Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
312
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ НАУКА / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАДЕЛ / ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / MILITARY TECHNOLOGY THEORY / MILITARY TECHNOLOGY POLICY / MILITARY ECONOMIC EFFICIENCY / SCIENCE AND TECHNOLOGY BUFFER STOCK / DEFENSIVE CAPABILITY / STRATEGIC PLANNING / TECHNOLOGY UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Селиванов Виктор Валентинович, Ильин Юрий Дмитриевич

Рассмотрены аспекты, сдерживающие целенаправленное развитие военно-технической науки по обеспечению обороноспособности России и наукоемкого роста военной экономики. Систематизированы принципы военно-технической науки и сформулированы предложения, обеспечивающие ее ускоренное поступательное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Селиванов Виктор Валентинович, Ильин Юрий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZING THE STATE OF MILITARY TECHNOLOGY THEORY DEVELOPMENT

The paper looks at the aspects hampering purposeful development of military technology theory in supporting Russia's defensive capability and knowledge-intensive growth of military economics. It systematizes principles of military technology theory and formulates proposals ensuring its accelerated progressive development.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Анализ состояния развития военно-технической науки

В.В. СЕЛИВАНОВ, доктор технических наук

Полковник в отставке Ю.Д. ИЛЬИН, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассмотрены аспекты, сдерживающие целенаправленное развитие военно-технической науки по обеспечению обороноспособности России и наукоемкого роста военной экономики. Систематизированы принципы военно-технической науки и сформулированы предложения, обеспечивающие ее ускоренное поступательное развитие.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Военно-техническая наука, военно-техническая политика, военно-экономическая эффективность, научно-технический задел, обороноспособность, стратегическое планирование, технические вузы.

The paper looks at the aspects hampering purposeful development of military technology theory in supporting Russia's defensive capability and knowledge-intensive growth of military economics. It systematizes principles of military technology theory and formulates proposals ensuring its accelerated progressive development.

KEYWORDS

Military technology theory, military technology policy, military economic efficiency, science and technology buffer stock, defensive capability, strategic planning, technology universities.

СУВЕРЕНИТЕТ и обороноспособность всегда были для Российского государства ключевыми вопросами в обеспечении национальной безопасности. Когда эти вопросы не ставились во главу угла, в стране наступали тяжелые времена, создававшие угрозу самому существованию России.

Из-за агрессивной политики, проводимой в последние десятилетия США и НАТО в отношении стран, сохраняющих свой суверенитет и независимость, в мире с большой вероятностью надолго обострилась военно-политическая обстановка, приобретая все новые формы эскалации. Начиная с конца 2014 года, США ускоряющимися темпами реализуют положения так называемой «Третьей компенсационной стратегии»1, суть которой в том, чтобы добиться пода-

вляющего технологического превосходства над всеми потенциальными противниками. Для этого, например, утвержденный военный бюджет США на 2019 финансовый год достиг огромной суммы — 716 млрд долларов.

В условиях, когда США, развязав «санкционную» (экономическую) войну, в состоянии в любой момент перейти к силовым действиям или заблокировать высокотехнологический экспорт в нашу страну, финан-

совые операции, информационный обмен деловой переписки по открытым каналам связи и т. п., резко повышается значимость военной науки и ее важнейшей составляющей — военно-технической науки2 (ВТН). Особую актуальность для обороны страны имеют достигнутые и прогнозируемые результаты ВТН — конструкторские и технологические достижения для разработки и создания вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), а также результаты интеллектуальной деятельности (РИД) военного и двойного назначения. В этой связи главными целями ВТН являются:

• подготовка на прогнозируемый период проекта оптимальной военно-технической политики (ВТП), адекватно отвечающей на вызовы и угрозы военной безопасности РФ при заданных финансовых и других ограничениях;

• поддержание научно-технологического уровня развития ВВСТ, гарантирующего требуемое военно-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), других войск, воинских формирований и органов, их высокоэффективное и надежное функционирование в мирное и военное время.

В качестве важнейших можно выделить следующие задачи ВТН:

• прогноз развития ВВСТ потенциального противника на обозримую перспективу;

• комплексный анализ и оценка научно-технических и производственно-технологических возможностей оборонно-промышленного комплекса (ОПК), госкорпораций и иных структур, занятых разработкой и производством ВВСТ;

• подготовка проектов документов долгосрочного программно-целевого планирования развития ВВСТ;

• обоснование и подготовка проекта перечня необходимых НИР и

ОКР, обеспечивающих сбалансированное и асимметричное развитие системы вооружения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.

На развитие ВТН оказывают влияние многие факторы и процессы, происходящие в стране и мире и прежде всего развернувшаяся с конца XX века 4-я технологическая (цифровая) революция, в которой РФ пока не заняла достойного места. Сказывается то, что на постсоветском пространстве в 90-е годы XX века прошла неизвестная ранее самодеиндустриализация промышленно развитой великой мировой державы, в результате чего произошло масштабное разрушение народно-хозяйственного производства. Несколько десятилетий в условиях крайне низкого финансирования остаются не востребованными фундаментальная и прикладная гражданская наука. Следствием этого стало резкое сокращение, а по сути, деградация ряда научных дисциплин, выразившаяся в снижении научно-технического уровня ведущихся разработок; есть и полностью утерянные научно-технологические направления.

