Научная статья на тему 'Пермская противораскольническая миссия под руководством епархиального миссионера протоиерея Стефана Александровича Луканина'

Пермская противораскольническая миссия под руководством епархиального миссионера протоиерея Стефана Александровича Луканина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / ПЕРМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЕПИСКОП / ДУХОВЕНСТВО / МИССИЯ / СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ РАСКОЛ / МОНАСТЫРЬ / ПРОТОИЕРЕЙ СТЕФАН ЛУКАНИН / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / HOLY SYNOD / PERM DIOCESE / BISHOP / CLERGY / MISSION / OLD BELIEF SPLIT / MONASTERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марченко Алексей Николаевич, Сафронов Алексей Николаевич

В статье рассматриваются жизненный путь и деятельность выдающегося уральского миссионера протоиерея Стефана Александровича Луканина (1841-1904), возглавлявшего противораскольническую миссию Пермской епархии с 1885 по 1900 гг. Авторы раскрывают личностные качества миссионера, позволившие ему достигнуть значительных успехов в миссионерском служении, освещают важнейшие этапы его служебной карьеры. Дан анализ состояния старообрядчества в Пермской губернии: обзор основных согласий и толков, локализация старообрядческих анклавов на территории Пермской губернии. Авторами приводится богатый статистический материал о численности старообрядцев и единоверцев, проживавших в различные исторические периоды на территории Пермской губернии, что позволяет проследить динамику распространения старообрядческого раскола и выяснить степень эффективности работы епархиальных миссионерских учреждений. На примере деятельности Пермской епархиальной миссии показан процесс активизации Российской Православной Церкви в борьбе со старообрядческим расколом в последней четверти XIX начале XX вв. Кроме этого, авторы анализируют разноплановую деятельность противораскольнической миссии Пермской епархии, которая варьировалась от частных бесед миссионеров со старообрядцами, организации миссионерских крестных ходов до создания крупных миссионерских центров приходов и монастырей, специализировавшихся на борьбе с расколом. В ходе исследования авторы пришли к заключению: в период руководства Пермской противораскольнической миссией протоиерея Стефана Луканина ее деятельность была выведена на высокий уровень, став образцом для миссионерских структур других епархий Российской Православной Церкви. Результатом подвижнических трудов миссионера стали воспитанная им плеяда священников-миссионеров бывших старообрядцев и создание Белогорского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря в Осинском уезде Пермской губернии одного их крупнейших центров православного монашества и миссии на Урале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERM ANTI-SCHISMATIC MISSION UNDER THE LEADERSHIP OF THE DIOCESAN MISSIONARY ARCHPRIEST STEFAN ALEKSANDROVICH LUKANIN

The article demonstrates the life course and activities of archpriest Stefan Aleksandrovich Lukanin (1841-1904), an outstanding Ural missionary, who headed the “anti-schismatic” mission of the Perm diocese from 1885 to 1900. The authors reveals the missionary’s personal qualities, which allowed him to achieve significant success in missionary service, and also highlights the most important stages of his career. An analysis of the situation with Old Believers in the Perm province is given: a review of the main accords and interpretations, localization of the Old Believers enclaves in the territory of the Perm province. The authors provides a rich statistical material on the number of the Old Believers and co-religionists who lived in the Perm province in different historic periods, which allows tracing the dynamics of the spread of the Old Believers’ split and find out the degree of the efficiency of the diocesan missionary institutions. The process of increased church activity in overcoming the Old Believers’ split in the last quarter of the 19th early 20th centuries is illustrated by the description of the Perm diocesan mission. In addition, the authors analyzes the diverse activities of the anti-schismatic mission of the Perm diocese, which varied from private conversations of missionaries with Old Believers, organizing missionary religious processions to creating large missionary centres parishes and monasteries specializing in combating schism. In the study the authors has come to a conclusion that the activity of Perm anti-schismatic mission attained significant levels of development under the leadership of archpriest Stefan Lukanin, becoming a model for the missionary structures of other dioceses of the Russian Orthodox Church. The result of the selfless labour of this missionary was formation of a group of missionary priests former Old Believers and creation of the Belogorsk Orthodox Missionary Monastery of St. Nicholas in the Ossa district of Perm province one of the largest centres of the Orthodox monasticism and mission in the Urals.

Текст научной работы на тему «Пермская противораскольническая миссия под руководством епархиального миссионера протоиерея Стефана Александровича Луканина»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 2(26). 142-169

УДК 27-9+291.7

Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10207

Протоиерей Алексий Марченко А. Н. Сафронов

пермская противораскольническая миссия под руководством епархиального миссионера протоиерея стефана Александровича луканина

Аннотация. В статье рассматриваются жизненный путь и деятельность выдающегося уральского миссионера протоиерея Стефана Александровича Луканина (1841-1904), возглавлявшего противораскольниче-скую миссию Пермской епархии с 1885 по 1900 гг.

Авторы раскрывают личностные качества миссионера, позволившие ему достигнуть значительных успехов в миссионерском служении, освещают важнейшие этапы его служебной карьеры. Дан анализ состояния старообрядчества в Пермской губернии: обзор основных согласий и толков, локализация старообрядческих анклавов на территории Пермской губернии. Авторами приводится богатый статистический материал о численности старообрядцев и единоверцев, проживавших в различные исторические периоды на территории Пермской губернии, что позволяет проследить динамику распространения старообрядческого раскола и выяснить степень эффективности работы епархиальных миссионерских учреждений. На примере деятельности Пермской епархиальной миссии показан процесс активизации Российской Православной Церкви в борьбе со старообрядческим расколом в последней четверти XIX — начале XX вв. Кроме этого, авторы анализируют разноплановую деятельность противорас-кольнической миссии Пермской епархии, которая варьировалась от частных бесед миссионеров со старообрядцами, организации миссионерских крестных ходов до создания крупных миссионерских центров — приходов и монастырей, специализировавшихся на борьбе с расколом. В ходе исследования авторы пришли к заключению: в период руководства Пермской противораскольнической миссией протоиерея Стефана

142

© Протоиерей Алексий Марченко, А. Н. Сафронов, 2019

Луканина ее деятельность была выведена на высокий уровень, став образцом для миссионерских структур других епархий Российской Православной Церкви. Результатом подвижнических трудов миссионера стали воспитанная им плеяда священников-миссионеров — бывших старообрядцев и создание Белогорского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря в Осинском уезде Пермской губернии — одного их крупнейших центров православного монашества и миссии на Урале.

Ключевые слова: российская Православная Церковь, святейший синод, Пермская епархия, епископ, духовенство, миссия, старообрядческий раскол, монастырь, протоиерей стефан Яуканин.

Цитирование. Марченко а. Н., прот.; сафронов а. Н. Пермская проти-вораскольническая миссия под руководством епархиального миссионера протоиерея Стефана Александровича Луканина // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 2 (26). С. 142-169. Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10207

История старообрядческого раскола и православной миссии среди старообрядцев Пермской губернии в ХУШ-Х1Х вв. давно стала предметом пристального внимания исследователей. В дореволюционный период этой актуальной темой занимались представители пермского духовенства и профессиональные миссионеры из числа мирян, которые изучали пути распространения раскола на Урале, особенности вероучения уральских старообрядцев с целью совершенствования миссионерской деятельности и подготовки миссионерских кадров.

Одним из первых исследователей уральского старообрядчества является архимандрит Палладий (Пьянков; впоследствии епископ Екатеринбургский). На основе полицейских дел, частных записок и сочинений самих старообрядцев он сделал подробный обзор состояния раскола в разных уездах Пермской губернии. Архимандрит Палладий также написал историю Пермской противораскольнической миссии с момента ее создания в 1829 г. до 1851 г.1

Еще одним крупным исследователем старообрядчества в Пермской епархии был Андрей Гаврилович Куляшев, занимавший с 1907 по 1917 гг. должность епархиального миссионера-проповедника. Его труды в большей степени посвящены общей истории раскола, в меньшей

1 Палладий (Пьянков), архим. Обозрение пермского раскола, так называемого «старообрядства». СПб., 1863.

степени автор уделяет внимание местным особенностям верований и религиозных практик старообрядцев2.

Становлению противораскольнической миссии на Урале уделяли внимание знатоки истории Пермской епархии протоиерей Евгений Попов и священник Иаков Шестаков. Отец Евгений фокусирует свое внимание на роли архиереев Пермской епархии в создании и развитии миссии, рассматривает их собственную миссионерскую деятельность. он опубликовал целый ряд ценных документов — миссионерских писем архиепископа Пермского и Верхотурского Аркадия (Федорова) к старообрядцам, единоверцам и православным3.

Труды первых уральских миссионеров описывает известный писатель, краевед и миссионер священник Иаков Шестаков. он дает и некоторые статистические сведения о присоединившихся к православию старообрядцах4.

