УДК. 574. 2 001
С.В. Аксёнов, В.И. Мухин ПРОБЛЕМА И ПУТИ РЕШЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНИВШИХСЯ УГРОЗ
Новая военная доктрина обозначила рост активности США и НАТО в Восточной Европе, которая влияет на обеспечение безопасности России. В.В. Путин заявил, что свою безопасность мы будем отстаивать «последовательно и жёстко». В статье раскрыты проблемы обеспечения безопасности России и пути их решения в изменившихся условиях.
Ключевые слова: доктрина, безопасность, противоракетная оборона.
S. Aksyonov, V. Mykhin
PROBLEM OF ENSURING SAFETY OF RUSSIA UNDER MODIFIED THREATS AND WAYS TO
SOLVE IT
The new military doctrine has designated the increase of activity of the USA and NATO in the East Europe region that has an impact on ensuring the safety of Russia. V. Putin has declared "however we will defend our safety sequentially and tough". This article shows the problems and the ways to solve them under the modified threats.
Key words: doctrine, safety, ways to solve.
Подписание договора СНВ-3 было оговорено преамбулой о взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями. США нарушили договоренность, что позволило им модифицировать БРПЛ, оснащая их обычными боеголовками, разрабатывать гиперзвуковые аэрокосмические ракеты большой дальности с сверхмощными и сверхточными неядерными зарядами. В новом договоре отсутствуют ограничения по модернизации ядерного вооружения.
Сенат США ратифицировал новый СНВ -3, который в США получил название «Новый СТАРТ» (New START) при определенных уступках Обамы и сотрудников его администрации, которые выхолостили суть договора. Обама обещает республиканцам реализовать все четыре фазы европейского компонента ПРО США и приступить к крупномасштабной модернизации ядерных сил, финансировать программы о размещении стратегических элементов ПРО в Польше, Румынии и других элементов европейского компонента ПРО США. Стараниями администрации Обамы базовая перезагрузка для США прошла успешно - завершается сооружение баз в Румынии, Болгарии и начинается развертывание на них элементов ПРО США. Это звенья одной цепи - приближение военной инфраструктуры НАТО к границам России. Появление баз в Румынии (способной принять 1,6 тыс. американских военнослужащих) и Болгарии (способной принять 2,5 тыс. американских военнослужащих) вписывается в американскую глобальную стратегию по передислокации сил США и их переброске из Германии в восточном направлении. Стоить напомнить, когда американцы начали говорить о создании баз в районе Черноморского бассейна, они утверждали, что на них не будет никаких серьезных контингентов войск и большого количества техники.
Госсекретарь США по контролю над вооружением и международной безопасности Эллен Тошер заявила, что США стремятся к сотрудничеству с Россией, но не будут соглашаться ни на какие ограничения своих программ противоракетной обороны.
Для Вашингтона ПРО стала «священной коровой», которая позволяет США решать проблемы сохранения мирового лидерства в многополярном мире.
Дело в том, что в триаде «ПРО - ВТО - ЯС» составляющая ПРО является системообразующей и обладает следующими интегративными (эмержентными) свойствами:
1. Интеграция нестратегической ПРО ТВД со стратегической национальной ПРО США позволяет осуществить сопряжение информационных подсистем огневых комплексов нестратегических систем ПРО с системой предупреждения о ракетном нападении и информационной системой НПРО США, что дает возможность руководству США применять противоракеты ПРО ТВД без согласования с руководством стран, разместивших на своей территории сегменты, элементы ПРО.
2. Интеграция эшелонированной ПРО ТВД НАТО и европейского сегмента американской глобальной обороны, сопряженная с дополнительными космическими и беспилотными средствами, позволяет создать в Европе первый передовой эшелон перехвата МБР РВСН. Реализация замысла США по созданию американо-японкой ПРО ТВД на Дальнем Востоке позволяет создать второй эшелон перехвата МБР РВСН и находящихся в позиционных районах ракетных лодок ВМФ РФ и поражать их баллистические ракеты на активном участке траектории, в том числе и сразу после старта.