Информационные войны, развернувшиеся на качественно новой основе в последние три десятилетия, проходят с применением информации как оружия, и это применение влечет за собой разрушительные для противостоящей стороны последствия, схожие с оккупацией. Это приобретает особую значимость для применения военной силы и, следовательно, для разработки ВВСТ и соответственно развития ВТН. Можно констатировать, что информационная составляющая создания и применения ВВСТ стала значительно шире. Ее нельзя теперь рассматривать с чисто технических позиций: необходимо детально оценивать многие аспекты. В мире также развернулась

масштабная борьба за обладание превосходством в интеллектуальном потенциале, в военно-научных и военно-технических кадрах. Поэтому все большую значимость приобретает кадровая составляющая ВТН — способность и готовность ученых, инженеров, конструкторов, технологов отдать свои знания и силы для обороны РФ.

Военно-техническая наука, как единственная по большому счету востребованная государством составная часть российской науки, остается той опорной базой, на основе которой должна быть обеспечена надежная оборона страны, восстановлена роль и поднят престиж науки в обществе, достигнуто (при грамотном решении задач диверсификации) приемлемое удовлетворение социально-экономических потребностей населения отечественными товарами и услугами. В последнее десятилетие при приоритетном решении военно-технических задач одним из важных направлений ВТН стало всемерное развитие технологий двойного и гражданского назначения (ТДН и ТГН), призванных обеспечить импортозамещение и создание продукции общего назначения.

В условиях резко ускорившихся темпов научно-технического прогресса, начиная с XX века и особенно в последние десятилетия, в армиях развитых стран неоспоримой целью стало достижение качественного превосходства в ВВСТ. Явное превосходство в досягаемости, точности стрельбы, могуществе боеприпасов (БП), оперативности решения боевых задач, маневренности и других тактико-технических характеристиках (ТТХ) является определяющим фактором во всех сферах вооруженной борьбы. В ходе боевых действий с использованием противоборствующих однотипных (аналогичных) образцов ВВСТ недостатки в качестве теперь

Несколько десятилетий в условиях крайне низкого финансирования остаются не востребованными фундаментальная и прикладная гражданская наука. Следствием этого стало резкое сокращение, а по сути, деградация ряда научных дисциплин, выразившаяся в снижении научно-технического уровня ведущихся разработок; есть и полностью утерянные научно-технологические направления.

нецелесообразно (с позиций военно-экономической оценки) или практически невозможно (с точки зрения боевой эффективности) компенсировать за счет наращивания их количества. В качестве примера можно привести бесперспективность решения задач контрбатарейной борьбы морально устаревающими артиллерийскими системами против новейших артиллерийских систем противника.

При применении противоборствующих разнородных образцов ВВСТ качественное превосходство стало одним из важнейших факторов достижения успеха, но и оно не всегда является доминирующим, поскольку здесь необходимо оценивать качественно-количественный состав противостоящих группировок войск (сил) и войсковых формирований. Это означает, что малочисленным составом современных и новейших образцов ВВСТ нередко невозможно выполнить спектр поставленных боевых задач3.

Пример. В сирийском вооруженном конфликте, переросшем, по сути, в локальную (региональную) войну, возможности по защите контин-

гента ВС РФ, развернутого на базе «Хмеймим» и в Тартусе, ограничены вследствие недостаточного количества зенитно-ракетных систем (типа С-400 «Триумф» и «Бук-М2Э») и зенитно-ракетно-артиллерийских комплексов (типа «Пацирь-С1»). По состоянию на конец апреля 2018 года два дивизиона С-400 обеспечивали оборону российских баз «Хмеймим» и «Тартус» в Сирии. При этом защита военных и гражданских объектов Сирии и самих баз ВС РФ при одновременном запуске сотен крылатых ракет типа «Томагавк», АСМ-86 и других представляется проблематичной. Без поддержки силами и средствами ВС РФ, удаленно расположенными на театре военных действий, не представляется возможным в реальном масштабе времени отразить удар ракет достаточно мощной авиационно-морской ударной группировки США и НАТО, созданной в Средиземном море в апреле 2018 года. В апреле-мае 2018 года группировка США включала: авианосец «Гарри Трумен», ракетный крейсер «Нормандия», ракетные эсминцы «Арли Берк», «Балкелей», «Форрест Шерман» и «Фаррагут», «Джейсон Данэм», «Салливанс» и др. Вместе с тем удар авиационно-морской группировки США по авиабазе «Шайрат» шестьюдесятью ракетами типа «Томагавк» 7 апреля 2017 года показал достаточно высокую эффективность сирийской системы противоракетной обороны (ПРО). Высокая эффективность этой ПРО была продемонстрирована и 14 апреля 2018 года при скоординированном ударе более чем ста ракетами США, Великобритании и Франции.

Изложенные факты показывают, что требуется переосмысление вопросов места, роли и значимости военно-технической науки в системе обеспечения национальной (военной) безопасности страны

Начиная с конца 2014 года, США ускоряющимися темпами реализуют положения так называемой «Третьей компенсационной стратегии», суть которой в том, чтобы добиться подавляющего технологического превосходства над всеми потенциальными противниками.

