Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИКОНОПИСИ В ЭКСПОЗИЦИЯХ ЦЕРКОВНЫХ МУЗЕЕВ'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИКОНОПИСИ В ЭКСПОЗИЦИЯХ ЦЕРКОВНЫХ МУЗЕЕВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО / ИКОНОПИСЬ / ИКОНА / ЦЕРКОВНЫЙ МУЗЕЙ / РИЗНИЦА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кирьянова Ольга Геннадьевна

Статья посвящена особенностям репрезентации иконописи в экспозициях музеев, созданных при религиозных организациях Русской православной церкви. За два последних десятилетия значительно возросло число музейных учреждений при религиозных организациях Русской православной церкви. Сегодня они представляют собой отдельный, активно развивающийся сегмент отечественной музейной сети. Реализация совместных с церковными институциями выставочных и просветительских проектов предполагает знакомство с существующими в этой среде практиками и принципами формирования экспозиций, которые во многом нестандартны. Эти практики касаются и вопроса экспонирования иконописи, особенно в конфессиональных музеях комплексного тематического профиля, а также военно-исторических и мемориальных. Данная проблематика ранее привлекала внимание искусствоведов и музеологов (Н.П. Железниковой, Е.А. Поляковой, П.С. Коваленко, Л.С. Алексеевой, Е.В. Волковой и других). Однако упомянутые исследования или отражают сугубо региональный опыт, или рассматривают всю совокупность экспонатов церковных музеев без обособления изобразительных памятников, или фиксируют экспозиционно-выставочные решения музеев светских. В данной статье впервые предпринята попытка охарактеризовать принципы включения иконописи в предметный ряд церковных экспозиций исходя из их тематического профиля. В основу работы лег метод включенного наблюдения, а также анализ информации на сайтах церковных музеев. Как констатирует автор, в музеях РПЦ нехудожественного профиля значение иконы как произведения изобразительного искусства вторично; иконопись презентуется как памятник религиозной культуры, вещественное свидетельство событий церковной истории, а также используется в качестве вспомогательных материалов для миссионерско-просветительской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кирьянова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF ICON PAINTING IN THE EXPOSITIONS OF CHURCH MUSEUMS

The article is an analysis of the conceptual features of the exposition of works of religious painting in the expositions of museums of the Russian Orthodox Church. Over the past two decades, the number of museum institutions attached to religious organizations of the Russian Orthodox Church has increased significantly. Today they represent a separate, actively developing segment of the national museum network. The implementation of joint exhibition and educational projects with church institutions involves familiarization with the practices and principles of the formation of expositions existing in this environment, which are largely non-standard. These practices also relate to the issue of displaying iconography, especially in confessional museums of a complex thematic profile, as well as military-historical and memorial ones. This problem has previously attracted the attention of art historians and museologists (N.P. Zheleznikova, E.A. Polyakova, P.S. Kovalenko, L.S. Alekseeva, ets.). Among the latest research E.V. Volkova carried out the classification of modern ways of exhibiting church art, depending on its interpretation. However, the mentioned studies either reflect purely regional experience, or consider the totality of exhibits of church museums without isolating pictorial monuments, or fix the exposition and exhibition solutions of secular museums. In the proposed work, for the first time, an attempt is made to characterize the principles of including icon painting in the subject range of church expositions, based on their thematic profile. The work is based on the method of included observation, as well as the analysis of information on the websites of church museums. As the author states, in the museums of the Russian Orthodox Church of non-artistic profile, the significance of the icon as a work of fine art is secondary; iconography is presented as a monument of religious culture, material evidence of events in church history, and is also used as auxiliary materials for missionary and educational work.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИКОНОПИСИ В ЭКСПОЗИЦИЯХ ЦЕРКОВНЫХ МУЗЕЕВ»

Искусство Евразии. 2022. № 2 (25). С. 86-93. ISSN 2518-7767 (online) Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2022, (2), pp. 86-93. ISSN 2518-7767 (online)

Научная статья УДК 75.046:069

DOI 10.46748/ARTEURAS.2022.02.008

Репрезентация иконописи в экспозициях церковных музеев

Кирьянова Ольга Геннадьевна a' b

a Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Российская Федерация b Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, Москва, Российская Федерация a b pedagogika@inbox.ru

