Стешов Вадим Валерьевич, канд. техн. наук, доц., vadimvs52@,mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный технический университет имени. Р.Е. Алексеева
PECULIARITIES OF LOADING AUTOMATION IN SELF-PROPELLED GUNS
A.Y. Aleksandrov, V.V.Steshov
An option of raising fire intensity of a self-propelled gun by increasing the rate of fire due to the non-traditional techniques of loading automation is dealt with.
Key words: Projectile, caliber, rate of fire, pneumatic transport, loading mechanism, pneumatic system.
Aleksandrov Aleksandr Yurievich, doctor of technical science, professor, head of department Aleksandrov kgta@,mail.ru, Russia, Kovrov, Kovrov State Technological Academy named after V.A.Degtyarev,
Steshov Vadim Valerievich, candidate of technical science, docent, va-dimvs52@,mail. ru, Russia, Nizhni Novgorod, the Nizhni Novgorod State Technical University named after R. Y. Alekseev
УДК 623.1.7
АВТОТОПЛИВОЗАПРАВЩИК МАССОВОЙ ВЫДАЧИ И МОДЕЛИ ВАРИАНТОВ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
Ю.Н. Пирогов, Ф.Е. Шарыкин, В.В. Безручкин, Г.Е. Шарыкин
Представлены материалы анализа основных военно-технических свойств и эффективности применения автотопливозаправщика массовой выдачи в сравнении с другими автотопливозаправщиками общевойскового назначения, выполненного с использованием статистической математической модели их применения в соответствии с функциональным и штатным предназначением.
Ключевые слова: автотопливозаправщик, технические средства, служба горючего, современный образец, массовая выдача, статистическая математическая модель.
Служба горючего Вооружённых сил Российской Федерации, играя важнейшую роль в обеспечении боевой готовности войск и решении боевых задач, фактически является службой боевого обеспечения, в связи с чем требования к ее боевой готовности и техническому оснащению должны соответствовать задачам, решаемым обеспечиваемыми подразделениями, частями и соединениями.
Сложившаяся к настоящему времени номенклатура основных видов и образцов технических средств службы горючего (далее - ТС СГ) обеспечивает выполнение стоящих перед нею задач. Однако обозначился ряд факторов, обусловливающих необходимость уточнения отдельных требований к уровню её технического оснащения, тактико-техническим характеристикам образцов ТС СГ, а также приоритетным направлениям их развития.
Анализ общих тактико-технических требований, предъявляемых к ТС СГ, в том числе автомобильным средствам заправки и транспортирования горючего (далее - АСЗТГ), показал, что одним из приоритетных направлений их развития является отраслевая унификация с сокращением типажа и номенклатуры образцов до оптимальных величин.
В настоящее время обеспеченность существующими АСЗТГ достаточно высока, но большинство из них разработаны и приняты на снабжение более 20 лет тому назад. Их эксплуатация и ремонт осложняются низким уровнем унификации и многомарочностью базовых шасси [1].
В соответствии с Концепцией строительства Вооружённых сил Российской Федерации до 2030 года [2], Указом Президента Российской Федерации «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» [3] планируется переоснащение Вооружённых сил Российской Федерации современными образцами вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ) с доведением их доли к 2020 году до 70 %.
Основное предназначение автомобильных топливозаправщиков общевойскового назначения (далее - АТЗ ОВН), являющихся основой АСЗТГ, состоит в осуществлении заправки ВВСТ очищенным горючим и содержании подвижных запасов обслуживаемых подразделений (батальонов, дивизионов, отдельных рот и т.п.).
Исходя из условий применения и штатного предназначения АСЗТГ наземной техники в настоящее время включают следующие классификационные группы:
- автотопливозаправщики общего назначения (АТЗ);
- автотопливомаслозаправщики (АТМЗ);
- гусеничные топливозаправщики (ГТЗ);
- десантируемые топливозаправщики (АТЗ-Д);
- автомобильные маслозаправщики (АМЗ).
