Научная статья на тему 'Е.Ф. ГНЕСИНА - ОСНОВАТЕЛЬ РОССИЙКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ'

Е.Ф. ГНЕСИНА - ОСНОВАТЕЛЬ РОССИЙКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
354
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Титова О.А., Сараева Л.П.

В статье идёт речь о деятельности Елены Фабиановны Гнесиной, ставшей во главе школы, а затем училища, которые начали учебный процесс в Москве. Учебное заведение, сохранившее лучшие традиции своей основательницы, в наше время является ведущим учебным заведением страны и носит имя Российской Академии Музыки имени Гнесиных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E.F. GNESINA - FOUNDER OF THE GNESINS RUSSIAN ACADEMY OF MUSIC

The article deals with the activities of Elena Fabianovna Gnesina, who became the head of the school, and then the college, which began the educational process in Moscow. The educational institution, which has preserved the best traditions of its founder. Nowadays it is the leading educational institution of the country and bears the name of the Gnesin Russian Academy of Music.

Текст научной работы на тему «Е.Ф. ГНЕСИНА - ОСНОВАТЕЛЬ РОССИЙКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ»

УДК 78

Е.Ф. ГНЕСИНА - ОСНОВАТЕЛЬ РОССИЙКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ

О.А. Титова1), Л.П. Сараева2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры,

г. Белгород 1)e-mail: titova-68@mail.ru 2)e-mail: Saraeva.Lubov@yandex.ru

В статье идёт речь о деятельности Елены Фабиановны Гнесиной, ставшей во главе школы, а затем училища, которые начали учебный процесс в Москве. Учебное заведение, сохранившее лучшие традиции своей основательницы, в наше время является ведущим учебным заведением страны и носит имя Российской Академии Музыки имени Гнесиных.

Ключевые слова: музыкальная школа, музыкальное училище, Московская консерватория, Российская Академия Музыки имени Гнесиных, музыкальное образование в России.

Идейным вдохновителем, воплотившим в жизнь самые смелые мечты о создании учебного заведения, в котором получали музыкальное образование поколения любителей музыки, ставшие высококлассными профессионалами своего дела, была Елена Фабиановна Гнесина. Блестяще окончившая Московскую консерваторию, Е.Ф. Гнесина была человеком творческим, необыкновенно общительным, а, самое главное, понимающим важность развития музыкального образования в стране.

В замечательной статье Л. Булатовой «Реформа начального музыкального образования в творческом наследии Е.Ф. Гнесиной», опубликованной в сборнике, выпущенном к 150-летию основания Московского отделения Русского Музыкального Общества (1860-2010)», находим подтверждение уникальности творческой личности своего времени. Оказывается, идея открытия учебного заведения, ставшего одним из лидеров по «кузнице» музыкальных кадров, «вынашивалась» Еленой Фабиановной Гнесиной долгие годы.

Л. Булатова пишет, характеризуя общительность и способность Е.Ф. Гнесиной «выстраивать» человеческие контакты с другими людьми, и, в частности, с профессорами Московской консерватории.

Характеризуя предпосылки, которые были необходимы для создания музыкальной школы Гнесиных, она пишет, с восторгом подчеркивая продолжающиеся деловые и дружеские встречи Е.Ф. Гнесиной: «Немалую роль в этом сыграли продолжающиеся и после окончания консерватории контакты с учителями и наставниками - В.И. Сафоновым, С.И. Танеевым, соучениками - пианистами, композиторами, виолончелистами, певцами» [1, с. 142].

Понимая важность и наличие высокого профессионального потенциала у профессоров Московской консерватории К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, Г.Г. Нейгауза, С.Е. Фейнберга, Елена Фабиановна Гнесина посещала творческие показы выпускников профессоров. Она прозорливо наблюдала за талантливыми музыкантами-исполнителями, получающими и получившими блестящее музыкальное образование в Московской консерватории. Впоследствии лучшие из них будут преподавать в школе и училище Гнесиных.

Нужно отметить, что музыкальные учебные заведения были открыты в Москве по инициативе трех сестер - Евгении, Марии и Елены. Многодетная по нынешним меркам семья Гнесиных была необыкновенно музыкальной. Сестры и брат Михаил были профессиональными музыкантами и людьми, преданными музыке до конца своей жизни. Еще две сестры семьи Гнесиных - Ольга и Елизавета в разные периоды своей жизни тоже преподавали в учебном заведении, ставшем для семьи делом всей жизни. Делом, которое развивалось и функционировало по особым законам осуществления близких духовных связей, основанном на высоком профессиональном мастерстве и подчинении всей своей жизни глубокой привязанности к классической музыке.