3. Интеграция региональных ПРО ТВД, а также сегментов ПРО других регионов мира и включение их в национальную ПРО США позволит создать «Всемирную паутину ПРО» США. Включение сегментов других регионов мира в контур управления НПРО США означает, что страны, вошедшие в «паутину», перепоручат обеспечение стратегической своей безопасности США, предоставив им право принятия решения на применение противоракетных комплексов.
4. Создание структуры эшелонированной национальной системы ПРО, которая позволяет осуществить интеграцию наступательного и оборонительного компонентов стратегических сил, по замыслу Пентагона, позволит обеспечит возможность адаптивного планирования и проведения противоракетных операций ВС США в целях гарантированного уничтожения стратегических ядерных сил России. Противоракетные операции ВС США будут включать упреждающие массированные удары по группировке российских СЯС, так называемый «предстартовый перехват», синхронизированные единой системой боевого управления с мероприятиями по блокированию глобальной эшелонированной системой ПРО ответно-встречных и ракетных ударов со стороны России, что вписывается в новую концепцию США «Быстрого глобального удара».
5.Используя завышенные оценки ракетных угроз, США активно навязывают собственные противоракетные средства своим союзникам и расширяют географический охват районов базирования элементов ПРО, стремясь не только усилить свои позиции в ключевых регионах мира, но и стать монополистами на «противоракетном» сегменте рынка продажи оружия. При этом одновременно решаются как военные, так и экономические проблемы.
В силу указанных интегративных свойств национальная система ПРО США стала определяющим фактором в задуманной Вашингтоном игре на геополитическом поле современного мира в XXI веке.
Безопасность свою Россия будет отстаивать последовательно и жестко
На совещании Совбеза 19 декабря 2014 года В.В. Путин заявил, что российская военная доктрина остается оборонительной, несмотря на рост активности НАТО в Восточной Европе, однако свою безопасность мы будем отстаивать «последовательно и жёстко». Безопасность свою Россия будет отстаивать последовательно и жёстко путем: введения в строй центра круговой обороны; развертывания системы радиолокационного поля страны; развития ядерной триады; повышения эффективности неядерного сдерживания [1].
Введение в строй центра круговой обороны.
1 декабря 2014 года состоялось официальное открытие Национального центра управления обороной Российской Федерации (НЦУО). НЦУО имеет иерархичную структуру, охватывающую все уровни управления. В этот же день на боевое дежурство заступили дежурные смены от Калининграда до Владивостока.
В день открытия центра министр обороны РФ генерал армии С.К. Шойгу на селекторном совещании сказал: «...Создание Национального центра управления обороной Российской Федерации — важный шаг в формировании единого информационного пространства для решения задач в интересах обороны государства. В результате существенно повысится эффективность управления, сохраниться время на принятие и реализацию решения» [3]. Сохранение времени на принятие и реализацию решения достигается за счет использования суперкомпьютеров и синхронизации всех процессов управления всеми сферами деятельности в круглосуточном режиме.
Единое информационное пространство для решения задач в интересах обороны государства повышает эффективность функционирования трех центров НЦУО:
центра управления стратегическими ядерными силами, предназначенного для применения ядерного оружия по решению Президента России;
центра боевого управления, осуществляющего мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализ и прогнозирование развития угроз для Российской Федерации или её союзников; этот же центр обеспечивает управление применением Вооруженных сил, а также войск и воинских формирований, не входящих в структуру Минобороны;
центра управления повседневной деятельностью, ведущего мониторинг всех направлений деятельности военной организации государства, касающихся всестороннего обеспечения Вооруженных сил; также этот центр координирует деятельность федеральных органов власти по удовлетворению потребностей других войск и воинских формирований [3].
Иерархична структура НЦУО, охватывающая все уровни управления, интегрированная в единое целое, обладающая эмержентными свойствами, которыми не обладают входящими в неё компоненты, именно: устойчивость, оперативностью, гибкостью, непрерывностью.
