Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ'

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Протасов Андрей Андреевич, Крейдин С.В., Егоров С.Ю.

В статье рассмотрены научно-методические основы влияния систем управления войсками (силами) на стратегическое сдерживание потенциального противника от агрессии в отношении России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ»

8_С.В. МЫТЕНКОВ, И.О. ЕСИН, С.М. ЛОГИНОВ_

обеспечение соответствия ВНС концептуальным руководящим документам по созданию перспективных АС ВН;

обеспечение синергетического эффекта в координации работ участников ВНС за счет координации их деятельности;

четкое распределение функций военно-научного сопровождения работ по созданию и развитию перспективной системы управления между НИО МО;

создание координационного совета по развитию АС ВН на базе КНТС головной организации по ВНС;

отработка механизма участия НИО на промежуточных стадиях создания систем для оценки технических и системных решений, принимаемых организациями-разработчиками;

развитие материально-технической базы НИО для проведения ВНС с последующей интеграцией существующих стендов НИО в объединенный распределенный полигон АС ВН.

Таким образом, совершенствование военно-научного сопровождения работ в промышленности по созданию АС ВН заключается в реализации решения проблемных вопросов ее организации на основе достижений отечественной и зарубежной науки, техники и информатики, прогрессивных методов управления войсками (силами).

Системы управления войсками

(силами) как инструмент стратегического сдерживания

Полковник А.А. ПРОТАСОВ, доктор военных наук

Полковник С.В. КРЕЙДИН, доктор технических наук

Полковник С.Ю. ЕГОРОВ, кандидат технических наук

СУЩНОСТЬ стратегического сдерживания, на наш взгляд, определяется активным влиянием потенциала России, в первую очередь военного, на стратегические решения субъектов мировой политики по вопросам войны и мира в части осознания опасности проведения против Российской Федерации и ее союзников политики с позиции силы. С этой точки зрения война в Южной Осетии может рассматриваться как акт стратегического сдерживания, демонстрирующий волю современной России к силовой корректировке иррациональных стратегических решений, принимаемых авантюристичными политиками.

Сфера стратегического сдерживания простирается на весь спектр угроз военной безопасности: от локальных, сдерживаемых с опорой на потенциал сил общего назначения и неядерные вооружения, до угроз крупного масштаба, основу сил стратегического сдерживания которых составляет ядерное оружие.

Российская Федерация рассматривает потенциал ядерного сдерживания в качестве основного гаранта военной безопасности как на глобальном, так и на региональном уровнях. Потенциал ядерного сдерживания включает: стратегические ядерные силы; нестратегические ядерные силы; информационно-управляющие системы (ИУС), обеспечивающие применение ядерных сил (системы управления ядерными силами, предупреждения о ракетном нападении, стратегической разведки, контроля космического пространства и другие).

Между количеством и качеством наступательных вооружений и информационно-управляющих систем существуют тесные системные взаимосвязи: повышение качества ИУС позволяет ограничить количественные уровни стратегических наступательных вооружений (СНВ); качество ИУС в отличие от количества СНВ не подвержено договорно-правовой регламентации. Россия и США обмениваются ежегодными меморандумами по СНВ, в которых сведения о системах управления не содержатся, поскольку они являются особо охраняемыми (в интересах укрепления механизма стратегического сдерживания).

Актуальной проблемой остается сохраняющийся дисбаланс в уровне развития группировок ядерных сил и информационно-управляющих систем, в первую очередь системы управления ядерными силами. Как следствие, ее развитие является приоритетным направлением обеспечения стратегического сдерживания на современном этапе. Это нисколько не умаляет важности и значимости других составляющих потенциала ядерного сдерживания, а лишь подчеркивает особую, приоритетную роль системы управления и комплекса мер, направленных на ее развитие.

В широком смысле управление ядерными силами может рассматриваться как целенаправленный (на сдерживание агрессии) процесс организации функционирования и применения ядерных сил в различных условиях обстановки. С этой точки зрения система управления ядерными силами представляет собой по сути дела совокупность инструментов реализации такого целенаправленного процесса (процессов). В традиционном понимании к числу таких инструментов относят органы и пункты управления, системы и средства связи и автоматизации управления, совокупность которых дает классическое определение систем управления.

Роль системы управления ядерными силами определяется в первую очередь комплексом решаемых ею задач в интересах достижения целей стратегического сдерживания. В сущности речь идет о декомпозиции общих задач стратегического сдерживания на взаимосвязанную совокупность частных задач, в том числе управления стратегическими силами. К их числу могут быть отнесены следующие частные задачи управления: исключение несанкционированного применения ядерных сил; планирование боевого применения ядерных сил; поддержание ядерных сил в установленной степени боевой готовности; перевод ядерных сил с мирного на военное время; доведение команд и распоряжений до частей боевого применения ядерных сил и носителей ядерного оружия в различных условиях обстановки и др.

С учетом исключительной важности организации управления ядерными силами в боевых условиях соответствующие функции и задачи управления локализуются понятием «системы боевого управления». В стратегическом плане система боевого управления ядерными силами призвана обеспечить реализуемость ключевых стратегий ядерного сдерживания: ограниченных по целям и задачам демонстрационных и де-эскалационных ядерных ударов как основной стратегии сдерживания, деэскалации и пресечения масштабных обычных войн; массированных

10_А.А. ПРОТАСОВ, С.Ю. ЕГОРОВ, С.В. КРЕЙДИН_

ответно-встречного или ответного ядерных ударов как основных стратегий сдерживания ядерной агрессии против Российской Федерации.

