Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3086
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / MILITARY TECHNICAL POLICY / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / SINGLE INFORMATION SPACE / ОБРАЗЕЦ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ / MODEL OF ARMAMENTS AND MILITARY EQUIPMENT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ / STATE ARMAMENTS PROGRAMME / ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / OPERATIONAL REQUIREMENTS / ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА / INFORMATION RETRIEVAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боков Сергей Иванович, Желтухин Павел Сергеевич, Пьянков Антон Александрович

Рассматриваются основные подходы к созданию единого информационного пространства военно-технической политики Российской Федерации (ЕИП ВТП РФ), объединяющего контур Министерства обороны российской Федерации, контур оборонно-промышленного комплекса и контур фундаментальных и поисковых исследований в интересах создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боков Сергей Иванович, Желтухин Павел Сергеевич, Пьянков Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES TO CREATION OF UNIFIED INFORMATION SPACE FOR RUSSIAN FEDERATION’S MILITARY TECHNICAL POLICY

The main approaches to creation of a single information space for the military technical policy of the Russian Federation, which combines the contours of the RF Ministry of Defence, Defence Industry Complex and fundamental-and- retrieval research in the interests of creating promising models of armaments, military and special equipment.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Основные подходы к созданию единого информационного пространства военно-технической политики Российской Федерации

С.И. БОКОВ,

доктор экономических наук

Подполковник П.С. ЖЕЛТУХИН, кандидат технических наук,

Подполковник А.А. ПЬЯНКОВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются основные подходы к созданию единого информационного пространства военно-технической политики Российской Федерации (ЕИП ВТП РФ), объединяющего контур Министерства обороны российской Федерации, контур оборонно-промышленного комплекса и контур фундаментальных и поисковых исследований в интересах создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: военно-техническая политика, единое информационное пространство, образец вооружения и военной техники, государственная программа вооружения, тактико-технические требования, информационно-поисковая система.

SUMMARY. The main approaches to creation of a single information space for the military technical policy of the Russian Federation, which combines the contours of the RF Ministry of Defence, Defence Industry Complex and fundamental-and-retrieval research in the interests of creating promising models of armaments, military and special equipment.

KEYWORDS: military technical policy, single information space, model of armaments and military equipment, state armaments programme, operational requirements, information retrieval system.

В СООТВЕТСТВИИ с «Основами военно-технической политики Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Указом Президента № 196с от 26.04.2016 г.) основной целью военно-технической политики является согласованное по целям, задачам, ресурсам и ожидаемым результатам развитие и совершенствование системы вооружения Российской Федерации, оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества, обеспечивающее решение задач обороны и безопасности Российской Федерации на требуемом уровне.

Это обусловливает необходимость создания Единого информационного пространства военно-технической политики Российской Федерации (ЕИП ВТП РФ), на котором должны консолидироваться требования Минобороны России к перспективным образцам вооружения, военной и специальной техники, возможности предприятий промышленности (каждого уровня кооперации) и последние достижения науки.

В настоящее время Минобороны России формирует тактико-технические требования к перспективному вооружению в рамках следующих документов:

«Основные направления развития ВВСТ на период до 2030 года», одобренные Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации (протокол № 11 от 26.12.2013 г.);

тактико-технические требования к образцам ВВСТ Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) в составе «Военно-стратегических и оперативных исходных данных на период до 2025 года», утвержденных решением Президента № 3962 от 08.05.2016 г.;

проект Государственной программы вооружения на 2018—2025 годы (в процессе формирования).

Вместе с тем в настоящее время не существует отлаженной системы доведения этих требований до организаций промышленности — разработчиков образцов ВВСТ, а также их составных частей, включая электро- и радиоизделия (ЭРИ) и электронную компонентную базу (ЭКБ), материалы, химию, спецхимию и прочее. Данные вопросы зачастую решаются директивными указаниями органов государственного управления и имеют несистемный характер.

Проблема доведения требований Минобороны России до организаций промышленности далеко не единственная. В настоящее время идет завершающий этап формирования Государственной программы вооружения на 2018—2025 годы, и уже сейчас можно говорить о ряде проблем информационно-аналитического характера, требующих скорейшего решения, а именно:

большинство автоматизированных систем в области военно-технической политики Российской Федерации оперируют своими частными информационными ресурсами, где одни и те же информационные объекты описаны своей специфической моделью и хранятся с учетом особенностей своих баз данных;

часть документов Единой системы исходных данных (ЕСИД) представляется в бумажном неформализованном виде, что затрудняет их использование при формировании Государственной программы вооружения на 2018—2025 годы (например, прогноз развития науки и техники; анализ мировых тенденций развития ВВСТ, основные направления развития ВВСТ);

большие объемы информационных ресурсов и отсутствие четкого разделения зон ответственности за хранение и предоставление актуальной информации;

не в полной мере развито нормативное правовое и научно-методическое обеспечение, регулирующие отношения участников информационного взаимодействия в интересах формирования государственной программы вооружения (ГПВ) и государственного оборонного заказа (ГОЗ);

отсутствие отечественного единого специализированного программно-технического комплекса у основных участников процессов формирования и реализации ГПВ и ГОЗ (довольствующих органов Минобороны России и организаций ОПК).

