УДК 621.396
В.И. Мухин, С.В. Аксёнов КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ПРО: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Рассматривается суть и некоторые итоги переговорного процесса между США и Российской Федерацией по противоракетной обороне (ПРО). Выявлены и анализируются противоречия и проблемы в подходах к выстраиванию глобальной и региональной систем ПРО.
Ключевые слова: воздушно-космическая оборона, высокоточное оружие, информационная война, конфликт интересов, оборонительные вооружения, огневой комплекс, политический процесс, политическое руководство, противоракетная оборона, стратегические ядерные силы.
V. Mukhin, S. Aksenov DISPUTED SITUATION IN ABM SPHERE: POLITICAL ANALYSIS
The article views the main issues and the results of the negotiations between the USA and the Russian Federation in the sphere of antiballistic missile defence (ABM). The authors present the analysis of the contradictions and some problems to the methods of approaching in creation global and regional ABM systems.
Keywords: aerospace defense, precision weapon, media war, conflict of interests, defensive arms, fire complex, political process, political management, antiballistic missile defence, strategic nuclear forces.
Следует признать, что на сегодняшний день переговорный процесс по противоракетной обороне (ПРО) практических результатов не принёс и зашёл в тупик. В ходе переговоров многие конструктивные предложения России не находят понимания и поддержки, в то же время пиар-проектам уделяется немало внимания. Всё это свидетельствует о том, что США перевели процесс «перегрузки» в сферу информационной борьбы, целью которой является создание системы ПРО по американскому замыслу, а не в рамках некоего совместного, с Россией, проекта.
Подписание СНВ-3 юридически закрепляет и позволяет США модифицировать подводные лодки с баллистическими ракетами (БРПЛ), оснащая их обычными боеголовками, разрабатывать гиперзвуковые аэрокосмические ракеты большой дальности со сверхмощными и сверхточными неядерными зарядами. В новом договоре отсутствуют ограничения по модернизации ядерного вооружения. Парижский договор логично вписывается в новую концепцию США «Быстрого глобального удара» (ГБУ).
Важно подчеркнуть, что подписание СНВ-3 было оговорено преамбулой о взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями. Сенат США ратифицировал новый СНВ-3, который в США получил название «Новый СТАРТ» (New START) при определённых уступках Б. Обамы и сотрудников его администрации, которые выхолостили суть договора. Дело в том, что Б. Обама обещает республиканцам реализовать все четыре фазы европейского компонента ПРО США и приступить к крупномасштабной модернизации ядерных сил, финансировать программы размещения стратегических элементов ПРО в Польше и Румынии и других элементов европейского компонента ПРО США.
На наш взгляд, госсекретарь США по контролю над вооружением и международной безопасности Э. Тошер не случайно заявила: «Мы стремимся к сотрудничеству с Россией, но не будем соглашаться ни на какие ограничения наших программ противоракетной обороны». Фактически ПРО стало т. н. «священной коровой», позволяющей США решать проблемы сохранения мирового лидерства в многополярном мире.
Дело в том, что в триаде «ПРО - ВТО - ЯС» составляющая ПРО является системообразующей и обладает следующими интегративными (эмержентными) свойствами:
1. Интеграция нестратегической ПРО ТВД со стратегической национальной ПРО США позволяет осуществить сопряжение информационных подсистем огневых комплексов нестратегических систем ПРО с системой предупреждения о ракетном нападении и информационной системой НПРО США, что даёт возможность руководству США применять решение о применении противоракет ПРО ТВД без согласия с руководством стран, разместивших на своей территории сегменты и элементы ПРО.
2. Интеграция эшелонированной ПРО ТВД НАТО и европейского сегмента американской глобальной обороны, сопряжённых с дополнительными космическими и беспилотными средствами, позволяет создать первый передовой эшелон перехвата межконтинентальных баллистических ракет Ракетных войск стратегического назначения (МБР РВСН). Реализация замысла США по созданию японо-американской ПРО ТВД на Дальнем Востоке позволяет создать второй эшелон перехвата МБР РВСН и находящихся в позиционных районах ракетных лодок ВМФ РФ и поражать их баллистические ракеты на активном участке траектории, в том числе и сразу после старта.
