Об истории создания базовой автоматизированной системы управления военного округа (региона)
Полковник В.Е. ЯНОВ
Полковник О.А. КУДРЕНКО, кандидат технических наук
Подполковник В.В. ЦАРЕЛУНГА
АННОТАЦИЯ SUMMARY
Проанализированы особенности автоматизированного управления войсками (силами) на современных этапах. Рассмотрены этапы разработки базовой автоматизированной системы управления военного округа (региона) исходя из эволюционного подхода ее создания с учетом изменений требований к автоматизации управления войсками (силами) военного округа.
Военный округ (ВО), объединенное стратегическое командование (ОСК), базовая автоматизированная система управления военного округа (региона) (БАСУ ВО (региона)), унифицированные комплексы средств автоматизации (УКСА), полевые подвижные пункты управления (ПППУ), комплексная автоматизация процессов управления.
The paper analyzes the distinctive features of automated control over troops/ forces at the current stage. It looks at the stages in devising the basic automated control system for the military district (region) stemming from the evolutionary approach to its creation, given the changes in requirements for troop/force control automation in the military district.
KEYWORDS
Military district (MD). Joint Strategic Command (JSC), basic automated control system for the military district (region) (MD/R BACS), unified sets of automation means (USAM), field mobile control points (FMCP), comprehensive automation of control processes.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В ПОСЛЕДНИЕ десятилетия одним из главных направлений повышения эффективности применения войск (сил) является реализация концепции, предусматривающей достижение подавляющего превосходства над противником, прежде всего в информационной сфере, что подразумевает полную осведомленность о противнике, его действиях, способность эффективно управлять своими войсками (силами) и оружием используя возможности современных информационных технологий в автоматизированных системах военного назначения (АС ВН).
Для обеспечения многократного увеличения возможностей по управлению действиями разнородных войск (сил) военного округа, рассредоточенных на огромных расстояниях, значительного сокращения цикла управления возникла необходимость создания автоматизированных систем управления (АСУ) войсками (силами) военного округа.
Разработанные в конце прошлого столетия автоматизированные системы военного назначения, размещаемые на территории военных округов, структурно и функционально представляли собой иерархические системы, имеющие в своем составе большое количество разнотипных средств автоматизации органов и пунктов управления (ПУ) военного округа и предназначались для решения частных задач управления войсками (силами) и оружием. Информационно и технически эти АС ВН не были увязаны между собой и были жестко ориентированы на инфраструктуру системы управления.
Развитие форм и способов вооруженной борьбы привело к необходимости перехода на новые качественные параметры строительства Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), в том числе и военных округов, на основе совершенствования системы управления, организационной структуры войск (сил), оснащения их современным вооружением и военной техникой и средствами управления.
Опыт вооруженных конфликтов, в том числе и внутри страны, показал, что в их разрешении в регионах России и прилегающих к ее границам странах будут принимать участие как воинские формирования ВС РФ, так и другие силовые структуры, при этом будут создаваться объединенные группировки Федеральных войск.
Задачей первостепенной важности стало обеспечение требуемого
уровня оперативности, непрерывности, скрытности и устойчивости управления войсками (силами) военного округа на основе комплексной автоматизации задач управления. В связи с этим возникла необходимость разработки базовой автоматизированной системы управления военного округа (региона).
Важнейшим условием выполнения данной сложной задачи явилось качественное проведение исследований и военно-научное сопровождение ряда опытно-конструкторских работ (ОКР) по разработке составных частей БАСУ ВО (в том числе по разработке стационарной и мобильной частей АСУ ВО) а также системообразующей ОКР для взаимоувязки всех составных частей в единую БАСУ ВО.
Данные работы были осуществлены в нескольких комплексных научно-исследовательских работах (КНИР), головной организацией при выполнении которых был 27 ЦНИИ Минобороны России.
Автоматизированные системы военного назначения, размещаемые на территории военных округов,
структурно и функционально представляли собой иерархические системы, имеющие в своем составе большое количество разнотипных средств автоматизации органов и ПУ военного округа и предназначались для решения
частных задач управления войсками (силами) и оружием.
Актуальность исследований, проведенных в КНИР, определялась практической потребностью подготовки научно обоснованных выводов и рекомендаций для практического решения проблем создания и внедрения БАСУ ВО с учетом достижений отечественной и зарубежной науки
и техники и современных методов управления войсками (силами).
Исследования в ходе КНИР проводились на основе исходных данных, выданных органами военного управления, а также имеющихся в 27 ЦНИИ Минобороны России и организациях-соисполнителях КНИР материалов и результатов, полученных в ходе участия представителей организаций в выполнении оперативных заданий.
