Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО СЛУЖБЫ ГОРЮЧЕГО В СИСТЕМЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РОЛЬ И МЕСТО СЛУЖБЫ ГОРЮЧЕГО В СИСТЕМЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1442
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / СЛУЖБА ГОРЮЧЕГО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРЮЧИМ / MILITARY ORGANIZATION OF THE STATE / MILITARY SECURITY / STATE BODIES / FUEL SERVICE OF THE RF ARMED FORCES / SYSTEM OF FUEL PROVISION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Демиров Владимир Иванович, Середа Владимир Васильевич, Кудимов Андрей Александрович

Проведен анализ системы обеспечения горючим, рассмотрены роль и место службы горючего Вооруженных Сил Российской Федерации в общей системе военной безопасности государства, а также определены ее задачи в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Демиров Владимир Иванович, Середа Владимир Васильевич, Кудимов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF THE FUEL SERVICE WITHIN THE SYSTEM OF MATERIAL-TECHNICAL SUPPORT OF THE STATE MILITARY ORGANIZATION IN PRESENT-DAY CONDITIONS

The paper analyzes the system of fuel provision, examines the role and place of the fuel service of the RF Armed Forces within the general system of the state's military security, and also defines its tasks in today's conditions.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО СЛУЖБЫ ГОРЮЧЕГО В СИСТЕМЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ш

i^'iQi ej У D А У M Ci л

шу Dj в\ M

—-- Щ J[ Bj ft '

Роль и место службы горючего в системе материально-технического обеспечения военной организации государства в современных условиях

Полковник В.И. ДЕМИРОВ

Генерал-майор запаса В.В. СЕРЕДА, доктор технических наук

Полковник запаса А.А. КУДИМОВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Проведен анализ системы обеспечения горючим, рассмотрены роль и место службы горючего Вооруженных Сил Российской Федерации в общей системе военной безопасности государства, а также определены ее задачи в современных условиях.

The paper analyzes the system of fuel provision, examines the role and place of the fuel service of the RF Armed Forces within the general system of the state's military security, and also defines its tasks in today's conditions.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военная организация государства, военная безопасность, государственные органы, служба горючего Вооруженных Сил Российской Федерации, система обеспечения горючим.

Military organization of the state, military security, state bodies, fuel service of the RF Armed Forces, system of fuel provision.

ВАЖНОЙ государственной задачей в сфере обороны и безопасности Российской Федерации является укрепление военно-экономической подсистемы военной организации, основу которой составляет система материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации1. В общей системе материально-технического обеспечения служба горючего занимает одно из ведущих мест. Компоненты жидкого ракетного топлива, горючее, масла, пластичные смазки, специальные жидкости и консервационные материалы (горючее), предназначенные для обеспечения эксплуатации, хранения, ремонта и консервации вооружения, военной и специальной техники, являются одним из основных видов материальных средств, от своевременного и полного удовлетворения потребности в которых зависит боевая и мобилизационная готовность войск.

Для решения задач обеспечения войск горючим и техническими средствами службой горючего создана и успешно функционирует система, которая представляет собой совокупность органов военного управления, воинских частей, подразделений и организаций обеспечения горючим. Деятельность всех элементов системы, взаимосвязанных между собой организационно, транспортными коммуникациями, информационными потоками, направлена на осуществление мероприятий по обеспечению потребности войск в горючем и техническими средствами, надлежащем их содержании, своевременном пополнении и правильном эшелонировании, а также на поддержание высоких темпов развития и модернизации способов и средств обеспечения в соответствии с передовыми тенденциями развития Вооруженных Сил Российской Федерации.

Датой создания службы обеспечения Вооруженных Сил горючим является 17 февраля 1936 года. За 83 года существования был пройден огромный и трудный путь от создания и становления в предвоенный период, когда только зарождались принципы и нарабатывался опыт обеспечения войск горючим, до бурного ее разви-

тия после окончания Великой Отечественной войны под руководством выдающегося специалиста, бессменно руководившего службой в течение более 30 лет, генерал-полковника В.В. Никитина, вклад которого в развитие службы горючего трудно переоценить, а также новейшего периода развития службы ракетного топлива и горючего, когда стремительно меняющаяся военно-политическая обстановка в мире диктует необходимость разработки концептуально новых способов и средств обеспечения горючим.

Для понимания стоящих перед службой горючего задач, оценки ее роли и места в общей системе материально-технического обеспечения и определения основных направлений развития следует обратиться к опыту прошедших войн и локальных конфликтов.

