Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, ВЫПОЛНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБОРОННЫХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, ВЫПОЛНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБОРОННЫХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
552
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СЕКЦИЯ ПО ОБОРОННЫМ ПРОБЛЕМАМ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ / НАУЧНЫЙ ЗАДЕЛ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАДЕЛ / МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / FUNDAMENTAL RESEARCH / EXPLORATORY RESEARCH / SECURITY ISSUES SECTION OF THE DEFENSE MINISTRY / SCIENTIFIC STOCK / RESEARCH PRIORITIES / SCIENCE-AND-TECHNOLOGY STOCK / MONITORING OF RESEARCH RESULTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Борисенков Игорь Леонидович, Помазан Юрий Викторович, Тужиков Евгений Захарович

Рассмотрена система организации, планирования и реализации результатов фундаментальных и поисковых исследований в интересах обороны страны и обеспечения безопасности государства. Проанализирована ее эффективность и предложены направления совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Борисенков Игорь Леонидович, Помазан Юрий Викторович, Тужиков Евгений Захарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ISSUES OF PLANNING, EXECUTING, AND IMPLEMENTING FUNDAMENTAL AND EXPLORATORY RESEARCH IN DEFENSE

The paper examines the system of organizing, planning and implementing the results of fundamental and exploratory research in the interests of the country’s defense and state security provision. It analyzesthe system effectiveness, and suggests ways of improvement.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, ВЫПОЛНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБОРОННЫХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Проблемные вопросы планирования, выполнения и реализации оборонных фундаментальных и поисковых исследований

Полковник запаса ИЛ. БОРИСЕНКОВ, кандидат технических наук

Полковник в отставке Ю.В. ПОМАЗАН, доктор технических наук

Полковник в отставке Е.З. ТУЖИКОВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена система организации, планирования и реализации результатов фундаментальных и поисковых исследований в интересах обороны страны и обеспечения безопасности государства. Проанализирована ее эффективность и предложены направления совершенствования.

ABSTRACT

The paper examines the system of organizing, planning and implementing the results of fundamental and exploratory research in the interests of the country's defense and state security provision. It ana-lyzesthe system effectiveness, and suggests ways of improvement.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Фундаментальные и поисковые исследования, Секция по оборонным проблемам Министерства обороны, научный задел, приоритетные направления исследований, научно-технический задел, мониторинг результатов научных исследований.

KEYWORDS

Fundamental research, exploratory research, Security Issues Section of the Defense Ministry, scientific stock, research priorities, science-and-technology stock, monitoring of research results.

НАУЧНЫЙ потенциал развитых стран, воплощаемый в высоких технологиях, обеспечивает переход в так называемую постиндустриальную (информационную) эпоху, в которой высшими ценностями становятся не сырье и топливо, а информация, новые знания и технологии. С научными и технологическими достижениями непосредственно связаны геополитическое положение стран и регионов, уровень жизни их населения, роль в мировом сообществе, экономическая, военная, информационная, экологическая и другие виды национальной безопасности.

Гарантированное обеспечение обороны страны и безопасности государства во многом определяется способностью обеспечивать использование передовых научных знаний, соответствующих мировому уровню и превосходящих его, при создании технологической основы вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) нового поколения. Наибольший потенциал для решения данной задачи сосредоточен именно в сфере фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований (ФППИ), где зарождаются передовые технические и технологические идеи1.

В целом совокупность результатов фундаментальных, прогнозных, поисковых, прикладных исследований и технологических разработок, которые необходимо получить к моменту перехода к стадии опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию образцов ВВСТ, образуют научно-технический задел (НТЗ). Его основными элементами являются научный, научно-технологический и производственно-технологический заделы. Своевременное создание научного задела, представляемого в форме научных знаний о явлениях, физических, химических и биологических эффектах, законах и закономерностях, имеющих оборонное значение, является ключевым этапом зарождения передовых технических и технологических идей, обеспечивающих возможность создания принципиально новых образцов ВВСТ.

Фундаментальная наука играет важнейшую роль в решении проблем, в том числе оборонного характера. Особое значение достижения фундаментальной науки имели, например, при создании отечественного ядерного оружия, ракетно-космической техники и других видов вооружений периода «холодной» войны. Поэтому фундаментальные и поисковые научные исследования рассматриваются военно-политическим руководством ведущих стран в качестве основы для развития новых видов оружия, гарантирующих военное превосходство и обороноспособность государства в целом.