В качестве решения проблемы доведения требований Минобороны России до исполнителей мероприятий ГПВ и заданий ГОЗ предлагается схема поэтапного установления требований к перспективным образцам ВВСТ с учетом вновь созданных институтов генеральных конструкторов и руководителей приоритетных технологических направлений (рис. 1). Предлагаемая схема включает следующие основные этапы: Этап № 1 (потребительский).

Формирование тактико-технических требований органов военного управления к образцам (системам, комплексам) ВВСТ. Разрабатывает Минобороны России в рамках ОНР, ЕСИД, ГПВ.

Существующая схема (на примере радиоэлектронной отрасли) Ответственный Этап , Документ

Руководители предприятий Предложения предприятий 1 ?

ООО

Рабочая группа ДРЭП Технические требования к ЭКБ 1 ?

О

Минобороны России (ГУВ, филиал 4й 11НИИ МО! Согласование технических требований к ЭКБ Мороз-6 Климат-7

Ответственный

Перспективная схема

Этап

Документ

Этап № 1(потребительский)

Министерство обороны

Формирование тактико-технических требований ОВУ к образцам (системам, комплексам) ВВСТ

Этап № 2 (технологический, производственный)

ОНР, отт

Генеральные конструкторы

Формирование технических требований системой генеральных конструкторов к основным структурным элементам образца (системы, комплекса) ВВСТ_

Руководители приоритетных технологических направлений

Главные технологи

Формирование технических задач, требований системы руководителей приоритетных технологических направлений к развитию технологий, материалов и т.д. по отраслевому направлению

Формирование требований системой главных технологов к элементной составляющей структурной части образца ВВСТ

-ис^ея

Этап № 3 (научно-исследовательский)

? / Мороз-6

? /Климат 7

Определение научными руководителями опережающих задач фундаментального, прикладного, поискового характера в обеспечение научно-технологического задела

О О X

о

я

X

т

О ¡г к О

о

(О >

5

т

Я

■о

е

Рис. 1. Схема вертикали поэтапного установления требований

Этап № 2 (технологический, производственный).

Формирование технических требований институтом генеральных конструкторов к основным структурным элементам образца (системы, комплекса) ВВСТ.

Формирование технических требований институтом руководителей приоритетных технологических направлений (главных технологов) по развитию технологий, материалов, радиоэлектронных изделий и т. д.

Формирование требований институтом главных технологов к элементной составляющей структурной части образца ВВСТ.

Этап № 3 (научно-исследовательский).

Определение научными руководителями опережающих задач фундаментального, прикладного, поискового характера в обеспечение научно-технологического задела. Основной целью создания такой системы является обеспечение заблаговременной готовности предприятий промышленности (каждого уровня кооперации) к выполнению заданий ГОЗ по созданию перспективных образцов ВВСТ в требуемые сроки и с требуемыми тактико-техническими характеристиками путем оснащения их необходимыми технологиями, сырьем, научно-техническим заделом.

На рисунке 2 представлена декомпозиция вертикали поэтапного установления требований. По сути это переход от тактико-технических требований к классам образцов ВВСТ, задаваемых Минобороны России, к техническим требованиям к составным частям и далее к ЭРИ, ЭКБ, материалам и т. д., а также к технологиям их создания.

Сложившаяся в последние годы организационная структурно-функциональная схема, определяющая модель взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации, оборонно-промышленного и научного комплексов (рис. 3), является базисом для создания единого информационного пространства военно-технической политики Российской Федерации, а также основой для последующего его расширения. При этом основным принципом такого объединенного пространства является объединение трех контуров: ЕИП ОПК, ЕИП ВС РФ и ЕИП «Результаты фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок». Информационное объединение данных контуров позволит обеспечить согласованность параметров основных программ и планов оборонной направленности, в частности требований Минобороны как заказчика и возможностей организаций ОПК как исполнителя заданий ГОЗ.

В основу модели информационного взаимодействия субъектов управления в сфере военно-технической политики Российской Федерации (рис. 4) положена единая система тактико-технических, технологических и экономических параметров, отражающих:

требования к перспективному ВВСТ и технологиям его создания;

возможности промышленности;

реальные и перспективные достижения науки.

При этом предполагается создание единого информационного поля, где данные будут агрегированы в соответствии с требованиями конечных потребителей на различных уровнях от Национального Центра управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ) до отдельного предприятия, участвующего в создании ВВСТ. Для этого требуется решение правовых, нормативных, организационных и технических вопросов, связанных не только с организацией сбора информации, но и с ее преобразованием под потребности пользователей с применением современных информационных технологий, обеспечивающих принятие рациональных управленческих решений в соответствии с положенными в основу ЕИП моделями развития.

