ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 38. 99-116
•ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ
УДК 226+93
Б01: 10.24412/2224-5391-2022-38-99-116
Иеромонах Корнилий (А. А. Зайцев), А. В. Печерин
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТАМБОВСКОГО ДУХОВЕНСТВА В ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ В XIX — НАЧАЛЕ ХХ в.
Аннотация. Екатеринбургская епархия имеет тесные исторические связи со многими епархиями Русской Православной Церкви. Одним из наиболее значимых эпизодов подобного взаимодействия стало переселение духовенства из Европейской части России на Урал, осуществлявшееся в 30-х гг. XIX в., организованное архиепископом Аркадием (Фёдоровым). Из сменивших тогда место служения клириков большинство были выходцами из Владимирской и Рязанской епархий, но в общей массе переселенцев довольно заметное место занимали и священнослужители Тамбовской епархии. Добавим, что последние неоднократно переселялись на территорию Екатеринбургской епархии и в дальнейшем. Интересно, что Тамбовщина начала осваиваться русскими лишь в XVII в., то есть даже несколько позже, чем Урал, однако самостоятельная Тамбовская епархия была основана уже в 1682 г. — на два века раньше Екатеринбургской. На данный момент 67 подвизавшихся в Тамбовском крае клириков, монашествующих и подвижников благочестия, входят в Собор Тамбовских святых. Среди тамбовцев, осуществлявших свое церковное служение на Урале, встречались яркие личности. Достаточно назвать священномученика РПЦЗ архиепископа Евсевия (Рождественского), священника (впоследствии обновленческого архиепископа) Николая Чижова, протоиерея Екатерининского собора г. Екатеринбурга Романа Новоспасского, преподавателя Камышловского духовного училища Ивана Кузьмича Сахарова, иеромонаха Павла (Муретова), священников Александра Исакова, Гавриила и Стефана Михайловых, Валентина Никольского.
© А. А. Зайцев, А. В. Печерин, 2022
99
В целом выходцы из Тамбовской епархии и их потомки оставили на Урале и в том числе на территории нынешней Екатеринбургской митрополии весьма заметный след. На протяжении более века они осуществляли в этих краях свое церковное служение, прочно здесь обосновавшись. Наконец, были и такие, кто попал сюда не по своей воле. Уже на пике большевистской антицерковной кампании, в конце 30-х гг. ХХ в., тамбовцы были отправлены в ссылку на Урал и здесь приняли свою мученическую кончину. При этом имена некоторых из них до настоящего времени остаются отображенными только в картотеке Ив-дельлага, а в открытых источниках отсутствуют.
Данная статья, подготовленная главным образом на основании документов уральских архивов и дореволюционных публикаций епархиальных ведомостей, стала первой работой на эту тему. Она предназначена для широкого круга лиц, интересующихся историей Екатеринбургской и Тамбовской епархий и Русской Православной Церкви в целом.
Ключевые слова: духовенство, Тамбовская епархия, Пермская епархия, Екатеринбургская епархия, Камышловское духовное училище, архиепископ Евсевий (Рождественский), архиепископ Григорий (Яцковский), репрессированные, Ив-дельлаг.
Цитирование. Зайцев А. А., Печерин А. В. Представители тамбовского духовенства в Екатеринбургской епархии в XIX — начале ХХ в. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 38. С. 99-116. DOI: 10.24412/2224-53912022-38-99-116
Сведения об авторах. Корнилий (Зайцев Алексей Александрович), иеромонах — кандидат богословия, ректор Екатеринбургской духовной семинарии (Россия, г. Екатеринбург). E-mail: [email protected]
Печерин Андрей Владимирович — кандидат исторических наук, научный сотрудник кафедры церковной истории и филологии Екатеринбургской духовной семинарии (Россия, г. Екатеринбург). E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 17.03.2022 Принята к публикации 12.05.2022
Исследование миграционных процессов духовенства раскрывает новые штрихи социокультурного облика этой особенной социальной группы. На протяжении служения клирики церкви перемещались не только в рамках одной епархии, но и за ее пределы. Для примера такой «внешней» миграции были взяты Екатеринбургская и Тамбовская епархии. Отстоящие далеко друг от друга, не связанные ни историческими, ни культурными связями — они не должны были давать особенных предпосылок для перемещений духовенства. Поэтому они могут служить ярким примером «внешней» миграции клира без каких бы то ни было факторов внешнего влияния.
На сегодня Екатеринбургская и Тамбовская семинарии развивают активное сотрудничество в научной сфере, поэтому тема взаимной миграции духовенства в дореволюционный и советский период внесла свой дополнительный вклад в увеличение научно-исследовательского диалога. В дальнейшем изучение миграционных процессов среди духовенства Екатеринбургской и других епархий будет продолжено. Жителей Тамбовщины и Среднего Урала и сегодня трудно считать близкими соседями. Наши регионы не только не граничат друг с другом, но располагаются в разных федеральных округах и разных частях света, при этом Екатеринбург от Тамбова находится дальше, чем, скажем, Тбилиси, Люблин или Хельсинки. Парадокс, однако, состоит в том, что в XIX в., когда современных видов транспорта еще не было и в помине, а основным средством передвижения была гужевая повозка, люди были как будто гораздо ближе.
Первые известные на сегодня случаи перехода представителей духовенства Тамбовской епархии на Средний Урал относятся к 30-м гг. XIX в. Они были связаны с политикой церковного начальства того времени, осуществлявшего переселение духовенства из центральных регионов, где отмечался его избыток, в отдаленные епархии, испытывавшие нехватку священнослужителей.
В декабре 1831 г. епископ Пермский и Екатеринбургский Аркадий (Фёдоров) отправил в Синод подробный рапорт о кадровых проблемах только что вверенной ему епархии, где насчитывалось праздных 78 священнических мест, 66 — диаконских, по 60 — дьячковских и пономарских. При этом отмечалось, что прежний архиерей Мелетий (Леонтович) пытался решить эту проблему за счет соседних епархий, но безуспешно, так как те испытывали аналогичные трудности. В связи с этим епископ Аркадий просил разрешения на переезд окончивших семинарский курс из более дальних епархий1.
Прошение возымело успех: Синод не только выдал требуемое разрешение, но и назначил переезжающим служителям солидное денежное пособие.
