Научная статья на тему 'Алгоритм формообразования при проектировании клубного пространства в рамках средового подхода'

Алгоритм формообразования при проектировании клубного пространства в рамках средового подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контекст / средовой подход / предпроектный анализ / конструктивизм / современная архитектура / проектный алгоритм / клуб / context / environmental approach / pre-project analysis / constructivism / modern architecture / design algorithm / club

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Наталья Геннадьевна, Шулика Татьяна Олеговна

В статье рассмотрена проблема влияния контекста на процесс формообразования в рамках средового подхода на примере учебного проекта клубного здания в Московском архитектурном институте на кафедре «Дизайн архитектурный среды». Показаны этапы предпроектного анализа, описана система упражнений, влияющих на процесс создания художественного замысла, зафиксирован проектный алгоритм. Рассматривается связь композиционных приемов конструктивизма и современной архитектуры и их формирование под влиянием средовых характеристик ситуации проектирования, описаны особенности методики учебного проектирования, проиллюстрированы результаты ее реализации на различных этапах учебного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL FORMING ALGORITHM FOR CLUB SPACE DESIGN WITHIN THE ENVIRONMENTAL APPROACH

The article considers the influence of context on the process of formation in the framework of the environmental approach on the example of the project's club house at the Moscow architectural Institute at the Department "Design of architectural environment". The stages of pre-project analysis are shown, the system of exercises that affect the process of creating an artistic idea is described, and the design algorithm is fixed. The article considers the relationship between compositional techniques of constructivism and modern architecture and their formation under the influence of environmental characteristics of the design situation, describes the features of the methodology of educational design, and illustrates the results of its implementation at various stages of educational design.

Текст научной работы на тему «Алгоритм формообразования при проектировании клубного пространства в рамках средового подхода»

АЛГОРИТМ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КЛУБНОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ СРЕДОВОГО ПОДХОДА

УДК 721:725.83 DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15019

Н.Г. Панова, Т.О. Шулика

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В статье рассмотрена проблема влияния контекста на процесс формообразования в рамках средового подхода на примере учебного проекта клубного здания в Московском архитектурном институте на кафедре «Дизайн архитектурный среды». Показаны этапы предпроектного анализа, описана система упражнений, влияющих на процесс создания художественного замысла, зафиксирован проектный алгоритм. Рассматривается связь композиционных приемов конструктивизма и современной архитектуры и их формирование под влиянием средовых характеристик ситуации проектирования, описаны особенности методики учебного проектирования, проиллюстрированы результаты ее реализации на различных этапах учебного проектирования.1

Ключевые слова: контекст, средовой подход, предпроектный анализ, конструктивизм, современная архитектура, проектный алгоритм, клуб

ARCHITECTURAL FORMING ALGORITHM FOR CLUB SPACE DESIGN WITHIN THE ENVIRONMENTAL APPROACH

N. Panova, T. Shulika

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The article considers the influence of context on the process of formation in the framework of the environmental approach on the example of the project's club house at the Moscow architectural Institute at the Department "Design of architectural environment". The stages of pre-project analysis are shown, the system of exercises that affect the process of creating an artistic idea is described, and the design algorithm is fixed. The article considers the relationship between compositional techniques of constructivism and modern architecture and their formation under the influence of environmental characteristics of the design situation, describes the features of the methodology of educational design, and illustrates the results of its implementation at various stages of educational design.2

Keywords: context, environmental approach, pre-project analysis, constructivism, modern architecture, design algorithm, club

На протяжении человеческой истории архитектура эволюционировала под влиянием научно-технических достижений, культуры, религии, философии и запросов общества. Современная нам архитектура не исключение. На наших глазах происходит утверждение

1 Для цитирования: Панова Н.Г. Алгоритм формообразования при проектировании клубного пространства в рамках средового подхода / Н.Г. Панова, Т.О. Шулика // Architecture and Modern Information Technologies. - 2020. - №1(50). - С. 294-308. - URL:

https://marhi.ru/AMIT/2020/1kvart20/PDF/19 panova.pdf DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15019

