Золотова Екатерина Владимировна, аспирант Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Zolotova Ekaterina Vladimirovna, post-graduate student of St. Tikhon Orthodox University for the Humanities
E-mail: zolotovaeka@mail.ru
О САРАТОВСКОМ ПЕРИОДЕ ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСКОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОТОИЕРЕЯ В. М. МЕТАЛЛОВА
Выдающийся отечественный ученый-медиевист прот. Василий Михайлович Металлов (1862-1926) — уроженец Саратовской губернии, на этой земле проходило его становление как священника, регента, композитора, ученого и педагога. В статье уделено внимание учебе В. М. Металлова в духовных заведениях, первым годам его пастырского служения, созданию первых духовно-музыкальных сочинений и началу научной деятельности. В публикации впервые представлены документы из Государственного архива Саратовской области, связанные с обучением отца Василия в Саратовской духовной семинарии, другие архивные источники, раскрывающие детали его образования в Московской духовной академии и служения в храмах Саратовской епархии. Анализ фрагментов переписки отца Василия с прот. Д. В. Разумовским и С. В. Смоленским, хранящейся в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки, показывает, как формировались его творческие и научные интересы. Показано, что 1890-1895 гг. по насыщенности и результативности деятельности В. М. Металлова можно считать кульминацией Саратовского периода.
Ключевые слова: В. М. Металлов, Д. В. Разумовский, С. В. Смоленский, архивы, Камышинское духовное училище, Саратовская духовная семинария, «Саратовские епархиальные ведомости».
SARATOV PERIOD OF LIFE, CREATIVE AND SCIENTIFIC ACTIVITY OF ARCHPRIEST V. M. METALLOV
An outstanding Russian medievalist Fr. Vasily Mikhailovich Metallov (1862-1926) is a native of the Saratov province, here he developed as a priest, regent, composer, scientist and teacher. The article focuses on the studies of V. M. Metallov in spiritual institutions, the first years of his pastoral serving, creation of the first spiritual and musical compositions and beginning of his scientific activity. The publication for the first time presents documents from the State Archives of the Saratov Region related to Father Vasily's studies atthe Saratov Theological Seminary and other archival sources revealing the details of his education at the Moscow Theological Academy and ministry in the churches of the Saratov Diocese. Analysis of the correspondence between Father Vasily and Archpriest. D. V. Razumovsky and S. V. Smolensky, kept in the Research Department of Manuscripts of the Russian State Library, shows how his creative and scientific interests were formed. It is shown that 1890-1895 can be considered the culmination of the Saratov period interms ofintencity and effectiveness of V. M. Metallov's activities.
Key words: V. M. Metallov, D. V. Razumovsky, S. V. Smolensky, archives, Kamyshin Theological School, Saratov Theological Seminary, Saratov Diocesan Gazette.
Протоиерей Василий Михайлович Металлов (18621926) — выдающийся отечественный ученый, профессор Московской консерватории (1901-1926), посвятивший свою жизнь изучению теории, истории и семиографии русского церковного пения. Целью настоящей статьи является развернутая характеристика первого периода его жизни и деятельности, прошедшего на Саратовской земле. Для достоверного исследования привлечены и проанализированы материалы различных архивов, в том числе уникальные и ранее не опубликованные документы из Государственного архива Саратовской области (ГАСО), свидетельствующие об учебе Василия Металлова в Саратовской духовной семинарии (18761882). Благодаря сведениям из переписки В. М. Металлова, хранящейся в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) можно проследить становление саратовского священнослужителя как духовного композитора и исследователя истории церковной музыки. Ценные
биографические источники содержатся в Центральном государственном архиве г. Москвы (ЦГА г. Москвы) и Архиве Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Василий Михайлович Металлов родился 1 марта 1862 г. в деревне Антиповка Саратовской губернии1. Его отец Михаил Александрович служил священником при церкви Михаила Архангела. Когда Василию исполнилось 4 года, скончалась мать, а в 10 лет он стал круглым сиротой. В 1872 г. мальчик поступил на казенное содержание в Камышинское духовное училище [1, с. 58].