Основными задачами выполнения КНИР являлись:
• анализ применения существующих и состояния разработки создаваемых АС ВН ВС РФ, АС иностранных государств, воинских формирований и федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) РФ;
• участие в уточнении существующих и разработке новых документов Минобороны России в интересах создания БАСУ ВО;
• разработка предложений по корректировке ведущихся (открытию новых) НИОКР в интересах создания и развития БАСУ ВО;
• военно-научное сопровождения ОКР, выполняемых в интересах создания БАСУ ВО.
При решении указанных задач исследований учитывались следующие основные факторы:
• формирование перспективного облика ВС РФ;
• возрастание требований к оперативности, устойчивости, непрерывности и скрытности управления войсками в операциях (боевых действиях), оптимизации управления межвидовой группировкой войск (сил) в регионе в мирное и военное время;
• перенос центра тяжести вооруженной борьбы в область борьбы за информационное превосходство;
• переход от строго вертикальных связей управления к сетецен-трическому управлению войсками
(силами) и оружием, глобальным (региональным) информационно-управляющим системам;
• переход от автономной обработки различных видов информации при выработке решений по управлению войсками (силами) к интегрированной обработке на основе доступа к различным информационным ресурсам.
В интересах создания БАСУ ВО первоначально была задана ОКР по разработке стационарной части АСУ войсками (силами) военного округа, в которой особое внимание было уделено вопросам унификации программно-технических средств и базовых информационных защищенных компьютерных технологий (БИЗКТ), обеспечения автоматизированного взаимодействия с органами управления других силовых министерств и ведомств.
Результатом данной ОКР явился разработанный ряд унифицированных комплексов средств автоматизации стратегического, оперативного и тактического звеньев управления, функционирующих на средствах БИЗКТ.
В ходе ОКР впервые было обеспечено автоматизированное межведомственное взаимодействие в границах ответственности ВО за счет реализации в стационарной части АСУ ВО контура взаимодействия. В интересах его формирования было разработано совместное решение ФОИВ о порядке использования стационарных средств АСУ ВО, развернутых в органах управления военного округа и других силовых министерств и ведомств, а также ряд других документов, регламентирующих межведомственный автоматизированный информационный обмен.
Стационарная часть АСУ ВО была принята на снабжение ВС РФ, ее средствами были оснащены все военные округа.
Качественно новый подход к ведению военных действий с применением высокоточного оружия в совокупности с новыми стратегическими и оперативными концепциями меняли характер и содержание вооруженной борьбы, взгляды на строительство ВС РФ. Еще больше возрастали требования Генерального штаба ВС РФ к оперативности и качеству управления войсками (силами) и оружием с подвижных пунктов управления, что было определено повышенной динамикой действий противоборствующих сторон в различных физических средах. Тенденции и закономерности изменения характера вооруженной борьбы определили все более возрастающие требования к интеграции распределенных информационных, разведывательных, оборонительных и ударных систем.
С учетом этого и результатов, полученных при разработке стационарных УКСА, вопросы автоматизации управления получили дальнейшее развитие в ходе ОКР по разработке мобильной части АСУ ВО. Особое внимание было обращено на:
• сокращение продолжительности циклов и основных процессов боевого управления во всех видах деятельности органов управления, размещаемых на полевых подвижных пунктах управления;
• многократное сокращение по сравнению с неавтоматизированным методом времени подготовки данных обстановки, сбора и доведения данных в сроки, близкие к реальному масштабу времени;
• повышение обоснованности и достоверности анализа и оценки обстановки, принятие решения и планирование операции и действий войск с разработкой различных вариантов применения войск, сил и средств при одновременном сокращении времени планирования и принятия решения;
• оптимизацию информационно-вычислительного процесса с учетом территориальной разнесенности объектов, модульности построения элементов мобильных ПУ, возможностей полевой (мобильной) системы связи.
В ходе ОКР для формирования мобильной части АСУ ВО был разработан ряд мобильных УКСА подвижных пунктов управления от стратегического до тактического уровня, размещенных в том числе в автоматизированных подвижных единицах различного типа и предназначения.
Испытания опытного образца мобильной части АСУ ВО были завершены с положительным результатом, и мобильные УКСА были переданы в войсковую эксплуатацию. В ходе ее мобильные УКСА применялись при подготовке и проведении мероприятий оперативной подготовки.
