Османкина Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры «Дизайн» Омского государственного технического университета
üsmankina Galina Yurievna, PhD (Cultural studies), Associate Professor at the Department of the «Design» of Omsk State Technical University
E-mail: Galaomsk2004@mail.ru
НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ — ЛИНЕАРНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
Статья посвящена анализу нового линеарного направления в современном конструктивизме. Данное явление в архитектуре определено автором как явление, опирающееся на форму, которая преобразовывается так, что создает эффект линии. Исследования в данном аспекте проводятся впервые. Однако истоки такого явления заложены ещё в самом возникновении конструктивизма в 20-30 гг. XX столетия. Их анализ рассматривается нами в творческих разработках Я. Чернихова. Современное развитие линеарного конструктивизма связано с развитием технической и материальной составляющей в архитектурном дизайне. Дается определение линеарного конструктивизма как определенного этапа в самом течении, связанного с элементами декоративности. Соединение декоративных сторон направления с формой определяет новизну конструктивизма и обогащает его, усложняя не только конструктивную форму, но и определяя мировоззренческо-философские идеи и суть образцов данного направления. Рассматриваемые примеры линеарного конструктивизма наглядно демонстрируют актуальность его использования в современной архитектуре. Под них подводится идеологическая основа, которая обогащает архитектурный дизайн, делая его более многозначительным.
Ключевые слова: линеарный конструктивизм, архитектура, декоративность.
LINEAR CONSTRUCTIVISM AS A NEW DIRECTION IN MODERN ARCHITECTURE
The article is devoted to the analysis of a new linear trend in modern constructivism. This architectural phenomenon is viewed by the author as based on a form transformed in such a way that creates the effect of a line. Research in this aspect is conducted for the first time. However, the phenomenon has its origins in the very emergence of constructivism in the 1920-1930s, particularly in the creative works of Y. Chernihov. The modern development of linear constructivism is associated with the development of technical and material components in architectural design. The linear constructivism is defined as a particular stage of constructivism associated with decorative elements. The combination of the decorative aspects with the form determines the novelty of constructivism and enriches it, not only complicating the constructive form, but also defining the ideological and philosophical ideas and the essence of the samples ofthis direction. The considered examples of linear constructivism clearly demonstrate the relevance of its use in modern architecture. An ideological basis is put under them, enriching architectural design and making it more meaningful.
Key words: linear constructivism, architecture, decorative.
Архитектура всегда имела большое значение в жизни человека, отражая через свои объекты культурное наполнение той или иной эпохи. Характер зданий от самых простых по форме до самых сложных передает национальные и культурные особенности страны. Форма всегда несла определенную информативность, идейная составляющая архитектурного дизайна менялась, и через неё передавалось мировоззрение того или иного сообщества, государства, народности. Актуальной была и есть идеологическая сторона архитектурных произведений, через которые можно узнать мировоззренческие ценности, культурные предпочтения, социальные возможности эпох и сообществ. Изучение данной области искусства необходимо в первую очередь для создания более совершенных конструкций и форм, которые бы удовлетворяли духовные потребности человека.
Философия зодчества и сегодня определяет культуру общества, воспитывает эстетически и духовно. Как отмечают А. А. Волегова, А. А. Барабанов, «новейшие архитектурные произведения обладают высоким художественно-эстетическим уровнем и зачастую представляют собой сложные образные структуры, выражая в непростых формах значения нового уровня, но при этом они по-прежнему основаны на классических архи-
тектурных принципах» [2, с. 38]. Изучение классических приемов в искусстве архитектуры дает в первую очередь осознание конструкции и формы, так как именно они удовлетворяют духовные потребности человека. Новые тенденции, отвечающие сегодняшнему дню, требуют исследования и рассмотрения. Так, например, в конструктивизме нами выявлено явление, которое делает это направление более привлекательным и украшает своим видом городское пространство. Его можно обозначить как линеарный конструктивизм.