Очевидно, Василий был способен к учебе и проявлял старание и прилежание. В августе 1876 г. он успешно выдержал серьезные вступительные экзамены в Саратовскую духовную семинарию. Наивысший балл «5» получил по географии, «4» по арифметике [21, л. 18]. По русской словесности и славянскому языку все преподаватели единогласно выставили отметку «4». Экзамены по греческому и латинскому будущий священник сдал
1 Антиповка — ныне село Камышинского района Волгоградской области (с 1781 г. входило в состав Саратовской губернии), расположенное 50 км южнее районного центра города Камышин. Возникло на месте Михаило-Архангельской казачьей станицы, учрежденной указом царя Ивана Грозного в 1550 г. и составленной из потомков московских стрельцов.
на «хорошо» и «удовлетворительно» [21, л. 3]. Впоследствии знание языков было чрезвычайно важным для его научной работы.
Не так удачно, с отметкой «3», прошли экзамены по катехизису, Священной истории и Церковному Уставу [21, л. 10]. Преподаватели Алексей Архангельский и Николай Бриллиантов, оценивавшие знания поступающих по этим предметам, помимо отметок, дали общую характеристику о приемных испытаниях: «Из Катехизиса. Училище Балашовское и Камышинское могут быть отмечены в том отношение, что ответы их воспитанников обнаружили более ровные успехи: никто из них не получил неудовлетворительного балла, никто и не отвечал по Закону Божию на пять, т. е. на отличный балл» [17, л. 139]. По предмету священной истории также сохранена запись экзаменационной комиссии: «Воспитанники духовных училищ Саратовской Епархии на приемных испытаниях в Семинарии в августе 1876 г. обнаружили не вполне удовлетворительное знание священной истории. Лучшие ответы давали воспитанники Камышинского училища. Они рассказывали сравнительно сносно по крайней мере главныя события из ветхозаветной и новозаветной истории, не перемешивали слишком исторические лица и события. <...> Если что бросается в глаза при ответе учеников означенного училища, так это недостаточное обращение внимания на то, что совершалось то или другое событие историческое» [21, л. 144].
В общей сложности Василий Металлов получил 32 балла и был зачислен в Саратовскую духовную семинарию с шестым результатом в числе тридцати двух абитуриентов [21, л. 27, 28 об.] (рис. 1, 2).
Из дошедших до нас источников достоин внимания «Классный журнал по Священному Писанию (V и VI кл.) за 1881-1882 гг.» [4], согласно которому в 1882 г. в выпускном классе, где учился о. Василий, осталось лишь 15 человек. Отметки «4» Василия Металлова относительно отметок других семинаристов (восемь четверок, один не аттестован, остальные тройки) документально подтверждают его хорошие успехи.
Следует отметить, что Василий Металлов отличался прилежанием, и пробелы в своем музыкальном образовании восполнял самостоятельно: «Музыкальное образование В. М. приобрел самоучкой, занимаясь еще в семинарии, этому самообразованию помогло тоже хорошее знание новейших языков: немецкого, английского и итальянского. По иностранной литературе он изучал теорию и историю музыки. Церковное пение практически проходил вместе с теорией композиции и игрою на скрипке и фортепиано» [20, с. 157].
В июне 1882 г. он окончил Саратовскую духовную семинарию по первому разряду, с отличием. Дальнейшее образование Василий Металлов продолжил внештатным слушателем в Московской духовной академии. На тот момент он уже был женат на Павле Петровне Кортневой (1863 — после 1924), происходившей из семьи
Рисунок 1. Табель для вывода средних баллов, выведенных из экзаменационных баллов
Рисунок 2. Общий вывод баллов
■ S 3
|
f 'У 3 & 3 лз 7 ■Г
// j)vA*U<ajlC*M‘ - 3f '/ '/ 3 J 3 4 3 У
^ / 'JffmqtMcyefo. у У z 3 з !
