УДК 355.6
Головинский Бладимир Басильевич,
доцент, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва, e-mail: [email protected]
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ
Реферат. Для поддержания безопасности государства и ее граждан необходимо экономически обеспечить создание и функционирование военной мощи, это предназначение военной экономики страны. Высокая эффективность экономического обеспечения военной безопасности предполагает: создание гибкого, всесторонне развитого военно-хозяйственного механизма, позволяющего иметь достаточно полную информацию о состоянии всей системы экономического обеспечения, осуществлять корректирующее воздействие на ход военно-экономических процессов; подготовку специалистов для всех подсистем военной организации; повышение военно-экономической культуры. Автор освещает вопросы, связанные с необходимостью поддержания в постоянной готовности к применению имеющихся в войсках основных средств и материальных запасов, с правильной организацией их хранения и эксплуатации, своевременным обслуживанием и ремонтом, и огромную роль в решении этих и других задач в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации войскового хозяйства. В статье описана одна из наиболее распространенных моделей материального обеспечения воинских частей - передача функций доведения установленных норм материальных ценностей сторонним организациям на договорной основе (аутсорсинг). Автор статьи подчеркивает, что материальное обеспечение Вооруженных Сил и других силовых структур Российской Федерации осуществляется через Главные управления, управления, штабы материально-технического обеспечения, департаменты и службы. Наряду с централизованной системой материального обеспечения, продолжается последовательный переход к интегрированным системам обеспечения всех силовых министерств.
Ключевые слова: национальная безопасность; военная экономика; материально-техническое обеспечение; военное хозяйство; аутсорсинг.
UDC 355.6
Golovinskiy Vladimir,
associate professor, The Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]
ECONOMIC BASES OF MATERIAL SUPPORT OF A MILITARY UNIT
Abstract. Currently, the implementation of an environmental control and monitoring system during the circulation of medicines is required, and there is a need to develop an environmental management system for a pharmaceutical organization in accordance with modern requirements. In this study, the author develops environmental management systems for a pharmaceutical organization, taking into account factors of various importance, as a dynamic and flexible system that can change depending on external factors independent of the organization's activities and the internal environment associated with the activities of the organization or enterprise . The author has developed a methodological approach to the analysis and accounting of the environmental safety of pharmaceutical activity, which consists in its quantitative assessment, the concept of environmental safety of a pharmaceutical organization is formulated.
Keywords: national security; war economy; material and technical support; military economy; outsourcing.
Материальное обеспечение войск явля- Предназначение его состоит в удовлетворе-ется одним из видов тылового обеспечения. нии потребностей войск в вооружении, во-
енной и специальной технике, боеприпасах, горючем и смазочных материалах, продовольствии, вещевом, медицинском имуществе и других материальных ценностях. Оно включает: получение и создание запасов материальных ценностей, их хранение, расход и восполнение расхода и потерь, распределение, доведение и подвоз до потребителей, а также маневр запасами.
Воинские части силовых структур, дислоцированные в различных регионах Российской Федерации, в зависимости от предназначения имеют свои специфические особенности обеспечения материальными ценностями. При этом материальное обеспечение воинских частей непосредственно связано с военной экономикой, которая является составной частью экономики государства. Чтобы экономически обеспечить создание и функционирование военной мощи, необходимой для поддержания национальной безопасности государства и ее граждан, предназначена военная экономика.
Для обеспечения воинских частей и соединений материальными средствами в Вооруженных Силах Российской Федерации и других силовых структурах созданы органы тылового обеспечения. Основой их экономической деятельности служат экономические отношения и закономерности, выражающие объективные военно-экономические интересы и потребности силовых структур государства.
В диалектическом взаимодействии структур и органов обеспечения осуществляется процесс превращения экономических возможностей государства в материальные элементы, необходимые для формирования и поддержания непрерывного функционирования военной мощи. Этот процесс включает: производство продукции военного назначения, распределение, обмен (обращение) военной продукции, в результате чего она поступает в воинские части, на корабли, в подразделения, к каждому военнослужащему в определенном количестве и ассортименте.