особое место в исследованиях, посвященных противораскольниче-ской миссии на Урале, занимает биографический жанр. Написанием биографий выдающихся пермских миссионеров занимались их близкие родственники и товарищи по пастырскому служению. В 1852 г. профессор Тамбовской духовной семинарии иеромонах Стефан (Матвеев) издал жизнеописание своего отца — прославленного миссионера, настоятеля Соликамского Троицкого монастыря архимандрита Илии (Матвеева). описывая жизненный путь архимандрита Илии, автор большое внимание уделяет его миссионерскому служению, раскрывает методы его миссионерской работы, приемы, которыми он пользовался во время собеседований с раскольниками. Также отец Стефан касается истории пермской миссии, анализирует основные препятствия для ее развития и способы их преодоления отцом Илией5.

Выдающуюся миссионерскую деятельность архиепископа Пермского и Верхотурского Аркадия (Федорова) исследовал пермский свя-

2 Куляшев а. Г. Лекции по обличению раскола, читанные Пермским епархиальным миссионером А. Куляшевым на миссионерских курсах в г. Перми в июле 1909 г. Пермь, 1909.

3 Попов Е., прот. Великопермская и Пермская епархия (1379-1879). Пятисотлетие проповеди св. Стефана Пермского, почти столетие Перми и почти трехсотлетие покорения Сибири. Пермь, 1879.

4 Шестаков и., свящ. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799 — 16 октября —1899). Пермь, 1899.

5 стефан (Матвеев), иером. Краткое жизнеописание архимандрита Илии, пермского миссионера, настоятеля Соликамского Троицкого монастыря. М., 1852.

щенник Ипполит Словцов. О. Ипполит рассматривает личное участие преосвященного Аркадия в обращении старообрядцев Пермской губернии в лоно Российской Православной Церкви в период с 1831 по 1837 гг. Он делает и краткий обзор миссионерской деятельности других Пермских епископов — предшественников владыки Аркадия: Иустина (Вишневского), Дионисия (Цветаева), Мелетия (Леонтовича), занимавших Пермскую кафедру в период с 1803 по 1831 гг.6

Таким образом, в дореволюционной историографии наибольшее внимание уделялось процессу распространения раскола на Урале, особенностям верований и религиозных практик старообрядческих согласий и толков, и в меньшей степени истории самой противораскольни-ческой миссии. Следует отметить, что оценки авторов этого периода в отношении староверов постепенно эволюционировали от сугубо негативных к взвешенным.

В настоящее время тема православного миссионерства среди старообрядцев России в XIX — нач. XX вв. активно разрабатывается отечественными церковными и светскими исследователями. Миссия среди старообрядцев Поволжья, Урала, Сибири стала предметом научного интереса многих региональных историков. Свой вклад в ее изучение внесли пермские ученые В. В. Вяткин7, М. Г. Нечаев8, Л. В. Перескоков9, исследователи из Екатеринбурга протоиерей Петр Мангилёв, И. В. По-чинская, С. А. Белобородов, Ю. В. Клюкина10, М. Ю. Нечаева11.

6 словцов И., свящ. Преосвященный Аркадий как деятель по обращению раскольников Пермской епархии в недра Православной Церкви // Пермские епархиальные ведомости (далее — ПЕВ). 1874. Отд. неоф. № 21-32.

7 Вяткин В. В. Пермской епархии — 200 лет. Вехи миссионерского пути // Страницы прошлого: Избр. мат-лы краеведческих Смышляевских чтений в Перми. Вып. 2. Пермь, 1999. С. 72-78.

8 Нечаев М. Г. Пермская епархия в Синодальный период // Вехи христианской истории Прикамья. Мат-лы чтений, посвященных 540-летию крещения Перми Великой. Пермь, 2003. С. 36-55.

9 Перескоков Л. В. От первых миссионеров к Пермской епархии // Христианская культура пермского Прикамья. Пермь, 1998. С. 37-83.

10 Мангилёв П., прот., Починская И. В., Белобородов с. А., Клюкина Ю. В. Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000.

11 Нечаева М. Ю. Единение во имя Христа: Православные общественные организации Среднего Урала середины XIX — начала XX вв. Екатеринбург, 2008.

Целый ряд работ современных авторов посвящен истории Бело-горского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря Пермской епархии, созданного пермскими миссионерами в гуще старообрядческих поселений Осинского уезда Пермской губернии. К этой теме обращались В. В. Вяткин12, П. Н. Агафонов13, Т. Ю. Скамьянова14, О. А. Фе-дорущенко15 и др. Как правило, в поле зрения этих авторов оказывались подробности создания, внутренней жизни и закрытия монастыря. Однако вопрос миссионерской деятельности братии Белогорской обители остался за пределами этих исследований.

До сих пор до конца неизученными остаются судьбы выдающихся деятелей Белогорского монастыря — его настоятеля архимандрита Варлаама (Коноплева), скитоначальника игумена Серафима (Кузнецова), казначея игумена Антония (Арапова) и других членов белогорского братства. Особенный интерес вызывает личность основателя Белогор-ского монастыря протоиерея Стефана Александровича Луканина, многие годы состоявшего членом противораскольнической миссии Пермской епархии и возглавлявшего ее с 1885 по 1900 гг.

Протоиерей Стефан Александрович Луканин родился 20 декабря 1841 г. в с. Усть-Кишертском Кунгурского уезда Пермской губернии в семье диакона Александра Иоанновича и Евдокии Тимофеевны Лука-ниных. С ранних лет будущий миссионер проявлял любовь к храму и богослужению. Помогая отцу по службе, Стефан постоянно упражнялся в отчетливом и осмысленном чтении богослужебных книг и пении на клиросе. От своего отца он унаследовал благочестивое настроение и знание церковной службы16. Бедность и строгий образ жизни в доме родителей оказали влияние на нравственное развитие и характер молодого человека. Стефан рос кротким, правдивым, сосредоточенным и очень аккуратным. Его отличали здравый ум, редкое добродушие и

12 Вяткин В. В. Величие и трагедия Уральского Афона. (История Белогорского монастыря). Пермь, 1996.

13 Агафонов П. Н. Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь Пермской епархии. Пермь, 1996.

14 скамьянова Т. Ю. История устроения и разорения Белогорского монастыря Пермской епархии, конец XIX — нач. XX веков. М., 2010.

15 Федорущенко О. А. Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь. Пермь, 2004.

16 Шестаков И., свящ. Протоиерей Стефан Александрович Луканин. СПб., 1909. С. 5.

живая чувствительность, соединенная с твердостью воли и неизменным душевным спокойствием17.

Принадлежа к духовному сословию, он как сын причетника был обязан следовать по стопам своих предков — получить богословское образование и стать священнослужителем. Стефан Александрович в 1856 г. успешно окончил полный курс Пермского духовного училища и поступил в Пермскую духовную семинарию. По рекомендации ректора семинарии Стефан Луканин как лучший чтец состоял канонархом при епископе Пермском и Верхотурском Неофите (Соснине), любившем торжественность и благочиние архиерейских богослужений.

В 1862 г. Стефан Луканин окончил полный курс семинарии с аттестатом 1-го разряда, четвертым «студентом», после чего поступил в распоряжение епархиального начальства. Вступив в брак с девицей Елизаветой Михайловной, он 30 августа 1862 г. был рукоположен архиепископом Пермским и Верхотурским Неофитом во священника к Бого-родицкой церкви Бикбардинского завода Осинского уезда18. Совершая богослужения в храме, отец Стефан стал усердно трудиться на ниве народного просвещения. По его инициативе в доме местного помещика Павла Дмитриевича Дягилева было открыто двухклассное народное Бикбардинское училище с интернатом19.

7 лет, с 1866 по 1873 гг., молодой священник и его супруга безвозмездно занимались обучением грамоте мальчиков и девочек в старшем отделении народного училища. Ведя педагогическую деятельность, отец Стефан проявлял смекалку и изобретательность. Им был разработан и внедрен в практику работы учителей «новый способ звукового обучения грамоте с применением машинки для перемещения букв». Работа Бикбардинского училища, где обучалось 80 человек, была признана образцовой и послужила примером для других народных училищ и земских школ Осинского уезда20

О растущем авторитете отца Стефана в Осинском уезде говорят следующие факты его биографии. В сентябре 1873 г. он был утвержден чле-

17 Шестаков и., свящ. Протоиерей Стефан Александрович Луканин. С. 11.

18 Государственный архив Пермского края (далее — ГАПК). Ф. 428. Оп. 1. Д. 7. Л. 24 об.

19 Шестаков и., свящ. Протоиерей Стефан Александрович Луканин. С. 9-10.

20 серафим (кузнецов), игум. Памяти протоиерея Стефана Луканина (1904 — 12 марта — 1914 года) // Голос долга. 1914. № 1. С. 35-36.

ном Осинского училищного совета и избран местным духовенством депутатом на Первый епархиальный съезд духовенства и церковных старост21.

30 апреля 1873 г. указом Пермской духовной консистории он по собственному прошению был переведен к Свято-Троицкой церкви с. Асово Кунгурского уезда и определен законоучителем Асовского мужского училища.

