Научная статья на тему '"словарный запас" - опыт введения в профессию'

"словарный запас" - опыт введения в профессию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ПЕРФОРМАНС / ЭССЕ / ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / VISUAL CULTURE / VOCABULARY / PERFORMANCE / ESSAY / PLASTIC MODELING / ARCHITECTURAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулика Татьяна Олеговна

В статье рассматривается проблематика начального этапа обучения архитектурно-дизайнерскому проектированию по направлению «Дизайн архитектурной среды». Рассмотрен опыт использования учебного пособия «Новый словарь дизайнера» в качестве содержательной и организационной основы цикла проектно-творческих дисциплин. Знакомство с основами профессии архитектора-дизайнера и ее словарем направлено на расширение культурного диапазона студентов, формирует основы проектного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"VOCABULARY" - THE EXPERIENCE OF INTRODUCTION TO PROFESSION

The article deals with the problems of the initial stage of training in architectural design in the direction of "Design of architectural environment". The experience of using the textbook "New dictionary of designer" as a substantive and organizational basis of the cycle of design and creative disciplines. Familiarity with the basics of the profession of architect-designer and its dictionary is aimed at expanding the cultural range of students, forms the basis of project consciousness.

Текст научной работы на тему «"словарный запас" - опыт введения в профессию»

«СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС» - ОПЫТ ВВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИЮ

УДК 74:72:378 ББК 30.18:85.11р

Т.О. Шулика

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В статье рассматривается проблематика начального этапа обучения архитектурно-дизайнерскому проектированию по направлению «Дизайн архитектурной среды». Рассмотрен опыт использования учебного пособия «Новый словарь дизайнера» в качестве содержательной и организационной основы цикла проектно-творческих дисциплин. Знакомство с основами профессии архитектора-дизайнера и ее словарем направлено на расширение культурного диапазона студентов, формирует основы проектного сознания.1

Ключевые слова: визуальная культура, словарный запас, перформанс, эссе, пластическое моделирование, архитектурно-дизайнерское проектирование

«VOCABULARY» - THE EXPERIENCE OF INTRODUCTION TO PROFESSION

T. Shulika

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The article deals with the problems of the initial stage of training in architectural design in the direction of "Design of architectural environment". The experience of using the textbook "New dictionary of designer" as a substantive and organizational basis of the cycle of design and creative disciplines. Familiarity with the basics of the profession of architect-designer and its dictionary is aimed at expanding the cultural range of students, forms the basis of project consciousness.2

Keywords: visual culture, vocabulary, performance, essay, plastic modeling, architectural design

Говоря простым ненаучным языком, словарный запас - это тот набор слов, которым владеет определённый человек. В переносном смысле «словарным запасом» можно считать совокупность специальной информации, терминов, навыков, отличающую принадлежность человека к тому или иному роду занятий. Часто мы без труда можем определить эту принадлежность, сталкиваясь с лексикой незнакомого собеседника.

Проблематика начального этапа обучения проектированию связана с преодолением границы между реальностью студента до и внутри профессии, которое происходит через освоение ее «словарного запаса». Первое препятствие на этом пути - отсутствие

1

Для цитирования: Шулика Т.О. «Словарный запас» - опыт введения в профессию // Architecture and Modern Information Technologies. - 2019. - №1(46). - С. 393-404 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2019/1kvart19/26 shulika/index.php

2 For citation: Shulika T. «Vocabulary» - the Experience of Introduction to Profession. Architecture and Modern Information Technologies, 2019, no. 1(46), pp. 393-404. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2019/1kvart19/26 shulika/index.php

понимания смысла профессии средового дизайнера и ее роли в жизни, требующее введения в проблематику культуры и дизайна как ее части. Затем - обывательская, а не творческая психология большинства студентов, преодоление которой предполагает изменение приоритетов и жизненного вектора в целом. Ну и, наконец, отсутствие информированности о современной культуре, тенденциях ее художественного языка и той пластической «грамматике» формообразования, которая необходима для обучения архитектуре и дизайну.

