Научная статья на тему 'Новые факты к биографии священномученика Константина Богоявленского (1896-1918)'

Новые факты к биографии священномученика Константина Богоявленского (1896-1918) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
50
9
Поделиться
Ключевые слова
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КОНСТАНТИН БОГОЯВЛЕНСКИЙ / СОБОР СВЯТЫХ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ / ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ / СЕЛО МЕРКУШИНСКОЕ / THE NEW-MARTYR KONSTANTIN BOGOYAVLENSKY / THE EKATERINBURG RELIGIOUS SCHOOL / MERKUSHINO / THE EKATERINBURG DIOCESE SAINT COUNCIL

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Печерин Андрей Владимирович, Стукова Наталья Леонтьевна

В статье исследуется биография самого молодого священномученика из Собора святых Екатеринбургской митрополии, выпускника Екатеринбургского духовного училища, клирика Михаило-Архангельской церкви с. Меркушинского Верхотурского уезда иерея Константина Богоявленского, расстрелянного в 1918 году. На основании анализа широкого круга источников авторы уточняют ряд фактов из биографии священномученика, а также приводят некоторые новые сведения, ранее не публиковавшиеся. Так, например, найдена ценная информация о венчании Константина с Раисой Сидяковой, прояснен вопрос о рукоположении Константина Богоявленского после Февральской революции 1917 года, когда в Екатеринбурге не было епископа. Кроме этого, в статье приводятся новые сведения об отце священномученика диаконе Стефане Григорьевиче Богоявленском: установлено, что первоначально он служил учителем в Ковровском уезде Владимирской губернии, а после переезда всей семьи Богоявленских на Урал принял диаконский сан и стал совершать свое служение сначала в Казанско-Богородицкой церкви Екатеринбургского духовного училища, затем последовательно в Свято-Духовской церкви, в Успенском храме Верх-Исетского завода и в Петро-Павловской церкви Васильево-Шайтанского завода (ныне г. Первоуральск). В статье исследуются годы учебы Константина Богоявленского в Екатеринбургском духовном училище и Пермской духовной семинарии, приводятся новые сведения о его супруге.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Печерин Андрей Владимирович, Стукова Наталья Леонтьевна,

New data concerning the biography of the new-martyr Konstantin Bogoyavlensky (1896-1918)

The article presents some new biographical data concerning the priest Konstantin Bogoyavlensky, the youngest new-martyr among the Saints of the Ekaterinburg diocese; a graduate of the Ekaterinburg Religious school, he served in the village of Merkushino at the Verkhoturie district and was shot in 1918. Having analyzed a wide range of historical sources, the authors find out new facts concerning Konstantin Bogoyavlensky’s life and define some information given in the new-martyr’s biography more accurately. For example, the researchers discovered that the Bogoyavlensky’s family had moved to the Urals from the Kovrovsky district of the Vladimir region; Konstantin was born in a teacher’s family (and not in deacon’s) as his father Stefan Grigorievich became a deacon later, in 1896 in Ekaterinburg; the first church in which his father served as a priest was Kazansko-Bogoroditskaya church at the Ekaterinburg Religious school and it was the church where Konstantin’s father was actually ordained and served for the next 6 months (it was not Uspensky church at the Verkh-Isetsky plant). The authors presume that until the mid19th century Konstantin’s ancestors had born the surname Kolokolovs’. The closest contacts of the Bogoyavlensky family with the Svyato-Dukhovskaya church are mentioned for the first time. The article displays in detail the school years of Konstantin Bogoyavlensky as well as the social position of his family in different periods. According to the materials captured by the Canonization Committee of the Ekaterinburg diocese in the village of Merkushinskoye, one may assume that Konstantin’s shooting was a demonstrative execution; the authors also suggest some circumstances that might have caused re-burial.

Текст научной работы на тему «Новые факты к биографии священномученика Константина Богоявленского (1896-1918)»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1(17). 2017, 132-152

А. В. Печерин, Н. Л. Стукова

новые факты к биографии сбященномученика Константина богоявленского (1896-1918)

В статье исследуется биография самого молодого священномученика из Собора святых Екатеринбургской митрополии, выпускника Екатеринбургского духовного училища, клирика Михаило-Архангельской церкви с. Меркушинского Верхотурского уезда — иерея Константина Богоявленского, расстрелянного в 1918 году.

На основании анализа широкого круга источников авторы уточняют ряд фактов из биографии священномученика, а также приводят некоторые новые сведения, ранее не публиковавшиеся. Так, например, найдена ценная информация о венчании Константина с Раисой Си-дяковой, прояснен вопрос о рукоположении Константина Богоявленского после Февральской революции 1917 года, когда в Екатеринбурге не было епископа. Кроме этого, в статье приводятся новые сведения об отце священномученика — диаконе Стефане Григорьевиче Богоявленском: установлено, что первоначально он служил учителем в Ков-ровском уезде Владимирской губернии, а после переезда всей семьи Богоявленских на Урал принял диаконский сан и стал совершать свое служение сначала в Казанско-Богородицкой церкви Екатеринбургского духовного училища, затем последовательно в Свято-Духовской церкви, в Успенском храме Верх-Исетского завода и в Петро-Павловской церкви Васильево-Шайтанского завода (ныне г. Первоуральск). В статье исследуются годы учебы Константина Богоявленского в Екатеринбургском духовном училище и Пермской духовной семинарии, приводятся новые сведения о его супруге.

Ключевые слова: священномученик Константин Богоявленский, Собор святых Екатеринбургской епархии, Екатеринбургское духовное училище, село Меркушинское.

Священномученик Константин Богоявленский прожил всего 22 года. Однако до сих пор трудно документально подтвердить все факты его биографии. Так, например, остается неизвестным даже место и точная

132

© А. В. Печерин, Н. Л. Стукова, 2017

дата его рождения. Для изучения его жизненного пути потребовалось обратиться к целой группе источников: епархиальным ведомостям, спискам выпускников духовных семинарий, епархиальным справочным книжкам и адрес-календарям, метрическим книгам, следственным делам, материалам Екатеринбургской комиссии по канонизации святых по обретению мощей священномученика. Совокупный анализ этих источников, далеко еще не полный, позволяет пока лишь приблизительно реконструировать биографию священномученика.

Константин Богоявленский родился в Ковровском уезде Владимирской губернии в семье Стефана Григорьевича Богоявленского и его супруги Евдокии Петровны. Отец имел звание почетного гражданина и происходил из духовного сословия, окончил четыре класса Владимирской духовной семинарии. Можно сделать предположение о том, что дедом священномученика был клирик Владимирской епархии, иерей Григорий Иванович Богоявленский, служивший с 1847 года в разных приходах Владимирской губернии, а с 1883 года находившийся за штатом. Фамилия Богоявленский, возможно, была получена священником Григорием Ивановичем вместо фамилии Колоколов в то время, когда он учился в семинарии. Предположение о родстве сделано на основании того, что в списках выпускников Владимирской духовной семинарии числится только один Григорий Богоявленский (выпуск 1846 года), к 1901 году скончавшийся1.

