Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСТРАДНОГО ТЕАТРА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСТРАДНОГО ТЕАТРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
368
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДА / ТЕАТР / СПЕКТАКЛЬ / НОМЕР / ШОУ / ДРАМАТУРГИЯ / КЛОУНАДА / ЖАНР / МИНИАТЮРА / РЕПРИЗА / МЮЗИК-ХОЛЛ / КАБАРЕ / ВАРЬЕТЕ / ТЕАТР "ЛИЦЕДЕИ" / РАЙКИН / ТЕАТР "БУФФ" / ШТОКБАНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Богданов Игорь Алексеевич

В статье анализируются традиционные и новые формы эстрадного театра, рассматриваются проблемы профессионального мастерства в его разновидностях: театр миниатюр, театр песни, театр эстрадной клоунады, телевизионный эстрадный театр, кабаре, варьете. В качестве примеров приводится работа наиболее заметных эстрадных театров Петербурга 1990-2020 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIETY THEATRE TRANSFORMATION

The article analyzes traditional and new forms of variety theater, examines the problems of professional skill in its varieties: miniature theater, song theater, variety clownery theater, television variety theater, cabaret, variety show. The work of the most notable variety theaters of St. Petersburg in 1990-2020s is given as examples.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСТРАДНОГО ТЕАТРА»

УДК 792.7(470.23-25)"1990/2020'

И. А. Богданов Трансформация эстрадного театра

В статье анализируются традиционные и новые формы эстрадного театра, рассматриваются проблемы профессионального мастерства в его разновидностях: театр миниатюр, театр песни, театр эстрадной клоунады, телевизионный эстрадный театр, кабаре, варьете. В качестве примеров приводится работа наиболее заметных эстрадных театров Петербурга 1990-2020 гг.

Ключевые слова: эстрада, театр, спектакль, номер, шоу, драматургия, клоунада, жанр, миниатюра, реприза, мюзик-холл, кабаре, варьете, театр «Лицедеи», Райкин, театр «Буфф», Штокбант

Igor A.Bogdanov Variety theatre transformation

The article analyzes traditional and new forms of variety theater, examines the problems of professional skill in its varieties: miniature theater, song theater, variety clownery theater, television variety theater, cabaret, variety show. The work of the most notable variety theaters of St. Petersburg in 1990-2020s is given as examples.

Key words: variety art, theatre, performance, number, show, dramaturgy, clownery, genre, miniature, reprise, music hall, cabaret, variety show, theatre «Licedey», Raikin, theatre «Buff», Stokbant

Прежде чем обратиться к исследованию истории этого жанра, необходимо проанализировать само понятие «эстрадный театр». Анализ источников, в первую очередь, работ Е. Д. Уваровой, И. Г. Шароева, С. С. Клитина дает несколько определений. Общим моментом признается синтез искусства эстрады и драматического театра. Но это не простое сложение. В основе эстрадного театра все-таки остается номер, а не драматургия эстрадного преставления в целом, тогда как в основе драматического театра лежит именно драматургия, а в основе музыкального - музыкальная драматургия. Однако быстротекущее время вносит свои коррективы, и сегодня, наряду с традиционными эстрадными театрами, возникают новые. Это приводит к изменениям, как содержательности, так и формы существования этого вида зрелищного искусства.

Для примера сосредоточимся на истории эстрадных театров Санкт-Петербурга в период 1990-2020-х гг. Эта разновидность зрелищных искусств, в равной степени относящаяся к искусству театра и искусству эстрады, получила здесь довольно широкое распространение, представляя обширный спектр для анализа формы. Несмотря

на популярность, эстрадным театрам Ленинграда - Петербурга в театроведении уделено мало внимания, хотя эстрадные театры являются популярными и востребованными у большой части зрителей.

В обозначенный выше временной период наиболее заметными в городе были Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр «Буфф», Санкт-Петербургский государственный театр эстрады им. А. И. Райкина, Санкт-Петербургский государственный театр Мюзик-холл, Ленинградский (с 1989 г - Санкт-Петербургский) театр миниатюр, Санкт-Петербургский государственный театр «Арт» (Петербург-концерт), Санкт-Петербургский театр «Лицедеи», Санкт-Петербургский театр «Комик-трест», Санкт-Петербургский театр «Фарсы», Санкт-Петербургский театр «Арт-артель», Санкт-Петербургский театр «Hand Made», Санкт-Петербургский Новый эстрадный театр, Санкт-Петербургский театры кабаре и варьете «Тройка» и «Чаплин клуб».