Общими требованиями назначения ко всем классам АТЗ ОВН являются:
- обеспечение движения по дорогам всех категорий и колонным путям не ниже скорости ВВСТ обеспечиваемых подразделений;
- пробег АТЗ ОВН на одной заправке не менее пробега ВВСТ обеспечиваемых подразделений;
- содержание штатным составом запасов горючего обеспечиваемых подразделений по нормам подвижных;
- заправка штатным составом обеспечиваемого подразделения в установленные сроки с вероятностью не ниже заданной (на марше, в обороне и районах сосредоточения, в том числе в ночное время);
- защита экипажа (водителя), цистерны, специального оборудования и базового шасси от лёгкого стрелкового вооружения и осколков;
- возможность перевозки в грузовых кабинах воздушных судов в заполненном состоянии.
В последние годы для оснащения Вооружённых сил Российской Федерации было разработано и принято на вооружение несколько образцов АТЗ ОВН, наибольший интерес из которых представляет автотопливозаправщик массовой выдачи (рис. 1) [4], созданный при военно-научном сопровождении ФАУ «25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации» в рамках мероприятий по выполнению Государственной Программы вооружения на период до 2020 года (ГПВ-2020).
Рис. 1. Схема автотопливозаправщика массовой выдачи
Разработанный автотопливозаправщик предназначен для транспортирования, кратковременного хранения и одновременной заправки горючим до 10 единиц авто бронетанковой техники (рис. 2).
Зк
Рис. 2. Схема развёртывания автотопливозаправщика массовой выдачи
для заправки подразделения
204
Проведенные предприятием-изготовителем исследования показали, что комплектующие изделия, изготавливаемые отечественными предприятиями (например, раздаточные рукава и др.), не позволяют в полной мере реализовать тактико-техническое задание на разработку.
Учитывая сложившуюся ситуацию, органами военного управления утверждено решение о порядке применения на образце комплектующих изделий иностранного и совместного производства, в связи с тем, что разработка их отечественных аналогов не предусмотрена государственным оборонным заказом и не ведётся за счёт других источников финансирования. Применение комплектующих импортного производства разрешено до 2020 года с поэтапным замещением их отечественными аналогами.
Конструкция автотопливозаправщика отвечает требованиям Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом [5]: вперёд вправо вынесена система выхлопа, установлены проблесковые маячки и защита топливных баков, исключена возможность попадания проливов горючего на нагретые узлы и агрегаты двигателя и трансмиссии, обеспечена возможность установки съёмного искрогасителя, отсутствует прохождение топливных трубопроводов, шлангов пневматических и гидравлических систем вблизи источников тепла.
Управление рабочими операциями ручное и может осуществляться как из топливного отсека управления, так и из кабины водителя-оператора. В отсеке управления установлены средства контроля за давлением и индикатор наличия воды в горючем.
Автотопливозаправщик оборудован камерой заднего вида, устройством ограничения наполнения, автономным воздухозаборником, устройством для осушения воздуха, узлами установки дуг маскировочного тента и крепления комплекта специальной обработки ДК-4.
Система блокировки движения исключает риск начала движения автотопливозаправщика до завершения перевода элементов оборудования из рабочего положения в транспортное, блокируя тормозную систему базового шасси. Система блокировки активизируется в следующих случаях:
- при открытых дверцах шкафов и неубранных раздаточных рукавах;
- при подсоединенном шланге наполнения;
- при работающем насосе;
- при неубранном тросе заземления.
Для обеспечения возможности перемещения автотопливозаправщика в аварийных ситуациях предусмотрен переключатель обхода блокировки.
Технологическое и специальное оборудование автотопливозаправщика позволяет выполнять следующие операции:
- заправку ВВСТ из своей цистерны очищенным горючим закрытым (под давлением) и открытым способами с учётом выдаваемого количества;
- выдачу горючего из другой цистерны (в том числе на заправку автобронетанковой техники с учётом количества выдаваемого горючего);
- наполнение и опорожнение цистерны своим насосом;
- перекачку горючего, минуя свою цистерну;
- выдачу горючего из цистерны, минуя средства очистки и учёта;
- наполнение (нижним и верхним способами) и опорожнение цистерны сторонним насосом;
- опорожнение цистерны самотеком;
- слив горючего из отстойных зон цистерны и средств очистки.