3. Интеграция эшелонированных ПРО ТВД и сегментов американской глобальной обороны ПРО США и включение их в национальную ПРО США позволяет создать «Всемирную паутину ПРО» США. Включение интегрированных сегментов других регионов мира в контур управления НПРО США означает, что страны, включённые в «паутину», перепоручили обеспечение стратегической безопасности их стран США и предоставили им право единоличного принятия решения на применение противоракетных комплексов.
4. Создание структуры эшелонированной национальной системы ПРО, которая позволяет осуществить интеграцию наступательного и оборонительного компонентов стратегических сил, по замыслу Пентагона, позволит обеспечить возможность адаптивного планирования и проведения противоракетных операций ВС США в целях гарантированного уничтожения стратегических ядерных сил России. Противоракетные операции ВС США будут включать: упреждающие массированные удары по группировке российских стратегических ядерных сил (СЯС) - так называемый «предстартовый перехват», синхронизированные единой системой боевого управления с мероприятиями по блокированию глобальной эшелонированной системой ПРО ответно-встречных и ракетных ударов со стороны России, что вписывается в новую концепцию США «Быстрого глобального удара».
5. Используя завышенные оценки ракетных угроз, США активно навязывают собственные противоракетные средства своим союзникам и расширяют географический охват районов базирования элементов ПРО, стремясь не только усилить свои позиции в ключевых регионах мира, но и стать монополистами на «противоракетном» сегменте рынка продажи оружия. При этом одновременно решаются как военные, так и экономические проблемы.
В силу указанных интегративных свойств национальная система ПРО США стала определяющим фактором в задуманной Вашингтоном игре, на геополитическом поле современного мира в XXI веке.
Демонстративное нежелание соблюдать преамбулу Парижского соглашения завело в тупик переговорный процесс по ПРО. Процесс «перегрузки» и установления более тесных и доверительных отношений между Москвой и Вашингтоном постепенно тормозится. На наш взгляд, это не в интересах как США, так и России. США заинтересованы осуществить «перегрузку» в вопросах, связанных с российским тактическим ядерным оружием (ТЯО), будущим договором СНВ-4, легитимацией развёртывания ПРО в Европе. Россия, в свою очередь, заинтересована в ведении переговоров о минимизации угроз от ПРО, высокоточного оружия (ВТО), развёртывании инфраструктуры «мгновенного глобального удара».
Преамбула Договора СНВ-3 для США стала преградой для развития процесса «перегрузки». В сложившейся обстановке стали ясны цели США - это выхолащивание сути Договора СНВ пу-
тём легитимации развёртывания ПРО в Европе и доказательством её «безобидности». Это означает, что Вашингтон фактически будет продолжать развёртывание глобальной ПРО, проигнорировав позицию и озабоченность России реализацией этого проекта.
Стало ясно, что в этих условиях вырабатывать единый язык в оценке ситуации с противоракетными системами в Европе придётся в условиях информационного противоборства. Ситуация в сфере ПРО переросла в форму информационной войны.
Каков замысел информационной войны в сфере ПРО? Отметим несколько ключевых моментов.
1. Удержать Россию в рамках договора СНВ в условиях реализации адаптивного подхода (ПАП) к созданию ПРО Европы.
2. Втянуть Россию в научно-исследовательские работы, которые бы «научно обосновывали» «безобидность» ПАП.
3. Подыскать нам сильного врага, настолько сильного, чтобы мы согласились на «некую американскую помощь «в защите» значительной части территории.
Сегодня информационная война в сфере ПРО ведётся целенаправленно и скоординировано, при этом применяются различные способы информационно-управляющих воздействий на мировую, российскую общественность, законодательную и исполнительную власти России. Для реализации замысла информационной войны выбраны оправдавшие себя способы воздействий на психику человека и общества, чтобы ложное желаемое воспринималось за действительное. Сущностью реализации этого способа является формирование т. н. «психического вируса» и оформление его в виде идеи (элемента идеи), преобразование её в сообщение (желаемый образ), осуществление целенаправленного процесса информирования в каналах передачи информации. Более детальное раскрытие содержания этого способа - это отдельная тема.
