Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНОБОРОНЫ РОССИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНОБОРОНЫ РОССИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕРТИЗА / INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT / ADMINISTRATIVE DECISIONS / INNOVATIVE PROJECT / INNOVATIVE ACTIVITY / EXPERT EXAMINATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алфёров Владислав Валерьевич

Приведены результаты сравнительного анализа системы информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности в Минобороны России и других федеральных органах исполнительной власти, предложены направления ее развития в организационном, целевом, функциональном и коммуникативном аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алфёров Владислав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF INNOVATIVE WORK AT THE RUSSIAN MINISTRY OF DEFENSE: DEVELOPMENT TRENDS

The paper cites the results of comparative analysis of the information and analytical support system of innovative work at the Defense Ministry of Russia and other federal executive bodies, and suggests ways of developing it in terms of organization, target, functions and communications.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНОБОРОНЫ РОССИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

Информационно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности в Минобороны России: направления развития

Полковник В.В. АЛФЁРОВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

Приведены результаты сравнительного анализа системы информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности в Минобороны России и других федеральных органах исполнительной власти, предложены направления ее развития в организационном, целевом, функциональном и коммуникативном аспектах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Информационно-аналитическое обеспечение, управленческие решения, инновационный проект, инновационная деятельность, экспертиза.

ABSTRACT

The paper cites the results of comparative analysis of the information and analytical support system of innovative work at the Defense Ministry of Russia and other federal executive bodies, and suggests ways of developing it in terms of organization, target, functions and communications.

KEYWORDS

Information and analytical support, administrative decisions, innovative project, innovative activity, expert examination.

В НАСТОЯЩЕЕ время основами принятия управленческих решений по развитию системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации являются прогнозирование и планирование.

Разработка государственной программы вооружения осуществляется с использованием программно-целевого метода. Однако анализ практики инновационной деятельности в Минобороны России показывает, что имеется потребность оперативного рассмотрения инициативных научно-технических проектов военного назначения, имеющих инновационный характер, по мере их поступления в органы военного управления (ОВУ).

Как правило, инновационные проекты носят высокорисковый характер. Вследствие этого процесс выработки решений по управлению созданием перспективных вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в рамках инновационной деятельности требует наличия аналитической поддержки.

Анализ практики инновационной деятельности в Минобороны России

показывает, что имеется потребность оперативного рассмотрения инициативных научно-технических проектов военного назначения, имеющих инновационный характер, по мере их поступления в органы военного управления.

Опыт инновационной деятельности в Минобороны России показывает необходимость формирования особой системы управления реализацией инициативных инновационных проектов и внедрением перспективных технологий военного назначения.

Основой эффективности этой системы должно быть качество и своевременность принятия соответствующих управленческих ре-

шений. В свою очередь, качество данных решений напрямую зависит от полноты информационно-аналитического обеспечения процесса их принятия.

В настоящее время в нормативных и правовых актах Минобороны России, регулирующих инновационную деятельность, вопросы ее информационно-аналитического обеспечения раскрыты не до конца. Необходимо выработать единые подходы к определению его сущности и содержания. Для повышения эффективности управления созданием перспективного ВВСТ представляется необходимым совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности (ИАО ИД) в Минобороны России.

По взглядам Ю.В. Курносова и П.Ю. Конотопова, система информационно-аналитического обеспечения в общем виде представляет собой подсистему информационной инфраструктуры субъекта управленческой деятельности, предназначенную для осуществления информационно-аналитической деятельности в интересах предоставления информации, необходимой выработки адекватных управленческих решений1.

Определение ИАО ИД можно сформулировать на основе анализа особенностей инновационной деятельности с использованием актив-но-деятельностного подхода к формированию понятийного аппарата, то есть это вид обеспечения управленческой деятельности, предназначенный для осуществления информационно-аналитической работы в интересах выработки оптимальных управленческих решений в сфере инновационного развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Формирование системы ИАО ИД в современном виде было начато в ходе создания системы перспективных военных исследований и разрабо-

ток Минобороны России (СПВИР МО РФ). Функции информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности в 2013-2014 годах возлагались на Информационно-аналитический центр (сбора, анализа и подготовки информации) Министерства обороны Российской Федерации.