Стефан Григорьевич Богоявленский работал учителем в разных школах Владимирской губернии. Известно, что в 1882 году он с семьей проживал в с. Алексино Ковровского уезда, а в 1898 году преподавал в Дербеневском народном училище2.

1 Списки воспитанников Владимирской семинарии. 1750-1900 / сост. Н. Малицкий. М., 1902. С. 45.

2 Епархиальные известия. Перемены по службе // Екатеринбургские епархиальные ведомости (ЕЕВ). 1898. № 7. С. 182. Точное местонахождение этого училища определить пока, к сожалению, не удалось. Известно лишь, что купцы Дербеневы в конце XIX в. были благодетелями церковно-приходской школы в с. Петровском на Уводи, где в Троицкой церкви священником служил известный пастырь — протоиерей Михаил Златоустов. Дербеневы основали также мужское двухклассное приходское (народное) училище в г. Коврове. См.: Церковно-приходские школы Владимирской епархии в 1888-89 учебном году // Владимирские епархиальные ведомости. 1890. № 12. С. 392; Тайны старых фотографий // Город Ковров: интернет-журнал. URL: http://www.ikovrov. ru/history/14127-2016-09-15-11-35-38.html (дата обращения: 10.01.2017).

В семье Стефана Богоявленского было много детей. На фотографии, датированной 1901 годом, запечатлены: отец Стефан, матушка Евдокия, шестеро сыновей и две дочери. К настоящему времени известны следующие имена детей: Дмитрий (1879 г. р.), Иван (1882 г. р.), Виктор (1885 г. р.), Аркадий (1892 г. р.), Константин (1896 г. р.) и Мария (см.: Ил. 1).

О ближайших родственниках Константина известно, что Дмитрий, окончив Духовную академию со званием кандидата богословия, стал помощником инспектора в Пермской семинарии; Иоанн окончил Пермскую семинарию и после 1917 года принял священнический сан; Виктор, по окончании 3-х классов Пермской семинарии в 1904 году3, служил псаломщиком в Пермской, Екатеринбургской и Омской епархиях4; Аркадий, с отличием окончив Пермскую духовную семинарию в 1911 году, получил назначение на священническую должность, а в 1916 году поступил в духовную академию; Мария в 1915 году окончила Екатеринбургское епархиальное женское училище5. Иоанн Стефанович Богоявленский служил в Лузинской (Александро-Невской) и Иоанно-Предтеченской церквях. Находился в обновленческом и григорианском расколах. В 1931 году был приговорен по 58-10 и 121 ст. УК РФ к пяти годам заключения в ИТЛ, а в 1937 году был вновь арестован и расстрелян6.

В 1898 году Стефан Григорьевич Богоявленский решает принять священный сан и поступить на службу в Екатеринбургскую епархию. По какой причине был выбран именно Екатеринбург, неизвестно, но для владимирского духовенства его случай в то время был отнюдь не единичным. Например, в 1897 году в Екатеринбург на должность псаломщика перевелся бывший учитель из Владимирской губернии Петр Беляев, убитый большевиками в 1918 году и канонизированный Церковью в лике святых.

24 марта 1898 года Стефан Григорьевич был определен к Казанско-Богородицкой церкви Екатеринбургского духовного училища7, а через

3 Разрядный список учеников Пермской Духовной Семинарии 1903-1904 гг. // ЕЕВ. 1913. № 13. С. 232.

4 Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1907. № 30. С. 400; 1910. № 12. С. 160-161.

5 Чумакова Э. Е. Воспитанницы: Екатеринбургское епархиальное женское училище (1880-1920). Екатеринбург, 2008. С. 46.

6 Следственное дело Ивана Степановича Богоявленского за 1937 г. // ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 38335.

7 Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1898. № 7. С. 182.

три дня, 29 марта, рукоположен в диаконский сан8. 2 сентября сверхштатный диакон Стефан Богоявленский был перемещен к градо-Екате-ринбургской Свято-Духовской церкви, где имелось свободное штатное место псаломщика. В семье Богоявленских хорошо пели, и отец устроил сына Иоанна певчим в Свято-Духовскую церковь.

21 января 1903 года глава семейства был переведен на штатную диаконскую вакансию к Успенской церкви Верх-Исетского завода9, находившейся сравнительно недалеко от духовного училища (заводской поселок примыкал к г. Екатеринбургу вплотную). Здесь прошло детство Константина, здесь он получил начальное образование, окончив двухклассную церковно-приходскую школу, законоучителем в которой работал его отец10. С 1906 по 1911 гг. Константин обучался в Екатеринбургском духовном училище11. На первых порах учеба давалась ему с большим трудом: в 1908 году, по окончании второго класса, Константин имел долги по русскому языку письменно, латинскому языку и арифметике12. Вероятно, именно из-за этого он смог перейти в третий класс лишь через год — в 1909 году13. По окончании третьего класса он в числе двадцати учеников вновь был оставлен на переэкзаменовку, на этот раз по греческому языку14. Однако все экзамены сдал успешно, перевелся в четвертый класс и в 1911 году, окончив училище, поступил в Пермскую духовную семинарию15.

8 Епархиальные известия. Архиерейские служения // ЕЕВ. 1898. № 8/9. С. 211.

9 Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1903. № 3. С. 45.

10 Отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Екатеринбургской епархии за 1905-1906 учебный год // ЕЕВ. 1907. № 5. С. 11-12.

11 Список учеников Екатеринбургского духовного училища, составленный после годичных испытаний за 1906-1907 учебный год // ЕЕВ. 1907. № 24. С. 310.

12 Список учеников Екатеринбургского духовного училища, составленный после годичных испытаний за 1907-1908 учебный год // ЕЕВ. 1908. № 25. С. 288.

13 Разрядный список учеников Екатеринбургского духовного училища, составленный после годичных испытаний за 1908-1909 учебный год // ЕЕВ. 1909. № 26. С. 377.

14 Разрядный список воспитанников Екатеринбургского духовного училища, составленный по окончании годичных испытаний в мае и июне 1910 г. // ЕЕВ. 1910. № 27. С. 472.