2 For citation: Panova N., Shulika T. Architectural Forming Algorithm for Club Space Design within the Environmental Approach. Architecture and Modern Information Technologies, 2020, no. 1(50), pp. 294308. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2020/1kvart20/PDF/19 panova.pdf DOI: 10.24411/1998-48392020-15019

новой архитектурной парадигмы, в основе которой лежит идея эволюции и самоорганизации систем. Электронная цивилизация провоцирует переосмысление коренных представлений об общем пространстве культуры, меняя взаимоотношения ее различных дисциплин. Эпоха постмодернизма, внесшая существенные коррективы в художественную структуру продуктов культуры, выдвинула новые факторы и содержание формотворчества.

Особенно заметны процессы обновления архитектурных трендов под влиянием новых технологий, открывающих перед проектировщиком мир невиданных возможностей. Едва оценив перспективу использования нелинейных процессов в проектировании, мы обнаруживаем, что вчерашнее новшество сегодня уже рассматривается как рутинная проектная задача. Нелинейное компьютерное моделирование обращается к вычислительному мышлению, где роль архитектора сводится к рождению идеи формального замысла и потенциального сценария его воплощения [1]. Несмотря на невозможный еще недавно уровень и характер этих поисков, в увлеченном стремлении к оптимизации процессов проектирования ради создания идеальной формы, они все чаще игнорируют средовой контекст, возвращая нас во времена расцвета модернизма.

Однако, наряду с этими футуристическими тенденциями в творчестве ведущих представителей современного архитектурного дизайна по-прежнему сильны установки на рациональность и целесообразность. Возрождение интереса к советскому авангарду в 60-80 годы прошлого века явилось переломным фактором для многих крупных архитекторов, среди которых - Заха Хадид, Норман Фостер, Рем Колхас, Даниэль Либескинд, Стивен Холл и многие другие. Первые десятилетия нового века охарактеризовались не только новыми тенденциями в формообразовании, но и активностью коллективного архитектурного творчества - множество молодых бюро говорят сегодня языком выразительной и, в тоже время, лаконичной архитектурной формы.

Архитектура авангарда очаровывает нас не только своей честностью, простотой, энергетикой и художественным нигилизмом, но и подчеркнутой важностью функционально-конструктивной основы в процессе создания среды обитания для человека и его предметного окружения. В жизни современного города, перенасыщенной эмоциями и информацией, ускоренный ритм жизни приводит к необходимости хорошо воспринимаемых лаконичных форм, к передаче функционального содержания здания в его внешнем облике, не теряя при этом индивидуальности [1, 9]. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в относительно недавно оформившейся концепции так называемой «функционально-мотивированной архитектуры»3. Суть ее сводится к синтезу трех учитываемых аспектов проектирования: различные составляющие ситуационного контекста, социокультурные тренды и архитектурные концепты самих авторов. И, если во времена расцвета конструктивизма, характеристики контекста были связаны в основном с социально-идеологической основой авангардной архитектуры - новый образ и функция для новой жизни, то сегодня в качестве основных «мотиваторов» формообразования, как правило, выступают особенности средового окружения [7, 11].

В организации процесса учебного проектирования на кафедре «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ изучению средового контекста традиционно посвящена стадия предпроектного анализа. Появлению проектного замысла предшествует цикл взаимосвязанных упражнений, в процессе выполнения которых у студента постепенно складываются принципы формообразования будущего объекта. Каждый проект имеет особый методический сценарий работы, помогающий освоению многообразия средового проектного творчества. Каждая проектная тема требует постановки специфических промежуточных задач, которые меняются или уточняются в зависимости от контекста,

3 Понятие «функционально мотивированной архитектуры» было введено в магистерском исследовании Е.А. Белаша «Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре XXI века» (МАРХИ, 2018 г., руководитель проф. О.И. Явейн).

поэтому объектом творчества является не только учебный проект, но и учебный процесс в целом [8].