Пермский владыка обратился к архиереям Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Тульской и Владимирской епархий, но просьбы о переводе поступили и из других регионов. В итоге в течение 8-ми лет все вакантные места в епархии были заняты2. Правда, среди вновь прибывших оказались не только выпускники семинарий, но и люди малообразованные.
Известно, что на приходы Екатеринбургского уезда в итоге попало больше всего уроженцев Владимирской и Рязанской епархий — по 11 человек (из Владимирской губернии был родом сам епископ Аркадий). 6 человек перевелись из Пензенской епархии, три — из Тульской, по двое — из Киевской, Костром-
1 Мангипёва А. В. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX — начале ХХ в. Екатеринбург, 2015. С. 155-156.
2 Мангипёва А. В. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в. (на примере Пермской епархии). Екатеринбург, 1998. С. 72.
ской, Псковской и Тамбовской, по одному — из Симбирской, Смоленской и Саратовской епархий3.
Судя по имеющимся церковным документам (ревизские сказки, клиро-вые ведомости), в большинство остальных уездов Пермской епархии выходцев из Тамбовщины попало не больше, чем в Екатеринбургский: в Ир-битском, Красноуфимском, Кунгурском и Оханском выявлено по одному человеку, в Камышловском и Осинском — ни одного (по Верхотурскому, Пермскому, Соликамскому, Чердынскому и Шадринскому уездам сведений нет). Отметим, однако, что речь идет в основном о данных ревизских сказок, относящихся к концу 1833 — началу 1834 гг., когда «переселенческая кампания» была еще далека до завершения (известно, что, по крайней мере, один из тамбовцев в 1834 г. поступил диаконом в тот же Осинский уезд). На этом фоне особенно выделяется Чердынский уезд, где уже в то время оказались 5 тамбовских клириков. Последнее, видимо, было вызвано тем обстоятельством, что этот уезд в губернии был чуть ли не самым отдаленным и малопрестижным, подлинным «медвежьим углом»: соответственно, нехватка духовенства именно там должна была ощущаться в наибольшей степени. Но при образовании в 1885 г. самостоятельной Екатеринбургской епархии (выделившейся из состава Пермской) Чердынский уезд в нее не вошел, поэтому его духовенство должно быть признано напрямую не относящимся к теме данного исследования.
Что же касается двух тамбовцев, обосновавшихся в Екатеринбургском уезде, речь идет об отце и сыне, Никифоре Трофимовиче и Тимофее Никифоро-виче, оказавшихся, однако, обладателями разных фамилий. Стоит заметить, что если в Центральной России бесфамильного духовенства хватало вплоть до отмены крепостного права, то на Урале (где крепостных крестьян было очень мало) клирики обзавелись постоянными фамилиями примерно на век раньше. Соответственно, появлявшимся здесь бесфамильным священнослужителям фамилии тут же присваивались, причем, как правило, по отчеству; в данном случае Никифор Трофимович (условимся указывать отчества так, как это принято в наше время) стал Никифором Трофимовичем Трофимовых. А вот его сын Тимофей, по-видимому, получил фамилию еще до переезда — по названию села Ракшинского (Моршанского уезда), из которого был родом4. В Пермской епархии в 1833 г. он стал пономарем на одном приходе с отцом, в Верхне-Тагильском заводе; в 1837 г. был переведен в с. Черемисское, в 1842-м — в с. Глинское (того же Екатеринбургского уезда)5, где и оставался
3 Мангилёва А. В. Социокультурный облик приходского духовенства... С. 158.
4 Там же.
5 Клировые ведомости о церквах и причтах г. Екатеринбурга и уезда оного за 1844 г. // Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 6. Оп. 2. Д. 490. Л. 229 об. - 230.
до конца своих дней. В августе 1853 г. Тимофей Ракшинский был рукоположен во диакона6. Умер он 21 января 1856 г.7, не дожив и до 40 лет.
Младший брат Тимофея — Герасим, 1824 г. р., тоже ставший Ракшинским, учился уже на Урале, в Екатеринбургском духовном училище. В 1845 г. он был посвящен в стихарь и определен к церкви с. Камышевского Екатеринбургского уезда, в 1846 г. переведен дьячком в с. Липовское8, ставшее последним местом его службы. Последнее упоминание о нем в епархиальных справочниках относится к 1890 г.9
Еще одним уроженцем Тамбовщины был 34-летний выходец из с. Орукова Спасского уезда Стефан Афанасьевич, в 1833 г. определенный дьячком к церкви с. Голубковского Ирбитского уезда. В его семье к тому времени насчитывалось 6 человек, в том числе сыновья Григорий, Василий и Георгий10. Вопреки обыкновению, в ревизской сказке он был записан без фамилии, а так как вскоре с данного прихода выбыл, дальнейшая судьба его и его потомства на сегодня остается, к сожалению, неизвестной.
Родившийся в 1823 г. в г. Темникове Тамбовской губернии в семье священника, Александр Иванович Исаков после окончания Пермской духовной семинарии был рукоположен во священника к Свято-Троицкому собору Кушвин-ского завода Верхотурского уезда. Длительное время безвозмездно законоучи-тельствовал в заводской и женской школах, за что был награжден набедренником, фиолетовой скуфьей, камилавкой, наперсным крестом, благословениями Синода и епархиального начальства. Также получил наперсный бронзовый крест в память Крымской войны. В 1877 г. был переведен настоятелем к Духо-сошественской церкви Кыштымского завода Екатеринбургского уезда. К тому времени в семье имел жену Евпраксию Михайловну и детей: Александра, Николая, Антонину, Аркадия. Александру11. К 1890 г. находился за штатом12.
Младший брат отца Александра, Михаил Иванович Исаков (1830 г. р.) по выходе из низшего отделения Пермской духовной семинарии в 1850 г. был определен пономарем к церкви Серебрянского завода Кунгурского уезда, где прослужил
6 Метрические книги церквей Екатеринбургского уезда за 1853 г. // ГАСО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 252. Л. 413 об.
7 Клировые ведомости 2-го 5-го и 6-го благочиннических округов Екатеринбургского уезда за 1882 год // Архивный отдел Екатеринбургской епархии (АО ЕЕ). Ф. 5. Оп. 1. Д. 6. Л. 221 об. - 222.
8 Там же. Л. 198 об. - 199.
9 Екатеринбургский епархиальный адрес-календарь на 1890 год. Екатеринбург, 1890. С. 103.