Е.Ф. Гнесина была великолепным педагогом, автором многочисленных методических пособий, сочиненных для фортепиано, написанных для детей. Начальный период обучения на фортепиано Елена Фабиановна воспринимала как самую важную составляющую обучения. В учебном процессе она делала акцент на увеличении объемов изучения учебного материала и использовании разнопланового репертуара при обучении игре на фортепиано.

Современники Е.Ф. Гнесиной отмечали живость характера, тонкое чувство юмора и редкое владение собственными эмоциями. Она была опытным педагогом-наставником. Елена Фабиановна проводила беседы с

преподавателями, учила детей и взрослых обучающихся «ловить» ощущения спокойствия и избегать ощущений тревожного волнения перед выходом на сцену перед концертным исполнением и наслаждаться им, любить выступления на публике перед слушателями.

Это очень важный аспект, который касается профессиональной деятельности пианиста или любого исполнителя. Очень часто преподаватели игры на фортепиано сталкиваются с ситуацией, когда выученные в классе и «доведенные» до максимальной точности качества исполнения произведения на сцене не звучат. Качество исполнения на сцене у исполнителей, которые не умеют справиться с эстрадным волнением, значительно ниже, чем у тех, кто умеет не волноваться, а взять себя «в руки». Качество исполнения у обучающегося, который не способен справиться с волнением на сцене, портится от одной музыкальной фразы к другой, смысл исполняемого произведения теряется, насыщаясь непоправимыми повторами текста или вынужденными остановками. Как мыльный пузырь, «сдувается» единство музыкальной формы, и далеко не в лучшую сторону меняется художественный образ исполняемого произведения. Потеряв ниточку рассуждений, которая заложена в цельности музыкальной фразы, исполнитель безнадежно «теряет» смысловую последовательность логической рассудительности композитора, написавшего музыкальное произведение. Закономерное развитие музыкальной мысли, которое заложено в музыкальной фразе, при волнении исполнителя прерывается, или, того хуже, прекращается вовсе.

Волнение, таким образом, «выбивает почву» из-под ног, или, лучше сказать, пальцев исполнителя. Волнение может свести к минимуму многочасовые занятия исполнителя, и, что ни для кого не секрет, кропотливую работу преподавателя. Конечно, это может произойти только в тех случаях, когда волнение полностью «захлестнет» исполнителя, он потеряет контроль над качеством исполнения, все более и более путаясь в деталях исполняемого произведения.

Е.Ф. Гнесина отлично понимала, что страх, отчаяние и паника -далеко не лучшие спутники при концертном исполнении. Елена Фабиановна в противовес отрицательным эмоциям учила и показывала на собственном примере, что необходимо эмоционально настроиться и проявлять уважение к публике и учила начинающих исполнителей

испытывать благодарность к публике за внимание и способность слушать. Л. Булатова пишет: «Елена Фабиановна учила любить сцену, любить ощущение творческого волнения, воспитывала желание играть перед слушателями» [1, с. 145].

Автор многочисленных учебных пособий, которые и в наши дни не потеряли своей актуальности, Е.Ф. Гнесина является составителем уникальной и известной всем пианистам «Фортепианной азбуки». Она воспитала не одно поколение музыкантов-педагогов, которые являлись специалистами высокого уровня и продолжили традиции в развитии классического музыкального образования, которые были заложены профессорами Московской консерватории.

Для подготовки пианистов Е.Ф. Гнесина сочиняла целые сборники пьес для фортепиано. Она является автором уникальных четырех тетрадей этюдов, которые предназначены для начинающих обучение на фортепиано. Е.Ф. Гнесина - автор разработанных на высоком теоретическом уровне с опорой на практику специальных подготовительных упражнений для различных видов фортепианной техники.

«Умение определять в явлении существенное, дальновидность, чувство современности, природные способности, помноженные на необычайную энергию, способствовали выбору кардинальной линии в её творческой деятельности», - пишет Л. Буланова о Гнесиной [1, с. 142]. Такова характеристика уникальных методов её профессиональной работы. Так определяли современники ключевые составляющие личности Е.Ф. Гнесиной.