В отдельное эстетическое направление можно выделить эстрадные театры, возникшие на основе выпусков кафедры эстрадного искусства и музыкального театра ЛГИТМиК - СПбГАТИ: Это - театр «Буфф», (художественный руководитель - народный артист России, профессор И. Р. Штокбант), театр «Арт» (главный режиссер - заслуженный артист России, Лауреат VIII Всесоюзного конкурса артистов эстрады, зав. кафедрой эстрадного искусства и музыкального театра А. Б. Исаков), театр «Фарсы» (главный режиссер В. Крамер), театр «Комик-трест» (художественный руководитель Н. Фиссон), Санкт-Петербургский театр «Hand Made» (художественный руководитель заслуженный артист России А. Князьков), Новый эстрадный театр (художественный руководитель - Лауреат Первого открытого Российского конкурса артистов эстрады, профессор Б. Е. Уваров), Санкт-Петербургский театр «Арт-артель» (художественный руководитель - Р. В. Камхен). Анализ творчества этой группы театров выводит на очень важную тему -«Эстрадный театр и Школа». В конечном итоге, речь идет о профессионализме исполнителей. Это важная проблема, так как в последнее время одной из трансформаций эстрадного театра, к сожалению, негативной, стало падение профессионального мастерства исполнителей эстрадного репертуара.

Вкратце секрет успеха и высокий уровень художественного вкуса в перечисленной группе эстрадных театров можно обозначить формулой «Значительная мера проживания в искусстве представления». Вспомним эстетические принципы, которыми руководствовался в театре «Буфф» его основатель и бессменный руководитель И. Р. Шток-

Трансформация эстрадного театра бант. Его студенты и актеры не только проходили фундаментальную школу актерского мастерства, но и постоянно работали в эстрадных жанрах. В театре с одинаковым успехом шли драматические, музыкальные и эстрадные спектакли. Сегодня актеры на основной сцене «Буффа» играли комедию А. Н. Островского, а завтра они же выходили в эстрадном представлении на эстрадной площадке в известной «Зеркальной Гостиной», где в театрализованном представлении присутствовала и драматургическая составляющая, и номера всей палитры эстрадных жанров - вокальных, танцевальных, речевых, оригинальных. Таким образом, происходил органичный перенос навыков и способов существования из театра в эстраду, и наоборот. Они взаимно обогащали друг друга, придавая эстрадным программам процесс проживания в образе, и привнося в драматические спектакли легкость, отстраненность, элементы эстрадного озорства, забавные гэги.

Особенности профессионального мастерства при работе над эстрадным спектаклем, а жанр тетра миниатюр активно использовал форму небольшой сценки (скетча), точно охарактеризовали известные в свое время исполнители М. Миронова и А. Менакер: «Как-то, рассказывая о постановке скетча „Кляксы" режиссер Д. Тункель заметил, что все законы мастерства драматического артиста обязательны и для эстрады. Для Мироновой и Менакера этот тезис бесспорен. Но в чем же тогда их эстрадное первородство? Артист эстрады располагает меньшим сценическим временем, и поэтому мастерство его должно быть предельно выразительно. Здесь нет временной протяженности чьей-то судьбы, нет постепенного нарастания конфликта и плавного его исхода. Нет на эстраде и подробного сюжетного развития, здесь пролог и эпилог рядом. Актер должен успеть за считанные минуты прожить сложную, психологически разнообразную жизнь своего персонажа. Именно психологически разнообразную, потому что не стоит думать, будто, развенчивая человека примитивного, нужно делать это примитивными сценическими средствами. Бездуховность персонажа надо уметь показывать с высокой творческой одухотворенностью. И тем более на эстраде, где нет надежных «театральных помощников»1.

Среди эстрадных театров Ленинграда - Петербурга, которые работали в традиционных формах эстрадного театра (скетч, сценка, куплет, монолог в образе) необходимо отметить Санкт-Петербургский театр миниатюр под руководством заслуженного артиста России В. Грани-цына. Театр был основан в 1989 г. режиссером Г. Бабицким и сначала назывался Ленинградский театр миниатюр. В 1991 г. В. Границын

становится руководителем театра. Большую популярность получили эстрадные спектакли тетра «Шире рот», «Пролетая над гнездом психушки», «Веселие на Руси - есть питие». Для их создания привлекались такие известные эстрадные авторы, как С. Альтов, М. Мишин, М. Жва-нецкий и др. К сожалению, театр не имел своего помещения, и поэтому очень много гастролировал по стране и за рубежом, что способствовало увеличению его популярности.