достижение высокой эффективности экономического обеспечения военной безопасности предполагает:
- создание гибкого, всесторонне развитого военно-хозяйственного механизма, позволяющего иметь достаточно полную
информацию о состоянии всей системы экономического обеспечения военной безопасности, всех ее элементов, о тенденциях в их развитии, а также осуществлять корректирующее воздействие на ход военно-экономических процессов;
- подготовку компетентных в военно-экономическом отношении специалистов для всех подсистем военной организации, повышение военно-экономической культуры.
Одной из основных задач государства является своевременное, всестороннее и полное материальное обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации. Экономическая деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации направлена на эффективное, экономное и рациональное расходование (использование) военно-экономических ресурсов, что оказывает существенное влияние на боевую готовность и жизнедеятельность войск.
Материальное обеспечение войск является одним из важных видов тылового обеспечения, состояние которого непосредственно определяет боевую и мобилизационную готовность воинских частей.
Способность воинских частей и подразделений в любой обстановке начать действия по предназначению в установленные сроки и успешно выполнять поставленные задачи определяют боевую готовность войск (сил). В узком смысле - боевая готовность может характеризовать время перехода воинских частей и подразделений к боевым действиям, время выполнения вполне конкретной боевой задачи или вероятность ее выполнения в установленное время.
Успешное выполнение задач по материальному обеспечению войск находится в прямой связи с организацией повседневной деятельности воинских частей, умелым их руководством в мирное и военное время. Эти и другие задачи могут быть выполнены при наличии высококвалифицированных специалистов обеспечивающих служб.
для поддержания в постоянной готовности к применению имеющихся в войсках основных средств и материальных запасов требуется правильная организация их хранения и эксплуатации, своевременное обслуживание, а при необходимости и ремонта. Решение указанных и других задач в воинских частях Вооруженных Сил Российской
Федерации возложено на войсковое хозяйство. Задачи, решаемые им, многоплановы и разнообразны по своей важности.
Войсковое хозяйство отражает звено потребителей военной продукции воинских соединений и частей и систему их экономической деятельности. Оно представляет собой силы и средства, входящие в состав структур войскового звена. В него входят также переданные в постоянное или временное пользование различные объекты материально-технической базы, предназначенные для всестороннего обеспечения повседневной деятельности войск и различные материальные средства.
Такое определение позволяет говорить о войсковом хозяйстве, как о системе военно-экономической деятельности. В основе ее лежат экономические отношения, выражающие объективные потребности по обеспечению высокой боевой готовности войск. Роль войскового хозяйства в системе всестороннего обеспечения соединений и частей исключительно велика. Именно войсковое хозяйство является низовым звеном распределения и потребления военной продукции. Таким образом, одной из функций войскового хозяйства является материальное обеспечение воинской части. Оно должно осуществляться своевременно и предназначено для создания нормальных условий жизни и быта военнослужащих в современных условиях. На решение задач материального обеспечения влияет финансирование расходов на содержание воинских частей и соединений. Выполнение личным составом своих служебных обязанностей напрямую связано с обеспечением их материальными ценностями.
Большое значение имеет бережное отношение к материальным ценностям, их рациональное и экономное использование. Это позволяет исключить бесхозяйственность и расточительность, связанные с приобретением и расходованием материальных средств.
для обеспечения строгого учета материальных ценностей в воинской части предусматривается их классификация. Они группируются и классифицируются на основные средства и материальные запасы. К основным средствам относятся материальные объекты основных фондов, используемые в
процессе деятельности воинской части при выполнении задач боевой подготовки и в повседневной деятельности, либо для управленческих нужд, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов. для воинской части это, в первую очередь, все виды вооружения, военной и специальной техники, жилые и нежилые помещения, сооружения, машины и оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь, библиотечный фонд, мягкий инвентарь и другое имущество.
