Научная статья на тему 'О СОПРОВОЖДЕНИИ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО СОЗДАНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

О СОПРОВОЖДЕНИИ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО СОЗДАНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1723
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ / MILITARY-SCIENTIFIC MAINTENANCE / SCIENCE-AND-TECHNOLOGY MAINTENANCE / DEFENSE-INDUSTRY COMPLEX / R&D WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрунин Александр Николаевич, Протасов Андрей Андреевич, Бобрик Виктор Николаевич

Проведен анализ организации военно-технического сопровождения создания опытных образцов систем и комплексов. Сформулированы рекомендации по совершенствованию различных видов сопровождения, а также обозначены особенности планирования, организации и контроля за выполнением задач военно-научного сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрунин Александр Николаевич, Протасов Андрей Андреевич, Бобрик Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON R&D PROJECT MAINTENANCE IN INDUSTRY TO MAKE MILITARY-PURPOSE AUTOMATED SYSTEMS

The paper analyzes the organization of military technical maintenance of making prototypes of systems and units. It formulatesrequirements for improving various types of maintenance, and also outlines the specific features of planning, organizing and controlling the fulfillment of military-scientific accompaniment tasks.

Текст научной работы на тему «О СОПРОВОЖДЕНИИ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО СОЗДАНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

О сопровождении опытно-конструкторских работ в промышленности по созданию автоматизированных систем военного назначения

Генерал-майор АЛ. ПЕТРУНИН, кандидат политических наук

Полковник запаса А.А. ПРОТАСОВ, доктор военных наук

Полковник запаса В.Н. БОБРИК, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

Проведен анализ организации военно-технического сопровождения создания опытных образцов систем и комплексов. Сформулированы рекомендации по совершенствованию различных видов сопровождения, а также обозначены особенности планирования, организации и контроля за выполнением задач военно-научного сопровождения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Военно-научное сопровождение, научно-техническое сопровождение, оборонно-промышленный комплекс, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

ABSTRACT

The paper analyzes the organization of military technical maintenance of making prototypes of systems and units. It formu-latesrequirements for improving various types of maintenance, and also outlines the specific features of planning, organizing and controlling the fulfillment of military-scientific accompaniment tasks.

KEYWORDS

Military-scientific maintenance, sci-ence-and-technology maintenance, defense-industry complex, R&D work.

ВЫПОЛНЕНИЕ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в промышленности по созданию опытных образцов в целом и, в частности, по развитию и совершенствованию автоматизированных систем военного назначения (АС ВН) предполагает систематическое взаимодействие основных участников процесса, представленных на рисунке 1.

Обязанности каждого из участников определены рядом руководящих

нормативных документов, своевременность и точность их исполнения является залогом успеха создания опытных образцов, отвечающих заданным требованиям.

Основными участниками процесса создания любого опытного образца являются в первую очередь головной исполнитель (исполнители составных частей) НИОКР, непосредственно выполняющий работу и отвечающий за ее выполнение, а также потребитель (пользователь), для

ОКР — комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец АС ВН, изготовлению и испытаниям опытного образна, выполняемых по ТТЗ государственного заказчика (заказчика)

ФОИВ. осуществляющий заказы im разработку, производство и поставку АС ВН

ОВУ, либо подчиненные им воинские части или органнзацик ВС, для оснащения которых предназначены поставляемые образцы ВВСТ

ОВУ, отвечающие за развитие закрепленной номенклатуры ВВСТ н формирование предложений по их развитию

Уполномоченный орган государственного заказчика, осуществляющий заказы на выполнение ОКР

Представительство федерального органа исполнительной власти на предприятии

Орган организационно-методического руководства научной работой в ВС, разработки единой военно-технической политики по вопросам создания и совершенствования ВВСТ в части НИОКР

I осу дарственный заказчик (! 3)

Потребители (пользователи)