Итоги Великой Отечественной войны (ВОВ), войны в Демократической Республике Афганистан, вооруженного конфликта в Чеченской Республике и других вооруженных конфликтах убедительно показали, насколько велико значение горючего в обеспечении ведения войсками боевых действий (операций), а так-

же роль и место службы, на которую возложено решение этой сложной и ответственной задачи.

Так, Маршал Советского Союза С.К. Куркоткин высказывался о горючем: «Мне всю войну пришлось проходить службу в танковых войсках, и мы, танкисты, познали с первых дней войны цену горючего».

В годы ВОВ можно было видеть красочный плакат такого содержания: «Чем больше горючего будет у нас, тем ближе Победы решительный час!». Эти слова были начертаны на фоне пунктов заправки боевой техники.

Значение горючего и роль службы, обеспечивающей им, подчеркиваются такими лозунгами и девизами, как: «Горючее — кровь моторов», «Горючее — основа боевой готовности», «Без горючего нет боевой мощи», «Горючее — ресурс стратегии». На самом деле, сколько стрел не рисуй на карте, без горючего любой, даже самый гениальный, оперативно-стратегический план так и останется на бумаге.

В послевоенные годы, с появлением новых видов оружия, перед службой горючего возникли и новые задачи обеспечения войск горючим, что потребовало освоения новых технологий и глубоких научных проработок. В данной связи в 1946 году сформирован и начал свою работу Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов, сегодня — Федеральное автономное учреждение (ФАУ) «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России».

Неоценима деятельность службы горючего в локальных конфликтах. Для обеспечения горючим войск в Афганистане потребовалось не менее 6,8 млн тонн горючего, из которых более 5,4 млн тонн подали с помощью развернутой и эксплуатируемой сети полевых магистральных трубопроводов общей протяженностью более 1200 км.

Служба горючего показала свою высочайшую организованность и профессионализм при подаче воды для тушения пожаров в 1972 и 2010 годах, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, для обеспечения питьевой водой населения Армении после страшного землетрясения в 1988 году, при возобновлении подачи воды из артезианских скважин в населенные пункты Крыма в 2014 году в условиях дефицита водных ресурсов из-за полного перекрытия украинскими властями Северо-Крымского канала.

Бесперебойное и полное обеспечение горючим боевых действий в Сирийской Арабской Республике в очередной раз подтвердило высочайшую организованность, ответственность и необходимую техническую оснащенность службы горючего, определив ее важную роль и одно из ведущих мест в многогранной и сложной системе материально-технического обеспечения.

Не менее важной задачей службы является обеспечение горючим группировки войск в арктической зоне, которая создана в 2014 году и призвана обеспечить военную безопасность и защиту национальных интересов России на территории Арктики.

Сегодня система материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе и служба горючего, являясь неотъемлемой частью оборонного потенциала государства и связующим звеном между экономикой страны и непосредственно войсками, потребляющими производимую продукцию, представляет собой слаженный, эффективно действующий механизм, который решает целый комплекс сложных задач.

Задачи и функции службы горючего в системе материально-технического обеспечения увязаны с требованиями, предъявляемыми к Вооруженным

Силам Российской Федерации, ее характеристики и возможности приведены в соответствие с потребностями обеспечиваемых войск.

В основу перспектив развития системы обеспечения войск горючим положены следующие основные принципы:

• постоянная готовность органов военного управления к обеспечению войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

• территориальное распределение сил и средств системы по стратегическим и операционным направлениям;

• максимальная автономность группировок войск по вопросам обеспечения горючим и техническими средствами;

• системный подход к организации управления элементами системы.

На службу горючего системы материально-технического обеспечения возлагаются следующие основные задачи:

• определение и обоснование потребности войск в горючем, технических средствах службы горючего и ассигнованиях на их закупку;

• своевременное истребование и рациональное распределение выделенных ресурсов;

• участие в размещении заказов на закупку и поставку войскам материальных средств в соответствии с закрепленной номенклатурой, организация их приема, хранения и выдачи;

• организация правильного применения и рационального использования материальных средств службы горючего, обеспечение их сохранности и качества;

• организация сбора и рационального использования (утилизации) отработанных компонентов жидкого ракетного топлива, горюче-смазочных материалов и технических средств, выработавших установленные сроки эксплуатации;

• организация ведения учета и отчетности по службе горючего;

• осуществление технического обеспечения по службе горючего;

• участие в разработке, создании и организации серийного производства новых марок горючего и образцов технических средств службы горючего;

• разработка проектов руководящих документов (положений, руководств, инструкций и др.), учебных и наглядных пособий, а также программного обеспечения по службе горючего.