Анализ материалов войсковой эксплуатации в условиях продолжающегося реформирования ВС РФ позволил уточнить содержание работы оперативного состава функциональных групп ПППУ объединенного стратегического командования (ОСК) ВО, сформировать единство взглядов на структуру, последовательность и содержание совместной работы взаимодействующих органов управления (функциональных групп) на командных пунктах видов (родов войск), других силовых министерств и ведомств.
В соответствии с задачами, стоящими перед командующим и должностными лицами ОСК, были усовершенствованы алгоритмы их работы на средствах мобильной части АСУ ВО, актуализированы методики оперативно-тактических расчетов, соответствующих новой структуре объединений, соединений ВО и современным условиям ведения операций (боевых действий).
Кроме того, были выработаны рекомендации по дальнейшему совер-
шенствованию функциональности, транспортабельности и совместимости унифицированных комплексов средств автоматизации и комплексов средств связи (КСС) ПППУ стратегического, оперативно-стратегического и оперативного звеньев управления.
Анализ материалов войсковой эксплуатации в условиях продолжающегося реформирования
ВС РФ позволил уточнить содержание работы оперативного состава функциональных групп ПППУ ОСК ВО, сформировать единство взглядов на структуру,
последовательность и содержание совместной работы
взаимодействующих органов управления на командных пунктах
видов (родов войск), других силовых министерств и ведомств.
Вопросам дальнейшего развития и совершенствования мобильной части АСУ ВО и ее составных частей Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации уделялось особое внимание. Был создан опытный район для проверки и доработки комплексов средств автоматизации (КСА) и КСС ПППУ в составе мобильных КСА командных пунктов всех звеньев управления, в том числе и единой системы управления войсками (силами) и оружием в тактическом звене (ЕСУ ТЗ).
В соответствии с указаниями Генерального штаба ВС РФ под руководством 27 ЦНИИ Минобороны России были разработаны проекты программы и методик проверок КСА и КСС опытного района ПППУ, в ходе которых были проведены следующие основные мероприятия:
• отработаны вопросы совершенствования сопряжения КСА и КСС ПППУ стратегического, оперативно-стратегического, оперативного и тактического звеньев управления в регионе;
• проведена оценка эффективности функционирования КСА и КСС ПППУ в условиях помех;
• уточнены системотехнические решения и требования по созданию (модернизации) новых (существующих) КСА и КСС ПППУ;
• уточнен необходимый перечень и объем серийных закупок КСА и КСС ПППУ;
• подготовлены предложения по всестороннему обеспечению эксплуатации КСА и КСС в соединениях и воинских частях.
После необходимых доработок мобильная часть АСУ ВО принята на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации. Ее средствами были оснащены все военные округа.
В это же время была проведена ОКР по разработке специального программного, информационного и лингвистического обеспечения перспективной стационарно-мобильной БАСУ ВО. В данной ОКР были учтены результаты, полученные в ходе ОКР по разработке мобильной части АСУ ВО, характер изменения состава и структуры системы управления ВС РФ при их реформировании, результаты исследований алгоритмов работы командующих группировками войск (сил), штабов ОСК, других органов управления в особый период и в военное время.
Особое внимание обращалось на наличие в группировках разнородных, разновидовых, и разноведомственных войск (сил) и необходимость согласования их усилий при выполнении совместных и самостоятельных задач в единой форме действий (в том числе и при перегруппировке).
В ходе выполнения ОКР1 учитывались актуальные концептуальные положения, подразумевающие, что применение войск (сил) будет характеризоваться полной взаимосвязанностью и синхронизацией усилий по
целям, времени и задачам, способностью низших уровней самостоятельно вести боевые действия на основе единого замысла операции, способностью к быстрому развертыванию, а также эффективному реагированию на внезапно меняющуюся обстановку.
Работа по созданию БАСУ ВО направлена на ускорение процессов принятия оперативных (боевых) решений и планирования операции (боя), повышение маневренности войск (сил), их ситуационной осведомленности и в конечном счете на максимальное использование боевых возможностей. Получили дальнейшее развитие технические решения, реализовавшие переход от строго вертикальных связей управления к сетецентрическому управлению войсками (силами), от автономной обработки различных видов информации при подготовке решений в интересах выполнения задач по предназначению к интегрированной обработке на основе доступа к различным информационным ресурсам.