В. Границын был не только формальным руководителем, но и ярким художественным лидером коллектива. «Его на первый взгляд недалекие, простодушные персонажи обладали природной сметливостью, лукавством, что придавало им объемность, второй план. В. Границын умело обыгрывал свою внешность - «монументальность» приобретала особую элегантность, в иных случаях комическую солидность»2.

В контексте анализа профессионального мастерства нужно отметить, что В. Границын имел два театральных образования: актерское на эстрадном отделении Училища им. Римского-Корсакова под руководством выдающегося эстрадного педагога Д. Мечика и режиссерское на кафедре эстрадного искусства в ЛГИТМиК. Хорошее театральное образование в сочетании с природным талантом позволило ему стать одним из самых заметных актеров эстрадного театра Петербурга.

В обозначенный период в Санкт-Петербургском театре эстрады и на сцене БКЗ «Октябрьский» шел ряд интересных эстрадных программ. И хотя в подзаголовках они именовались шоу, концертная программа, их смело можно отнести к жанру эстрадного театра, так как по своей структуре они точно соответствовали важнейшему признаку эстрадного театра - сочетанию единой сюжетно-драматурги-ческой линии с органичным и логичным введением в нее эстрадных номеров.

Этому во многом способствовали два известных эстрадных автора Петербурга - В. Биллевич и В. Николенко. Зрители старшего поколения не только Санкт-Петербурга, но также Москвы и других городов России наверняка помнят великолепный эстрадный спектакль «Шоу-01». Наряду с мастерством, искрометностью, веселостью, сатиричностью, этот эстрадный спектакль отличала импровизационность, роднившая его с жанром комедии дель арте.

Позже В. Биллевич и В. Николенко основали Санкт-Петербургский дом сатиры и юмора, ставший инициатором проведения интересных эстрадных фестивалей, таких как, например, «Золотой Остап» и «Шоу двойников». В программах этих многолетних фестивалей большим успехом пользовались одноименные эстрадные спектакли. По «Шоу

Трансформация эстрадного театра двойников» был снят фильм «Мы - двойники», который получил премию на кинофестивале в Монтре в Швейцарии.

Одной из самых распространенных трансформаций эстрадного театра стал его перенос на телеэкран. В этом, казалось бы, формальном перемещении, не все однозначно. Здесь можно привести и положительные, и отрицательные примеры.

Вероятно, первой удачной попыткой эстрадного театра на телевидении можно считать «Кабачок 13 стульев». Здесь не было особых чисто телевизионных новаций в выразительных средствах. Художественная структура передачи опиралась на традиционные «живые» формы эстрадного театра. Это, прежде всего, миниатюра и скетч, присутствовала также игровая реприза, своего рода театрализованный анекдот. Использовался жанр синхробуффа в исполнении эстрадно-вокального репертуара, а форма «посиделок» за столиками роднила эту передачу с театром кабаре. В «Кабачке» принимали участие профессиональные и известные актеры, обладающие ярким комедийным даром. Все это способствовало популярности и успеху передачи.

Очень успешно опирались на традиции «классического» эстрадного театра И. Олейников и Ю. Стоянов в своем очень популярном «Городке». Передача шла по «России-1» и повторялась на других каналах. В основе художественной структуры, как и в традиционном театре миниатюр лежал скетч. Но в передаче уже стали активно использоваться собственно кино- и телевизионные выразительные средства - монтаж, игра планов, моментальный перенос места действия. Кроме того, усиливался эффект мгновенного перевоплощения актеров: например, Стоянов играл скетч в образе комической старухи, а через секунду, в другом скетче, появлялся в образе милиционера. Конечно, для таких быстрых перевоплощений столь блестящие актеры находили бы способы и в традиционном театре миниатюр. Но тогда им пришлось бы «работать деталью», а телевидение давало им возможность и сделать сложный грим, и полностью переменить театральный костюм, и быстро переместиться в новое место действия. Но, думается, основа успеха этой передачи, прежде всего, - в блестящем владением актерским искусством, в создании ярких характеров персонажей не только в их внешнем разнообразии, но и во внутреннем перевоплощении.