АСЗТГ, как и все ТС СГ при решении основных задач по обеспечению войск горючим применяются, как правило, в составе групп образцов или комплексов разнородных технических средств, поэтому требования к тактико-техническим характеристикам перспективных образцов и их штатной численности в типовых воинских формированиях (далее - ТВФ) должны предъявляться с системных позиций исходя из их применения в соответствии со штатным предназначением.
Для объективности системной оценки военно-технических свойств (эффективности) различных образцов АТЗ ОВН и соответствия их предъявляемым требованиям были разработаны статистические математические модели их применения в соответствии с функциональным и штатным предназначением в составе типовых комплектов (ТК) ТВФ [6].
Основные параметры, определяющие численные значения требований назначения автономных (автомобильных) средств заправки наземной военной техники и вооружения делятся на две группы.
В первую группу входят задаваемые параметры, определяющие внешние условия применения АТЗ ОВН. Вторую группу составляют параметры, подлежащие обоснованию при разработке тактико-технического задания на образец и определяемые по результатам испытаний серийных и опытных образцов.
В качестве исходных данных моделей могут использоваться результаты статистической обработки временных показателей эксплуатации образцов в процессе учебно-боевой подготовки, тактико-тыловых учений, а также различных видов испытаний.
С системных позиций эффективность применения АТЗ ОВН зависит от их количества, вместимости цистерн, производительности и числа точек заправки, скорости движения в различных дорожных условиях, времени развёртывания и свёртывания, стоимости и эксплуатационных затрат.
При построении статистической модели процессов применения АТЗ ОВН рассматриваются 2 схемы организации заправки ВВСТ (рис. 3): когда ВВСТ подходят к АТЗ ОВН и когда АТЗ ОВН подходят к ВВСТ.
По каждой из схем заправка (дозаправка) может осуществляться: на марше, в обороне и в районе сосредоточения. Основными исходными данными модели служат следующие характеристики:
Q - масса заправки подразделения, кг;
т - количество техники в подразделении, ед.;
206
¡- объём дозаправки подразделения, заправок; а- размер подвижных запасов подразделения, заправок; V - вместимость цистерны АТЗ ОВН, м ; р- плотность горючего, кг/м ;
к - количество одновременно заправляемых единиц 1 АТЗ ОВН,
ед.;
qk - производительность заправки через один рукав при к одновременно заправляемых единиц техники, л/мин;
qo - приёмистость топливных баков, л/мин; Хр, 1с - время развёртывания и свёртывания;
Ц - цена (стоимость жизненного цикла) одного АТЗ ОВН, млн. руб.;
1п, Х0 - время подъезда и отъезда, мин; I - расстояние подъезда АТЗ ОВН к ВВСТ, м; w - скорость движения АТЗ ОВН к ВВСТ, км/час.
На марше нлп в наступлении
I ВВСТ подходит к АТЗ ОВН
О ©о©<>
II. АТЗ ОБН подходит к ВВСТ
ООв<3>
В обороне или районе сосредоточения
Т ¿Т? ПЯТТ ияАУПЙИ 1« х- дкгт
Рис. 3. Принципиальная схема применения АТЗ ОВН в различных видах боевой деятельности
В случае заправки ВВСТ в обороне непосредственно на боевых позициях «АТЗ ОВН подходит к ВВСТ», значения времени подъезда или, что то же самое, времени отъезда рассчитываются исходя из расстояния и скорости движения с учётом характера местности, природно-климатических условий и проходимости базового шасси АТЗ ОВН.
Среднее квадратичное отклонение (далее - СКО) случайных величин при отсутствии статистических данных можно задать через коэффициент вариации (у). По мере накопления статистических данных вместо коэффициента вариации необходимо использовать опытные значения СКО.
