Роль военной науки в создании и развитии автоматизированной системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации
Генерал-майор в отставке Х.И. САЙФЕТДИНОВ, доктор военных наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Рассматриваются основные задачи, стоящие перед военной наукой на современном этапе, мероприятия, проводимые Военно-научным комплексом Вооруженных Сил Российской Федерации, направленные на повышение эффективности научных исследований. Обосновывается необходимость разработки (уточнения) современных требований к перспективной автоматизированной системе управления Вооруженными Силами.
The paper examines the basic tasks faced by military science at present, and the measures taken by the Military Research Complex of the RF Armed Forces aimed at improving the efficiency of research. It substantiates the need to work out (specify) and justify current requirements for an advanced automated control system of the RF Armed Forces.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Военная наука, предмет военной науки, задачи военной науки, автоматизированная система управления Вооруженными Силами Российской Федерации (АСУ ВС РФ), оперативные требования к АСУ ВС РФ, принципы создания АСУ ВС РФ, перспективный облик АСУ ВС РФ.
Military science, subject of military science, tasks of military science, automated control system of the RF Armed Forces (RF AF ACS), operational requirements for RF AF ACS, principles of creating RF AF ACS, prospective look of RF AF ACS.
ИЗВЕСТНЫЙ российский геополитик и военный дипломат Алексей Ефимович Вандам (Едрихин) в своем труде «Величайшее из искусств» (1913) писал: «Россия велика и могущественна. Моральные и материальные источники ее не имеют ничего равного себе в мире. Если они будут организованы соответственно своей массе, если задачи наши будут определены ясно и точно, армия и флот будут в полной готовности в любую минуту выступить на защиту наших, собственных, правильно понимаемых интересов, у нас не будет причин опасаться наших соседей. С такой подготовкой надо торопиться, не теряя ни одной минуты».
Уровень национальной безопасности нашей страны во многом зависит от состояния армии, образования и науки.
Сегодня все понимают, что без военной науки современные Вооруженные Силы построить нельзя, а управлять ими эффективно без автоматизированной системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации (АСУ ВС РФ), соответствующей современным требованиям, вытекающим из проработки сущности и содержания характера будущей войны, невозможно.
На любую, в том числе на военную, науку возлагаются три основные функции: описание, объяснение и предсказание.
Военная наука играет особую роль в принятии крупных стратегических решений по военному строительству, укреплению обороноспособности страны. Поэтому одной из функций военной науки является научное предсказание, т. е. способность давать прогнозы, предусматривающие различные варианты развития событий в зависимости от обстановки и воздействия разных факторов (предпочтительной является количественная оценка вариантов с указанием их плюсов и минусов, а также вероятных последствий). Для ответственного начальника этого вполне достаточно, чтобы принять рациональное решение.
Зная сущность понятия военная наука, предмет военной науки, применяемые методы исследования, можно правильно сформулировать задачи исследования для военных ученых, в том числе и в области создания перспективной АСУ ВС РФ.
Военная наука — это система знаний о войне, ее характере, способах ее ведения, законах войны, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации и страны к войне.
Военная наука изучает зависимость хода и исхода войны от политики, экономики, соотношения морально-политических, научно-технических, военных возможностей воющих сторон, а также способов военно-технической подготовки и ведения войны, обусловленных ее масштабами, составом участвующих сторон, средствами вооруженной борьбы.
Предметом военной науки является вооруженная борьба.
В военной науке широко используются общенаучные и специфические методы военно-научного познания (исследования) — это способы, подходы, приемы познания, обеспечивающие изучение военных явлений.
К общенаучным методам военно-научного познания (исследования) относятся: наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез и др.
К специфическим методам военно-научного познания (исследования) относятся: полигонные испытания,
командно-штабные учения (тренировки), исследовательские игры, специальные приемы оперативно-тактических расчетов, прогнозирование (эвристическое), моделирование (математические методы, исследование операций, моделирование боевых действий), полевые поездки и др.