Устойчивость - свойство процесса управления сохранять и восстанавливать свое качество в условиях внешних и внутренних воздействий. Применительно к центрам управления НЦУО устойчивость - способность решать все задачи, требуемые обстановкой при целенаправленных внешних и внутренних воздействиях. Внешняя устойчивость связана с воздействиями противником и способностью противостоять ему. Внутренняя устойчивость связана со способностью противостоять воздействиям социально-политического характера, экономического характера и другим нетехническим воздействиям с помощью средств интеллектуального характера: методов создания и введения информации, решения интеллектуальных задач и др. Следовательно, при оценке устойчивости необходимо установить показатели свойств процесса управления, значение которых необходимо сохранить и определить степень их влияния на эти показатели различных воздействий, автоматизировать процесс, чтобы обеспечить следующее эмержентное свойство - оперативность.
Оперативность - свойство процесса управления обеспечить завершение цикла управления в требуемые сроки. Оперативность процессов в ИЦУО обеспечивается: ясностью целевых ориентиров и реальность решаемых задач; полным и своевременным информированием субъекта управления о состоянии системы, среды и ходе самого процесса; четким контролем за процессом со стороны субъекта управления; наличием ресурсов, достаточных для обеспечения необходимой скорости и соответствующего временного режима реализации процессов.
Гибкость - способность изменять формы и методы управления в зависимости от обстановки. Гибкость процессов в ИЦУО обеспечивается: глубоким анализом существующих сегодня угроз безопасности и возможностей военной организации страны по их нейтрализации; в режиме реального времени непрерывно отслеживать изменения военно-политической обстановки в мире, получать полные и достоверные данные о состоянии всех войск и воинских формирований в стране , о наличии имеющихся материальных ресурсов; моделировать развитие различных ситуации и на этой основе вырабатывать предложения по выполнению поставленных задач руководству страны.
Развертывание системы радиолокационного поля страны. По словам заместителя командующего войсками Космического командования ВВКО генерал-майора А.Н. Нестечука, в 2014 году решили задачу, поставленную Президентом России, создали сплошное радиолокационное поле, защищающее территорию страны от ракетного нападения. Успешно проведены государственные испытания РЛС «Воронеж» в Калининграде и в Курске. Сейчас прорабатывается вопрос о постановке их на боевое дежурство. В 2015 году заступят на опытно-боевое дежурство РЛС «Воронеж» в Барнауле (Алтайский край) и Енисейске (Красноярский край). Началось строительство станции в Воркуте [3].
ВВКО обновляют наземную и космическую инфраструктуру системы предупреждения о ракетном нападении и восстанавливают её в Крыму: в Севастополе и в Евпатории. «В четвертом квартале 2015 году боевой расчёт Севастопольского отдельного радиотехнического узла заступит на боевое дежурство», - рассказал журналистам генерал-майор А.Н. Нестечук.
В 2015 году с запуском первого космического аппарата начнется создание орбитальной группировки ВВКО. «Думаю, что орбитальная группировка из десяти космических аппаратов этой системы будет в 2018 году функционировать в полном объеме», - сказал А.Н. Нестечук. На первом этапе развертывания орбитальной группировки единой космической системы предупреждения о ракетном нападении предстоит обеспечить круглосуточный контроль ракетоносных районов. На основе уже имеющейся технологии по созданию РЛС высокой заводской готовности разрабатывается новый тип перспективных радиолокационных средств контейнерного типа, использование которых будет возможно как на морских, так и на наземных подвижных платформах. Кроме того, ВВКО модернизирует наземный автоматизированный комплекс управления орбитальной группировкой, сообщил журналистам командующий восками ВКО генерал-лейтенант
A.В. Головко[3].
Развитие ядерной триады. Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев перед журналистами сообщил о перспективах развития РВСН. «В ближайшие годы (2018-2020) на вооружение РВСН должен поступить новый тяжелый жидкостный стратегический ракетный комплекс, который получил условное название «Сармат» (он должен заменить на боевом дежурстве самую большую в мире ракету с 10 ядерными боеголовками старейшую РС-20В «Воевода» или «Сатана» (SS-18 Satan по натовской классификации). Кроме того, в России будет возобновлен выпуск боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с новой твердотопливной ракетой. Все это должно компенсировать нам те потери, которые мы несем в связи с выводом из боевого дежурства выработавшие свой гарантийный срок ракеты».