прежде всего при выработке рациональной (по вложенным ресурсам) и эффективной (по достигаемым результатам) ВТП. В общей постановке это отмечено Президентом РФ В.В. Путиным в ежегодном послании Федеральному собранию4. Президент назвал развитие науки одним из приоритетных направлений в работе государства: «Главное — надежно обеспечить безопасность Отечества и нашего народа... Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате — потерю суверенитета ... Все проекты, приоритеты должны работать на одну стратегическую задачу — прорывное развитие России в жизненно важных для нее областях». В дополнение к этому отметим, что в статье 37 Военной доктрины РФ5 указано: «Основная задача строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и органов — приведение их структуры, состава, численности и оснащенности современными (перспективными) образцами ВВСТ в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также с политическими, социально-экономическими,

демографическими и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации». При этом одним из трех важнейших приоритетов развития военной организации государства (ст. 36 Военной доктрины РФ) названо повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивание военно-научного потенциала. Говоря о достигнутых в последнее время отечественных военно-технических достижениях, В.В. Путин 1 марта 2018 года также подчеркнул: «Хочу особо отметить: такое уникальное, сложнейшее оружие может успешно разрабатываться и производиться только государством с высочайшим уровнем фундаментальной науки и образования, мощной исследовательской, технологической, промышленной, кадровой базой. И вы видите, что всеми этими ресурсами Россия располагает».

Анализируя последнюю фразу Президента РФ в части «мощной исследовательской, технологической базы», видимо, следует сделать оговорку: «Россия пока располагает». Не принижая значимости «фундаментальной науки и промышленной базы», без которых немыслима результативная деятельность ВТН, отметим, что стержневой основой создания перспективных образцов ВВСТ является уровень развития ВТН, ее кадрового состава, обеспечивающего в конечном итоге опытную «реализацию в металле» актуальных и прорывных направлений научно-технического прогресса. Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана A.A. Александров на XI съезде Российского союза ректоров «Университеты в эпоху больших вызовов» заметил: «Знания без инженера технологиями не станут»6.

Системное развитие ВТН осуществляется на основе реализации большого числа принципов, требова-

ний и положений, которые на практике не всегда соблюдаются, а в ряде случаев на словах выполняются, но, по сути, игнорируются. Ниже в статье приведены примеры, подтверждающие этот тезис, и даны предложения по развитию ВТН исходя из ее задач.

Ключевым моментом для ВТН является достижение научно-технологической безопасности (НТВ) — прежде всего обеспечение независимости от иностранных государств в создании и использовании перспективных технологий и комплектующих составных частей при разработке и модернизации образцов ВВСТ. В статье7 приведено обобщение «болевых точек» в этой сфере (особо отмечена взаимосвязь НТВ с интеллектуальной безопасностью) и предложен методический подход к оценке уровня НТВ, на основе которого возможна выработка обоснованных требований по достижению ее необходимого уровня. В настоящее время все большую значимость также приобретают следующие принципы развития ВТН:

• единое государственное управление ВТН, межведомственная координация работ по развитию ВТН и концентрации имеющихся возможностей (сосредоточение интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов) на поддержке исследований и разработок в интересах создания перспективного ВВСТ;

• приоритетность — последовательное сосредоточение усилий на военно-техническом обеспечении первостепенных, новых и традиционных задач строительства ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, их мобилизационного развертывания в угрожаемый период, а также в ходе военных конфликтов различной интенсивности;

• адекватное асимметричное противодействие высокоэффектив-

ным современным и перспективным системам вероятного противника с учетом их жизненного цикла;

• сбалансированность между возлагаемыми на ВТН задачами и финансово-экономическими возможностями РФ;

• гибкость и способность к корректировке плановых заданий на разработку и модернизацию (наличие и пополнение запаса модернизации) образцов ВВСТ в условиях динамично меняющихся угроз военной безопасности;

• соблюдение международных договоров, законодательства РФ, действующих нормативных правовых актов;

• программно-целевое планирование развития образцов, комплексов и систем ВВСТ, их рациональная унификация и стандартизация;

• реализуемость разработок ВВСТ на основе обеспечения на предприятиях ОПК научно-технического и производственно-технологического потенциала, необходимого для создания перспективного ВВСТ;

• преемственность — разработка новых образцов ВВСТ с учетом накопленного опыта создания вооружения;

• военно-экономическая эффективность — оптимальное соответствие создаваемого ВВСТ задачам, структуре и составу ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в рамках бюджетного финансирования расходов на национальную оборону и обеспечение безопасности государства;

• системное обоснование и целенаправленное наращивание научно-технического задела (НТЗ) для создания образцов ВВСТ последующих поколений;

• обеспечение адаптивности мобилизационной базы ОПК к изменениям военно-политических и экономических условий, в том чис-

ле научно-технических и производственно-технологических возможностей;

• соответствие требованиям НТВ и сохранения окружающей среды в части обеспечения различных видов безопасности — ядерно-радиационной, химической, биологической, техногенной, информационной и других;

• диверсифицированность — рациональное использование при создании образцов ВВСТ и продукции двойного и гражданского назначения научно-технического потенциала ВТН и производственно-технологического потенциала предприятий ОПК, разработка ТДН и ТГН для повышения финансовой и производственной устойчивости научно-исследовательских организаций (НИО) ВТН и предприятий, занятых производством ВВСТ.