Довольствующие органы

I сп ер ильный заказчик (заказчик) ОКР

Нредсшнггедьство

Военно-научный комитет ВС РФ

Руководитель приоритетного технологического направления

ОКР

I

Департамент икформэдшон пых ciici ем МО РФ

Научная организация

Органы экспертизы цен

I енерошьный конструктор но созданию Г1ВСТ

оюиной исполнигсдь

Исиоштель сосшнной

чисти (С1!) ОКР

И

N

I

Осуществляет руководство работами по созданию и внедрению промышленных технологий для инновационного развития ОПК и разработки образцов ВВСТ, а также координацию разработок в данной сфере

Центральный орган службы информационных ресурсов, отвечающий за формирование и проведение в Минобороны России единой информационной и военно-технической поли гики в сфере рязкигия информационных технологий

НИО, ВУЧ, ГЩЦ, полигон государственного заказчика, за которыми закреплена соответствующая номенклатура АС ВН или определенный вид деятельности

ОВУ, отвечающие та методологическое и экспертное обеспечение вопросов ценообразования па изделия ВВС Г

Руководитель проекта по созданию перспективных, технически сложных образцов (комплексов, систем) ВВСТ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны

Предприятие, заключившее госконтракт с госзаказ и ком на выполнение ОКР, координирующее работу исполнителей СЧ ОКР и отвечающее за выполнение ОКР в целом

Предприятие, заключившее контракт с головным исполнителем ОКР или заказчиком невыполнение СЧ ОКР и отвечающее за ее выполнение

Научно-исследовательские организации ОПК, не являющиеся головными по соответствующему виду ВВСТ. Осуществляют НТС с привлечением генеральных конструкторов по созданию ВВС ! и руководителей приоритетных технологических направлений

Рис. 1. Основные участники выполнения ОКР

О СОПРОВОЖДЕНИИ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ

РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО СОЗДАНИЮ АС ВН

оснащения которого и предназначены создаваемые образцы АС ВН. В широком смысле все остальные органы и организации решают задачи в рамках того или иного вида сопровождения работ по созданию образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Выполняемые при этом задачи будем называть взаимосвязанным комплексом мероприятий по организации, анализу, экспертизе и контролю выполнения предъявляемых к образцам АС ВН требований или кратко — военно-техническим сопровождением создания образцов автоматизированных систем военного назначения1.

В качестве объектов военно-технического сопровождения рассматриваются комплексы и образцы АС ВН. В качестве субъектов — участники процесса выполнения ОКР (см. рис. 1). Основными видами военно-технического сопровождения применительно к данной статье являются организационно-техническое (оперативное), военно-научное и научно-техническое сопровождение.

Организационно-техническое сопровождение (ОТС) — взаимосвязанный комплекс мероприятий по организации и контролю разработки и производства образцов АС ВН в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации; осуществляется заказчиками и их представительствами на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК)у потребителями, довольствующими органами.

Военно-научное сопровождение (ВНС) — взаимосвязанный комплекс мероприятий по анализу, экспертизе, контролю проведения НИОКР, а также оценке соответствия получаемых результатов требованиям Министерства обороны; осуществляется научными организациями в интересах потребителей, довольствующих органов и заказчиков.

Научно-техническое сопровождение (НТС) — взаимосвязанный комплекс мероприятий по решению вопросов научной, технической и производственно-технологической направленности, в том числе по обеспечению:

• руководства проектом (проектами) по созданию новых (перспективных), технически сложных (ресурсоемких) образцов (комплексов) АС ВН, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

• руководства работами по созданию и внедрению промышленных технологий для разработки образцов АС ВН, а также координации разработок в данной сфере;

• оценки реализуемости требований к АС ВН, экспертизы действующих и разрабатываемых нормативных, методических и нормативно-технических документов, определяющих направленность и содержание работ, выполняемых предприятиями ОПК, а также результатов этих работ.

Научно-техническое сопровождение осуществляется генеральными и главными конструкторами ВВСТ, руководителями приоритетных технологических направлений, НИО ОПК, головными по видам техники.