Высоким уровнем актерского мастерства отличались и программы А. Ардовой, создавшей свою очень интересную версию телевизионного эстрадного театра миниатюр. Ее передачу «Одна на всех» можно назвать рекордсменом по продолжительности жизни в эфире - с 2009

по 2017 г. Актрисе удалось создать как яркие разнообразные характеры, так и сквозные персонажи. За эту работу в 2010 г. А. Ардова была удостоена премии ТЭФИ.

Работы этой актрисы еще раз подтверждают тезис о том, что не существует универсальной сценической правды. Универсальна ее основа - вера в предлагаемые обстоятельства. Сама же сценическая правда - всегда правда определенного жанра. Нельзя механически перенести способ существования в классической трагедии У. Шекспира в исполнение водевиля: разные темпо-ритмы, разная мера погруженности в обстоятельства действия, разные приемы в общении со зрительным залом вплоть до апарта и отстранения. А. Ардова очень четко существует в правде жанра короткой эстрадной миниатюры. При этом наряду с ярким комизмом присутствует и проникновенный лиризм, - достаточно вспомнить созданный ей образ продавщицы ларька-вагончика. Здесь она выступает как верная продолжательница лучших традиций театра миниатюр А. Райкина, который в своих самых смешных программах всегда старался найти и лирические места.

Затем случилось так, что в жанр телевизионного эстрадного театра стали приходить не профессиональные актеры. И не просто эпизодически появляться, а в буквальном смысле слова вытеснять профессионалов.

Особая «заслуга» в процессе, падения профессионального мастерства исполнителей в телевизионном эстрадном театре, думается, принадлежит КВН. Массовый приход исполнителей из КВН в телевизионный эстрадный театр является, скорее, отрицательным (или, во всяком случае, спорным) явлением.

Важно не то, что КВН имеет огромную аудиторию почитателей. Футбол тоже бьет рекорды зрительской популярности. Да, КВН зрелищен, остроумен, наполнен репризами и неожиданностями, часто сатиричен. Но сам по себе КВН - жанр не театральный, в его основе не лежит актерское мастерство и, в первую очередь, такой его элемент, как искусство перевоплощения. КВН - игра, соревнование. Это соревнование часто привлекает театрализованные формы, но в основе его драматургии всегда борьба двух команд, а этого недостаточно ни для театрального искусства в целом, ни для эстрадного театра в частности.

В недавно вышедшей статье Р. Кабирзянова «Влияние КВН на современную телевизионную эстраду» справедливо указывается: «В 1961 г., на экраны выходит первый выпуск телевизионной игры КВН.

Трансформация эстрадного театра Телепередача сразу стала пользоваться огромной популярность, игры клуба веселых и находчивых стали проводить в школах, пионерских лагерях, вузах и на всех предприятиях страны, таким образом, появилось настоящие КВНовское движение. В телевизионной версии передачи принимали участие студенты вузов. До 1968 г. передача шла в прямом эфире, при этом у программы не было конкретного сценария, большая часть программы шла экспромтом... В КВН до XXI в. не играли профессиональные актеры, режиссеры и люди творческих профессий, преимущественно участниками были студенты инженерных, строительных вузов»3.

Затем эти непрофессиональные исполнители, среди которых было и немало настоящих самородков (Геннадий Хазанов, Юлий Гусман, Леонид Якубович, Александр Филиппенко и др.), пошли в создание своих телетеатров, однако перенесли туда и способ существования из КВН, в котором всегда было больше от искусства представления, где в большей степени всегда присутствовал показ и обозначение, а не полноценное высокохудожественное создание эстрадного образа.

Так возникает новый тип эстрадного театра, который преимущественно приходит в каждый дом с крана телевизора.

Сегодня можно сказать, что в большей части телевизионных юмористических передач Российского телевидения принимают участие выпускники клуба веселых и находчивых. Они также являются экспертами и лидерами мнения в области эстрадного искусства, их регулярно приглашают в качестве членов жюри на различные развлекательные телевизионные конкурсы. Они стали оказывать влияние на формирование мнения современного зрителя. «2005 г. становится началом нового телевизионного эстрадного театра. На телеканале ТНТ выходит „Камеди клаб". Открывает шоу конферансье Таш Саркисян (участник команды КВН «Новые армяне). Тем временем в зале царит праздничная атмосфера, на подиумах представлены танцовщицы, за столами сидят представители шоу-бизнеса, которые пьют шампанское и курят сигары, и все это напоминает легендарное кабаре „Le Crazy Horse Paris"»4.