у „ /Суй 3 3 3 J X ± г ;
f сЗмкали/и(h.'im. — 3 7 3 4 7 У 7*
/ _ /> /У '/ 7 ,r f 7 i
ъ 3 3 Cf У У. 7
4 ° m/3 -J/ ,4 6/(tf/LeSi - ? ,} Jr ,y 1 у 7
7 V J 3 3 3 У ❖ f
/# fi t i i 3 J J & 3 ,7 3 7 7 j
f /(ctu/14 (£млиЛ~> - 2 Д 3 'Ы /у 3 3 *
L 3 , 7 У JL 7 3 1
/,? ) /j ajcultt < \J ,y 3 3 У 7 f 7 '
потомственного священника, Петра Георгиевича Кортнева (2-я четв. XIX в. — между 01.07.1883 и 31.12.1883), служившего священником, а затем настоятелем Михаи-ло-Архангельской церкви в с. Липовка2 Царицынского уезда. В «Саратовских епархиальных ведомостях» не раз писали о больших трудах отца Петра и его жены Анастасии Михайловны в деле образования детей прихожан. В 1874 г. было отмечено, что в школе Кортнева, имеющейся в его доме, «39 мальчиков и 6 девочек отлично
2 Село Липовка Ольховского района Царицынской губернии (в настоящее время Волгоградской области) основано в 1768 г. В 1779 г. в селе была построена церковь Михаила Архангела.
читают, хорошо поют понаслышке, толково и разумно отвечают из начатков, хорошо знают четыре правила арифметики» [6].
Учеба о. Василия в Московской духовной академии складывалась непросто. Спустя семь лет он просил разрешения закончить образование, прерванное как по материальным причинам, так и в связи с болезнью. В одном из документов 1899 г. он писал: «В 1882/3 учебном году я поступил своекоштнымз студентом в Московскую Духовную Академию, по Богословскому отделению, и, проучившись два года, не переходя на третий курс, уволился из Академии по собственному прошению, по семейным обстоятельствам и по недостатку средств к содержанию. <...> Мне не пришлось осуществить свое намерение — вновь поступить в Академию по истечении 2-х лет и по устроению семейных обстоятельств, несмотря на искреннее мое желание окончить образование в Академии. Причина тому была хроническая болезнь глаз, не дававшая мне посвятить свой пастырский досуг ученым занятиям и лишавшая меня возможности окончить образование в Академии» [8, л. 11].
Осенью 1884 г. в Саратовской епархии Василий Металлов начал свое служение на духовном поприще. 10 сентября он был рукоположен во священника [7, л. 8 об.], его пастырская служба началась в Михайло-Ар-хангельской церкви села Липовка Царицынского уезда, где настоятелем был отец его супруги.
В этом храме отец Василий организовал небольшой народный хор, для которого стал сочинять духовные песнопения. Он писал об этом впоследствии известному ученому-медиевисту, профессору Московской консерватории прот. Д. В. Разумовскому: «Я вспомнил, что когда-то в Семинарии был неплохим певчим и недурно играл на скрипке, а познакомившись с учебником музыки Адольфа Маркса (под ред[акцией] Фаминц[ына] 1881 г. Москва) и учебником гармонии Рихтера и другим Чайковского3 4, по своей страсти к музыке нередко слагал светские и духовные вещицы. При этом я столкнулся с тем фактом, что дьячок мой не умел “путно” петь, и я задумал и, положивши немало на то трудов, в течение двух лет устроил из мужичков “хор”. Но по своему пристрастию к турчаниновской музыке и отсутствию хорошей церковной музыки я был поставлен в необходимость слагать нужные и годные к употреблению пьесы самому. Тут явилось препятствием отсутствие проверки — отсутствие фортепиано — я стал руководиться скрипкой» [11, л. 1 об. — 2].
В 1886 г. о. Василий, по его личному прошению, был переведен в Казанскую церковь села Рыбинка (или Рыбное) Камышинского уезда. В ГАСО имеются сведения об этой церкви. Так, в своем отчете за 1887 г. благочинный Иоанн Гусаков писал в графе «Сведения
о церквах и о числе прихожан»: «В селе Рыбном Казанская церковь, однокрестная каменная, холодная, прочная. Прихожан православного типа муж[ского] пола 1496 д[уш], жен[ского] пола 1546 д[уш]. Раскольников муж[ского] пола 56 д., жен[ского] пола 46 д[уш]», а в графе «Сведения о составе причтов» он сообщил, что при храме служит 1 священник и 2 псаломщика. В другой графе благочинный Иоанн указал: «У священника дом общественный, у псаломщиков — собственныя» [18, л. 498-499].