В статье основное внимание акцентируется на ВНС НИОКР. Другие виды сопровождения рассматриваются лишь в той мере, в которой их задачи необходимо координировать и выполнять совместно с задачами ВНС.

Непосредственно в решении основных задач ВНС помимо научных организаций (НИО) и вузов Минобороны России, участвуют Военно-научный комитет Вооруженных Сил, заказчики, довольствующие органы военного управления и потребители. Каждый выполняет возложенные на него задачи на различных этапах создания АС ВН.

Основными участниками процесса создания любого опытного образца являются в первую очередь головной исполнитель (исполнители

составных частей) НИОКР, непосредственно выполняющий работу и отвечающий за ее выполнение, а также потребитель (пользователь), для оснащения которого и предназначены создаваемые образцы АС ВН.

Основные работы по военно-научному сопровождению представлены на рисунке 2.

Анализ хода выполнения НИОКР позволил выявить ряд проблемных вопросов на различных этапах создания опытных образцов и сформировать предложения по их решению.

Первый вопрос. На этапе разработки проектов тактико-технических требований (ТТТ) к образцам АС ВН и тактико-технических заданий на НИОКР необходимо отметить требующие решения следующие проблемные вопросы:

во-первых, структура и содержание тактико-технических требований требует уточнения;

во-вторых, каждая НИОКР должна сопровождаться хотя бы одним генеральным конструктором ВВСТ и хотя бы одним руководителем приоритетного технологического направления2 (в частности, с ними необходимо согласовывать проекты тактико-технических требований, тактико-технических заданий и технических заданий на составные части НИОКР (ТЗ на СЧ)).

Если проекты ТТЗ в настоящее время, как правило, с генеральным

конструктором ВВСТ согласовываются, то проекты ТЗ на СЧ — чаще нет. При этом с руководителем приоритетного технологического направления такие согласования практически не проводятся.

В-третьих, в классическом варианте научные организации Минобороны России разработку проектов ТТЗ должны выполнять в научно-исследовательской работе (НИР) по ВНС, что на практике реализуется не всегда. В такой НИР должны прорабатываться вопросы анализа возможных угроз безопасности, разрабатываться предложения по вариантам их парирования, рассматриваться имеющийся научно-технический задел и определяться его достаточность. Отдельно подчеркнем важность третьего из названных факторов. Отметим, что во всех развитых странах мира на наличие научно-технического задела обращают особое внимание. Так, согласно данным, опубликованным Счетной палатой США, открытие программ приобретения вооружения при недостаточной степени готовности научно-технического задела приводит к увеличению (по сравнению с начальной оценкой) сроков их создания в среднем в 1,9 раза, стоимости разработки — в 1,4 раза, а стоимости закупки — в 1,2 раза.

Для решения перечисленных проблемных вопросов представляется целесообразным.

Первое. Уточнить структуру и содержание тактико-технических требований, обеспечив их корреляцию с разделом тактико-технического задания, имеющим одноименное название.

Второе. В обязательном порядке согласовывать тактико-технические требования и тактико-технические задания с генеральным конструктором ВВСТ и руководителем приоритетного технологического направления (в части, касающейся). Обязать

Разработка ТТТ к ВВСТ

Разработка проектов ТТЗна НИОКР

(Предложения п<^ исходным данным для выполнения НИОКР

Обеспечение ежегодного и среднесрочного планирования, координации и контроля ВНС НИОКР

Осуществление и обеспечение ВС РФ ВВСТ по закрепленной номенклатуре, создание и пополнение запасов ВВСТ, развитие закрепленной номенклатуры ВВСТ, формирование предложений в проект ГОЗ

Осуществление размещения заданий ГОЗ, сопровождение и контроль исполнения государственных контрактов в рамках ГОЗ по закрепленной номенклатуре ВВСТ