10 Ревизская сказка о церковнослужителях по Ирбитскому уезду // Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 111. Оп. 1. Д. 2764. Л. 75 об. - 76 об.
11 Клировые ведомости о церквах по 4-му благочинному округу Екатеринбургского уезда // АО ЕЕ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4. Л. 5 об. - 6.
12 Екатеринбургский епархиальный адрес-календарь на 1890 год. С. 119.
32 года. Из-за вступления во 2-й брак продвинуться по службе не смог. В 1882 г. был перемещен к вышеупомянутому кушвинскому собору, где оставался и 10 лет спустя, имел архипастырское благословение за усердную службу. Три его сына по стопам отца не пошли, находясь к тому времени на частной гражданской службе13.
Кроме того, известно, что на Урале (но за пределами будущей Екатеринбургской епархии) в 1870 г. служили диакон Василий Иванович Исаков (в г. Де-дюхине) и псаломщик Николай Иванович Исаков (при Богоявленской церкви г. Соликамска)14.
Уместно предположить, что отцом этих клириков был некий священник Иоанн Исаков, в свое время тоже перебравшийся с Тамбовщины на Урал. Однако установить, где именно он здесь обосновался, нам пока не удалось.
Примерно то же самое можно сказать и о представителях другой церковной династии — Михайловых. Наиболее известным среди них был священник вышеупомянутого с. Глинского — Гавриил Алексеевич Михайлов. В некрологе (умер 9 февраля 1894 г., на 59-м году жизни) сообщалось, в частности, следующее: «Почивший был сын бедного, семейного диакона, родился в селе Арабо-ве, Тамбовской губернии и уезда; образование получил в Пермской духовной семинарии, окончил в оной курс с аттестатом 2-го разряда в 1856 году. <...> В сентябре месяце 1860 года был определен священником к церкви села Отчи-но-Сретенского Пермского уезда, откуда, в мае месяце 1868 года, был перемещен к церкви села Глинского, где и служил до смерти своей. В течение 25-летней службы при Глинской церкви о. Гавриил выполнял многие от начальства порученные ему обязанности, как то: 16 лет был духовником окружного духовенства, законоучительствовал в Глинской народной школе в течение пяти лет, исполнял недолго обязанности следователя, и старшим священником состоял около 20 лет. За свою деятельность по службе, рачительное исполнение обязанностей, на него возложенных, и жизнь благонравную, он был удостоен Синодского и Архипастырского благословения, награжден набедренником и бархатной фиолетовой скуфьей. Главными отличительными чертами о. Гавриила были: богобоязненность, религиозность, посильная точность и верность по отношению к уставам святой Церкви и ревностное исполнение служебных обязанностей. В день погребения о. Гавриила, 12 февраля, хотя и в день рабочий, Глинский храм был переполнен молящимися, непритворные слезы которых были очевидными знаками доброй памяти к новопреставленному, сердечно любимому пастырю»15.
13 Клировые ведомости по 2-му и 3-му благочинническим округам Верхотурского уезда за 1892 г. // АО ЕЕ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 13. Л. 123 об. - 124 об.
14 Адрес-календарь Пермской епархии. Пермь, 1870. С. 47-48.
15 [Коровин В., свящ.] Священник Гавриил Ал. Михайлов (Некролог) // Екатеринбургские епархиальные ведомости (далее — ЕЕВ). 1894. № 12. Отд. неоф. С. 301-302.
На одном приходе с о. Гавриилом служил священником с 1852 г. до смерти в 1870 г. его брат Стефан. Известно, что из детей последнего Филагрий в дальнейшем стал священником в с. Шаблишском Камышловского уезда, Александр — священником в Ертарском заводе того же уезда, Фелицата — супругой священника с. Шогринского Ирбитского уезда Захария Дягилева16. Младший из сыновей Алексей, в 1890 г., по окончании Пермской духовной семинарии, служил в с. Глинском псаломщиком17.
По-видимому, еще одним из братьев Михайловых был Тимофей Алексеевич, 1826 г. рождения, более 30 лет служивший пономарем и псаломщиком при церкви с. Мироновского Верхотурского уезда. Умер там же в 1883 г.18
Когда в конце 1830-х гг. «переселенческая кампания» была завершена, случаи перемещения духовенства из Тамбовщины на Средний Урал резко сократились, но все же полностью не исчезли.
В октябре 1854 г. инспектором и учителем Далматовского духовного училища оказался назначен Роман Иванович Новоспасский (1826 г. р.), который был сыном дьячка с. Новоспасского Козловского уезда, сумевшим окончить Казанскую духовную академию. В Далматове он «силой своего примера и убеждением на товарищей-учителей доводит дело до того, что лоза, как карательная мера, изгоняется из стен училища навсегда»19. После сравнительно непродолжительного занятия преподавательской деятельностью в 1856 г. Роман Новоспасский был рукоположен во священника — к церкви Мехонской слободы Шадринско-го уезда. В дальнейшем стал благочинным, был переведен в с. Маслянское того же уезда. Здесь возглавил строительный комитет по постройке каменной часовни на Ивановской ярмарке (по своим торговым оборотам в то время одной из крупнейших в стране). В феврале 1872 г. был переведен вторым священником к Екатерининскому собору г. Екатеринбурга. Законоучительствовал в Екатеринбургском уездном училище и в Екатеринбургской женской гимназии; состоял членом благочиннического совета20. В 1887 г. был награжден орденом св. Анны III степени21, а незадолго до смерти удостоен сана протоиерея.
16 Клировые ведомости 2-го 5-го и 6-го благочиннических округов Екатеринбургского уезда за 1882 год. Л. 219 об. - 220.
17 Екатеринбургский епархиальный адрес-календарь на 1890 год. С. 105.
18 Исповедные ведомости церкви с. Мироновского Ирбитского уезда за 1855-1858 гг. // Архивный отдел Администрации Артемовского ГО Свердловской обл. (АО ААГОСО). Ф. 13. Оп. 1. Д. 2. Л. 90-90 об.; Клировые ведомости 2-го благочиннического округа Верхотурского уезда за 1892 год // ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 63. Л. 26 об.
19 Пономарев Н., свящ. Памяти о. Романа Иоанновича Новоспасского // ЕЕВ. 1895. № 37. Отд. неоф. С. 989-990.
20 Клировые ведомости 1-го и 3-го благочиннических округов Екатеринбургского уезда за 1879 г. // АО ЕЕ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 4. Л. 25 об. - 26.