Наиболее масштабные оборонные научные исследования фундаментального характера выполняются в США2. При этом выбор приоритетных областей фундаментальных исследований является одной из важных задач американского военного ведомства. Основными чертами системы оборонных фундаментальных исследований США являются разнообразие форм их проведения и финансирования, всесторонний учет исторически сложившихся различий в подходах заказчиков к их организации и проведению, адаптивность в планировании и финансировании в рамках программ фундаментальных исследований как крупных, так и сравнительно небольших проектов работ. Американские военные специалисты высоко оценивают роль

фундаментальных исследований в решении задач опережающего развития системы вооружения. Поэтому не случайно, что в министерстве обороны США существует хорошо отлаженная система их устойчивого и сбалансированного финансирования. За последние пять лет ежегодная доля расходов на проведение фундаментальных исследований в общем объеме средств на НИОКР выросла с 2,0 % до 3,6 %. В 2016—2018 финансовых годах объем средств, выделяемых на проведение фундаментальных исследований по заказам американского военного ведомства, составил ~ 2,0— 2,5 млрд долл. в год.

Результаты фундаментальных исследований обеспечивают научную базу для проведения последующих работ в рамках программ прикладных исследований и технологических разработок, а также появление новых или расширение существующих функциональных возможностей вооруженных сил в таких областях, как связь, боевое управление, разведка, обнаружение целей, навигация, наведение оружия и других.

Главными целями выполнения программ фундаментальных исследований, финансируемых министерством обороны США, являются получение новых знаний и их интерпретация в интересах формирования научного задела (фундамента) для будущих оборонных технологий, подготовка ученых и инженеров в ключевых для оборонных нужд дисциплинах и специальностях, поддержка научно-исследовательской инфраструктуры в интересах обеспечения непрерывного роста результативности (эффективности) проводимых работ. Заказчиками проектов фундаментальных исследований в их министерстве обороны являются виды ВС (ВВС, ВМФ, армия США), управление перспективных исследований и разработок (БАКРА), аппарат министра обо-

роны (ОББ), Управление программ химической и биологической защиты (СВОР) и управление по снижению опасности (ОТЯА). На период до 2020 года военным руководством США в качестве приоритетных определены такие направления междисциплинарных фундаментальных работ, как синтетическая биология, нанона-ука и нанотехнологии, новейшие материалы с уникальными свойствами, квантовая информатика (квантовые информационные технологии), человеческий разум и социальное поведение, когнитивная нейрология и др.

Особенность современного этапа развития ВВСТ состоит в том, что тактико-технические характеристики большинства образцов достигли своих предельных значений в рамках используемых схемных и технологических решений. В этих условиях даже для незначительного повышения отдельных показателей эффективности ВВСТ требуются существенные материальные затраты, которые, как правило, не оправдываются получаемым военно-техническим эффектом. Создание систем вооружения новых поколений, а также новых видов оружия требует существенного наращивания научного задела по всем приоритетным направлениям развития науки и техники. Схема создания научного задела в рамках формирования проекта государственной программы вооружения (ГПВ) представлена на рисунке 1. Научный задел в области обороны и безопасности включает результаты фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований (ФППИ) и составляет основу для проведения прикладных исследований и технологических разработок по созданию материалов, составных частей, модулей, блоков и других элементов, используемых при проведении опытно-конструкторских разработок перспективных, в том числе нетрадиционных, вооружений.

Основы военно-технической политики _Российской Федерации_

Основные направления развития ВВСТ

Программа фун даментальн ых научных исследований Президиума РАН

Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук

Государственная программа вооружения

Раздел 10.А, Фундаментальные и поисковые исследования в интересах обеспечения обороны и безопасности страны Разделы ГПВ, связанные с созданием научно-технического задела

\ \ \ \ 1

Долгосрочный прогноз развития науки в интересах парирована* угроз безопасности в военно-технической сфере Прогноз развития науки и техники & интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства Перечень приоритетных направлений фундамс] стальных протезных и поисковых исследований в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства Перечень базовых и критических военных технологий Перечень базовых и критических промышленных технологий

Государствен и ая

программ* «Развитие науки и технологий»

Гранты РНФ, РФФИ

Программа Фонда перспективных исследований

М еж ведом п вен н ан коордниа и ион и ая программа фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в области обороны и обеспечения безопасности 1 чнгударс I вн

Государственная программа «Развитие оборонно-нром ы шлен ного комплекса»

Подпрограмма «Поисковые научные исследовании

а интересах раюнтня промышленных технологий цк прон !волс 1вя ВВС!»