Проблема легитимации развёртывания ПРО в Европе решается «путём втягивания России в определённые, пусть чисто декларативные, двусторонние форматы, заявления, а то и обязательства», обсуждение требуемых российской стороной гарантий ненаправленности ПРО против России. Так, обзор публикаций «Независимого военного обозрения» за 2011 год показывает, что процесс втягивания России в дискуссию о «безобидности» ПРО Европы произошёл. Например, в одной из статей отмечается, что «по оценкам, предлагаемая архитектура Евро (НАТО) ПРО на определённом этапе станет представлять прямую угрозу ядерному потенциалу сдерживания России» [1].
Поэтому полагаем, что Российская Федерация абсолютно правильно настаивает на двух требованиях: первое - наличие юридических договорных обязательств ненаправленности системы ПРО против российского ядерного потенциала. Второе - практическая реализация этой ненаправленности путём соответствующего географического расположения ограниченных по количеству и возможностям средств. Не случайно в МИД РФ заявили «Не удаётся договориться о главном, чтобы гарантии ненаправленности ЕвроПРО против России были зафиксированы на бумаге - в юридически обязывающей форме. Однако НАТО призывает поверить на слово, что система ПРО не будет применяться против российских СЯС».
Фактически США выдерживают паузу, чтоб начать «перегрузку» на этом фронте, когда, возможно, начнётся многолетний переговорный процесс выхода из тупика по проблеме ЕвроПРО. В этот период «вне зависимости от переговоров с РФ и европейскими партнёрами планы создания ПРО США будут реализовываться в полном объёме» (об этом заявил Д. Рогозин). И тогда, возможно, результатом переговоров и различных консультаций экспертов РФ и США (НАТО) по проблеме родится «исторический» договор (соглашение) о ненаправленности ЕвроПРО против России.
И всё же, мы считаем, что даже письменные гарантии США (НАТО) о ненаправленности ЕвроПРО против России будут нарушаться так же, как они нарушались при реализации Договоров ПРО, РСМД, СНВ-1, СНВ -2, СНП и ДОВСЕ. Зачем это нужно России?
Для реализация второго пункта замысла был выдвинут лозунг «Наша ПРО «безобидна». «Дымовая» завеса о «безобидности» ПРО Европы направлена на доказательство того, что реализация программы ПАП не влияет на безопасность России, следовательно отсутствует и проблема преамбулы СНВ-3. Для доказательства этого лозунга «... нам твердят только одно: ничего для вас страшного, давайте сотрудничать. Появится транспарентность и тогда вы поймёте, что наша ПРО «безобидна».
Складывается впечатление, что для НАТО и особенно США сам процесс ведения безрезультатных переговоров - это хорошо. Такие переговоры отвлекают от решения ключевой проблемы ПРО - это проблема преамбулы договора СНВ о взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями.
Для научного подтверждения основного лозунга информационной войны «Наша ПРО «безобидна» США Госдеп США 27 мая 2010 года сделал ряд предложений по двустороннему взаимодействию. Конкретные области потенциальной кооперации включают совместную научно-исследовательскую деятельность, совместные испытания ПРО, совместные имитационное моделирование, учения по противоракетной обороне и, наконец, совместный анализ альтернативных вариантов американо-российской архитектуры ПРО для защиты от общих региональных угроз. США «открывает России дверь в ПРО» с оговоркой - совместно «мочить» иранскую ядерную программу». Также Госдеп США предлагает совместные исследования ПРО без учёта её связей, взаимосвязей с другими элементами триады «ПРО-ВТО-ЯО».
Такой подход выгоден Пентагону тем, что позволяет научно подтвердить основной лозунг информационной войны «Наша ПРО «безобидна». Действительно, до реализации четвёртого этапа ПАП и доработки стратегической противоракеты GBI ПРО США для наших МБР не представляет угрозы. Отчёты о НИР будут объективно отражать текущее состояние стратегического элемента (его слабую эффективность). Не учёт интегративных свойств ПРО позволит манипулировать информацией, и тем самым работать на цель информационной войны.
Естественно, «совместные имитационное моделирование, учения по противоракетной обороне и, наконец, совместный анализ альтернативных вариантов американо-российской архитектуры ПРО для защиты от общих региональных угроз» должны производиться с учётом всех составляющих триады.