Обеспечение контроля качества и приемки ВВСТ на предприятиях ОПК

N

I Выдача отзывое (заключений) на материалы промышленности

Оценка технических решений на соответствие

ТТЗ на НИОКР

Разработка научно-методического

аппарата для проведения испытаний

Участие в проведении испытаний

Предложения по реализации НИОКР

Военно-научный комитет

Довольствующие ОВУ Научно-исследовательские организации

Заказывающие ОВУ Потребители ВВСТ

N

Военные представительства

Обеспечение выполнения военно-научного сопровождения НИОКР, научно-методическое обеспечение функции государственного заказчика ГОЗ, разработка программ н методик испытании, а также экспертиза образцов ВВСТ, оценка научно-технического уровня НИОКР, разработка заключений о выполнении этапов НИОКР и работы в целом

Развитие АС ВН (вида, рода войск) и подчиненных объединений, соединений, воинских частей, для оснащения которых предназначены поставляемые по ГОЗ образцы ВВСТ, выполнение работ по сервисному обслуживанию ВВСТ

Рис. 2. Организация военно-научного сопровождения

головных исполнителей следовать такому же правилу в части ТЗ на СЧ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тр е т ь е. При разработке проектов тактико-технических требований и тактико-технических заданий особое внимание обращать на наличие научно-технического задела. Внедрить в практику обязательность оценки уровня готовности научно-технического задела в ходе рассмотрения и согласования предложений по созданию АС ВН.

Второй вопрос. На этапе определения головного исполнителя по конкурсу (либо единственного) и кооперации исполнителей необходимо отметить следующие проблемные вопросы.

Длительное время проведения мероприятий по определению головного исполнителя и заключения государственного контракта. Это приводит к сокращению сроков непосредственно самого проектирования и повышает риск невыполнения НИОКР — по срокам либо по заданному объему требований.

Кроме того, головной исполнитель, определяя исполнителей СЧ НИОКР, как правило, не согласовывает свои решения с генеральным конструктором ВВСТ и руководителем приоритетного технологического направления.

Для решения перечисленных проблемных вопросов на данном этапе представляется целесообразным:

во-первых, внедрить механизм оценки рисков невыполнения условий государственного контракта головным исполнителем;

во-вторых, согласовывать предложения головных исполнителей по кооперации с генеральным конструктором ВВСТ и руководителем приоритетного технологического направления;

в-третьих, при проведении конкурсных процедур обязать участников конкурса разрабатывать проекты план-проспекта пояснительной

Во всех развитых странах мира на наличие научно-технического

задела обращают особое внимание. Так, согласно данным, опубликованным Счетной палатой США, открытие программ приобретения вооружения при недостаточной степени готовности научно-технического задела приводит к увеличению (по сравнению с начальной оценкой) сроков их создания в среднем в 1,9 раза, стоимости разработки — в 1,4 раза, а стоимости закупки — в 1,2 раза.

записки эскизного (технического) проекта и в дальнейшем ими руководствоваться.

Третий вопрос. На этапе подготовки и выдачи исходных данных головному исполнителю необходимо отметить следующие проблемные вопросы: какие исходные данные, в каком объеме и когда необходимо подготовить и выдать. Ответы заказывающей стороны и стороны исполнителя, как правило, не совпадут. Существует риск выявления недостающих исходных данных непосредственно перед началом приемки этапа.

Для решения данных проблемных вопросов на этапе подготовки и выдачи исходных данных представляется целесообразным реализовать следующий механизм — до начала каждого этапа НИОКР необходимо разрабатывать перечень исходных данных, определять ответственных за их разработку и сроки представления. В дальнейшем контролировать данный процесс, в том числе в рамках всех видов сопровождения (организационно-технического, военно-научного и научно-технического).

Четвертый вопрос. На этапе подготовки экспертного заключения на материалы проектирования необхо-

О СОПРОВОЖДЕНИИ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ

РАБОТ в ПРОМЫШЛЕННОСТИ по СОЗДАНИЮ АС ВН

димо отметить требующие решения следующие проблемные вопросы.