Видимо, этим священником, не имевшим собственного жилья, и был о. Василий. Но в этом храме не было хора, и условия жизни и работы были гораздо хуже: «Оторванный от мысли и жизни и заброшенный в такую глушь, как настоящий мой (в селе Рыбное) приход, ошеломленный таким ударом судьбы, я на первых порах совершенно растерялся и не знал, за что взяться — так резок был для меня, с рыданиями водимого при посвящении вокруг престола, переход от академической атмосферы в сферу мирских сходов сельских с неизбежными их невежеством и безобразиями» [11, л. 1 об.]. «В настоящее время, перейдя в другой приход, я даже не имею возможности проверять своих работ иначе, как только со скрипкой, так как хора певчих здесь нет и фортепиано у меня нет» [11, л. 4 об.]. Священник Металлов возлагал большие надежды на советы и помощь
о. Димитрия Разумовского: «При таких-то обстоятельствах, при полном духовном разочаровании и при всех материальных неудачах и неудобствах я выступил на поприще слишком для меня высокое; идти или не идти по которому зависит от Вашего разрешения» [11, л. 2 об.].
Из письма следует, что в середине 1887 г. о. Василием было написано уже около двух десятков церковных песнопений: «Моих переложений — счетом около двадцати нумеров, и сделаны они мною с обихода издания 1833 года и своих собственных работ нумеров пять, — а если я получу одобрение своих работ, то буду по мере сил и возможности продолжать свои переложения и дальше» [11, л. 3]. К письму Металлов приложил ноты, на его взгляд, самого удачного рукописного сочинения «Тебе одеющагося» [11, л. 5 — 6 об.].
Молодой священник хотел развиваться как духовный композитор и потому желал знать, может ли он, сочиняя и распространяя собственные произведения, получить право регентовать или преподавать: «Кроме авторского желания узнать, одобрите ли Вы мои работы в этом роде или нет и должен ли я продолжать трудиться в этом роде или оставить все как бесполезное времяпровождение, я желал бы также спросить Вас, не может ли какая-либо из моих работ, хоть бы эта и др[угие], доставить мне право на учителя пения или регента хора, а если нет, то нельзя ли мне получить разрешение на отпечатание
3 Своекоштный — находящийся, в отличие от казеннокоштного, на собственном содержании.
4 Металлов имеет в виду следующие книги: Маркс А. Б. Всеобщий учебник музыки: Руководство для учителей и учащихся по всем отраслям муз. образования: Пер. с 9-го нем. изд. Под ред. [и с предисл.] А. С. Фаминцына. 2-е изд., испр. М.: П. Юргенсон, 1881; Рихтер Э. Ф. Учебник гармонии: Практ. руководство к ее изучению: Пер. с 6-го изд. 1866 г. [и с предисл.] А. Фаминцын. СПб., 1868 (Лейпциг); Чайковский П. И. Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России. М.: П. Юргенсон, 1875.
этого и др[угих] моих переложений, а Вас я покорнейше просил бы, если найдете возможным, с своей стороны посодействовать этому» [11, л. 3 об. — 4 об.].
Очевидно, Разумовский поддержал Металлова, так как 8 марта 1888 г. [11, л. 7] о. Василий выслал из Саратова второе известное нам письмо Д. В. Разумовскому с благодарностью, так как он уже получил разрешение цензуры на печатание своих произведений. Впоследствии Металлов писал: «Я всегда с глубокою благодарностью вспоминаю те дорогие мне слова незабвенного покойного Дмитрия Васильевича Разумовского, которые сохраняются в письме его ко мне от 29 июня 1887 г.: "Ваши сочинения вполне достойны внимания” и проч. "Продолжайте писать сочинения. Г осподь да благословит Ваши труды и занятия и да утешит Вас благодатным успехом”. Эти слова имели для меня решающее значение — с того времени я всецело предался изучению церковного пения со всех его сторон» [18, с. 555].
В течение 1890-1892 гг. в издательстве П. Юргенсона были опубликованы 43 номера духовно-музыкальных сочинений и переложений Металлова. В 1893 г. вышли в свет «Пение на Литургии св. Иоанна Златоуста, киевского распева» и сборник «Духовные произведения древних церковных напевов (из Синодального обихода) в переложении для четырехголосного хора» (изд. В. Гроссе).