15 Список учеников Екатеринбургского духовного училища, составленный после годичных испытаний за 1910-1911 учебный год // ЕЕВ. 1911. № 27. С. 203; Разрядный список учеников Пермской духовной семинарии, составленный после испытаний в

Судя по тому, что 30 декабря 1909 г. в Екатеринбургской консистории разбиралось дело «О нетрезвости диакона Верх-Исетского завода Стефана Богоявленского»16 (и было вынесено постановление «произвести следствие»), семью Богоявленских в те годы постигли большие неприятности. О результатах следствия ничего не известно, но 23 августа

1911 г. Стефан Богоявленский был перемещен к Петро-Павловской церкви Васильево-Шайтанского завода17 (ныне г. Первоуральск), где 6 марта

1912 г., в возрасте 54 лет он скончался от сыпного тифа18. Стефана Григорьевича похоронили 9 марта в церковной ограде. Епархиальное попечительство стало выплачивать вдове небольшую сумму. После смерти отца несовершеннолетние Константин и Мария были приняты на содержание епархиального попечительства о бедных духовного звания. В 1914 году на сберегательной книжке на детей умершего диакона содержалось 265 руб. 58 коп.19. В епархиальном женском училище, где училась Мария в 1914/1915 году, она была принята на полное епархиальное со-держание20. Такая поддержка епархии могла быть связана только с крайне затруднительным материальным положением, в котором находились дети, потерявшие кормильца. Таким образом, уже с юности Константин познал и горечь потери близкого человека, и бремя бедности.

В семинарии Константин учился хорошо21. Если поначалу он значился в списках второго разряда, то к концу обучения перешел в пер-

мае-июне 1912 года // ЕЕВ. 1912. № 28. С. 307.

16 Журналы Екатеринбургской духовной консистории за 2-ю половину 1909 г. // ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 250. Л. 923-924 об.

17 Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1911. № 36. С. 330.

18 Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1912. № 12. С. 158.

19 Отчет о приходе, расходе и остатке сумм, состоящих в ведении Екатеринбургского епархиального попечительства // ЕЕВ. 1914. № 39. С. 16.

20 Список воспитанниц Екатеринбургского епархиального женского училища, принятых на полное епархиальное и полуепархиальное содержание в 1914-1915 учебном году // ЕЕВ. 1915. № 5. С. 48.

21 Разрядный список учеников Пермской духовной семинарии, составленный после испытаний в апреле-мае 1913 года // ЕЕВ. 1913. № 26. С. 338; Разрядный список воспитанников Пермской духовной семинарии, составленный после испытаний в мае-июне 1914 года // ЕЕВ. 1914. № 27. С. 264; Разрядный список учеников Пермской духовной семинарии, составленный после годичных испытаний в 1914-1915 учебном году // ЕЕВ. 1915. № 24. С. 333; Список воспитанников 6 и 5 классов Пермской духовной семинарии, составленный педагогическим собранием Правления семинарии после годич-

вый разряд (то есть стал учиться без троек). Позднее даже коммунисты признавали его авторитет и отмечали образованность, называя «попом-академиком»22, хотя Константин академического образования не имел. Снимать частную квартиру не позволяли средства, поэтому он жил в общежитии на Монастырской улице. Жизнь в «бурсе» сплотила студентов, со многими из них у Константина завязалась крепкая дружба.

Годы обучения Константина в Пермской семинарии совпали с благими переменами в жизни учащихся, связанными с деятельностью ректора архимандрита Пимена (Белоликова), будущего епископа Семире-ченского и Верненского (прославленного ныне в лике новомучеников), а также инспектора Николая Ивановича Знамировского, принявшего впоследствии монашество с именем Стефан и возведенного в сан архиепископа. Во времена гонений они оба проявили мужество и верность Церкви. На протяжении двух десятилетий после Октябрьского переворота архиепископ Стефан шесть раз подвергался арестам, много лет провел в тюремном заключении и в исправительно-трудовых лагерях. 17 ноября 1941 г. архиепископа Стефана приговорили к высшей мере наказания — расстрелу.

Архимандрита Пимена любили как студенты, так и жители Перми. Николай Знамировский также пользовался огромным авторитетом среди студентов и духовенства Пермской и Екатеринбургской епархий: во время первых открытых выборов правящего архиерея для Екатеринбургской епархии в 1917 году на этот пост он был избран большинством голосов. Константин был с Н. И. Знамировским в близких дружеских отношениях.

На шестом курсе советом семинарии было проведено распределение студентов на приходы, в которых им предстояло нести свое служение. Определившиеся к тому времени в семейной жизни семинаристы распределялись на священнические места, а холостые — на места псаломщиков. 6 февраля 1917 г. Константин Богоявленский и его однокурсник Александр Гашев были, как указано в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях», «предназначены к определению»23 на служение

ных испытаний в 1916 году // ЕЕВ. 1916. № 24. С. 164.

22 Голков Г. С. История ВКП(б) Меркушинской волостной организации Верхотурского уезда. Воспоминания // ЦДООСО. Ф. 221. Оп. 2. Д. 570. Л. 4.

23 Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1917. № 8. С. 48.

в село Меркушинское Верхотурского уезда — место жизни и подвигов праведного Симеона Верхотурского. Это был один из немногих паломнических центров Екатеринбургской епархии, который посещало множество верующих людей, особенно в дни памяти праведного Симеона. Население занималось хлебопашеством, заготовкой и сплавом леса, охотой и ремеслами. Народ был «промышлен и довольно зажиточный»24. Церковный причт значился трехштатным, восьмичленным, то есть состоял из трех священников, двух диаконов и трех псаломщиков. Настоятелем прихода был священник Стефан Кельсиевич Старцев, вторым священником служил Алексий Стефанович Хлынов.

Константин Богоявленский получил назначение на должность священника, а Александр Гашев — на место псаломщика. Чуть позже, 20 марта, псаломщиком в Михайло-Архангельский приход с. Меркушинского был назначен и еще один однокурсник Константина — Григорий Старцев.

12 апреля 1917 года в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы состоялось бракосочетание студента25 Константина Богоявленского и его невесты, мещанской дочери Раисы Федоровой Сидяковой (см.: Ил. 2). Венчание совершал протоиерей Никанор Пономарев с диаконом Николаем Клобуковым и псаломщиком Василием Богородицким. Поручителями по жениху были инспектор Пермской духовной семинарии, кандидат богословия Николай Иванович Знамировский и ученик 4-го класса семинарии Константин Протогенович Щапков; по невесте — пермский мещанин Петр Федорович Сидяков (по всей видимости, брат невесты) и юговский волостной сельский обыватель Иоанн Михайлович Сименников26.

Раиса Федоровна родилась 1 июня 1895 г. в Перми в семье крестьянина Федора Васильевича Сидякова и его супруги Домники Ивановны, выходцев из Тульской губернии. В Перми Федор Васильевич работал на епархиальном свечном заводе, семья жила в церковном доме при Рож-дество-Богородицкой церкви. В этом же доме во время учебы в семи-

24 Поездка Его Преосвященства Преосвященнейшего Серафима, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей епархии // ЕЕВ. 1914. № 32. С. 691.