При разработке БАСУ ВО (региона) проведены исследования по следующим основным направлениям:
• повышение обоснованности решений на применение группировок войск (сил) с учетом новых форм и способов ведения военных действий;
• создание единой межвидовой (межведомственной) системы сбора, обработки, анализа, оценки и доведения данных оперативной обстановки в формализованном виде между / внутри ПУ формирование общей картины оперативного (боевого) пространства, поддержание процессов принятия решений, выдача управляющих воздействий (информации), планирование поражения противника, графическое отображение обстановки с привязкой к местоположению своих войск (сил) и противника;
• унификация методов моделирования, решение расчетных и ин-
формационных задач, повышающих согласованность и координацию действий войск (сил) с учетом взаимодействия с ФОИВ в соответствии с межвидовой и межведомственной структурой и предназначением ОСК;
• повышение оперативности управления за счет сокращения сроков разработки боевых документов с обеспечением максимального освобождения должностных лиц органов управления от рутинной деятельности;
• совершенствование системы автоматизированного документооборота;
• формирование сетеориентиро-ванной технической основы системы управления, адаптируемой к условиям обстановки, формам и способам действий войск (сил);
• максимально возможная стандартизация и унификация функциональных элементов БАСУ ВО (региона);
• модульная компоновка технических средств БАСУ ВО, использование однотипных модулей при создании ее переносных и мобильных элементов;
• построение открытой сетевой архитектуры с возможностью использования распределенных баз данных;
• комплексная автоматизация деятельности различных звеньев управления на единых для всех элементов системотехнических, программных, информационных и лингвистических средствах;
• совместное использование компонентов программного обеспечения, принятого на снабжение ВС РФ и разработанного в ходе выполнения ОКР;
• полная совместимость компонентов геоинформационных систем военного назначения с компонентами из состава общесистемного и специального программного обеспечения;
• создание единого информационного пространства, используемого для управления войсками (силами), обеспечивающего оптимизацию процесса обработки и распределения информации, повышения ее качества и достоверности, ситуационной осведомленности должностных лиц.
В соответствии с заданными требованиями стационарная часть БАСУ ВО была разработана на основе стационарной части АСУ ВО, мобильная часть — на основе мобильной АСУ ВО с использованием единого унифицированного программного, информационного и лингвистического обеспечения и реализацией взаимодействия с другими АСУ, АС и КСА, предназначенными для оснащения войск (сил) ВО, в том числе с ЕСУ ТЗ.
Взаимоувязка составных частей БАСУ ВО обеспечена за счет унификации программных средств, применения единого информационного и лингвистического обеспечения и организационно-методических документов, входящих в состав конструкторской (эксплуатационной) документации.
На государственные испытания в составе опытного образца БАСУ ВО (региона) были представлены стационарная и мобильная части, унифицированные общее и общесистемное программное обеспечение, комплект программных и информационных изделий для автоматизации деятельности должностных лиц органов управления.
С учетом важности и сложности работ испытания проводились в два этапа: на первом — автономные испытания опытных образцов изделий; на втором — комплексные испытания опытных образцов изделий, в том числе с взаимодействующими комплексами и автоматизированными системами управления войсками (силами).
Работа по созданию базовой автоматизированной системы управления военного округа (региона) направлена на ускорение процессов принятия оперативных (боевых) решений и планирования операции (боя), повышение маневренности войск (сил), их ситуационной осведомленности и в конечном счете на максимальное использование боевых возможностей.
В ходе государственных испытаний опытного образца БАСУ ВО опытный образец подтвердил соответствие технических и эксплуатационных характеристик всем требованиям ТТЗ на ОКР, а некоторые показатели превзошли заданные.
После окончания всех видов испытаний БАСУ ВО была передана в войсковую эксплуатацию в интересах дальнейшего совершенствования программного, информационного и лингвистического обеспечения с учетом результатов продолжавшегося реформирования ВС РФ, изменений в организационной структуре управления войсками (силами) военного округа.
Войсковая эксплуатация осуществлялась при подготовке и в ходе всех основных мероприятий оперативной подготовки ВС РФ, по результатам которых стационарно-мобильная БАСУ ВО и ее составные части были доработаны установленным порядком, уточнены их наименования, определен наиболее рациональный, максимально унифицированный состав системы.
Таким образом, комплекс взаимоувязанных НИОКР по созданию и совершенствованию БАСУ ВО (региона), проведенный под руковод-
С учетом важности и сложности работ испытания проводились в два этапа: на первом — автономные испытания опытных образцов изделий; на втором — комплексные испытания опытных образцов изделий, в том числе с взаимодействующими комплексами и автоматизированными системами управления войсками (силами). В ходе государственных испытаний опытного образца БАСУ ВО опытный образец подтвердил соответствие технических и эксплуатационных характеристик всем требованиям
ТТЗ на ОКР, а некоторые показатели превзошли заданные.
