Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА В ЕВРОПЕ И США'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА В ЕВРОПЕ И США Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
зарубежное эстрадное искусство / эстрада / мюзик-холл / театр-кабаре / цирк / водевиль / варьете / ревю / foreign pop art / stage / music hall / cabaret theater / circus / vaudeville / variety show / revue

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Базлов И.С.

В статье рассматриваются основные этапы развития зарубежного эстрадного искусства XVIII-XX вв, проводится параллель между разновидностями эстрадного искусства, анализируется, как зарубежные музыкальные традиции повлияли на развитие современных музыкальных жанров, которые представляют особый интерес для изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF POP ART IN EUROPE AND USA

The article examines the main stages of the development of foreign pop art of the XVIII-XX centuries, draws a parallel between the varieties of pop art, analyzes how foreign musical traditions influenced the development of modern musical genres that are of particular interest to study.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА В ЕВРОПЕ И США»

УДК 7

Базлов И.С.

студент магистратуры АНО ВО «Институт современного искусства» (г. Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА

В ЕВРОПЕ И США

Аннотация: в статье рассматриваются основные этапы развития зарубежного эстрадного искусства XVIII-XX вв, проводится параллель между разновидностями эстрадного искусства, анализируется, как зарубежные музыкальные традиции повлияли на развитие современных музыкальных жанров, которые представляют особый интерес для изучения.

Ключевые слова: зарубежное эстрадное искусство, эстрада, мюзик-холл, театр-кабаре, цирк, водевиль, варьете, ревю.

Истоки эстрады, как сценического искусства, обращены к глубокой древности. Именно в эпоху Древней Греции сложился феномен сценического действия. Ю. А. Дмитриев в статье «Эстрада» отмечает, что истоки эстрады можно обнаружить «в выступлениях бродячих артистов (скоморохов, жонглеров, шпильманов и др.) главным образом на народных гуляньях, а с середины XVIII в. и в балаганах. В балаганах выступали звукоподражатели, акробаты, фокусники, трансформаторы, а со второй половины XIX в. также рассказчики, куплетисты, исполнители фарсовых сценок» [1].

Термин «эстрада» происходит от латинского «stratum», что означает возвышение или помост. Важно отметить, что несмотря на историю сценического искусства, театра, эстрада как феномен - сложилась только в начале XX века. В странах Запада этот термин не применяется, вместо этого

1672

употребляются такие понятия как варьете, шоу, кабаре, мюзик-холл, кабаре-кафе и др.

Развитие эстрадного искусства в Европе и США тесно связано с историей английских мюзик-холлов, которые появились в начале XVIII века. Репертуар состоял из небольших пьес, преимущественно коротких, пения, танцев и др. Отметим, что развитие эстрадного искусства, в целом, проходило по единой модели: от выступлений в барах, кафешантанах, салонах, кафе-концертов, театров-кабаре до мюзик-холлов, которую исследователь А. Я. Шнеер определяет как «... высшую форму эстрадных театров» [3].

Эстрада в барах и кафе Европы XX века имела интересные особенности, отражающие культурные и социальные изменения в обществе. В начале XX века музыкальные выступления и шоу в барах были частью общественной жизни и развлечений. Музыканты и артисты исполняли музыку в различных жанрах, в числе которых французский шансон, джаз, кабаре и другие популярные стили, бытующие в то время. С развитием радио, телевидения и звукозаписи в середине XX века, эстрада в барах стала претерпевать изменения. В подобных заведениях начинали все чаще предпочитать музыку в записи, акустическим выступлениям, что, безусловно, отразилось на профессиональных артистах эстрады, несмотря на то что живые выступления сохраняли свою популярность благодаря уникальной атмосфере и контакту с аудиторией.

Развитие эстрадного искусства в кафешантанах (франц., café chantant, «поющее кафе») - увеселительных заведениях Европы ХХ в. - было важным этапом на пути развития западной эстрады. Эти заведения были популярными местами для развлечений и проведения времени среди широких слоев общества. В начале XX века в кафешантанах часто проводились выступления артистов разговорного жанра, музыкантов, танцоров и других исполнителей эстрадного искусства. По мере развития киноиндустрии, радио и телевидения в середине XX века, роль кафешантанов как центров развлечений стала постепенно ослабевать, что послужило причиной смены рода деятельности.

1673

Часть из них превратились в ночные клубы, другие - акцентировали внимание на высококачественной гастрономии и атмосфере и трансформировались в рестораны.

В начале ХХ века салоны были популярным местом для культурных встреч, обсуждений и развлечений для высшего общества. В них часто проводились музыкальные выступления, литературные вечера, актёрские чтения, танцевальные и другие культурные мероприятия, что также характеризует эстрадное искусство. С развитием эстрады и культурных тенденций, эстрадные выступления в салонах также изменялись, как и в барах. Они приобрели все более разнообразный и светский характер, их аудитория расширилась до различных слоёв общества.

