,34 42,05

170 7 2 5 2 37,36 2,25 2,14 58,25

120 7 2 5 3 16,74 1,48 1,60 80,18

253 7 2 6 1 23,48 1,51 4,06 70,95

255 7 2 6 1 81,11 2,08 8,52 8,29

324 7 2 6 1 65,07 1,22 10,45 22,83 0,43

203 7 2 7 1 7,97 61,51 30,52

81 7 2 8 1 73,64 23,57 2,79

109 7 2 8 1 72,89 18,14 8,74 0,23

259 7 2 8 1 84,14 15,86

292 8 1 1 1 74,69 10,81 5,58 8,92

Погребение Тип Подтип Вариант Подвариант Си гп 8п РЬ АЕ Бе

87 8 1 2 1 76,67 14,82 8,51

186 8 1 2 1 71,29 23,93 4,78

206 8 1 2 1 72,99 23,48 3,53

240 8 1 2 1 75,84 24,16

282 8 1 2 1 74,66 1,01 19,26 5,07

294 8 1 2 1 63,71 5,31 27,50 3,48

297 8 1 2 1 37,70 5,27 48,96 8,07

314 8 1 2 1 70,83 0,82 21,54 6,43 0,38

327 8 1 2 1 74,47 0,58 19,55 5,40

77 8 1 3 1 88,69 10,68 0,63

82 8 1 3 1 78,55 20,56 0,89

126 8 1 3 1 75,27 23,74 0,99

181 8 1 3 1 73,40 26,32 0,28

197 8 1 3 1 89,67 10,33

243 8 1 3 1 75,83 24,17

245 8 1 3 1 99,19 0,81

262 8 1 3 1 76,63 19,75 0,62 3,00

321 8 1 3 1 67,94 30,29 1,77

180 8 1 3 2 83,80 16,20

273 8 1 3 2 68,79 31,21

33 8 1 3 3 79,96 20,04

112 8 1 3 3 66,49 32,26 1,25

169 8 1 3 3 89,35 8,71 1,94

132 8 1 5 1 68,16 31,84

239 8 1 5 1 77,23 16,49 6,28

105 8 2 11,00 89,00

90 9 1,57 58,28 40,15

67 10 42,86 1,12 3,72 52,30

66 11 77,25 22,75

66

История и теория науки, новые методы исследования

В результате РФА крестов-тельников выявлен основной компонент сплава - медь, которая присутствует в 192 экземплярах из 196. Но, есть изделия, в составе которых медь отсутствует (или встречается в малом количестве) (до 7,97 %). В эту группу попали кресты шестого (5 ед.), второго, седьмого, четвертого (по 2 ед.), девятого и одиннадцатого типов (по 1 ед.). Кресты седьмого и шестого типа, практически все сделаны из свинца (81,42 % и 98,63 %), остальные изделия данного типа изготовлены из оловянно-цинкового сплава.

Итоги исследования приведены в табл. 3.

Таким образом, в результате РФА установлен химический состав сплавов, состав эмалей, используемых для декорирования изделий. Выявлены рецептуры, позволяющие создавать имитацию серебра и золота. Данные результаты в дальнейшем позволят более определенно проводить предметную типологию русской православной пластики из других музейных коллекций.

Список литературы

Боброва А. И. Нательные кресты с Тис-кинского курганного могильника // Археология, этнография, антропология Евразии. 2004. № 4. С. 107-115.

Бородовский А. П., Воробьев А. А. Некрополь на территории Умревинского острога // Культура русских в археологических исследованиях. Омск, 2005. С. 191-201.

Винокурова Э. П. Металлические литые кресты-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы XVII в. М., 1999. С. 326359.

Винокурова Э. П. О типологии медной художественной пластики конца XVII - XIX в. Принципы формирования научного каталога // Русское медное литье. 1993. Вып. 1. С. 34-42.

Волков Д. П., Коваленко С. В., Ерма-цанс И. Е., Палажченко А. И. Нательный крест из Албазинского острога: проблемы атрибуции // Археология, этнография и антропология Евразии. 2015. № 1. С. 73-79.

