Искусствоведение список научных статей
-
ЧЕРТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В «ТРИПТИХЕ ДЛЯ ТРЕХ ФЛЕЙТ» ЦЗО ЧЖЭНЬ ГУАНЯ
Статья посвящена «Триптиху для трех флейт» Цзо Чжэнь Гуаня. Данное произведение основано на органичном сплаве китайской и европейской культур. Яркими чертами сочинения стали повествовательность драматургии, опора на медленные темпы, связанные с древними китайскими музыкальными жанрами, построенными ...
2023 / Сюнь ГаоВАК -
КАМЕРНОЕ ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОРИСА РАВЕЛЯ И ЕГО ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Традиционно одним из актуальных направлений в изучении вокального творчества композиторов является выявление взаимодействия слова и звука. В отношении Равеля (и французской музыки вообще) аналитические процедуры будут результативными при условии практического владения исследователем фонетикой...
2023 / Нилова Вера Ивановна, Босенко Элеонора ГеоргиевнаВАК -
ОРКЕСТРОВАЯ И ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЬЕСЫ РОБЕРТА ШУМАНА «PAPILLONS»
Статья посвящена оркестровой и хореографической версиям пьесы «Papillons» из фортепианного цикла Р. Шумана «Карнавал». Рассматриваются особенности оркестровки Н. Черепнина. При сохранении основных элементов структуры, тонально-гармонического плана, фактуры пьесы оркестровка Черепнина демонстрирует...
2023 / Любимов Данила ВадимовичВАК -
«Бронзовый юноша с почти африканским лицом…»: биография актера А.П. Антонова
В статье на основе архивных документов рассказывается о судьбе актера театра и кино А.П. Антонова (1898–1962), известного зрителю по роли матроса Вакуленчука в фильме С.М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”». Выявленные источники позволяют проследить, как в 1920-е гг. из рабочего моcковского завода ...
2023 / Мининкова Надежда Николаевна -
Преподавание навыков художественной критики студентам гуманитарных специальностей
Навык художественной критики позволяет не только создавать востребованные высказывания об искусстве, но и устанавливать ту критическую дистанцию по отношению к творчеству, которая необходима для продуманного сотрудничества различных учреждений культуры. Поэтому обучение базовым навыкам критики...
2023 / Марков Александр Викторович -
ОБРАЗ ЗЛА В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ ПЕТЕРИСА ВАСКСА
Настоящая статья посвящена образу зла в инструментальной музыке Петериса Васкса. Несмотря на то, что композитор не считает сферу негативного своей, он ищет способы ее отображения в музыке. Данное обстоятельство обусловлено тем, что одним из главных посылов творчества Васкса является понимаемая в...
2023 / Егорова Тамара МихайловнаВАК -
ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
В статье предпринята попытка обозначить ключевые этапы, возникающие в процессе работы с иностранными обучающимися музыкальных и гуманитарных вузов, при изучении творчества русских композиторов с точки зрения комплексного подхода. Он заключается в последовательном освоении материала с учетом уровня...
2023 / Семенова Ольга ВалентиновнаВАК -
Интерпретация музыкального текста с позиций семиотики и герменевтики
В статье анализируется процесс интерпретации музыкальных текстов с использованием методологической базы общей семиотики и герменевтики. Автор анализирует процесс интерпретации произведений искусства вообще, особенности их внешнего проявления, а также способы раскрытия внутреннего содержания....
2023 / Хагба Адам Анатольевич -
ДВЕ БИОГРАФИИ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА В СЕРИИ «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ»: РЕСАЙКЛИНГ ИЛИ РЕБРЕНДИНГ?
В статье анализируется образ Сергея Рахманинова, создаваемый авторами биографии композитора в популярной серии «Жизнь замечательных людей». В качестве материала используются две биографии Н. Д. Бажанова и С. Р. Федякина, вышедшие с перерывом в полвека: первая – в эпоху «оттепели», вторая – в...
2023 / Купец Любовь АбрамовнаВАК -
КОНЦЕРТ «LEFT, ALONE» ХАНСА АБРАХАМСЕНА КАК ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН
В центре внимания статьи – леворучный фортепианный концерт «Left, alone» (2015) датского композитора Ханса Абрахамсена, посвящённый французскому пианисту Александру Таро. Авторы рассматривают композиционную структуру сочинения, особенности его музыкальной организации и драматургии. Отдельное...
2023 / Окунева Екатерина Гурьевна, Томских Диана АлексеевнаВАК -
ПРОДОЛЖАЯ ДЕЛО Ю. Г. КОНА: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ И. Н. БАРАНОВОЙ
Данная публикация направлена на осмысление фигуры Ирины Николаевны Барановой (1955–2011), педагога и учёного, чья деятельность была безраздельно связана с Петрозаводской консерваторией и оставила в её жизни глубокий след. Предметом изучения в статье стали научные и учебно-методические труды...