25 В метрической книге указано: студент Пермской семинарии, что означало - выпускник Пермской семинарии, окончивший по первому разряду, со званием студента.

26 Метрическая книга Рождество-Богородицкой церкви за 1917 год // ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 1077. Л. 81 об.-82.

нарии снимал квартиру Аркадий Богоявленский. Возможно, навещая брата, Константин там и познакомился со своей будущей супругой.

В личном архиве К. В. Фроловой сохранилась фотография Константина, сделанная в день свадьбы в пермском фотоателье Н. А. Бур-денкова. Невеста запечатлена в свадебном платье, а жених в семинарском кителе. На обратной стороне снимка сохранилась проникновенная надпись, выполненная рукой Константина: «Дорогому приятелю и товарищу по семинарии, милому чудаку, всегда веселому Шуре. Помни, милый, нас и не забывай, и когда будет в твоей жизни черное облачко, вспомни тогда наше совместное беспечное житье в селе Меркушинском. Помни и не забывай. Твой священник Константин и Раиса Богоявленские 1917-го года июля 4-го дня. Село Меркушинское». Запись позволяет сделать вывод о крепкой дружбе студентов семинарии, выразившейся в том, что после выпуска друг Александр приезжал к Константину в Меркушинское погостить, а также о том, что жизнь молодых супругов до революционных событий протекала мирно и светло.

Константину предстояло принять иерейский сан, но, поскольку Екатеринбургская епархия осталась в то время без правящего архиерея, рукополагать его было некому. 21 апреля 1917 года Екатеринбургская духовная консистория направила в Святейший Синод срочную телеграмму: «Студент семинарии Богоявленский назначен епископом Серафимом священником в Екатеринбургскую епархию. Благоволите разрешить соседнему епископу рукоположить Богоявленского в виду крайней нужды»27. Ответа не последовало. В мае 1917 года Екатеринбургская духовная консистория направила лично обер-прокурору Святейшего Синода повторную просьбу, а затем и рапорт с прошением «в виду незамещения в городе Екатеринбурге епископской кафедры, спешности некоторых дел» разрешить рукополагать в священнический сан какому-либо соседнему епископу28. По решению Святейшего Синода временное управление Екатеринбургской епархией было поручено второму викарию Оренбургской епархии, Челябинскому епископу Серафиму (Александрову), который управлял Челябинским викариатством с 24 марта 1916 г. по 1 апреля 1918 г. Видимо, им и было совершено рукоположение. Отец Константин отправился в Меркушинское на должность третьего

27 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 112. Л. 218.

28 Там же. Л. 209.

священника в смутное время, исполненный высокими идеалами христианского и пастырского служения. С 19 мая 1917 года в метрических книгах стоит его подпись29. Так началось короткое служение иерея Константина в с. Меркушинском.

С начала 2000-х гг. церковные исследователи активно занимаются изучением восстания крестьян Меркушинской волости в 1918 году, названного в советской историографии Деревянной войной30. Самым главным вопросом остается характер восстания: было ли оно только религиозным шествием (крестным ходом), или носило антибольшевистский характер («Деревянная война»). Если же мотивы шествия переплетались, то в каком соотношении (крестный ход или «крестовый поход»)? В настоящее время большинство исследователей склоняется к тому, что это был все же крестный ход: шли в Верхотурье в основном женщины, мужчины их охраняли. Так или иначе, иерей Константин Богоявленский не был во главе этого шествия. И, может быть, даже не участвовал в нем. Он пострадал как жертва показательной казни, проведенной для запугивания меркушинских крестьян. Свидетельства о том, что священника и арестованных вместе с ним церковного старосту и двух крестьян заставили рыть себе могилу, выглядят правдоподобными. Казнили их 14 (27) июля на краю сельского кладбища. Как показала экспертиза после поднятия мощей священномученика, он был убит одним выстрелом в голову. 17 (30) июля священник был отпет и перезахоронен в церковной ограде. Отпевание совершали священник Алексей Хлынов, диакон Феодор Алексеев и псаломщик Александр Гашев31.

29 Александр Гашев стал служить в с. Меркушинском псаломщиком с июня 1917 года. Его подписи также имеются в метрических книгах за 1917-1918 гг.

30 См.: Муртузалиева Л. Ф. Меркушинский «мятеж» // Четыре века православного монашества на Восточном Урале: материалы церк.-ист. конф. (Екатеринбург - Мер-кушино, 17-20 сент. 2004 г.). Екатеринбург, 2004. С. 176-179; Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2008. С. 252-259; Глинских Сергий, свящ. «Деревянная война» 1918 года в Верхотурском уезде // Вестник истории Верхотурского уезда. Вып. 3. Верхотурье, 2012. С. 29-39. Новиков С. В. Контрреволюционное восстание или крестный ход 1918 года в селе Меркушине Верхотурского уезда? // Церковь. Богословие. История: материалы III Междунар. научн.-богосл. конф. (Екатеринбург, 6-7 февраля 2015 г.). Екатеринбург, 2015. С. 488-494; Печерин А. В. Очищение огнем: Репрессии против православного духовенства Екатеринбургской епархии летом 1918 года. Екатеринбург, 2016. С. 131-133.

31 Жития святых Екатеринбургской епархии. С. 255.

Ил. 2. Константин Стефанович

и Раиса Федоровна (Сидякова) Богоявленские. 1917 г.

Ил. 3. Рака с мощами сщмч. Константина в храме во имя Михаила Архангела с. Меркушино

Ил. 4. Высокопреосвященный Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский во время молебна перед мощами сщмч. Константина Богоявленского, 29 июля 2014 г.

Мощи священномученика Константина были обнаружены 31 мая 2002 г. во время расчистки территории меркушинского храма от строительного мусора за полтора месяца до официальной канонизации святого (15 июля). Могила находилась у левого алтаря храма, на том месте, где традиционно погребали духовенство.

Члены комиссии по канонизации, присутствовавшие при обретении мощей священномученика Константина, отметили ряд деталей, свидетельствующих о поспешном захоронении:

1) гроб был зарыт неглубоко (на 50 см)32;

2) не была обнаружена обувь (ее могли снять перед показательным расстрелом);

3) священник погребен, по всей видимости, в чужом гробу (т. к. голова соприкасалась с верхней стенкой, а ноги так плотно прилегали к нижней, будто были в нее вдавлены);

4) вместо мелкой стружки, которую принято обычно насыпать в гроб, лежала очень крупная, а под головой вместо подушечки находились два березовых веника (это можно объяснить отсутствием необходимых для погребения предметов);

5) полы фелони обильно закапаны свечой (что может свидетельствовать о том, что погребение совершалось в темноте)33;

6) облачение священника было составлено из разных комплектов: все оно было желтым, но узор на поручах был другого рисунка, чем на фелони, и без серебряных нитей; воздух на голове иерея был из красного бархата (вероятно, это то, что смогли найти).