Будучи прирожденным педагогом и общественным деятелем, отец Стефан умел привлекать к себе внимание окружающих и действовать смело, по обстоятельствам. В октябре 1873 г. в его приходе случилось чрезвычайное происшествие. Злонамеренными людьми среди крестьян 9-ти волостей Кунгурского уезда был распространен ложный слух, что отмененное в 1861 г. крепостное право будет восстановлено и их передадут обратно «от Царя к помещику». Возмущенные крестьяне стали волноваться. Узнав об этом, отец Стефан вовремя прибыл на место и сумел объяснить своим прихожанам нелепость этих слухов. В духе пастырской кротости он убедил крестьян вернуться к своим занятиям и тем предотвратил надвигающийся бунт. 7 февраля 1874 г. «за благоразумные и самоотверженные убеждения волновавшихся» указом Пермской духовной консистории ему были объявлены «признательность и архипастырское благословение» и «благословение Святейшего Синода с грамотой»22.

Присущее отцу Стефану умение убеждать и располагать к себе людей, проявившееся в трудной ситуации, вскоре обратило на него внимание епархиального начальства. Епископ Пермский и Верхотурский Антоний (Смолин) предложил ему заняться миссионерской деятельностью среди старообрядцев, на что отец Стефан выразил свое согласие. Указом Святейшего Синода от 18 февраля 1874 г. он был утвержден миссионером по Кунгурскому уезду. С этого времени началась его многолетняя, чрезвычайно плодотворная работа в Пермской противораскольниче-ской миссии, со временем принесшая ему настоящую славу.

10 марта 1876 г. из захолустного с. Асово он был переведен в уездный город Кунгур и назначен первым помощником настоятеля кунгур-ского Благовещенского собора, сохранив за собой должность миссионера по Кунгурскому уезду. Кроме этого, 18 марта 1877 г. он был утвержден

21 ГАПК. Ф. 428. Оп. 1. Д. 7. Л. 26.

22 Там же.

законоучителем четырехклассного Кунгурского монастырского училища, действующего при Иоанно-Предтеченском женском монастыре23.

Обосновавшись в Кунгуре, отец Стефан продолжил свою миссионерскую деятельность среди старообрядцев. В то время под рукой миссионеров еще не было необходимой теоретической литературы, и чтобы успешно вести полемику со староверами, он на свои средства собрал уникальную библиотеку старопечатных книг, раскольнических сочинений и глубоко их изучил.

Миссионер был известен не только своей образованностью, но и высокими нравственными качествами. «Отец Луканин был человеком просвещенным, чрезвычайно начитанным и в то же время добрым, отзывчивым на нужды народа, простым в потребностях. Он представлял собой беспримерный тип и чистый образец доброго священника доброго старого времени. Должность миссионера, которую он занимал, не давала ничего, кроме трудов, расходов, разъездов и ответственности, но он нес ее с редким пастырским терпением. Отец Стефан отличался высоким молитвенным духом, любил строго уставную и благолепную службу.», — вспоминал о нем его ближайший сотрудник по миссионерской деятельности протоиерей Феодор Логиновских24.

Прежде всего для своей миссионерской деятельности о. Стефан стремился использовать Благовещенский собор. В этом храме с 1879 г. по праздничным и воскресным дням он регулярно проводил миссионерские беседы для жителей Кунгура. Значительно больше времени он проводил в поездках по Кунгурскому уезду, во время которых часто проповедовал среди раскольников. В 1880 г. он был награжден бархатной фиолетовой скуфьей и удостоен благословения Святейшего Синода.

В 1881 г. сфера его миссионерской деятельности еще более расширилась. По ходатайству викария Пермской епархии епископа Екатеринбургского Вениамина отцу Стефану было поручено возглавить миссионерскую деятельность в Екатеринбургском и Красноуфимском уездах Пермской губернии. В связи с этим епархиальное начальство освободило его от должности законоучителя Кунгурского монастырского училища25.

23 серафим (кузнецов), игум. Памяти протоиерея Стефана Луканина. С. 36.

24 логиновских ф., прот. Памяти пермского епархиального миссионера, протоиерея Стефана Александровича Луканина (к 10-летию со дня кончины) // ПЕВ. 1914. № 8. Отд. неоф. С. 127-128.

25 ГАПК. Ф. 428. Оп. 1. Д. 7. Л. 26.

Глубокое знание старообрядческих сочинений позволило отцу Стефану стать мастером полемических бесед со старообрядцами, которые принесли ему широкую известность и авторитет. В сентябре 1881 г. отец Стефан был командирован для ведения миссионерских бесед в Оренбург. Из Оренбурга был командирован в Самару26.

Получив необходимый опыт, в 1884 г. он смог самостоятельно организовать беседы со старообрядцами в Екатеринбурге. Это были настоящие публичные состязания православного священника-миссионера с расколоучителями, которые проходили при большом стечении народа в здании Городской думы. По воспоминаниям очевидца — бывшего старообрядца отца Феодора Логиновских, «тогда отец Стефан буквально поразил слушателей убедительными доказательствами в защиту Православной Церкви, которые приводил из уважаемых старообрядцами книг. Под впечатлением этих состязаний многие колеблющиеся староверы оставили раскол». Об успешном выступлении миссионера в Екатеринбурге с пафосом писали газеты: «Впервые раздалась его противораскольническая проповедь в столице Урала и гулко пронеслась по ущельям отрогов его, по раскольническим скитам и кельям. Урал проснулся и заговорил о новом талантливом проповеднике. О выдающихся способностях отца Стефана в то время говорили и образованные, и невежды»27.

В январе 1885 г. епископ Пермский и Верхотурский Ефрем (Рязанов), ценивший талантливого священника, по личному желанию, без прошения, перевел отца Стефана на служение в Пермь к церкви Успенского женского монастыря с назначением законоучителем в монастырском училище. Владыка желал иметь рядом с собой опытного и деятельного миссионера, способного помогать ему в развитии противорасколь-нической миссии в Пермской епархии28. Семья священника была рада этому назначению, так как 18-летний сын отца Стефана Александр, завершив обучение в пермском Алексеевском реальном училище, остался в Перми в поисках работы29.

В Перми отец Стефан продолжил свою деятельность в противорас-кольнической миссии в качестве миссионера по Пермскому и Осинско-му уездам. Епископ Ефрем, приблизив его к себе, способствовал даль-

26 серафим (Кузнецов), игум. Памяти протоиерея Стефана Луканина. С. 38.

27 Логиновских Ф., прот. Памяти пермского епархиального миссионера. С. 126.

28 Шестаков И., свящ. Протоиерей Стефан Александрович Луканин. С. 7.

29 ГАПК. Ф. 428. Оп. 1. Д. 7. Л. 26.

нейшему карьерному росту. Вскоре, в том же 1885 г., архипастырь поручил отцу Стефану Луканину возглавить миссионерское дело во всей Пермской епархии, назначив главным епархиальным миссионером30.

5 мая 1885 г. отец Стефан Луканин был удостоен новой награды — права ношения камилавки. Уже в июле 1885 г. вместе с владыкой Ефремом он участвовал в Казанском архиерейском совещании, посвященном проблемам инородческой и старообрядческой миссии31. Здесь состоялось его знакомство с обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым, которому отец Стефан был представлен как «опытный миссионер из Перми»32.

Деятельность отца Стефана в должности главы противорасколь-нической миссии была плодотворной. Свой опыт ведения миссионерских бесед он перенес в губернскую столицу. По просьбе граждан Перми он начал проводить в часовне братства свт. Стефана Пермского регулярные миссионерские беседы. Они продолжались с 1885 по 1893 гг. и собирали большое количество слушателей из Перми и Мотовилихи33.

Глубоко изучив историю и современное положение старообрядчества в Пермской губернии, отец Стефан сумел вывести епархиальную противораскольническую миссию на новый уровень, отвечающий современным требованиям. Ему удалось привлечь в сотрудники многих старообрядческих начетчиков. Некоторые впоследствии оставили раскол, приняли священный сан и заняли священнические места в Пермской епархии — Кирилл Корелин, Феодор Логиновских. Кипучая деятельность отца Стефана позволила обратить в лоно Православной Церкви несколько старообрядческих приходов, преобразовать в православный храм Ег-винскую часовню, построить новый храм в с. Жаково, куда были назначены священники из бывших начетчиков34.

В Перми его авторитет стремительно возрастал, постепенно выходя за рамки епархиальной церковной жизни. В 1887 г. епископ Ефрем командировал отца Стефана в Москву для участия в Первом Всероссий-

30 Шестаков и., свящ. Протоиерей Стефан Александрович Луканин. С. 7.

31 серафим (кузнецов), игум. Памяти протоиерея Стефана Луканина. С. 38.

32 кравецкий а. Г. Церковная миссия в эпоху перемен. Между проповедью и диалогом. М., 2012. С. 37.

33 Шестаков и., свящ. Протоиерей Стефан Александрович Луканин. С. 7.

34 Там же. С. 14-15.

ском съезде миссионеров, где он познакомился с настоятелем Никольского единоверческого монастыря архимандритом Павлом Прусским и другими видными миссионерами Православной Церкви. Новые контакты и связи значительно расширили его возможности, упрочили административный вес в Пермской епархии.