Роль военной науки на современном этапе развития Вооруженных Сил России определяется перечнем задач, поставленных перед Военно-научным комитетом Вооруженных Сил Российской Федерации (ВНК ВС РФ) начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основные задачи военной науки на современном этапе и пути их решения сформулированы начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на военно-научной конференции в Академии военных наук 2 марта 2019 года:
первая — проработка характера будущих войн, в том числе с учетом невоенных форм воздействия на противника;
вторая — формирование направлений развития системы вооружения с учетом характера войн будущего;
третья — оперативное внедрение в практику войск результатов фундаментальных исследований в области военной науки.
Очень важным для военной науки является опережающее по отношению к практике, непрерывное, целенаправленное проведение исследований по определению возможного характера предстоящих военных конфликтов.
Одной из сложных научных задач для военных ученых в ходе проработки характера будущей войны является уточнение требований к управлению Вооруженными Силами Российской Федерации, группировками войск (сил) на театрах военных действий (ТВД). Это, в свою очередь,
потребует уточнения оперативных требований к АСУ ВС РФ в целом.
Сегодня необходимо понимать, что АСУ ВС РФ создается в первую очередь для управления межвидовыми (межведомственными) группировками войск (сил) в ходе ведения войны.
Автоматизированная система управления Вооруженных Сил Российской Федерации развивается в процессе выполнения научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР). Однако результаты их внедрения не в полной мере обеспечили автоматизированное взаимодействие отдельных ее составных частей в едином контуре управления АСУ ВС РФ. Таким образом, одним из основных оперативных требований* к перспективной АСУ ВС РФ является обеспечение «бесшовного» автоматизированного взаимодействия между ее составными частями.
* Под оперативными требованиями к АСУ ВС РФ понимаются количественно-качественные показатели ее функционирования, которые будут определять ее современный (перспективный) облик на заданный период развития и обеспечат решение задач управления войсками (силами) при применении различных форм и способов ведения военных действий с заданной (требуемой) эффективностью1.
Без уточнения оперативных требований к перспективной АСУ ВС РФ, вытекающих из проработки характера будущих войн, невозможно создать АСУ ВС РФ, которая обеспечивала бы эффективное управление межвидовыми (межведомственными) группировками войск (сил) в будущих войнах и военных конфликтах. Именно оперативные требования к АСУ ВС РФ, соответствующие ха-
рактеру будущих войн и военных конфликтов, могут определить перспективный облик АСУ ВС РФ.
Очень важным, на мой взгляд, для развития АСУ ВС РФ является научное видение и уточнение перспективного облика* (архитектуры) АСУ ВС РФ на ближайшую и среднесрочную перспективу.
* Под перспективным обликом АСУ ВС РФ понимается такое ее состояние (состав, структура, архитектура), при котором количественно-качественные показатели ее функционирования обеспечат решение задач управления войсками при применении различных форм и способов военных действий с заданной (требуемой) эффективностью2.
Под структурой АСУ ВС РФ понимается совокупность всех ее составных частей с установленными между ними функциональными связями.
Под архитектурой АСУ ВС РФ понимается структура АСУ ВС РФ с описанием функциональных и нефункциональных связей между составными частями и используемыми технологиями.
Сегодня существующую АСУ ВС РФ можно представить как совокупность автоматизированных систем управления различных видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечивающих управление в сфере своей ответственности. Однако совокупность таких систем нельзя назвать составными частями АСУ ВС РФ, так как функционируют они автономно, в сфере только своей ответственности и между ними нет автоматизированного «бесшовного» взаимодействия. Такая АСУ ВС РФ не может считаться эффективной,
если она не обеспечивает автоматизированного взаимодействия между объектами управления системы «по вертикали» и «по горизонтали» от тактического до высшего звена управления.