Основными требованиями, предъявляемыми к службе горючего, являются:

• своевременное и полное обеспечение войск материальными средствами по закрепленной номенклатуре;

• высокая боевая и мобилизационная готовность органов управления, воинских формирований и организаций обеспечения к выполнению поставленных задач;

• способность эффективно решать задачи обеспечения горючим и техническими средствами сил стратегического сдерживания, группировок войск постоянной готовности при локализации (нейтрализации) возможных вооруженных конфликтов, а также при переводе вооруженных сил с мирного на военное время;

• оптимальная дислокация достаточного количества воинских формирований и организаций обеспечения горючим, их гибкая (унифицированная, модульная, однотипная) организационная структура, высокая техническая оснащенность и комплексное использование.

В настоящее время обеспечение горючим и техническими средствами осуществляется по схеме: Центр — военный округ (флот) — соединение — воинская часть (корабль, организация).

Организуют и руководят работой по обеспечению войск горючим орга-

ны военного управления службы горючего, к которым относятся:

• в Центре — управление (ракетного топлива и горючего) Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации;

• в военном округе — служба ракетного топлива и горюче-смазочных материалов военного округа;

• на флоте — служба горюче-смазочных материалов флота;

• в объединении — служба горюче-смазочных материалов объединения;

• в соединении (воинской части) — служба горюче-смазочных материалов соединения (воинской части).

В воинских формированиях и организациях, где должность начальника службы горючего штатом не предусмотрена, исполнение его функций возлагается на одного из специально подготовленных должностных лиц.

К воинским частям, подразделениям и организациям, выполняющим задачи в интересах обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации горючим и техническими средствами, относятся:

• отдельные трубопроводные батальоны, автомобильные роты подвоза горючего, автомобильные роты заправки, полевые склады горючего отдельных бригад материально-технического обеспечения;

• автомобильные роты подвоза ракетного топлива;

• базы (склады, отделы) хранения материально-технических средств службы горючего, ремонтные мастерские центров материально-технического обеспечения;

• лаборатории (отделы) контроля качества центров материально-технического обеспечения, отдел ракетного топлива 340 центра обеспечения ракетных войск стратегического назначения (РВСН), физико-химические лаборатории соединений РВСН,

отделение физико-химического анализа полигона РВСН, отделение физико-химического анализа компонентов жидкого ракетного топлива войсковой части 57334, войсковые лаборатории горючего;

• федеральное автономное учреждение «25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии» Министерства обороны Российской Федерации;

• военные представительства Министерства обороны РФ.

В Вооруженных Силах Российской Федерации обеспечение горючим организовано путем централизованных поставок сторонними специализированными организациями (определенных единственными поставщиками), обеспечение техническими средствами службы горючего — по результатам проведения аукционов.

В соответствии с решением, принятым Президентом Российской Федерации, работа с единственными поставщиками по линии службы горючего организована по трем направлениям:

• организация заправки летательных аппаратов на аэродромах Минобороны России;

• обеспечение всей номенклатурой горючего, в том числе в районах Крайнего Севера;

• организация бункеровки кораблей и судов в портах и прибрежной зоне Российской Федерации.

В послевоенные годы перед службой горючего возникли новые задачи обеспечения войск горючим, что

потребовало освоения новых технологий и глубоких научных проработок. В данной связи в 1946 году начал свою работу Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов, сегодня — Федеральное автономное учреждение «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России».

Целью развития службы горючего является достижение такого уровня ее живучести, автономности и управляемости, обеспеченности войск горючим и техническими средствами, при которых не будет допущено снижение уровня боевой готовности и боеспособности в любых условиях обстановки.

Основными задачами развития службы на современном этапе являются:

• организация слаженной, устойчивой и эффективной работы службы;

• оптимизация объемов и мест хранения запасов горючего и других материальных средств, а также обеспечения живучести службы;

• совершенствование организационно-штатной структуры органов военного управления;

• разработка высокоэффективных унифицированных образцов горючего, расширение ресурсов и модернизация технологий производства горючего;

• разработка (переработка) нормативной правовой базы, в части касающейся обеспечения войск горючим;

• разработка мероприятий по рациональному и экономному использованию горючего с учетом имеющихся ресурсов;

• модернизация систем оценки и обеспечения качества горючего в Вооруженных Силах Российской Федерации;

• оснащение войск современными серийно выпускаемыми и модернизированными образцами технических средств;

• совершенствование системы эксплуатации и ремонта технических средств;

• рациональная организация и эффективное управление процессами обеспечения горючим и техническими средствами в мирное и военное время.