Одним из важных аспектов развития западной эстрады являются европейские театры-кабаре, которые прошли через несколько этапов развития. Начиная с конца XIX века и в течение XX века, кабаре стало популярным форматом развлечения, сочетающим в себе элементы музыки, танца, комедии и драмы. В этот период в Европе стали известными центрами культурной жизни многие театры-кабаре, где артисты выступали и транслировали действо на сцене как новый развлекательный эстрадный формат. Таким образом, отметим, что эстрада в европейских театрах-кабаре продолжала развиваться наравне с вышеописанными формами популярной западноевропейской музыки, сочетая в себе традиционные элементы искусства с инновационными подходами, чтобы привлечь новую аудиторию.

Одним из ведущих жанров, благодаря которым развивалось эстрадное искусство был водевиль, который в XIX-XX вв. приобрел особую популярность не только в Европе, но и в США. Эстрадные представления в жанре водевиля включали в себя различные номера, среди которых наиболее популярными были такие формы выступления как музыкальные зарисовки, танцевальные постановки, комедийные сценки, а также присутствовали цирковые элементы (фокусы, жонглирование, акробатическое искусство и др. С появлением киноиндустрии и телевидения популярность водевиля начала угасать, но его

1674

влияние осталось заметным в различных форматах развлекательного искусства, например, различные юмористические телепередачи.

Помимо этого, не следует упускать такую немаловажную нишу в эстрадном искусстве как цирковая постановка. Эстрада в европейских цирках имеет долгую историю развития, начиная с традиций пантомимы до современных форм искусства, таких как эквилибристика, акробатика, жонглирование, гимнастика, манипулирование, иллюзия, клоунада, вентрология и др., представленных в цирковых представлениях сегодня. Со временем цирки также стали внедрять новые технологии, такие как спецэффекты для создания более захватывающих шоу и привлечения более широкого круга зрителей. Современные цирковые представления включают в себя усложненные акробатические номера, воздушные представления, цирковое искусство на воде и многое другое.

Одним из немаловажных проявлений западного эстрадного искусства можно назвать схожее с водевилем - мюзик-холл или варьете. Подобного рода представления также были популярны в Х1Х-ХХ вв., особенно в Великобритании. В начале формирования репертуара мюзик-холлов, выступления артистов представляли смешанные шоу из песен, танцев, комедийных номеров и, иногда даже, акробатики. Они были ориентированы на разных зрителей и предлагали разнообразные развлечения на одной сцене, по сути, отождествляя собой череду разноплановых номеров, не всегда объединенных единым сюжетом. Со временем репертуар мюзик-холлов расширялся и включал в свою программу новые жанры, например, иллюзии (фокусы с исчезновениями и неожиданными появлениями артистов или предметов). Также стоит отметить характерное для мюзик-холлов разнообразие костюмов, декораций и спецэффектов, что стало стандартом и визитной карточкой для них. В пример можно привести трансляции представлений Дэвида Копперфилда на телевидении, которые сопровождались разножанровой музыкой, подчеркивая мистический характер действия на сцене.

1675

Рассматривая особенности развития эстрадного искусства необходимо отметить, что помимо вышеперечисленного, значительную роль оказало джазовое искусство. Впервые появившись в начале XX века в Соединенных Штатах Америки, джаз стал популярным и затем распространился по всему миру. Его динамичные ритмы, импровизация и характерные мелодии влияли на различные аспекты музыки в развлекательной индустрии в целом. Здесь можно привести в пример музыку джазовых оркестров Пола Уайтмена, Бенни Гудмена, Луи Армстронга, Дюка Эллингтона и др., которые, безусловно, оказали большое влияние на развитие эстрады.

Кроме того, можно выделить такую разновидность эстрадного искусства как ревю - «эстрадное представление, состоящее из небольших театральных сценок, вокально-инструментальных и цирковых номеров, объединенных общим сюжетом» [2]. Ревю возникло во Франции в XVIII веке, а стало широко известно на весь мир в начале XX века. Отметим, что в США ревю получило особое развитие, которое популярно и в наши дни как «шоу - пышное сценическое зрелище с участием "звезд" эстрады, цирка, спорта, джаз-оркестров, современного балета с применением различных светоэффектов» [4].

Таким образом, главной особенностью эстрадного искусства являлся, прежде всего, разножанровый подход в его развитии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дмитриев, Ю. А. Эстрада [Текст] // Большая советская энциклопедия. -1978. - Т. 30. - Стб. 840-842;

2. Королев, О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: термины и понятия [Текст] / О. К. Королев. - М., Музыка, 2006. - 168 с;

3. Шнеер, А. Я. Мюзик-холл [Электронный ресурс] // Энциклопедия Belcanto.ru. - URL: https://www.belcanto.ru/music-hall.html (дата обращения 11.02.2024);

1676

4. Эстрада [Текст] // Театральная энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. П. А. Марков - М.: Искусство, 1967. - Стб. 1023;

5. Эстрада [Текст] // Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - 1940. - Т. 4. - Стб. 1484-1485.

Bazlov I.S.

Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia)

FEATURES OF DEVELOPMENT OF POP ART IN EUROPE AND USA

Abstract: the article examines the main stages of the development of foreign pop art of the XVIII-XX centuries, draws a parallel between the varieties of pop art, analyzes how foreign musical traditions influenced the development of modern musical genres that are of particular interest to study.

Keywords: foreign pop art, stage, music hall, cabaret theater, circus, vaudeville, variety show, revue.

1677

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.