Гнутова С. В. Крест в России. М.: Даниловский благовестник, 2004. 284 с.

Гнутова С. В. Медная пластика Древней Руси (типология и бытование) // Русское медное литье. 1993. С. 7-21.

Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. М.: Сол Систем, 2000. 133 с.

Горбачева В. В., Засецкая М. Л., Островский А. Б., Ратникова А. В., Чувьюров А. А. Православные кресты народов Поволжья, Приуралья, Сибири, Дальнего Востока и Сету // Собрание Российского этнографического музея. 2013. 380 с.

Дураков И. А. Методика изучения древних изделий из цветного металла. Новосибирск, 2013. 118 с.

Зотова Е. Я. Коллекция В. Я. Ситникова в собрании музея имени Андрея Рублева // Русское медное литье. 1993. Вып. 2. С. 6872.

Молодин В. И. Кресты-тельники Илимского острога. Новосибирск: Инфолио, 2007. 246 с.

Молодин В. И. Кресты-тельники с изображением распятого Иисуса в Илимской коллекции // Теория и практика археологических исследований. 2005. Вып 1. С. 148152.

Молодин В. И. Старообрядческие нательные кресты Илимской коллекции // Исторический ежегодник. Спец. вып. Омск, 2001. С.20-30.

Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М.: Наука, 1976. 288 с.

Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. 338 с.

Николаева Т. В., Трофимова Н. Н. Русское прикладное искусство XIII - начала ХХ в. из собрания Государственного Вла-димиро-Суздальского музея. М.: Наука, 1982. 279 с.

Островский А. Б., Федоров Ю. А. Русский православный крест в собрании Российского этнографического музея. СПб.: Арт-Палас, 2007. 376 с.

Погорелов С. Н., Попов В. А. Культовая атрибутика из погребений Ново-Тихвинского женского монастыря // Культура русских в археологических исследованиях. 2005.С. 212-221.

Постникова-Лосева М. М. Ювелирное искусство, его центры и мастера XV-XIX вв. М.: Наука, 1974. С. 376.

Савина Л. Н. К истории производства и бытования медного художественного литья в XIX - начале ХХ века // Русское медное литье. 1993. Вып. 1. С. 37-41.

Сальникова И. В. Коллекция медных икон (собрание Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАЭТ СО РАН) // Проблемы археологии, этногра-

Сальникова И. В. Элементный анализ православного медного художественного литья 67

фии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2014. Т. 20. С. 405-408.

Скобелев С. Г. Особенности отношения к предметам религиозного культа у русских первопроходцев Южной Сибири (по материалам Саянского острога) // Культура русских в археологических исследованиях. 2005. С. 235-260.

Татаурова Л. В. Культура русских в Сибири в археологических исследованиях. Проблемы и перспективы // Культура русских в археологических исследованиях. 2005. С. 221-235.

Тетерятников В. М. «Об истории литейного дела икон и крестов меднолитейного заведения Серого Петра Яковлевича, с. Красное, Костромской области». Из тетради красносельского литейного мастера А. П. Серова (1899-1974) // Русское медное литье. 1993а. Вып. 2. С. 121-155.

Тетерятников В. М. Указы о медном и финифтяном мастерстве // Русское медное литье. 1993б. Вып. 2. С. 156-161.

Ханенко Б. И., Ханенко В. Н. Древности Русские. Кресты и образки. Киев: Фототипия и типография С. В. Кульженко, 1899. Вып. 1. 35 с.

Ханенко Б. И., Ханенко В. Н. Древности Русские. Кресты и образки. Киев: Фототипия и типография С. В. Кульженко, 1900. Вып. 2. 48 с.

Шемаханская М. С. К вопросу о химико-технологической атрибуции медного художественного литья // Русское медное литье. 1993. Вып 2. С. 8-11.

Шемаханская М. С., Дубровин А. Ф., Дубровин М. Ф., Равич И. Г. Исследование металла меднолитой пластики как основа ее атрибуции // Экспресс-информация. 1996. Вып. 5-6. 22 с.