Каким мы хотели бы видеть специалиста по организации среды? В первую очередь, видящим, чувствующим, понимающим мир, его полноту и амбивалентность. Как следствие этого объемного чувствования - сочувствие, интерес к его проблемам, преобразованию, созиданию, руководствуясь позицией «не навреди». Для этого он должен владеть профессиональными инструментами - знать язык пространственных искусств, его традиции и современные тенденции, понимать принципы устройства среды и обслуживающих ее систем и технологий, иметь развитое композиционное чувство и личностную профессиональную позицию.

Сегодняшнее состояние профессии, тенденции ее развития, многократное увеличение скорости изменения жизни требуют формирования системы навыков, главным из которых, возможно, является способность к самостоятельному развитию. Эту способность, как правило, свойственную творческим личностям, приходится формировать в высшей школе, так как школа общеобразовательная, к сожалению (за редким исключением), не провоцирует самостоятельность и творчество, все чаще лишая подростка этой способности.

Кроме того, поступающие сегодня в ВУЗ вчерашние выпускники в большинстве своем имеют неразвитый художественный вкус, удовлетворяемый коммерческой «изопродукцией», хаосом предметной среды, а порой и ее очевидной безвкусицей. Мало кто из вчерашних абитуриентов располагает элементарными сведениями из области архитектуры и дизайна, большинство пассивны к художественному творчеству. Из художественных студий и школ для поступления в архитектурный ВУЗ приходят молодые люди с односторонней графической подготовкой, недостаточной для активного освоения архитектурного материала, что является существенным тормозом не только организации учебного процесса, но и, что гораздо важнее, формирования сознания будущего проектировщика.

Первое знакомство со студентом происходит естественным образом, когда абитуриент начинает готовиться к поступлению в институт, осваивая навыки рисования, цветоведения, черчения, посещая выставки и находясь в средовой атмосфере института. Все это, безусловно, способствует постепенному превращению вчерашнего школьника в будущего архитектора [4]. Но приоритеты подготовительного периода естественно смещены в сторону его главного результата - поступления в МАРХИ, отсутствие гарантий которого не добавляет эффективности процессу подготовки. Серьезная потребность в ином типе мышления/чувствования возникает лишь при столкновении с необходимостью применить его при первом контакте с учебным проектированием.

Поэтому начальные задания по «Архитектурно-дизайнерскому проектированию», как правило, построены как знакомство с основами профессии, ее словарем, направлены на расширение культурного диапазона, формируют основы проектного сознания. В связи с отсутствием навыка решения проектных задач задания эти сталкивают студентов с практически неразрешимой для их уровня проблемой, показывая инструмент ее решения в процессе работы - создание «из ничего» новой реальности, визуализация магии творческого процесса. Именно через проектирование происходит переход чувств, ощущений, эмоций с языка вербального на язык профессиональный - пластический.

Воспитание такого сознания и от педагога требует существования в режиме осознанного эксперимента, так как увлечь начинающих возможно лишь свежими, рожденными в

учебном контексте идеями, собственной одержимостью профессией. Но для того, чтобы начать понимать и слышать педагога, необходим этап подготовки, вводящий ученика в профессиональную «систему координат». Несмотря на уже существующие программы, этот этап пропедевтики в каждом новом потоке студентов происходит по-разному, его особенности определяются различными обстоятельствами, в том числе, профессиональными интересами педагогов и возможностями конкретной учебной группы.

В осеннем семестре 2017 учебного года программа по циклу проектно-творческих дисциплин для первого курса была выстроена с опорой на «Новый словарь дизайнера» [2]. Эта книга создавалась авторами как учебное пособие, «Словарь» дал возможность взаимодействия с ним на уровне не только содержания, но и формы, являясь продуктом неслучайного дизайна. В авторском предисловии к изданию читаем: «Эту книгу можно рассматривать как обновлённое - «исправленное и дополненное» переиздание книги, сделанной мастерской-таф, изданной в 1998 году под названием «Словарь дизайнера для работы в 21 веке» [3]. Однако новая книга заметно отличается от прошлой, имевшей серьёзный успех в профессиональных кругах, получившей Премию Национального дизайна в 1999 году, «за лучшую работу в номинации «теория дизайна», тогда же диплом Академии Графического искусства с формулировкой «за чистое и точное графическое решение книги». То был дизайн-продукт команды, открывающей для себя радость беспредельных смысловых и графических возможностей конца 21 века <...>. Сегодня <...> «юношеский» порыв первооткрывательства прошёл, стало понятнее, что можно работать проще, строже, естественнее. Осталось стремление сделать компактную книгу, дающую лишь самое необходимое студентам, начинающим свой путь в дизайн. Новый словарь мы решили структурировать проще, таким образом, что вначале предлагаем понятия пропедевтические, то есть предваряющие собственно дизайнерские, назвав этот раздел «ПРОТОМАТЕРИЯ».