В 2014 году при оптимизации организационно-штатной структуры СПВИР МО РФ Информационно-аналитический центр был расформирован, а часть его функций перешли к Главному управлению научно-исследовательской деятельности (ГУНИД)МОРФ.

В настоящее время задачами ГУНИД МО РФ по информационно-аналитическому обеспечению инновационной деятельности являются2:

• сбор и анализ информации о передовых научных достижениях, отечественном и зарубежном инновационном потенциале для использования при создании перспективных ВВСТ;

• создание единого информационного ресурса по технологиям военного и специального назначения;

• информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по инновационным проектам и технологиям.

Для решения этих задач в ГУНИД МО РФ имеются структурные подразделения, функциями которых являются организация проведения экспертизы научно-технических проектов и подготовка предложений по их реализации, информационное обеспечение инновационной деятельности, а также комплексный анализ инновационной деятельности. Основным инструментом информационной работы ГУНИД МО РФ служит информационная база научно-технических идей, инноваций и перечень прорывных исследований, разработок и технологий, которые могут быть ис-

пользованы в интересах обороны Российской Федерации.

Кроме того, Министерством обороны для организации и проведения вневедомственной экспертизы инициативных проектов военного и двойного назначения создано акционерное общество «Центр поддержки инициативных разработок и инновационной деятельности «ПОЛИГОН» (АО «ПОЛИГОН»), экспер-тно-аналитическим органом которого является научно-технический совет акционерного общества.

Кроме ГУНИД МО РФ и АО «ПОЛИГОН» часть задач ИАО ИД решается ФГБУ «46 ЦНИИ» Министерства обороны Российской Федерации, а также другими ведомственными научно-исследовательскими и образовательными организациями.

Результаты анализа имеющейся системы ИАО ИД показывают, что существует необходимость ее оптимизации в функциональном, элементном, коммуникативном, управленческом и информационном аспектах.

При выработке направлений совершенствования системы необходимо учесть отечественный опыт организации информационно-аналитической работы в научно-технической сфере деятельности.

Сравнительный анализ информационно-аналитического обеспечения федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и некоторых субъектов инновационной деятельности показал наличие двух подходов к его организации.

В ФОИВ, как правило, созданы и функционируют специализированные научные организации, осуществляющие аналитическую деятельность в научно-технической и инновационных сферах. В состав этих научных организаций входят структурные подразделения аналитического и экспертного обеспечения, а также под-

разделения мониторинга и информационного обеспечения.

Например, в Минобрнауки России существуют две специализированные организации, которые можно отнести к контуру информационно-аналитической поддержки принятия решений.

Министерством обороны для организации и проведения вневедомственной экспертизы инициативных проектов военного и двойного назначения создано акционерное общество «Центр поддержки инициативных разработок и инновационной деятельности «ПОЛИГОН».

В составе первой — ФГБНУ «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (НИИ РИНКЦЭ) — имеется аналитическое подразделение — Информационно-аналитический центр комплексных исследований научно-технической и инновационной деятельности. Кроме того, в структуру центра входит специализированное подразделение организации и проведения экспертизы (Государственный центр экспертизы в сфере науки и инноваций) и Центр мониторинга инновационной деятельности и организации научно-инновационных мероприятий.

Особенностью проведения аналитической работы НИИ РИНКЦЭ является подготовка научно-анали-

тической информации для обеспечения руководящих органов на основе экспертных оценок.

Вторая организация — ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» — создана для оперативного управления программами и проектами Минобрнауки России. В ее состав также входят подразделения аналитического и экспертного обеспечения (отдел информационно-аналитического и организационного обеспечения, отдел организации экспертизы).