Минпромторг России ГК

«Роскосмос» ГК «Росатом» Другие ФОИВ

онр

Основные направления развития ВВСТ

Классы образцов ВВСТ

Министерство обороны РФ I

Составная часть 1

Составная часть 2

| Составная часть т

Составные части ВВСТ

Генеральные конструкторы

Технология 1

Технология 2

Технология п

Технологии создания образцов ВВСТ

Руководители приоритетных технологических направлений

Технология 1

Технология 2

ЭКБ 1

И ЭКБ 2

Технология л

Отраслевые технологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКБ п

Материалы, ЭРИ, ЭКБ и т.д.

Главные конструкторы Главные технологи

Рис. 2. Декомпозиция вертикали поэтапного установления требований

ГЗУР х-гз

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 202 028 2029 2030

Программы и планы развития ВВСТ

Реализация мероприятий ГПВ-2020

Временные, количественные и стоимостные параметры мероприятий по разработке, производству, закупке и ремонту ВВСТ

Тактико-технические характеристика ВВСТ

Требования к перспективному ВВСТ

ГОЗ-2016 (2017)

Система

Государственная программа наведения развития ОПК на 10-летний период

Двигатель

Планер

ОНР-2030

Реализация мероприятий ГП ФПК

Треббвания к техноЬогиям, материалам, веществам, производственны^мощнос|ям

X

Требования к промышленным технологиям

г ✓

Г03-201{ (2017/

Государственная программа развития науки и технологий на 2013-2020 годы

_к'' Г'' Г _ _

I / г

Требования к развитию науки и технологий

Прогноз развития науки и техники в интересах обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации на 15-летний период

ч

I \

Рис. 3. Взаимосвязь органов военного управления, организаций промышленности и научных организаций

Военно-промышленная комиссия РФ

Национальный центр управления обороной РФ

Основные направления развития до 15-30 лет р езультаты и перспективы исследований

нио опк / \ НИО РАН г \ ВУЗы, ВУНЦ V У ( \ РАН, РАМН, РАРАН Организации высшей ^ школы J

Рис. 4. Модель организационного взаимодействия субъектов управления

В этих целях в настоящее время в рамках ОКР «Агрегация-О» создается инструмент, позволяющий на единой целостной платформе объединить существующие базы данных с использованием исключительно отечественных программных и технических средств, что создаст возможность решения аналитических и поисковых задач.

Основным принципом, на котором строится предлагаемая система, является выстраивание информационных связей между объектами военно-технической политики Российской Федерации в соответствии с методологией программно-целевого планирования развития системы вооружения Российской Федерации. Выстраивание требований к перспективным образцам ВВСТ осуществляется исходя из угроз национальной безопасности и способов их парирования. Отсюда определяются требования к количественно-качественному составу вооружения группировок войск и тактико-технические требования к перспективным образцам ВВСТ. Далее через составные части образца ВВСТ выстраиваются требования к срокам создания научно-технического задела, необходимых технологий, ЭКБ, материалов и прочего.

Выстраивание такой «цепочки» позволит в любой момент получить ответ на вопросы: на каком уровне научно-технической и технологической готовности по созданию перспективного ВВСТ сейчас находится наука и отраслевая промышленность и на каком направлении необходимо сконцентрировать ресурсы и тем самым определить вектор развития промышленности на долгосрочный период. Кроме того, содержание в актуальном состоянии информационных ресурсов ЕИП позволит обеспечить решение не только информационно-поисковых, но и аналитических задач, таких как: оценка возможностей предприятий по созданию образцов ВВСТ, состояние хода выполнения ГПВ и ГОЗ и других.

Решение вышеуказанных проблем, связанных с формированием единого информационного пространства военно-технической политики Российской Федерации Минобороны Росси совместно с институтом генеральных конструкторов и руководителей приоритетных технологических направлений, в конечном итоге обеспечит:

формирование в автоматизированном режиме вертикали поэтапного установления перспективных требований от образца ВВСТ до электронной базы и материалов через его составные части с учетом обеспечения защиты государственной тайны;

установление типовой схемы взаимодействия «Минобороны России — Генеральный конструктор — Руководитель приоритетного технологического направления» с определением отношений и зон ответственности;

организацию исследований и разработок в интересах создания ВВСТ в долгосрочном периоде через договора поставки;

повышение сбалансированности и эффективности мероприятий проекта государственной программы вооружения за счет привлечения институтов генеральных конструкторов и руководителей приоритетных технологических направлений на всех этапах ее формирования;

снижение актуальности решения проблемы импортозависимости при планировании мероприятий развития системы вооружения в долгосрочном периоде за счет информированности разработчиков перспективных образцов ВВСТ об отечественных разработках и элементной базе, материалах и комплектующих изделиях;

обеспечение согласованности программ и планов оборонной направленности: Государственной программы вооружения, Основных направления развития ВВСТ, Государственной программы развития ОПК, программ и планов развития фундаментальной и прикладной науки в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.