Конструктивизм, который зародился в 20-х гг. XX в. в России, популярен и сегодня. Он напрямую был связан с идеологией государства, в котором победил социализм. Акцент ставился на простоту и дешевизну во всем, поскольку равенство между всеми людьми было приоритетным постулатом мировоззрения общества. В этой связи, как отмечает Н. В. Даниелян, «конструктивизм, рассматривающий познание как конструирование субъектом версий реальности» [4, с. 3], передает философию бытийности, наполняясь новыми «красками». Поэтому, как констатирует автор, и далее «оказывается чрезвычайно востребованным в современной философской и методологической рефлексии науки, и не только потому, что подтверждаются многие ее интуитивные прозрения,
но и тем, что открываются неизвестные еще возможности ее структурной организации, востребуются иные, неизученные еще принципы рационализации научной сферы» [4, с. 3]. Энтропия современного мира требует более строгих рамок, и конструктивизм с его стремлением к упорядочиванию актуален для определения порядка и системности во всем. Цель данного исследования в рассмотрении сути нового направления в конструктивизме, определении его значения в современном мире, так как это направление, служившее революционным идеям, сегодня претерпело существенные изменения.
Современный конструктивизм изменился как внешне, так и по содержанию. В нем появились новые тенденции, опирающиеся на современные технологии и материалы, которые делают его более дорогим. Дизайнерские идеи обогащают направление определенными «находками», которые либо подчеркивают конструктивистские тенденции, либо растворяют, «прячут» его явные элементы. Ко второму значению, по нашему мнению, относится линеарный конструктивизм. Суть его заключается не в изменении формы, а в преобразовании этой формы в сторону линейности.
Линеарность — музыкальное понятие многоголосья, определенная непрерывной мелодической линией развертывания голосов в определенной ритмике. Например, Н. А. Рыжкова так характеризует линеарные функции, которые, по её мнению, являются первичными факторами музыкального становления: «Они обогащают гармоническую вертикаль, способствуют образованию всевозможных диссонантных аккордов посредством внедрения линейных тонов в состав аккорда — септим, секст, побочных тонов ("транзитов"). Так возникают линейные функции тонов, являющихся одновременно аккордовыми диссонансами» [9, с. 136]. Другой исследователь музыки Ю. К. Захаров рассматривает линеарный ход (Zug). По его мнению, «это поступенная (в том числе и с хроматическими вариантами ступеней) звуковы-сотная линия, берущая своё начало с какого-либо тона линии более глубокого уровня» [6, с. 4028]. Музыкальное понятие линеарности интересует ученых, которые своими размышлениями обогащают данное явление.
Применим данный термин и в пластических искусствах. Здесь понятие линеарности выражается в главенствующей роли линии, которая придает изображению большую графичность в изобразительном искусстве и замкнутость объемов и контуров в скульптуре.
В архитектуре мы данное понятие связали с соединением форм в единое целое в виде декоративного оформления большой формы малыми, которые напоминают линии. Они не несут в себе никакой функциональности, а являются лишь своеобразными декоративными элементами, украшают основную форму, придавая облику ритмическую музыкальность и делая любое произведение художественным объектом. Этот эффект мы увидели в архитектурных произведениях конструктивизма сегодняшнего времени. Известно, что данное направление выявляет в первую очередь лаконичность формы. В линеарном же конструктивизме поддержива-
ется идея монолитности, но прячется основная форма за декоративностью в виде прямых объемов меньших размеров, которые создают впечатление линейности во внешнем облике архитектуры.
Прямые линии активно участвуют в создании формы, вытягивая её, превращая объем в более плоское формирование, при котором создается впечатлении линейности. Так, например, здание Токийского правительства архитектора Кэндзо Танге (рис. 1), построенное в 1988-1991 гг., имеет в своей конструктивной основе прямые линии, которые доминируют над формой, преобразовывая её своей ритмикой. Танге хотел создать нечто похожее на современный чип, однако данное творение скорее напоминает готический собор, чем компьютерную деталь. Прямоугольные объемы накладываются один на другой, будто пластины, создавая впечатление линейности. Здание опирается на простые формы конструктивизма, но усложняется ритмикой наслоения объемов, передавая как бы идею сложных государственных дел, которые решают глобальные социальные, культурные и другие проблемы горожан. Символизм философии управления с его многоходовыми комбинациями отражается в многослойности фасада. Но в то же время строгость прямых линий указывает на порядок в мироустройстве города.