В современных условиях место и роль службы горючего в общей си-

стеме поддержания Вооруженных Сил Российской Федерации в постоянной боевой готовности определяют следующие факторы:

• масштабы обеспечения горючим;

• разнообразие по назначению и количество частей, подразделений и учреждений обеспечения горючим;

• эффективность реализации научно-исследовательских и военно-научных работ по совершенствованию службы горючего.

Масштабы обеспечения войск горючим и техническими средствами обусловливают необходимость взаимодействия службы горючего со многими министерствами, ведомствами, промышленными предприятиями и территориальными управлениями нефтепродуктообеспечения.

Какая бы задача ни стояла перед Вооруженными Силами — создание ракетно-ядерного щита или выход флота в Мировой океан, укрепление государственных границ на Западе или Востоке, участие в «горячих» точках или миротворческих операциях, воинские части, подразделения и организации обеспечения горючим синхронно, в тесном единстве с командованием делают все от них зависящее, чтобы войска и силы флота были обеспечены материальными ценностями службы горючего в полном объеме.

Роль горючего для Вооруженных Сил России огромна. Нефтепродукты наряду с компонентами жидкого ракетного топлива являются основными энергоносителями для двигательных установок. Но главной силой службы горючего является ее личный состав, который ежедневно проявляет образцы профессионализма и ответственности, честного и добросовестного отношения к исполнению воинского долга, убедительно доказывает свою исключительно важную роль и место в системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сегодня система материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе и служба

горючего, являясь неотъемлемой частью оборонного потенциала государства и связующим звеном между экономикой страны и непосредственно войсками, потребляющими производимую продукцию,

представляет собой слаженный, эффективно действующий механизм, который решает целый комплекс сложных задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И в мирное время для службы горючего учебных задач не бывает. Не могут быть не заправлены топливом ни одна ракета или самолет, танк или автомобиль. И на войне, и в мирных условиях от службы горючего ждут реального и полноценного обеспечения.

Проводимые Министерством обороны Российской Федерации реформы, направленные на придание войскам и силам флота мобильности, подвижности и боевой мощи, определили необходимость значительного повышения их энерговооруженности, а следовательно, и переоснащения их новейшими образцами техники нового поколения.

В последние годы службой горючего введены в эксплуатацию современные, качественные марки компонентов жидкого ракетного топлива, горючего, приняты на снабжение современные образцы технических средств хранения, транспортирования и заправки, и главное, в основном достигнута независимость от импортных компонентов, что является важным фактором укре-

пления системы материально-технического обеспечения и обороноспособности России.

С 2014 года в войска стало поступать новое «арктическое» топливо, которое можно использовать в экстремальных условиях Севера с неизменно высокой эффективностью. Дизельное «арктическое» топливо показало, что оно может быть использовано даже при температуре минус 65 °С.

Вместе с тем ведутся разработки топлива для гиперзвуковых летательных аппаратов. Рецептура создана, и энергетика, аккумулированная в этом топливе, позволит российским изделиям превысить скорость 5 махов.

Необходимо подчеркнуть, что за прошедшие годы были созданы лучшие и не имеющие аналогов в мире полевые магистральные трубопроводы и машины дляихмонтажа. Темп развертывания отечественных сборно-разборных трубопроводов превышает темпы развертывания аналогичной техники зарубежных армий, в 3,3 раза, а производительность перекачки в 1,5 раза2.

Все это — результат совместной работы ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России» с Российской академией наук, коллективами НИИ и вузов России, конструкторскими бюро и заводами промышленности, осуществляемой под руководством управления (ракетного топлива и горючего) Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Технический прогресс не стоит на месте. На сегодняшний день успешно проведены испытания перспективных средств перекачки и облегченного комплекта сборно-разборного трубопровода с линейной частью из высокопрочных композиционных материалов.

Повышение степени автоматизации управления перекачкой, кон-

троля над наличием и движением горючего по трубопроводу, внедрение систем глобального навигационного обеспечения ГЛОНАСС позволит вывести оснащение трубопроводных частей на совершенно новый уровень и значительно улучшить их эксплуатационные показатели.