Обретение мощей нового угодника Божьего, священномучени-ка Константина Меркушинского сопровождалось у присутствовавших высоким духовным подъемом. Вложенный в руки Константина Богоявленского лист с разрешительной молитвой истлел, а сложение пальцев, когда-то сжимавших его, походило на благословляющий жест: будто священник вскинул руку, но еще не успел окончательно сложить пальцы, —

32 Стукова Н. Л. Обретение мощей священномученика Константина Меркушинского и чудеса по его молитвам. Рукопись // Архив Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря (г. Екатеринбург).

33 Пример подобного отпевания священника при господстве красных: «4-го сентября в 40-й день расстрела в нашем селе о. П. Горных и двух моих прихожан тихонько ночью отпел их на кладбище». См.: Троицкий Ф. И. Гонения и расстрелы духовенства. Ирбитский уезд // Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 17-18. С. 346-350.

и так всех благословляет. И еще одну деталь с удивлением заметили все без исключения — от останков совершенно не исходило запаха тления.

В настоящее время мощи священномученика почивают в Михаило-Архангельском храме села Меркушино — на подворье Александро-Не-вского Ново-Тихвинского женского монастыря. Сестрами ведется запись случаев благодатной помощи по его молитвам. Приведем лишь некоторые.

Кузьмина Ксения Геннадьевна, Воронежская обл., г. Семилуки.

«Моей невестке не разрешали рожать. Но мы везде заказывали службы, молебны. Вот и в Меркушино я заказала молебен священному-ченику Константину, купили наборы святого праведного Симеона и свя-щенномученика Константина. Родилась здоровая девочка — Дашенька! И у самой мамы прекратили болеть почки. Сейчас обе здоровы, беременность была не в тягость, до родов невестка пела в церковном хоре».

Ирина Сергеевна Ашуркова, г. Екатеринбург.

В первый раз приезжала в Меркушино в 2006 году. Была больна воспалением яичников, при этом заболевании беременность невозможна. После приезда в с. Меркушино забеременела. Прикладывалась к мощам священномученика Константина и молилась.

Терницына Роза Михайловна, п. Восточный.

«В 2007 году я обнаружила опухоль левой груди величиной с грецкий орех. Очень испугалась. В больницу обратиться я не могла, поскольку на следующий день надо было идти на работу. Нашла елейное масло от мощей священномученика Константина, начала обращаться к нему с просьбой о помощи и крестообразно мазать опухоль. Через неделю опухоль была с фасолину. Сходила в больницу: направили в областную больницу. Опять не получилось съездить. Продолжала молиться и помазывать опухоль. Через некоторое время опухоль стала уже с горошину, а потом и совсем исчезла. В больницу я по этому поводу больше не ходила. По вере вашей да будет вам!!! Слава Богу за все!»

Матерн Татьяна Анатольевна, Екатеринбург, 2008 год.

Татьяна Анатольевна молилась у мощей священномученика Константина, испрашивая исцеления от бесплодия, и в скором времени ее неплодность разрешилась. Также по молитвам святого Константина ей был дарован второй ребенок.

«14 июля 2012 года г. Серов. Я, Штарклан Лев Михайлович, был в храме Архангела Михаила в 2009 году, молился у мощей священномуче-

ника Константина. У меня было кровоизлияние в голову, и я ослеп. После молитв святому Константину у меня полностью восстановилось зрение».

Зубова Надежда Александровна, Свердловская обл., Слободо-Ту-ринский район, п/о Голяково, д. Зуева.

«В 2008 году мне попала в руки «Областная газета», и там была статья под названием «Не стоит село без праведника» — о расстреле в 1918 году Константина Богоявленского, священника уральского села Меркушино. В этой статье описывалось, что когда нашли останки, то сразу стало ясно, что это мощи святого, и одна женщина стала молиться, чтобы у ее подруги появился ребенок. Подруга много лет не могла родить, а через год, после молитв этой женщины у мощей, родила здорового мальчика. Моя дочь Галина также не могла родить, а с мужем они прожили семь лет. В газете была напечатана также икона священномученика Константина Богоявленского. Я вырезала из газеты эту статью вместе с иконой и стала перед этим образом молиться. И совершилось чудо. Иначе это не назовешь: 27 сентября 2012 года у моей дочери родилась дочь Софья, а у меня появилась выстраданная, вымоленная внучка. Спасибо Богу и всем святым за этот Божий дар, за это чудо. Апрель 2013 года».

2014 г. Об этом случае рассказала прихожанка монастырского храма Всемилостивого Спаса иерею Игорю Стукову. Она ездила в паломническую поездку в Меркушино, и ей дали послушание помыть полы в храме Архистратига Михаила. Убирая в храме, женщина слушала экскурсию, которую проводили невдалеке для паломнической группы. Сестра-экскурсовод рассказала о том, что священномученика Константина похоронили спешно, даже облачение пришлось составить из разных комплектов. Услышав об этом, женщина засомневалась, думала: «Разве так бывает?!» С этими сомнениями она и ушла из храма. В эту же ночь ей приснилось, будто бы она снова моет пол в храме на том же месте и вдруг, обернувшись, видит священника. Он сидит на скамейке в полном священническом облачении, составленном из разных комплектов. Она удивленно смотрит на него, а тот говорит: «Видишь, как ведь бывает!.. » Она подошла под благословение, и священномученик благословил ее сияющей рукой. Конечно, все сомнения у нее после этого сна исчезли.

Список литературы

1. Голков Г. С. История ВКП(б) Меркушинской волостной организации Верхотурского уезда. Воспоминания // ЦДООСО. Ф. 221. Оп. 2. Д. 570. Л. 4.

2. Епархиальные известия. Архиерейские служения // Екатеринбургские епархиальные ведомости (далее — ЕЕВ). 1898. № 8-9. С. 210-213.

3. Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1898. № 7. С. 181-184.

4. Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1903. № 3. С. 45-46.

5. Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1907. № 30. С. 400.

6. Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1910. № 12. С. 160-161.

7. Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1911. № 36. С. 329-331.

8. Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1912. № 12. С. 157-158.

9. Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1917. № 8. С. 48-49.

10. Епархиальные известия. Перемены по службе // ЕЕВ. 1917. № 13-14. С. 77-79.