Второй раздел даёт «картину дизайна», предлагая его укрупнённые членения. Третий, вероятно, самый содержательный, раздел словаря, назван «ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ». Мы полагаем, что серьёзное понимание глубин дизайна возможно лишь через знакомство с индивидуальными, неожиданными, удивительными путями воплощения глобальных дизайнерских ценностей...» [2, с.3].

Вспоминая «вначале было слово.» мы решили, что Словарь, подобно Букварю, один из лучших проводников в мир профессии, поэтому выстроили связанные друг с другом циклы проектных заданий и упражнений, опираясь на его структуру, понятия и графический образ. Вводный блок, посвященный знакомству с книгой, включал выбор «любимой» статьи, работу «Мой словарь» (пластический выбор каждого студента с опорой на иллюстрации словарных статей), интервью с автором книги в интерьерах его дома-мастерской, блок упражнений, связанный с выставкой Джорджо Моранди в ГМИИ им. Пушкина (эссе о Мастере и графический анализ экспозиции - задания сложные, зато без скидок погружающие вчерашних школьников в глубину профессиональных ценностей), знакомство с проектной графикой, а также с различными инструментами моделирования, в том числе, перформансом (рис. 1).

а) б)

в)

Рис. 1. Примеры заданий, знакомящих с проектной графикой и моделированием: а) простейшие композиции из линий и пятен; б) пластический выбор студента по итогам знакомства со Словарем; в) перформанс по мотивам знакомства с выставкой Джорджо Моранди

Завершающим заданием вводного блока стало эссе «Мой первый месяц в МАРХИ. Итоги». Эссе - это важнейший инструмент обратной связи между педагогом и студентами, жанр, наиболее мотивирующий студента к мыслительному творчеству. Его основной учебной функцией является побуждение к размышлению на заданную тему, часто выходящую за рамки текущих учебных проблем. Эссе проверяет наличие у студента навыков обобщения и анализа информации, способность к самостоятельному мышлению, учит формализовать собственные размышления. Необходимость соединить в ясное целостное высказывание мысли и чувства не только структурирует сознание студента, но и рождает неожиданные смысловые открытия, а порой приводит и к нетривиальной форме изложения, имеющей самостоятельную художественную ценность.

Первый проект мы назвали «Дом для Словаря». Жанр - настольная ёмкость для хранения книги и сопутствующих ее изучению предметов - блокнот или блок для записей, карандаш, ручка, закладки, что-то ещё - индивидуально. Материал - пенокартон, технология макетирования - врезка. Положение книги в пространстве определяется автором в зависимости от отношения и функции - лежать (открыто или закрыто), стоять (наклонно, вертикально или горизонтально) и задаёт пространственные характеристики объекта. В процессе работы была освоена техника макетной врезки, закреплены навыки графического анализа (рис. 2). Цель задания - знакомство с алгоритмом проектирования, освоение навыков макетирования, сверхзадача - выполнение задания в соответствии с характером своего пластического выбора.

а) б)

в) г)

Рис. 2. Проекты настольной емкости для хранения и работы со Словарем: а) «функциональные»; б) «скульптурные»; в) «экспозиционные»; г) «затейливые»

Задание завершилось этапом вычерчивания проекций объекта и его деталей в масштабах 1:1 и 1:2 на традиционном для первого курса формате 55x75 см, что дало возможность обратиться к основам компоновки и качества чертежа, что, как показала практика, оказалось далеко не лишним, несмотря на успешно пройденные вступительные испытания по черчению (рис. 3). Занятия по «Основам пластической культуры» (ОПК) развивали линию знакомства с основами пластического языка, параллельно предлагая заглядывать в неочевидные глубины современного искусства не только с помощью Словаря, но и коллективно посещая театры, музеи и выставки.