На протяжении многих лет проектирование на третьем курсе традиционно открывается заданием «Клуб», сегодня интерпретированного через различные варианты этой темы -досуговый, детский или информационно-деловой центр. Клуб - это первый проект, где студент впервые сталкивается практически со всей совокупностью контекстов проектирования - ситуация, функция (типология), сценарий образа жизни, эстетика, работа с внутренним пространством. Очевидно, что в коротком учебном проекте отреагировать на все одинаково глубоко физически невозможно. Но можно, обозначив их наличие, показать, как можно с ними работать, как они могут влиять на решение, и что проектный результат может стать следствием совокупности этих влияний. Знакомясь с каждым из них в процессе предпроектного анализа студент выясняет, на какую глубину он способен погрузиться, и влияние какого из аспектов поможет рождению концепции проекта. В нашей работе над проектом клуба основные контексты естественно соединились в смысловые пары.

Ситуация/эстетика

В качестве места проектирования был выбран небольшой сквер в непосредственной близости к средовой доминанте ситуации - легендарному московскому ДК им. Горбунова. Дворец культуры Киевского района, названный в честь директора московского авиационного завода № 22 Сергея Горбунова, построенный в 1929-38 годах по проекту Я. Корнфельда, был первым крупным районным ДК, сменившим относительно небольшие рабочие клубы, характерные для конструктивизма 1920-х годов [2, 4] (рис. 1 а, б). Однако, в отличие от классических построек Мельникова и Голосова, стилистически здание имеет признаки как раннего модернизма, так и ар-деко, чьи характерные черты особенно заметны в его просторных интерьерах [10].

Два крыла здания соединяются мостиками-переходами на уровне второго и третьего этажей, что добавляет монументальному сооружению средовой проницаемости и легкости. Масштабный, выразительный и функциональный план, напоминающий крыло самолёта, что подчёркивает его принадлежность авиазаводу, сочетается с интерьерами в более обтекаемом стиле. В интерьерах ощутима атмосфера советской декоративной монументальности - материалы, освещение и мозаика на стенах не подлежат реновации в связи со статусом объекта культурного наследия регионального значения. Выразительные средства, использованные архитектором, построены на контрастных сочетаниях симметричной и асимметричной частей комплекса, глухих и остекленных плоскостей, скругленных и угловатых форм [5, 6].

В позднесоветское время ДК им. Горбунова стал главной площадкой для рок-музыкантов со всей страны. Сегодня клубную секцию площадью 1200 м2 занимают Институт современного искусства (ИСИ) и библиотека, на месте которых ранее размещались кружки и секции. Контраст между миссией расположенного в клубной части Института современного искусства и не соответствующей ей средовой атмосферой натолкнул на мысль о необходимости спроектировать в непосредственной близости современное досуговое и одновременно обучающее пространство.

Клубная типология получила новое прочтение в эпоху конструктивизма, поэтому нам показалось естественным проектировать подобный объект как рефлексию на уже существующий в расчете на то, что студенты ИСИ станут активными пользователями клубного пространства, приобщаясь таким образом к современному культурному контексту. Целью данного проекта в МАРХИ с точки зрения эстетики было исследование и формирование современной архитектуры, наследующей качества конструктивизма -честной и естественной по отношению к функции, простой и выразительной с точки зрения формы, но отличной от него чертами нашего времени - парадоксальностью и тонкостями формообразования, остротой и контрастом сочетаний, современными

материалами. К этому образу наиболее близка не имеющая единого стилистического лица архитектура Стивена Холла, концептуально и стилистически формируемая под влиянием всякий раз иного средового контекста.

а)

б)

Рис. 1. ДК им. Горбунова. Арх. Яков Корнфельд. 1929-1938 гг.: а) историческая фотофиксация; б) фотофиксация существующего положения

В ходе предпроектного анализа перед студентами стояла задача изучить композиционные приемы и художественные достоинства конструктивизма, проанализировать его современные интерпретации, выявить композиционные приемы и средовые контексты, под влиянием которых они были сформированы. Таким образом, принятые нами ситуационные и эстетические ограничения сузили диапазон проектных решений, уберегая студентов от преждевременного увлечения параметрической сложностью.