21 Список лиц, кои за службу по епархиальному ведомству Всемилостивейше удостоены в 5 день
Священник Роман скончался 29 мая 1895 г. Вот что отмечалось в некрологе: «.немалой отрадой для почившего пастыря и учителя, особенно в последние годы его жизни, было то чувство живой благодарной любви к нему воспитанниц гимназии, которую он умел вселить в их юные, неиспорченные сердца и которая, конечно, не умрет в них вместе с его кончиной»22.
Известно, что сын о. Романа Александр служил священником в с. Знаменском Камышловского уезда; двое других сыновей, Владимир и Леонид, по церковной линии не пошли23.
Известны и другие случаи поступления выходцев из Тамбовщины преподавателями в духовные учебные заведения Урала. Так, сын священника Павел Елизарович Соколов, окончив Казанскую духовную академию, 23 сентября 1860 г. был определен инспектором и учителем латинского языка и соединенных предметов в Далматовское духовное училище. 2 января 1861 г. возведен на степень кандидата. 31 марта 1861 г. по прошению был переведен в Пермскую семинарию, но в 1862 г. оставил при ней службу и поступил в гражданское ведомство24.
Еще одним латинистом был Иван Кузьмич Сахаров, который, судя по всему, действительно нашел в педагогике свое призвание. Он окончил Тамбовскую духовную семинарию, а затем Казанскую духовную академию и 15 августа 1893 г. был определен на должность надзирателя в Тамбовскую духовную семинарию. 20 апреля 1895 г. перемещен на должность помощника инспектора в Пермскую духовную семинарию, а 18 августа 1901 г. определен на должность учителя латинского языка в Камышловское духовное училище. С сентября 1910 г. преподавал там также русскую церковную и гражданскую историю в 3 классе. Имел орден св. Анны III степени25.
Вот какие воспоминания оставил о нем один из его учеников: «Иван Кузьмич в отношении к ученикам был, можно сказать, изысканно деликатен и вежлив, и ученики ценили в нем это качество и на его уроках вели себя очень сдержанно. <...> И. К. во время наших прогулок в лес старался держаться ближе к ученикам. Так, он организовал их на соревнование в беге и победителям вручал приз — апельсин. Все это теперь кажется наивным, но тогда, в условиях "бурсы", это было свидетельством зарождающихся новых отношений между учениками
апреля 1887 года наград, Высочайше жалуемых // ЕЕВ. 1887. № 18. Отд. оф. С. 412.
22 Священник Роман Иванович Новоспасский (некролог) // ЕЕВ. 1895. № 31. Отд. неоф. С. 807-808.
23 Пономарев Н., свящ. Памяти о. Романа Иоанновича Новоспасского. С. 992; Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Екатеринбургского уезда за 1896 г. // ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 93. Л. 15 об. - 16.
24 История Пермской духовной семинарии после преобразования1840 года до позднейшего времени // Пермские епархиальные ведомости (далее — ПЕВ). 1875. № 35. Отд. неоф. С. 374-375.
25 Наличный состав служащих в Камышловском духовном училище Екатеринбургской епархии // ЕЕВ. 1911. № 1. Отд. оф., прил. С. 2.
и учителями на "бурсе"»26. (Кстати говоря, воспоминания В. А. Игнатьева о Ка-мышловском духовном училище следовало бы прочитать всем интересующимся темой, кто о порядках в подобных учебных заведениях до сих пор вынужден судить в основном лишь по пресловутым «Очеркам бурсы» Н. Г. Помяловского).
В советское время И. К. Сахаров работал в г. Свердловске начальником отдела одного из трестов. Благодаря разработанному им самим методу, смог избавиться от сильного заикания, которым прежде страдал. Умер в начале Великой Отечественной войны27.
В Екатеринбургском епархиальном училище с 1 сентября 1908 г. немецкий язык преподавала выпускница Тамбовского Александровского института Антонина Виссарионовна Васильева28.
Некоторые из бывших тамбовцев попадали на Урал и по «монастырской линии». Так, в составе братии Далматовского Успенского монастыря числился иеромонах Павел (Муретов), 1826 г. рождения, родом из духовного звания. Он обучался в Шацком духовном училище, в 1857 г. был пострижен в монашество. В дальнейшем последовательно сменил: Тобольский Знаменский, Костромской Богородицко-Игрицкий, Звенигородский Саввино-Сторожевский монастыри, Уфимский и Томский архиерейские дома. 2 декабря 1864 г., согласно прошению, был принят в Пермскую епархию и определен в Екатеринбургский архиерейский дом, а 6 мая 1869 г. переведен в Далматовский монастырь, где находился и в 1885 г.29 Еще один случай подобного рода выглядит, скорее, как курьез. Константин Николаевич Некрасов, 1839 г. рождения, из обер-офицерских детей, по увольнении из канцелярской службы Екатеринбургского уездного суда, согласно прошению, указом Тамбовской духовной консистории от 22 февраля 1868 г. был определен послушником в Саровскую пустынь, а спустя два с половиной года определен в число братии Далматовского Успенского монастыря30. Какими причинами был вызван подобный «вояж» с возвращением почти в исходную точку, можно лишь гадать.
Родом из Смоленской губернии, епископ Христофор (Смирнов) в 1883— 1885 гг. (еще находясь в сане архимандрита) был ректором Тамбовской духовной семинарии, а 6 июня 1897 г. был назначен епископом Екатеринбургским
26 Игнатьев В. А. Dixi et animam levavi. С. 232-233 // В. А. Игнатьев и его воспоминания. URL: https://vitaboyarsh.ru/moi_proekty/memuaristika/ (дата обращения: 29.09.2021).
27 Там же. С. 233-234.
28 Наличный состав служащих в духовно-учебных заведениях Екатеринбургской епархии // ЕЕВ. 1908. № 40. Отд. оф. С. 518.
29 Ведомости и паспорта о монашествующих в разных монастырях, 1872-1875 гг. // ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 454. Л. 320-324, 418-422; Адрес-календарь Пермской епархии на 1885 год / сост. Н. Д. Топорковым. Пермь, 1884. С. 16.
30 Ведомости и паспорта о монашествующих в разных монастырях. Л. 326 об. - 327 об.