В Минпромторге России начиная с 2005 года функции головной организации по информационно-аналитическому обеспечению деятельности органов управления оборонно-промышленным комплексом (ОПК) выполняет ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности "Центр"». Деятельность института имеет межведомственный и многопрофильный характер. Исследования проводятся в интересах Минпромторга России, Минобороны России, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, государственных корпораций «Ростехнологии» и «Роснано».

Основными аналитическими подразделениями института являются: информационно-аналитический центр ОПК; центр научного и информационно-аналитического сопровождения деятельности Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации; центр статистических наблюдений и аналитических исследований промышленности. Экспертное обеспечение деятельности осуществляется с использованием сторонних организаций, в том числе НИИ РИНКЦЭ.

Другим подходом к организации ИАО ИД субъектов инновационной

деятельности является формирование научно-технических советов и экспертных подразделений. Например, в Фонде перспективных исследований имеется Научно-технический совет, являющийся консультативным органом научно-методологического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения деятельности фонда.

Кроме подведомственных организаций федеральных органов власти информационно-аналитическую и экспертно-консультационную поддержку ФОИВ осуществляет ряд коммерческих организаций. Одной из них является Межведомственный аналитический центр (МАЦ). Помимо штатных сотрудников к участию в работах МАЦ ежегодно привлекается до ста внешних экспертов и консультантов.

Анализ современных подходов к организации информационно-аналитического обеспечения показал, что всеми субъектами инновационной деятельности активно используется такой инструмент аналитической работы, как экспертиза, в том числе независимая. К оценке проектов и подготовке информационно-аналитических материалов по инновационной деятельности, как правило, привлекаются экспертные организации (в том числе, коммерческие) и ведущие эксперты.

Сравнение подходов к организации ИАО ИД в различных ведомствах и результаты ретроспективного анализа создания системы поддержки принятия решений по вопросам инновационной деятельности в Минобороны России показывают, что одним из негативных факторов, влияющих на качество ее функционирования, является недостаточная проработка вопросов научно-методического обеспечения информационно-аналитической работы в сфере инновационной деятельности.

С учетом того, что в сфере информационно-аналитического обеспечения управления программным развитием системы вооружения основные функции возложены на ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, институт может являться научно-методическим центром и одновременно основной аналитической организацией системы ИАО ИД Минобороны России.

В настоящее время ведущую роль в экспертно-аналитической работе в системе ИАО ИД имеют научно-исследовательские организации и образовательные организации высшего образования Минобороны России.

К аналитической работе по отдельным направлениям также могут привлекаться представители ОВУ и войск как эксперты-практики, обладающие значительным опытом по направлениям своей деятельности, в том числе по эксплуатации ВВСТ, находящихся на вооружении. Наиболее перспективно их участие в определении текущих проблем в военно-техническом обеспечении войск, которые необходимо решить с привлечением инновационного потенциала страны.

Проектирование развития системы ИАО ИД можно осуществить с использованием двух принципов: программно-целевой установки создания и проблемной ориентации системы.

Необходимо учитывать, что ИАО ИД имеет два направления поддержки принятия решений:

• проблемы организации и поддержки инновационной деятельности в целом;

• вопросы необходимости и порядка реализации инновационных программ и проектов.

Исходя из этого система должна представлять собой совокупность взаимосвязанных правовых, организационных, информационных, науч-

но-методических и программно-технических элементов.

Совершенствование системы ИАО ИД возможно осуществить путем решения комплекса задач, обусловленных особенностями информационно-аналитической работы. Так, по обоснованному мнению основателя Русской аналитической школы Ю.В. Курносова, принципиально значимая особенность аналитической работы связана с выявлением неявных, а иногда и сознательно скрываемых элементов в содержании информации. Как правило, разработчики инновационных проектов в своих материалах, представляемых для анализа и экспертизы, стремятся скрыть сущность технического решения во избежание утечки интеллектуальной собственности. Второй особенностью является зависимость аналитической работы от качества организации информационной работы, содержанием которой является первичная обработка информации. То есть информационная подсистема выполняет обеспечивающую роль для аналитической подсистемы.