Сценарий/личная проблема

К сценарию жизни в клубе мы подошли через два эссе - «Моя проблема» и «Зачем нужен клуб в эпоху интернета». Так как изначально клуб предназначался для студентов ИСИ (т.е. для творческой молодежи, к которой относятся и студенты МАРХИ), то наши студенты решали этим проектом каждый свою текущую творческую (или другую актуальную) проблему. Таким образом, включив «личный интерес», мы соединили его с учебной необходимостью, проектируя клуб с целью, например, избавления от лени, неопределенности, равнодушия, творческого ступора или прибавляя самостоятельности, умения одинаково хорошо мыслить и чувствовать, свободно говорить и рисовать т.д.

Ответ на второй вопрос был единодушным - клуб нужен для того, чтобы общаться вживую, сохраняя себя, как человеческое существо. А вот проблемы оказались у каждого свои, что хорошо видно в приводимых ниже высказываниях из студенческих эссе.

Как сказала студентка Мария Мозговая - нет такой среды, которая была бы универсально приспособлена для разных слоев жизни: учебы вне института, приема пищи, чтения, отдыха, мероприятий и т.д. Это стало проблемой, потому что видна скорость процесса развития, когда студенты находятся все вместе. Все меняются на глазах, мы становимся семьей, равняемся друг на друга. Поднимаем тех, кто останавливается, раскрываем, раскрепощаем, делаем естественнее. Находимся в каком-то непрерывном процессе развития.

Студент Александр Дверник в своем эссе пишет, что архитектура, способная очень сильно воздействовать на чувства и эмоции человека, подходит для решения проблемы излишней разумности. И, конечно же, будучи математической, «мозговой», архитектура может помочь людям с обратной проблемой - «перевеса» в сторону чувств. Клуб для решения этих, уже двух, проблем должен располагать двумя путями, маршрутами, сценариями, по которым будут существовать две отдельные группы людей, решая свои проблемы. И тех и других нужно привести в одно главное пространство клуба, где, взаимодействуя, они помогут друг другу окончательно справиться с их проблемами и, возможно, создать нечто принципиально новое для себя, будучи уже совсем другими людьми, обучаясь друг у друга использовать обретённые ими способности.

Студентка Валерия Добродеева пришла к объединению двух, казалось бы, не связанных понятий в одну большую проблему - гармонизация биологического и социального начала человека в условиях большого города. На данном этапе, пишет она, я не могу даже вообразить, каким может получиться клуб, решающий эту проблему, но я точно знаю, что хочу помогать людям, страдающим от психических расстройств: депрессии, внутренней агрессии, людям с повышенным чувством тревожности и прочими недугами и делать это посредством общения с природой, любовью к ней и поиском гармонии. Возможно, когда мы осознаем, что являемся неотъемлемой частью этого огромного механизма, поймем, что мы должны заботиться об окружающем мире также, как природа заботится о нас, мы наконец-то почувствуем себя нужными и не одинокими, найдем поддержку и силы на решение всех своих проблем, а также начнем бережнее относится к своей планете и ценить друг друга.

Студенту Федору Котенко недостает умно сделанного и уютного пространства, которое хотелось бы посещать на постоянной основе и иметь возможность проводить там время со своими друзьями, знакомыми, творческими коллективами. Я ищу пространство, говорит Федор, свободное от бездействия и наполненное энергией жизни, пространство завлекающее, раскрывающее и не поражающее, но вызывающее ощущение присутствия чего-то внеземного. Для него важно, чтобы здание имело способность трансформироваться как внутри, так и снаружи, имея при этом лаконичный, но сложный остов. Ему нравится идея студенческого арт-пространства, места, где можно проявить себя и получить в ответ реакцию включенных людей.