и Ирбитским и занимал эту кафедру до марта 1900 г.31 Подобного рода случаи неоднократно отмечались и в дальнейшем (о чем здесь еще будет сказано).
С начала ХХ в. переселенцев из Тамбовской епархии на Урале стало больше. Одним из них был псаломщик Александр Петрович Глухов, принятый на службу в Екатеринбургскую епархию и определенный к церкви с. Петропавловского Верхотурского уезда 9 февраля 1913 г.32 Но, как видно, своего места в этих краях он так и не нашел: за последующие три с небольшим года успел сменить еще два прихода и в итоге в марте 1916 г. был уволен на службу в Оренбургскую епархию33.
А вот священник Валентин Семенович Никольский на Среднем Урале провел гораздо больше времени, застав здесь (хотя и явно не к добру) события гражданской войны. Он родился в 1873 г. в с. Никольском (Толкачево Сурена) Козловского уезда, в семье протоиерея, вышел из 3 класса Тамбовского духовного училища, а в дальнейшем обучался в отделении Русского Императорского музыкального общества в г. Тамбове. С 1902 г. в сане диакона служил в Архангельской епархии, а также был регентом архиерейского хора и учителем пения епархиального женского училища. В июле 1904 г. был принят на службу в Екатеринбургскую епархию и в 1906 г. рукоположен во священника. С июля 1907 г. служил при церкви с. Краснослободского Ирбитского уезда34.
Во время гражданской войны отец Валентин уходил с отступавшей Белой армией, но в марте 1920 г. вернулся и попросил односельчан «о принятии его в общество». На состоявшемся 21 марта собрании 216 домохозяев единогласно проголосовали «за». В тот же день Никольского арестовали и допросили. Старший волостной милиционер Попов в протоколе допроса записал, что священник «прибыл из стана Колчака, при белой банде был явный контрреволюционер, так как по его показаниям страдало в Ирбитской тюрьме несколько человек». Спустя неделю на свет появился протокол собрания РКП(б), в котором утверждалось, что «советские работники действительно были преследуемы священником Никольским и по 5 месяцев страдали в тюрьме из-за него». Тем временем односельчане старались выручить батюшку. 72 прихожанина участвовали в церковном собрании и удостоверили, «что священник о. Валентин Никольский ни ранее, ни в настоящее время никакой пропаганды и агитации не вел и не ведет», а если кто-то и страдал в тюрьме, то не из-за него. 20 августа 1920 г. постановлением Екатеринбургской ГубЧК о. Валентин был направлен
31 Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 174.
32 Перемены по службе // ЕЕВ. 1913. № 7. Отд. оф. С. 122.
33 Перемены по службе // ЕЕВ. 1916. № 24. Отд. оф. С. 157.
34 Клировые ведомости церквей 2-го благочиннического округа Ирбитского уезда за 1908 год // АО ЕЕ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 18. Л. 61 об. - 62 об.
в концентрационный лагерь, где применялись принудительные работы. Правда, 1 марта 1921 г. его освободили. Судьба же другого священника Красносло-бодской церкви Степана Хитрова, арестованного еще до приезда Никольского, оказалась куда трагичнее: та же коллегия ГубЧК приговорила его к расстрелу35. По состоянию на 1 октября 1928 г. священник Валентин Никольский продолжал служить в с. Краснослободском36.
Интересным (хотя и отнюдь не безупречным) был жизненный путь Николая Ивановича Чижова. Он родился 24 ноября 1859 г. в с. Сенявке Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1882 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию, затем Казанскую духовную академию. Преподавал в Оренбургской духовной семинарии, затем был священником в Казанской епархии. В 1918-1919 гг. последовала недолгая служба в Екатеринбургской епархии — священником Троицкого собора г. Алапаевска и законоучителем Алапаевской смешанной гимназии. Потом были попытка уйти с Белой армией и уклонение в обновленческий раскол, в котором Николай Чижов принял архиерейскую хиротонию. В дальнейшем он возглавлял ряд обновленческих кафедр, в том числе с 8 июля 1924 г. по 13 октября 1925 г. числился архиепископом Тамбовским. С мая 1930 г. находился на покое, умер в преклонном возрасте37.
Те же регионы (только в обратной последовательности) в течение своей жизни довелось сменить и уроженцу Костромской губернии, каноническому архиепископу Зиновию (Дроздову). С июля 1908 по январь 1909 гг. в сане архимандрита он был смотрителем Екатеринбургского духовного училища. Несмотря на непродолжительность пребывания в должности, этот период его служения нашел отражение в целом ряде публикаций Екатеринбургских епархиальных ведомостей, где было помещено, в частности, его приветственное слово в адрес протоиерея Иоанна Знаменского по случаю 50-летия пастырского служения последнего38.
В декабре 1911 г. Зиновий (Дроздов) принял архиерейскую хиротонию, и с мая 1918 по июнь 1927 гг. был епископом (а затем архиепископом) Тамбовским. С сентября 1940 г. находился в заключении в Свердловской области — вначале в Ивдельлаге, а затем в Богословлаге (пос. Турьинские Рудники, ныне г. Краснотурьинск), где и скончался 9 сентября 1942 г.39
35 Дело по обвинению Никонова П. С. и др. // Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААО СО). Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 75020. Л. 559-559 об., 602; Эндеберя В. И., Финнова В. И. «За то, что он поп.» // Уральский следопыт. 2007. № 3. С. 71-72.
36 Списки служителей религиозных культов по округу за август-ноябрь 1928 г. // Государственный архив в г. Ирбите (ГАИ). Ф. Р-191. Оп. 1. Д. 115. Л. 14-14 об.
37 Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 432-433.
38 Пятидесятилетний юбилей о. настоятеля екатеринбургской Свято-Духовской церкви протоиерея Иоанна Дионисиевича Знаменского // ЕЕВ. 1908. № 39. Отд. неоф. С. 671-672.
39 Никитин Д. Н. Зиновий (Дроздов) // Православная энциклопедия. Т. 20. М., 2009. С. 154-156.
Еще одним связанным с двумя нашими епархиями архиереем, мученически окончившим свою жизнь, был Евсевий — в миру Евгений Петрович Рождественский. Он родился в 1886 г. в с. Питим Моршанского уезда Тамбовской губернии, в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию, а затем Казанскую духовную академию. С 1911 г. был насельником Московского Данилова монастыря, в марте 1920 г. хиротонисан во епископа, 10 лет спустя возведен в сан архиепископа. 3 апреля 1930 г. стал архиепископом Шадрин-ским, викарием Свердловской епархии и временно управляющим последней40.