Рисунок 1. Танге К. Здание Токийского правительства. Япония. 1990 г.
Другой пример линеарного конструктивизма представлен этим же автором в архитектуре отеля Гранд Принц Акасака в Токио (рис. 2), построенным в 1983 г. Четкие линии выступающих с двух сторон корпусов от центральной части здания, словно преддверие входа, напоминают порталы готических соборов. В верхней части сооружения идет наложение объема другого цвета, это образует сдержанный декоративный эффект. Интересный внешний облик отеля делает его привлекательным и запоминающимся. Линейность объемов, организованная за счет выступов в боковых корпусах отеля, придает комплексу цельность и образность.
Рисунок 2. Тангэ К. Гранд Принц отель Акасака. Япония. 1983 г.
Современное решение линеарного коструктивизма не имеет четкого алгоритма. Как отмечает Д. Н. Букин, «конструктивизм как одно из влиятельных философских направлений прошлого переживает сегодня новое рождение и приобретает новые особенности» [1, с. 50]. Суть заключается именно в использовании формы, которая создает эффект линеарности. Так, здание «Центра Лен Щелок» в Новой Зеландии (рис. 3), построенное в 2015 г. Эндрю Паттерсоном для коллекции художника-авангардиста Лен Лая, выполнено из блестящего металла. Блеск металла создает эффект мерцания, который усиливается за счет наклонов вертикальных блоков. Такой прием напоминает кладку смальты в Византийских храмах. Там намеренно выкладывались кусочки смальты на неровную поверхность для того, чтобы образовывался блеск при попадании света на них. В результате создавалось божественное мерцание, исходящее от изображения святых.
Рисунок 3. Паттерсон Э. «Центр Лен Щелок». Новая Зеландия. 2015 г.
В творении Паттерсона металл, кроме блеска, ещё и отражает окружающее пространство, словно растворяясь в нем. Необычность и неординарность такого решения выражает сущность предназначения здания, которое отражает модернистское кинетическое искусство новозеландского художника Лен Лая. Эффекта движения автор архитектурного произведения добился при помощи материала (металла), его свойства (блеска) и направления блоков под определенным углом, которые меняются, как бы перемещаясь в пространстве в зависимости от освещения и места нахождения зри-
теля. Автор проекта Э. Паттерсон так характеризует свое детище: «Мы надеемся, что этот дизайн помогает бросить вызов господству модернизма в современной мысли. Он стремится заменить архитектурный язык подлинным смыслом» [5]. Философское понимание языка архитектурной формы служит в данном случае выражением неординарной личности, которая проявила себя в различных областях искусства: экспериментального кино и кинетической скульптуры. Линеарность конструкции придает образу архитектурного творения устойчивость и намеренность творческого развития. Ритмика вертикальных форм олицетворяет устремленность к новым свершениям и развитию неординарных решений в искусстве. Прямые линии реальности формы и нереального фактурного решения здания из блестящего и отражающего металла — новое видение модернистских взглядов современности.
Развитие конструктивизма в современном мире многогранно, потому как прогресс общества и мировоззрение людей не стоят на месте, а преобразовываются в соответствии с временем. В этом отношении развитие направления соотносится с идеями советского ученого М. Гинзбурга, который отмечал в книге «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» следующее: «Молодость нового стиля — по преимуществу конструктивна, зрелая пора органична и увядание — декоративно. Такова примерная схема генетического роста значительного большинства стилей» [3, с. 127], то есть можно сказать, что любой стиль — это живой организм, который проходит все стадии: рождение, расцвет, угасание и смерть. В начале возникновения любого направления лежит определенная форма, так в архитектуре древнего мира, в частности в Древнем Египте, первичным был квадрат (основа любого святилища), прямоугольник (храмы) и треугольник (пирамиды); в античности, кроме квадрата и прямоугольника, применялся круг как символ храмов и общественных построек в стиле толоса, фолоса, моноптера. Но дальше идет развитие архитектурных элементов и создание определенных направлений и стилей. Это касается и конструктивизма, в котором также изначально брались за основу «чистые» формы. Зодчии, модулируя и «играя» ими словно конструктором, создавали простые, понятные образы, отвечающие запросам идеологии общественного строя.