В условиях актуализации фактора ПРО в современных условиях возрастает роль системы боевого управления в части реализации рациональных вариантов пространственно-временного построения ударов стратегических и нестратегических ядерных сил. Проблема парирования ПРО является комплексной, она затрагивает все составляющие потенциала ядерного сдерживания, в том числе и систему боевого управления ядерными силами.

Основные недостатки существующей системы боевого управления ядерными силами обусловлены ее традиционной ориентацией главным образом на сдерживание глобальной ядерной войны. Как следствие — основное внимание уделялось вопросам оперативного и устойчивого автоматизированного управления триадой стратегических ядерных сил. Вопросы управления нестратегическим ядерным оружием решались по остаточному принципу, поэтому достигнутый для них к настоящему времени уровень оперативности, устойчивости и автоматизации управления в значительной мере уступает тому уровню, который достигнут для группировки стратегических ядерных сил.

Современное развитие системы управления отечественными ядерными силами связано с возросшей ролью ядерного оружия в сдерживании как ядерных, так и масштабных неядерных угроз военной безопасности. Существующие реалии стратегической обстановки ставят на повестку дня проблему необходимой интеграции потенциалов стратегических и нестратегических ядерных сил как единого ресурса в механизме сдерживания как глобальных, так и региональных угроз. Новые требования стратегического сдерживания входят в явное противоречие с достигнутым уровнем развития систем боевого управления ядерными силами, что и определяет актуальность и необходимость их дальнейшего развития. Магистральное направление здесь определяется курсом на создание межвидовой системы боевого управления ядерными силами в интересах оперативного и устойчивого автоматизированного управления как стратегическими, так и нестратегическими ядерными силами.

В современных условиях роль систем управления войсками (силами) трудно переоценить. Ударные вооружения без развитой системы управления не в состоянии обеспечить высокой эффективности проведения как военных операций, так и политики стратегического сдерживания. В полной мере это относится не только к ядерным силам, но и к силам общего назначения.

Развитие системы управления силами общего назначения, как и развитие самих сил общего назначения, в рамках общего механизма стратегического сдерживания призвано перекрыть спектр угроз военной безопасности нашего государства и его союзников главным образом в области локальных войн. Стратегическое сдерживание локальных угроз военной безопасности является не менее важной задачей, чем ядерное сдерживание военных угроз крупного масштаба. Более того, в условиях нейтрализации крупных угроз эффективным механизмом ядерного сдерживания локальные угрозы остаются более вероятными и представляют реальную опасность их перерастания в острые политические кризисы вплоть до открытого военного противостояния.

Современное поле боя кардинальным образом изменилось. Сегодня выигрывает или не дает обыграть себя тот, у кого не только есть чем воевать, но и возможность с максимальной эффективностью использовать имеющиеся ресурсы. Быстрота и качество оценки обстановки, принятия решений, планирования и координации действий разнородных сил и средств, добывания и обработки информации об объектах поражения,

подготовки и ввода необходимых данных боевого применения в системы управления оружием, оперативные и устойчивые связь и боевое управление в современных условиях становятся определяющими.

Все большее значение приобретает системный подход к построению систем управления войсками (силами). Генеральной тенденцией здесь является теснейшая интеграция разведывательных, связных и собственно управленческих компонентов войск (сил) видов и родов войск. Это своеобразная тенденция единения, которая прослеживается на всех уровнях, начиная с единой системы управления тактического звена и заканчивая межвидовой системой боевого управления ядерными силами.

Необходимость развития систем управления войсками (силами) в целях приведения их в соответствие с новыми требованиями и современными концепциями стратегического сдерживания является характерной тенденцией не только для России, но и для других государств. Мировым лидером в области стратегических новаций остаются Соединенные Штаты Америки. Как известно, в обновленную конфигурацию стратегических сил США на правах новых инструментов стратегического сдерживания включены: системы стратегической обороны, в том числе противоракетной; «малая триада глобальных ударов» со стратегическими носителями наземного, морского и воздушного базирования в неядерном оснащении; интегрированная система управления стратегическими силами.

Функции интеграции управления стратегическими силами США возложены на объединенное стратегическое командование (ОСК), в том числе по следующим направлениям: планирование и нанесение ударов стратегическими носителями как в ядерном, так и в неядерном оснащении по объектам в любой точке земного шара; планирование и координация деятельности, связанной с подготовкой и проведением операций с задействованием системы ПРО; организация и координация деятельности по планированию и проведению глобальных информационных операций; организация и координация деятельности по обеспечению функционирования глобальной системы оперативного управления, связи и компьютерных систем, а также разведывательному обеспечению в части, касающейся проведения стратегических наступательных и оборонительных операций.

Последняя задача предусматривает ответственность ОСК за планирование и организацию взаимодействия органов оперативного управления, систем связи и компьютерных систем, а также выполнение разведывательных мероприятий при подготовке и ведении стратегических наступательных и оборонительных операций. Основным средством решения указанных задач является глобальная система оперативного управления, связи, компьютерных систем и разведки. По сути дела речь идет о материализации концепции создания единого информационно-коммуникационно-управляющего пространства и придания стратегическим силам США свойств глобальной разведывательно-ударной системы.

В целом можно заключить, что развитие систем управления как отечественными, так и зарубежными стратегическими силами направлено на решение актуальных задач стратегического сдерживания. Для России — это в первую очередь укрепление механизма ядерного сдерживания крупных угроз военной безопасности государства, для США — расширение стратегических возможностей по глобальной защите национальных интересов и проведению традиционной политики с позиции силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.