Материальные запасы представляют собой ценности и средства, используемые в деятельности воинской части в течение одного года, независимо от их стоимости. Все виды обмундирования, ткани, нательное и постельное белье, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, ракетное топливо, горючее и смазочные материалы, строительные материалы и другие ценности относятся к материальным запасам.
Система обеспечения основными средствами и материальными запасами воинской части включает:
а) определение потребности;
б) централизованные поставки и децентрализованное приобретение материальных ценностей;
в) создание запасов в соответствии с установленными нормами, их хранение, выдачу подразделениям или военнослужащим, организацию эксплуатации и расхода материальных ценностей, их ремонт и утилизацию.
Материальными обеспечение воинских частей, в основном, строится по территориальному принципу: от соответствующих довольствующих органов и местных поставщиков. В настоящее время данная схема обеспечения войск (сил) материальными ценностями по номенклатурам обеспечивающих служб постоянно корректируется.
Одной из наиболее распространенных моделей обеспечения является передача функций доведения установленных норм материальных ценностей сторонним организациям. Как правило, это касается обеспечения материальными запасами. Так называемый «аутсорсинг» представляет собой способ организации деятельности путем передачи непрофильных функций внешним специализированным организациями на договорной
основе. При передаче ряда функций обеспечения специализированным организациям военнослужащие освобождаются от хозяйственных работ, что позволяет организовать полноценную боевую и специальную подготовку личного состава.
Практика привлечения специализированных гражданских организаций для решения задач обеспечения воинских частей включает:
- бункеровку топлива кораблей и танкеров ВМФ;
- заправку через гражданские автозаправочные станции армейской автомобильной техники, а также авиационной техники через топливно-заправочные комплексы на аэродромах;
- навигационный завоз вооружения и военной техники, других грузов в районы Крайнего Севера и на острова;
- техническое обслуживание и ремонт вооружения, военной и специальной техники;
- организацию питания военнослужащих;
- банно-прачечное обслуживание личного состава;
- инженерно-аэродромное обеспечение
[1].
Сторонним организациям чаще всего передаются функции организации питания военнослужащих, включая доставку продовольствия в воинские части. В воинских частях Министерства обороны обеспечение горячей пищей военнослужащих в большинстве случаев организуют сторонние предприятия.
В войсках национальной гвардии Российской Федерации материальное обеспечение осуществляется различными способами с применением территориального принципа снабжения. Все закупки материальных ценностей осуществляются через торги или котировки с помощью электронной площадки - сайта «Березка». При отсутствии поставщиков, вышедших по заявкам воинских частей на торги (котировки), могут выдаваться подотчетным лицам воинской части суммы в размере не более 100 тыс. рублей.
В большинстве воинских частей войск национальной гвардии Российской Федерации имеются собственные столовые, содержащиеся по основному штату, в них поварской состав укомплектован полностью военнослужащими, проходящими службу по контрак-
ту или по призыву. Выдача горячей пищи осуществляется по нормам № 1, 3, 5. Такое разнообразие объясняется наличием больных и военнослужащих, проходящих службу на катерах (речных или морских) охраны объектов и прибрежных территорий.
Поставки продовольствия осуществляются по мере заключения контрактов и осуществляются фирмой «Дружба народов» для всех воинских частей войск национальной гвардии. Запасы продуктов сезонной заготовки не создаются. Создание запасов продовольствия сезонной заготовки (картофель и овощи) в частях, как правило, не производится. Объемов и площадей для хранения этого вида продовольствия не предусмотрено. Из-за отсутствия запасов продовольствия сезонной заготовки в воинских частях списание естественной убыли не производится.
Большие запасы продовольствия создаются в воинских частях Росгвардии только при наличии больших холодильников, овощехранилищ, погребов, других площадей и объемов хранения. Подвоз продовольствия в воинскую часть осуществляется самостоятельно своим транспортом.