РАН — Российская академия наук; РНФ — Российский научный фонд;

РФФИ — Российский фонд фундаментальных исследований

Рис. 1. Схема создания научного задела в рамках формирования проекта государственной программы вооружения

Результаты ФППИ в области обороны и безопасности являются начальной стадией создания ВВСТ. Ввиду того что стоимость работ на каждой последующей стадии жизненного цикла ВВСТ возрастает примерно на порядок, накопление научно-технических результатов на ранних стадиях развития ВВСТ всегда предпочтительнее, чем на более поздних. Обусловлено это тем, что, с одной стороны, отказ от реализации менее эффективных результатов на ранних стадиях менее затратен, а с другой — результаты ранних стадий развития имеют более высокий потенциал широкого (универсального) использования, чем научно-технические решения, полученные на последующих стадиях жизненного цикла. Вместе с тем необходимо отметить, что научной задел, созданный при выполнении ФППИ, активно используется не только при создании

новых образцов ВВСТ, но и в ходе выполнения работ по их модернизации.

Создание перспективных образцов ВВСТ осуществляется в соответствии с полным инновационным циклом (рис. 2), который отражает идеологию создания и развития ВВСТ и предполагает необходимость последовательной реализации целого комплекса работ:

• прогнозных научно-исследовательских работ (НИР), направленных на оценку возможностей использования новейших достижений науки и техники в интересах создания НТЗ для обеспечения разработки перспективного ВВСТ3;

• системных проектов (СП) по определению облика межвидовых и надвидовых систем вооружения, в рамках которых должны формироваться структура и требования к основным комплексам и образцам ВВСТ;

[ Оценка угроз национальной безопасности |

Определение характера будущих войн, форм и способов

вооруженной борьбы, требований к системе вооружения _^

Проведение системных проектов по определению взаимоувязанного развития вооружения видов ВС РФ, типажа видовых н межвидовых систем оружия

Формирование облика перспективных образцов ВВСТ

ФППИ (новые знания) НИР (технические эффекты и технологии) ОКР (прототипы, опытные образцы, испытания) СП (закупки, создание группировки)

Разработка промышленных технологий

Переоснашенпе пр е дпр пятой -из готе В1 ггелей, подготовка производства

3 года,

СП — системные проекты

Рис. 2. Инновационный цикл создания и развития ВВСТ

• научно-исследовательских работ по определению облика комплексов и образцов ВВСТ, в рамках которых должны быть определены требования к развитию базовых военных технологий и электронной компонентной базы;

• фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по разработке технологий и материалов, выполняемых в рамках комплексных целевых программ, в ходе которых должен быть создан научно-технический задел для перспективного вооружения;

• опытно-конструкторских работ по созданию перспективных ВВСТ на основе созданного научно-технического задела и требований к облику, сформированному в процессе вышеперечисленных исследований.

При реализации данной схемы обеспечивается взаимная увязка по срокам и содержанию системных проектов развития межвидовых и видовых систем вооружения, работ по формированию облика образцов ВВСТ, а также исследований и разработок инновационного характера.

В настоящее время в Минобороны России создана и достаточно успеш-

но функционирует целостная система планирования, проведения и реализации ФППИ в области обеспечения обороны и безопасности государства4, включая нормативную правовую, научно-методическую и информационно-аналитическую составляющую этого процесса. Заказчиком-координатором указанных работ выступает Секция по оборонным проблемам Министерства обороны (при Президиуме РАН)5 (далее — Секция).

Ключевая роль в оценке и ориентировании результатов ФППИ, стыковке их с практикой военного строительства и развития ВВСТ принадлежит военно-научному комплексу России (Военно-научный комитет Вооруженных Сил Российской Федерации, военно-научные комитеты видов и родов войск, главных управлений Минобороны России и ГШ ВС РФ, научно-технические советы, научно-исследовательские (научно-образовательные) организации Минобороны России).