Кстати, способность российских Вооруженных сил к отражению масштабной военной агрессии против нашего государства отрабатывалась в ходе проведённой в мае тренировки по управлению Вооруженными силами РФ под руководством Верховного главнокомандующего
B.В. Путина. Тогда же на практике были проверены и боевые возможности ядерной триады в нанесении ответно- встречного удара по условному противнику. Отмечая высокую техническую готовность всей группировки СЯС, министр обороны РФ С.К. Шойгу сообщил, что до 2021 года число высокоточного оружия возрастет в четыре раза [3].
Причем возрастет не только количественно, но и качественно. С сокращением участка разгонной траектории МБР, уже реализованным в новейших российских МБР И БРПЛ с созданием новых типов боевого оснащения, работы над которыми, судя по специфике пусков, осуществляемых РВСН в последние годы, активно ведутся, а также с применением и активно разрабатываемых средств преодоления ПРО. Поэтому, обеспечив сочетание этих высоких тактико-технических характеристик с потребным количественным составом своих СЯС, Россия сохранит их определяющую роль в обеспечении стратегического сдерживания своих недругов в будущем [3].
Прежними остались принципы применения Вооруженных сил и порядок применения ядерного оружия. «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против неё и (или) её союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации», - говорится в тексте военной доктрины [1].
Кроме того, уточненная редакция военной доктрины указывает в качестве основной внешней военной опасности наращивание наступательного потенциала НАТО у российских границ и активные мероприятия по развертыванию глобальной системы ПРО [1].
Главный редактор журнала «Национальная оборона» И. Ю. Коротченко считает: «Также должен быть детализирован характер использования тактического ядерного оружия, для того, чтобы нивелировать диспаритет в области обычных вооруженных сил между НАТО и Россией. Как известно, НАТО в 4,5 раза превосходит Россию по технике и живой силе. Для сдерживания НАТО нам необходимо возвращение тактического ядерного оружия и соответствующие войсковые структуры» [5].
Повышение эффективности неядерного сдерживания. В Военной доктрине введено новое понятие «неядерное сдерживание» Как объясняется в комментарии российского Совбеза, его появление «обусловлено необходимостью поддержания в высокой степени боевой готовности сил общего назначения»[1] . В последние два года министр обороны РФ С.К. Шойгу отрабатывал стратегию и тактику применения сил общего назначения на различных театрах военных действий.
Ядерное оружие сегодня не может быть абсолютным инструментом. Так, ответ на глобальный удар может быть неядерным, но умиротворяющим. Для реализации концепции стратегического неядерного сдерживания в наиболее развитых странах после 2015-2020 годов, могут быть созданы разведывательно-ударные боевые системы. Это, в частности, средства стратегического предупреждения о начале подготовки конкретного противника к нападению, о его готовности совершить агрессию в ближайшее время, о начале ударной операции с применением определенных видов обычного оружия и сил [5].
В ИЦУО эта функция возложена на центр боевого управления, осуществляющего мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализ и прогнозирование развития угроз для Российской Федерации или её союзников.
Считается, что в обозримой перспективе основную нагрузку стратегического неядерного сдерживания будут нести авиация и военно-морские силы. Специалисты поясняют также, что стратегическое неядерное сдерживание в отличие от ядерного может осуществляться не из центра, а из региональных командований на стратегических направлениях, что повышает гибкость его применения и эффективность [5].
Литература.
1. Военная доктрина Утверждена 26 декабря 2014 года Верховным главнокомандующим, Президентом РФ.
2. Мухин В.И. Геополитическая война США против России.-Монография, Новогорск: АГЗ МЧС России, 2015 г.-150с. (в печати).
3. Владыкин О.Ю. Центр круговой обороны страны - НВО №44(833) 5 - 11декабря 2014 года.-С.1,3.
4. Коваль В.А.. Ставка на сдерживание. - НВО №44(833) 5 - 11декабря 2014 года.-С.З.
5. Ответ на глобальный удар может быть неядерным, но умиротворяющим.- ВПК №47(565), 17-23 декабря 2014 года, С.1
Рецензент: доктор технических наук, профессор Мартьянов А.Н.