В мае 1888 г. на Пермскую кафедру прибыл новый епархиальный преосвященный — епископ Пермский и Соликамский Владимир (Никольский). Ознакомившись с деятельностью противораскольнической миссии, архипастырь высоко оценил заслуги отца Стефана. 15 июля 1888 г. владыка наградил миссионера архипастырским благословением с грамотой «за успешную деятельность по обличению раскольников в Красноуфимском, Кунгурском и Пермском уездах»35. В том же году отец Стефан был удостоен высокой награды Святейшего Синода — права ношения золотого наперсного креста36. В 1889 г. он был назначен членом епархиального училищного совета37.

Недавно прибывшего в Пермь преосвященного Владимира чрезвычайно взволновала ситуация в Юго-Кнауфском заводе Осинского уезда, где старообрядцы белокриницкого и часовенного согласий попытались утвердить своих архиереев. Чтобы выправить ситуацию, отец Стефан был вынужден часто бывать в этих местах и контролировать работу местных православных и единоверческих священников в борьбе с распространяющимся расколом. В поисках новых, нестандартных методов воздействия на старообрядцев миссионер обратил внимание на Белую гору, окруженную старообрядческими поселениями.

Эта возвышенность — один из красивейших отрогов Уральских гор — была хорошо известна отцу Стефану с отроческих лет. Необычный, загадочный вид Белой горы всегда производил на него неизгладимое впечатление. «Родитель мой возил меня из села Березовского в Пермь для учения в Духовном училище, — вспоминал отец Стефан. — Я из-за Кунгура с Ледяной горы многократно с удивлением всматривался на синеющие вдали, подобно вечерним облакам, Белые горы. Мне казалось, что из горы всегда выходил столб дыма или облако столбом поднималось из горы к небу.»38.

35 ГАПК. Ф. 664. Оп. 1. Д. 44. Л. 1-2.

36 серафим (Кузнецов), игум. Памяти протоиерея Стефана Луканина. С. 38.

37 Шестаков И., свящ. Протоиерей Стефан Александрович Луканин. С. 7.

38 Летопись Белогорского Свято-Николаевского православно-миссионерского муж-

Впервые побывать на Белой горе отцу Стефану Луканину довелось только в июне 1890 г. во время одной из миссионерских поездок по Осин-скому уезду. Сам миссионер так описывает это знаменательное событие: «Случилось быть мне по делам миссии в заводе Бымовском. По окончании миссионерских собеседований со старообрядцами в квартиру мою в доме единоверческого священника отца Петра Сарафанова специально для свидания со мной прибыли два священника из Юго-Кнауфского завода, церковный староста и местный народный учитель. В разговоре о Белой горе они возбудили во мне сильнейшее желание побывать на ее вершине и проверить давние мои понятия о ней и об исходящем столбом дыме.»39.

В 10 часов вечера 8 июня 1890 г. собравшиеся решили немедленно отправиться на Белую гору. Была белая ночь, группа священников во главе с отцом-миссионером пробиралась по бездорожью через трясину болот и ручьи. Проделав нелегкий путь, 9 июня в 2 часа утра они подошли к подножию возвышенности. По дороге спутники отца Стефана рассказали ему о потрясающих видах, открывающихся с Белой горы при восходе солнца, что побудило миссионера воспользоваться случаем и встретить рассвет на ее вершине.

Поднявшись на Белую гору и осмотрев ее, отец Стефан был поражен величием окрестностей. Находясь под сильным впечатлением от увиденного, он в порыве вдохновения обратился к сопровождавшим его священникам: «Принесите топор, срубим дерево, сделаем крест и поставим его на сие место, ибо место это не простое и его нужно назначить для великой и высокой цели. А пока поставим крест». Немедленно взявшись за дело, они срубили топором несколько жердей, наскоро изготовили крест и установили его на вершине Белой горы «как знамение и залог обращения в православие темной массы старообрядческого населения»40.

Миссионерская практика уже давно навела отца Стефана на мысль, что для привлечения старообрядцев в лоно Православной Церкви необ-

ского общежительного монастыря, находящегося в Осинском уезде Пермской епархии. Пермь, 1897. С. 3.

39 фаминский в. А. Исторические сведения о возникновении и устройстве Белогорско-го Свято-Николаевского мужского православно-миссионерского монастыря в Пермской епархии. Пермь, 1894. С. 5.

40 Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии на 1895 год. Издание Пермского статистического комитета. Пермь, 1895. С. 6.

ходимо в Осинском уезде создать особый миссионерский центр — храм или монастырь со строгим уставным богослужением. Идея создания миссионерских монастырей, расположенных в местах компактного расселения старообрядцев, в это время была актуальной. Она активно пропагандировалась выдающимся миссионером настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве архимандритом Павлом Прусским, с которым отец Стефан установил тесный контакт.

Создание Белогорского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря стало главным делом жизни отца Стефана. Опорой и верным помощником епархиального миссионера в созидании обители стал обращенный им из раскола бывший старообрядческий начетчик Василий Коноплев, впоследствии настоятель Белогорского монастыря иеромонах Варлаам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1893 г. преосвященным Петром отцу Стефану была объявлена благодарность «за благоразумную и усердную деятельность». В том же году он был назначен председателем комитета по устройству Белогор-ского монастыря.

16 ноября 1893 г. епархиальная противораскольническая миссия была реорганизована. Вместо 5-ти независимых друг от друга священников-миссионеров и их помощников была создана новая структура миссии в составе 7-ми человек — главного епархиального миссионера, его помощника и 5-ти подчиненных ему миссионеров-сотрудников. 21 января 1894 г. во исполнение указа Святейшего Синода Пермская духовная консистория утвердила отца Стефана Луканина в должности главного епархиального миссионера с предоставлением ему в заведование Пермского уезда41.

Миссии предстояла огромная работа. За последнее десятилетие численность старообрядцев в Пермской епархии значительно увеличилась. В 1894 г. из 2 893 332 жителей Пермской губернии в расколе пребывало 143 290 человек — 68 654 мужчин и 74 636 женщин. В единоверии числились 101 785 человек — 48 515 мужчин и 53 270 женщин42.

В целях успешной работы миссии отец Стефан составил «Правила», регулирующие отношения между ее членами, миссионерами-сотрудниками и приходскими священниками. В основу этого документа

41 Журнал Пермской духовной консистории // ПЕВ. 1894. № 6. Отд. оф. С. 94-95.

42 Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии на 1895 год. С. 4-5.

были положены «Правила об устройстве миссии и о способе действия миссионеров и пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам», утвержденные Святейшим Синодом 25 мая 1888 г.43

По инициативе отца Стефана миссия начала сбор информации о действующих проповедниках раскола — старообрядческих священниках и учителях во всех 6-ти уездах Пермской губернии, входящих в пределы Пермской епархии. Эту работу было поручено выполнить сельскому духовенству при содействии активных мирян, которые хорошо знали занимавшихся распространением раскола на территории прихода. К 15 сентября 1894 г. миссия уже располагала полным списком всех учителей раскола, как живущих постоянно на территории епархии, так и временно приезжающих из других мест44. Сбор приходскими священниками этой информации проходил в преддверии важного мероприятия — Первого епархиального миссионерского съезда, который состоялся 9 сентября 1894 г. в Белогорском монастыре. За устройство Белогорского миссионерского монастыря и первого его храма во имя свт. Николая в 1894 г. отец Стефан Луканин был возведен в сан протоиерея.

В 1897 г. протоиерей Стефан вместе с 5-ю священниками-миссионерами совершил первый епархиальный миссионерский крестный ход из Перми на Белую гору с иконой свт. Стефана Великопермского. Его участники прошли по уездам, охваченным расколом, — Пермскому, Кунгурскому и Осинскому. В том же 1897 г. «за просветительскую миссионерскую деятельность и за устройство второго Иверского храма на Белой горе» о. Стефан был награжден орденом св. Анны 3-й степени45.

Период 1898-1900 гг. оказался сложным и противоречивым в жизни отца Стефана. Успешная деятельность миссии и быстрое становление Белогорского монастыря вызывали раздражение завистников в окружении преосвященного Петра. Главным недоброжелателем епархиального миссионера стал влиятельный в пермских церковных кругах протоиерей Григорий Остроумов, заправлявший делами духовной консистории. Под его влиянием епископ Петр, прежде благоволивший отцу Стефану, начал препятствовать его миссионерской деятельности.

43 Журнал Пермской духовной консистории. С. 97.

44 Духовенству Пермской епархии к исполнению // ПЕВ. 1894. № 15-16. Отд. оф. С. 254-255.

45 Шестаков и., свящ. Протоиерей Стефан Александрович Луканин. С. 8.

Преосвященный с недоверием относился к братии Белогорского монастыря и деятельности его настоятеля иеромонаха Варлаама (Коно-плева). Ценой конфликта с преосвященным отцу Стефану удалось предотвратить нежелательные перемены в руководстве обители. Конфликт между епархиальным миссионером и архиереем достиг своего апогея в 1900 г. на почве различных взглядов на богослужебную жизнь монастыря. преосвященный Петр требовал от отца Стефана сокращения уставных богослужений в обители. Однако епархиальный миссионер категорически отказывался выполнять это указание, считая строгую уставную службу залогом миссионерского успеха Белогорского монастыря в старообрядческой среде и его популярности среди местного населения. В одном из писем отцу Варлааму протоиерей Стефан писал: «Так, дорогой авва, отец Варлаам! Не отступай от исполнения устава. Пусть ропщет братия, пусть не поддерживает тебя даже высшая власть. Но теперь народ идет к вам истинно для наслаждения истовым и чинным богослужением.»46.