ДШМ ДЛЯ СЛПЬАРЯ

Рис. 3. Чертеж настольной емкости «Дом для Словаря»

Второе задание - «Елка в духе Мастера» - появилось в результате давнего творческого партнерства кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ и галереи-мастерской Выхино и удачно встроилось в программу освоения Словаря. Заказ на серию экспонатов для новогодней выставки «Эка-ель!» создавал экспозиционный контекст, а отсутствие у первокурсников внятного творческого лица подталкивало к пополнению «словарного запаса» - одним из условий выполнения задания был выбор Мастера из Словаря (список из 18 художников и скульпторов был предложен педагогами). Задание предусматривало выполнение макета елки в различных материалах: картон, пенокартон, гофркартон, бруски, фанера, дерево, пластик, пенополистирол, скотч цветной, краска. Ограничением были лишь габариты макета - высота не менее одного метра. Технология и материал

определялись выбором конкретного Мастера, а конструкция была обусловлена необходимостью объекта быть устойчивым (рис. 4).

а)

б)

Рис. 4. Проекты «Елка в духе Мастера»: а) анализ творчества Мастера - В. Кандинский и эскиз елки Е. Федотовой; б) примеры работ в материале

Опыт макетирования небольшого объекта в материале, который был приобретен в первом задании, здесь оказался очень кстати. Увеличение масштаба и не условные материалы превратили аудиторию в настоящую мастерскую, а учебный процесс - в заинтересованное творчество. Ближе к середине проекта нам предложили участие в конкурсе на новогоднюю Ель для элитного жилого комплекса, и мы решили воспользоваться этим предложением, так как это добавило процессу остроты и качества. Помимо презентаций по выбранным Мастерам, с которых началось проектирование, студентам пришлось сделать еще и презентации на конкурс, в которых, помимо сформулированных концепций и названия проекта, нужно было указать материалы для уличной скульптуры, их стоимость и место приобретения. Таким образом, задание на наших глазах из учебного упражнения превратилось в почти «настоящий» проект, дав редкую для первого этапа учебы возможность перейти на следующий уровень профессионального взросления. Сжатые сроки проекта - месяц с момента выдачи задания до монтажа выставки - усугубили этот процесс. Конкурс мы, правда, не выиграли, но в данном случае именно опыт участия сам по себе оказался ценным учебным ресурсом.

Вот некоторые отрывки из эссе по итогам проекта:

«Больше всего мне понравилось само задание. Для его выполнения мне пришлось несколько перестроить свое сознание, отойти от своих привычных представлений и ожиданий от образования, пересмотреть свои взгляды на искусство, уйти от желания усложнять свой проект деталями и увидеть главную суть того принципа, который просматривается во всех объектах моего мастера». Выбранный мастер - Христо.

«Хотелось бы начать с того, что я считаю проект елки намного более серьезным, чем проект ложемента. Главным отличиями для меня стали создание презентаций, сжатые сроки и возможность показать объект людям».

«Стадия третья. Создание. Самый тяжелый, как физически, так и морально этап. На этой стадии был ряд проблем: качество материалов (деревянные бруски трескались при вкручивании саморезов), нехватка более профессиональных инструментов, покраска (не хватало времени на подготовку поверхности и хорошего освещения), качество соединения деталей оставляло желать лучшего. Но были и положительные моменты: всю неделю в комнате был запах хвойного леса, и, падая на кровать без сил, ты забываешь, что такое бессонница. Финальная покраска и установка цветных плоскостей производилась в галерее Выхино в компании хороших людей.

Итоги: работа с деревом дала понять, что даже простой материал может быть сложным. Я остался доволен тем, что доделал этот проект, но совершенно не доволен, как я это сделал. Понял, что надо меньше думать, а больше делать и не делать, не подумав». Мастер - Пит Мондриан, конструкция из деревянных брусков и цветных плоскостей.

По отзывам зрителей и куратора экспозиции архитектора Ларисы Климовой, наши елки работы стали украшением выставки «Эка-ель!». Очень важно, что студенты получили обратную связь и заслуженные позитивные реакции (рис. 5).