Аннотация. Статья посвящена особенностям репрезентации иконописи в экспозициях музеев, созданных при религиозных организациях Русской православной церкви. За два последних десятилетия значительно возросло число музейных учреждений при религиозных организациях Русской православной церкви. Сегодня они представляют собой отдельный, активно развивающийся сегмент отечественной музейной сети. Реализация совместных с церковными институциями выставочных и просветительских проектов предполагает знакомство с существующими в этой среде практиками и принципами формирования экспозиций, которые во многом нестандартны. Эти практики касаются и вопроса экспонирования иконописи, особенно в конфессиональных музеях комплексного тематического профиля, а также военно-исторических и мемориальных. Данная проблематика ранее привлекала внимание искусствоведов и му-зеологов (Н.П. Железниковой, Е.А. Поляковой, П.С. Коваленко, Л.С. Алексеевой, Е.В. Волковой и других). Однако упомянутые исследования или отражают сугубо региональный опыт, или рассматривают всю совокупность экспонатов церковных музеев без обособления изобразительных памятников, или фиксируют экспозиционно-выставочные решения музеев светских. В данной статье впервые предпринята попытка охарактеризовать принципы включения иконописи в предметный ряд церковных экспозиций исходя из их тематического профиля. В основу работы лег метод включенного наблюдения, а также анализ информации на сайтах церковных музеев. Как констатирует автор, в музеях РПЦ нехудожественного профиля значение иконы как произведения изобразительного искусства вторично; иконопись презентуется как памятник религиозной культуры, вещественное свидетельство событий церковной истории, а также используется в качестве вспомогательных материалов для миссионерско-просветительской работы. Ключевые слова: религиозное искусство, иконопись, икона, церковный музей, ризница, культурное наследие

Для цитирования: Кирьянова О.П Репрезентация иконописи в экспозициях церковных музеев // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 86-93. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.008. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/864.

© Кирьянова О.П, 2022

Original article

Representation of icon painting in the expositions of church museums

Olga G. Kiryanova a' b

a State Research Institute for Restoration, Moscow, Russian Federation

b Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage, Moscow, Russian Federation a b pedagogika@inbox.ru

Abstract. The article is an analysis of the conceptual features of the exposition of works of religious painting in the expositions of museums of the Russian Orthodox Church. Over the past two decades, the number of museum institutions attached to religious organizations of the Russian Orthodox Church has increased significantly. Today they represent a separate, actively developing segment of the national museum network. The implementation of joint exhibition and educational projects with church institutions involves familiarization with the practices and principles of the formation of expositions existing in this environment, which are largely non-standard. These practices also relate to the issue of displaying iconography, especially in confessional museums of a complex thematic profile, as well as military-historical and memorial ones. This problem has previously attracted the attention of art historians and museologists (N.P. Zheleznikova, E.A. Polyakova, P.S. Kovalenko, L.S. Alekseeva, ets.). Among the latest research E.V. Volkova carried out the classification of modern ways of exhibiting church art, depending on its interpretation. However, the mentioned studies either reflect purely regional experience, or consider the totality of exhibits of church museums without isolating pictorial monuments, or fix the exposition and exhibition solutions of secular museums. In the proposed work, for the first time, an attempt is made to characterize the principles of including icon painting in the subject range of church expositions, based on their thematic profile. The work is based on the method of included observation, as well as the analysis of information on the websites of church museums. As the author states, in the museums of the Russian Orthodox Church of non-artistic profile, the significance of the icon as a work of fine art is secondary; iconography is presented as a monument of religious culture, material evidence of events in church history, and is also used as auxiliary materials for missionary and educational work.

Keywords: religious art, iconography, icon, church museum, sacristy, cultural heritage

For citation: Kiryanova, O.G. (2022) 'Representation of icon painting in the expositions of church museums', Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (2), pp. 86-93. doi:10.46748/ARTEURAS.2022.02.008. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/864. (In Russ.)