Для определения всего перечня оперативных требований к перспективной АСУ ВС РФ (требований к оперативности, непрерывности, устойчивости, скрытности управления, живучести элементов системы управления) необходимо проведение комплексных исследований с привлечением представителей органов военного управления, военно-научного комплекса, имеющих высокий уровень индивидуальной профессиональной квалификации и соответствующий стаж научной работы в данной предметной области. Таких военных ученых, которые бы имели опыт разработки нескольких больших сложных «человеко-машинных систем» в научно-исследовательских организациях Министерства обороны Российской Федерации (НИО Минобороны России), с каждым годом становится все меньше и меньше.
Отдельные оперативные требования к перспективной АСУ ВС РФ в целом и ее составным частям (например, требования к вероятностно-временным показателям функционирования системы) требуют глубокого исследования и серьезного обоснования, так как военные действия группировок войск (сил) и процессы управления ими трудно поддаются формализованному описанию. При разработке таких требований необходимо учитывать результаты проведенных войсковых учений, командно-штабных учений (КШУ), командно-штабных тренировок (КШТ) по управлению войсками (силами), результаты моделирования процессов управления войсками (силами), а также характеристики и возможности систем аналогов вероятного противника.
Оперативные требования к перспективной АСУ ВС РФ — это не постоянно действующие количественно-качественные показатели. С появлением новых военных угроз, средств вооруженной борьбы противоборствующих сторон будут меняться формы и способы их применения, следовательно, изменится характер вооруженной борьбы.
Поэтому оперативные требования к АСУ ВС РФ постоянно должны уточняться с учетом происходящих изменений и задаваться на определенный отрезок времени, например на 5—10 лет вперед.
Разработка оперативных требований на более длительный период является задачей сложной из-за воз-
можности появления новых факторов, которые могут существенным образом повлиять на развитие АСУ ВС РФ.
Своевременное уточнение оперативных требований к АСУ ВС РФ в целом и ее составным частям позволят избежать недостатков и перекосов в техническую сторону при ее создании (развитии).
Предприятия — разработчики АСУ ВС РФ должны создать такую техническую основу, которая реализовала бы заданные оперативные требования к ним.
На рисунке показана взаимосвязь облика перспективной АСУ ВС РФ и результатов проработки характера будущей войны.
Выводы по результатам i фора по 1 к h характера будущей войны Требования к управлению ВС Р0> Он сра н н< н ы с 1 рсГюна î 1 п н к перспективой АСУ ВС РФ Облик перспективной АСУ ВС РФ
—
Выводы (выявленные недостатки) но результатам анализа состояния существующей АСУ ВС РФ Результаты анализа состояния и возможностей снстем-аналогов вероятного противника
Новые технические и системные решения, новые технические СрСДСТВВ и современные тех пол огии, соответствующие современным оперативным требованиям (техническая основа АСУ ВС РФ)
1 [ерснекттшпш техническая основа (архитектура) АСУ ВС РФ
Примечание. При создании и развитии АСУ ВС РФ необходимо четко определить границы ответственности военных ученых и непосредственных разработчиков АСУ ВС РФ (главных конструкторов и предприятий).
Рис. Взаимосвязь облика перспективной АСУ ВС РФ и результатов проработки характера будущей войны
Проверка выполнения оперативных требований к АСУ ВС РФ должна осуществляться в ходе проведения предварительных и государственных испытаний ее составных частей и элементов в условиях функционирования, близких к реальным.
Проверку выполнения оперативных требований к АСУ ВС РФ в целом целесообразно проводить на различных учениях, КШУ КШТ по управлению Вооруженными Силами.
Одним из важнейших принципов обеспечения автоматизированного взаимодействия составных частей АСУ ВС РФ является принцип однократного ввода информации о положении, состоянии, характере боевых действий своих войсках и войск противника, об условиях ведения военных действий и др.
Принцип однократного ввода информации в АСУ ВС РФ предполагает, что информация, введенная
на одном объекте АСУ конкретного вида, рода войск (сил) должна быть доступна (с учетом разграничения доступа к информации) на других объектах АСУ ВС РФ на любом уровне управления.