Анализ состояния ВТН и перспектив ее развития показывает, что при сохранении нынешних финансовых, кадровых и иных ограничений по крайней мере на среднесрочную перспективу, не будет преодолена сформировавшаяся в 90-е годы прошлого столетия тенденция к ее деградации. Военно-техническая наука функционирует не изолированно: при создании НТЗ и перспективных образцов ВВСТ, кроме собственных достижений, она использует результаты фундаментальной и прикладной гражданской науки. В развитых странах мира, в отличие от XX века, передача новейших технологий из гражданского сектора все больше становится вектором развития ВТН. В России в связи с кризисным состоянием гражданской науки разворачивается обратный процесс — передача ТДН в гражданскую экономику, но он пока показывает низкую результативность.

Резкое сокращение числа одаренных научных сотрудников, занятых

фундаментальными, прогнозными и прикладными исследованиями (ФППИ), и НИО, в большинстве своем медленно переоснащающих свою материально-техническую базу, не позволяет выйти на приемлемый уровень современного развития базовых военных и промышленных критических технологий. Для справки8: по данным Минобрнауки, число занятых в науке составляет около 40 % от уровня начала 90-х годов, а по оценкам ректора МГУ В.А. Садовни-чего, за 90-е годы прошлого столетия Россия растратила около трети своего интеллектуального потенциала, который до сих пор не восстановлен. В ВТН особую опасность представляет кадровая проблема и сужение фронта исследований и разработок в постсоветский период. В РФ обозначился переход к кризисной ситуации развития научно-технических школ оборонной направленности, а также произошло существенное снижение фронта работ по созданию НТЗ для разработки перспективных образцов ВВСТ.

Среди многих причин создавшегося положения, широко обсуждаемых в СМИ, из-за ограниченного объема статьи рассмотрим две из них.

Первая причина. Неудовлетворительно ведется стратегическое планирование развития ВТН, что сказывается на разработке образцов ВВСТ. Приведем два примера.

Пример 1. Отсутствует (или по крайней мере резко ослаблено) единое государственное управление военно-технической наукой. Для справки: ВТН включает несколько научно-технологических секторов. В их составе следует отметить НИО силовых и смежных министерств и ведомств, ОПК, госкорпораций, «двойных» отраслей промышленности, РАН, технических вузов, негосударственного (частного) сектора, научных общественных организаций

и др., занятых инженерно-научной и военно-технической проблематикой. Эти секторы не объединены едиными целями, взаимосвязанными и взаимодополняющими конкретными задачами и межведомственной координацией.

Военно-промышленная комиссия РФ при Президенте РФ, призванная реализовать государственную политику в сфере ОПК, военно-технического обеспечения обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности9, имеет обширный перечень задач и работает с большой перегрузкой, в том числе в пожарном режиме подстегивания головных организаций, не выполняющих плановые задания (например, срывающих сроки выполнения НИР, ОКР и серийных поставок) в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) и Государственной программы вооружения (ГПВ). Вместе с тем для устойчивого развития ВТН нужна постоянная кропотливая работа, эффективная отдача от которой будет видна спустя одно-два десятилетия. Из-за отсутствия, по сути, единого органа, непосредственно координирующего развитие ВТН в РФ, и соответствующей нормативной правой базы нерационально используется научно-технологический потенциал НИО структур и ведомств, участвующих в создании ВВСТ. Межведомственная разобщенность организаций ВТН не способствует качественному выполнению заданий ГОЗ и ГПВ.

В 2015 году в Минобороны России утверждена «Концепция развития военно-научного комплекса (ВНК) на период до 2025 года и на дальнейшую перспективу». Очевидно, для всех структур и ведомств, участвующих в создании ВВСТ, необходима разработка и утверждение на федеральном уровне единой концепции развития ВТН до 2035 года и на дальнейшую перспективу. Без согласова-

Резкое сокращение числа

одаренных научных сотрудников, занятых фундаментальными, прогнозными и прикладными

исследованиями, и НИО, в большинстве своем медленно переоснащающих свою материально-техническую базу, не позволяет выйти на приемлемый уровень современного развития базовых военных и промышленных критических технологий.

ния с данной концепцией концепция Минобороны РФ является внутриведомственным документом, который не может эффективно обеспечивать головную роль Минобороны при реализации «Основ военно-технической политики РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом РФ 26 апреля 2016 года. Концепция развития ВТН и согласованная с ней уточненная концепция развития ВНК выявили бы большой перечень нерешенных вопросов в ВТН, например, в вузовском научно-техническом кластере. Поясним это подробнее.

Как следует из Положения о Министерстве образования и науки РФ (в предшествующей редакции10 и после реформирования министерства11), этот федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ) в настоящее время «осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нано-технологий, развития федеральных

центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности».

В обоих положениях совершенно не прописаны задачи содействия научно-технологическому обеспечению обороны страны и развитию военно-технической науки, хотя в ведении Минобрнауки находится солидный кластер вузов оборонной направленности. Слова «научно-технический задел», «оборона», «безопасность страны», «технологии двойного назначения» в положении не употребляются, т. е. в Минобрнауки воен-

но-техническая наука как была, так и осталась после реформирования инородным телом. В подтверждение этому можно отметить, что полномочия вновь созданного Министерства науки и высшего образования (см. раздел II, подраздел 4 Положения) реализуются при взаимодействии со многими ФОИВ (министерствами просвещения, здравоохранения, культуры, транспорта и др.), но только не с Минобороны и другими силовыми ведомствами.