Телеканал ТНТ стал развивать современный юмористический контент и готовить новые шоу программы для молодежи. В начале 2006 г., выходит скетч шоу, (которое можно определить как жанр эстрадного телетеатра) «Наша Раша», где популярные квнщики Михаил Галустян и Сергей Светлаков, разыгрывают сатирические сцены в различных образах. Позже на телеканале СТС появляется еще один аналог скетч-шоу с участием квнщиков, «Даешь Молодежь».

В 2008 г., ТНТ запускает проект «Камеди вуман», в котором участвуют выпускницы клуба веселых и находчивых, а также Дмитрий Хрусталев. Все шоу-программы, которые выпускались на телеканале ТНТ, пользуются большой популярностью среди молодежи, так как в номерах используются остроты и практически отсутствует цензура, что, конечно же, находит негативную реакцию некоторых зрителей, у которых есть возможность переключить кнопку на пульте телевизора, и смотреть более приемлемый для них юмор.

На телеканале СТС в 2011 г. появляется шоу «Уральские пельмени», в котором принимает участие в полном составе одноименная команда КВН, в основу передачи берутся эстрадные миниатюры и музыкальные номера.

Таким образом, устойчивой тенденцией развития эстрадного театра стал перенос его «живых форм» на телеэкран. Но если в начале этого процесса телеверсии эстрадного театра имели большое количество признаков художественной структуры, объединяющих их с традиционным эстрадным театром, то в последние годы появляется все больше элементов, основывающихся не на проявлениях актерского мастерства в создании полноценного эстрадного образа, а на элементах искусства представления. Ведущую роль в воздействии на зрителя начинает играть репризный текст, который далеко не всегда органично синтезируется с актерским образом. Текст становится самодостаточной ценностью (при этом, он, как правило, написан самими исполнителями, а не профессиональными эстрадными авторами), что, в общем-то, противоречит одному из основных законов эстрады, в лучших проявлениях всегда основанному на художественном единстве текста и актерского образа. Здесь уместно вспомнить программы Театра миниатюр А. И. Райкина, 110-летие которого отмечается в этом году. Неоднократно разными артистами предпринимались попытки повторить эти миниатюры, и результат всегда получался плачевным, такие попытки всегда напоминают «костюм с чужого плеча». Потому что текст и актерский образ у А. И. Райкина всегда сливались воедино, окрашивались его яркой индивидуальностью и становились в буквальном смысле неповторимым произведением искусства. Думается, величие А. И. Райкина еще и в том, что он, в отличие от многих современных шоуменов-репризников, прекрасно понимал и осуществлял в своем творчестве замечательную формулу М. Твена: «Тайный источник юмора, на самом деле - не радость, а печаль»5.

В целом, эстрадный театр времен СССР ассоциируется, прежде всего, с жанром театра миниатюр, где основой репертуара были скетч

Трансформация эстрадного театра и монолог в образе. Тон, конечно, здесь задавал Театр Миниатюр А. И. Райкина.

Современный эстрадный театр уходит от узости жанра театра миниатюр, и еще одной тенденцией в трансформациях эстрадного театра стало появление и популярность его новых жанров. В отличие от традиционного театра миниатюр возникает новое эстетическое направление - эстрадный спектакль в жанре клоунады, в популяризации которого огромную роль сыграл Санкт-Петербургский клоун-мим-театр «Лицедеи».

Первоначально клоунада была чисто цирковым явлением. Затем некоторые артисты стали исполнять цирковой клоунский репертуар в эстрадных концертах. Например, великий клоун Л. Енгибаров с одинаковым успехов исполнял одни и те же номера и в манеже, и на эстрадной площадке. В Петербурге по этому пути пошел замечательный клоун Л. Лейкин, который в театре «Лицедеи» играет номера, с успехом исполнявшиеся им более десяти лет в «Cirque du Soleil» (Цирке дю Солей).

Перенос номера на эстраду из цирка - это одна тенденция. Другая состоит в создании оригинального эстрадного спектакля в жанре клоунады, когда номера органично встраиваются в драматургию спектакля, подчиняются его сквозному действию и сверхзадаче. Здесь можно отметить, например, «Снежное шоу» В. Полунина, спектакль «Доктор Пирогофф», поставленный Б. Уваровым в театре «Лицедеи».