Для епархии, как и для всей Церкви, это было крайне тяжелое время, отмеченное небывалыми гонениями. Достаточно сказать, что в г. Свердловске в 1930 г. были закрыты 9 церквей из 11-ти, а оставшиеся две, кладбищенские, находились в руках раскольников — обновленцев и григорьевцев. Владыка Евсевий направил рапорт митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой «возбудить перед ВЦИК ходатайство о предоставлении верующим патриаршей ориентации хотя бы одного из храмов г. Свердловска, в котором епархиальный архиерей имел бы возможность совершать богослужение для своей паствы». В итоге от властей было получено «добро», и сергиевцам отвели левый подвал в Иоанно-Предтеченском храме, где они устроили престол в честь Воздвижения Креста Господня. Там представители канонической Церкви и ютились до тех пор, пока в 1939 г., вследствие фактической ликвидации григорианства, к ним не отошел весь храм41.
Архиерейская кафедра с ноября 1930 г. находилась в Казанской церкви Ниж-не-Исетска (пригород г. Свердловска, в дальнейшем вошедший в его состав). Будучи управляющим Свердловской епархией, владыка Евсевий проявил себя довольно активно. Разумеется, это не могло быть долго терпимым безбожной властью и 22 января 1931 г. архипастырь был арестован и на свободу больше не вышел; 5 ноября 1937 г. его расстреляли. В 1981 г. на Священном Соборе Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Евсевий (Рождественский) был причислен к лику святых. Остается надеяться, что вскоре вопрос о его прославлении будет решен и всей полнотой Русской Православной Церкви42.
Архиереем, которому довелось служить вначале в Тамбове, а впоследствии в Екатеринбурге, был Григорий (Яцковский), ставший основателем григорьевского раскола. В столице Урала в 1931 г. он сблизился с бывшим секретарем Синода (а до этого секретарем Тамбовской духовной консистории) Михаилом Мар-киановичем Гребинским, который проживал здесь после отбытия ссылки. Однажды, когда на исповеди священник спросил Гребинского, к какой ориентации
40 Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. С. 122, 139.
41 Там же. С. 59, 62-63, 190.
42 Из истории Церкви на Урале. Архиепископ Евсевий (Рождественский) // Телеканал «Союз». URL: https://tv-soyuz.ru/peredachi/iz-istorii-tserkvi-na-urale-19-09-2016 (дата обращения: 29.09.2021).
он принадлежит, тот ответил, что разницы между последователями митрополита Григория и митрополита Сергия не видит, поскольку противоречия заключаются лишь в личных враждебных отношениях их руководителей43. (Среди современных церковных историков тоже есть люди, разделяющие данную точку зрения.)
Один из последователей Григория (Яцковского), григорьевский епископ Геннадий (Марченков) тоже возглавлял вначале Тамбовскую кафедру (19311932 гг.), а затем (с июля по октябрь 1937 г.) — Свердловскую. В Свердловске 3 ноября 1937 г. он и был расстрелян44.
Наконец, следует отметить, что сведения о некоторых репрессированных священнослужителях удалось обнаружить в таком специфическом источнике, как картотека Ивдельлага, среди многочисленных заключенных-«церковников» которого (в Интернете упоминания о большинстве из них, кстати говоря, отсутствуют) оказались и выходцы с Тамбовщины:
• Ильин Петр Кириллович, 1884 г. р., уроженец с. Полковое Лысогорско-го р-на Тамбовской обл., священник, учитель, ст. 58-10 ч. 1, приговорен 28.10.1937 к 10 годам ИТЛ, умер в лагере 14.03.1942;
• Мачихин Василий Сергеевич, 1881 г. р., уроженец с. Стрелецко-Однодвор-ческого Тамбовского р-на той же обл., священник, ст. 58-10 ч. 2, приговорен 27.10.1937 к 8 годам ИТЛ, умер в лагере 26.06.1939;
• Неунылов Иван Михайлович, 1887 г. р., Тамбовская обл., священнослужитель, ст. 58-10 ч. 1, приговорен 27.10.1937 к 8 годам ИТЛ, умер в лагере 29.01.1938;
• Никольский Николай Константинович, 1885 г. р., Тамбовская обл., священник, ст. 58-10;
• Родионов Степан Фролович, 1880 г. р., Тамбовская обл., священник, ст. 58-., умер в лагере;
• Суров Алексей Егорович, 1910 г. р., Тамбовская обл., служитель религиозного культа, ст. 58-.;
• Шумский Егор Иванович, 1888 г. р., Тамбовская обл., служитель религиозного культа, ст. 58-10, умер в лагере45.
Таким образом, выходцы из Тамбовской епархии за последние 190 лет оставили на Урале заметный след. В этом регионе многие из них успешно осуществляли свое служение Богу и людям, оставив после себя наследников, а некоторым в период безбожного лихолетья довелось встретить здесь мученическую кончину.
43 Лавринов В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945). Екатеринбург, 2018. С. 108, 390.
44 Там же. С. 385-386.
45 Электронная база данных Уральского церковно-исторического общества. Материалы картотеки Ивдельлага.
В заключение отметим, что данная публикация, разумеется, не раскрывает с исчерпывающей полнотой тему, которой она посвящена, а, скорее, становится лишь первым шагом в ее разработке. Хотелось бы надеяться, что другие церковные историки, как екатеринбуржцы, так и тамбовцы, в дальнейшем продолжат исследования в этом направлении, что стало бы еще одним шагом в развитии связей между нашими епархиями, имеющими столь давнюю и интересную историю.
Источники
1. Архивный отдел Администрации Артемовского ГО Свердловской области (АО АА-ГОСО). Ф. 13. Оп. 1. Д. 2.
2. Архивный отдел Екатеринбургской епархии (АО ЕЕ). Ф. 2. Оп. 1. Д. 4; Ф. 5. Оп. 1. Д. 4, 6, 13, 18.
3. Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААО СО). Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 75020.
4. Государственный архив в г. Ирбите (ГАИ). Ф. Р-191. Оп. 1. Д. 115.
5. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 111. Оп. 1. Д. 2764.
6. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 6. Оп. 2. Д. 490; Оп. 3. Д. 252; Оп. 4. Д. 63; Ф. 603. Оп. 1. Д. 454.