Церковный музей: понятие и место в музейной структуре России

За тридцать лет религиозного возрождения в нашей стране появилось немало музейных учреждений, созданных при церквях, монастырях и иных подразделениях Русской православной церкви. Понятие «церковные музеи» объединяет разнообразные по организационно-правовой форме структуры, действующие при религиозных

организациях и учебных заведениях, а также частные и некоммерческие учреждения, созданные православными священнослужителями. В настоящее время церковные музеи образуют отдельный и быстрорастущий сегмент отечественной музейной сети.

Только за два «пандемийных» года в разных регионах таковых открылось более 10, а общее их число достигает 250 — от совсем небольших,

представленных несколькими витринами, до полноценных музеев, обладающих собственным помещением и штатом сотрудников, включающим профессиональных историков и реставраторов. Их собрания чаще всего разнородны и, за редким исключением, невелики, однако в них могут находиться подлинные живописные шедевры.

Традиция формирования собраний предметов культового назначения, включая произведения изобразительного искусства, в ризницах христианских храмов и монастырей восходит к раннему европейскому Средневековью, хотя сама по себе практика использования помещений общественного богослужения для хранения во-тивных даров прослеживается еще с античности. На Руси с домонгольской эпохи ризницы наиболее известных и крупных храмов и монастырей служили хранилищами не только богослужебной утвари и облачений, но и изделий декоративно-прикладного искусства, а также объектов, ценных в мемориально-историческом отношении. Иконы как неотъемлемая часть повседневного храмового обихода составляли значимую часть таких собраний. Например, как отмечает исследователь истории звенигородского Саввино-Сторожевского мужского монастыря С.К. Смирнов, в ризнице этой обители по данным описи 1656 года значилось «великое число икон, писанных почти на каждый день месяца» [1].

Икона в церковной музейной экспозиции:

история вопроса

Как предметы музейного значения иконы начинают привлекать внимание исследователей и коллекционеров в последней трети XIX столетия. Внимание к сохранению, изучению и популяризации церковных памятников, особенно икон, как органичной и значимой части национального культурного наследия явилось следствием интереса к прошлому страны, к ее истории, ярко проявившегося в этот период в образованных слоях российского общества. Косвенным фактором, оказавшим влияние на стремление православных любителей церковной старины аккумулировать наиболее ценные в изобразительном и историческом отношении иконописные образы в публичных, общедоступных пространствах, стало активное собирательство икон древнего «дониконовского письма» в старообрядческой среде. Иконы XIV— XVI веков, попадавшие в руки старообрядцев, оставались в стенах домашних моленных комнат, недоступных широкому посетителю в отличие от экспозиций церковно-археологических кабинетов, епархиальных и монастырских древлехранилищ, активно создававшихся при церковных

учреждениях начиная с 1870-х годов. Первым из них стал музейный кабинет при Московской духовной академии1. К 1917 году в России подобных учреждений насчитывалось свыше 70 [2]. Именно тогда выработался алгоритм комплектования фондов церковных музеев, который и сегодня существенно отличается от порядка комплектования фондов музеев светских. Источниками поступления музейных предметов, включая памятники изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книги и облачения, являлись храмовые и монастырские ризницы, личные собрания священнослужителей, дары прихожан, археологические находки. В указанный период иконопись, преимущественно средневековая, рассматривалась лишь как часть культового материального наследия, наряду с книжными памятниками, текстилем, предметами декоративно-прикладного искусства богослужебного назначения. Ситуация изменилась в конце XX—начале XXI века с появлением церковных музеев художественного профиля.

Проблематика роли и места иконы в современных церковных экспозициях ранее привлекала внимание исследователей. Концептуальные особенности экспонирования предметов церковного искусства изучали Н.П. Железникова [3], Е.А. Полякова и Е.С. Лапин [4], Е.В. Волкова [5]. Л.С. Алексеева, имеющая опыт работы в церковном музее, отметила факт совершения в музеях РПЦ в сибирском регионе богослужений (молебнов) с использованием музейных предметов, что, по ее мнению, является способом «актуализации нематериального наследия» церкви путем «духовного делания» [6]. Е.В. Волкова осуществила классификацию современных способов экспонирования церковного искусства в зависимости от его интерпретации [5]. Однако все упомянутые авторы ориентировались на опыт региональных музейных собраний, не отражающих весь тематический спектр церковных экспозиций. Зависимость характера репрезентации иконописи от тематического профиля церковного музея до сих пор не подвергалась детальному изучению. Содействовать решению этой задачи призван настоящий анализ, основанный на актуальных практиках церковных музейных институций всех ныне существующих тематических профилей.

