Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВОЕННО-НАУЧНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО СОЗДАНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВОЕННО-НАУЧНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО СОЗДАНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
154
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Мытенков С.В., Есин И.О., Логинов С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВОЕННО-НАУЧНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО СОЗДАНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

К вопросу о совершенствовании военно-научного сопровождения

работ в промышленности по созданию автоматизированных систем военного назначения

Полковник С.В. МЫТЕНКОВ, кандидат технических наук

Полковник И.О. ЕСИН Полковник С.М. ЛОГИНОВ

В НАСТОЯЩЕЕ время военно-научное сопровождение (ВНС) работ по созданию и совершенствованию автоматизированных систем военного назначения (АС ВН) организуется в подведомственных научно-исследовательских организациях Министерства обороны Российской Федерации (НИО Минобороны России) органами военного управления (ОВУ), генеральным заказчиком (заказчиками) АС ВН и соответствующими военно-научными комитетами (ВНК) ОВУ в рамках научно-исследовательских работ.

НИО МО ОВУ, заказывающие организации НИО Минобороны России в качестве основы при проведении ВНС используют утвержденные концептуальные документы по развитию АС ВН, созданию единого информационного пространства ВС и другие руководящие документы.

Целью ВНС является повышение качества совершенствуемых и создаваемых систем на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки, техники и информатики, прогрессивных методов управления войсками (силами), а также условий боевого применения указанных систем в Вооруженных Силах РФ и достигается путем научного обоснования и разработки тактико-технических требований (тактико-технических заданий, технических заданий) к АС ВН, а также оценки получаемых результатов как в ходе создания, так и в ходе их эксплуатации.

ВНС работ научно-исследовательскими организациями Минобороны России является необходимым и обязательным условием проведения всех опытно-конструкторских работ (ОКР) в промышленности, осуществляется через головную организацию по ВНС непрерывно на всех этапах выполнения ОКР начиная с момента задания работ до внедрения их результатов.

Головная организация координирует работы по ВНС, осуществляемые видовыми НИО в соответствии с их функциональной ответственностью.

ОВУ Минобороны России осуществляют оперативное сопровождение работ по созданию и совершенствованию АС ВН путем: общего контроля за ходом проведения работ; выдачи в организации промышленности, НИО оперативных требований и исходных данных; утверждения и согласования тактико-технических заданий (ТТЗ), исходных данных

ВОЕННО-НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

7

на проведение ОКР; участия в приемке этапов ОКР, испытаниях АС ВН и их составных частей.

Заказывающие управления разрабатывают, утверждают и согласовывают ТТЗ, исходные данные на проведение ОКР, направляют их организациям промышленности — разработчикам АС ВН и их составных частей, организуют подготовку и проведение испытаний.

Последние представляют заказывающим управлениям результаты проведения НИОКР, технические предложения, системные, эскизные и технические проекты, уведомляют о готовности к испытаниям опытных образцов АС ВН и ее составных частей.

Взаимодействие организаций — исполнителей НИОКР с генеральным заказчиком АС ВН, заказывающими организациями видов и родов войск, главными и центральными ОВУ осуществляется в соответствии с ГОСТ РВ 15.105-2001. Взаимодействие научно-исследовательских организаций Минобороны России с организациями — разработчиками АС ВН в ходе ВНС осуществляется в соответствии с действующими нормативными и правовыми документами.

Проблемными вопросами военно-научного сопровождения АС ВН являются:

недостаточная координация организаций — участников ВНС (НИО, управления заказов, организации промышленности) при создании АС ВН;

отсутствие программно-методического аппарата оценок и проведения экспертиз предложений промышленности;

отсутствие программно-методического аппарата оценок необходимости и достаточности формируемых ОВУ исходных данных для промышленности при проведении НИОКР;

несвоевременное представление исходных данных для разработки проектов ТТЗ на НИОКР в НИО, технико-экономических обоснований, тематических карточек, справок-обоснований, задаваемых НИОКР, приводящее к их дублированию;

отсутствие четкого распределения зон ответственности НИО в вопросах ВНС по созданию АС ВН;

недостаточные взаимодействие и координация ВНС между НИО, находящимися в разных формах собственности (ФАУ, ФГУ, ФГУП);

отсутствие механизма участия НИО на промежуточных стадиях создания систем для оценки технических и системных решений, принимаемых организациями-разработчиками, приводящее к тому, что предъявленный на государственные испытания опытный образец не удовлетворяет заданным в ТТЗ требованиям;

невыполнение сроков согласования организационных документов (ТТЗ на ОКР, ТТЗ на НИР, актов приемки работ, договоров и др.);

перенос сроков сдачи этапов выполнения ОКР организациями промышленности, приводящий к снижению качества испытаний и работ государственных комиссий;

моральное старение действующей нормативно-правовой базы ВНС. Предложениями по совершенствованию военно-научного сопровождения и решению указанных проблемных вопросов могут стать:

создание постоянно действующего экспертно-аналитического центра по законодательному, нормативному, правовому и военно-научному сопровождению развития АС ВН;

обеспечение разработки программно-методического аппарата оценок необходимости и достаточности формируемых ОВУ исходных данных для оценок и проведения экспертиз предложений промышленности;

8_С.В. МЫТЕНКОВ, И.О. ЕСИН, С.М. ЛОГИНОВ_

обеспечение соответствия ВНС концептуальным руководящим документам по созданию перспективных АС ВН;

обеспечение синергетического эффекта в координации работ участников ВНС за счет координации их деятельности;

четкое распределение функций военно-научного сопровождения работ по созданию и развитию перспективной системы управления между НИО МО;

создание координационного совета по развитию АС ВН на базе КНТС головной организации по ВНС;

отработка механизма участия НИО на промежуточных стадиях создания систем для оценки технических и системных решений, принимаемых организациями-разработчиками;

развитие материально-технической базы НИО для проведения ВНС с последующей интеграцией существующих стендов НИО в объединенный распределенный полигон АС ВН.

Таким образом, совершенствование военно-научного сопровождения работ в промышленности по созданию АС ВН заключается в реализации решения проблемных вопросов ее организации на основе достижений отечественной и зарубежной науки, техники и информатики, прогрессивных методов управления войсками (силами).

Системы управления войсками

(силами) как инструмент стратегического сдерживания

Полковник А.А. ПРОТАСОВ, доктор военных наук

Полковник С.В. КРЕЙДИН, доктор технических наук

Полковник С.Ю. ЕГОРОВ, кандидат технических наук

СУЩНОСТЬ стратегического сдерживания, на наш взгляд, определяется активным влиянием потенциала России, в первую очередь военного, на стратегические решения субъектов мировой политики по вопросам войны и мира в части осознания опасности проведения против Российской Федерации и ее союзников политики с позиции силы. С этой точки зрения война в Южной Осетии может рассматриваться как акт стратегического сдерживания, демонстрирующий волю современной России к силовой корректировке иррациональных стратегических решений, принимаемых авантюристичными политиками.

Сфера стратегического сдерживания простирается на весь спектр угроз военной безопасности: от локальных, сдерживаемых с опорой на потенциал сил общего назначения и неядерные вооружения, до угроз крупного масштаба, основу сил стратегического сдерживания которых составляет ядерное оружие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.