11. Журналы Екатеринбургской духовной консистории за 2-ю половину 1909 г. // Государственный архив Свердловской области. Ф. 6. Оп. 4. Д. 250. Л. 923-924 об.

12. Метрическая книга Рождество-Богородицкой церкви г. Перми за 1917 год // Государственный архив Пермского края. Ф. 37. Оп. 6. Д. 1077. Л. 81 об.-82.

13. Муртузалиева Л. Ф. Меркушинский «мятеж» // Четыре века православного монашества на Восточном Урале: материалы церковно-исторической конференции, посвященной 400-летию Верхотурского Николаевского монастыря, 360-летию Далматов-ского Успенского монастыря, 300-летию переноса мощей святого праведного Симеона Верхотурского (Екатеринбург — Меркушино, 17-20 сент. 2004 г.). Екатеринбург, 2004. С. 176-179.

14. Новиков С. В. Контрреволюционное восстание или крестный ход 1918 года в селе Меркушине Верхотурского уезда? // Церковь. Богословие. История: материалы III Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 6-7 февраля 2015 г.). Екатеринбург, 2015. С. 488-494.

15. Отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Екатеринбургской епархии за 1905-1906 учебный год // ЕЕВ. 1907. № 5. С. 1-48.

16. Отчет о приходе, расходе и остатке сумм, состоящих в ведении Екатеринбургского епархиального попечительства за 1913 год // ЕЕВ. 1914. № 39. С. 1-16.

17. Печерин А. В. Очищение огнем: Репрессии против православного духовенства Екатеринбургской епархии летом 1918 года. Екатеринбург, 2016. 172 с.

18. Поездка Его Преосвященства Преосвященнейшего Серафима, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей епархии // ЕЕВ. 1914. № 32. С. 691-696.

19. Разрядный список воспитанников Екатеринбургского духовного училища, составленный по окончании годичных испытаний в мае и июне 1910 г. // ЕЕВ. 1910. № 27. С. 471-473.

20. Разрядный список воспитанников Пермской духовной семинарии, составленный после испытаний в мае-июне 1914 года // ЕЕВ. 1914. № 27. С. 261-266.

21. Разрядный список учеников Екатеринбургского духовного училища, составленный после годичных испытаний за 1908-1909 учебный год // ЕЕВ. 1909. № 26. С. 376-378.

22. Разрядный список учеников Пермской духовной семинарии 1903-1904 гг. // ЕЕВ. 1904. № 13. С. 229-235.

23. Разрядный список учеников Пермской духовной семинарии, составленный после испытаний в мае-июне 1912 года // ЕЕВ. 1912. № 28. С. 302-308.

24. Разрядный список учеников Пермской духовной семинарии, составленный после испытаний в апреле-мае 1913 года // ЕЕВ. 1913. № 26. С. 335-340.

25. Разрядный список учеников Пермской духовной семинарии, составленный после годичных испытаний в 1914-1915 учебном году // ЕЕВ. 1915. № 24. С. 331-337.

26. Священномученик Константин Богоявленский // Жития святых Екатеринбургской епархии / подгот. текстов и фотоматериалов Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. С. 252-259.

27. Священномученик Константин Меркушинский. Екатеринбург: Изд-во Ново-Тихвинского женского монастыря. М.: Паломник, 2012. - 96 с.

28. Сибирския страны украшение (История села Меркушино — места жизни и подвигов праведного Симеона Верхотурского). Екатеринбург: Изд-во Ново-Тихвинского женского монастыря, 2004. 224 с.

29. Следственное дело Ивана Степановича Богоявленского за 1937 г. // Государственный архив административных органов Свердловской области. Ф. 1. Оп. 2. Д. 38335.

30. Списки воспитанников Владимирской семинарии. 1750-1900 / сост. Н. Малицкий. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1902. 336 с.

31. Список воспитанников 6 и 5 классов Пермской духовной семинарии, составленный педагогическим собранием Правления семинарии после годичных испытаний в 1916 году // ЕЕВ. 1916. № 24. С. 163-164.

32. Список воспитанниц Екатеринбургского епархиального женского училища, принятых на полное епархиальное и полуепархиальное содержание в 1914-1915 учебном году // ЕЕВ. 1915. № 5. С. 45-52.

33. Список учеников Екатеринбургского духовного училища, составленный после годичных испытаний за 1906-1907 учебный год // ЕЕВ. 1907. № 24. С. 308-311.

34. Список учеников Екатеринбургского духовного училища, составленный после годичных испытаний за 1907-1908 учебный год // ЕЕВ. 1908. № 25. С. 286-289.

35. Список учеников Екатеринбургского духовного училища, составленный после годичных испытаний за 1910-1911 учебный год // ЕЕВ. 1911. № 27. С. 203-206.

36. Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 г. Екатеринбург: Тип. Е. В. Сониной, 1904. 306 с.

37. Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 г. Екатеринбург: Тип. А. М. Жукова, 1909. 289 с.

38. Стукова Н. Л. Обретение мощей священномученика Константина Меркушинско-го и чудеса по его молитвам: [сообщение на Филаретовском вечере Екатеринбургской духовной семинарии 02.12.2016]. Рукопись // Архив Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря (г. Екатеринбург).

39. Троицкий Ф. И. По епархии. Гонения и расстрелы духовенства. Ирбитский уезд // Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 17-18. С. 346-350.

40. Церковно-приходские школы Владимирской епархии в 1888-89 учебном году // Владимирские епархиальные ведомости. 1890. № 8. С. 252-267; № 9. С. 281-298; № 10. С. 320-339; № 11. С. 365-378; № 12. С. 391-410.

41. Чумакова Э. Е. Воспитанницы: Екатеринбургское епархиальное женское училище (1880-1920). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. 148 с.

Andrey V. Pecherin, Natalia L. Stukova

new data concerning the biography

of the new-martyr konstantin bogoyavlensky (1896-1918)

Abstract

The article presents some new biographical data concerning the priest Konstantin Bogoyav-lensky, the youngest new-martyr among the Saints of the Ekaterinburg diocese; a graduate of the Ekaterinburg Religious school, he served in the village of Merkushino at the Verkhoturie district and was shot in 1918.