Рис. 5. Проекты студентов на выставке «Эка-ель!» в галерее-мастерской Выхино

Третьим, завершающим заданием семестра стал объект графического дизайна - лифлет «ДАСтойно внимания», который решал две задачи - подведение итогов первого семестра, и реклама направления подготовки ДАС для будущих абитуриентов. Печатный формат изделия был регламентирован заданием: лист формата А3, два сложения, двухсторонняя печать. Текстовое содержание должно было отражать два блока смыслов. Первый - о себе: эволюция понимания себя и творческих приоритетов, сомнения, заблуждения и разочарования, открытия, достижения и приобретения. Второй - о ДАСе: устройство процесса, интересные задания, личности, события. Иллюстрациями должны были стать учебные работы и фото учебного процесса (рис. 6).

а)

б)

Рис. 6. Лифлеты «ДАСтойно внимания»: на всех иллюстрациях вверху - лицевая сторона, под ней - внутренняя часть лифлета

Для компьютерной верстки лифлета с помощью коллег-ассистентов были освоены ее базовые композиционные и технические правила и программа Adobe InDesign. Ресурс оперативной полиграфии МАРХИ позволил превратить предпечатный цикл в наглядный процесс - с редактурой, цветопробами, проверкой на читабельность размеров используемых шрифтов, что повысило обучающий потенциал этого задания.

Заданная нами форма обращения к будущим абитуриентам спровоцировала творческую инициативу студентов, в результате чего получился интересный подбор текстов, некоторые из которых отличались точностью попадания в определенный жанр - «личный дневник», «рэп-композиция» или «провокация».

Текст-провокация имел подзаголовок «место, куда не стоит идти по определенным причинам» и начинался он так: «Срочно заберите все свои намерения, документы, вещи в большой мешок и бегите отсюда, если...

Если вы собираетесь поступать в МАРХИ на этот факультет, потому что вам кажется этот путь простым - НЕ ходите сюда. Если вы не ГОТОВЫ МЕНЯТЬСЯ и смотреть на все, что вас окружает не только так, как вы привыкли, но и вверх

ногами, с любых ракурсов, под любым углом - не ходите сюда. Если вы не готовы услышать критику в свой адрес и выделить из нее максимально полезную для себя информацию - НЕ ходите сюда. Если вы не ХОТИТЕ ВОСПРИНИМАТЬ даже задачи с элементами ИГРЫ КАК ОТВЕТСТВЕННУЮ РАБОТУ - не ходите сюда. Если вы не готовы однажды прийти домой и замереть на длительное время с поднятой чашкой чая в руке, внезапно осознав, насколько сильно меняется ваше сознание, мировоззрение, насколько расширяется список ваших авторитетов, багаж знаний, навыков, желаний и задумок для воплощения, то НЕ ХОДИТЕ СЮДА».

К этому остается добавить, что большинство лифлетов имело выразительное графическое лицо, что дало возможность использовать их как рекламный материал для Дня открытых дверей в МАРХИ.

Параллельно с проектом лифлета шла подготовка к перформансу «Краткая история архитектуры», который мы готовили для праздничного новогоднего вечера в МАРХИ. Перформанс, наряду с макетированием, конструктором и предметным подбором, является одним из инструментов моделирования, используемым в учебной и экспозиционной практике кафедры ДАС. Как показывает опыт, наиболее эффективен он именно на начальном этапе обучения. Начиная с сентября и на протяжении всего семестра занятия по «сценическому движению» помогали в освоении азов формообразования в пространстве, работали как инструмент повышения естественности восприятия и поведения, сближения студентов с педагогами и группы в целом.

Перформанс был внедрен в учебную практику кафедры ДАС профессором А.П. Ермолаевым, вошел в состав программы по композиционному моделированию, но в учебном проектировании пока используется недостаточно эффективно. В нашем случае занятия проводились молодым дизайнером Александром Ермолаевым (младшим), режиссером «ЛАБ-дайджест театра», специально приглашенным для развития этой экспериментальной практики в качестве ассистента. Участие в Новогоднем вечере стало логическим завершением цикла (рис. 7). Стихотворный текст перформанса был подготовлен А. Ермолаевым-мл.