Банно-прачечное обслуживание личного состава, проходящего службу по призыву, осуществляется в воинских частях Росгвар-дии в самодеятельных банях и прачечных, содержащихся за счет операционных кредитов. В некоторых воинских частях в зависимости от мест расквартирования подразделения осуществляют помывку в банях самой воинской части, в местных банях и банях соседних воинских частей. Взаиморасчеты в двух последних случаях осуществляются на договорной основе.
Личный состав воинских частей Войск национальной гвардии Российской Федерации обеспечивается обмундированием, обувью и другими предметами вещевого имущества централизованно через довольствующую службу округа Росгвардии. Промежуточным звеном в системе обеспечения является Центр материально-технического обеспечения округа (Центр МТО). Однако своих складов и баз центр не имеет. В основном должностные лица центра выполняют планирующую и контрольную функции. Документы для получения и учета вещевого имущества проходят проверку и учет в центре материально-технического обеспечения.
Обеспечение личного состава, проходящего службу по контракту, предметами обмундирования и обуви осуществляется со складов воинских частей готовыми к использованию предметами вещевого имущества. Пошив обмундирования, как правило, не производится. Причиной такого положения является несоответствие стоимости готового обмундирования и сшитого в ателье. По оценкам начальников вещевой службы стоимость готового обмундирования обходится менее 17 тыс. рублей за комплект, что в два раза ниже стоимости пошива (~30-40 тыс. рублей). Расходы на пошив обмундирования считаются нецелевым расходом денежных средств.
Склады воинских частей Росгвардии позволяют содержать до 10% вещевого имущества для обеспечения подгонки предметов обмундирования.
Обеспечение горючим и смазочными материалами воинских частей Войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется децентрализовано. Горючее в технику воинских частей заправляют на заправочных пунктах населенных пунктов по талонам, получаемым из Центра МТО. Оплата стоимости талонов осуществляется финансовой службой округа.
Некоторые воинские части имеют заправочные пункты складов ГСМ. Горючее на заправочные пункты доставляется транспортом воинских частей из местных нефтебаз. Взаиморасчеты с ними производятся централизованно службами округа Войск национальной гвардии Российской Федерации. Запасы горючего и смазочных материалов в значительных объемах не создаются, и ре-зервуарный парк для них не содержится. Это обусловлено спецификой выполняемых воинскими частями задач.
Таким образом, материальное обеспечение Вооруженных Сил и других силовых структур Российской Федерации осущест-
вляется через Главные управления, штабы материально-технического обеспечения, департаменты и службы. Наряду с централизованной системой материального обеспечения, продолжается последовательный переход к интегрированным системам обеспечения всех силовых министерств (служб).
Главная цель материального обеспечения заключается в повышении эффективности снабжения всех воинских формирований на основе интеграции соответствующих органов силовых министерств и ведомств, совместного рационального использования имеющейся материально-технической базы и инфраструктуры. Это позволяет осуществлять обеспечение материальными ценностями всех войск, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности по модульному принципу.
Совместное экономное и рациональное использование имеющейся материально-технической базы и инфраструктуры позволяет снизить затраты на жизнеобеспечение Вооруженных Сил и других войск. Соответственно, уменьшить нагрузку на федеральный бюджет. В качестве опорной структуры в интегрированной системе тылового и технического обеспечения всех силовых министерств и служб выступают единые логистические центры - Центры материально-технического обеспечения военного округа.
Список литературы:
1. Головинский, В. В. Формирование системы эконо -мической безопасности продовольственного обеспечения войск: монография. - Курск: Изд-во Университетская книга, 2019. - 246 с.
References:
1. Golovinskii V. V. Formirovanie sistemy ehkonomicheskoi bezopasnosti prodovol'stvennogo obespecheniya voisk: monografiya. Kursk, Universitetskaya kniga Publ., 2019, 246 p.