Научная статья на тему 'Сравнительный анализ эксплуатируемых типов авиационных топливозаправщиков'

Сравнительный анализ эксплуатируемых типов авиационных топливозаправщиков Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
815
764
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННЫЙ ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / AVIATION MOBILE FUELER / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Логвин Александр Иванович, Дианов Антон Александрович

Изложены факторы различия авиационных топливозаправщиков, а также проблемы выбора типа топливозаправщика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Логвин Александр Иванович, Дианов Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF MAINTAINED TYPES OF AVIATION MOBILE FUELER

Factors of distinction of aviation mobile fueler and problems of a choice of type of the mobile fueler are stated.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ эксплуатируемых типов авиационных топливозаправщиков»

УДК 629.065

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ТИПОВ АВИАЦИОННЫХ ТОПЛИВОЗАПРАВЩИКОВ

А.И. ЛОГВИН, А.А. ДИАНОВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Логвиным А.И.

Изложены факторы различия авиационных топливозаправщиков, а также проблемы выбора типа топливозаправщика.

Ключевые слова: авиационный топливозаправщик, сравнительный анализ.

В настоящее время в крупных узловых аэропортах наблюдается высокая интенсивность воздушного движения. Взлетно-посадочные операций могут осуществляться с периодичностью в 3-5 минут. Данный режим работы оказывает большую нагрузку на все аэропортовые службы, в том числе на службу авиатопливообеспечения. Авиатопливообеспечение воздушных перевозок -комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями).

Топливозаправочные компании стремятся модернизировать процесс заправки воздушных судов (ВС). Этого можно достичь путем использования современных авиационных топливозаправщиков или модернизированных типов ТЗ, что позволит сократить как время заправки ВС (одной из наиболее длительных операций предполетного обслуживания ВС), так и оптимизировать парк топливозаправщиков.

Для понимания эффекта от использования современных типов топливозаправочной техники будут рассмотрены два типа топливозаправщиков, используемых в настоящее время в аэропортах РФ, это ТЗ-22 на базе автомобиля тягача КрАЗ-258Б1 и ТЗА-22-ББ на базе автомобиля УОЬУО.

Сравнительные характеристики топливозаправщиков показаны в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительные характеристики топливозаправщиков

ТЗ-22 ТЗА-22-РЕ

Эксплуатационный объем, м3 22 22

Пропускная способность системы налива цистерны, м3/мин 1,03 1,5

Производительность раздаточной системы при нижней заправке (1 рукав), м3/мин 1,02 1,2

Количество раздаточных рукавов 2 * 76 мм х 20 м 2 * 63 мм х 30 м

Суммарная производительность раздаточной системы при заправке через 2 рукава с противодавлением 3 кгс/см2, м3/мин 1,65 2,4

Система фильтрации мехпримеси мехпримеси, вода

Тонкость фильтрования топлива, мкм 5 1-2

Наличие дозатора ПВКЖ - +

Количество обслуживающего персонала 2 1

Помимо перечисленных характеристик ТЗА-22-FE обладает рядом дополнительных систем, обеспечивающих безопасность процесса заправки и эксплуатации топливозаправщика в целом.

• Система дозированного ввода ПВК-жидкости

Обеспечивает возможность заправки ВС топливом как в чистом виде, так и в смеси с ПВК-ж (от 0,1% до 0,15% по объему) при помощи ввода ПВК-ж в поток топлива через дозатор, установленный на счетчике.

ПВК-ж наливается на пункте налива в основной резервуар хранения, вместимостью 250 литров, из которого жидкость перекачивается насосом с пневмоприводом в автоматическом режиме в расходный резервуар. Из расходного резервуара жидкость самотеком подается к дозатору ПВК-ж, установленному на счетчике. Все элементы системы изготовлены из нержавеющей стали и имеют уплотнения - стойкие к воздействию ПВК-ж.

Эта система дает возможность топливозаправочной компании использовать ТЗА в условиях отсутствия системы добавления ПВКЖ на ТЗК.

• Система контроля состояния оператора и дистанционного управления работой ТЗА (система DEADMAN)

Обеспечивает контроль состояния оператора, контролирующего процесс заправки. Оператор должен держать в нажатом состоянии пульт управления и производить перезапуск системы через определенный промежуток времени (программируется - от 15 до 120 с) путем отпускания и нажатия на выключатель пульта управления. В случае, когда перезапуск системы не произведен в заданное время, подаются звуковой и световой сигналы напоминания о перезапуске. В случае, если перезапуск не произведен - процесс заправки прекращается автоматически.

При неисправности пульта дистанционного управления имеется возможность продолжения заправки нажатием и удерживанием нефиксируемой кнопки «Обход системы DEADMAN».

Система предназначена для:

о штатного запуска и останова процесса заправки;

о аварийного автоматического останова заправки при переполнении водой отстойника фильтра.

Установка данной системы снижает риск возникновения нештатных ситуаций, связанных с человеческим фактором (например, резкое недомогание оператора ТЗА, обморок, несчастный случай).

• Система регулирования давления топлива, выдаваемого на заправку

Обеспечивает контроль и регулирование давления в топливном тракте ТЗА вне зависимости от расхода топлива, выдаваемого на заправку, с целью исключения повреждения повышенным давлением топлива как топливной системы ВС, так и компонентов (фильтроэлементов и проч.) тракта ТЗА.