Планирование научно-технического развития в оборонной сфере основано на формировании приоритетов в виде следующих важнейших

документов, являющихся составной частью единой системы исходных данных для программно-целевого обеспечения реализации военно-технической политики Российской Федерации (ЕСИД):

• прогноз развития науки и техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства на 15-летний период;

• перечень приоритетных направлений (ППН) фундаментальных прогнозных и поисковых исследований в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства на 10-летний период;

• перечень базовых и критических военных технологий в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства на 10-летний период.

Перечень приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства — нормативный документ, определяющий приоритетные направления проведения научных исследований в рамках очередного программного периода в обеспечение создания перспективных образцов ВВСТ.

Опыт разработки ЕСИД для формирования проекта Государственной программы вооружения на 2018—2027 годы показал, что сложившаяся система подготовки документов программно-целевого планирования создания научно-технического задела характеризуется следующими проблемными вопросами, влияющими на качество научного и технологического развития системы вооружения ВС РФ:

• в ЕСИД отсутствуют документы, определяющие приоритетные направления развития отечественной науки на долгосрочный период. Входящий в состав ЕСИД прогноз развития науки и техники разрабатывается на среднесрочную перспективу

(15-летний период) и не ориентирован на определение приоритетов развития российской науки в интересах парирования существующих и перспективных угроз безопасности Российской Федерации в военно-технической сфере. Учитывая изложенное, особую важность при стратегическом планировании в области противодействия угрозам национальной безопасности приобретает разработка долгосрочного прогноза развития отечественной науки для формирования проекта государственной программы вооружения на очередной программный цикл;

• параллельная по времени разработка элементов ЕСИД не позволяет использовать одни документы в качестве исходных данных для разработки других. В частности, формирование прогноза развития науки в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, отражающего текущий и прогнозируемый уровень развития отечественной науки, должно осуществляться до начала формирования ППН ФППИ.

В интересах повышения эффективности и качества формирования указанных элементов ЕСИД представляется целесообразным изменить последовательность, сроки разработки и содержание указанных выше документов. Прогноз развития науки и техники в интересах обеспечения обороны и безопасности государства целесообразно разделить на две части:

• прогноз развития науки на 15-летний период;

• прогноз развития технологий и техники на 15-летний период.

Прогноз развития науки, отражающий текущий и прогнозируемый уровень развития отечественной науки, должен формироваться до начала разработки прогноза развития технологий и техники и перечней приоритетных направлений фундамен-

тальных прогнозных и поисковых исследований в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Перечень приоритетных направлений ФППИ разрабатывает Министерство обороны Российской Федерации (Секция) совместно с Российской академией наук, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), генеральными конструкторами по созданию ВВСТ и руководителями приоритетных технологических направлений. Действующая редакция этого перечня в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства рассчитана на период до 2025 года и содержит 11 научных направлений.

Таким образом, уже на этапе обоснования приоритетов научно-технологического развития системы вооружения ВС РФ закладываются потребности видов ВС РФ (родов войск), а также возможности организаций РАН, высшей школы и ОПК в получении новых знаний, теорий и моделей в интересах создания перспективных образцов ВВСТ.

Программные мероприятия по созданию научного задела для перспективных видов ВВСТ проводятся в государственной программе вооружения посредством реализации государственных оборонных заказов (ГОЗ).

В настоящее время планирование ФППИ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется Минобороны России (Секцией) в рамках раздела 10.А ГПВ. Раздел ГПВ, посвященный ФППИ, охватывает все научно-технические направления, связанные с созданием перспективных ВВСТ, а также направление исследований проблем технического, экономического и кадрового обеспечения военного строительства.

Работы в рамках ГПВ ФППИ выполняются по заказу и только в ин-

тересах Минобороны России. В ГПВ включаются НИР, которые могут быть реализованы в ближайшие 3—5 лет после их окончания в прикладных НИР и ОКР, выполняемых по заказу Минобороны России. Сроки выполнения ФППИ составляют 2—3 года. То есть внимание сосредоточено лишь на исследованиях и разработках с малым риском и сравнительно быстрой практической отдачей. По своей сути ФППИ, ведущиеся по заказу Минобороны России, являются исключительно программой научного сопровождения и обеспечения Государственной программы вооружения на текущий программный период (2018—2027) и ежегодного государственного оборонного заказа.