Во-первых, как известно, рассмотрение материалов пояснительной записки эскизного (технического) проекта может организовываться по одному из трех вариантов3:

• рассмотрение материалов (без рассылки на отзыв) у головного исполнителя (исполнителя СЧ) комиссией, состоящей из представителей заинтересованных организаций (предприятий), с участием военного представительства при головном исполнителе (исполнителе СЧ) и НИО заказчика (определенных заказчиком);

• рассмотрение материалов (без рассылки на отзыв) у головного исполнителя (СЧ ОКР) уполномоченными представителями организаций, оговоренных в ТТЗ (ТЗ) или перечне, как организаций, проводящих экспертизу материалов, либо выдающих отзыв (заключение);

• рассылка материалов на отзыв (заключение, экспертное заключение) заинтересованным организациям (предприятиям).

Преимущественно применяется первый вариант — рассмотрение материалов комиссией без рассылки у головного исполнителя, что наиболее выгодно стороне исполнителя, а не заказывающей стороне. В этом случае главным критерием оптимизации служит минимизация времени рассмотрения, а не максимизация качества разработанных материалов. Как правило, основная причина такого подхода — относительно непродолжительный срок выполнения эскизного (технического) проекта, что, в свою очередь, является следствием длительного проведения мероприятий по определению головного исполнителя и заключению государственного контракта.

Во-вторых, по различным причинам не все научные организации

Минобороны России, которые должны решать задачи ВНС конкретной АС ВН, участвуют в проведении экспертизы эскизного (технического) проекта на предприятии ОПК.

В-третьих, проверку устранения замечаний, выявленных комиссией по приемке эскизного (технического) проекта, зачастую поручают научной организации Минобороны России, головной по ВНС конкретной АС ВН. Военные представительства и научные организации — исполнители СЧ НИР по ВНС в этом процессе, как правило, участия не принимают.

До начала каждого этапа

НИОКР необходимо разрабатывать перечень исходных данных, определять ответственных за их разработку и сроки представления. В дальнейшем

контролировать данный процесс, в том числе в рамках

всех видов сопровождения (организационно-технического, военно-научного и научно-технического).

Для решения перечисленных проблемных вопросов представляется целесообразным:

Первое. Использовать различные варианты подготовки отзыва (заключения), в том числе и с рассылкой в НИО.

Второе. Привлекать к рассмотрению материалов и подготовке отзыва (заключения) все НИО, ведущие военно-научное сопровождение.

Третье. Обеспечить выполнение возложенных обязанностей всеми участниками процесса создания образцов вооружения согласно требованиям нормативных документов. В том числе проведение проверки устране-

ния замечаний комиссии по приемке эскизного (технического) проекта личным составом военных представительств на предприятиях ОПК.

Пятый вопрос. На этапе проведения комиссий по приемке этапов НИОКР необходимо отметить требующие решения следующие проблемные вопросы:

во-первых, специалисты НИО, выделяемые в комиссию, часто не обладают достаточным уровнем компетенций. Прибывают неподготовленные офицеры-выпускники вузов, гражданский персонал, не занимавшийся ранее предметно вопросами создания опытных образцов и т. д.;

во-вторых, сложность привлечения к работе в комиссиях и военно-научному сопровождению в целом научных организаций, имеющих различную организационно-правовую форму.

Для решения данных вопросов представляется целесообразным:

• привлекать к работе в комиссии все НИО, ведущие военно-научное сопровождение НИОКР;

• в состав комиссии выделять подготовленных, имеющих достаточный опыт работы специалистов;

• разработать механизм, определяющий порядок привлечения НИО, имеющих различную организационно-правовую форму, к выполнению мероприятий военно-научного сопровождения.

Шестой вопрос. На этапе подготовки и проведения приемочных испытаний опытных образцов АС ВН необходимо отметить требующие решения следующие проблемные вопросы.

Первый. Важным элементом подготовки к проведению испытаний программных составляющих АС ВН является подготовка тестовых (комплексных) примеров (тестов). Эти тестовые примеры согласно требованиям нормативных актов должен разрабатывать головной исполнитель НИОКР (исполнитель СЧ).