Музыка о. Василия вскоре нашла признание в церковной среде. Сохранилось письмо, в котором регент московского хора слепых детей Алексей Иванович Елисеев пишет отцу Василию: «С большим наслаждением я рассматривал и проигрывал Ваши, в строгом стиле, переложения с древних напевов. Ваш труд по сочинению и переложению составляет клад для церковно-музыкальной литературы: Ваши сочинения и переложения служат отличной школой для русских композиторов, и впоследствии эта школа вытеснит всех итальянских композиторов и их последователей и будет первой. Заслуги Ваши по переложению и сочинению так велики, что Вы достойны быть управляющим Императорской певческой капеллой. Приношу мою Вам сердечную благодарность за присылку Ваших переложений, которые доставили мне истинное удовольствие» [3, л. 3 — 3 об.].
В 1887 г. отец Василий по собственному прошению был переведен к Николаевской церкви Саратовского исправительного арестантского отделения, где прослужил до 17 сентября 1889 г. В ГАСО нами обнаружена «Метрическая книга, данная из Саратовской Духовной консистории города Саратова в Николаевскую церковь при арестантской роте, для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на [...] год» [16, л. 100 — 121 об.], содержащая данные, внесенные о. Василием. Добавим, что следующее место церковного служения священника Металлова также было связано с заключенными: 2 сентября 1894 г. он был по собственному прошению перемещен к Тихвинской церкви Саратовской губернской тюрьмы [5, л. 239 — 239 об.].
В конце 1880-х гг. о. Василий начинает активно выступать в периодической печати, а именно в «Саратов-
ских епархиальных ведомостях». Цикл статей «О церковном пении», опубликованный в 1888 г. (№ 7, 9, 13), скорее всего, является его первой работой, посвященной как особенностям церковного пения в Саратове, так и различным периодам в истории русского церковного пения и некоторым теоретическим, ладовым аспектам.
Первые опыты были продолжены и вышли на новый уровень в ряде статей о духовной музыке Д. Бортнян-ского, П. Турчанинова, А. Львова, Г. Ломакина, П. Воротникова, М. Виноградова, Н. Потулова, М. Георгиевского, Д. Соловьева, появившихся на страницах епархиального издания в 1890 (№ 4, 6, 8, 10, 16, 17, 23) и 1891 г. (№ 10, 24). Вероятно, статьи появились, в том числе, в связи с чтением учебного курса, ведь 10 февраля 1890 г. о. Василий был приглашен учителем церковного пения в Саратовскую духовную семинарию [7, л. 8 об.]. Позже они стали составной частью первого крупного труда В. М. Металлова «Очерк истории православного церковного пения в России». Впервые изданный в Саратове типографией Губернского земства в 1893 г. «Очерк» был принят в качестве учебного руководства в V-VI классах духовных семинарий [8, л. 11] и выдержал немало переизданий, а в 1901 г. был удостоен премии митрополита Макария (Булгакова).
Вскоре появилась рецензия Д. Н. Соловьева, в которой известный церковно-певческий деятель одобрил книгу: «Что касается изложения "Очерка”, то следует сказать, что он за немногими исключениями написан правильным, хорошим литературным языком и в кратком виде заключает в себе все существенное и необходимое по отделу истории церковного пения» [2, с. 1462]. Вместе с тем внимательный критик отметил и недостатки труда Металлова, который во многом следовал за книгой Разумовского «Церковное пение в России», компилируя ее, но при этом не всегда верно передавая мысли и факты. Соловьев разобрал в своей статье следующие ошибки: о влиянии истинноречия на мелодику распевов, о «Ключе» Тихона Макарьевского (который Металлов назвал ключом к изучению нотолинейного пения), о проекте издания Синодальных книг и датах издания. В последующих изданиях Металлов, безусловно, исправлял допущенные неточности.