Гениальные архитекторы советского периода, которые стояли у истоков конструктивизма, не всегда могли воплотить свои идеи в реальность. Однако их решения, даже в эскизном варианте, вдохновляют и по сей день современных архитекторов-дизайнеров. Так, эскизы Якова Чернихова под названием «Архитектурные фантазии» могут служить прообразом линеарного конструктивизма сегодняшнего дня. Его «Город будущего» (рис. 4) демонстрирует современные тенденции в архитектурном дизайне. Наложение одной формы на другую создает линеарность, которая образует монолитность объектов. Архитектор утверждал, что поскольку «всякое архитектурное сооружение должно представлять
собою некоторую художественную ценность, помимо своих непосредственных утилитарных функций, то несомненным является правильность изысканий в архитектурных фантазиях, допускающих наибольшую свободу действия» [14, с. 13]. Неограниченность в творческих изысканиях архитекторов прошлого столетия позволяет сегодня черпать идеи для современного дизайна, так как их находки, несомненно, иллюстрируют действительность нашей современности. Вот как об идеях Чернихова пишет известный советский и российский искусствовед С. О. Хан-Магомедов: «В конце 20-х — начале 30-х годов в Ленинграде одна за другой выходят книги мало известного до того архитектора Я. Чернихова. Книги были богато иллюстрированы сотнями графических композиций (отвлеченных, орнаментальных и архитектурных), выполненных автором. Поражало графическое мастерство и изощренность фантазии Я. Чернихова» [12, с. 546]. Наследие Я. Чернихова, хоть и в теоретическом виде, но дает импульс и сегодня к развитию архитектурного дизайна с применением уже новых технологий и материалов. Как отмечает Д. С. Хмельницкий, «Черни-хов сформулировал в своих книгах бескомпромиссно ясный взгляд на законы современной архитектуры и был, несомненно, по своему духу одним из самых ярких и радикальных конструктивистов» [13, с. 18]. Он творил будущее, развивал творческий потенциал у своих учеников и делился опытом с людьми, которым это было интересно.
Рисунок 4. Чернихов Я. «Архитектурные фантазии». Город будущего. 1933 г.
Линеарный конструктивизм, зачатки которого мы видим в «Городе будущего» Я. Чернихова, получил значительное развитие в современном мире. Он, согласно идее М. Гинзбурга, есть развивающая фаза живой материи архитектурного искусства, которая превращает форму в «декорации», но не становится ещё чисто декоративным. Как отмечает далее архитектор, «идеи конструктивизма <...> представляются нам в настоящую минуту естественными, нужными и животворящими.
Но если подобный "конструктивизм" характерен вообще для всякого изначального состояния нового стиля, то для стиля наших дней он должен стать особенно характерным. И причину этому, конечно, надо искать не только в экономических условиях современности, но и в той исключительной психологической роли, которую начала занимать в нашей жизни машина и связанная с ней механизованная жизнь, сущность которой заключается в оголенной конструктивности ее составных организмов» [3, с. 137]. Техногенная революция с её ускоренными темпами «диктует» новые приемы и решения в той основе, которая является стержнем как в техническом, так и духовном плане. Линеарный конструктивизм не меняет форму, он лишь делает её более привлекательной. Создается эстетическая красота, которая синтезирует форму и декоративность.