Другими важнейшими принципами создания перспективной АСУ ВС РФ являются принцип эволюционного развития системы и принцип открытой системы. Данные принципы предполагают, что перспективная АСУ ВС РФ должна развиваться, не ломая существующие системы, но учитывая их недостатки. Применение новых технических решений и современных информационных технологий в АСУ ВС РФ должны обеспечить наращивание ее функциональных возможностей и возможности включения в ее состав новых создаваемых систем и средств.
Существуют и другие принципы, которые должны реализовываться при создании перспективной АСУ ВС РФ, а также требования к ней, которые в данной статье не рассматриваются.
Таким образом, роль военной науки в создании и развитии перспективной АСУ ВС РФ заключается в следующем:
1. Разработка возможных сценариев подготовки к войне, развязывания и ведения возможной будущей войны и военных конфликтов. Уточнение задач управления Вооруженными Силами Российской Федерации, группировками войск (сил) на ТВД (СН, ОН). Обоснование всего спектра оперативных требований к АСУ ВС РФ и основных принципов ее создания. При этом руководящая роль должна принадлежать Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Оперативное сопровождение процесса создания и развития АСУ ВС РФ со стороны Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
В ходе оперативного сопровождения особое внимание должно уделяться решению следующих основных научных задач:
• уточнение принципов создания и развития АСУ ВС РФ и оперативных требований к ней;
• уточнение Концепции создания и развития АСУ ВС РФ;
• уточнение необходимого перечня НИОКР по созданию и развитию АСУ ВС РФ для включения в государственный оборонный заказ и Государственную программу вооружения.
По глубокому убеждению многих военных ученых и специалистов, в современных условиях (в условиях рыночной экономики и конкуренции между предприятиями-разработчиками) Генеральный конструктор АСУ и связи ВС РФ без оперативного сопровождения со стороны Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации не сможет успешно руководить процессом создания и развития АСУ ВС РФ.
3. Военно-научное сопровождение процесса создания и развития АСУ ВС РФ научно-исследовательскими организациями Минобороны России, в ходе которого решаются следующие основные научные и практические задачи:
• разработка проектов ТТЗ на ОКР по созданию и развитию АСУ ВС РФ;
• разработка исходных данных для организаций промышленности;
• анализ и подготовка заключений на материалы промышленности, на технические проекты;
• разработка программ и методик государственных испытаний различных АСУ, подсистем, звеньев и комплексов;
• участие в предварительных и государственных испытаниях различных АСУ, подсистем, звеньев и комплексов;
• участие в подготовке актов государственных испытаний.
Для успешного решения вышеперечисленных задач необходимо приобретать соответствующие компетенции всем тем, кто занимается оперативным и военно-научным сопровождением процесса создания и развития АСУ ВС РФ.
Сегодня можно утверждать, что создание и развитие перспективного облика АСУ ВС РФ невозможно без глубоких научных исследований, проводимыми НИО Минобороны России (в первую очередь докторами и кандидатами наук), входящими в состав военно-научного комплекса ВС РФ.
Военно-научный комплекс Вооруженных Сил Российской Федерации включает сеть научно-исследовательских институтов и центров, вузов Минобороны России.
В настоящее время военная наука на этапе восстановления после предшествующих непродуманных попыток ее реформирования. За последние годы руководством Минобороны России проделана определенная работа, направленная на повышение эффективности научных исследований.
К 2025 году планируется довести число докторов и кандидатов наук в научных организациях Минобороны России до 60 % и повысить результативность проводимых исследований как минимум до 95 %. Оснащенность комплекса современным лабораторно-экспериментальным оборудованием к указанному сроку должна составлять не менее 80 %.
К настоящему времени завершено формирование современной сети НИО Минобороны России. Впервые разработана и утверждена методика оценки эффективности деятельности научных организаций.
Утверждена Концепция развития военно-научного комплекса ВС РФ на долгосрочный период, в соответствии с которой преобра-
зования пройдут по трем основным направлениям3:
• сохранение и развитие научных школ и потенциала НИО и вузов Минобороны России, наращивание их исследовательских возможностей, развитие лабораторно-эксперимен-тальной базы;
• совершенствование руководства НИО и вузами Минобороны России, развитие взаимодействия институтов для совместного достижения актуальных результатов;
• улучшение нормативной базы, регламентирующей проведение исследований.