Иконопись в художественном музее РПЦ

Большая часть музеев Русской православной церкви — комплексного профиля, однако имеется 10 художественных. Восемь из них демонстрируют, в основном, произведения иконописи как средневековой, так и современной. Это Патриарший музей церковного искусства,

1 История церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии // Официальный сайт Церковно-археологического кабинета. URL: http://acmus.ru/about/istoriya/index.php (дата обращения 09.05.2022).

Церковно-археологический музей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, музей церковного искусства «Ковчег» Калининградской епархии, Музей иконы, входящий в состав Церковного историко-археологического музея Рязанской епархии, Музей «Русской иконы» Рождества Богородицы Пафнутьева-Боровского мужского монастыря, Музей церковной истории и искусства Ставропольской митрополии, Музей икон Сретенского женского монастыря Улан-Удэнской и Бурятской епархии, Музей церковного искусства Сибири (ризница Софийско-Успенского собора г. Тобольска). На этих музейных площадках акцент в экспозиционно-выставочной работе традиционно делается на иконе именно как на феномене христианской культуры, а концептуальная подача материала позволяет посетителю получить представление об основных этапах становления православной иконописи, разнообразии стилей и художественных техник, особенностях национальных школ. Этого же подхода придерживаются в крупных церковных музеях и древлехранилищах, где имеются экспозиционные площади для размещения коллекций иконописи, состав которых позволяет выстроить повествование по определенному принципу, чаще всего хронологическому. Так, например, презентуется иконопись в церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии (ЦАК МДА).

Практикуется и иной подход, при котором икона рассматривается как этнографический объект, памятник регионального культурного наследия, эстетические достоинства которого свидетельствуют об уровне профессионального мастерства и уникальной самобытности местных мастеров. Примером такого рода является экспозиция Самарского епархиального церковно-исторического музея, где один из трех залов занимает коллекция икон, созданных мастерами, работавшими непосредственно на территории современной Самарской епархии в конце XIX — начале XX столетия. В их числе, например, крестьянин-иконописец Григорий Журавлев, который, родившись безруким и безногим, писал иконы, держа кисть в зубах, палешане братья Белоусовы и другие2.

Роль и место иконописи в учебной

и миссионерской музейной работе

В учебных музеях Русской православной церкви, к числу которых относится и упомянутый выше ЦАК МДА, произведения иконописи служат в первую очередь наглядным пособием для учащихся иконописного факультета. Кроме того, поскольку музей Духовной академии посещает много светских экскурсантов, зачастую мало осведомленных

о событиях Священной истории, иконы широко используются музейными экскурсоводами в качестве иллюстративного материала для разъяснительной, миссионерской работы. История бытования и художественно-стилистические особенности экспонируемых произведений религиозного искусства при этом отходят на второй план.

Предметы культа, пострадавшие от рук вандалов в 1920-1930-е годы, используются при музейном повествовании об эпохе богоборческих гонений и репрессий в отношении церкви. В церковно-историческом кабинете Коломенской духовной семинарии в разделе «Церковное изобразительное искусство XVШ-XX веков» отдельные витрины занимают храмовые иконы XIX — начала XX столетия, имеющие следы физической деформации, включая пулевые отверстия, сколы и трещины, нанесенные топором. Такой экспозиционный прием благодаря особой экспрессивности музейных предметов, несущих на себе характерный отпечаток времени, оказывает сильное эмоционально-психологическое воздействие на посетителя.

В настоящее время среди церковных музейных учреждений отдельную и быстро растущую группу составляют музеи памяти пострадавших за веру в XX веке. По существу, они представляют собой мемориальные экспозиции, посвященные духовным и светским лицам, репрессированным за свою конфессиональную принадлежность. При минимуме изобразительного материала, зачастую представленного только фотографиями из следственных дел, именно иконы канонизированных жертв антирелигиозного террора позволяют посетителю воссоздать их внешний облик. Примеры подобного рода можно встретить в Музее памяти новомучеников и исповедников Российских Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве. Иногда такие иконы пишутся непосредственно по фотографиям, но часто иконописный облик мемориализуемого лица очень условен и с небольшими вариациями соответствует традиционному образу раннехристианского мученика, запечатленного в иконописном каноне. В этом случае произведения религиозной живописи выступают в качестве вспомогательного инструмента, усиливающего акцент на соответствии жизненного пути новомученика подвижничеству его предшественников в начальную эпоху истории церкви.