Говоря о возникновении и истоках линеарного конструктивизма, которые повлияли на его развитие сегодня, можно привести слова В. С. Степина: «Представления о мире, которые вводятся в картинах исследуемой реальности, всегда испытывают определенное воздействие аналогий и ассоциаций, почерпнутых из различных сфер культурного творчества, включая обыденное сознание и производственный опыт определенной исторической эпохи» [10, с. 14]. Обращение и развитие конструктивизма в направлении линеарности «диктуется временем», когда встает острая необходимость в единении и сплоченности как незыблемых постулатов в консолидации человечества. Эти тенденции все чаще проявляются в массовом строительстве жилых комплексов, потому как «игра» формами, которые образуют линейность в визуальном восприятии, создает единый организм как некую крепость. Примером такого решения является, на наш взгляд, комплексы в городе Пусан, Южная Корея, возведенные в 2011 г. Один из них Palace Tower, другой — Doosan Haeundae We've the Zenith. Данные объекты являются не только жилыми помещениями, но и представляют собой культурное образование, что и отметил президент компании SIAPLAN Architects and Planners Ху-Хван Чо: «Говоря о высотных зданиях, мы не можем ограничиться их архитектурно планировочной составляющей, проигнорировав культурную. Корейской культуре в большой степени присуща об-щинность» [15, с. 7]. Поэтому национальная культура определяет характер построек, их визуальное значение. Высотные монолитные здания, словно крепости, означают сплоченность и мощь народа.
Архитектура Palace Tower (рис. 5) обеспечивает защиту, как физическую, так и моральную, жителям данного комплекса. Две высотки стоят на берегу реки, защищая от ветров со стороны водного пространства остальные постройки. Кроме того, создается впечатление, будто они являются «воротами», своеобразными защитными сооружениями от воображаемых врагов. Застекленные балконы располагаются в шахматном порядке на фасадах. Они напоминают патроны или бомбы, прикрепленные к основной баллистической ракете, которая в любой момент может взлететь и отразить удар недоброжела-
телей, если это будет необходимо. Линеарность в виде выступов в самой конструкции формы и балконов, как малых форм, придает архитектурным объектам цельность и глобальность. Такой прием привлекателен и декоративен. Он украшает здание и создает мощное визуальное впечатление. Если сравнить с постройками, которые находятся возле этих двух небоскребов, имеющих простую форму прямоугольников, то можно отметить, что эстетика Palace Tower привлекает и выделяет их из общего пространства.
Рисунок 5. Palace Tower. Пусан. Южная Корея. 2011 г.
В Haeundae дизайнеры-архитекторы воплотили идею монолитности, единения, мощи (рис. 6). Округлые формы крыльев корпусов, которые обрамляют центральную часть, подобны лепесткам цветка. Наложение одной формы на другую создает эффект линейности.
Рисунок 6. Наеипс1ае. Пусан. Южная Корея. 2011 г.
Глобальность зданий формируется через соединение прямоугольных и овальных объемом, которые в целом выражают цельность впечатления, будто перед нами нерушимая скала. Единство духа — характерная черта корейского народа. Для них дом — это очаг, уют, своя вселенная, из которой выходить не хочется. В большинстве своем корейцы домоседы. Они очень дисциплинированны и подчиняются старшим и людям выше рангом. Так С. С. Суслина констатирует, что «сильная централизованная власть, пронизывающая корейское общество "сверху донизу" и единично располагающая правом принятия всех решений» [11, с. 14] определила и определяет до сих пор развитие страны. С одной стороны, такое явление дает устойчивое подчинение и дисциплину народа, с другой — ограничивает свободу граждан.
Не менее важна и экономическая составляющая жизни Южной Кореи. Как отмечает Е. Г. Пак, «особенности менталитета корейцев, такие как колоссальное трудолюбие, сильное чувство национальной идентичности/ патриотизма, приверженность коллективным/родовым традициям, жажда знаний, прагматизм и стремление к материальному благословению, без которых было бы немыслимо "корейское экономическое чудо", были сформированы в процессе истории» [8, с. 154]. Достижения в экономическом развитии страны сказались и на строительстве. Высотные здания стали нормой и элементом экономического роста. Недаром Ху-Хван Чо отмечает, что «за каждым высотным зданием, особенно сверхвысотным или знаковым нередко стоит история, выходящая за рамки простой необходимости создания нового пространства или желания получить офисы премиум класса» [15, с. 5]. Чем выше здание, тем престижнее компания или жилище. Название комплекса Doosan Haeundae We've the Zenith переводится как «Мы Зенит». Слово зенит означает наивысшую точку, или высшую точку развития. Учитывая значение слова, можно предположить, что данный комплекс благодаря приему линеарности достигает наивысшей точки сплоченности жилища, в котором безопасно и стабильно. Здесь можно привести слова М. Я. Гинзбурга о том, что «с опытом, приобретаемым человеком при своих сооружениях, у него вырабатывается и сложная система самодовлеющего мира, ассоциируемого с этими конструкциями. Современная психофизиология установила, что различные элементы формы (линия, плоскость, объем) сами по себе, а в особенности различным своим взаимоотношением порождают в нас эмоции удовольствия или неудовольствия» [3, с. 125]. Линейность в современных зданиях конструктивизма подчеркивает эмоциональный фон общественного уклада, что отвечает философскому смыслу направления. По мнению И. Т. Касавина, «конструктивизм выступает как вариант универсалистского подхода к миру, человеку и познанию» [7, с. 65]. Именно данное направление через исходные формы передает суть идейной, художественной и технической составляющей общественного уклада как любого народа, так и целой цивилизации.