Как следствие, в Минобрнауки вузы оборонной направленности находятся в неравноправных (ущербных) условиях, например, при оценке эффективности деятельности вузов, по сравнению с остальными подведомственными вузами. Несколько фактов:

• в связи с большой прошедшей (и в несколько меньших объемах продолжающейся) «утечкой мозгов» из научно-технологической сферы РФ министерство в последние годы масштабно развернуло работу по возвращению отечественных ученых и специалистов. Для них создаются все необходимые (финансовые, материально-технические, бытовые и др.) условия для формирования новых научных школ. До 2017 года при финансовой поддержке Минобрнауки в России создано 160 научных лабораторий под руководством вернувшихся из-за рубежа отечественных ученых и специалистов. К началу 2018 года их количество должно было достигнуть 20012. При этом развитие существующих вузовских научных школ гражданского профиля, их государственная поддержка не являются столь же важной (приоритетной) задачей. Оборонные вузовские научные школы вообще выпали из поля зрения Минобрнауки, т. е. практически остались без государственной поддержки, они развиваются (по сути, выживают) лишь за счет соб-

ственных средств вузов. Не вызывает сомнения, что с государственных позиций надо думать больше об удержании подготовленных здесь ученых, а не о том, как создавать наиболее благоприятные условия для тех, кто уехал за границу за «длинным рублем» и не ясно по каким причинам решил вернуться (может быть, на какой-то срок, а может быть, из-за своей невостребованности) в Россию. Иными словами, на федеральном уровне требуется оперативно разработать и реализовать систему мер поддержки научных школ, обеспечивающую результативную отдачу от отечественных (без двойного гражданства) ученых и специалистов, занятых военно-технической тематикой. При эпизодической (в рамках гособорон-заказа) загрузке НИР и ОКР такие школы могут в недалеком будущем вообще прекратить свое существование со всеми вытекающими для ОПК последствиями;

• специалитет как основная форма подготовки военно-технических кадров с высшим образованием (в соответствии с «русским методом 5—6-летней подготовки инженеров») в министерстве, по сути, признан архаичным13 и последовательно уничтожается в связи с планомерным переходом на двухступенчатую Болонскую систему образования. В результате в последние два десятилетия поэтапно сокращается прием на военно-технические специальности по программам специалитета. Так, например, по специальности 17.03.01 «Корабельное вооружение» уже несколько лет не ведется прием студентов по программе специалитета;

• публикации и полученные результаты интеллектуальной деятельности (РИД) по закрытой тематике при оценке эффективности вуза не учитываются — в министерство для подсчета принимаются только

открытые сведения о РИД и публикациях. Введенные Минобрнауки поощрительные коэффициенты, определяющие доплаты за количество и уровень публикаций и РИД профессорско-преподавательскому составу (ППС) и инженерно-техническим работникам (ИТР), касаются только открытой тематики;

• доплаты ППС, научным сотрудникам, аспирантам, ИТР и др. за работу со сведениями, представляющими государственную и военную тайну, также не предусмотрены, хотя во всех государственных (бюджетных) структурах, связанных с государственной и военной тайной, подобные поощрительные меры имеются.

Первостепенной задачей в РФ считается формирование и подготовка молодых кадров, которые в дальнейшем будут определять вектор направления российской науки и добиваться успехов в технологической сфере. Так, Агентством стратегических инициатив в ближайшие три года планируется сформировать несколько тысяч проектных команд14, которые будут заниматься реализацией перспективных гражданских проектов. Для достижения поставленных целей запущена программа «Кадры будущего для регионов». Для вузовской ВТН пока создаются лишь дополнительные препоны по привлечению молодых исследователей, которые и так не горят желанием ограничивать себя из-за допуска к работам по закрытой тематике.

При этом следует отметить, что технические вузы оборонной направленности не включены в перечень организаций, которым централизованно высылается закрытая информация по ведущимся за рубежом разработкам ВВСТ, достижениям в развитии военных технологий и интеллектуальной деятельности военного характера. Как следствие, вузы

«варятся в собственном соку», находя поддержку, как правило, лишь у профильных предприятий ОПК в ходе выполнения их заказов.

При решении задач военно-технической проблематики, в том числе по прорывным направлениям исследований, контакты вузовских НИО с НИИ РАН из-за отсутствия должной государственной поддержки ослаблены. В то время как победитель конкурсов по проектам гражданского назначения в рамках научно-технологических федеральных целевых программ определяется с учетом выполнения требований по перекрестному взаимодействию (головных исполнителей от вузов с соисполнителями от НИИ РАН или головной — НИИ РАН — с вузом), в военно-технической сфере такое взаимодействие при выполнении НИР и ОКР происходит, как правило, лишь эпизодически.

Пример 2. Несмотря на наличие доказавшей свою высокую эффективность системы разработки ВВСТ советского периода, участие в ней ВТН осуществляется порой без учета приведенных выше принципов и положений. В результате рациональное использование и совершенствование этой системы применительно к условиям капиталистической системы хозяйствования вызывает определенные трудности и в целом остается не до конца отлаженной. Так, в цепочке «Основные направления развития ВВСТ (ОНР ВВСТ) — ГПВ — ГОЗ» наиболее слабым звеном пока остаются ОНР ВВСТ. Во многом это связано с тем, что ослаблено участие ВТН в части отработки и реализации проекта ОНР ВВСТ. Этому способствует то, что недостаточно отработана нормативно-правовая база последовательности реализации требований по уровню характеристик (особенно в части их допустимого снижения) образцов, заложенных в ОНР ВВСТ,

при подготовке тактико-технических заданий (ТТЗ) в рамках ГПВ и ГОЗ.