Кроме этого, элементы системы регулирования давления (клапан «in-line» применяются для экстренного прекращения заправки.

Учитывая высокую скорость заправки ВС, данная система необходима, так как предотвращает гидравлические удары в период выдачи топлива.

• Система блокировки движения ТЗА при незавершенных операциях (система INTERLOCK)

Обеспечивает блокировку тормозной системы тягача в заторможенном состоянии при выполнении технологических операций налива/выдачи авиационного топлива с целью предотвращения движения ТЗА в случае незавершенных технологических операций (несмотанные раздаточные рукава, незакрытые дверцы технологических отсеков, неопущенные перила площадки обслуживания цистерны).

Система имеет возможность отключения для аварийного покидания места налива/выдачи. При этом включается световая и звуковая сигнализации.

Датчики, контролирующие положение (состояние):

о дверей заправочного модуля;

о дверцы отсека налива цистерны;

о перил площадки обслуживания цистерны;

о коробки отбора мощности

Система INTERLOCK позволяет минимизировать человеческий фактор в процессе заправки ВС.

• Противопожарное оборудование и средства обеспечения стекания статического электричества

Модуль автоматической системы пожаротушения «Буран-2,5» расположенный в заправочном модуле.

Два, огнетушителя порошкового типа 0П-10, расположенные на задней части цистерны.

Компоненты системы заземления и выравнивания потенциалов:

• шунты-перемычки обеспечивают электрический контакт между тягачом, рамой заправочного модуля, цистерной-полуприцепом, а также между отдельными элементами топливного тракта;

• трос заземления;

• трос выравнивания потенциалов;

• цепь заземления на оси цистерны-полуприцепа с алюминиевой полосой на последнем звене.

Так как процесс заправки ВС является мероприятием повышенной опасности,

перечисленные системы служат для снижения рисков, связанных с топливозаправочной деятельностью на всех этапах работ, начиная с заправки цистерны на ТЗК и заканчивая моментом отъезда ТЗА от заправленного ВС. Система фильтрации и сепарации авиатоплива позволяет снизить риски наступления авиационных происшествий.

Снижение рисков - не единственное преимущество современного типа ТЗ. Экономический эффект от использования ТЗА-22-FE можно рассчитать исходя из следующих положений.

• Полный цикл заправки ВС от забора авиатоплива в резервуаре до выдачи его «в крыло» занимает меньше времени при использовании ТЗА-22-FE по сравнению с ТЗ-22. Оценить данный показатель можно на небольшом примере.

ТЗ-22 ТЗА-22-ЕЕ

3 Необходимый объем авиационного топлива, м 20

Время налива цистерны, мин 20 13

Время заправки ВС, мин 12 8

ИТОГО, мин 32 21

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в процессе топливозаправки ТЗА-22-FE позволит сократить длительность операций по забору и заправке авиатоплива «в крыло» на 34%. Следовательно, возможно более эффективное использование парка ТЗА, а также сокращение его численности, что повлечет за собой снижение затрат организации эксплуатанта.

Для авиакомпаний сокращение времени заправки ВС может привести к сокращению времени стоянки на предполетном обслуживании.

• Оператором ТЗА-22-FE является один человек, а не 2, как в ТЗ-22, что сокращает операционные расходы на персонал. Размер экономии зависит от географического положения аэропорта и составляет в среднем 300 тыс.руб. в год на одного оператора ТЗ.

Вопрос выбора типа, а следовательно, и характеристик топливозаправщика является сложной многофакторной задачей, с одной стороны, путем покупки или модернизации мы

сокращаем длительность полного цикла заправки ВС, что в последствии даст возможность для оптимизации парка ТЗА для топливозаправочной компании, а с другой стороны, выльется в дополнительные расходы со стороны авиакомпаний. Необходимо решить задачу выбора варианта достижения необходимых характеристик топливозаправщика либо путем приобретения современного типа, либо за счет модернизации устаревшего. В данном вопросе необходимо проанализировать стоимость данных вариантов, а также досягаемость поставленной задачи, с точки зрения технической возможности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Формуляр топливозаправщика ТЗ-22 на базе автомобиля КрАЗ. - 1993.

2. Описание технических характеристик ТЗА-22-FE, Volvo. - 2008.

3. Сайт: www.knn.h1.ru/tz.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF MAINTAINED TYPES OF AVIATION MOBILE FUELER

Logvin A.I., Dianov A.A.

Factors of distinction of aviation mobile fueler and problems of a choice of type of the mobile fueler are stated.

Key words: aviation mobile fueler, comparative analysis.

Сведения об авторах

Логвин Александр Иванович, 1944 г.р., окончил КГУ (1966), заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии транспорта, доктор технических наук, профессор МГТУ ГА, автор 470 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, навигация и УВД.

Дианов Антон Александрович, 1987 г.р., окончил МГТУ ГА (2009), аспирант МГТУ ГА, область научных интересов - организация процесса топливозаправочной деятельности в системе гражданской авиации, разработка мероприятий по модернизации и оптимизации процесса авиатопливообеспечения ВС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.