Номенклатура ФППИ определяется Минобороны России в соответствии с указанным выше ППН ФППИ.

Согласно многим отечественным и зарубежным научным источникам, ФППИ — это неотъемлемая часть жизненного цикла ВВСТ. В мировой практике сложилось примерное соотношение 1:10:100 по количеству выполняемых ОКР, прикладных НИР и фундаментальных и поисковых НИР. И обратное соотношение по их стоимости.

Необходимость выполнения относительно большого количества ФППИ в рамках ГПВ обусловлена:

• актуальностью решения задачи проведения полномасштабной оценки возможности использования научных достижений РАН, академических организаций, организаций высшей школы и ОПК в интересах обороны страны по всем научным направлениям ППН ФППИ, небольшими сроками проведения указанных исследований (2—3 года) и их относительно невысокой стоимостью;

• целесообразностью оперативного получения и внедрения результатов исследований при разработке

перспективных и совершенствовании существующих образцов ВВСТ в текущем программном периоде.

Результаты ФППИ используются при разработке тактико-технических заданий на новые прикладные НИР и технологические разработки, формировании тактико-технических требований к разрабатываемым и модернизируемым образцам ВВСТ, при разработке проектов ГОЗ и ГПВ.

Механизмы реализации результатов фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в Минобороны России также в достаточной степени проработаны и эффективны. В качестве ключевых элементов указанных механизмов, используемых в настоящее время, можно провести следующие:

• планирование и проведение прикладных НИР и технологических разработок по результатам ФППИ. Одной из задач ФППИ является разработка проектов тактико-технических заданий (ТТЗ) на прикладные НИР по созданию военных технологий и опытно-конструкторские работы по созданию перспективного вооружения. Указанные проекты ТТЗ разрабатываются с привлечением НИО МО РФ и установленным порядком направляются в соответствующие заказывающие (довольствующие) органы для принятия решения о включении их в проект ГОЗ;

• ежегодное доведение результатов НИР до заинтересованных органов военного управления, видов (родов войск) ВС РФ. Секция по результатам выполнения ГОЗ с привлечением профильных НИО МО РФ (при необходимости) разрабатывает иллюстрационно-справочные материалы о наиболее значимых результатах фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований и доводит их установленным порядком до потенциальных потребителей с целью использования этих результатов в процессе создания пер-

спективных образцов ВВСТ и военных технологий;

• практическая апробация в образцах (составных частях, элементах) ВВСТ прорывных научных гипотез, принципов, идей, концепций и технических решений.

Организация и проведение ФППИ по всему спектру актуальных научных направлений позволяет вести глобальную стратегическую разведку прорывных научных результатов, содержащих потенциал военно-технологического превосходства, и своевременно предвидеть получение и использование результатов другими странами, объективно оценивать стартовые условия и перспективы конкуренции.

К сожалению, недостаточный уровень финансирования ФППИ оборонной направленности не позволяет решать эту задачу в полном объеме. Остаются невостребованными результаты большого количества разработок Российской академии наук (РАН), научных и образовательных организаций Минобрнауки России, организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны.

Ограниченные возможности по финансированию заданий государственного оборонного заказа в части фундаментальных и поисковых исследований могут привести к:

• невозможности создания требуемого научно-технического задела и, как следствие, возрастанию стоимости работ на более поздних стадиях жизненного цикла ВВСТ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• замедлению инновационного развития системы вооружения ВС РФ;

• невозможности создания к концу программного периода отечественных образцов высокотехнологичного вооружения;

• усилению отставания России по наиболее ключевым для создания ВВСТ научным областям (оптика и квантовая электроника, навигация и управление ВВСТ, энергетика, геофизика и пр.).

Одним из путей решения данных проблем является организация широкомасштабного мониторинга и поиска прорывных научных достижений военного, специального и двойного назначения высокой степени готовности в рамках государственных, федеральных и ведомственных научно-технологических программ, программ фондов инновационного развития, государственных научных и национальных исследовательских центров. По результатам этих поисков и мониторинга может осуществляться экспериментальная оценка и военно-техническая экспертиза научных достижений, отличающихся новизной и имеющих высокий уровень готовности их использования при создании принципиально новых образцов ВВСТ.