7. Электронная база данных Уральского церковно-исторического общества. Материалы картотеки Ивдельлага.
8. Адрес-календарь Пермской епархии. Пермь, 1870.
9. Адрес-календарь Пермской епархии на 1885 год / сост. Н. Д. Топорковым. Пермь, 1884.
10. Екатеринбургский епархиальный адрес-календарь на 1890 год. Екатеринбург, 1890.
11. История Пермской духовной семинарии после преобразования 1840 года до позднейшего времени // Пермские епархиальные ведомости. 1875. № 35. Отд. неоф. С. 367-375.
12. [Коровин В., свящ.] Священник Гавриил Ал. Михайлов (Некролог) // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1894. № 12. Отд. неоф. С. 300-302.
13. Наличный состав служащих в духовно-учебных заведениях Екатеринбургской епархии // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1908. № 40. Отд. оф. С. 509-521.
14. Наличный состав служащих в Камышловском духовном училище Екатеринбургской епархии // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1911. № 1. Отд. оф., прил. С. 1-3.
15. Перемены по службе // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1913. № 7. Отд. оф. С. 122-123.
16. Перемены по службе // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1916. № 24. Отд. оф. С. 156-157.
17. Пономарев Н., свящ. Памяти о. Романа Иоанновича Новоспасского // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1895. № 37. Отд. неоф. С. 988-992.
18. Пятидесятилетний юбилей о. настоятеля екатеринбургской Свято-Духовской церкви протоиерея Иоанна Дионисиевича Знаменского // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1908. № 39. Отд. неоф. С. 649-685.
19. Священник Роман Иванович Новоспасский (некролог) // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1895. № 31. Отд. неоф. С. 807-808.
20. Список лиц, кои за службу по епархиальному ведомству Всемилостивейше удостоены в 5 день апреля 1887 года наград, Высочайше жалуемых // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1887. № 18. Отд. оф. С. 412.
21. Игнатьев В. А. Dixi et animam levavi // В. А. Игнатьев и его воспоминания. URL: https://vitaboyarsh.ru/moi_proekty/memuaristika/ (дата обращения: 29.09.2021).
22. Из истории Церкви на Урале. Архиепископ Евсевий (Рождественский) // Телеканал «Союз». URL: https://tv-soyuz.ru/peredachi/iz-istorii-tserkvi-na-urale-19-09-2016 (дата обращения: 29.09.2021).
Литература
1. Лавринов В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945). Екатеринбург, 2018.
2. Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001.
3. Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.
4. Мангилёва А. В. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX века (на примере Пермской епархии). Екатеринбург, 1998.
5. Мангилёва А. В. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX — начале XX в. Екатеринбург, 2015.
6. Никитин Д. Н. Зиновий (Дроздов) // Православная энциклопедия. Т. 20. М., 2009. С. 154-156.
7. Эндеберя В. И., Финнова В. И. «За то, что он поп.» // Уральский следопыт. 2007. № 3. С. 68-74.
Hieromonk Korniliy (Alexei A. Zaytcev), Andrei V. Pecherin
representatives of the tambov clergy in ekaterinburg diocese in the 19th — early 20th century
Abstract. The Ekaterinburg eparchy has close historical connections with many dioceses of the Russian Orthodox Church. One of the most significant episodes of this cooperation was the resettlement of clergy from the European part of Russia to the Urals. It took place in the 1830s and was organized by Archbishop Arcadius (Fedorov). Most of the clergymen who
changed their place of service at that time came from the Vladimir and Ryazan dioceses. Still, the clergy of the Tambov diocese also occupied a rather visible place in the general mass of immigrants. It should be added that the Tambov clerics repeatedly moved into the territory of the diocese of Ekaterinburg later on. It is interesting that the Russians began to develop Tambov land in the 17th century, which was somewhat later than the Urals. However, the independent Tambov diocese was founded already in 1682 — two centuries before the Ekaterinburg diocese establishment. At present, 67 clerics, monks and devotees of piety who served in the Tambov region belong to the Synaxis of Tambov Saints.
Among the Tambovites who carried out their church ministry in the Urals there were many outstanding personalities. These include martyr of the Russian Orthodox Church Abroad Archbishop Eusebius (Rozhdestvensky), and priest (later Renovationist archbishop) Nikolay Chizhov, archpriest Roman Novospassky of the St. Catherine cathedral of Ekaterinburg, and teacher of Kamyshlov Religious school Ivan Kuzmich Sakharov, as well as hieromonk Pavel (Muretov), priests Alexander Isakov, Gavriil and Stephan Mikhailov, and also Valentin Nikol-sky. On the whole, natives of the Tambov diocese and their descendants have left a distinctive mark in the Urals, and in particular within the territory of the present Ekaterinburg metropolis. For over a century, they firmly established themselves and carried out their church ministry in this region. It should be noted there were those who came here against their will. At the height of the Bolshevik anti-clerical campaign, at the end of the 1930s, the Tambovites were sent into exile to the Urals, and here they faced their martyr's death. At the same time the names of some of them remain displayed only in the Ivdellag prison register, staying unavailable in open sources.
This article, prepared primarily on the basis of documents from the Ural archives and pre-revolutionary publications of the diocesan gazette, is the first work on the topic. It is intended for a wide range of people interested in the history of the Ekaterinburg and Tambov dioceses and the Russian Orthodox Church as a whole.
Keywords: Clergy, Tambov diocese, Perm diocese, Ekaterinburg diocese, Kamyshlov religious school, archbishop Evsevy (Rozhdestvensky), archbishop Gregory (Yatskovsky), repressed, Ivdellag.
Citation. Zaytcev A. A., Pecherin A. V. Predstaviteli tambovskogo dukhovenstva v Ekaterin-burgskoi eparkhii v XIX — nachale XX v. [Representatives of the Tambov Clergy in Ekaterinburg Diocese in the 19th — Early 20th Century]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi semi-narii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2022, no. 38, pp. 99-116. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-38-99-116
About the authors. Kornilii (Zaytcev Alexei Alexandrovich), Hieromonk — PhD (Theology), Rector of the Ekaterinburg Theological Seminary (Russia, Ekaterinburg). E-mail: [email protected] Pecherin Andrei Vladimirovich — PhD (History), researcher at the Department of Church History and Philology of the Ekaterinburg Theological Seminary (Russia, Ekaterinburg). E-mail: [email protected]
Submitted on 17 March, 2022 Accepted on 12 May, 2022
References
1. Adres-kalendar' Permskoi eparkhii [Address Guide of the Perm Diocese]. Perm, 1870.
2. Toporkov N. D. (ed.). Adres-kalendar' Permskoi eparkhii na 1885g. [Address Guide of the Perm Diocese for 1885]. Perm, 1884.
