Прохоров В.Ю. АВТОМОБИЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ АЗС
Доставка нефтепродуктов на АЗС в ЛПК осуществляется централизованно автотранспортными предприятиями специализированным автомобильным транспортом: автомобильными цистернами, полуприцепами прицепами - цистернами, контейнерами - цистернами.
Россия в феврале 1993 года присоединилась к Европейскому соглашению по дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). К опасным грузам отнесены все виды нефтепродуктов, которые входят в третий класс «легковоспламеняющихся жидкостей».
Специфические условия использования автотранспорта при перевозке нефтепродуктов с учётом требований ДОПОГ, накладывают особые требования, как к автомобильным средствам, так и к конструкциям их оборудования, а также и особые требования к водителям и обслуживающему персоналу, участвующего в выполнении технологических процессов при погрузке, доставке, выгрузке и хранении нефтепродуктов и специальных жидкостей.
В настоящее время уделяется большое внимание техническому совершенствованию транспортных средств и их оборудованию в части увеличения единичной грузоподъемности, повышения скорости и безопасности движения, ускорению операций по погрузке и выгрузке нефтепродуктов с целью сокращения простоя, повышения производительности и снижения себестоимости перевозок. Для этих целей применяются автопоезда, состоящие из седельных тягачей и полуприцепов - цистерн несущей конструкции или встроенных цистерн на шасси автомобилей рамной конструкции и прицепов - цистерн.
Цистерны (резервуары) изготавливают из стали, сплавов алюминия, пластиков и композитных материалов (стеклопластик). Одной из особенностей автомобильных встроенных цистерн является то, что форма поперечного сечения цистерны может быть круглой, эллиптической и внутри при вместимости свыше 7,5 м3 ( требование ДОПОГ и ГОСТ Р 50913) она должна разделяться поперечными перегородками (волнорезами) на несколько изолированных или сообщающихся секций и отсеков. Форма поперечного сечения цистерны и её деление на отсеки являются главными факторами поперечной и продольной устойчивости автоци-
стерны при движении.
Согласно ГОСТ Р 50913 в зависимости от назначения и транспортной базы устанавливаются следующие типы автоцистерн:
1. Транспортные, предназначенные для транспортирования топлива и масла:
- АЦ (АЦМ) - автоцистерна для топлива ( масла) на базе автомобиля;
- ПЦ (ПЦМ) - прицеп - цистерна для топлива (масла) на базе автоприцепа;
- ППЦ (ППЦМ) - полуприцеп - цистерна для топлива (масла) на базе полуприцепа.
2.Заправочные, предназначенные как для транспортирования топлива и масла, так и для заправки ими
техники:
- АТЗ (АТМЗ) - топливозаправщик (автотопливомаслозаправщик) на базе автомобиля;
- ПТЗ (ПТМЗ) - прицеп - топливозаправщик (автотопливомаслозаправщик) на базе автоприцепа;
- ППТЗ (ППТМЗ) - полуприцеп - топливозаправщик (автотопливомаслозаправщик) на базе полуприцепа.
К сборочным единицам автомобильной цистерны для перевозки нефтепродуктов относится следующее
оборудование:
- резервуар, служащий ёмкостью для нефтепродуктов;
- дыхательный клапан (установлен в верхней части резервуара), служащий для выпуска газов при
наливе горючего или для выпуска воздуха при сливе горючего;
- поплавковый указатель уровня с ограничителем налива (установлен внутри резервуара) служащий для предохранения резервуара от переполнения нефтепродуктами;
- насос СЦН-60 для слива (налива) нефтепродуктов.
Основными требованиями применительно к автомобильным средствам транспортирования нефтепродуктов являются: требования назначения, требования надежности, требования к конструкции.
Автоцистерны должны отвечать требованиям технических условий (ТУ) и нормативно-технической документации на конкретное изделие для перевозки определенного класса нефтепродуктов. Автоцистерны должны быть калиброваны с указанием номинальной вместимости. В эксплуатационной документации должны быть сведения о мерах взрывопожароопасности, ядовитости и токсичности перевозимых нефтепродуктов. Технологическое оборудование автоцистерн изготавливают из материалов, имеющих удельное электрическое сопротивление не более 10 Ом-м во избежание накопления статического электричества. Выпускная труба глушителя двигателя автоцистерн должна быть вынесена в правую сторону вперед и ее конструкция должны обеспечивать возможность установки объемного искрогасителя.
Особое требование касается сварных швов к их длине, крепежным элементам, дыхательным устройствам. Каждая автоцистерна должна быть укомплектована оборудованием предусмотренным гидравлической, кинематической, пневматической и электрической схемами.
Все работы по обслуживанию и эксплуатации транспортных средств и их оборудования должны производиться при исправности и готовности средств пожаротушения, нейтрализации и оказания первой помощи пострадавшему в случае аварии или дорожно-транспортном происшествии.
Организация передвижения транспортных средств при перевозке нефтепродуктов осуществляется автотранспортным предприятием или автотранспортным подразделением нефтяных компаний, доставляющих нефтепродукты на КАЗС по утвержденному маршруту в соответствии с правилами дорожного движения. При ограниченной видимости до 300 м (туман, дождь, снегопад) перевозка нефтепродуктов может быть запрещена.
Наиболее удобно, применительно к ЛПК, использование для транспортировки нефтепродуктов полупри-цепов-цистер имеющих секционные перегородки, позволяющие одновременно производить доставку двух видов нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо). Например, полуприцеп-цистерна ППЦ-16-64221 на базе тягача МАЗ364221 или автоцистерна АЦ-7,5-43101 с прицепом-цистерной ПЦ-7,4-8308 базовое шасси КАМАЗ-43101. Кратность объемов цистерн 8м3; 7,4м3; 7,5м3 позволяет использовать полный слив нефтепродуктов в КАЗС (2*9м3).
ЛИТЕРАТУРА
1. Зазуля А.Н., Нагорнов С.А., Остриков В.В., Голубев И.Г. Нефтепродукты, оборудование нефтескладов и заправочные комплексы. - М.: Информагротех, 1999.- 174с.
2. Коноваленко В.Г. Системы обеспечения нефтепродуктами. - М.: Недра, 1982. 237 с.