Педагогическая работа нашла отражение и в других статьях о. Василия — «О преподавании в начальных школах церковного пения» [10, с. 218-232] и «Церковно-приходская школа» [15, с. 304-309]. Кроме того, он опубликовал свои проповеди в четырех выпусках под названием «Из бесед с заключенными» (1889) [9]. Годом позже в печати появляются две проповеди о. Василия на Евангельские чтения [12; 13]. «За ревностное служение во священстве» Металлов был 17 сентября 1889 г. награжден набедренником, а в 1894 г. — скуфьей «за отличное служение во священстве» [7, л. 8 об.].
В целом по насыщенности и результативности деятельности в разных сферах последнее пятилетие пребывания на Саратовской земле (1890-1895) является кульминационным.
Широкая деятельность отца Василия Металлова
в сфере церковного пения не могла остаться незамеченной. Директор Синодального училища и профессор Московской консерватории С. В. Смоленский, вероятнее всего, знал об о. Василии от о. Димитрия Разумовского, скончавшегося в 1889 г., и стал его новым покровителем. В июне 1894 г. Смоленский пишет Металлову: «Что сказали бы Вы, если бы мне с помощью Божиею и надобных мне удалось перетащить Вас в Москву?» [19, л. 3]. Ряд писем 1894-1895 гг. содержит подробные рассказы Степана Васильевича о том, как обстоят дела с возможным новым назначением [19, л. 13]. К одному из них приложена копия письма обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева (1827-1907) о поиске места службы для о. Василия в Москве: «О Металлове, помнится, желали Вы[,] чтоб он определился на приходе к малому Вознесению, предполагая[,] вероятно[,] что там вскоре очистится место. Потом от Саблера слышал я, что он говорил с Митрополитом5, но Митр[ополит] не соглашается[,] ссылаясь на то[,] что у него много своих кандидатов. Перед отъездом отсюда Митрополи-
та я говорил с ним о Металлове — и услышал от него, что он не противится. Только место у Вознесения[,] по словам его, занято» [19, л. 5-6]. Наконец, 7 сентября 1895 г. о. Василий Металлов был переведен к московской церкви Василия Кесарийского [5, л. 239 об.].
Своеобразным заветом для земляков-саратовцев стала речь отца Василия при открытии летних курсов церковного пения для учителей церковно-приходских школ в Саратове: «Да позволено будет надеяться, что вы без труда поймете всю важность возложенного на вас дела, <...> и с честью выполните потом предстоящую вам скромную, но многополезную и многоплодную миссию, скромное, но высокоценное служение делу подъема отечественного православного служения» [14, с. 756].
Таким образом, архивные документы и публикации позволяют представить различные сферы деятельности священника Василия Металлова до 1895 г.: пастырское служение, регентскую, педагогическую и научную работу, композиторское творчество. Все начатое на Саратовской земле дало в московский период богатые плоды.
Литература
1. Андреева Е. В. Металлов В. М. // Православная энциклопедия. Т. XLV. М., 2017. С. 58-59.
2. Д. С[оловьев]. Рец. на труд В. М. Металлова «Очерк истории православного церковного пения в России» // Церковные ведомости. 1893. № 40. С. 1460-1463.
3. Елисеев А. И. Письмо Металлову В. М. // РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10974. № 10, 1890-е — 1900-е.
4. Классный журнал по Священному Писанию (V и VI кл.) за 1881-1882 гг. // ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. № 5354.
5. Клировые ведомости 1912 г. Москвы Сретенского Сорока 4-го отделения. 1912 год // ЦГА г. Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. № 1145.
6. Кортнев Петр Георгиевич, священник [Биогр.] URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/12978/ (дата обращения: 20. 07. 2021).
7. Личное дело В. М. Металлова // Архив МГК. Ф. 2. Оп. 24. № 3838.
8. Личное дело В. М. Металлова // ЦГА г. Москвы. Ф. 209. Оп. 4. № 2353.
9. Металлов В. М. Из бесед с заключенными. Издание попечительства над саратов. исправительным арестантским отделением. Вып. I. Саратов, 1889. 12 с.; Вып. II. Саратов, 1889. 11 стр.; Вып. III. [Не обнаружен]. Вып. IV. Саратов, 1893. 11 с.
10. Металлов В. М. О преподавании в начальных школах церковного пения // Саратовские епархиальные ведомости. 1888. № 8. С. 218-232.
11. Металлов В. М. Письма к Разумовскому Д. В. // РГБ. Ф. 380. № 90.