Для реализации информационной операции по легитимации развёртывания ПРО в Европе и её безобидности НАТО (США) считают, что «необходимо подготовить российских специалистов, которые могли бы правильно определять реальный потенциал американской системы ПРО», оценивать угрозы ПРО. Обучение российских специалистов берут на себя США, у которых программа и методика внедрения своих лидеров хорошо отработаны.
Для доказательства того, что элементы ПРО в Восточной Европе не будут угрожать России развёрнут широкий фронт координируемых Вашингтоном информационных операций. Для достижения этой цели информационной войны, как отметил в своём выступлении на недавно состоявшейся презентации русского издания ежегодника СИПРИ - 2010 «Вооружение, разоружение и международная безопасность» председатель Комитета по международным делам Государственной Думы РФ К.И. Косачев, на российскую исполнительную и законодательную власть в вопросах международной безопасности и взаимодействия с Западом оказывают влияние [2]:
зарубежные партнёры, политики, дипломатические работники и т. д., которые убеждают в том, что элементы ПРО в Восточной Европе не будут угрожать России;
внутренние политические силы в Российской Федерации, в основном оппозиционные -КПРФ и ЛДПР, которые мифологизируют наши нынешние отношения с Западом;
российские военные, которые в силу своей профессиональной деятельности всегда исходят из худших вариантов развития обстановки на мировой арене, а также стремятся увеличить объёмы финансирования проектов, в которых участвует Министерство обороны РФ.
Участник презентации русского издания ежегодника СИПРИ - 2010 А.Н. Перенджиев не случайно акцентировал внимание на противоречивой ситуации, возникшей в отношениях между США и Россией, и выразил его в виде противоречивого партнёрства: «Америка готовится уничтожить российские ракеты, Россия - отражать воздушно-космическое нападение США». Развёртывание ПРО в Европе направлено на уничтожение российских ракет и Россия обязана создавать систему ВКО по отражению воздушно-космического нападения США [3].
Многие российские эксперты поддерживают и активно защищают идею «совместной Евро-ПРО». Заместитель директора Департамента печати и информации, руководитель Информационно-аналитического центра МИДа России В.П. Козин считает: для того чтобы создать совместную ПРО, необходимо интегрировать прежде всего ударно-боевые системы РФ и США. Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО член-корреспондент РАН А.Г. Арбатов ратует за создание совместной с Западом противоракетной обороны, которая, по его мнению, является настоятельной необходимостью уже нынешнего десятилетия. В свою очередь генерал-майор в отставке, доктор технических наук В.З. Дворкин подчеркнул, что совместная ПРО - это уже не просто партнёрские, а якобы уже союзнические отношения. Но России пока нечего предложить для защиты не только отдельных регионов Европы, но и своей собственной территории. Правда, по его мнению, Россия имеет перспективу интеграции информационных систем, которые в дальнейшем обеспечат активизацию обмена сведениями в сфере ракетно-ядерного оружия [4].
Реализация предложений, названных выше экспертов, полагаем, возможна только в случае интеграции ПРО России и системы НПРО, при этом ПРО России де-факто становится сегментом национальной системы ПРО США.
США на примере японо-американской ПРО ТВД отработали рабочую модель превращения региональной ПРО ТВД в сегмент национальной системы ПРО США. На Лиссабонском саммите НАТО было принято решение об интеграции ПРО ТВД НАТО и европейского сегмента американской глобальной ПРО, известной как поэтапный адаптивный подход (ПАП) к созданию ПРО Европы, т. е. превращение их в сегмент национальной системы ПРО США. Процесс создания «Всемирной паутины ПРО» пошёл. НАТО (США) уже сегодня предлагают Индии свои услуги в сфере ПРО.
Заметим в то же время, что процесс интеграции в сегмент национальной системы ПРО США требует больших финансовых затрат. Так, в декабре 2003 года японское правительство приняло решение о разработке и развёртывании совместной с США региональной системы ПРО (ПРО ТВД). Уже в бюджет на 2004 год военное ведомство Японии запросило на расходы по созданию системы ПРО 142,5 млрд йен (это первичный взнос). Президент Франции Н. Саркози высказал своё сомнение в реалистичности создания ЕвроПРО по причине больших затрат на её реализацию. Он напомнил, что США предложили Европе создать систему ПРО и содержать её под командованием НАТО. «Франция согласна с данным проектом», и он не видит смысла в создании альтернативной «программы защиты от ракет» - это мнение французского президента. Лиссабонское решение об интеграции ПРО ТВД НАТО и европейского сегмента американской глобальной противоракетной в сегмент национальной системы ПРО США напомнили Н. Саркози и другим членам НАТО «кто в доме хозяин!».