3. Ekaterinburgskii eparchial'nyi adres-kalendar' na 1890 g. [Ekaterinburg Diocesan Address Guide for 1890]. Ekaterinburg, 1890.
4. Endeberia V. I., Finnova V. I. «Za to, chto on pop.» ["For Being a Priest."]. Ural'skii sledopyt — Ural Pathfinder, 2007, no. 3, pp. 68-74.
5. Ignatiev V. A. Dixi et animam levavi. V. A. Ignatiev i ego vospominaniia [V. A. Ignatiev and His Memoirs]. Available at: https://vitaboyarsh.ru/moi_proekty/memuaristika/ (accessed: 29.09.2021).
6. Istoriia Permskoi dukhovnoi seminarii posle preobrazovaniia 1840 goda do pozdneishego vremeni [History of the Perm Theological Seminary After Transformation in 1840 to the Later Time]. Permskie eparkhial'nye vedomosti — Perm Diocesan Gazette, 1875, no. 35, Unofficial section, pp. 367-375.
7. Iz istorii Tserkvi na Urale. Arkhiepiskop Evsevii (Rozhdestvenskii) [From the History of the Church in the Urals. Archbishop Eusebius (Rozhdestvensky)]. Available at: https://tv-soyuz.ru/peredachi/iz-istorii-tserkvi-na-urale-19-09-2016 (accessed: 29.09.2021).
8. Korovin V., priest. Sviashchennik Gavriil Al. Mikhailov (Nekrolog) [Priest Gavriil Al. Mi-khaylov (Obituary)]. Ekaterinburgskie eparkhial'nye vedomosti — Ekaterinburg Diocesan Gazette, 1894, no. 12, Unofficial section, pp. 300-302.
9. Lavrinov V., archpriest. Obnovlencheskii raskol v portretakh ego deiatelei [The Renovationist Schism in the Portraits of Its Figures]. Moscow, 2016.
10. Lavrinov V., archpriest. Ekaterinburgskaia eparkhiia. Sobytiia. Liudi. Khramy [Ekaterinburg Diocese. Events. People. Temples]. Ekaterinburg, 2001.
11. Lavrinov V., archpriest. Vremennyi Vysshii Tserkovnyi Sovet i ego rol' v istorii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (1925-1945) [The Temporary Supreme Church Council and Its Role in the History of the Russian Orthodox Church (1925-1945)]. Ekaterinburg, 2018.
12. Mangileva A. V. Dukhovnoe soslovie na Urale v pervoi polovine XIX veka (na primere Permskoi eparkhii) [The Clergy Estate in the Urals in the First Half of the 19th Century (On the example of the Perm diocese)]. Ekaterinburg, 1998.
13. Mangileva A. V. Sotsiokulturnyi oblik prikhodskogo dukhovenstva Permskoi gubernii v XIX — nachale XX v. [Social and Cultural Image of the Parish Clergy of Perm Province in the 19th — Early 20th Century]. Ekaterinburg, 2015.
14. Nalichnyi sostav sluzhashchikh v dukhovno-uchebnykh zavedeniiakh Ekaterinburg-skoi eparkhii [Current Composition of the Personnel in Clerical Schools of Ekaterinburg Diocese]. Ekaterinburgskie eparkhial'nye vedomosti — Ekaterinburg Diocesan Gazette, 1908, no. 40, Official section, pp. 509-521.
15. Nalichnyi sostav sluzhashchikh v Kamyshlovskom dukhovnom uchilishche Ekaterin-burgskoi eparkhii [Current Composition of the Personnel in the Kamyshlov Religious School
of Ekaterinburg Diocese]. Ekaterinburgskie eparkhial'nye vedomosti — Ekaterinburg Diocesan Gazette, 1911, no. 1, Official section, App., pp. 1-3.
16. Nikitin D. N. Zinovy (Drozdov). Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2009, vol. 20, pp. 154-156.
17. Peremeny po sluzhbe [Changes in Services]. Ekaterinburgskie eparkhial'nye vedomosti — Ekaterinburg Diocesan Gazette, 1913, no. 7, Official section, pp. 122-123.
18. Peremeny po sluzhbe [Changes in Services]. Ekaterinburgskie eparkhial'nye vedomosti — Ekaterinburg Diocesan Gazette, 1916, no. 24, Official section, pp. 156-157.
19. Piatidesiatiletnii iubilei o. nastoiatelia ekaterinburgskoi Sviato-Dukhovskoi tserkvi pro-toiereia Ioanna Dionisievicha Znamenskogo [Fiftieth Anniversary of Fr. Rector of the Ekaterinburg Holy Spirit Church, Archpriest Ioann Dionisievich Znamensky]. Ekaterinburgskie eparkhial'nye vedomosti — Ekaterinburg Diocesan Gazette, 1908, no. 39, Unofficial section, pp. 649-685.
20. Ponomarev N., priest. Pamiati o. Romana Ioannovicha Novospasskogo [In Memory of Fr. Roman Ioannovich Novospassky]. Ekaterinburgskie eparkhial'nye vedomosti — Ekaterinburg Diocesan Gazette, 1895, no. 37, Unofficial section, pp. 988-992.
21. Spisok lits, koi za sluzhbu po eparkhialnomu vedomstvu Vsemilostiveishe udostoeny v 5 den' aprelia 1887 goda nagrad, Vysochaishe zhaluemykh [List of the Persons Mercifully Awarded by the Emperor on the 5th Day of April, 1887 for Their Service in the Diocesan Department]. Ekaterinburgskie eparkhial'nye vedomosti — Ekaterinburg Diocesan Gazette, 1887, no. 18, Official section, p. 412.
22. Sviashchennik Roman Ivanovich Novospasskii (Nekrolog) [Priest Roman Ivanovich Novospassky (Obituary)]. Ekaterinburgskie eparchial'nye vedomosti — Ekaterinburg Diocesan Gazette, 1895, no. 31, Unofficial section, pp. 807-808.