Having analyzed a wide range of historical sources, the authors find out new facts concerning Konstantin Bogoyavlensky's life and define some information given in the new-martyr's biography more accurately. For example, the researchers discovered that the Bogoyavlensky's family had moved to the Urals from the Kovrovsky district of the Vladimir region; Konstantin was born in a teacher's family (and not in deacon's) as his father Stefan Grigorievich became a deacon later, in 1896 in Ekaterinburg; the first church in which his father served as a priest was Kazansko-Bogoroditskaya church at the Ekaterinburg Religious school and it was the church where Konstantin's father was actually ordained and served for the next 6 months (it was not Uspensky church at the Verkh-Isetsky plant). The authors presume that until the mid-19th century Konstantin's ancestors had born the surname Kolokolovs'. The closest contacts of the Bogoyavlensky family with the Svyato-Dukhovskaya church are mentioned for the first time. The article displays in detail the school years of Konstantin Bogoyavlensky as well as the social position of his family in different periods. According to the materials captured by the Canonization Committee of the Ekaterinburg diocese in the village of Merkushinskoye, one may assume that Konstantin's shooting was a demonstrative execution; the authors also suggest some circumstances that might have caused re-burial.

Keywords: the new-martyr Konstantin Bogoyavlensky, the Ekaterinburg Religious school, Merkushino, the Ekaterinburg Diocese Saint Council.

1. Chumakova E. Vospitannitsy: Ekaterinburgskoje eparhial'noe zhenskoe uchilische (18801920) [She-pupils: Ekaterinburg eparchy women's school (1880-1920)]. Ekaterinburg, The Urals University Publishing house, 2008, 148 p.

2. Eparhial'nyje izvestija — News of Ekaterinburg Eparchy. Arhierejskije sluzhenia [News of Eparchy. Hierarchial (divine) services]. Ekaterinburgskije eparhialnyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1898, no. 8-9, pp. 210-213.

3. Eparhial'nyje izvestija. Peremeny po sluzhbe [News of Eparchy. Duty changes]. Ekaterinburgskije eparhialnyje vedomosti [Ekaterinburg Eparchial Gazette], 1898, no. 7, pp. 181-184.

4. Eparhial'nyje izvestija. Peremeny po sluzhbe [News of Eparchy. Duty changes]. Ekaterinburgskije eparhialnyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1903, no. 3, pp. 45-46.

5. Eparhial'nyje izvestija. Peremeny po sluzhbe [News of Eparchy. Duty changes]. Ekaterinburgskije eparhialnyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1907, no. 30, pp. 400.

6. Eparhial'nyje izvestija. Peremeny po sluzhbe [News of Eparchy. Duty changes]. Ekaterinburgskije eparhialnyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1910, no. 12, pp. 160-161.

7. Eparhial'nyje izvestija. Peremeny po sluzhbe [News of Eparchy. Duty changes]. Ekaterinburgskije eparhialnyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1911, no. 36, pp. 329-331.

8. Eparhial'nyje izvestija. Peremeny po sluzhbe [News of Eparchy. Duty changes]. Ekaterinburgskije eparhialnyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1912, no. 12, pp. 157-158.

9. Eparhial'nyje izvestija. Peremeny po sluzhbe [News of Eparchy. Duty changes]. Ekaterinburgskije eparhialnyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1917, no. 8, pp. 48-49.

10. Eparhial'nyje izvestija. Peremeny po sluzhbe [News of Eparchy. Duty changes]. Ekaterinburgskije eparhialnyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1917, no. 13-14, pp. 77-79.

11. Gosudarstvennyi arkhiv Permskogo kraja [State Archive of Perm region]. Stock 37. L. 6. Dos. 1077: Metricheskaja kniga Rozhdestvo-Bogoroditskoj tserkvi g. Per'mi za 1917 god [Birth-and-death Records of Rozhdestvo-Bogoroditskaya Church of Perm for 1917].

12. Gosudarstvennyj arhiv administrativnyh organov Sverdlovskoj oblasti [State Archive of Administrative Organs of Sverdlovsk region]. Stock 1. L. 2. Dos. 38335: Sledstvennoje delo Ivana Stepanovicha Bogojavlenskogo za 1937 g. [Investigation files of Ivan Stepanovich Bogoyavlensky, 1937].

13. Gosudarstvennyj arkhiv Sverdlovskoj oblasti [State Archive of Sverdlovsk region]. Stock 6. L. 4. Dos. 250: Zhurnaly Ekaterinburgskoj duhovnoj konsistorii za pervuju polovinu 1909 g. [Journals of Ekaterinburg Spiritual Consistory for the 2-nd half of 1909].

14. Lichnyj arhiv N. Stukovoj [Private Archive of N. Stukova]. Dos.: N. Stukova. Obretenije moschej svyaschennomuchenika Konstantina Merkushinskogo i chudesa po ego molitvam: soobschenije na Filaretovskom vechere Ekaterinburgskoj duhovnoj seminarii 02.12.2016. Rukopis' [N. Stukova. Discovery of priest-martyr Konstantin Merkushinsky's relics and miracles after his prayers: Report at St. Philaret Day of Ekaterinburg Theological Seminary on 2nd December, 2016. Manuscript].

15. Malitskyj N. (ed.). Spiski vospitannikov Vladimirskoj seminarii. 1750-1900 [Lists of Vladimir Seminary students. 1750-1900]. Moscow, Typography of A. I. Snegireva, 1902.

16. Murtuzalijeva L. Merkushinskij "miatezh" [Merkushinsky "rebellion"]. Chetyre veka pravoslavnogo monashestva na Vostochnom Urale: materialy tserkovno-istoricheskoj konferentsii, posvyaschennoj chetyrehsotletiju Verhoturskogo Nikolajevskogo monastyria, trehsot-shestidesiatiletiju Dalmatovskogo Uspenskogo monastyria, trehsotletiju perenosa moschej svjatogo pravednogo Simeona Verhoturskogo (Ekaterinburg — Merkushino, 17-20 sent. 2004 g.) [Four hundreds of orthodox monkhood at the Eastern Urals: materials of church-historical conference devoted to 400th anniversary of Verkhoturie Nikolayevsky monastery, 360th anniversary of Dalmatovo Uspensky monastery and 300th anniversary of transportation of pious St. Simeon Verkhotursky's relics (Ekaterinburg — Merkushino, 17-20 Sept. 2004). Ekaterinburg, 2004, pp. 176-179.

17. Novikov S. Kontrrevolutsionnoje vosstanie ili krestnyj khod 1918 goda v sele Merkushine Verhoturskogo ujezda [Counter-revolutionary revolt or a religious procession of 1918 in the village of Merkushino of Verkhotursky uyezd]. Tserkov'. Bogoslovie. Istorija: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-bogoslovskoj konferentsii (Ekaterinburg, 6-7 fevralya 2015 g.) [Church. Theology. History: materials of 3rd International scientific-theological conference (Ekaterinburg, 6-7th February, 2015)]. Ekaterinburg, 2015, pp. 488-494.

18. Otchet eparhial'nogo nabljudatelja o sostojanii tserkovnykh shkol Ekaterinburgskoj eparhii za 1905-1906 uchebnyj god [Report of eparchy observer on the status of church schools of Ekaterinburg eparchy in 1905-1906 academic years]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1907, no. 5, pp. 1-48.