Вспоминая этот спектакль, хочется обратить внимание на одну структурную особенность жанра эстрадного спектакля - органичное соединение единой сюжетной линии, сквозного действия со вставными эстрадными номерами (в данном случае с номерами в жанре клоунады). На самом деле это сложнейшая режиссерская задача. Дело в том, что создание номера настолько сложный, индивидуальный и длительный процесс, что, если режиссер эстрадного спектакля начнет делать для него специальные номера, то репетиционный процесс может затянуться на годы. Поэтому чаще привлекается уже имеющийся номерной репертуар исполнителей, который логично встраивается в сюжет.

В жанре эстрадного клоунского театра успешно работал Петербургский театр «Фарсы» под руководством В. Крамера, который сумел объединить замечательных артистов - Ю. Гальцева, М. Вассербаума, С. Бызгу и др. С одной стороны, там присутствовали блестящие номера (после распада театра артисты играли их отдельно в концертах еще долгое время), с другой, - они виртуозно нанизывались талантли-

вым режиссером на сквозную сюжетную линию. В качестве примера можно привести номер «Оркестр», когда каждый исполнитель перевоплощался в музыкальный инструмент, и делалось чисто эстрадно-клоунскими средствами. Нет, актеры не издавали звуков, не пели различными инструментальными тембрами. Звучала фонограмма. Они создавали характеры музыкальных инструментов только гиперболизированной мимикой.

Художественной целостностью программ отличался и Петербургский эстрадный театр «Комик-трест» под руководством Вадима и Натальи Фиссон.

Не только жанр клоунады, но и другие эстрадные жанры успешно ступают на стезю эстрадного театра, создавая эстрадные спектакли, которые раньше были немыслимы в жанре эстрадного театра. Например, появившиеся многочисленные театры песни, которые создают известные и популярные исполнители.

Среди них выделяется Театр «Русская песня» под руководством народной аристки России Н. Бабкиной, который в яркой форме пропагандирует русское народно-певческое искусство. С 2012 г. у театра появилось собственное театральное здание. В нем идут не просто концертные программы, а именно полноценные эстрадные спектакли, как, например, «За двумя зайцами» или «Бабий бунт в деревне Глухарево» (по произведениям М. Шолохова). Есть и репертуар для детей - «Жар-птица», «Кот в сапогах». В этом эстрадном театре «...создано большое количество тематических концертных программ, спектаклей, народных действ, имеющих художественно-исполнительское и познавательно-воспитательное значение („Свадьба", „Масленица", „Ночное гадание", „Когда песок взойдет", „Русская песня собирает друзей" и др.). Многие номера стали шлягерами (аранжировки песен „Москва златоглавая", „Заболела Дунина головка", „Как хотела меня мать", „Если хочешь быть военным", „Девушка Надя" и др.)»6,

В Петербурге успешно работает эстрадный театр, в художественной структуре которого лежит исключительно оригинальный жанр -«Hand made» (Хенд Мэйд) под руководством заслуженного артиста России А. Князькова. Этот театр возник на основе одного из выпусков Петербургской театральной академии. «В 1999 г. в рамках учебной программы факультета театра кукол Санкт-Петербургской Академии театрального искусства при обучении студентов русско-бурятской студии „Улигер" Андрей Князьков, доцент СПбГАТИ, поставил первый в России полнометражный спектакль в жанре пластики рук „Игра в 44 руки". Эта постановка вызвала много положительных отзывов, и спек-

Трансформация эстрадного театра такль был приглашен на сцену Санкт-Петербургского Малого Драматического театра, театра Европы под руководством Льва Додина, где прошел 3 сезона. Через несколько лет на базе Театральной академии при обучении следующего курса студентов, будучи уже заслуженным артистом России, Андрей Князьков поставил спектакль „Потехе - час", который и положил начало репертуару Санкт-Петербургского театра пластики рук „Hand made". Таким образом, 1999 г. считается годом рождения нового жанра - жанра пластики рук. После заявления о себе в интернете театр привлек к себе внимание зрителей и многих актерских коллективов (в нашей стране и за рубежом), пожелавших иметь номера этого жанра в репертуаре своих выступлений. Полнометражные спектакли для старшей аудитории в этом жанре ставил исключительно Санкт-Петербургский театр пластики рук Hand made. Визитная карточка театра - буквы, сложенные из рук, впервые были придуманы и показаны в спектакле „Игра в 44 руки" (в 1999 году)»7.