2023 / Копосова Ирина ВладимировнаВАК -
О СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ В ПАРАДИГМЕ ХХI ВЕКА (ИНТЕРВЬЮ С ДОКТОРОМ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ ВЛАДИСЛАВОМ ПЕТРОВЫМ)
Данный материал представляет собой интервью с астраханским музы-коведом В. О. Петровым, научный интерес которого связан с исследованием музыкального искусства ХХ века. В вопросах, заданных в беседе, были под-няты проблемы понятия «современная музыка», синтеза искусств в рамках глобализации и...
2023 / Соболева Елена АнатольевнаВАК -
КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШАРЛЯ СУАЛЛЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОРИЕНТАЛИЗМА В 1850–1860-е ГОДЫ
В статье представлены основные вехи творческой биографии и международной концертной деятельности французского саксофониста Шарля Суалле (1824–1899), прославившегося под псевдонимом Али-Бен-Су-Алле. Артист характеризуется как виртуозный исполнитель, инструментальный мастер, композитор и талантливый...
2023 / Дэн ШоухэнВАК -
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИНТОНАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ОПЕРЕ ТОМАСА АДЕСА «БУРЯ»
В фокусе статьи находится опера «Буря» современного британского композитора Томаса Адеса, в 2004 году пополнившая список выдающихся музыкальных воплощений известного шекспировского сюжета. Одновременно с очевидными свежестью и сложностью музыкального языка сочинения, оперный театр «The Tempest»...
2023 / Володягина Дарья АлександровнаВАК -
ТАМАРА ВСЕВОЛОДОВНА КРАСНОПОЛЬСКАЯ: СОБИРАТЕЛЬ ФОЛЬКЛОРА, УЧЁНЫЙ-ФИННОУГРОВЕД
В данной статье автор рассматривает многогранную деятельность одного из крупнейших финноугроведов России – Т. В. Краснопольской, стоявшей у истоков создания этномузыкологической школы Карелии. Подробно освещена история собирания фольклорно-этнографических материалов на территории Карелии, которое...
2023 / Николаева Светлана ЮрьевнаВАК -
ХОРОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ Э. Н. ПАТЛАЕНКО НАЧАЛА 1990-Х ГОДОВ: ТРАКТОВКА ПОЭТИЧЕСКОГО ПЕРВОИСТОЧНИКА
В статье рассматриваются два хоровых опуса – Концерт № 1 и ода «Бог» для смешанного хора без сопровождения – крупного карельского автора Эдуарда Николаевича Патлаенко, созданных в начале 1990-х годов. Произведения композитора анализируются с точки зрения работы с избранными поэтическими текстами,...
2023 / Алексеева Александра ЮрьевнаВАК -
О СТИЛИСТИКЕ ПЕРВОЙ СИМФОНИИ АЛЕКСАНДРА БЕЛОБОРОДОВА
Статья посвящена стилистическим особенностям симфонического творчества Александра Белобородова. Обращение композитора в Первой симфонии к карело-финскому фольклору несёт в себе бережное отношение к этническим традициям и влияет на способ взаимодействия с музыкальным материалом при помощи напевности ...
2023 / Стачинский Владимир ИвановичВАК -
КАНТАТА «НА СЛУЧАЙ» В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ СОВЕТСКОЙ КАРЕЛИИ
Статья посвящена жанру кантаты «на случай» в творчестве Карла Раутио и Гельмера Синисало. Анализ комплекса музыкально-выразительных средств кантат «Под знаменем партии» и «Мой свет и отрада» Г. Синисало позволил сделать вывод о том, что кантатно-ораториальный жанр советской эпохи характеризуется не ...
2023 / Красковская Татьяна ВикторовнаВАК -
КЛАСТЕРНАЯ ТЕХНИКА – ТЕХНИКА ПОЛЯ – МИКРОПОЛИФОНИЯ: КОМПОЗИТОРСКИЕ НОВАЦИИ ДЬЁРДЯ ЛИГЕТИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ ЭРККИ САЛМЕНХААРЫ
В 1960-е годы Лигети разработал технику статической сонорной композиции, известную также как микрополифония. Первое её теоретическое осмысление принадлежало финскому исследователю и композитору Эркки Салменхааре, который в 1969 году опубликовал книгу «Das musikalische Material und seine Behandlung...
2023 / Окунева Екатерина ГурьевнаВАК -
ТЕХНИКА МЕЛОДИКО-ПОЛИФОНИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ПЕРА ХЕНРИКА НУРДГРЕНА: В ДИАЛОГЕ С ЛИГЕТИ
Статья посвящена одному из индивидуальных вариантов сонорики –технике мелодико-полифонического кластера, которая сформировалась в музыке Пера Хенрика Нурдгрена (1944–2008). Время её систематической разработки было недолгим, охватив период с 1965 года до начала 1970-х, однако опыт финского...
2023 / Копосова Ирина ВладимировнаВАК