Другая студентка - Екатерина Курникова пишет, что большая часть населения вынуждена жить в городской среде, в пространстве массового жилья и маленьких квартир, где нет возможности иметь полноценную «мастерскую». Как следствие - отсутствие возможности свободной работы с различными видами материалов. Это происходит вследствие нехватки места, слишком шумной работы, отсутствия различных видов крупногабаритной техники. В большом и тесном городе хотелось бы иметь место, где люди могли бы работать руками, могли бы развернуться «на полную катушку». Пространство, где каждый имел бы возможность самостоятельно изучать свойства материалов, попробовать себя в разном ремесле, найти свое место для творчества.

Ещё одна студентка - Ирина Мананникова считает, что скованность и боязнь друг друга мешает полноценно жить и выполнять действия, которые ты обычно не позволяешь себе. Эта проблема касается любого человека, у каждого есть грань, через которую он не готов переступать. Необходимо раскрепощаться, делать то, что хочется и естественно чувствовать себя в различных ситуациях. С помощью чего это возможно?! Творчество. С помощью него, говорит студентка, мы «расталкиваем себя», выходим за рамки нашего обыденного состояния, начинаем видеть реальность иначе, чувствовать себя и провоцировать себя же на совершенно несвойственные нам действия - поддержание творческих потенций. Среда для творчества как терапевтическая функция: пространство своими контрастами, своим устройством провоцирует на то, что человек ещё не знает, но это что-то выведет его из состояния привычной обыденности. Человек в этом пространстве захочет совершенно другого. Пространство обострит его чувства.

Функция/работа с пространством

Цель данного блока работы - разобраться с функциональным наполнением клубного пространства, проанализировать пространственные связи помещений, выполнить функциональную схему и затем создать с опорой на нее пространственную структуру клуба, сочетающую большие и малые пространства. Характер интерьеров необходимо связать с эстетикой внешнего объема, сформированной как первая реакция на ситуацию, в сочетании со сценарием жизни в клубе (рис. 2).

Внутреннее пространство должно было стать одним из средств создания определенной атмосферы - активной или тихой, провокативной или умиротворяющей и т.п., в зависимости от темы и назначения клуба. Для этого были изучены средства и приемы формирования пространств молодежной активности, такие как форма, свет, цвет, оборудование, визуальные коммуникации. Разобравшись с приемами, каждый составил для себя их «словарь», который использовал в работе с интерьером.

Изучая основные контексты, влияющие на рождение концепции, акцентируя их взаимосвязи, студенты параллельно фиксировали результаты анализа в форме электронного «Дневника проекта». Дневник проекта - это не только первый шаг к профессиональному портфолио, но и, в первую очередь, инструмент фиксации этапов проектирования, показывающего механизмы влияния различных средовых факторов на его процесс и результат (рис. 3). На базе проведенного анализа и пластических упражнений формировалась концепция проекта. Пластические упражнения и Дневник выполнялись в часы дисциплины «Основы пластической культуры», это учитывалось в графике организации проектирования.

Рис. 2. Методический планшет с основными этапами выполнения проекта

Рис. 3. Дневник проекта: отдельные развороты

Перед студентами стояла задача создания контекстуального объекта, который должен обладать чертами современной архитектурной пластики, реагирующей на эстетику конструктивизма. Проектирование клуба было организовано как система последовательных заданий, подводящих к формированию проектной идеи.

1. Информационный блок - общая лекция про клубы; выдача задания; рассмотрение проектного алгоритма выполнения задания; написание эссе «Моя проблема» и «Зачем нужен клуб в эпоху Интернета?».

2. Выполнение клаузуры «Взгляд в будущее», показывающей первоначальное представление о клубе.

3. Предпроектный анализ проходил в двух направлениях - изучение средового контекста проектирования и потребностей пользователей и анализ эстетики конструктивизма:

- изучение методических указаний по Клубам с различными вариантами программ, выбор темы своего клуба, коррекция институтской программы под свою тему;

- анализ средового контекста включал фото- и графическую фиксацию ситуации с выводами по конфигурации плана и стилистике будущего объема, определение «пятна» застройки;

- анализ функциональной составляющей проектного задания;

- анализ архитектуры и графики конструктивизма, подбор аналогов, изучение пластических и формообразующих особенностей «нового конструктивизма», поиск современной интерпретации схожих задач;

- выполнение коллажа на тему плана ДК им. Горбунова с выявлением его геометрии и крупных функциональных блоков, перевод чертежа в выразительную цветографическую композицию.