Икона как мемориальный предмет

Как музейный предмет мемориального значения в церковных экспозициях помещают иконы, происходящие из утраченных или закрывавшихся

2 Самарский епархиальный церковно-исторический музей : [сайт]. URL: http://se-museum.ru/about (дата обращения: 28.01.2021).

1. Иконы, умышленно поврежденные в годы богоборчества.

Церковно-исторический кабинет Коломенской духовной семинарии, 2019.

Фото: О.Г Кирьянова

2. Иконы

репрессированных священнослужителей.

Музей новомучеников Домодедовских, 2018.

Фото: О.Г Кирьянова

в XX веке храмов и монастырей. Например, среди экспонатов приходского музея Пантелеимонов-ской церкви города Ессентуки имеются иконы из другого местного храма, разрушенного в 30-е годы XX века. Экскурсоводы обращают внимание посетителей музея в первую очередь на то, что зримо связывает церковную историю города с современностью. Иконы рассматриваются в этом контексте не как самодостаточные художественные произведения, а именно как дореволюционное материальное наследие местной православной общины3.

Музейная ценность произведений иконописи в церковных музеях зачастую определяется известностью того или иного образа и его почитанием в среде верующих. Так, на сайте Церковного историко-археологического музея Рязанской епархии РПЦ («Древлехранилище») отмечается, что в экспозиции представлены «66 чудотворных и особо чтимых в Рязанской епархии икон»4. Презентуя эти иконы, представитель музея говорит о них в первую очередь как о святынях, т.е. предметах религиозного значения, обладающих особым сакральным статусом, древностью и происходящих из известных рязанских церквей и монастырей, и лишь затем характеризует их с искусствоведческой точки зрения.

В мемориальных церковных музеях иконы часто включаются в экспозиции как предметы религиозного обихода, принадлежащие конкретному историческому лицу, чаще всего прославленному в лике святых или особо почитаемому верующими. Например, в доме-музее священноисповедни-ка Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, расположенном в городе Петушки Владимирской области, посетители знакомятся с сохранившейся обстановкой жилой комнаты епископа.

В ее интерьере помещены принадлежавшие епископу Афанасию иконы, часть которых была написана им самим. В ходе экскурсии, проводимой энтузиастами из числа местных жителей — волонтеров, иконографические сюжеты и художественно-стилистические характеристики представленных в экспозиции работ не рассматриваются вовсе. Музейная ценность икон заключается именно в том, что перед ними молился и их создавал православный русский святой XX века. По аналогии, в витринах музея памяти архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова), расположенного в Казанском соборе Казанского женского монастыря города Ярославля, выставлены иконы, музейная ценность которых определяется тем, что перед ними «совершалась келейная молитва старца»5. В другой части монастырского музея помещен Казанский образ Божией Матери XIX века, интересующий экспозиционеров лишь потому, что это копия местной чудотворной иконы XVII столетия.

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что репрезентация иконописи в церковных музеях нехудожественного профиля функциональна; икона вне зависимости от ее сюжетной композиции, стилистических и эстетических характеристик не является самоценным объектом показа, выступая лишь иллюстративным материалом для музейного повествования о событиях церковной истории или, в мемориальных музеях, о мемориа-лизуемых личностях. В этом заключается принципиальное отличие от восприятия ценностного и информационного потенциала иконы как музейного предмета в музеях светских, сотрудникам которых указанное обстоятельство необходимо учитывать при реализации совместных с церковью проектов.

Список источников

1. Смирнов С.К. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. М.: Типография В. Готье, 1860. 112 с.

2. Полякова Е.А., Витовтова ГИ. Церковно-археологические учреждения России и их структурные подразделения во второй половине XIX - начале ХХ века // Мир науки, культуры и образования. 2014. № 5 (48). С. 256-261.