Напомним, что целью отработки ОНР ВВСТ является выработка взаимоувязанной системы требований к уровню развития систем, комплексов и образцов ВВСТ на долгосрочный период. При подготовке проекта ОНР ВВСТ выполняется большой комплекс работ, который должен основываться на результатах исследований, полученных или систематизированных ВТН. В частности, например, необходимо:

• проанализировать условия и факторы, тенденции развития военных технологий и ТДН в России и за рубежом;

• оценить возможности выполнения поставленных задач группировками войск (сил) РФ в прогнозируемых военных конфликтах при различных вариантах их технического оснащения;

• сформировать вытекающие по результатам исследований ведущие и второстепенные тенденции развития ВВСТ на прогнозируемый период;

• обосновать тактико-технические требования к перспективному вооружению, удовлетворяющему потребностям ВС РФ и других силовых структур с учетом долгосрочной перспективы.

В связи с резким снижением научно-технического уровня кадрового потенциала НИО Минобороны15, а также других министерств и ведомств и ОПК, не отвечающего современным требованиям их исследовательской и испытательной базы, проработка, согласование и закладка в ОНР ВВСТ ТТХ образцов ВВСТ проводится нередко на недостаточном научно-техническом уровне. Уровень квалификации и профессиональных знаний научных сотрудников НИО МО позволяет им в большинстве своем достаточно полно (по шаблону) отработать основные положения и общие

требования ТТЗ на разработку образцов вооружения. Однако дать тактико-технико-экономическое обоснование уровню закладываемых в ТТЗ ТТХ могут лишь единицы научных сотрудников (в основном «отставников»), и их число постоянно сокращается. В результате все чаще приходится слышать о некомпетентной отработке характеристик, заложенных в утвержденные ТТЗ. Все это позволяет ответственным структурам ведомств и госкорпораций согласовывать «облегченные» (удобные для реализации — стопроцентного выполнения ГОЗ) ТТХ, что ведет к мелкошаговому развитию ВВСТ. Но даже при этом за 2017 год Генеральной прокуратурой РФ было выявлено три тысячи сорванных контрактов по гособоронзаказу. Об этом 18 апреля 2018 года в Совете Федераций РФ заявил генеральный прокурор Ю. Чайка16. Иногда в НИО ОПК доказательная база и уровень квалификации конструкторов и технологов используются для дискредитации заложенных требований, а не на их достижение (согласующие подписи руководителей головных организаций не принимаются во внимание).

Вторая причина. Снижение объемов и научно-технологического уровня работ по созданию научно-технического задела.

Известно, что использование недостаточно отработанного и некачественного НТЗ при создании ВВСТ приводит довольно часто к дополнительным затратам, а то и к закрытию разработок. Так, испытания атомных подводных ракетных крейсеров проекта 955 типа «Борей», межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования Р-30 «Булава», унифицированной с твердотопливной ракетой 15Ж65 ракетного комплекса «Тополь-М», продолжалось, по сути, не менее 10 лет. Ракета принята на вооружение лишь

в 2018 году после ряда дополнительных внеплановых испытаний и значительных финансовых издержек. По данным счетной палаты США, принятие решения о закупке систем оружия с «незрелым» НТЗ приводит к увеличению сроков разработки и производства в среднем в 1,9 раза; стоимость разработки возрастает в среднем на 40 %, а стоимость производства — на 20 %. Поэтому каждая программа закупки одобряется Конгрессом лишь при получении от Минобороны США результатов оценки и документального подтверждения уровня готовности НТЗ по всем ключевым вопросам. Очевидно, целесообразно распространить подобную практику и на отечественные крупные проекты ВВСТ.

Достаточно острой проблемой является создание НТЗ для разработки образцов ВВСТ в рамках программы развития базовых военных технологий (10-й раздел ГПВ). Важность решения этой задачи отмечена и в Правительстве РФ*. В программе предусмотрено проведение фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований (ФППИ) в интересах обороны и безопасности, а также осуществление прикладных исследований и технологических разработок в обеспечение создания образцов нетрадиционного и принципиально нового вооружения. К основным задачам программы относятся17:

• разработка новых принципов создания вооружения и технологий, материалов с принципиально новы-

ми свойствами, новых химических соединений, методов анализа, синтеза и моделирования;

• поиск и реализация нетрадиционных способов и средств решения существующих и перспективных военных задач;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание, испытание, оценка эффективности и демонстрация экспериментальных (макетных) образцов перспективного вооружения по всему спектру критических военных технологий;

• создание конструкций на основе новых материалов, высокоэнергетических составов, типовых технических решений, узлов, агрегатов и модулей для принципиально новых образцов ВВСТ;

• создание экспериментальных и опытных образцов нетрадиционного вооружения, проведение их демонстрационных испытаний.