Этот этап помог сформулировать «пластический словарь» будущего проекта.

4. Выполнение функциональной схемы помещений (коллаж) с коррекцией площадей в сторону индивидуальной программы клуба.

5. Оформление результатов предпроектного анализа в Дневнике проекта, который включал: фотофиксацию ситуации; изображение и анализ ситуационного плана участка; фиксацию средовых архетипов - значимые архитектурные объекты (планы и информация), рядовая застройка, зелень, благоустройство, другое; выбор темы клуба и его назначения (связь с личной проблемой); схему ситуации с обозначением «пятна» клуба, графическую фиксацию приемов конструктивизма и его современных интерпретаций.

6. Поиск художественной концепции проекта с помощью моделирования из предметного подбора и макетирования. На этом этапе студенты стремятся передать цветопластический характер будущего объекта, реагируют его геометрией на особенности среды, определяют недостающие функциональные и пластические характеристики. Далее выполнялся коллективный макет ситуации проектирования (в масштабе 1:200) и встройка в него эскизного объема клуба (концептуальной скульптуры, в которой передана пластическая идея клуба как реакция на существующий контекст и его эстетику).

7. Лекция «Пространства молодежной активности. Средства и приемы формирования» позволила студентам разобраться со средствами и приемами, влияющими на формообразование интерьерных пространств. По результатам изучения материалов лекции были выполнены зарисовки, в которых каждый студент определил свой набор приемов формообразования.

8. План-рельеф клуба - перевод коллажа (функциональной схемы) в объемный рельеф внутреннего пространства, выражающий иерархию помещений и их связи.

9. Разработка проекций с акцентом на основные композиционно-функциональные связи (генплан, планы этажей, разрезы, фасады).

10. На заключительном этапе студенты разрабатывали композицию итогового планшета, дорабатывали необходимые чертежи, выполняли визуализации с уточнением принципиальных средовых фрагментов (рис. 4).

КЛУБ

в)

Рис. 4. Итоговый проект «Клуб»: а) автор - студент 3 курса кафедры ДАС МАРХИ Котенко Ф.; б) автор - студентка 3 курса кафедры ДАС МАРХИ Каледина А.; б) автор -студентка 3 курса кафедры ДАС МАРХИ Мозговая М.

Дополнительно в виде короткого проекта выполнялся интерьер клубного пространства. Студенты должны были сделать макет, в котором могли уточнить характер среды и систему оборудования, а также цветовые характеристики главных пространств. Либо выполнить визуализации фрагментов интерьера (фойе, зальное пространство и др.). Графическая фиксация средового характера интерьера помогла студентам найти индивидуальный пластический язык проектного высказывания и уточнить средовое наполнение объекта. Проект «Интерьер» включал визуализации клубных пространств, аксонометрию с разрезом или перспективные изображения, развертки стен, планы пола и потолка помещений (рис. 5).

Единая для группы ситуация проектирования и композиция планшета позволила легко сравнивать масштаб и качество решений, что кажется нам особенно важным на начальном этапе обучения. Подводя итоги учебного эксперимента, нужно сказать о том, что в силу небольшого проектного опыта наших студентов лишь один из проектов был отмечен наградой методической комиссии МАРХИ. Однако, уже на следующем проекте мы увидели, насколько эффективно работает усвоенный опыт предпроектного анализа и взаимодействия с определенным средовым контекстом.