Для учёта ограничений по приёмистости топливных баков и возимым запасам принимается, что если дк > до, то дк = до и, если а<р , то а = р. Минимальная потребность в АТЗ ОВН определяется исходя из обеспечения подъёма возимых запасов по нормам подвижных:
п = 1пг
а-0
(™.п \ + 0,95
J
р-V
Стоимость комплекта (жизненного цикла) АТЗ ОВН подразделения
С = Ц-п.
Среднее время непосредственно процесса заправки единицы ВВСТ
р-т-Чк
Если СКО (о) случайных величин не заданы, то их значения определяются через коэффициент вариации (у):
СКОт = оз = у-т; СКОгп =оп = у-гп; СКОго = оа = у-го; СКО гр = ор = у - гр; СКО гс =ос = у-гс.
Время полного цикла заправки единицы техники г: если АТЗ ОВН подходит к ВВСТ, то г = гп + гр + гс + т;
если ВВСТ подходят к АТЗ ОВН, то г = гп + гр + т.
СКО этих величин определяются соответственно:
о =о +о,2 +о о =0+0+0.
Среднее время заправки подразделения Тср и его СКО оравны:
если АТЗ ОВН подходят к ВВСТ, то Т = ; о = о] т
ср к -п ' 1 V к-п
если ВВСТ подходят к АТЗ ОВН, то
„ г-т о2 -т 2 2
Тср =-+ гР + гс; о = Л —— + о р +ос
ср к-п р с V к-п р с
Доверительный интервал для времени заправки подразделения находится по известной из теории вероятностей формуле:
Т = Тср ±кСТ^
где кСТ - коэффициент, определяемый из таблиц функции Лапласа в зависимости от заданной доверительной вероятности (при недостатке статистической информации - коэффициент Стьюдента).
Результаты расчётов значений функции распределения величины Т могут представляться таблично или графиком Р = / (Т).
Выбор оптимального (рационального) варианта штатного оснащения подразделения автотопливозаправщиками осуществляется по критерию минимума затрат или потребности в личном составе при условии, что время заправки с заданной вероятностью не превышает установленного директивно оперативно-тыловыми требованиями (например, 0,95).
Из критериев оптимальности наиболее объективным можно считать стоимость жизненного цикла ТК АТЗ ОВН ТВФ. Если стоимость жизненного цикла неизвестна, для сравнения вариантов штатного оснащения подразделений можно воспользоваться значениями оптовой цены комплекта или потребности в личном составе (штатной численности).
Статистическая модель даёт возможность получения сравнительной оценки военно-технических свойств автотопливозаправщика массовой выдачи (АТЗ-12-10-63501) с другими существующими и перспективными образцами АТЗ ОВН: АТЗ-7-5350, АТМЗ-10-6350 и АТМЗ-7-65224, исходные данные для которых приведены в табл. 1.
Для обеспечения сравнимости результатов принято, что случайные величины процессов распределены по нормальному закону, а величины СКО равны 20 % от средних значений. Значения верхней и нижней границ доверительных интервалов рассчитывались для доверительной вероятности не менее 95 %. При заправке по схеме «ВВСТ подходят к АТЗ ОВН» считалось, что заправочное оборудование последнего развёрнуто заблаговременно.
Исходя из требований к размеру подвижных запасов штатная численность ТК танкового батальона составляет: АТЗ-7-5350 - 5 ед., АТМЗ-10-6350 - 3 ед., АТМЗ-7-65224 - 5 ед., АТЗ-12-10-63501 - 3 ед.
В табл. 2 представлены результаты моделирования процесса заправки подразделения (танкового батальона) на марше силами заблаговременно развёрнутых штатных АТЗ ОВН с использованием всех предусмотренных конструкцией образцов заправочных рукавов.
Как следует из представленных в табл. 2 результатов автотопливозаправщик массовой выдачи за счёт большого числа заправочных рукавов обеспечивает минимальное время на заправку батальона при наименьшей потребности в личном составе (3 человека) за счёт большей вместимости цистерн.