Резолюцией преосвященного Петра от 13 марта 1900 г. протоиерей Стефан Луканин с формулировкой «ввиду бездеятельности, противления епархиальному начальству» был смещен с должностей главного епархиального миссионера и председателя Белогорского строительного комитета. 30 ноября 1900 г. это решение было санкционировано указом Святейшего Синода47

Но этим наказание не ограничивалось. 22 сентября 1901 г. вышел указ Пермской духовной консистории о переводе опального протоиерея из Перми в заштатный город Дедюхин на протоиерейское место к дедюхинскому Христорождественскому собору. По указанию преосвященного в связи с переводом семья отца-миссионера была немедленно выселена из монастырского дома, где проживала 16 лет48.

Протоиерей Стефан Александрович Луканин был выдающимся церковно-общественным деятелем, человеком широко известным и авторитетным. Пермяки знали его как пастыря высокого морального долга и безупречной нравственной чистоты. В глазах многих современников он был великодушным, бескорыстным священнослужителем, душе которого был совершенно чужд карьеризм. Поэтому его увольнение от

46 ГАПК. Ф. 664. Оп. 1. Д. 44. Л. 1-2.

47 серафим (Кузнецов), игум. Памяти протоиерея Стефана Луканина. С. 607.

48 Перемены по службе // ПЕВ. 1901. № 20. Отд. оф. С. 300.

должности и перевод в Дедюхин стали настоящей сенсацией не только для духовенства, но и для светского общества.

Несправедливой и ложной была причина отставки — «за бездеятельность». Все знали, что отец Стефан — неутомимый труженик и подвижник нелегкого миссионерского дела. Прослужив почти 25 лет в противо-раскольнической миссии Пермской епархии, отец Стефан не только основал Белогорский православно-миссионерский монастырь, но и воспитал целую плеяду миссионеров — священников и мирян, обращенных из старообрядческих начетчиков. Его друзья и соратники считали, что «отец-протоиерей по-настоящему не оценен своим начальством». Прослужив 40 лет Православной Церкви и Отечеству, он имел из государственных наград только серебряную медаль и орден св. Анны 3-й степени49.

Вследствие конфликта с епархиальным начальством отец Стефан Луканин остался не у дел. 10 ноября 1901 г. он по прошению был уволен за штат50. Не желая сидеть сложа руки, миссионер решил предаться литературно-публицистической работе. В 1901-1902 гг. в светских периодических изданиях им был опубликован целый ряд замечательных статей по истории старообрядчества на Урале и современном состоянии раскола51.

Однако время опалы и бездействия для отца-протоиерея длилось недолго. Все изменила неожиданно быстро наступившая смерть его оппонентов: 27 сентября 1901 г. скончался протоиерей Григорий Остроумов, 30 марта 1902 г. в Бозе почил епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев).

5 апреля 1902 г. на Пермскую кафедру был назначен епископ Иоанн (Алексеев). Владыка был известен в церковных кругах богатым миссионерским опытом, приобретенным во время служения на Северном Кавказе и в Казанской епархии. Пермская епархия вновь обрела архипастыря, способного придать новый импульс развитию миссионерской работы. Эта важная перемена в церковном управлении положительно отозвалась в жизни опального протоиерея. При встрече с отцом Стефаном владыка Иоанн проявил к нему сочувствие, обещал вникнуть в суть возникшего конфликта с предшественником и принять соответствующее решение.

49 серафим (кузнецов), игум. Памяти протоиерея Стефана Луканина. С. 115.

50 Там же. С. 115-116.

51 Перемены по службе // ПЕВ. 1901. № 24. Отд. оф. С. 335.

Торжество освящения закладки Крестовоздвиженского собора в Белогорском монастыре, состоявшееся 24 июня 1902 г., окончательно убедило епископа Иоанна в подвижнической деятельности отца Стефана на посту председателя строительного комитета и ложности обвинений в «бездеятельности».

Мудрый архипастырь решил исправить трагическую ошибку, совершенную епископом Петром. Указами Пермской духовной консистории от 29 и 31 октября 1902 г. отец Стефан был назначен духовником Пермской духовной семинарии и организатором вновь учреждаемого Обвинского женского монастыря52.

Владыка Иоанн не только восстановил отца Стефана на службе, но и представил его к заслуженной высокой награде. 8 декабря 1902 г. в Иоанно-Богословском домовом храме Пермской духовной семинарии в присутствии губернатора Д. Г. Арсеньева его духовные чада — граждане Перми, Екатеринбурга и Кунгура — поднесли ему золотой наперсный крест, украшенный бриллиантами.

В начале 1903 г. верный своему пастырскому долгу отец Стефан добросовестно исполнял возложенные на него обязанности духовника семинарии. Каждое утро он спешил туда на очередное богослужение или общую ученическую молитву. В образцовой школе, открытой при семинарии, он преподавал Закон Божий и «Обличение раскола» в 6-м классе семинарии, где делился с воспитанниками своим огромным опытом и познаниями.

Для студентов маститый протоиерей был высочайшим авторитетом, носителем старинных, постепенно уходящих в прошлое пастырских традиций и особой, не всегда понятной им, богослужебной культуры. Об этом в своих воспоминаниях свидетельствует выпускник семинарии В. А. Игнатьев: «Отец Стефан был нашим семинарским духовником, т. е. священником семинарской церкви. К нему же мы ходили на исповедь. До этого он был миссионером и на этом поприще стяжал великую славу на всю Пермскую губернию. Он был уже в преклонном возрасте и, очевидно, поэтому и был назначен служить в семинарскую церковь. Для о. Стефана характерным было то, что он являлся выразителем и представителем того типа ду-

52 Луканин с., прот. Грамоты лжеархиепископа Аркадия // Пермские губернские ведомости (далее — ПГВ). 1901. № 252; Он же. Старообрядцы и православные // ПГВ. 1901. № 233; Он же. Автобиография архиепископа Аркадия по собственноручной рукописи // ПГВ. 1901. № 249-250; Он же. Задача православных монастырей // Урал. 1901. № 380.

ховного лица, который складывался в 60-70-е гг. прошлого столетия. Нигде это так ярко не проявлялось у него, как в сохранении особой манеры пения, которая уже утрачивалась в наше время. Нельзя забыть таких случаев, когда о. Стефан во время всенощной, иногда в обычные, а не в праздничные дни, когда людей посторонних в церкви не было, выходил из алтаря к нам на клирос и пел с нами: "Покаяние", "На реках вавилонских"...

Мы уже утратили эту манеру пения, древнего пения с особыми переливами. Он становился в середину хора, между нами, и старался передать нам эти напевы. Теперь приходится так сожалеть, что не сохранить прелесть этих напевов. Думаю, эта традиция сформировалась у него под влиянием его миссионерской деятельности. Она соприкасается со старообрядцами, которые были хранителями древнего пения. Он не мог не чувствовать его самобытной красоты. Отец Стефан был выразителем "истового" благочиния, которое было в его природе, благоговейность во всем: в церкви, в домашнем обиходе, в проповеди или в беседе. Вот почему он пользовался у всех авторитетом и любовью»53.

Служа в семинарии, отец Стефан не забывал свою любимую Бе-логорскую обитель. Он имел благочестивое желание завершить свою жизнь в Белогорском монастыре, о чем не раз писал игумену Варлааму: «Для меня, авва, устраивай келейку, разумеется потихоньку. Так и тянет на Белую гору, в обитель, утешиться Вашим богослужением. И потом меня — старца успокоили бы во святой своей обители, когда придет полная старость, бессилие и труд и болезнь»54.

Прежде многие, глядя на неутомимую энергичную деятельность отца Стефана, считали, что он обладал несокрушимым организмом. Однако година испытаний, выпавшая на долю доброго пастыря, сильно подорвала его крепкое здоровье. Он незаметно слабел и постоянно жаловался на беспокоившие его сердечные приступы.

В марте 1904 г. здоровье протоиерея Стефана стало ухудшаться. Тогда еще никто не мог предположить, что его жизнь близится к своему концу. За 9 дней до кончины — 4 марта — отец Стефан проводил беседу о расколе с учащимися семинарии 6-го класса в присутствии викария — епископа Кунгурского Павла, после чего совершил в храме вечернюю службу. Все, казалось, было благополучно. Но утром все резко измени-

53 серафим (кузнецов), игум. Памяти протоиерея Стефана Луканина. С. 116.

54 ГАПК. Ф. Р-973. Оп. 1. Д. 725. Л. 132-135.

лось. Он почувствовал сильное недомогание. Простуда осложнилась крупозным воспалением легких. Хотя протоиерей Стефан и прибыл в семинарию, но по слабости от совершения Божественной литургии отказался. В тот же день он слег в постель. Покидая семинарию, отец Стефан чувствовал, что покидает ее навсегда. Лежа в постели, он постоянно думал о смерти, и никто из посещавших его близких и друзей не мог разубедить его в этом. С каждым днем боль усиливалась, отцу Стефану становилось все хуже и хуже.