3. Железникова Н.П. Православные традиции в региональном художественном наследии: дис. ... канд. искусствоведения / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2004. 246 с.

3 Паврилюк С. В Ессентуках открыли музей с иконами из разрушенного храма [Электронный ресурс] // Ессентукский информационный портал : [сайт], 6 апреля 2019.

URL: http://essentukiportal.ru/content/novosti/obschestvo/v-essentukah-otkrili-muzey-s-ikonami-iz-razrushennogo-hrama~125694 (дата обращения: 12.04.21).

4 Панкова М. Сокровища «Древлехранилища» [Электронный журнал] // Благовестник. 2011. № 12. URL: http://www.blagovesti.ru/arhiv/arhiv/2011/n12.files/sokrov.htm (дата обращения: 17.09.2020).

5 Казанский женский монастырь, г. Ярославль : [сайт].

URL: https://xn-----6kcac2agfkdheddf9aggft8bghiz8u2a.xn--p1ai/?page_id=12517 (дата обращения: 10.11.2020).

4. Полякова Е.А., Лапин Е.С. Экспозиционная деятельность церковных музеев как пантекстуальный феномен в отражении православной культуры (на примере церковных музеев Западной Сибири) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 118-124. https://d0i.0rg/10.31773/2078-1768-2019-48-118-124.

5. Волкова Е.В. Церковное искусство в музейной раме: современные способы экспозиционного показа // Визуальная теология. 2020. № 1. С. 114-124. https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-1-114-124.

6. Алексеева Л.С., Горбатов А.В. Деятельность церковных музеев Сибири по сохранению историко-культурного наследия // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 32. С. 101-108. https://doi.org/10.17223/22220836/32/11.

References

1. Smirnov, S.K. (1860) Historical description of the Savvino-Storozhevsky monastery. Moscow: V. Gauthier Publ. (In Russ.)

2. Polyakova Ye.A. and Vitovtova G.I. (2014) 'Church-archeological institutions in Russia and their subdivisions in the second half of 19 - early 20 centuries', The world of science, culture and education, (48), pp. 256-261. (In Russ.)

3. Zheleznikova, N.P. (2004) Orthodox traditions in the regional artistic heritage, Cand. Art sci. thesis. Barnaul: Altai State University. (In Russ.)

4. Polyakova, E.A. and Lapin E.S. (2019) 'Exposition activity of church museums as a pantextual phenomenon in the reflection of the orthodox culture (in case of church museums of Western Siberia)', Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, (48), pp. 118-124. doi:10.31773/2078-1768-2019-48-118-124.

(In Russ.)

5. Volkova, E.V. (2020) 'Christian art in museums: modern techniques of exposition', Journal of Visual Theology, (1), pp. 114-124. doi:10.34680/vistheo-2020-1 -114-124. (In Russ.)

6. Alekseeva, L.S. and Gorbatov, A.V. (2018) Activity of church museums of Siberia for conservation of historical and cultural heritage', Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, (32), pp. 101-108. doi:10.17223/22220836/32/11. (In Russ.)

3. Иконописное собрание, включающее авторские работы епископа Афанасия (Сахарова).

Дом-музей свт. Афанасия (Сахарова), г. Петушки, Владимирская область, 2019.

Фото: О.Г. Кирьянова

4. Казанская-Ярославская икона Божией Матери и оклад одного из списков

XIX века.

Музей Казанского

женского монастыря

Ярославля,

2019.

Фото: О.Г. Кирьянова

Информация об авторе

Кирьянова Ольга Геннадьевна, сотрудник научно-организационного отдела, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Российская Федерация; аспирантка, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, Москва, Российская Федерация; https://orcid.org/0000-0001-5137-5230, SPIN-код: 4612-6120, e-mail: pedagogika@inbox.ru.

Information about the author

Olga Gennad'evna Kiryanova, Employee of the Scientific and Organizational Department, State Research Institute for Restoration, Moscow, Russian Federation; Postgraduate student, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage, Moscow, Russian Federation; https://orcid.org/0000-0001-5137-5230, e-mail: pedagogika@inbox.ru.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 11.05.2022; принята к публикации 20.05.2022.

The article was received by the editorial board on 15 Feb 2022; approved after reviewing on 11 May 2022; accepted for publication on 20 May 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.