Таблица 1
Исходные данные для сравнительного расчета эффективности применения автотопливозаправщиков различных марок
АТЗ-7-5350 АТМЗ- АТМЗ-7-65224 АТЗ-
Наименование исходных данных 106350 12-1063501
Размер заправки подразделения (тб), кг (л) 42160 (49600)
Расчётная плотность горючего (ДТ), кг/л 0,850
Расчётный размер дозаправки, заправок (л) 0,6 (29760)
Размер подвижных запасов, заправок (л) 0,6 (29760)
Количество ВВСТ в подразделении, ед. 30+1
Число заправляемых ВВСТ 1 АТЗ ОВН, ед. 1 - 4 1 - 4 1 - 4 1 - 10
Подача насоса АТЗ ОВН, дм /мин 750 1500 750 1150
Вместимость цистерны АТЗ ОВН, л 7000 10000 7000 12000
Приёмистость баков ВВСТ, л/мин 150
Ср. время подсоединения ВВСТ к АТЗ ОВН, 3 3 3 3
мин
Ср. время отсоединения ВВСТ от АТЗ ОВН, 3 3 3 3
мин
Ср. время развёртывания АТЗ ОВН, мин 5 5 5 5
Ср. время свёртывания АТЗ ОВН, мин 5 5 5 5
Ср. расстояние в обороне, м 200
перемещения АТЗ ОВН на местности, м 100
Ср. скорость АТЗ ОВН в обороне, км/ч 5 5 5 5
Ср. скорость АТЗ ОВН на местности, км/ч 10 10 10 10
Таблица 2
Результаты моделирования заправки подразделения на марше: к автотопливозаправщику подходит максимально возможное по количеству рукавов ВВСТ
Наименование исходных данных АТЗ-7-5350 АТМЗ-10-6350 АТМЗ-7-65224 АТЗ-12-10-63501
Ср. время заправки 1 ВВСТ мин 12,6 12,6 12,6 14,6
Мин. время заправки 1 ВВСТ, мин 11,0 11,0 11,0 13,0
Макс. время заправки 1 ВВСТ, мин 14,3 14,3 14,3 16,3
Ср. время заправки подразделения, мин 22,0 35,0 22,0 18,0
Мин. время заправки подразделения, мин 20,0 32,0 20,0 16,0
Макс. время заправки подразделения, мин 24,0 37,0 24,0 20,0
По этой же причине автотопливозаправщик массовой выдачи наиболее эффективен по сравнению с остальными при использовании его с заблаговременным развёртыванием для заправки ВВСТ в районах сосредоточения. Результаты представлены в табл. 3.
2]0
При обеспечении ВВСТ подразделения горючим в обороне без отвода боевой техники с занимаемых позиций (АТЗ ОВН подходит к каждой единице ВВСТ) сокращение времени заправки всего подразделения достигается увеличением штатной численности, повышением скорости перемещения АТЗ ОВН по пересечённой местности и сокращением времени развёртывания и свёртывания заправочного оборудования.
Таблица 3
Результаты моделирования заправки ВВСТ в районе сосредоточения: к автотопливозаправщику подходит максимально возможное по количеству рукавов ВВСТ
Наименование исходных данных АТЗ-7-5350 АТМЗ-10-6350 АТМЗ-7-65224 АТЗ-12-10-63501
Ср. время заправки 1 ВВСТ, мин 14,6 14,6 14,6 16,6
Мин время заправки 1 ВВСТ, мин 12,3 12,3 12,3 14,6
Макс время заправки 1 ВВСТ, мин 16,9 16,9 16,9 18,9
Ср. время заправки подразделения, мин 27,0 42,0 27,0 22,0
Мин время заправки подразделения, мин 24,0 37,0 24,0 19,0
Макс время заправки подразделения, мин 30,0 46,0 30,0 25,0
Так как при моделировании процесса заправки в обороне по схеме «АТЗ ОВН подходит ВВСТ» все применяемые образцы АТЗ ОВН по характеристикам проходимости на пересечённой местности и времени развёртывания и свёртывания заправочного оборудования были близки, основным фактором сокращения времени заправки подразделения стала большая штатная численность образцов из-за меньшей вместимости их цистерн. Результаты моделирования представлены в табл. 4.