Концепцию предполагается реализовать в три этапа:
первый — до конца 2016 года (завершен).
второй — предполагающий приведение военно-научного комплекса в соответствие с современными требованиями (2017—2020 годы).
третий — предусматривающий наращивание возможностей (2021—2025 годы).
Планируется до 2020 года нарастить кадровый и интеллектуальный потенциал за счет различных механизмов подготовки специалистов для институтов и научно-исследовательских подразделений вузов, создать современную инфраструктуру исследований и испытаний.
На основании Концепции развития военно-научного комплекса ВС РФ органами военного управления разработаны планы развития подчиненных НИО и вузов. Однако при реализации концепции, программ и планов развития военно-научного комплекса ВС РФ необходимо помнить, что современная военная научная деятельность представляет собой коллективный труд, который должен быть хорошо организован. В основе конкретных документов должны быть разработаны конкретные мероприятия, направленные на повышение
эффективности и результативности деятельности научных кадров и научных организаций с учетом негативных результатов ранее проведенной реформы НИО Минобороны России.
Проведенная ранее реформа НИО Минобороны России привела к значительному сокращению офицерского состава, формировавшего в них основной поток ученых (докторов и кандидатов наук). В результате непродуманных и непоследовательных мероприятий возникли ранее не существовавшие проблемы:
• ослаблена лабораторно-испыта-тельная и моделирующая база;
• укомплектованность научными сотрудниками с ученой степенью составляет в среднем 16—20 %4;
• средний возраст высококвалифицированных научных кадров составляет в среднем 60—65 лет5;
• количество военных научных сотрудников, ежегодно защищающих диссертационные работы на соискание ученой степени доктора и кандидата военных наук, очень мало6;
• снизилось качество научных исследований, квалификация военных ученых7;
• с уходом «маститых» ученых старшего поколения существенно ослабла реальная помощь молодежи в подготовке диссертаций8;
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Михайловский А.Б., Сайфетдинов Х.И. Оперативные основы создания перспективного облика системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации // Военная Мысль. 2015. № 11. С. 12—16.
2 Там же.
3 Макушев И.Ю. Пора защищаться // Военно-промышленный курьер. 2016. № 8 (623).
4 Сиников А.Н. Военная наука: опять на перепутье? // Военно-промышленный курьер. 2017. № 21 (685).
• набор в НИО Минобороны России выпускников военных вузов не проводится на протяжении многих лет, закрыты адъюнктуры.
Предлагается в рамках Концепции развития военно-научного комплекса ВС РФ научно-исследовательским организациям Минобороны России разработать конкретные мероприятия, направленные на повышение уровня квалификации молодых научных сотрудников, на оказание им необходимой помощи в написании диссертационных работ. К данной работе необходимо решительно привлекать ученых, имеющих большой стаж научной работы и соответствующие ученые степени и звания. Научно-исследовательским организациям Минобороны России необходимо организовать жесткий контроль над ходом написания диссертационных работ, других научных трудов молодыми научными сотрудниками, а также разработать и предложить ряд стимулов.
Устранение вышеперечисленных негативных факторов (наряду с другими) должно способствовать повышению эффективности научных исследований и успешному выполнению стоящих перед военной наукой задач, в том числе по созданию и развитию АСУ ВС РФ.
5 Рахманов А.А. Военные не хотят защищаться // Военно-промышленный курьер. 2017. № 20 (684).
6 Буренок В.В. Разжалованная наука // Военно-промышленный курьер. 2017. № 20 (684).
7 Кудряшов Г.И. Интеллект без статуса // Военно-промышленный курьер. 2017. № 22 (686).
8 Павлов В.В. Создание автоматизированных систем управления Вооруженных Сил РФ — залог победы в современной войне // Военно-промышленный курьер. 2015. № 39.