Научная статья на тему 'Автомобильные средства транспортирования нефтепродуктов для контейнерных АЗС'

Автомобильные средства транспортирования нефтепродуктов для контейнерных АЗС Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1182
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автомобильные средства транспортирования нефтепродуктов для контейнерных АЗС»

Прохоров В.Ю. АВТОМОБИЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ АЗС

Доставка нефтепродуктов на АЗС в ЛПК осуществляется централизованно автотранспортными предприятиями специализированным автомобильным транспортом: автомобильными цистернами, полуприцепами прицепами - цистернами, контейнерами - цистернами.

Россия в феврале 1993 года присоединилась к Европейскому соглашению по дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). К опасным грузам отнесены все виды нефтепродуктов, которые входят в третий класс «легковоспламеняющихся жидкостей».

Специфические условия использования автотранспорта при перевозке нефтепродуктов с учётом требований ДОПОГ, накладывают особые требования, как к автомобильным средствам, так и к конструкциям их оборудования, а также и особые требования к водителям и обслуживающему персоналу, участвующего в выполнении технологических процессов при погрузке, доставке, выгрузке и хранении нефтепродуктов и специальных жидкостей.

В настоящее время уделяется большое внимание техническому совершенствованию транспортных средств и их оборудованию в части увеличения единичной грузоподъемности, повышения скорости и безопасности движения, ускорению операций по погрузке и выгрузке нефтепродуктов с целью сокращения простоя, повышения производительности и снижения себестоимости перевозок. Для этих целей применяются автопоезда, состоящие из седельных тягачей и полуприцепов - цистерн несущей конструкции или встроенных цистерн на шасси автомобилей рамной конструкции и прицепов - цистерн.

Цистерны (резервуары) изготавливают из стали, сплавов алюминия, пластиков и композитных материалов (стеклопластик). Одной из особенностей автомобильных встроенных цистерн является то, что форма поперечного сечения цистерны может быть круглой, эллиптической и внутри при вместимости свыше 7,5 м3 ( требование ДОПОГ и ГОСТ Р 50913) она должна разделяться поперечными перегородками (волнорезами) на несколько изолированных или сообщающихся секций и отсеков. Форма поперечного сечения цистерны и её деление на отсеки являются главными факторами поперечной и продольной устойчивости автоци-

стерны при движении.

Согласно ГОСТ Р 50913 в зависимости от назначения и транспортной базы устанавливаются следующие типы автоцистерн:

1. Транспортные, предназначенные для транспортирования топлива и масла:

- АЦ (АЦМ) - автоцистерна для топлива ( масла) на базе автомобиля;

- ПЦ (ПЦМ) - прицеп - цистерна для топлива (масла) на базе автоприцепа;

- ППЦ (ППЦМ) - полуприцеп - цистерна для топлива (масла) на базе полуприцепа.

2.Заправочные, предназначенные как для транспортирования топлива и масла, так и для заправки ими

техники:

- АТЗ (АТМЗ) - топливозаправщик (автотопливомаслозаправщик) на базе автомобиля;

- ПТЗ (ПТМЗ) - прицеп - топливозаправщик (автотопливомаслозаправщик) на базе автоприцепа;

- ППТЗ (ППТМЗ) - полуприцеп - топливозаправщик (автотопливомаслозаправщик) на базе полуприцепа.

К сборочным единицам автомобильной цистерны для перевозки нефтепродуктов относится следующее

оборудование:

- резервуар, служащий ёмкостью для нефтепродуктов;

- дыхательный клапан (установлен в верхней части резервуара), служащий для выпуска газов при

наливе горючего или для выпуска воздуха при сливе горючего;

- поплавковый указатель уровня с ограничителем налива (установлен внутри резервуара) служащий для предохранения резервуара от переполнения нефтепродуктами;

- насос СЦН-60 для слива (налива) нефтепродуктов.

Основными требованиями применительно к автомобильным средствам транспортирования нефтепродуктов являются: требования назначения, требования надежности, требования к конструкции.

Автоцистерны должны отвечать требованиям технических условий (ТУ) и нормативно-технической документации на конкретное изделие для перевозки определенного класса нефтепродуктов. Автоцистерны должны быть калиброваны с указанием номинальной вместимости. В эксплуатационной документации должны быть сведения о мерах взрывопожароопасности, ядовитости и токсичности перевозимых нефтепродуктов. Технологическое оборудование автоцистерн изготавливают из материалов, имеющих удельное электрическое сопротивление не более 10 Ом-м во избежание накопления статического электричества. Выпускная труба глушителя двигателя автоцистерн должна быть вынесена в правую сторону вперед и ее конструкция должны обеспечивать возможность установки объемного искрогасителя.

Особое требование касается сварных швов к их длине, крепежным элементам, дыхательным устройствам. Каждая автоцистерна должна быть укомплектована оборудованием предусмотренным гидравлической, кинематической, пневматической и электрической схемами.

Все работы по обслуживанию и эксплуатации транспортных средств и их оборудования должны производиться при исправности и готовности средств пожаротушения, нейтрализации и оказания первой помощи пострадавшему в случае аварии или дорожно-транспортном происшествии.

Организация передвижения транспортных средств при перевозке нефтепродуктов осуществляется автотранспортным предприятием или автотранспортным подразделением нефтяных компаний, доставляющих нефтепродукты на КАЗС по утвержденному маршруту в соответствии с правилами дорожного движения. При ограниченной видимости до 300 м (туман, дождь, снегопад) перевозка нефтепродуктов может быть запрещена.

Наиболее удобно, применительно к ЛПК, использование для транспортировки нефтепродуктов полупри-цепов-цистер имеющих секционные перегородки, позволяющие одновременно производить доставку двух видов нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо). Например, полуприцеп-цистерна ППЦ-16-64221 на базе тягача МАЗ364221 или автоцистерна АЦ-7,5-43101 с прицепом-цистерной ПЦ-7,4-8308 базовое шасси КАМАЗ-43101. Кратность объемов цистерн 8м3; 7,4м3; 7,5м3 позволяет использовать полный слив нефтепродуктов в КАЗС (2*9м3).

ЛИТЕРАТУРА

1. Зазуля А.Н., Нагорнов С.А., Остриков В.В., Голубев И.Г. Нефтепродукты, оборудование нефтескладов и заправочные комплексы. - М.: Информагротех, 1999.- 174с.

2. Коноваленко В.Г. Системы обеспечения нефтепродуктами. - М.: Недра, 1982. 237 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.