При обеспечении ВВСТ подразделения горючим в обороне с отводом боевой техники с занимаемых позиций (ВВСТ подходит к АТЗ ОВН) время заправки всего подразделения определяется, прежде всего, тактическими требованиями к сохранению достаточной степени боевой готовности системы огневого противодействия противнику.
Таблица 4
Результаты моделирования заправки ВВСТ в обороне: автотопливозаправщик поочередно подходит к каждое единице ВВСТ
Наименование исходных данных АТЗ-7-5350 АТМЗ-10-6350 АТМЗ-7-65224 АТЗ-12-10-63501
Ср. время заправки 1 ВВСТ, мин 15,0 15,0 15,0 15,0
Мин время заправки 1 ВВСТ, мин 11,7 11,7 11,7 11,7
Макс время заправки 1 ВВСТ, мин 18,4 18,4 18,4 18,4
Ср. время заправки подразделения, мин 90,0 150,0 90,0 150,0
Мин время заправки подразделения, мин 82,0 140,0 82,0 140,0
Макс время заправки подразделения, мин 98,0 161,0 98,0 161,0
При возможности отвода с огневых позиций на заправку одновременно всех штатных единиц ВВСТ задача сводится к решению, представленному в табл. 5. Если каждым АТЗ ОВН заправка производится только одной единицы ВВСТ, который маневрирует на местности с целью занятия наиболее удобной для решения задачи позиции, то преимущество по времени заправки подразделения имеют ТК большей штатной численности, что представлено результатами моделирования.
Таблица 5
Результаты моделирования заправки ВВСТ в обороне: к каждому автотопливозаправщику подходят по 1ВВСТ
Наименование исходных данных АТЗ-7-5350 АТМЗ-10-6350 АТМЗ-7-65224 АТЗ-12-10-63501
Ср. время заправки 1 ВВСТ, мин 18,6 18,6 18,6 18,6
Мин время заправки 1 ВВСТ, мин 15,3 15,3 15,3 15,3
Макс время заправки 1 ВВСТ, мин 21,9 21,9 21,9 21,9
Ср. время заправки подразделения, мин 118,0 192,0 118,0 192,0
Мин время заправки подразделения, мин 109,0 181,0 109,0 181,0
Макс время заправки подразделения, мин 126,0 203,0 126,0 203,0
Из анализа полученных результатов следует, что если количество одновременно отводимых с позиций на заправку ВВСТ меньше или равно 20, время заправки подразделения в полном составе будет одно и то же независимо от вместимости цистерн (количества АТЗ ОВН в ТК ТВФ).
Обобщая результаты моделирования процессов заправки ВВСТ в различных видах боевой деятельности с применением ТК различных образцов АТЗ ОВН, обеспечивающих в штатном составе подъём подвижных запасов горючего не ниже установленных, можно утверждать, что автотопливозаправщик массовой выдачи предпочтительнее других существующих и разрабатываемых при заправке обеспечиваемых подразделений на марше и в районах сосредоточения за счёт большего количества заправочных рукавов и вместимости цистерны, а также высокого уровня автоматизации управления процессами.
Меньшая штатная численность автотопливозаправщиков массовой выдачи усложняет процесс и увеличивает время заправки ТВФ в обороне, снижает надёжность и живучесть системы обеспечения горючим подразделения в целом. Также образец относительно дорог, требователен к культуре эксплуатации и квалификации обслуживающего персонала.
Применение автотопливозаправщика массовой выдачи в Вооружённых силах Российской Федерации позволит оптимизировать штатную численность АСЗТГ подразделений материально-технического обеспечения мотострелковых (танковых) дивизий и бригад, обеспечивая своевременную заправку горючим ВВСТ. Укомплектование данными автотопли-
212
возаправщиками автомобильных рот заправки горючим упрощает и ускоряет процесс заправки горючим колонн на марше, заменяя устаревшие комплекты групповой заправки ПЗП-10А, ПЗП-10, ПЗП-14, ПЗП-20.