Материал поступил в редколлегию 11.02.2016

I. V. Salnikova

Institute of Archaeology and Ethnography SB RAS 17Acad. Lavrentiev Ave., Novosibirsk, 630099, Russian Federation

salnikovair@rambler. ru

ELEMENTAL ANALYSIS OF ORTHODOX COPPER ART CASTING AS A METHOD OF CHEMICO-TECHNOLOGICAL ATTRIBUTION

Purpose. The object of research is elementary composition analysis of flotages of orthodox cop-per-casted plastics as one of the methods to attribute the items produced during certain periods. The research source is a collection of the Museum of History and Culture of Siberia & Far East Peoples of IAET SB RAS. We studied under-clothes crosses from Ilim dty (196 units) dated by academician Vyacheslav I. Molodin as the XVIII - the beginning of the XX century and icons-«skladen'» (20 units) made during the last third of the XIX century. The investigation was carried out using the non-damaging diagnostics method of X-ray fluorescence analysis. We provide statistical analysis of our research results as well.

Results. We determined the elementary composition of the 196 samples studied and discovered a group of under-clothes crosses with silver as a component of the alloy. During the analysis of un-der-clothes crosses' compounds we used the method of statistical analysis (the program SPSS Statistik) for the RFA results. As a result, all elements' compositions and percentage were found for all the items studied, and minimal & maximal content of particular elements was specified. The use of alloying agents gave an opportunity to identify silver items.

Conclusion. Our analysis of the bronze items (icons) showed absence of gold in their content. These products were made of brass - an alloy with copper, where zinc is the main alloying agent, which colored the samples with golden shades. All samples were made by using the same recipe in the professional workshop, in one center. This group of items is dated by the end of the 19th century.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68

История и теория науки, новые методы исследования

Our analysis of the icons' enamel showed that all of them were created on the zinc basis. Enamel color depends on the coloring pigment used, for example, white enamel was colored by adding arsenic (As). Cooper (Cu) was the coloring pigment for green enamel. Black enamel was obtained by adding iron (Fe). Thereby, the elementary analysis of alloys and enamels let us specify and update visual information. It may be used as one of the methods to receive additional data in order to attribute the samples found and to refine the time of their production. We also state that the form of the item depended on the alloy used as certain alloys, due to their plasticity, allowed producing items with more complicated forms.

Keywords: copper orthodox plasticity, under-cloth cross, method of X-ray fluorescence analysis, alloy structure, method of mathematical statistics.

References

Borodovskii A. P., Vorob'ev A. A. Nekropol' na territorii Umrevinskogo ostroga [Necropolis on the territory Umrevinskyi fortress]. Kul'tura russkikh v arkheologicheskikh issledovaniyakh [Russian Culture in archaeological researches], Omsk, 2005, p. 191-201. (in Russ.)

Bobrova A. I. Natel'nye kresty s Tiskinskogo kurgannogo mogil'nika [Crucifix from Tiskinsky burial mound]. Arkheologiya, etnografiya, antropologiya Evrazii [Archaeology, Ethnology, Anthropology of Eurasia], 2004, no. 4, p. 107-115. (in Russ.)

Vinokurova E. P. O tipologii mednoi khudozhestvennoi plastiki kontsa XVII - XIX v. Printsipy formirovaniya nauchnogo kataloga [The different types of copper art sculpture of the end of the XVII - XIX centuries. The Principles of forming scientific catalog]. Mednoe russkoe lit'e [Russian copper casting], 1993, iss. 1, p. 34-42. (in Russ.)

Vinokurova E. P. Metallicheskie litye kresty-tel'niki XVII v. [Metal casting crosses-vests of the XVII centuries]. Kul'tura srednevekovoi Moskvy XVII v. [The culture of medieval Moscow of the XVII centuries], 1999, p. 326-359. (in Russ.)

Volkov D. P., Kovalenko S. V., Ermacans I. E., Palazhchenko A. I. Natel'nyi krest iz Albazinskogo ostroga: problemy atributatsii [Cross from the Albazin burg: the problems of attribution]. Arkheologiya, etnografiya i antropologiya Evrazii. [Archaeology, Ethnology, Anthropology of Eurasia], vol. 43, no. 1, p. 73-79. (in Russ.)