Рис. 7. Выступление на Новогоднем вечере МАРХИ Вот что пишут об этих опытах в своих лифлетах студенты:

«Также у нас есть занятия, связанные с перформансом. Они очень оживляют рабочий процесс и объединяют наш коллектив. Это связано не только с движениями, как

таковыми, но и с графическими заданиями. Очень интересно то, что мы переносим на другой уровень работы таких художников, как Матисс, Пикассо, Моранди и других» (Алена Белых).

«На пути постигая азы, перформансы мы, проживая, осваиваем даже углы. Например, лес изображая, пространства чиним гнилые швы» (Александр Дверник).

«Продолжая традиции школы дизайна Bauhaus, на факультете активно развивается театральная деятельность среди студентов. В постановках решаются пластические задачи, помогающие физически пережить проблемы пространства, объема, движения цвета, конструкции и композиции предмета, объекта и среды» (Демид Иванов).

«На театральных занятиях я наблюдала за тем, как одногруппники пытаются изобразить какие-либо предметы, да и сама корчилась на полу, показывая сухое яблоко» (Александра Каледина).

«Это не только интересные занятия, но и инструмент освоения предметно-пространственной реальности. С помощью жестов, движения, мимики и голоса мы изучаем форму и пространство» (Роман Ларин).

«В нашей жизни еще есть «ЛАБ-дайджест театр», я до сих пор не до конца понимаю, что значит это название, но на некоторых парах мы изображаем разные странные вещи: то листики на ветру, то предметы из постановок, которые вы рисуете на подготовительных курсах. В общем, эти занятия могут показаться очень странными человеку, который хоть раз сам участвовал в настоящем театральном спектакле. Но многим ребятам это нравится, а мне нравится то, что в такие моменты мы становимся цельным коллективом! В конце декабря на новогоднем вечере в МАРХИ мы будем всему институту показывать перформанс, мне кажется, очень интересный. Так что, если хотите получить представление о том, чем мы занимаемся - приходите» (Мария Евгенова).

Учебный процесс осуществляется командой педагогов кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ - профессором Шулика Т.О., старшим преподавателем Андреевой А.С., ассистентом Ермолаевым А.А. при творческой поддержке профессора Ермолаева А.П.

В заключение немного о последующих заданиях. Весенний семестр мы начали с продолжения изучения «Нового словаря дизайнера», пополняя словарный запас через знакомство с современной архитектурой и архитекторами. Результатом семестра стала серия из трех проектов, выражающих дух творчества выбранного мастера - плакаты-коллажи, макеты средовых инсталляций и графические листы «Средовое впечатление». Новые задания потребовали от студентов не только расширения навыков анализа и моделирования, но и создания на их фундаменте творческого синтеза. «Словарный запас» обогатился новыми навыками, технологиями и практиками.

Литература

1. Ежова Е.Ю. Специфика художественного образа в визуальной культуре // Сборник: Человек в мире культуры: пространство и время современности материалы VIII Международного философско-культурологического симпозиума. - М., 2013. -С. 37-42.

2. Ермолаев А.П. Новый словарь дизайнера: Учебное пособие. - М.: LiniaGrafic, 2014. -216 с.

3. Ермолаев А.П. и др. Словарь дизайнера для работы в ХХ1 веке. - М.: LiniaGrafic, 1998. - 178 с.

4. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: Учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2004. - 312 с.

5. Оводова С.Н. Слово и визуальный образ в современной культуре // Вестник Омского университета. - 2013. - № 1 (67). - С. 151-153.

6. Панова Н.Г. Освоение цвето-пластических принципов мастеров 20-го века. - М.: БуксМАрт, 2016. - 240 с.

7. Савинкин В.В. Синтезирующие технологии в преподавании дисциплины «Основы пластических искусств» / В.В. Савинкин, Е.М. Симакова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №1(42). - С. 364-378 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2018/1kvart18/26 savinkin/index.php (дата обращения: 19.11.2018)

8. Серикова Т.Ю. Трансформация понятий "визуальный" и "художественный" образы в современной культуре // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 2-1(66). - С. 152-155.

9. Симбирцева Н.А. Визуальное в современной культуре. Человек в мире культуры. -2012. - № 1. - С. 31-34.