Через неделю он решил, что настало время готовиться к переселению в загробный мир — приобщиться Св. Христовых Таин и принять таинство Елеосвящения. Его желание было исполнено, после чего он терпеливо стал дожидаться смертного часа. Узнав о быстро ухудшавшемся состоянии отца Стефана, его дважды посетил преосвященный Иоанн. Первый раз владыка навестил больного на его квартире 11 марта вечером. Своей долгой отеческой беседой архипастырь ободрял его. Прощаясь с преосвященным, отец Стефан благодарил его за отеческое сердечное отношение к себе. На следующий день — 12 марта — преосвященный снова посетил больного протоиерея вместе с ректором семинарии протоиереем Константином Добронравовым. Увидев умирающего, владыка нашел его положение безнадежным и благословил читать отходную, сам вложил ему в одну руку свечу, в другую крест и приказал читать канон и молитву на исход души. Архипастырь благословил умирающего и покинул его дом. Через полтора часа после ухода преосвященного протоиерей Стефан Александрович Луканин скончался55.

Епархиальное и губернское начальство решило похоронить тело почившего протоиерея Стефана Александровича Луканина в Перми, на подворье Белогорского монастыря. 14 марта 1904 г. после окончания Божественной литургии в Иоанно-Златоустовском храме отпевание почившего совершил преосвященный Иоанн в сослужении городского духовенства56.

Перед началом совершения чина погребения настоятель Белогор-ского монастыря игумен Варлаам от лица всей братии основанной почившим обители произнес речь: «Итак, любвеобильнейший отец и ве-

55 Там же. Л. 127-128.

56 Шестаков И., свящ. Протоиерей Стефан Александрович Луканин. С. 29; Серафим (Кузнецов), игум. Памяти протоиерея Стефана Луканина. С. 128-129; Последние дни, смерть и погребение духовника семинарии протоиерея С. А. Луканина // ПЕВ. 1904. № 12. Отд. неоф. С. 135-136.

ликий благодетель наш, сострадательный ко всем помощник, люботруд-ный основатель, строитель и ктитор обители нашей, верный наставник ко спасению заблудших овец во тьме неведения. Давно желал и жаждал ты разрешиться от уз плотских. Денно и нощно молился о том, но любовь твоя сердечная ко всем чадам твоим пересиливала все это и как бы удерживала тебя для пользы и блага их. А теперь, видно, пришло время совершиться тому, что суждено в Небесном Совете. Успокойся же, непрестанный труженик, до общего пробуждения, после которого да подаст тебе Всеблагий Мздовоздаятель вечное упокоение со всеми святыми.»57.

Последнее слово произнес белогорский иеродиакон Серафим (Кузнецов): «Много невзгод, скорбей, и гонений, и лишений пришлось претерпеть усопшему при основании и постройке монастыря. Много этот труд отнял у почившего сил и здоровья. Но мы не станем здесь перечислять всех трудов и огорчений, которые понес отец-протоиерей при основании обители. Скажем только, что на долю почившего их выпало слишком и слишком много. И вот, среди этих трудов, сопровождаемых скорбями и невзгодами, угас наш незабвенный отец, совершив свое течение на земле, переплыв житейское море многообразных искушений, бед и болезней, и, наконец, милостью Божией обрел себе невозмущаемый покой.»58.

По оценкам современников, имя протоиерея Стефана Александровича Луканина можно поставить в один ряд с выдающимися деятелями Пермской миссии архиепископом Пермским и Верхотурским Аркадием (Федоровым) и архимандритом Илией (Матвеевым)59. Обер-прокурор Святейшего Синода В. К. Саблер с большой симпатией и уважением относился к деятельности о. Стефана и считал его «одним из самых крупных деятелей миссии в России»60.

Таким образом, в последней четверти XIX — начале XX в. Российская Православная Церковь вновь активизировала борьбу со старообрядческим расколом. На этот раз она велась вопреки официальному курсу

57 серафим (кузнецов), иером. Слово, прочитанное в церкви при гробе основателя Белогорского монастыря протоиерея о. Стефана Александровича Луканина 14 марта 1904 года // Слова, беседы и речи. Вып. 3. Кунгур, 1908. С. 138-141.

58 серафим (кузнецов), иером. Слово, произнесенное на могиле основателя и строителя Белогорского монастыря протоиерея о. Стефана Александровича Луканина // Слова, беседы и речи. Вып. 3. Кунгур, 1908. С. 80-82.

59 Шестаков и., свящ. Протоиерей Стефан Александрович Луканин. С. 31.

60 серафим (кузнецов), игум. Памяти протоиерея Стефана Луканина. С. 114.

внутренней политики императоров Александра III (1881-1894) и Николая II (1894-1917 гг.), относившихся к старообрядцам ровно как к вполне законопослушным гражданам империи. Новый виток борьбы со старообрядчеством начался по личной инициативе обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода К. П. Победоносцева, смотревшего на старообрядцев как на «заклятых врагов Православной Церкви» — «сектантов и раскольников». Однако бороться с расколом прежними насильственными методами времен императора Николая I (1825-1855), вынуждая старообрядцев переходить в православие и единоверие путем административно-полицейского воздействия, Православная Церковь уже не могла. Актуализируя борьбу с расколом в условиях отсутствия прямой заинтересованности государственных структур, Церковь делала ставку на расширение собственной миссионерской деятельности, энергию и талант своих профессиональных миссионеров — проповедников и полемистов, выращенных и подготовленных в недрах самой Церкви.

В 1880-1890-е гг. в епархиях Российской Православной Церкви особенно ярко прослеживается активизация деятельности православных миссионерских обществ, православных братств, противораскольниче-ских миссий. Во главе епархиальных структур, несущих прямую ответственность за миссионерскую деятельность среди старообрядцев, встают священнослужители, имеющие многолетний практический опыт обращения раскольников в православие путем пастырского убеждения и открытой полемики, обладающие глубоким знанием истории раскола, особенностей вероучения и религиозной практики старообрядцев. В Пермской епархии, где количество проживающих сторонников старообрядчества было велико, 15 лет (1885-1900 гг.) должность главного (Пермского) епархиального миссионера занимал выдающийся деятель противораскольни-ческой миссии в России протоиерей Стефан Александрович Луканин.

Находясь во главе противораскольнической миссии, отец Стефан высоко поднял планку миссионерского дела в Пермской епархии, обратив в лоно Православной Церкви несколько крупных деятелей старообрядчества и воспитав целую плеяду талантливых миссионеров. В поисках новых ненасильственных способов ведения миссионерской работы протоиерей Стефан пришел к выводу о необходимости открытия православных монастырей вблизи крупных старообрядческих поселений Урала. Практическим воплощением его замыслов стало создание в

1893 г. Белогорского Свято-Николаевского православно-миссионерского монастыря в Осинском уезде Пермской губернии.

Сведения об авторах. Марченко Алексей Николаевич, протоиерей — доктор исторических наук, заведующий кафедрой теологии Регионального института непрерывного образования Пермского государственного национального исследовательского университета (Россия, г. Пермь). E-mail: prot.marchenko@yandex.ru

Сафронов Алексей Николаевич — соискатель кафедры теологии Регионального института непрерывного образования Пермского государственного национального исследовательского университета (Россия, г. Пермь). E-mail: teoperm@mail.ru

Список литературы

1. Агафонов П. Н. Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь Пермской епархии. Пермь, 1996.

2. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии на 1895 год. Издание Пермского статистического комитета. Пермь, 1895.

3. вяткин в. в. Величие и трагедия Уральского Афона. (История Белогорского монастыря). Пермь, 1996.

4. вяткин в. в. Пермской епархии — 200 лет. Вехи миссионерского пути // Страницы прошлого: Избранные материалы краеведческих Смышляевских чтений в Перми. Вып. 2. Пермь, 1999. С. 72-78.

5. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 428. Оп. 1. Д. 7; Ф. 664. Оп. 1. Д. 44; Ф. Р-973. Оп. 1. Д. 725.

6. Духовенству Пермской епархии к исполнению // Пермские епархиальные ведомости. 1894. № 15. Отд. оф. С. 254-255.

7. Журнал Пермской духовной консистории // Пермские епархиальные ведомости, 1894. № 6. Отд. оф. С. 94-95.

8. кравецкий а. Г. Церковная миссия в эпоху перемен. Между проповедью и диалогом. М., 2012.

9. куляшев А. Г. Лекции по обличению раскола, читанные пермским епархиальным миссионером А. Куляшевым на миссионерских курсах в г. Перми в июле 1909 г. Пермь, 1909.

10. Летопись Белогорского Свято-Николаевского православно-миссионерского мужского общежительного монастыря, находящегося в Осинском уезде Пермской епархии. Пермь, 1897.

11. логиновских ф., прот. Памяти пермского епархиального миссионера, протоиерея Стефана Александровича Луканина (к 10-летию со дня кончины) // Пермские епархиальные ведомости. 1914. № 8. Отд. неоф. С. 127-129.