На качество решения этих задач оказывает влияние прежде всего скудное («остаточное») финансирование ФППИ по созданию перспективных военных технологий, что приводит к затягиванию сроков создания перспективных образцов ВВСТ. Следует отметить, что общий уровень финансирования отечественной программы на два порядка ниже ассигнований, выделяемых на развитие военных технологий в США18, хотя по выделению затрат на оборону РФ уступает США на порядок. В Советском Союзе ежегодно планово выполнялось свыше 3 тысяч НИР, в последние годы в РФ — это лишь несколько десят-

В своем первом публичном выступлении в качестве нового куратора отечественного ОПК вице-премьер правительства РФ Ю.И. Борисов среди четырех первоочередных направлений финансирования мероприятий по разработке экспериментальных и опытных образцов выделил создание НТЗ для принципиально новых изделий, включая боеприпасы и бронезащиту. (Источник: Фаличев О., Петров Ю. Гиперзвук для боеголовок // Военно-промышленный курьер. № 25 (738). 2018. 3 июля. URL: https://vpk-news.ru/ articles/43508).

ков19. В этой связи, по нашему мнению, целесообразно более широко использовать постановку НИР и ОКР по разработке технологий двойного назначения в рамках выполнения плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642 с прогнозом основных сценариев развития технологий в России до 2035 года. Целесообразно также применительно к базовым и критическим военным технологиям распространить опыт вузов и РАН (например, МФТИ и институтов РАН20) по совместному созданию лабораторий по проблемным вопросам развития науки и технологий.

Из-за низких плановых объемов и темпов создания НТЗ организации ОПК по ряду научно-технических направлений все чаще сами стали выходить с предложениями о разработке образцов ВВСТ. Весьма широко включение инициативных работ в программные документы происходит по заказу инженерных войск. В отдельных случаях включение инициативных НИР и ОКР в ГПВ и ГОЗ осуществляется в авральном режиме, в результате чего происходит формальное согласование ТТЗ с НИО Минобороны. Очевидно, при отработке заданий на разработку образцов ВВСТ необходимо отработать механизм использования НТЗ на основе инициативных НИОКР. Необходима как отработка нормативных правовых актов, так и утверждение процедуры рассмотрения и включения инициативных работ в программные документы развития ВВСТ.

При этом, однако, есть и другие причины. При сложившейся системе разработки ВВСТ у предприятий и НИО ОПК, особенно в случае монопольного положения по развитию отдельного вида (типа) вооружения, нет мотивации в резком скачке

эффективности разрабатываемых образцов, т. е. в целом они не заинтересованы в создании ВВСТ по инновационным и прорывным технологиям. Например, нынешние темпы разработки и освоения новых материалов, порохов и взрывчатых веществ позволяют дать прирост ТТХ боеприпасов не более 20—30 %, что не отвечает современным потребностям войск (сил). Аналогичная картина и в вопросах ценообразования — в сторону уменьшения себестоимости боеприпасов. При этом на основе внедрения новых инновационных технологий необходимо резко увеличить объемы производства БП, снизив их себестоимость в несколько раз (примерно в 3—4 раза), а не на 15— 20 %, как обычно предлагается предприятиями отрасли БП и спецхимии. В этой связи нужны иные стимулы и протекции для НИО и непосредственно коллективам исполнителей, занятым разработкой качественно новых образцов ВВСТ, и авторам РИД, обеспечивающих реализацию научно-технологических прорывов. Для справки: в настоящее время при реализации направлений развития типов и видов вооружения обычно используются три стратегии развития: традиционные, инновационные и прорывные. Традиционная стратегия предполагает последовательное совершенствование ТТХ образцов ВВСТ (эффективность образцов новых поколений, как правило, возрастает на 10—20 %, в отдельных случаях до 30 %). Эта стратегия наиболее широко используется при формировании предложений в ГПВ и входящих в ее состав Программ вооружения. В рамках этой стратегии довольно часто допускается мелкошаговое развитие ВВСТ. Инновационные (повышение эффективности примерно на 30—50 %) и прорывные (повышение эффективности не менее чем 1,5—2 раза) стратегии базируются прежде

всего на новейших достижениях фундаментальной и прикладной науки, в том числе РИД. Они ориентированы на внедрение рисковых и высокорисковых проектов, претендующих на высокую или сверхвысокую эффективность. Однако их реализация обычно оказывается возможной лишь в долгосрочном периоде. Вместе с тем отдельные конструктивно-технологические решения этих стратегий могут давать инновационные достижения и прорывы в создании новых типов и видов вооружения. Например, электродинамические ускорители масс в рамках конструктивно-технологической реализации образцов гиперзвукового оружия уже в среднесрочной перспективе с большой вероятностью приобретут облик электромагнитных пушек различного назначения.

Таким образом, изложенные положения и представленные примеры показывают, что несистемное развитие ВТН приводит к значительному числу недостатков и нерешенных вопросов в выработке и реализации во-

Общий уровень финансирования отечественной программы на два порядка ниже ассигнований, выделяемых на развитие военных технологий в США, хотя по выделению затрат на оборону РФ уступает США на порядок. В Советском Союзе ежегодно планово выполнялось свыше 3 тысяч НИР, в последние годы в РФ — это лишь несколько десятков.