19. Otchet o prihode, rashode i ostatke sum sostojaschikh v vedenii Ekaterinburgskogo eparhial'nogo popechitel'stva za 1913 god [Report on income, outlay and balance of the funds operated by Ekaterinburg diocesan ward in 1913]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchy Gazette, 1914, no. 39, pp. 1-16.

20. Pecherin A. V. Ochischenije ognjom: repressiiprotivpravoslavnogo duhovenstva na territorii Ekaterinburgskoj eparhii letom 1918 goda [Purification by fire: repressed orthodox clergy on the territory of Ekaterinburg Eparchy in summer of 1918]. Ekaterinburg, 2016, 172 p.

21. Pojezdka yego preosvjaschenstva Preosvjaschennejshego Serafima, episkopa Ekaterinburgskogo i Irbitskogo, po obozreniju tserkvej eparhii [Round-up Trip of His Grace Right Reverend Seraphim, bishop of Ekaterinburg and Irbit, for the purpose of survey]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1914, no. 32, pp. 691-696.

22. Razrjadnyj spisok uchenikov Ekaterinburgskogo duhovnogo uchilischa, sostavlennyj posle godichnykh ispytanij za 1908-1909 uchebnyj god [Rating list of Ekaterinburg religious school students compiled by the end of yearly exams for the academic year 1908-1909].

Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1909, no. 26, pp. 376-378.

23. Razrjadnyj spisok uchenikov Permskoj duhovnoj seminarii 1903-1904 gg. [Rating list of Perm Theological Seminary students of 1903-1904]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1904, no. 13, pp. 229-235.

24. Razrjadnyj spisok uchenikov Permskoj duhovnoj seminarii, sostavlennyj posle ispytanij v maje — ijune 1912 goda [Rating list of Perm Theological Seminary students compiled after the exams in May — June, 1912]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1912, no. 28, pp. 302-308.

25. Razrjadnyj spisok uchenikov Permskoj duhovnoj seminarii, sostavlennyj posle ispytanij v aprele — maje 1913 goda [Rating list of Perm Theological Seminary students compiled after the exams in April — May, 1913]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1913, no. 26, pp. 335-340.

26. Razrjadnyj spisok uchenikov Permskoj duhovnoj seminarii, sostavlennyj posle godichnykh ispytanij v 1914-1915 uchebnom godu [Rating list of Perm Theological Seminary students compiled after the yearly exams in academic year 1914-1915]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1915, no. 24, pp. 331-337.

27. Razrjadnyj spisok vospitannikov Ekaterinburgskogo duhovnogo uchilischa, sostavlennyj po okonchanii ispytanij v maje i ijune 1910 g. [Rating list of Ekaterinburg religious school students compiled by the end of exams in May-June, 1910]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1910, no. 27, pp. 471-473.

28. Razrjadnyj spisok vospitannikov Permskoj duhovnoj seminarii, sostavlennyj posle ispytanij v maje i ijune 1914 goda [Rating list of Perm Theological Seminary students compiled after the exams in May-June, 1914]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1914, no. 27, pp. 261-266.

29. Spisok uchenikov Ekaterinburgskogo duhovnogo uchilischa, sostavlennyj posle godichnykh ispytanij za1906-1907 uchebnyj god [List ofEkaterinburg religious school students compiled by the end of yearly exams for the academic year 1906-1907]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1907, no. 24, pp. 308-311.

30. Spisok uchenikov Ekaterinburgskogo duhovnogo uchilischa, sostavlennyj posle godichnykh ispytanij za1907-1908 uchebnyj god [List ofEkaterinburg religious school students compiled by the end of yearly exams for the academic year 1907-1908]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1908, no. 25, pp. 286-289.

31. Spisok uchenikov Ekaterinburgskogo duhovnogo uchilischa, sostavlennyj posle godichnykh ispytanij za1910-1911 uchebnyj god [List ofEkaterinburg religious school students compiled by the end of yearly exams for the academic year 1910-1911]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1911, no. 27, pp. 203-206.

32. Spisok vospitannikov 6 i 5 klassov Permskoj duhovnoj seminarii, sostavlennyj peda-gogicheskim sobraniem Pravlenija seminarii posle godichnykh ispytanij v 1916 godu [List of Perm Theological Seminary students of 6 and 5 forms compiled by pedagogical counsil of Seminary administration after the yearly exams in 1916]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1916, no. 24, pp. 163-164.

33. Spisok vospitannits Ekaterinburgskogo eparhial'nogo zhenskogo uchilischa, prinjatykh na polnoe eparhial'noe i polueparhial'noe soderzhanie v 1914-1915 uchebnom godu [List of Ekaterinburg woman's eparchial school students totally or half-supported with eparchy funds in academic year 1914-1915]. Ekaterinburgskije eparhial'nyje vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1915, no. 5, pp. 45-52.

34. Spravochnaja knizhka Ekaterinburgskoj eparhii na 1904 g. [Reference book of Ekaterinburg eparchy for 1904]. Ekaterinburg, Typography of E. V. Soninoy, 1904.

35. Spravochnaja knizhka Ekaterinburgskoj eparhii na 1909 g. [Reference book of Ekaterinburg eparchy for 1909]. Ekaterinburg, Typography of А. M. Zhukov, 1909.

36. Troitskij F. Po eparhii. Gonenija i rasstrely duhovenstva. Irbitskyj ujezd [Around the eparchy. Repressions and shooting of clergy. Irbitsky uyezd]. Izvestija Ekaterinburgskoj tserkvi — News of Ekaterinburg church, 1918, no. 17-18, pp. 346-350.

37. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh organizatsij Sverdlovskoj oblasti [Center of Public Organization Documentation of Sverdlovsk region. Stock 221. L. 2. Dos. 570: Golkov G. Istorija VKP(b) Merkushinskoj volostnoj organizatsii Verhoturkogo ujezda. Vospominanija [History of All-Russia Communist Party of Bolsheviks in Merkushinskoye regional organization of Verkhoturie uyezd. Memoirs].

38. Tserkovno-prihodskije shkoly Vladimirskoj eparhii v 1888-89 uchebnom godu [Church-parish schools of Vladimir eparchy in academic year 1888-89]. Vladimirskije eparhial'nyje vedomosti — Vladimir Eparchial Gazette, 1890, no. 8, pp. 252-267; no. 9. pp. 281-298; no. 10, pp. 320-339; no. 11, pp. 365-378; no. 12, pp. 391-410.

39. Zhitija svyatykh Ekaterinburgskoj eparhii [Hagiography of Ekaterinburg eparchy]. Ekaterinburg, 2008, pp. 252-259.