Сторонники включения ПРО России в виде сегмента НПРО считают, что Россия получит доступ к новым технологиям в сфере ПРО, систем связи и боевого управления, осуществит модернизацию вооружённых сил России, установит союзные отношения со странами НАТО и США. А российский сегмент национальной системы ПРО США будет оснащён высокотехнологичной
- 107
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2011'4
аппаратурой, программным обеспечением до уровня американского сегмента. Процесс оснащения - это дорогостоящий коммерческий проект, который, полагаем, окончательно разрушит экономику России.
Совместная ЕвроПРО является элементом стратегической игры США на геополитическом поле современного мира в XXI веке. Суть замысла большой стратегической политики США состоит в реализации своих глобальных устремлений на вечное мировое господство. Своё вечное мировое лидерство США соотносит со своим полномасштабным владением и единоличным распределением мировых естественных ресурсов: углеводородов, пресной воды, рыбных ресурсов, земное пространство и др.
Реальными геополитическими оппонентами и противниками США планетарного уровня является Россия, Китай, Европа и исламский мир. Представляется, что каждый из них индивидуально оценён и относительно каждого из них выбрана индивидуальная стратегия его сокрушения (применение военной силы, информационная война, финансовая война в сочетании с другими формами ведения войны). Региональные, локальные войны будут определяться отношениями между геополитическими оппонентами планетарного масштаба.
Суть замысла большой стратегической политики США состоит в реализации своих глобальных устремлений на вечное мировое господство. Своё вечное мировое лидерство США соотносит со своим полномасштабным владением и единоличным распределением мировых естественных ресурсов: углеводородов, пресной воды, рыбных ресурсов, земное пространство и др. Борьба за Россию уже идёт и давно. Многоэшелонированная система ПРО ТВД включена в стратегический контур управления. Предложение США о создании совместной ЕвроПРО, которая, по их мнению, будет обеспечивать безопасность от Ванкувера до Владивостока - является первым крупным ходом в этой борьбе. Известно, что многоэшелонированная система ПРО ТВД является элементом ПРО США и включена в его стратегический контур управления.
Сделаем выводы.
1. Интеграция нестратегической ПРО ТВД со стратегической национальной ПРО США, позволяющая осуществить сопряжение информационных подсистем огневых комплексов нестратегических систем ПРО с системой предупреждения о ракетном нападении и информационной системой НПРО США, а также дополнительными космическими и беспилотными средствами, даёт возможности:
- создать «Всемирную паутину ПРО» США;
- создать второй эшелон перехвата МБР РВСН, находящихся в позиционных районах ракетных лодок ВМФ РФ и поражать их баллистические ракеты на активном участке траектории, в том числе и сразу после старта.
2. Создание структуры эшелонированной национальной системы ПРО, по замыслу Пентагона, обеспечит адаптивное планирование и проведение противоракетных операций ВС США в рамках новой концепции «Быстрого глобального удара».
3. США постоянно усиливают свои позиции в ключевых регионах мира, стремятся стать монополистами на «противоракетном» сегменте рынка продажи оружия. При этом одновременно решаются как военные, так и экономические проблемы и задачи.
4. ПРО США стала определяющим элементом в геополитической игре XXI века.
5. Основной тактической целью США является выхолащивание сути Договора СНВ путём легитимации развёртывания ЕвроПРО в и доказательства её «безобидности» для нашей страны.
Мы считаем, России пора прекратить играть в «поддавки» с США и НАТО.
Литература
1. Независимое военное обозрение. 2011. № 23.
2. Военно-промышленный курьер. 2011. № 29.
3. http://www.imemo.ru/ru/nsk/2010/21052010.pdf (дата обращения: 27.09.2011).
4. Военно-промышленный курьер. 2011. № 29.