Механизмы подобного подхода к реализации фундаментальных и поисковых исследований в настоящее время в достаточной степени проработаны. Схема проведения исследований в обеспечение использования достижений отечественной науки в интересах создания опережающего НТЗ приведена на рисунке 3.

Для обеспечения нормативного и организационного регулирования результатов мониторинга разработан

механизм (далее — подход) выявления, сбора, оценки и проведения независимой экспертизы прорывных научных достижений (гипотез, принципов, идей, концепций), полученных РАН, научными и образовательными организациями Минобрнауки России, организациями ОПК, государственными корпорациями, научными центрами и фондами и имеющих потенциальную возможность использования для решения перспективных задач ВС РФ.

Указанный подход направлен на обеспечение решения следующих задач:

• сокращение сроков внедрения перспективных разработок в образцы ВВСТ за счет исключения длительной процедуры постановки предлагаемых работ в рамках ГОЗ;

• снижение времени реакции на возникающие технологические угрозы безопасности Российской Федерации;

• поддержка и продвижение инновационных проектов, выполняемых создаваемыми совместно Минобороны России и РАН смешанными научно-исследовательскими и производственными коллективами («виртуальными лабораториями») для реализации инновационных проектов в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации;

Рис. 3. Схема проведения исследований в обеспечение использования достижений отечественной науки в интересах создания опережающего научно-технического задела

• практическая апробация перспективных для Минобороны России научных и технологических достижений, имеющих высокий уровень технологической готовности;

• целенаправленный поиск и содействие внедрению перспективных результатов научных исследований, технологических разработок, прорывных гипотез, принципов, идей и концепций в интересах создания перспективных и модернизации существующих образцов ВВСТ, а также технологическая модернизация и инновационное развитие предприятий ОПК.

В качестве основной формы реализации научных и технологических достижений является инновационный проект.

Отбор проектов для апробации осуществляется на основании результатов анализа актуальности, новизны, военно-технической эффективности реализации предлагаемых инновационных разработок в образцах (составных частях, элементах, узлах) ВВСТ и экспертизы, значимости, реализуемости и экономической эффектив-

ности реализации предложений (инновационных проектов). Обобщенная схема внедрения научных достижений (гипотез, принципов, идей, концепций) в ВВСТ представлены на рисунке 4.

При этом основными этапами реализации процедуры отбора и реализации проектов являются:

• определение (уточнение) перспективных направлений реализации инновационных разработок в военной области;

• формирование и сбор заявок на осуществление проектов;

• проведение анализа уровня актуальности, новизны, военно-технической эффективности предлагаемых проектов;

• экспертная оценка уровня экономической эффективности и реализуемости, выявление проектов, апробация которых наиболее целесообразна;

• формирование плана апробации предлагаемых проектов;

• реализация и управление проектами по их апробации в составе образцов (составных частей, узлов, элементов) ВВСТ.

Рис. 4. Обобщенная схема внедрения научных достижений (гипотез, принципов, идей, концепций) в ВВСТ

Кроме того, по результатам проводимого мониторинга выпускается аннотированный сборник, содержащий информацию о результатах прорывных научных достижений для доведения ее до потенциальных по-

требителей с целью создания высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения. Назначение и основные задачи аннотированного сборника приведены на рисунке 5.

Назначение аннотированною сборника — обобщение информации о результатах прорывных научных достижений в области обороны в интересах создания продукции военног о, специального и двойного назначения

Рис. 5. Назначение и основные задачи аннотированного сборника

Достаточно важной задачей Секции является участие в Международных военно-технических форумах и выставочных экспозициях Минобороны России. Она традиционно организует проведение круглых столов на Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ» и Международном военно-морском салоне, в рамках которых осуществляется:

• рассмотрение современных научных достижений организаций РАН и высшей школы, имеющих перспективу использования в образцах ВВСТ;

• выработка единых взглядов к планированию и реализации фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обороны страны и обеспечения безопасности государства;

• координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов военного управления и РАН в части развития научного задела оборонного назначения.