12. Луканин С., прот. Автобиография архиепископа Аркадия по собственноручной рукописи // Пермские губернские ведомости. 1901. № 249-250.

13. Луканин С., прот. Грамоты лжеархиепископа Аркадия // Пермские губернские ведомости. 1901. № 252.

14. Луканин С., прот. Задача православных монастырей // Урал. 1901. № 380.

15. Луканин С., прот. Старообрядцы и православные // Пермские губернские ведомости. 1901. № 233.

16. Мангилёв П., прот., Починская И. В., Белобородов С. А., Клюкина Ю. В. Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000.

17. Нечаев М. Г. Пермская епархия в Синодальный период // Вехи христианской истории Прикамья. Материалы чтений, посвященных 540-летию крещения Перми Великой. Пермь, 2003. С. 36-55.

18. Нечаева М. Ю. Единение во имя Христа: Православные общественные организации Среднего Урала середины XIX — начала XX вв. Екатеринбург, 2008.

19. Палладий (Пьянков), архим. Обозрение пермского раскола, так называемого «старообрядства». СПб., 1863.

20. Перемены по службе // Пермские епархиальные ведомости. 1901. № 20. Отд. оф. С. 300.

21. Перемены по службе // Пермские епархиальные ведомости. 1901. № 24. Отд. оф. С. 335.

22. Перескоков Л. В. От первых миссионеров к Пермской епархии // Христианская культура пермского Прикамья. Пермь, 1998. С. 37-83.

23. Попов Е., прот. Великопермская и Пермская епархия (1379-1879). Пятисотлетие проповеди св. Стефана Пермского, почти столетие Перми и почти трехсотлетие покорения Сибири. Пермь, 1879.

24. Последние дни, смерть и погребение духовника семинарии, протоиерея С. А. Лу-канина // Пермские епархиальные ведомости. 1904. № 12. Отд. неоф.

25. Серафим (Кузнецов), игум. Памяти протоиерея Стефана Луканина (1904 — 12 марта 1914 года) // Голос долга. 1914. № 1. С. 34-49; № 2. С. 113-123; № 3. С. 223-230; № 4. С. 295-298; № 5/6. С. 374-382; № 7. С. 441-447; № 8. С. 510-520; № 9. С. 605-609; № 10/11. С. 692-700; № 12. С. 778-787; 1915. № 1. С. 32-37; № 2. С. 99-102.

26. Серафим (Кузнецов), иером. Слово, произнесенное на могиле основателя и строителя Белогорского монастыря протоиерея о. Стефана Александровича Луканина // Слова, беседы и речи. Вып. 3. Кунгур, 1908. С. 80-82.

27. Серафим (Кузнецов), иером. Слово, прочитанное в церкви при гробе основателя Белогорского монастыря протоиерея о. Стефана Александровича Луканина 14 марта 1904 года // Слова, беседы и речи. Вып. 3. Кунгур, 1908. С. 138-141.

28. Скамьянова Т. Ю. История устроения и разорения Белогорского монастыря Пермской епархии, конец XIX — нач. XX веков. М., 2010.

29. словцов и., свящ. Преосвященный Аркадий как деятель по обращению раскольников Пермской епархии в недра Православной Церкви // Пермские епархиальные ведомости. 1874. Отд. неоф. № 21. С. 211-219; № 22. С. 221-229; № 23. С. 233-242; № 24. С. 243-258; № 28. С. 291-298; № 29. С. 301-306; № 30. С. 309-318; № 31. С. 319-328; № 32. С. 329-336.

30. стефан (Матвеев), иером. Краткое жизнеописание архимандрита Илии, пермского миссионера, настоятеля Соликамского Троицкого монастыря. М., 1852.

31. фаминский в. А. Исторические сведения о возникновении и устройстве Бело-горского Свято-Николаевского мужского православно-миссионерского монастыря в Пермской епархии. Пермь, 1894.

32. федорущенко о. А. Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь. Пермь, 2004.

33. Шестаков и., свящ. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799 — 16 октября — 1899). Пермь, 1899.

34. Шестаков и., свящ. Протоиерей Стефан Александрович Луканин. СПб., 1909.

Archpriest Alexey N. Marchenko Alexey N. Safronov

perm anti-schismatic mission under the leadership of the diocesan missionary archpriest stefan aleksandrovich lukanin

Abstract. The article demonstrates the life course and activities of archpriest Stefan Aleksandrovich Lukanin (1841-1904), an outstanding Ural missionary, who headed the "anti-schismatic" mission of the Perm diocese from 1885 to 1900.

The authors reveals the missionary's personal qualities, which allowed him to achieve significant success in missionary service, and also highlights the most important stages of his career. An analysis of the situation with Old Believers in the Perm province is given: a review of the main accords and interpretations, localization of the Old Believers enclaves in the territory of the Perm province. The authors provides a rich statistical material on the number of the Old Believers and co-religionists who lived in the Perm province in different historic periods, which allows tracing the dynamics of the spread of the Old Believers' split and find out the degree of the efficiency of the diocesan missionary institutions. The process of increased church activity in overcoming the Old Believers' split in the last quarter of the 19th — early 20th centuries is illustrated by the description of the Perm diocesan mission. In addition, the authors analyzes the diverse activities of the anti-schismatic mission of the Perm diocese, which varied from private conversations of missionaries with Old Believers, organizing missionary religious processions to creating large missionary centres — parishes and monasteries specializing in combating schism.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the study the authors has come to a conclusion that the activity of Perm anti-schismatic mission attained significant levels of development under the leadership of archpriest Stefan

Lukanin, becoming a model for the missionary structures of other dioceses of the Russian Orthodox Church.

The result of the selfless labour of this missionary was formation of a group of missionary priests — former Old Believers — and creation of the Belogorsk Orthodox Missionary Monastery of St. Nicholas in the Ossa district of Perm province — one of the largest centres of the Orthodox monasticism and mission in the Urals.

Keywords: Russian Orthodox Church, the Holy Synod, Perm diocese, bishop, clergy, mission, Old Belief split, monastery.

Citation. Marchenko A. N., Archpriest; Safronov A. N. Permskaia protivoraskol'nicheskaia missiia pod rukovodstvom eparkhial'nogo missionera protoiereia Stefana Aleksandrovicha Lukanina [Perm Anti-Schismatic Mission under the Leadership of the Diocesan Missionary Archpriest Stefan Aleksandrovich Lukanin]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. 2 (26), pp. 142-169. DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10207

About the authors. Marchenko Alexey Nikolaevich, Archpriest — Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of Theology of Regional Institute of continuous education of Perm State University (Russia, Perm). E-mail: prot.marchenko@yandex.ru Safronov Alexey Nikolaevich — candidate for a degree of the Department of Theology of Regional Institute of continuous education of Perm State University (Russia, Perm). E-mail: teoperm@mail.ru

References

1. Adres-kalendar i Pamiatnaia knizhka Permskoi gubernii na 1895 god. Izdanie Permskogo statisticheskogo komiteta [Officials' Directory and Address Book of the Perm Province for 1895]. Perm, 1895.

2. Agafonov P. N. Belogorskii Sviato-Nikolaevskii pravoslavno-missionerskii muzhskoi obshchezhitel'nyi monastyr' Permskoi eparkhii [Belogorsk St. Nicholas Orthodox and Missionary Men's Cenobitic Monastery of the Perm Diocese]. Perm, 1996.

3. Dukhovenstvu Permskoi eparkhii k ispolneniiu [To the Clergy of the Perm Diocese for Execution]. Permskie eparkhial'nye vedomosti — Perm Diocesan Gazette, 1894, no. 15, Unofficial Section, pp. 254-255.

4. Faminskiy V. A. Istoricheskie svedeniia o vozniknovenii i ustroistve Belogorskogo Sviato-Nikolaevskogo muzhskogo pravoslavno-missionerskogo monastyria v Permskoi eparkhii [Historical Information About the Emergence and Structure of the Belogorsk St. Nicholas Men's Orthodox Missionary Monastery in the Perm Diocese]. Perm, 1894.

5. Fedorushchenko O. A. Belogorskii Sviato-Nikolaevskii pravoslavno-missionerskii muzhskoi obshchezhitel'nyi monastyr' [Belogorsk St. Nicholas Orthodox Missionary Men's Cenobitic Monastery]. Perm, 2004.

6. Gosudarstvennyi arkhiv Permskogo kraia [State Archive of the Perm Region]. Stock 428. L. 1. Dos. 7; Stock 664. L. 1. Dos. 44; Stock P-973. L. 1. Dos. 725.

7. Kravetskii A. G. Tserkovnaia missiia v epokhu peremen. Mezhdu propoved'iu i dialogom. [Church Mission During an Era of Changes. Between a Sermon and a Dialogue]. Moscow, 2012.

8. Kuliashev A. G. Lektsii po oblicheniiu raskola, chitannye permskim eparkhial'nym missionerom A. Kuliashevym na missionerskikh kursakh v g. Permi v iiule 1909g. [Lectures on Conviction of the Split Performed in the Courses for Missionaries by A. Kulyashev, a Perm Eparchial Missionary]. Perm, 1909.