енно-технической политики государства. Для видов и родов войск ВС РФ их детальный анализ дан в сборнике материалов21, не потерявшем, по нашему мнению, свою актуальность и в настоящее время. Необходима также разработка методики комплексной оценки состояния развития и результативности ВТН, основные положения которой будутпредставлены в следующем номере журнала «Военная Мысль».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Москвин О., Зайнашев Ю. Против кого направлен высокотехнологический военный бюджет США. Взгляд. URL: https://vz.rU/world/2018/8/14/936864.print. html (дата обращения: 14.08.2018).

2 Военный энциклопедический словарь (Энциклопедия). Министерство обороны РФ. URL: http://encyclopedia. mil.ru/encyclopedia/dictionary/details. htm?id=4339%40morfDictionary (дата обращения: 18.04.2018); Саенко В.Н. Что же такое военная наука? // Военная Мысль. 1994. № 7. С. 52—56.

3 Иванъко А. Все для понта или для фронта? Опытные образцы «сверхоружия» не помогут выиграть большую вой-

ну // Военно-промышленный курьер./ № 13 (726). 2018. 3 апреля. URL: https:// vpk-news.ru/articles/41997 (дата обращения: 14.08.2018).

4 Текст Послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию. 2018. 1 марта. URL: http:// informpskov.ru/news/265032.html (дата обращения: 14.08.2018).

5 Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) с изменениями от 25.01.2018. URL: http://legalacts.ru/doc/ voennaja-doktrina-rossiiskoi-federatsii-utv-prezidentom-rf/ (дата обращения: 14.08.2018).

6 Соснов А. С поправкой на сингулярность. Ректоры сверили курсы движения

//Газета «Поиск» № 18—19 (2018). 2018.11 мая. URL: http://www.poisknews.ru/theme/ edu/35751/ (дата обращения: 14.08.2018).

7 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Об оценке соответствия научно-технологической безопасности задачам обеспечения обороноспособности России и наукоемкого развития экономики // Военная Мысль. 2017. № 1.С. 5—15.

8 Фараджев В. Академический спецназ // Военно-промышленный курьер. № 16 (279). 2018. 24 апреля. URL: https://vpk-news.ru/articles/42370 (дата обращения: 14.08.2018).

9 Положение о Военно-промышленной комиссии РФ. Указ Президента РФ о Военно-промышленной комиссии РФ № 627 от 10.09.2014. КосультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cg i?req=doc&base=LAW&n= 168420&fld= 134 &dst= 100107,0&rnd= 0.2177558227201808 #09402949659414668 (дата обращения: 14.08.2018).

10 Утверждено постановлением Правительства РФ от 3.06.2013 № 466 (ред. от 13.04.2017 № 444). URL: https://MHHo6p-науки.рф/документы/1109 (дата обращения: 14.08.2018).

11 Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования РФ и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ». URL: http://government.ru/ docs/32888/(дата обращения: 14.08.2018).

12 Молодежь — под присмотром // Газета «Поиск» № 8 (2017). 2017. 24 февраля. URL: http://www.poisknews. ru/official/22671/ (дата обращения: 14.08.2018).

13 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Фундаментальное инженерное образование — необходимое условие обеспечения обороноспособности России // Военная Мысль. 2018. № 3. С. 43—61.

14 Колчин А. Национальная инициатива: РФ готовит проект для технологического прорыва // Политэксперт. 2018. 6 мая. URL: https://politexpert.net/104566-nacionalnaya-iniciativa-rf-gotovit-proekt-

dlya-tekhnologicheskogo-proryva?utm_ source=finobzor.ru (дата обращения: 14.08.2018).

15 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Фундаментальное инженерное образование — необходимое условие обеспечения обороноспособности России // Военная Мысль. 2018. № 3. С. 43—61.

16 Седых В. Прокуратура РФ: сорвано три тысячи контрактов по гособоронза-казу // И А Красная Весна. 2018. 18 апреля. URL: https://rossaprimavera.ru/news/ edfla4e9 (дата обращения: 14.08.2018).

17 Кравченко А.Ю. и др. Роль научно-технического задела в инновационных процессах создания перспективного вооружения: проблемы и пути решения // Электронный научный журнал «Вооружение и экономика». 2012. № 4 (20). С. 41—53. URL: http://sc.mil.ru/files/morf/ military/archive/vie_2012_04.pdf (дата обращения: 14.08.2018).

18 Борисов Ю.И. Роль научно-технического задела в инновационных процессах создания перспективного вооружения: проблемы и пути решения. Оборонный комплекс РФ. Состояние и перспективы развития. 21.05.2013. URL: http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/ OPK-9/III/Borisov.pdf (дата обращения: 14.08.2018).

19 Рахманов A.A. Разжалованная наука // Военно-промышленный курьер. № 20 (684). 2017. 31 мая. URL: http://vpk-news.ru/articles/37000 (дата обращения: 14.08.2018).

20 МФТИ и институты РАН совместно открыли девять новых лабораторий // Око планеты. 2018. 3 июня. URL: https:// oko-planet.su/science/sciencenews/432712-mfti-i-instituty-ran-sovmestno-otkryli-devyat-novyh-laboratoriy.html (дата обращения: 14.08.2018).

21 Научно-методические подходы к формированию основ военно-технической политики. М.: Сборник материалов 4-й научной конференции Управления начальника вооружения ВС РФ, Военно-научного комитета ГШ ВС РФ и РАРАН, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.