Список литературы
1. Шарыкин Ф.Е., Коваленко В.П., Галко С.А. Проблемы и перспективы развития средств заправки и транспортирования горючего // Материалы межвузовской научно-исторической конференции. Вольск-2016. С. 4-10.
2. Концепция строительства Вооруженных сил Российской Федерации до 2030 года. [Электронный ресурс]: URL: (http://ru.convdocs.org/ docs/index-216020.html) (дата обращения: 28.03.2017).
3. Указ Президента Российской Федерации № 603 от 07 мая 2012 года «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» // Российская газета (Федеральный выпуск) от 09.05.2012. № 5775.
4. Патент 156486 РФ. Автотопливозаправщик массовой выдачи / В.В. Безручкин, А.В. Едапин, М.П. Козодаев. Опубл. 10.11.2015. Бюл. № 31.
5. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. ДОПОГ // Российская газета (Федеральный выпуск) от 09.05.2012. № 5775.
6. Пирогов Ю.Н. Математическое моделирование процессов функционирования объектов и технических средств обеспечения горючим. М.: Издательство «Неография». 2006. 228 с.
Пирогов Юрий Никитич, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, 22otdel@ mail.ru, Россия, Москва, ФА У «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России»,
Шарыкин Федор Евгеньевич, старший научный сотрудник, fedor rfamail.ru, Россия, Москва, ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России»,
Безручкин Владимир Владимирович, начальник лаборатории, 22otdela mail.ru, Россия, Москва, ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России»,
Шарыкин Георгий Евгеньевич, начальник отделения комплектования, sarykin_1988@mail. ru, Россия, Санкт-Петербург, 51 брмто ЗВО
BO WSERS MASSO VOI ISSUANCE AND MODELS OF VARIANTS ITS APPLICA TION
Y.N. Pirogov, F.E. Sharykin, V. V. Bezruchkin, G.E. Sharykin
213
The article presents the analysis of the main military-technical properties and efficacy of bowsers mass issuing in comparison with other automobilesarticle military assignments using statistical mathematical models of their application in accordance with the functional and staff structure.
Key words: bowser, equipment, service fuel, modern sample, mass results, statistical mathematical model.
Pirogov Yurii Nikitich, candidate of technical science, the leading scientific employee, 22otdelamail.ru, Russia, Moscow, FAE «The 25-th State Research Institute of Him-motology, Ministry of Defence of Russian Federation»,
Sharykin Fedor Evgenevich, the senior scientific employee, fedor rfamail. ru, Russia, Moscow, FAE «The 25-th State Research Institute of Himmotology, Ministry of Defence of Russian Federation»,
Bezruchkin Vladimir Vladimirovich, the chief of laboratory, 22otdela mail. ru, Russia, Moscow, FAE «The 25-th State Research Institute of Himmotology, Ministry of Defence of Russian Federation»,
Sharykin Georgiy Evgenevich, the chief of branch of acquisition, sary-kin_1988@,mail. ru, Russia, St.-Petersburg, 51 brigade of material support of the WMD
УДК 620.17
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ УДАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТИЦ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУКЦИИ
КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА
П.С.Гончаров, А.М.Денисов, М.В.Житный, Н.М.Тимофеев
Разработана методика определения параметров ударного взаимодействия высокоскоростных твердых частиц с элементами конструкции космического аппарата в диапазоне скоростей от предельной скорости сквозного пробития до 2000 м/с. Были выполнены оценочные расчеты с использованием данной методики для случаев движения ударников с предельными скоростями сквозного пробития.
Ключевые слова: космический мусор, ударное взаимодействие, предельная скорость сквозного пробития, твердое тело, космический аппарат.
Опыт эксплуатации космических систем показал необходимость исследования негативного воздействия на них микрометеороидов, а также частиц техногенного происхождения - «космического мусора». Возрастающее антропогенное загрязнение околоземного пространства делает «космический мусор» основным повреждающим фактором. Воздействие «космического мусора» приводит к преждевременной деградации элементов конструкции (аппаратуры, приборов, устройств) космических аппара-
214