Научная статья на тему 'Особенности автоматизации заряжания в самоходном артиллерийском орудии'

Особенности автоматизации заряжания в самоходном артиллерийском орудии Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
198
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНАРЯД / КАЛИБР / СКОРОСТРЕЛЬНОСТЬ / ПНЕВМОТРАНСПОРТ / АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ / ПНЕВМОСИСТЕМА / PROJECTILE / CALIBER / RATE OF FIRE / PNEUMATIC TRANSPORT / LOADING MECHANISM / PNEUMATIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Александров Александр Юрьевич, Стешов Вадим Валерьевич

Рассмотрен вариант повышения интенсивности огня самоходного артиллерийского орудия путем повышения скорострельности за счет автоматизации заряжания нетрадиционным способом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Александров Александр Юрьевич, Стешов Вадим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LOADING AUTOMATION IN SELF-PROPELLED GUNS

An option of raising fire intensity of a self-propelled gun by increasing the rate of fire due to the non-traditional techniques of loading automation is dealt with.

Текст научной работы на тему «Особенности автоматизации заряжания в самоходном артиллерийском орудии»

Sinelnicov Eduard Gennadievich, senior researcher, vka@mil.ru, Russia, Saint-Petersburg, Military Space Academy

УДК 623.418

ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗАРЯЖАНИЯ В САМОХОДНОМ АРТИЛЛЕРИЙСКОМ ОРУДИИ

А.Ю.Александров, В.В. Стешов

Рассмотрен вариант повышения интенсивности огня самоходного артиллерийского орудия путем повышения скорострельности за счет автоматизации заряжания нетрадиционным способом.

Ключевые слова: снаряд, калибр, скорострельность, пневмотранспорт, автомат заряжания, пневмосистема.

Требования, предъявляемые к перспективным самоходным артиллерийским орудиям среднего и крупного калибров, предусматривают создание на высокоманевренном шасси автономного автоматизированного орудия с интенсивностью огня и эффективностью поражающего действия, значительно превышающие на сегодняшний день.

Это должно реализоваться, в том числе, за счёт:

- минимального времени нахождения на одной огневой позиции;

- максимального сокращения времени готовности к открытию огня с марша (на подготовленной огневой позиции) и при нахождении на огневой позиции;

- повышения прицельной скорострельности в 1,5.. .2 раза.

Выполнение вышеуказанных требований возможно только за счет

полной автоматизации процесса заряжания - создания автомата заряжания (АЗ).

АЗ с необходимыми параметрами транспортирования как средство автоматизации, позволяющее значительно сократить продолжительность заряжания, получить возможность выйти на качественно новый уровень проектирования артвооружения.

В настоящее время в России самоходные артиллерийские орудия (САО) среднего и крупного калибров только механизированы, например 2С3М1, или частично автоматизированы, например 2С19М2.

198

Для транспортирования выстрела или элемента выстрела (в случае раздельного заряжания) как операции, определяющей техническую скорострельность, в этих орудиях применяются довольно сложные устройства досылки. Для передачи усилия от приводных электродвигателей или гидромотора к элементу выстрела задействована совокупность достаточно сложных устройств, изготовление которых трудоемко, требует высокой точности изготовления деталей и их использование сложно в эксплуатации (рис. 1, 2). Устройство досылки имеет значительную массу.

Рис. 1. Схема устройства досылки (традиционного типа) элементов

выстрела в ствол (вид слева)

Рис. 2. Схема устройства досылки (традиционного типа) элементов

выстрела в ствол (вид справа)

199

Составная часть устройства досылки (цепь), непосредственно воздействующая на элемент выстрела, также имеет сложную конструкцию (рис. 3), требует дополнительное место для хранения в исходном состоянии.

С учетом этого максимальная скорострельность орудия не превышает 8 выстрелов в минуту.

Рис. 3. Схема цепи устройства досылки (традиционного типа)

Создание автомата заряжания на основе таких механизмов транспортирования элементов выстрела невозможно ввиду наличия обратных ходов, сложности конструкции и ограничения скорости перемещения исполнительных устройств.