12. Металлов В. М. Поучение в неделю 17-ю по Пятидесят-
нице // Саратовские епархиальные ведомости. 1891. № 22. С. 963-966.
13. Металлов В. М. Поучение в неделю двадцать первую по Пятидесятнице // Саратовские епархиальные ведомости. 1890. № 20. С. 845-849.
14. Металлов В. М. Речь при открытии летних курсов церковного пения для учителей церковно-приходских школ, в г. Саратове // Саратовские епархиальные ведомости. 1895. № 18. С. 750-756.
15. Металлов В. М. Церковно-приходская школа // Саратовские епархиальные ведомости. 1888. № 10. С. 304-309.
16. Метрические книги Николаевской церкви Саратовского исправительного арестантского отделения г. Саратова за 1876-1877, 1885-1890 гг. // ГАСО. Ф. 637. Оп. 2. № 916.
17. Отчет о состоянии духовного училища за 1875/6 учебный год // ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. № 4962.
18. Русская духовная музыка в документах и материалах. T.VI. С. В. Смоленский и его корреспонденты. Кн. 2 / Гос. ин-т искусствознания; Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки; Подгот. текста, вступит. ст. и коммент. М. П. Рахмановой; Научный консультант А. А. Наумов. М.: Знак, 2010. 888 с.
19. Смоленский С. В. Письма к Металлову В. М. // РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10974. № 36.
20. Соколов С. Д. Саратовцы писатели и ученые // Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Вып. 33. Приложение 7. Саратов: типография Союза Печатного Дела, 1916. 197 с.
21. Табель баллов, полученных на приемных испытаниях в семинарии // ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. № 4991.
References
1. Andreeva E. V. МеГаПсту V. M. [Metallov V. M] // Pravoslavnaya P. 58-59.
entsklopediya. T. XLV [Orthodox Encyclopedia. T. XLV]. M., 2017. 2. D. S[olov'ev]. Rets. na trud V. M. Metallova «Ocherk istorii
5 Митрополит Сергий (Ляпидевский) (9 [21] мая 1820, Тула — 11 (23) февраля 1898, СПб.) — епископ Русской православной церкви, с 1893 г. митрополит Московский и Коломенский.
pravoslavnogo tserkovnogo peniya v Rossii» [Review on the book of V. M. Metallov «Essay on the history of Orthodox church singing in Russia»] // Cerkovnye vedomosti [Church Gazette]. 1893. № 40. P. 1460-1463.
3. Eliseev A. I. Pis'mo Metallovu V. M. [Letter to V. M. Metallov] // RGB [Russian State Library]. F. 178. Op. 1. М 10974. № 10. 1890-1900.
4. Klassnyj zhurnal po Svyashchennomu Pisaniyu (V i VI kl.) za 1881-1882 gg. [Class journal on the Holy Scriptures (V and VI classes) for 1881-1882] // GASO [Saratov Regional State Archive]. F. 12. Op. 1. № 5354.
5. Klirovye vedomosti 1912 g. Moskvy Sretenskogo Soroka 4-go otdeleniya. 1912 god [Clergy sheets of 1912 of Moscow Sretensky Sorok 4th Department. 1912] // CGA g. Moskvy [Central State Archive of the City of Moscow]. F. 2126. Op. 1. № 1145.
6. Kortnev Petr Georgievich, svyashchennik [Biogr.] [Kortnev Petr Georgievich, Priest [Biogr.] URL: https://pravoslav-noe-duhovenstvo.ru/person/12978/ (Access date: 20. 07. 2021).
7. Lichnoe delo V. M. Metallova [Personal file of V. M. Metallov] // Arhiv MGK [Archive of the Moscow State Conservatory] F. 2. Op. 24. № 3838.
8. Lichnoe delo V. M. Metallova [Personal file of V. M. Metallov] // CGA g. Moskvy [Central State Archive of the City of Moscow]. F. 209. Op. 4. № 2353.
9. Metallov V. M. Iz besed s zaklyuchennymi. Izdanie popechi-tel'stva nad saratov. ispravitel'nym arestantskim otdeleniem [From conversations with prisoners. Publication of guardianship over Saratov correctional detainee department] Issue I. Saratov, 1889. 12 p.; Issue II. Saratov, 1889. 11 p.; Issue III [Not found]. Issue IV. Saratov, 1893. 11 p.