Система ИАО ИД должна учитывать неоднородность процесса принятия управленческих решений и специфику работы различных ОВУ и экспертно-аналитических организаций Минобороны России. Для этого она должна осуществлять поддержку:

• сбора, систематизации, классификации, хранения и количественного анализа информации о научно-технических проектах и перспективных технологиях военного и двойного назначения, инновационной деятельности в Минобороны России и в интересах Вооруженных Сил в стране в целом, а также о мировых тенденциях в развитии теории и практики вооруженной борьбы, ВВСТ и потребностях реализации военно-технической политики государства;

• мониторинга результатов научно-исследовательской и научно-технической деятельности отечественных научно-исследовательских и образовательных организаций, предприятий промышленности и физических лиц в целях выявления передовых технических решений и технологий, которые могут быть использованы при разработке или модернизации ВВСТ;

• контроля реализации принятых решений и эффективности их выполнения;

• анализа проблемных ситуаций в инновационной деятельности и прогнозирования их развития;

• подготовки и согласования аналитических материалов, прогнозов, проектов решений;

• межведомственного взаимодействия и принятия совместных решений;

• организации ведомственной и вневедомственной экспертизы рассматриваемых проектов и предлагаемых решений по проблемам инновационной деятельности;

• анализа обоснованности и правомерности принимаемых решений.

Оптимальным вариантом совершенствования системы ИАО ИД будет обеспечивающий минимальные затраты на проведение организационно-штатных мероприятий, быстрый сбор и обработку информации, возможность привлечения внешних информационно-аналитических ресурсов и оперативную реакцию системы на потребности Вооруженных Сил.

При этом необходимо учитывать межведомственный характер решаемых проблем в ходе реализации военно-технической политики государства. В целях повышения объективности, системности и качества рассмотрения инновационных проектов и перспективных технологий военного и двойного назначения и

Система ИАО ИД должна учитывать неоднородность процесса принятия управленческих решений и специфику работы различных ОВУ и экспертно-аналитических организаций Минобороны России.

в связи с отсутствием в Вооруженных Силах собственных экспертов по ряду научных направлений система ИАО ИД должна иметь возможность задействования вневедомственного аналитического и экспертного потенциалов. Необходимо дальнейшее развитие правового регулирования взаимодействия органов ИАО ИД (прежде всего ГУНИД МО РФ) с экспертно-аналитическими организациями других ФОИВ, Российской академией наук, независимыми центрами компетенций, общественными научными организациями, а также ведущими экспертами страны.

Взаимодействие с вневедомственными экспертно-аналитическими организациями в настоящее время организуется на основе соглашений о сотрудничестве в инновационной сфере деятельности. При этом научно-техническая экспертиза инновационных проектов в интересах Минобороны России осуществля-

ется ими, как правило, на безвозмездной основе. Наращивание объемов экспертно-аналитической работы может создать препятствия для успешного межведомственного взаимодействия. Назрела необходимость формирования механизма организации совместной работы на договорной основе с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Кроме того, необходимо обеспечить межведомственную интеграцию современных информационных систем, а также выработать согласованную методологию ИАО ИД в интересах укрепления обороноспособности страны. При этом оптимальным представляется вариант развертывания основных программно-технических средств ИАО ИД в Национальном центре управления обороной Российской Федерации.

Таким образом, предложенные в статье подходы к развитию системы ИАО ИД в Минобороны России в организационном, целевом, функциональном и коммуникативном аспектах в случае их реализации могут позволить минимизировать затраты на ее оптимизацию. При этом необходимо учитывать потребность в дальнейшем развитии информационных и прикладных аналитических технологий ИАО ИД.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Курносое Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М.: Изд-во «Русаки», 2004.

2 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 974 «О Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по инновационным проектам и технологиям»;

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26.04.2016 г. № 222 «Об утверждении Положения о Главном управлении научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны Российской Федерации».

3 Курносое Ю.В. Азбука аналитики. 2-е изд. М.: Концептуал, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.