9. Letopis' Belogorskogo Sviato-Nikolaevskogo pravoslavno-missionerskogo muzhskogo obshchezhitel'nogo monastyria, nakhodiashchegosia v Osinskom uezde Permskoi eparkhii [Annals of the Belogorsk St. Nicholas Orthodox Missionary Men's Cenobitic Monastery, Located in the Ossa District of the Perm Diocese]. Perm, 1897.

10. Loginovskikh F., prot. Pamiati permskogo eparkhial'nogo missionera, protoiereia Stefana Aleksandrovicha Lukanina (k 10-letiiu so dnia konchiny) [To the Memories of the Perm Diocesan Missionary, Archpriest Stefan Aleksandrovich Lukanin (To the 10th Anniversary of His Demise)]. Permskie eparkhial'nye vedomosti — Perm Diocesan Gazette, 1914, no. 8, Unofficial Section, pp. 127-129.

11. Lukanin S., prot. Avtobiografiia arkhiepiskopa Arkadiia po sobstvennoruchnoi rukopisi [Autobiography of Archbishop Arkady According to His Handwritten Manuscript]. Permskie eparkhial'nye vedomosti — Perm Diocesan Gazette, 1901, no. 249-250.

12. Lukanin S., prot. Gramoty lzhearkhiepiskopa Arkadiia [Diplomas of the Pseudo-Archbishop Arkady]. Permskiegubernskie vedomosti — Perm Provincial Gazette, 1901, no. 252.

13. Lukanin S., prot. Staroobriadtsy i pravoslavnye [Old Believers and Orthodox Christians]. Permskie gubernskie vedomosti — Perm Provincial Gazette, 1901, no. 233.

14. Lukanin S., prot. Zadacha pravoslavnykh monastyrei [Mission of the Orthodox Monasteries]. Ural — The Urals, 1901, no. 380.

15. Mangilev P., prot., Pochinskaya I. V., Beloborodov S. A., Kliukina Ju. V. Ocherki istorii staroobriadchestva Urala i sopredel'nykh territorii [Essays on the History of the Old Believers of the Urals and Adjacent Territories]. Ekaterinburg, 2000.

16. Nechaeva M. Yu. Edinenie vo imia Khrista: Pravoslavnye obshchestvennye organizatsii Srednego Urala serediny XIX — nachala XX vv. [Unification in the Name of Jesus: Orthodox Public Organizations of the Central Ural in the Middle of 19th — Early 20th Centuries]. Ekaterinburg, 2008.

17. Nechaev M. G. Permskaia eparkhiia v Sinodal'nyi period [Perm Eparchy During the Synod Period]. Vekhi khristianskoi istorii Prikam'ia. Materialy chtenii, posviashchennykh 540-leti-iu kreshcheniia Permi Velikoi [Milestones of the Christian History of the Kama River Region. Materials of the Readings Dedicated to the 540th Anniversary of the Great Perm Christening]. Perm, 2003, pp. 36-55.

18. Palladiy (Pyankov), arkhim. Obozrenie permskogo raskola tak nazyvaemogo «Staroobri-adstva» [Review of the Perm Split of the So-Called "Old Belief"]. Saint Petersburg, 1863.

19. Peremeny po sluzhbe [Job Changes]. Permskie eparkhial'nye vedomosti — Perm Diocesan Gazette, 1901, no. 20, Official Section, p. 300.

20. Peremeny po sluzhbe [Job Changes]. Permskie eparkhial'nye vedomosti — Perm Diocesan Gazette, 1901, no. 24, Official Section, p. 335.

21. Pereskokov L. V. Ot pervykh missionerov k Permskoi eparkhii [From First Missionaries to the Perm Diocese]. Khristianskaia kul'turapermskogo Prikam'ia [Christian Culture of the Perm Kama Region]. Perm, 1998, pp. 37-83.

22. Popov Ye., prot. Velikopermskaia i Permskaia eparkhiia (1379-1879) [The Great Perm and Perm Diocese (1379-1879)]. Piatisotletie propovedi Sv. Stefana Permskogo, pochti stoletie Permi i pochti trekhsotletie pokoreniia Sibiri [The 500th Anniversary of the Preaching of St. Stephen of Perm, Nearly a Centenary of Perm and Almost Three Hundred Years of the Subjugation of Siberia]. Perm, 1879.

23. Poslednie dni, smert' i pogrebenie dukhovnika seminarii, protoiereia S. A. Lukanina [Last Days, Death and Burial of Archpriest S. A. Lukanin, Spiritual Father of the Seminary]. Permskie eparkhial'nye vedomosti — Perm Diocesan Gazette, 1904, no. 12, Unofficial Section.

24. Seraphim (Kuznetsov), ierom. Slovo, prochitannoe v tserkvi pri grobe osnovate-lia Belogorskogo monastyria protoiereia o. Stefana Aleksandrovicha Lukanina 14 marta 1904 goda [The Word Read in the Church at the Coffin of the Founder of the Belogorsk Monastery, Archpriest Stefan Aleksandrovich Lukanin, on March 14th, 1904]. Slova, besedy i rechi [Words, Interviews and Speeches]. Issue 3. Kungur, 1908, pp. 138-141.

25. Seraphim (Kuznetsov), ierom. Slovo, proiznesennoe na mogile osnovatelia i stroitelia Belogorskogo monastyria protoiereia o. Stefana Aleksandrovicha Lukanina [The Speech Made at the Grave of Archpriest Stefan Aleksandrovich Lukanin, the Founder and Builder of the Belogorsk Monastery]. Slova, besedy i rechi [Words, Interviews and Speeches]. Issue 3. Kungur, 1908, pp. 80-82.

26. Seraphim (Kuznetsov), igum. Pamiati protoiereia Stefana Lukanina (1904-12 marta-1914 goda) [To the Memories of Archpriest Stefan Lukanin (1904 — March, 12 — '914)]. Go-los dolga — Voice of Duty, 1914, no. 1, pp. 34-49; no. 2, pp. 113-123; no. 3, pp. 223-230; no. 4, pp. 295-298; no. 5/6, pp. 374-382; no. 7, pp. 441-447; no. 8, pp. 510-520; no. 9, pp. 605-609; no. 10/11, pp. 692-700; no. 12, pp. 778-787; 1915, no. 1, pp. 32-37; no. 2, pp. 99-102.

27. Shestakov I., sviashch. Kratkii istoricheskii ocherk stoletiia Permskoi eparkhii (1799 — 16 oktiabria — 1899) [Short Historical Sketch of the Centenary of the Perm Diocese (1799 — October, 16th — 1899)]. Perm, 1899.

28. Shestakov I., sviashch. Protoierei Stefan Aleksandrovich Lukanin [Archpriest Stefan Aleksandrovich Lukanin]. Saint Petersburg, 1909.

29. Skamyanova T. Yu. Istoriia ustroeniia i razoreniia Belogorskogo monastyria Permskoi eparkhii, konets XIX — nach. XX vekov [History of Organization and Devastation of the Belogorsk Monastery of Perm Diocese, Late 19th — Early 20th Centuries]. Moscow, 2010.

30. Slovtsov I., sviashch. Preosviashchennyi Arkadii kak deiatel' po obrashcheniiu raskol'nikov Permskoi eparkhii v nedra Pravoslavnoi Tserkvi [Reverend Arkady as a Leader in Converting Dissenters of the Perm Diocese into the Orthodox Church]. Permskie eparkhial'nye vedomosti — Perm Diocesan Gazette, 1874, Unofficial Section, no. 21, pp. 211-219; no. 22, pp. 221229; no. 23, pp. 233-242; no. 24, pp. 243-258; no 28, pp. 291-298; no. 29, pp. 301-306; no. 30, pp. 309-318; no. 31, pp. 319-328; no. 32, pp. 329-336.

31. Stefan (Matveyev), ierom. Kratkoe zhizneopisanie arkhimandrita Ilii, permskogo missione-ra, nastoiatelia Solikamskogo Troitskogo monastyria [Brief Biography of Archimandrite Elias, Perm Missionary, Father Superior of the Solikamsk St. Trinity Monastery]. Moscow, 1852.

32. Viatkin V. V. Permskoi eparkhii — 200 let. Vekhi missionerskogo puti [Perm Eparchy is 200 Years. Milestones of a Missionary Way]. Stranitsy proshlogo: Izbrannye materialy krae-vedcheskikh Smyshliaevskikh chtenii v Permi [Pages of the Past: Selected Materials of the Ethnographical Smyshlyaev Readings in Perm]. Issue 2. Perm, 1999, pp. 72-78.

33. Viatkin V. V. Velichie i tragediia Ural'skogo Afona (Istoriia Belogorskogo monastyria) [Greatness and Tragedy of the Ural Athos]. Perm, 1996.

34. Zhurnal Permskoi Dukhovnoi Konsistorii [Journal ofthe Perm Spiritual Consistory]. Permskie eparkhial'nye vedomosti — Perm Diocesan Gazette, 1894, no. 6, Official Section, pp. 94-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.