В условиях повышения требований к качеству решения вопросов обеспечения национальной безопасности, непрерывной и не прекращающейся санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации, корректировки планов дальнейшего развития различных отечественных отраслей народно-хозяйственного комплекса (в рамках реализации политики импортозамещения) вопросы развития и совершенствования службы горючего, укрепления ее роли и места в общей системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации имеют важнейшее государственное значение и требуют не только эффективного решения на практике, но и дальнейшей научной проработки3.

В настоящее время ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России» в интересах службы горючего проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на решение следующих основных задач.

В области химмотологии: разработка и внедрение высокоэнергетических компонентов жидкого ракетного

топлива, унифицированных всесезон-ных топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей для создаваемых и модернизируемых образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), в том числе для экстремальных условий Арктики, сухого пустынного, влажного тропического климата и высокогорья; импортозаме-щение и возобновление утраченных производств компонентов остродефицитных марок; оценка соответствия новых и модернизируемых марок требованиям государственного заказчика; методическое обеспечение качества горюче-смазочных материалов, унификация и сокращение номенклатуры горюче-смазочных материалов; нормирование расхода горючего при применении в ВВСТ.

В области технических средств службы горючего: сокращение номенклатурного состава существующего парка технических средств службы горючего; оптимизация количества модификаций базовых образцов технических средств; исключение образцов технических средств со сходными значениями тактико-технических характеристик; использование унифицированных базовых платформ в соответствии с Типажом военной автомобильной техники с высоким модернизационным потенциалом; внедрение автоматизированной системы контроля за наличием, движением и расходованием топлива; расширение функциональных воз-

Масштабы обеспечения войск горючим и техническими средствами обусловливают необходимость взаимодействия службы горючего со многими министерствами, ведомствами, промышленными предприятиями и территориальными управлениями нефтепродуктообеспечения. Какая бы задача ни стояла перед Вооруженными Силами, воинские части, подразделения и организации обеспечения горючим синхронно, в тесном единстве

с командованием делают все от них зависящее, чтобы войска и силы флота были обеспечены материальными ценностями службы горючего в полном объеме.

можностей разрабатываемых образцов, позволяющих использовать их в различных условиях для решения широкого спектра задач; разработка и внедрение программно-аппаратных средств и автоматизированных систем для управления процессами приема, хранения и выдачи горючего при использовании трубопроводных систем, а также в производственно-логистических комплексах; обеспечение транспортирования самолетами военно-транспортной авиации автомобильных средств заправки и транспортирования горючего в заполненном состоянии, предназначенных для оснащения сил быстрого реагирования; создание аэромобильного автотопливозаправщика для Воздушно-десантных войск; внедрение унифицированных модульных технических средств перекачки нефтепродуктов с производительностью от 20 до 80 м3/ч, обеспечивающих перекачку нефтепродуктов и компонентов жидкого ракетного топлива в широком интервале вязко-стей и плотностей; усовершенствование организационно штатных структур на основе модульного принципа применения технических средств с их унификацией и снижением общего количества образцов.

В области развития системы обеспечения горючим: совершенствование организационных основ

обеспечения войск горючим и техническими средствами, способов и форм их применения, эффективности функционирования службы горючего в системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации; научное обоснование направлений оптимизации системы накопления, содержания и эшелонирования запасов горючего и подготовки мобилизационных людских ресурсов в мирное время; обоснование структуры, состава и технической оснащенности воинских частей, подразделений и организаций обеспечения горючим; исследования по определению безвозвратных потерь и выхода в ремонт технических средств службы горючего в прогнозируемых операциях различной интенсивности; анализ истории образования, строительства и развития службы горючего.

В заключение можно сделать вывод, что служба горючего, являясь связующим звеном между экономическим комплексом страны и Министерством обороны Российской Федерации в зоне своей ответственности, выполняет ключевую роль по обеспечению боевой готовности и боеспособности армии и флота и на современном этапе своего развития способна выполнять возложенные на нее задачи по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 25.12.2014 года. № Пр-2976.

2 Плотников В.А. Интеграция военного и гражданского секторов экономики как тенденция строительства военной организации страны (по материалам Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации) // Вооружение и экономика. 2010. № 10.

3 Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Перспективы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности // Аналитический вестник. 2014. № 27 (545); «О мерах по реализации им-портозамещения в гражданских отраслях промышленности в интересах укрепления национальной безопасности» / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.