Для повышения скорострельности в 1,5...2 раза необходимо исключить паразитные ходы и упростить конструкцию.

Анализ способов транспортирования, исключающих вышеуказанные паразитные операции, указывает на возможность использования энергии взрыва или энергии сжатого воздуха, непосредственно передающейся транспортируемому объекту.

Самым удобным и практически единственным способом транспортирования элементов выстрела в автомате заряжания перспективного (САО) среднего и крупного калибров остается пневмотранспорт.

Для осуществления транспортирования таким способом необходимо наличие на борту источника сжатого воздуха, клапанных устройств подачи сжатого воздуха и элементов тракта в виде труб.

200

В связи с этим на сегодняшний день задача автоматизации заряжания САО среднего и крупного калибров решается с применением принципа пневмотранспорта на всех участках транспортирования элементов выстрела.

В частности, для транспортирования элементов выстрела в ствол устройство досылки состоит из ресивера с клапанным устройством, расположенным в качающейся части (рис. 4), которое стыкуется перед досылкой с лотком соответствующего маятника-согласователя. После этого подается сжатый воздух к хвостовой части элемента выстрела, находящегося в лотке. В результате воздействия воздухом элемент выстрела транспортируется в ствол.

Рис. 4. Вид пневмотранспортного устройства досылки элементов выстрела в ствол

Конструкция досылающего устройства проста, изготовление деталей не требует высокой точности, паразитные ходы исключаются. Для снижения массы досылающего устройства возможно использование легких сплавов и полимерных материалов.

Таким образом, оснащение САО среднего и крупного калибров пневмотранспортным автоматом заряжания позволит значительно увеличить интенсивность огня, снизить трудоемкость изготовления и массово-габаритные показатели составных частей.

Александров Александр Юрьевич, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, Аккжп^гоу kgta@mgil.ru, Россия, Ковров, Ковровская государственная технологическая академия имени В.А. Дегтярева,

Стешов Вадим Валерьевич, канд. техн. наук, доц., vadimvs52@,mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный технический университет имени. Р.Е. Алексеева

PECULIARITIES OF LOADING AUTOMATION IN SELF-PROPELLED GUNS

A.Y. Aleksandrov, V.V.Steshov

An option of raising fire intensity of a self-propelled gun by increasing the rate of fire due to the non-traditional techniques of loading automation is dealt with.

Key words: Projectile, caliber, rate of fire, pneumatic transport, loading mechanism, pneumatic system.

Aleksandrov Aleksandr Yurievich, doctor of technical science, professor, head of department Aleksandrov kgta@,mail.ru, Russia, Kovrov, Kovrov State Technological Academy named after V.A.Degtyarev,

Steshov Vadim Valerievich, candidate of technical science, docent, va-dimvs52@,mail. ru, Russia, Nizhni Novgorod, the Nizhni Novgorod State Technical University named after R. Y. Alekseev

УДК 623.1.7

АВТОТОПЛИВОЗАПРАВЩИК МАССОВОЙ ВЫДАЧИ И МОДЕЛИ ВАРИАНТОВ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

Ю.Н. Пирогов, Ф.Е. Шарыкин, В.В. Безручкин, Г.Е. Шарыкин

Представлены материалы анализа основных военно-технических свойств и эффективности применения автотопливозаправщика массовой выдачи в сравнении с другими автотопливозаправщиками общевойскового назначения, выполненного с использованием статистической математической модели их применения в соответствии с функциональным и штатным предназначением.

Ключевые слова: автотопливозаправщик, технические средства, служба горючего, современный образец, массовая выдача, статистическая математическая модель.

Служба горючего Вооружённых сил Российской Федерации, играя важнейшую роль в обеспечении боевой готовности войск и решении боевых задач, фактически является службой боевого обеспечения, в связи с чем требования к ее боевой готовности и техническому оснащению должны соответствовать задачам, решаемым обеспечиваемыми подразделениями, частями и соединениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.