Таким образом, благодаря последовательно организованному процессу проектирования, включающему стадии предпроектного анализа, пластического моделирования, формирования художественной концепции, эскизного проекта, итоговое проектное высказывание и разнообразные художественные средства (графические, колористические, пластические) стало возможным спроектировать современное,

социально-значимое, универсальное клубное пространство. Для студентов направления «Дизайн архитектурной среды» особенно важно контекстуальное проектирование. Поэтому в каждом проектном решении мы стремились проанализировать средовой контекст, его стилевые особенности, выполнить колористический и световой анализ среды, изучить ее композиционные особенности. В зависимости от выбранного проектного подхода итоговые решения получились разнообразными по архитектурно-типологическому формообразованию, своими пластическими характеристиками реагируя на существующий средовой контекст (как естественное продолжение характера места, на контрасте или в диалоге с ним).

а)

б)

Клуб АРТакт спроектирован для людей, готовых открывать свои творческие способности с помошыо жиаописных действий. через окай© создоюши*. «живую картину». Пространства клуба визуально связаны с гомашыа остекленных перегородок, через которые люди, занятые различными действиями, могут видеть друг друга. Таким образом, одновременно происходящие события соединяются в единый пространственный перформанс.

Третий это* - пространство дл» «АРТактов», предусматривающее возможность различной >л участников ко больших холстах. в результате чего клубноя :я театром живописного перформанса.

в)

Рис. 5. Фрагменты графического планшета «Интерьер»: а) автор - студент 3 курса кафедры ДАС МАРХИ Котенко Ф.; б) автор - студентка 3 курса кафедры ДАС МАРХИ Федотова Е.; в) автор - студентка 3 курса кафедры ДАС МАРХИ Мананникова И.

Источники иллюстраций

Рис. 1 а. - URL: https://pastvu.eom/p/109307 (дата обращения: 11.01.2020). Рис. 1 б. - URL:

https://yandex.ua/news/story/Roskosmos peredast Moskve DK Gorbunova i soeialnye obek ty--f69ce827a4171e977a9668e90acaed31?lang=ruuk&lr=143&rubric=index&stid=qAOd (дата обращения: 11.01.2020) Рис. 2-5. Фото авторов проекта

Литература

1. Басс С.К. Отношение советского архитектурного авангарда к историческому архитектурному наследию и городскому контексту // Architecture and Modern Information Technologies. - 2016. - №2(35). - URL:

https://marhi.ru/AMIT/2016/2kvart16/buss/AMIT 35 Buss.pdf (дата обращения: 11.01.2020).

2. Броновицкая Н.Н. Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1910 -1935 годы. - Москва: Искусство XXI век, 2012. - 356 с.

3. Белаш Е.А. Концепции взаимосвязи формы и функции в архитектуре ХХ! века: автореферат на соискание степени магистра архитектуры. - Москва, 2018. - 13 с.

4. Васильев Н.Ю. Справочник-путеводитель. Архитектура авангарда. Москва. Вторая половина 1920-х - первая половина 1930-х годов / Н.Ю. Васильев, М.В. Евстратова, Е.Б. Овсянникова, О.А. Панин. - Москва: С.Э. Гордеев, 2011. - 480 с.

5. Казусь И.А. Советская архитектура 1920-х: организация проектирования. - Москва: Прогресс-Традиция, 2009. - 464 с.

6. Койнова Н. Становление и развитие идей русского конструктивизма в начале XX в. -URL: http://taby27.ru/studentam aspirantam/aspirant/ filosofiya-nauki.-arxitekture-dizajnu-dpi/koinova.html (дата обращения: 26.11.2019).

7. Орельская О.В. Прообраз будущих сооружений в авангардных проектах 1920-1930-х годов // Academia. Архитектура и строительство. - 2016. - №2. - С. 41-51. - URL: http://aac.raasn.ru/issue/view/11/Academia.%20Architecture%20and%20Construction.%20 %20No2%2C%202016

8. Панова Н.Г. Синтез дисциплин художественного цикла и основ архитектурно-дизайнерского проектирования в процессе обучения по направлению «Дизайн архитектурной среды» // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2015. - №2. - С. 345-351.

9. Смирнов Л.Н. Конструктивизм сегодня - новое звучание старого стиля /

Л.Н. Смирнов, Т.Н. Ярковая // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. -2013. - №3. - С. 39-43.

10. Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм - концепция формообразования. - Москва: Стройиздат, 2003. - 576 с.

11. Чепкунова И.В. Клубы построенные по программе профсоюзов 1927-1930. - Москва: Гос. музей архитектуры им. А.В. Щусева, 2006. - 148 с.

References

1. Bass S.K. Soviet Architectural Avant-Garde Attitudes Towards Architectural Heritage and the Existing City. Architecture and Modern Information Technologies. - 2016. - №2(35). Available at: https://marhi.ru/AMIT/2016/2kvart16/buss/AMIT 35 Buss.pdf

2. Bronovickaja N.N. Pamjatniki arhitektury Moskvy. Arhitektura Moskvy 1910 - 1935 gody [Monuments of architecture of Moscow. Architecture of Moscow 1910-1935]. Moscow, 2012, 356 p.

3. Belash Ye.A. Kontseptsii vzaimosvyazi formy i funktsii v arkhitekture XXI veka [Concepts of the relationship of form and function in the architecture of the 21st century. (Master's Dis. Thesis)]. Moscow, 2018, 13 p.

4. Vasilyev N.Yu., Yevstratova M.V., Ovsyannikova Ye.B., Panin O.A. Spravochnik-putevoditel. Arkhitektura avangarda. Moskva. Vtoraya polovina 1920-kh - pervaya polovina 1930-kh godov [Reference Guide. The architecture of the avant-garde. Moscow. The second half of the 1920s - the first half of the 1930s]. Moscow, 2011, 480 p.

5. Kazus I.A. Sovetskaja arhitektura 1920-h: organizacija proektirovanija [Soviet architecture of the 1920s: organization of design]. Moscow, Progress-Tradicija, 2009, 464 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kojnova N. Stanovlenie i razvitie idej russkogo konstruktivizma v nachale XX v. [Formation and development of ideas of Russian constructivism in the early XX century]. Available at: http://taby27.ru/studentam aspirantam/aspirant/ filosofiya-nauki.-arxitekture-dizajnu-dpi/koinova.html

7. Orelskaya O.V. Types of Future Buildings in Avant-Gard Projects Of 1920-1930. Academia. Architecture and Construction. 2016, no. 2, pp. 41-51. Available at: http://aac.raasn.ru/issue/view/11/Academia.%20Architecture%20and%20Construction.%20 %20No2%2C%202016

8. Panova N.G. Sintez disciplin hudozhestvennogo cikla i osnov arhitekturno-dizajnerskogo proektirovanija v processe obuchenija po napravleniju «Dizajn arhitekturnoj sredy» [Synthesis of disciplines of the art cycle and the basics of architectural design in the process of training in the direction of "design of the architectural environment". Decorative art and object-spatial environment. Herald MGHPA]. 2015, no.2, no. 345-351.

9. Smirnov L.N., Yarkovaya T.N. Konstruktivizm segodnya - novoye zvuchaniye starogo stilya [Constructivism today is the new sound of the old style. Academic Bulletin UralNIIproekt RAASN]. 2013, no. 3, pp. 39-43.

10. Khan-Magomedov S.O. Konstruktivizm - kontseptsiya formoobrazovaniya [Constructivism -the concept of shaping]. Moscow, Stroyizdat, 2003, 576 p.

11. Chepkunova I.V. Kluby postroyennyye po programme profsoyuzov 1927-1930/1. Chepkunova [Clubs built under the trade union program 1927-1930]. Moscow, 2006, 148 p.

ОБ АВТОРАХ

Панова Наталья Геннадьевна

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: pana00@mail.ru

Шулика Татьяна Олеговна

Кандидат архитектуры, профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: shulika-taf@yandex.ru

ABOUT THE AUTHORS Panova Natalya

PhD in Art History, Professor Chair «Design of Architectural Environment», Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: pana00@mail.ru

Shulika Tatyana

PhD in Architecture, Professor Chair «Design of Architectural Environment», Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: shulika-taf@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.