ством Генерального штаба ВС РФ, успешно завершился.
Распоряжением Правительства Российской Федерации в 2019 году БАСУ ВО (региона) принята на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Большой вклад в успех создания БАСУ ВО внесли специалисты 27 ЦНИИ Минобороны России. В ходе КНИР по военно-научному сопровождению ОКР по созданию БАСУ ВО (региона) и ее составных частей под руководством института были проведены следующие основные работы:
• разработаны проекты ТТЗ на ОКР по созданию БАСУ ВО и ее составных частей;
• проведены анализ и оценка предлагаемых исполнителями ОКР системных, нормативно-организационных, технических и программных решений по созданию БАСУ ВО, ее составных частей и элементов;
• разработаны и выданы данные, необходимые исполнителям для выполнения ОКР;
• разработаны проекты программы и методик государственных ис-
пытаний опытных образцов составных частей и БАСУ ВО в целом;
• проведен анализ недостатков, выявленных в ходе проведения государственных испытаний, и выполнена проверка их устранения;
• в ходе работ по развертыванию средств БАСУ ВО на пунктах управления ВО разработаны предложения по применению этих средств на объектах эксплуатации;
• разработаны предложения по применению, развитию и совершенствованию БАСУ ВО и ее составных частей.
По результатам КНИР были выданы предложения по корректировке ведущихся и открытию новых НИО-КР в интересах развития АСУ ВС РФ в части:
• интеграции сил и средств разведки для планирования их комплексного применения, а также комплексной обработки разведывательной информации;
• создания нового качественного состава системы управления, отвечающего новым оперативным требованиям, реализация которых позволит обеспечить более эффективное боевое применение перспективных ударных и обеспечивающих систем видов (родов войск);
• автоматизации функциональной деятельности оперативных групп, формируемых при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, и автоматизации функциональной деятельности оперативного состава по предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторингу безопасности объектов, анализу и прогнозированию угроз их безопасности, управлению режимами безопасности объектов, силами и средствами обеспечения безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• перечня функций управления (дополнения новыми и исключения утративших актуальность), подлежа-
щих автоматизации (в соответствии с перспективным обликом системы управления ВС РФ);
• состава разрабатываемых изделий (в соответствии с перечнем органов управления, деятельность которых подлежит автоматизации), уточнения состава комплексов средств автоматизации пунктов управления (в соответствии с перспективной организационно-штатной структурой);
• состава информационных и расчетных задач, моделей специального программного обеспечения (в соответствии с перечнем автоматизируемых функций);
• требований к информационному взаимодействию различных систем.
В заключение следует отметить, что завершение комплексного оснащения стационарными и мобильными средствами БАСУ ВО органов и пунктов управления военных округов существенно повысит обороноспособность Российской Федерации и позволит завершить создание единой системы взаимоувязанных стационарно-мобильных АСУ военных округов, обеспечивающей автоматизированное управление войсками (силами) и воинскими формированиями (независимо от их ведомственной принадлежности), дислоцированными на территории военного округа (региона), а также обеспечит взаимную увязку в единую систему управления средств автоматизации видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск и служб.
Это обеспечит:
• повышение устойчивости, непрерывности, оперативности и скрытно-
Комплекс взаимоувязанных НИОКР по созданию и совершенствованию БАСУ ВО (региона), проведенный под руководством Генерального штаба ВС РФ, успешно завершился. Распоряжением Правительства
Российской Федерации в 2019 году БАСУ ВО (региона) принята на снабжение Вооруженных Сил
Российской Федерации. Большой вклад в успех создания БАСУ ВО внесли специалисты 27 ЦНИИ Минобороны России.
сти управления разновидовыми и разноведомственными группировками войск (сил);
• повышение согласованности применения видов, родов войск (сил) по единому замыслу;
• сокращение времени подготовки данных обстановки, сбор и доведение наиболее важных данных в сроки, близкие к реальному масштабу времени;
• сокращение продолжительности циклов и основных процессов управления во всех видах деятельности органов военного управления;
• повышение обоснованности и достоверности анализа и оценки обстановки, определение эффективности выполнения задач по предназначению;
• повышение обоснованности решения и планирование действий войск (сил) с разработкой различных вариантов их применения при одновременном сокращении времени принятия решения и планирования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Морозов С.В., Кудренко О.А. О подходе к созданию единой стационарно-мобильной автоматизированной сис-
темы управления войсками и оружием объединенного стратегического
командования // Военная Мысль. 2013. № 3. С. 35.