В действительности, как правило, головной исполнитель НИОКР пытается от участия в разработке тестовых примеров отказаться, ссылаясь на различные причины, в первую очередь на отсутствие исходных данных с условно-реальной информацией.

Второй. В последнее время развивается устойчивая тенденция использовать в ходе испытаний имитаторы (макеты) взаимодействующих систем (комплексов, средств).

Такой подход негативно сказывается на качестве результатов проверки требований ТТЗ к создаваемым образцам АС ВН, к обеспечению проверки выполнения функций составных частей АС ВН в различных режимах, в том числе при тестировании взаимосвязей, а также не обеспечивается проверка реакции составных частей (или взаимодействующих) на некорректную информацию и аварийные ситуации.

Третий. Разработанные проекты программ и методик испытаний образцов АС ВН (предварительных, межведомственных, государственных), как правило, с генеральным конструктором ВВСТ и руководителем приоритетного технологического направления не согласовываются, к проведению самих испытаний названные должностные лица или их представители зачастую не привлекаются.

В то же время генеральный конструктор ВВСТ несет ответственность4 за создание и качественную отработку образцов ВВСТ, комплек-сирование систем и устройств, входящих в состав образцов вооружения и военной техники, на всех этапах разработки и испытаний, что практически невозможно без рассмотрения и согласования проектов программ и методик испытаний.

Что касается участия в работе комиссий по проведению испытаний разрабатываемых образцов АС ВН,

О СОПРОВОЖДЕНИИ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ

РАБОТ в ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО СОЗДАНИЮ АС ВН

то такая обязанность возлагается на генерального конструктора согласно Положению о генеральном конструкторе по созданию ВВСТ5.

Для решения перечисленных проблемных вопросов на данном этапе представляется целесообразным:

во-первых, разработку тестовых (комплексных) примеров (тестов) проводить головному исполнителю НИОКР (исполнителю СЧ), заблаговременно, при необходимости запрашивая исходные данные у заказчика (разработанные тестовые примеры согласовывать с научной организацией, ведущей ВНС и с потребителем);

во-вторых, применение имитаторов допускать только в ходе проведения предварительных испытаний, а требования в части информационно-технического взаимодействия создаваемых образцов на государственных и межведомственных испытаниях проверять с использованием действующих систем (комплексов, средств), определенных в ТТЗ и программе и методиках проведения испытаний;

в-третьих, проекты программ и методик испытаний образцов АС ВН представлять на утверждение только

после согласования их с генеральным конструктором ВВСТ; в состав комиссии по проведению испытаний в обязательном порядке включать генерального конструктора ВВСТ и руководителя приоритетного технологического направления.

Решение выявленных проблем, по нашему мнению, позволит повысить эффективность военно-научного сопровождения, снизить риски невыполнения или срыва сроков проведения ОКР и в целом обеспечить выполнение требований, предъявляемых к образцам АС ВН в рамках установленных параметров государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.

В заключение хотелось бы отметить, что военно-научное сопровождение наряду с другими видами военно-технического сопровождения является важнейшей государственной задачей, от решения которой во многом зависит возможность появления новейших отечественных образцов АС ВН, обеспечивающих превосходство нашей страны на мировой арене.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Положение о военно-техническом сопровождении приоритетных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники» одобрено протоколом совещания в Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 23 июля 2008 года № СИ-П7-10прсВПК (интернет-ресурс mil.ru)

2 Указ Президента РФ от 19 января

2015 года № 18 «О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники» (интернет ресурс mil.ru); Указ Президента РФ от 20 июля

2016 г. № 347 «О руководителе приори-

тетного технологического направления» (интернет ресурс mil.ru).

3 ГОСТ РВ 15.203-2001 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения. М.: Госстандарт России, 2003.

4 Указ Президента РФ от 19 января 2015 года № 18 «О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники» (интернет ресурс mil.ru).

5 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.