Часть эстрадных театров, в том числе и в Петербурге, перестала, во многом, в 1990-2010-х гг. отвечать своему названию. 90-е гг. стали рубежом, когда прервалась творческая деятельность известных мастеров эстрадного театра, как, например, в случае с театром «Мюзик-холл» и его руководителем, народным артистом России И. Я. Рахли-ным (а он создал Мюзик-холл, который по своему художественному уровню стоял в одном ряду со знаменитыми эстрадными театрами -Тропикана, Лидо, Мулен-руж, Фридрих-штадт-паласт). Театр эстрады и Мюзик-холл, которые в то время не имели ни художественных руководителей, ни главных режиссеров, постепенно сокращали количество эстрадных программ в своем репертуаре. Процесс этот шел постепенно, например, Театр эстрады в 90-х гг. еще привлекал группу режиссеров - выпускников кафедры эстрады для постановки серии тематических эстрадных программ (В. Попов, С. Кригер). К началу 2000-х гг. эти театры окончательно утратили режиссерский корпус, перешли к редкой самостоятельной постановочной деятельности в жанре музыкально-драматических комедий, работали с антрепризами, стали, в основном, прокатными площадками. В конце 2010-х гг. художественное руководство вернулось на эти две ведущие эстрадные площадки Санкт-Петербурга: театр «Мюзик-холл» возглавил Ф. Мастранджело, Театр эстрады им. А. И. Райкина - выпускник кафедры эстрадного искусства и музыкального театра, заслуженный артист России Ю. Гальцев. Результат - «Мюзик-холл» из эстрадного театра мирового уровня превратился в городской музыкальный театр; в репертуаре же театра эстрады - эстрадные спектакли и программы

отодвинуты на второй план и приоритет отдается жанру комедийного музыкально-драматического спектакля.

Качество эстрадного театра, как и любого другого вида театра в первую очередь зависит от наличия сильного лидера, интересной, а зачастую, и выдающейся художественной личности. С уходом лидера театр исчезает, или меняет свое направление, в соответствии с эстетическими предпочтениями нового руководителя. В этой связи необходимо уделять постоянное внимание подготовке режиссерских кадров эстрады, воспитанию и обучению молодых постановщиков, которые понимают специфику эстрадного искусства в целом, и эстрадного театра в частности.

В ситуации, когда в 90-е гг. традиционно эстрадные театры перешли на прокат и редкое создание драматических спектаклей, а Петербург-концерт перевел свое внимание с эстрады на концертно-филармони-ческую деятельность, образовавшуюся нишу в области эстрадного репертуара стали восполнять эстрадные театры-рестораны. Это - театр-варьете «Тройка» (художественный руководитель, России Д. Авдыш), «Чаплин-клуб», «Лейкин-клуб», «Зеркальная гостиная» театра «Буфф». Объединяющим началом является то, что, в отличие от множества ресторанов с прокатной сборной программой, эти организации создают свои тематические эстрадные представления, поэтому художественная составляющая этих театров-ресторанов превосходит «кулинарную». Все они обширно используют прием интерактивного общения артистов со зрителями, что позволяет характеризовать их как продолжателей традиций жанра театра-кабаре.

В целом эстрадный театр в последнее десятилетие продолжает пользоваться популярностью, начинает проявлять себя в новых формах и жанрах. Иногда за поисками новых форм, особенно в телевизионном эстрадном театре, стоит желание «Сделать все, что угодно, только не так, как было». Но этого, пожалуй, маловато, для создания полноценного художественного произведения - эстрадного спектакля. Нововведения, безусловно, должны быть, но время от времени следует оглянуться и на лучшие исторические традиции эстрадного театра.

Примечания

1 Русская советская эстрада. 1946-1977. Очерки истории. М.: Искусство. 1981. С. 138.

2 Е. Д. Уварова. В. М. Границын. Эстрада России. ХХ век. М.: «Олма-пресс». 2004. С. 162.

3 Кабирзянов Р. Р. Влияние КВН на современную телевизионную эстраду // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Казань, 2021. № 1. С. 102-106, 102.

4 Там же. С 102.

5 Твен М. Афоризмы. СПб.: Анима, 2002. С. 232.

6 Шамина Л. В. Бабкина Надежда Григорьевна. Эстрада России. ХХ век. М.: Олма-пресс, 2004. С. 54.

7 История театра // Театр пластики рук «Hand made». URL: https//www.kino-teatr. ru/teatr/1339 (дата обращения 03.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.