В целом проведение таких мероприятий позволяет организовать на

единой площадке живой диалог участвующих на выставочной экспозиции разработчиков новых научных знаний и технологий, генеральных (главных) конструкторов по системам вооружения, производителей ВВСТ, представителей Минобороны России, Минобрнауки России, академического сообщества и РФФИ. Кроме того, Секция осуществляет информационно-аналитическое обеспечение органов военного управления о важнейших научно-технических достижениях прорывного характера.

Также Секция занимается разработкой и программной реализацией Межведомственной координационной программы фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в области обороны и обеспечения безопасности государства, согласование которых является важным инструментом государственного стратегического планирования и регулирования инновационного развития Российской Федерации6.

Анализ состояния координации фундаментальных, поисковых и прикладных исследований военного, специального и двойного назначения, проводимых в Российской Федерации, показывает, что существующая ведомственная модель организации фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в Российской Федерации препятствует их эффективной координации и не способствует сосредоточению ресурсов на национальных научно-технологических приоритетах. Негативными последствиями слабой координации в Российской Федерации исследований и разработок различного назначения являются:

• дублирование замыслов и планов фундаментальных, поисковых и прикладных исследований соответствующими распорядителями бюджетных средств и подведомственными им бюджетополучателями (научными организациями, творческими коллективами, отдельными учеными);

• размывание границ между фундаментальными и прикладными исследованиями;

• недостаточная координация между различными федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук при проведении прогнозных научных исследований;

• дублирование бюджетных затрат на фундаментальные, поисковые и прикладные исследования и разработки, выполняемые для различных государственных заказчиков;

• дробление имеющихся финансовых, материальных и интеллекту-

Достаточно важной задачей Секции является участие в Международных военно-технических форумах и выставочных экспозициях Минобороны России.

альных ресурсов, препятствующее их концентрации на национальных научно-технологических приоритетах и т. п.

Это обусловило необходимость разработки и принятия Межведомственной координационной программы фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в области обороны и обеспечения безопасности государства. В настоящее время фундаментальные и поисковые исследования, результаты которых используются (могут быть использованы) в интересах создания научно-технического задела, выполняются в рамках Государственной программы вооружения на 2018—2027 годы (Программа развития базовых военных технологий), ряда других государственных программ Российской Федерации, основными из которых являются «Развитие науки и технологий», «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и др., федеральных и ведомственных целевых программ и планов, программ деятельности государственных фондов и академий наук.

Указанная координационная программа является инструментом, обеспечивающим межведомственное взаимодействие на этапах планирования, выполнения и реализации результатов фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, и призвана повысить реализуемость и эффективность мероприятий программ и планов проведения ФППИ в области обороны и обеспечения безопасности государства, консолидировать ФОИВ, государственные корпорации, академии и фонды на приоритетных направлениях создания научно-технического задела для ВВСТ. Основным положительным результатом разработки МКП ФППИ следует отметить, то, что впервые в едином формате удалось сформировать межведомственный перечень фундаментальных, поис-

ковых и прикладных исследований, выполняемых (планируемых) в рамках государственных, федеральных и ведомственных целевых программ и планов в области обороны и обеспечения безопасности государства. При этом самым обширным разделом программы является раздел, связанный с созданием научного задела, что еще раз подтверждает ключевую роль фундаментальной науки в развитии системы вооружения ВС РФ.

В то же время необходимо отметить, что в большинстве этих программ и планов отсутствуют отдельные специальные разделы исследований оборонной направленности. В частности, такой раздел целесообразно сформировать в Государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2021—2030 годы, например, в рамках программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (заказчик-координатор Минобрнауки России).

Необходимо также отметить, что целенаправленное развитие отечественной науки и технологий, в том числе в оборонной сфере, в настоящее время значительно осложнилось тем, что недружественные к России развитые в технологическом отношении государства путем экономических и иных санкций, предпринятых в последние годы, открыто препятствуют интеграции российской науки в мировую инновационную систему на достойных и справедливых условиях, стремятся к локализации освоения в России наукоемких технологий и передовых технологических компетенций, имеющих перспективу двойного применения.