Gnutova S. V. Mednaya plastika Drevnei Rusi (Tipologiya i bytovanie) [Copper plastic of Ancient Russia (Typology and Existence)]. Russkoe mednoe lit'e [Russian cooper casting], 1993, p. 721. (in Russ.)

Gnutova S. V. Krest v Rossii [Cross in Russia]. Moscow, Danilov evangelist Publ., 2004, 284 p. (in Russ.)

Gnutova S. V., Zotova E. A. Kresty, ikony, skladni [Crosses, ikons, foldings]. Moscow, Sol system Publ., 2000, 133 p. (in Russ.)

Zotova E. Ya. Kollektsiya V. Ya. Sitnikova v sobranii muzeya imeni Andreya Rubleva [Collection of V. Ya. Sitnikov in the Museum Andrei Rublev] Russkoe mednoe lit'e [Russian cooper casting], 1993, iss. 2, p. 68-72. (in Russ.)

Gorbacheva V. V., Zasetskaya M. L., Ostrovskii A. B., Ratnikova A. V., Chuv'yurov A. A. Pravoslavnye kresty narodov Povolzh'ya, Priural'ya, Sibiri, Dal'nego Vostoka i Setu [Orthodox crosses of peoples of the Volga region, Ural, Siberia, Far East and Setu]. Sobranie Rossiiskogo ehtnograficheskogo muzeya [The collection of the Russian ethnographic Museum], 2013, 380 p. (in Russ.)

Durakov I. A. Metodika izucheniya drevnikh izdelii iz tsvetnogo metalla [The study methodology of ancient products of non-ferrous metal]. Novosibirsk, NSPU Publ., 2013, 118 p. (in Russ.)

Molodin V. I. Staroobryadcheskie natel'nye kresty Ilimskoi kollektsii [Old believer crucifix of Ilim collection]. Istoricheskii ezhegodnik. Spetsial'nyi vypusk [Historical Yearbook. Special release], Omsk, OmGU Publ., 2001, p. 20-30. (in Russ.)

Molodin V. I. Kresty-tel'niki s izobrazheniem raspyatogo Iisusa v Ilimskoi kollektsii [Crosses-vests with the image of the crucified Jesus in Ilim collection] Teoriya i praktika arkheologicheskikh issledovanii [The theory and practice of archaeological research], iss. 1, p. 148-152. (in Russ.)

Molodin V. I. Kresty-tel'niki Ilimskogo ostroga [Crosses-vests from Ilimn fortress collection]. Novosibirsk, Infolio Publ., 2007, 246 p. (in Russ.)

Сальникова И. В. Элементный анализ православного медного художественного литья 69

Nikolaeva T. V. Proizvedeniya melkoi plastiki XIII-XVII vekov v sobranii Zagorskogo muzeya. Katalog [Works fine plastic XIII-XVII centuries in the collection of the Zagorsk museum. Catalog]. Zagorsk, Zagorsk museum Publ., 1960, 338 p. (in Russ.)

Nikolaeva T. V. Prikladnoe iskusstvo Moskovskoi Rusi [Applied arts of Moscow Russia]. Moscow, Nauka, 1976, 288 p. (in Russ.)

Nikolaeva T. V., Trofimova N. N. Russkoe prikladnoe iskusstvo XIII - nachala XX v. iz sobraniya Gosudarstvennogo Vladimiro-Suzdal'skogo muzeya [Russian applied art XVIII - early XX centuries. From the collection of the State Vladimir-Suzdal Museum]. Moscow, Nauka, 1982, 279 p. (in Russ.)

Ostrovskii A. B., Fedorov Yu. A. Russkii pravoslavnyi krest v sobranii Rossiiskogo ehtnograficheskogo muzeya [Russian Orthodox cross in the collection of the Russian Museum of Ethnography]. St.-Petersburg, Art-Palas Publ., 2007, 376 p. (in Russ.)

Postnikova-Loseva M. M. Yuvelirnoe iskusstvo, ego tsentry i mastera XV -XIX vv. [Jewelry art centers and masters of XV-XIXcenturies]. Moscow, Nauka, 1974, 374 р. (in Russ.)