10. Metallov V. M. O prepodavanii v nachal'nyh shkolah tserkovnogo peniya [On Teaching Church Singing in Primary Schools] // Saratovskie eparhial'nye vedomosti [Saratov Diocesan Gazette]. 1888. № 8. P. 218-232.
11. Metallov V. M. Pis'ma k Razumovskomu D. S. [Letters to Ra-zumovsky D. S.] // RGB [Russian State Library]. F. 380. № 90.
12. Metallov V. M. Pouchenie v nedelyu 17-yu po Pyatidesyatnice [Preaching on the 17th Sunday after Pentecost] // Saratovskie eparhial'nye vedomosti [Saratov Diocesan Gazette]. 1891. № 22. P. 963-966.
Информация об авторе
Екатерина Владимировна Золотова E-mail: zolotovaeka@mail.ru
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет»
115184, Москва, 1-й Новокузнецкий переулок, дом 4, строение 1
13. Metallov V. M. Pouchenie v nedelyu dvadcat' pervuyu po Pyatidesyatnice [Preaching on the 21st Sunday after Pentecost] // Saratovskie eparhial'nye vedomosti [Saratov Diocesan Gazette]. 1890. № 20. P. 845-849.
14. Metallov V. M. Rech' pri otkrytii letnih kursov tserkovnago peniya dlya uchitelej tserkovno-prihodskih shkol, v g. Saratove [Speech at the opening of summer church singing courses for teachers of parochial schools in Saratov] // Saratovskie eparhial'nye vedomosti [Saratov Diocesan Gazette]. 1895. № 18. P. 750-756.
15. Metallov V. M. Tserkovno-prihodskaya shkola [Church School] // Saratovskie eparhial'nye vedomosti [Saratov Diocesan Gazette]. 1888. № 10. P. 304-309.
16. Metricheskie knigi Nikolaevskoj tserkvi Saratovskogo is-pravitel'nogo arestantskogo otdeleniya g. Saratova za 1876-1877, 1885-1890 gg. [Metric books of the St. Nicholas Church of the Saratov Correctional Prison Department for 1876-1877, 1885-1890] // GASO [Saratov Regional State Archive]. F. 637. Op. 2. № 916.
17. Otchet o sostoyanii duhovnogo uchilishcha za 1875/6 ucheb-nyj god [Report on the state of the religious school for the 1875/6 academic year] // GASO [Saratov Regional State Archive]. F. 12. Op. 1. № 4962.
18. Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materi-alakh. T. 6. S. V. Smolenskyj i ego korrespondenty. Kn. 2 [Russian sacred music in documents and materials. Vol. 6. S. V. Smolensky and his correspondents. B. 2] / Gos. in-t iskusstvoznaniya; Gos. centr. muzej muz. kul'tury im. M. I. Glinki; Podgot. teksta, vstupit. st. i komment. M. P. Rahmanovoj; Nauchnyj konsul'tant A. A. Naumov. M.: Znak, 2010. 888 p.
19. Smolenskij S. V. Pis'mа k Metallovu V. M. [Letters to V. M. Metallov] // RGB [Russian State Library]. F. 178. Op. 1. М 10974. № 36.
20. SokolovS. D. Saratovtsy pisateli i uchenye [Saratov writers and scientists] // Trudy Saratovskoj uchenoj arhivnoj komissii. Vyp. 33 [Proceedings of the Saratov Scientific Archival Commission. Vol. 33]. Saratov: Tipografiya Soyuza Pechatnogo Deb, 1916. 197 p.
21. Tabel' ballov, poluchennyh na priemnyh ispytaniyah v sem-inarii [Bulletin of scores received on admission tests in the seminary] // GASO [Saratov Regional State Archive]. F. 12. Op. 1. № 4991.
Information about the author
Ekaterina Vladimirovna Zolotova E-mail: zolotovaeka@mail.ru
Non-state educational institution of higher professional education «St. Tikhon Orthodox University for the Humanities» 115184, Moscow, 4, 1st Novokuznetsky lane, building 1