10. Соколова М.А. и др. Проектирование архитектурного пространства. Интерьер «Взгляд изнутри». Учебное пособие. - М.: БуксМАрт, 2016. - 176 с.

11. Сырова Н.В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека / Н.В. Сырова, В.Н. Чикишев // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 1(22). - С. 5.

12. Ткаченко О.Н. Развитие визуального мышления в современной культуре // Омский научный вестник. - 2014. - № 4(131). - С. 198-200.

13. Шимко В.Т. и др. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Генерирование проектной идеи (цели и принципы): Учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2016. -248 с.

References

1. Yezhova Ye.Yu. Spetsifika khudozhestvennogo obraza v vizual'noy kul'ture. V sbornike: Chelovek v mire kul'tury: prostranstvo i vremya sovremennosti materialy VIII Mezhdunarodnogo filosofsko-kul'turologicheskogo simpoziuma [Specificity of the artistic image in the visual culture. Collection: Man in the world of culture: space and time of modernity materials of the VIII International Philosophical and Culturological Symposium]. Moscow, 2013, pp. 37-42.

2. Yermolayev A.P. Novyy slovar' dizaynera: Uchebnoye posobiye [New Designer Dictionary: Tutorial]. Moscow, 2014, 216 p.

3. Ermolaev A.P. Slovar' dizaynera dlya raboty v KhKhI veke [Dictionary designer for work in the twenty-first century]. Moscow, 1998, 178 p.

4. Melodinskiy D.L. Shkola arkhitekturno-dizaynerskogo formoobrazovaniya: Uchebnoye posobiye [School of architectural design forms: Tutorial]. Moscow, 2004, 312 p.

5. Ovodova S.N. Slovo i vizual'nyy obraz v sovremennoy kul'ture. Vestnik Omskogo universiteta [Word and visual image in modern culture. Omsk University Bulletin]. 2013, no. 1(67), pp. 151-153.

6. Panova N.G. Osvoyeniye tsveto-plasticheskikh printsipov masterov 20-go veka [Mastering the color-plastic principles of the masters of the 20th century]. Moscow, 2016, 240 p.

7. Savinkin V., Simakova E. Synthesizing Technologies in Teaching the Course «Basics of Figurative Arts». Architecture and Modern Information Technologies, 2018, no. 1(42), pp. 364-378. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2018/1kvart18/26 savinkin/index.php

8. Serikova T.Yu. Transformatsiya ponyatiy "vizual'nyy" i "khudozhestvennyy" obrazy v sovremennoy kul'ture. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta [Transformation of the concepts of "visual" and "artistic" images in modern culture. News of Altai State University]. 2010,

no. 2-1(66), pp. 152-155.

9. Simbirtseva N.A. Vizual'noye v sovremennoy kul'ture. Chelovek v mire kul'tury [Visual in contemporary culture. Man in the world of culture]. 2012, no. 1, pp. 31-34.

10. Sokolova M.A. Proyektirovaniye arkhitekturnogo prostranstva. Inter'yer «Vzglyad iznutri». Uchebnoye posobiye [Designing an architectural space. Interior "View from the inside." Tutorial]. Moscow, 2016, 176 p.

11. Syrova N.V., Chikishev V.N. Vizual'naya kul'tura kak sredstvo formirovaniya obshchey i professional'noy kul'tury cheloveka. Vestnik Mininskogo universiteta [Visual culture as a means of shaping the general and professional culture of a person. Bulletin of the Minin University]. 2018, vol. 6, no. 1(22), p. 5.

12. Tkachenko O.N. Razvitiye vizual'nogo myshleniya v sovremennoy kul'ture. Omskiy nauchnyy vestnik [Development of visual thinking in modern culture. Omsk Scientific Herald]. 2014, no. 4(131), pp. 198-200.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Shimko V.T. Arkhitekturno-dizaynerskoye proyektirovaniye. Generirovaniye proyektnoy idei (tseli i printsipy): Uchebnoye posobiye [Architectural and design design. Generating the project idea (goals and principles): Tutorial]. Moscow, 2016, 248 p.

ОБ АВТОРЕ

Шулика Татьяна Олеговна

Кандидат архитектуры, профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Shulika Tatyana

PhD in Architecture, Professor, Chair «Design of Architectural Environment», Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.