Итак, линеарный конструктивизм ещё один шаг в развитии направления не только XX в., но и XXI, а может и более дальнего будущего. Он содержит в себе декоративные элементы, которые образуются при помощи ритмики малых объемов, группируясь и оформляя собой основную большую форму, наполняя её философией бытия.
Фундаментальные основы линеарности позволяют выявлять разнообразные аспекты и стороны конструктивизма, что дает возможность развивать творческую фантазию и эстетическую привлекательность. Ведь конструктивизм есть самое монументальное направление в искусстве, а линеарность в нем — красота и преобразование простых форм в сторону декоративности.
Литература
1. Букин Д. Н. Современный конструктивизм и онтологические основания математики // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 10. С. 50-57.
2. Волегова А. А., Барабанов А. А. Феномен архитектуры нового тысячелетия // Вестник ТГАСУ. 2008. № 3. С. 34-46.
3. Гинзбург М. Я. Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры. М.: Strelka Press, 2021. 222 с.
4. Даниелян Н. В. Научная рациональность и конструктивизм: автореф. дис. ... док. филос. н. М., 2012. 30 с.
5. Двоскина Н. Кинетический музей Лен Лая в Новой Зеландии. URL: https://www.admagazine.ru/architecture/kineticheskij-muzej-len-laya-v-novoj-zelandii (дата обращения: 23.12.2021).
6. Захаров Ю. К. О содержательности гармонических линий // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 18). С. 4028-4037.
7. Касавин И. Т. Конструктивизм как идея и как направление // Конструктивизм в теории познания. М.: ИФРАН, 2008. С. 63-72.
8. Пак Е. Г. Социально-философский анализ истории формирования менталитета корейского народа // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (61). Т. 2. С. 151-155.
9. Рыжкова Н. А. Развитие функциональной теории в отечественной музыкальной науке ХХ века // Искусство музыки: теория и история. 2012. № 6. С. 125-156.
10. Стёпин В. С. Конструктивные основания научной картины мира // Конструктивизм в теории познания. М.: ИФРАН, 2008. 171 с.
11. Суслина С. С. Республика Корея на постиндустриальной стадии развития (конец 80-х — начало 90-х годов). М.: Восточная литература РАН. 1997. 224 с.
12. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: В 2-х книгах: Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат, 1996. 709 с.
13. Хмельницкий Д. С. Непонятый гений. Книги Якова Чернихова глазами современников. Берлин: Изд-во: «Дом паблишерз», 2009. 290 с.
14. Чернихов Я. Архитектурные фантазии: 101 композиция в красках, 101 архитектурная миниатюра. Л.: Издание Ленинградского областного отделения Всесоюзного объединения «Международная книга», 1933. 102 с.
15. Чо Ху-Хван. Развитие высотного строительства в Южной Корее // Жилищное строительство. 2011. № 11. С. 5-9.
References
1. Bukin D. N. Sovremennyj konstruktivizm i ontologicheskie osnovaniya matematiki [Modern constructivism and ontological foundations of mathematics] // Vestnik Tyumenskogo gosudarst-vennogo universiteta [Bulletin of the Tyumen State University]. 2012. № 10. P. 50-57.