Семья Гнесиных - сплоченный коллектив единомышленников, который с успехом справляется с масштабной проблемой организации учебного заведения, где обучают специалистов-музыкантов. Брат Елены Фабиановны - М.Ф. Гнесин «был знаковой фигурой на музыкальном небосклоне своего времени, получив признание во всех сферах деятельности: заслуженный деятель искусств РСФСР (1927), профессор (1925), доктор искусствоведения (1943). Его композиторский талант также высоко оценивался современниками, что подтверждено присуждением Гнесину в 1912 и 1913 годах Глинкинских премий за ранние опусы его камерно-вокальных сочинений, а в 1946 году -Сталинской премии» [3].

Высокий профессиональный уровень и ответственность за принятие решений характеризовали и сестер Е.Ф. Гнесиной. Сестры Гнесины обладали развитыми творческими способностями, а полученное в Москве профессиональное образование, желание вдохновенно заниматься творческим делом, сделало их людьми востребованными.

Архивные документы свидетельствуют о том, что Елена Фабиановна поступила на обучение в Московскую консерваторию, будучи двенадцатилетним ребенком. Она занималась в классе преподавателя Э. Лангера, а затем ее преподавателями были самые талантливые пианисты-профессора консерватории - В.И. Сафонов и Ф. Бузони. Нет никаких сомнений в том, что Елена Фабиановна получила блестящее по тем временам классическое музыкальное образование, которое позволило ей с успехом преподавать несколько десятилетий.

Умение устанавливать тесные контакты с людьми, умение общаться легко и непринужденно, взаимодействовать с представителями власти, позволили Елене Фабиановне установить дружеские отношения с А.В. Луначарским. При поддержке народного комиссара просвещения была открыта музыкальная школа Гнесиных, первый выпуск которой состоялся в 1901 году. Младшие сестры как эстафету, подхватывали возможность обучения в открывшейся школе. Нужно отметить, что уровень преподавания в школе уже в начальный период открытия был на предельно высоком профессиональном уровне. Из архивных документов узнаем, что среди первых выпускников школы была Ольга - родная сестра Елены Фабиановны. Она пополнила ряды преподавателей школы сразу после ее окончания. Уже в следующем, 1902 году в школе был открыт класс игры на скрипке. Ведущим преподавателем, набравших желающих обучаться игре на скрипке в школе, стала еще одна родная сестра Елены Фабиановны - Елизавета, которая к тому времени с успехом окончила обучение в Московской консерватории у профессора И.В. Гржимали. Школа каждый год расширяет направления подготовки, привлекая к обучению в своих стенах новых детей и взрослых. С 1903 года Елена Фабиановна открывает в школе обучение игре на виолончели, и организует хоровой класс. Женским хором Елена Фабиановна руководит сама, а состав хора - не только дети, но и взрослые обучающиеся.

Е.Ф. Гнесина тщательно следила за высоким качеством обучения в музыкальной школе, привлекая к участию в концертах, организуемых в стенах школы С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина. Атмосфера концертов и блестящие пианистические таланты композиторов и пианистов оказывали неизгладимое впечатление и надолго оставались в памяти обучающихся, стимулируя заниматься игрой на фортепиано осознанно, добиваться воплощения творческих замыслов композиторов исполняемых произведений в высоком техническом и художественном режиме.

Удивительная, неуемная творческая энергия Е.Ф. Гнесиной была заразительна! За первые 10 лет существования музыкальная школа Гнесиных стала одной из самых лучших школ Москвы, и учиться в ней хотели многие дети и взрослые.

Время вносило свои коррективы в жизнь людей, но даже события Великой Октябрьской Революции, произошедшие в 1917 году, не смогли «помешать» Е.Ф. Гнесиной заниматься любимым делом. Она сумела в трудных жизненных обстоятельствах и условиях смены общественного «режима» сохранить имя и статус школы. Уже через два года после революционных событий, в 1919 году, школа Гнесиных была причислена к числу государственных учебных заведений молодой России. Елена Фабиановна продолжила руководить школой.

Умение общаться с людьми, глубокая привязанность к своему делу и детищу - музыкальной школе, высокий профессионализм выпускников школы подняли авторитет Е.Ф. Гнесиной на заслуженно высокий уровень.

«1 июля 1918 года при Наркомпросе был образован Музыкальный отдел (Музо), в комиссиях которого наряду со многими успешными музыкантами успешно работали Елена и Евгения Гнесины. Музыкальный отдел готовил материалы по проведению реформы музыкального образования в стране» [2].