Pogorelov S. N. Popov V. A. Kul'tovaya atributika iz pogrebenii Novo-Tikhvinskogo zhenskogo monastyrya. [Cult paraphernalia from burials Novo-Tikhvin female monastery]. Kul'tura russkih v arkheologicheskih issledovaniyakh. [Russian Culture in archaeological researches], Omsk, 2005, p. 212-221. (in Russ.)

Savina L. N. K istorii proizvodstva i bytovaniya mednogo khudozhestvennogo lit'ya v XIX -nachale XX v. [The history of the production and existence of the art of casting copper in the XIX -early XX century]. Russkoe mednoe lit'e [Russian cooper casting], 1993, iss. 1, р. 37-41. (in Russ.)

Sal'nikova I. V. Kollektsiya mednykh ikon (sobranie Muzeya istorii i kul'tury narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka IAET SO RAN). [Collection of copper icons (collection of the Museum of history and culture of the peoples of Siberia and the Far East, IAE SB RAS)]. Problemy arkheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopredel'nykh territorii [Problems of archaeology, Ethnography, anthropology of Siberia and adjacent territories], 2014, vol. 20, р. 405-408. (in Russ.)

Skobelev S. G. Osobennosti otnosheniya k predmetam religioznogo kul'ta u russkikh pervoprokhodtsev Yuzhnoi Sibiri (po materialam Sayanskogo ostroga) [Features of the relation to the objects of worship by Russian pioneers of Southern Siberia (based on Sayan burg)]. Kul'tura russkikh v arkheologicheskikh issledovaniyakh [Russian Culture in archaeological researches], Omsk, 2005, p. 235-260. (in Russ.)

Teteryatnikov V. M. «Ob istorii liteinogo dela ikon i krestov medno-liteinogo zavedeniya Serogo Petra Yakovlevicha, s. Krasnoe, Kostromskoi oblasti». Iz tetradi krasnosel'skogo liteinogo mastera A. P. Serova (1899-1974) [About the history of the foundry business icons and crosses of copper-foundry institution of Seryi Petr Yakovlevich, village Krasnoe, Kostroma region. From the book of Krasnosel'skii foundry master A. P. Serov (1899-1974)]. Russkoe mednoe lit'e. [Russian cooper casting], 1993a, iss. 2, р. 121-155. (in Russ.)

Teteryatnikov V. M. Ukazy o mednom i finiftyanom masterstve. [Decrees on copper filigree work and craftsmanship]. Russkoe mednoe lit'e [Russian cooper casting], 1993b, iss. 2, р. 121-161. (in Russ.)

Tataurova L. V. Kul'tura russkikh v Sibiri v arkheologicheskikh issledovaniyakh. Problemy i perspektivy [The culture of the Russians in Siberia in the archaeological researches. Problems and prospects]. Kul'tura russkikh v arkheologicheskikh issledovaniyakh [Russian culture in archaeological researches]. Omsk, 2005, р. 221-235. (in Russ.)

Khanenko B. I., Khanenko V. N. Drevnosti Russkie. Kresty i obrazki. [Russian Antiquities. Crosses and holy pictures]. Kiev, Phototype and typography S. V. Kulzhenko, 1899, iss. 1, 35 p. (in Russ.)

Khanenko B. I., Khanenko V. N. Drevnosti Russkie. Kresty i obrazki. [Russian Antiquities. Crosses and holy pictures]. Kiev, Phototype and typography S. V. Kulzhenko, 1900, iss. 2, 48 p. (in Russ.)

Shemakhanskaya M. S. K voprosu o khimiko-tekhnologicheskoi atributatsii mednogo khudozhestvennogo lit'ya [To the question of chemical and technological attribution copper art casting]. Russkoe mednoe lit'e [Russian cooper casting], 1993, iss. 2, p. 8-11. (in Russ.)

Shemahanskaya M. S., Dubrovin A. F., Dubrovin M. F., Ravich I. G. Issledovanie metalla medno-litoi plastiki kak osnova ee atributsii [Investigation of metal copper-molded plastics as the basis of its attribution]. Ekspress-informatsiya [Express information], 1996, iss. 5-6, 23 p. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.