В этих условиях межведомственная координация исследований и разработок в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых за счет бюджетных

средств, является важным инструментом реализации государственной научно-технической политики и должна проводиться с учетом общей стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

К числу важных организационных мероприятий, связанных с повышением эффективности процесса проведения фундаментальных и поисковых исследований, следует отнести:

• разработку нормативного правового (концептуального) документа, регламентирующего порядок реализации результатов фундаментальных и поисковых исследований, организацию внутри- и межведомственного взаимодействия заинтересованных органов и учреждений;

• организацию работы по обеспечению функционирования единой информационной базы (ЕИБ) НИОКР, результатов интеллектуальной деятельности и технологий военного, специального и двойного назначения, включающей банк данных о новых технических решениях, физических эффектах и явлениях, которые могут быть использованы при проведении прикладных НИР и ОКР по созданию образцов ВВТ, а также технических систем двойного назначения;

• организацию с использованием ресурсов ЕИБ информационного взаимодействия Минобороны России с РАН, научными и образовательными организациями Минобрнауки России, организациями ОПК, государственными корпорациями, Фондом перспективных исследований, Российским научным фондом, Российским фондом фундаментальных исследований, Фондом «Сколково», ОАО «РОСНАНО» и др. в интересах реализации достижений науки и техники в НИОКР по созданию перспективного ВВСТ. С этой целью представляется целесообразным разработать предложения по созданию

межведомственной информационной системы хранения (информационного ресурса) результатов фундаментальных и поисковых исследований на основе сертифицированных базовых компьютерных технологий. Реализация этих предложений позволит повысить эффективность использования результатов фундаментальных и поисковых научных исследований при создании технологий военного, специального и двойного назначения. Кроме того, будут созданы благоприятные условия для инновационного развития и повышения конкурентоспособности ОПК.

Представленные предложения могут положительным образом повлиять на уровень разработок фундаментального и поискового характера, способствовать привлечению дополнительных инвестиций на проведение высокорисковых исследований, а также обеспечить возрастающие потребности Минобороны России и других силовых министерств и ведомств в прорывных научных идеях, способных коренным образом повли-

ять на формы и способы ведения боевых действий, осуществление контртеррористических и миротворческих операций, ликвидацию последствий стихийных бедствий техногенного и природного характера и др. Кроме того, может быть обеспечен трансфер полученных научно-технических достижений в гражданский сектор в интересах дальнейшего социально-экономического развития и укрепления экономического могущества страны.

Таким образом в целом можно констатировать, что в настоящее время в Российской Федерации создана и функционирует система планирования и выполнения фундаментальных и поисковых исследований оборонной направленности, в состав которой включены все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, институты генеральных конструкторов и руководителей приоритетных технологических направлений, РАН, научные и образовательные организации Мин-обрнауки России, организации ОПК и другие участники этого процесса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Борисенков И.Л., Корчак В.Ю., Помазан Ю.В., Тужиков Е.З. Роль фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в решении задач обеспечения обороны страны и безопасности государства // Вестник Академии военных наук. № 4 (57). 2016. С. 18—26.

2 Борисенков ПЛ., Корчак В.Ю.у Тужиков Е.З. Анализ особенностей организации и планирования научных исследований, проводимых в интересах военного ведомства США // Стратегическая стабильность. № 3 (84). 2018. С. 32—39.

3 Корчак В.Ю.у Тужиков Е.З., Когпе-люк Л.А. Прогнозные исследования — фундамент создания научно-технического задела для перспективного вооружения. Вестник Академии военных наук. № 3 (60). 2017. С. 90—101.

4 Борисенков И.Л., Помазан Ю.В., Тужиков Е.З. и др. На переднем крае оборонной фундаментальной науки. Организация оборонных фундаментальных исследований: история и элементы методологии / под. ред. В.Ю. Корчака. М.: Издательство Экслибрис-Пресс, 2014.

5 Корчак В.Ю.у Тужиков Е.З.у Коте-люк Л.А. Роль и место Секции по оборонным проблемам Министерства обороны при Президиуме Российской академии наук в проведении оборонных фундаментальных исследований // Военная Мысль. № 3. 2015. С. 57—64.

6 Корчак В.Ю., Помазан Ю.В.У Тужиков Е.З. О проблемах координации фундаментальных и поисковых исследований, имеющих оборонное значение. Стратегическая стабильность. № 2 (71). 2015. С. 38—46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.