2. Volegova A. A., Barabanov A. A. Fenomen arhitektury novo-go tysyacheletiya [The phenomenon of architecture of the new millennium] // Vestnik TGASU [Bulletin of the TSASU]. 2008. № 3. P. 34-46.
3. Ginzburg M. Ya. Stir i epoha. Problemy sovremennoj arhitektury [Style and epoch. Problems of modern architecture]. M.: Strelka Press, 2021. 222 p.
4. Danielyan N. V. Nauchnaya ratsionaPnosf i konstruktivizm [Scientific rationality and constructivism]: avtoref. dis. ... dok. filos. n. M., 2012. 30 p.
5. Dvoskina N. Kineticheskij muzej Len Laya v Novoj Zelandii [Kinetic Museum of Flax in New Zealand]. URL: https://www. admagazine.ru/architecture/kineticheskij-muzej-len-laya-v-no-voj-zelandii (Access date: 23.12.2021).
6. Zakharov Yu. K. O soderzhatePnosti garmonicheskih linij [On the content of harmonic lines] // FundamentaPnye issledo-vaniya [Fundamental research]. 2015. № 2 (part 18). P. 4028-4037.
7. Kasavin I. T. Konstruktivizm kak ideya i kak napravlenie [Constructivism as an idea and as a direction] // Konstruktivizm v teorii poznaniya [Constructivism in the theory of knowledge]. M.: IFRAN, 2008. P. 63-72.
8. Park E. G. SociaPno-filosofskij analiz istorii formirovani-ya mentaliteta korejskogo naroda [Socio-philosophical analysis of the history of the formation of the mentality of the Korean people] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University]. 2015. № 1 (61). Vol. 2. P. 151-155.
9. Ryzhkova N. A. Razvitie funkcionaPnoj teorii v otechestvennoj muzykaPnoj nauke XX veka [Development of functional theory in the Russian musical science of the 20th century] // Iskusstvo muzy'ki: teoriya i istoriya [Art of music: theory and history]. 2012. № 6. P. 125-156.
10. Stepin V. S. Konstruktivnye osnovaniya nauchnoj kartiny mira [Constructive foundations of the scientific picture ofthe world] // Konstruktivizm v teorii poznaniya [Constructivism in the theory of knowledge]. M.: IFRAN, 2008. 171 p.
11. Suslina S. S. Respublika Koreya na postindustriaPnoj sta-dii razvitiya (konets 80-x — nachalo 90-x godov) [The Republic of Korea at the post-industrial stage of development (late 1980s — early 1990s)]. M.: Oriental Literature of the Russian Academy ofSciences. 1997. 224 p.
12. Khan-MagomedovS. O. Arhitektura sovetskogo avangarda: V 2-h knigah: Kniga 1. Problemy formoobrazovaniya. Mastera i techeniya [Architecture of the Soviet avant-garde: In 2 books: Book 1. Problems of shaping. Masters and trends]. M.: Stroyizdat, 1996. 709 p.
13. Khmelnitsky D. S. Neponyatyj genij. Knigi Yakova Chernihova
glazami sovremennikov [Misunderstood genius. Books byYakov Chernikhov through the eyes of contemporaries]. Berlin: Publishing House: «House publishers», 2009. 290 p.
14. Chernikhov Ya. Arhitekturnye fantazii: 101 kompoziciya v kraskah, 101 arhitekturnaya miniatyura [Architectural fantasies: 101 compositions in colors, 101 architectural miniatures].
L.: Publication of the Leningrad regional branch of the All-Union Association «International Book», 1933. 102 p.
15. Cho Hoo-Hwan. Razvitie vysotnogo stroitePstva v Yuzhnoj Koree [Development of high-rise construction in South Korea] // Zhilischnoe stroitePstvo [Housing construction]. 2011. № 11. P. 5-9.
Информация об авторе
Галина Юрьевна Османкина E-mail: Galaomsk2004@mail.ru
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный технический университет» 644050, Россия, г. 0мск-50, Мира, 11
Information about the author
Galina Yurievna Osmankina E-mail: Galaomsk2004@mail.ru
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Omsk State Technical University» 644050, Russia, 0msk-50, 11 Mira Str.