События и время диктовали новые условия для функционирования учебных заведений, повышая статус и качество обучения. Так было во все времена. К концу 30-х годов Елена Фабиановна уже руководит музыкально-педагогическим институтом, созданным на базе школы и училища Гнесиных.

В годы Великой Отечественной войны по приказу созданного Всесоюзного комитета по делам высшей школы от 23 мая 1944 года институт снова возобновил работу. Огромная роль и заслуга в этом принадлежат Е.Ф. Гнесиной. В реалиях сурового для страны времени в институте начинают функционировать заочная форма обучения и факультет народного хора. Оставаясь на гребне событий и изменеиний, происходящих в стране, Е.Е. Гнесина продолжает руководить учебным заведением.

До последних лет своей жизни Е.Ф. Гнесина продолжала трудиться в учебном заведении, ставшем для неё смыслом жизни. Уже в 1994 году ГМПИ имени Гнесиных, следуя требованиям времени и высокому статусу учебного заведения, был переименован в Российскую Академию музыки имени Гнесиных (РАМ). Имя основательницы Академии - по праву в названии учебного заведения.

Преодолевая жизненные трудности, возникающие в жизни людей, Е.Ф. Гнесина, как опытный капитан, «вела» сквозь десятилетия одно из лучших музыкальных учебных заведений страны. Делала это Е.Ф. Гнесина, сохраняя в нем лучшие традиции и высокий профессионализм музыкантов-преподавателей. Она буквально исполняла указ Учения Живой Этики Н. Рериха. «Указ Мой - понять значение происходящего. Как Я обещал дать Указ, так и вы будьте готовы к действию. Если увижу, чтоб идти на верблюдах, - идите! Если увижу, чтоб лететь, - летите! Если увижу, чтоб плыть - плывите! Если увижу, чтоб погрузиться в нору, - погрузитесь! Если увижу, чтоб явиться в полночь, - явитесь! Если увижу, чтоб поспеть до восхода, - поспейте! Если увижу, чтоб покрыть Святыню щитом, покройте! Если увижу, чтоб не задремать, - не задремлите! Если увижу, что надо Мне поверить, -поверьте! И будет наш мантрам: «Помогу строить Твою Страну во Имя Матери Мира и Отца Моего» [4, с. 199].

Удивительная страна, - РАМ имени Гнесиных в наши дни, - это обучение россиян и иностранцев, высокие критерии отбора абитуриентов и не менее высокий статус гнесинца, которому посчастливилось прикоснуться к миру музыки в стенах Академии. Имя Е.Ф. Гнесиной -как символ честного служения делу, высокого профессионализма и четкого следования за мечтой, которой суждено сбыться вопреки тяжелым обстоятельствам времени.

Список литературы

1. Булатова, Л. Реформа начального музыкального образования в творческом наследии Е. Ф. Гнесиной / Л. Булатова // К 150-летию Московского отделения Русского музыкального общества. - Москва : Языки славянской культуры, 2010. -С. 141-146.

2. Педагогические принципы Елены Фабиановны Гнесиной : официальный сайт. -URL: https://metalforme.ru/podgotovitelnyh-uprazhneniyah-k-razlichnym-vidam-tehniki-eleny-gnesinoy (дата обращения: 26.12.2021).

3. Сычева, Г. С. Просветительство в композиторской, общественной, научно-педагогической и публицистической деятельности Михаила Гнесина : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Сычева Галина Сергеевна. - URL: https: https://www.dissercat.com/content/prosvetitelstvo-v-kompozitorskoi-obshchestvennoi-nauchno-pedagogicheskoi-i-publitsistichesko (дата обращения: 26.12.2021).

4. Чирко, Г. Е. Учение живой Этики. В трёх томах. Т. 1 / сост. Г. Е. Чирко. - Санкт-Петербург : Отделение изд-ва «Просвещение», 1993. - 586 с.

E.F. GNESINA - FOUNDER OF THE GNESINS RUSSIAN ACADEMY

OF MUSIC

O A. Titova1), L P. Saraeva2)

1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod 1)e-mail: titova-68@mail.ru 2)e-mail: Saraeva.Lubov@yandex.ru

The article deals with the activities of Elena Fabianovna Gnesina, who became the head of the school, and then the college, which began the educational process in Moscow. The educational institution, which has preserved the best traditions of its founder. Nowadays it is the leading educational institution of the country and bears the name of the Gnesin Russian Academy of Music.

Keywords: music school, music college, Moscow Conservatory, Gnesin Russian Academy of Music, music education in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.