Научная статья на тему 'ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ'

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1060
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ВОЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / АВТОМОБИЛЬНОЕ БАЗОВОЕ ШАССИ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ОБРАЗЦЫ / ВООРУЖЕНИЕ / ВОЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / БРОНИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ / ЕДИНАЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ARMED FORCES / DEVELOPMENT TRENDS / MILITARY AUTOMOBILE EQUIPMENT / OPERATIONAL-TACTICAL TASK / BASE AUTOMOBILE CHASSIS / ADVANCED SPECIMENS / ARMAMENTS / MILITARY AND SPECIALIZED EQUIPMENT / PERFORMANCE CHARACTERISTICS / ARMORED VEHICLES / UNIFORM MILITARY-TECHNOLOGY POLICY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Панькин Виктор Петрович, Ходосовский Юрий Воиславович, Челянов Эдуард Ринадович

Рассмотрены особенности военно-технического характера, влияющие на оптимизацию направлений развития военной автомобильной техники, используемой для укомплектования вновь создаваемых и переоснащения существующих частей и соединений Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Панькин Виктор Петрович, Ходосовский Юрий Воиславович, Челянов Эдуард Ринадович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MILITARY-TECHNOLOGICAL ASPECTS OF PROGRESS IN MILITARY AUTOMOBILE EQUIPMENT

The paper examines the military-technological features that affect optimization of the development trends in military automobiles used to equip newly created units and formations and to re-equip the existing ones in the Armed Forces of the Russian Federation in the current conditions.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

Военно-технические аспекты развития военной автомобильной техники

Полковник запаса В.П. ПАНЬКИН, кандидат военных наук

Полковник запаса Ю.В. ХОДОСОВСКИЙ, кандидат технических наук

Полковник запаса Э.Р. ЧЕЛЯНОВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрены особенности военно-технического характера, влияющие на оптимизацию направлений развития военной автомобильной техники, используемой для укомплектования вновь создаваемых и переоснащения существующих частей и соединений Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях.

The paper examines the military-technological features that affect optimization of the development trends in military automobiles used to equip newly created units and formations and to re-equip the existing ones in the Armed Forces of the Russian Federation in the current conditions.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Вооруженные Силы, направления развития, военная автомобильная техника, оперативно-тактическая задача, автомобильное базовое шасси, перспективные образцы, вооружение, военная и специальная техника, тактико-технические характеристики, бронированные автомобили, единая военно-техническая политика.

Armed Forces, development trends, military automobile equipment, operational-tactical task, base automobile chassis, advanced specimens, armaments, military and specialized equipment, performance characteristics, armored vehicles, uniform military-technology policy.

ЗА 5000 ЛЕТ на Земле произошло более 14 тысяч различных войн. За все это время историки насчитывают лишь 300 абсолютно мирных лет1. В докладе начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) генерала армии В.В. Герасимова на заседании открытой Военной коллегии Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) 7 ноября 2017 года было отмечено, что «одной из приоритетных задач ВС РФ в современных условиях становится завершение формирования самодостаточных межвидовых группировок войск (сил) общего назначения, способных успешно решать боевые задачи в прогнозируемых вооруженных конфликтах различной интенсивности на всех стратегических направлениях»2.

Одной из важнейших задач развития организационных структур воинских формирований в ближайшей перспективе становится последовательное обновление парка вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Особую значимость в области оптимизации направлений развития военной автомобильной техники (ВАТ) приобретают исследования, связанные с анализом структуры, состава и содержания задач, возлагаемых на перспективные образцы при подготовке и в ходе современных и прогнозных боевых действий войск. Своеобразие задач, возлагаемых на ВАТ, заключается в том, что и в перспективе автомобильные базовые шасси (АБШ) будут относиться к продукции военного назначения, свойства которой не могут характеризоваться в полной мере эффектом от ее применения, а выражаются качеством, интегрально отражающим достигнутые значения тактико-технических характеристик (ТТХ). То есть за редким исключением особенность шасси состоит в том, что оно не участвует непосредственно в нанесении прямого ущерба противнику посредством воздействия на его ВВСТ, личный состав и инфраструктуру. Суть оперативно-тактической задачи образцов ВАТ состоит в том, чтобы переместить (перевезти, отбуксировать, эвакуировать) объект ВВСТ, материально-технические средства и личный состав в заданном количестве, в указанный пункт (район) к установленному времени в объективно сложившихся условиях внешней среды и воздействующих факторов оружия, обеспечить своевременное и в полном объеме применение объектов ВВСТ по назначению в соответствии с требованиями тактико-технического задания к образцу ВАТ3.

Расширение в перспективе круга задач и областей использования ВАТ в ВС РФ несомненно повлечет за собой необходимость в своевременном

и непрерывном уточнении в новых разработках специальных требований к образцам по обеспечению их приемлемой живучести, комплексной защищенности (стойкости и малозаметности), приспособленности к установке (монтажу) новых видов ВВСТ и обеспечению возможности их эффективного применения в бою. Сегодня как никогда стоит задача, которая заключается в том, чтобы вновь разрабатываемые конструкции основных видов и типов образцов ВАТ по основным ТТХ в полной мере соответствовали бы аналогичным характеристикам монтируемых на них ВВСТ, в том числе и таким, как надежность и живучесть. Суть решения проблемы заключается в том, чтобы исключить случаи невыполнения задачи монтируемыми на ВАТ дорогостоящими и эффективными ВВСТ по причине преждевременного выхода из строя базового шасси. В ряде случаев события выхода из строя ВВСТ и обеспечивающих его применение средств могут быть одновременными по месту, времени и трудозатратам восстановительных работ.

Повышение надежности ВАТ возможно за счет внедрения встроенных систем диагностирования и предупреждения о предельном износе составных частей образцов. Другим показателем, характеризующим одновременность наступления такого события, является приемлемое значение потенциала живучести базового шасси. Свойства, характеризующие потенциал живучести образца ВАТ, проявляются через его предельные возможности, определяемые интегральным показателем максимального объема задач, которые может выполнить образец при применении по своему функциональному назначению. На этапе разработки ВАТ задачей в области оптимизации значений потенциала живучести является учет прогнозных условий оперативно-так-

тической обстановки до момента поражения базового шасси противником или расчет времени выполнения им обеспечивающих задач, обусловленных особенностями применения установленного на базовом шасси подвижного объекта ВВСТ.

Одним из начальных условий успешного решения задач повышения потенциала живучести является достаточность уровня отечественных разработок в рамках научно-технического и производственно-технологического заделов в области повышения комплексной защищенности базовых шасси. Опыт, полученный в ходе вооруженных конфликтов последних десятилетий, показывает, что в ряде случаев для успешного решения поставленных в них задач и повышения живучести отдельных образцов техники, целесообразным является использование высокомобильных, бронированных машин, предназначенных для уверенного движения по дорогам и местности, обеспечивая при этом надежный уровень защиты личного состава, BBCT и материальных ресурсов.

В настоящее время в 26 странах мира состоят на вооружении или разрабатываются более 120 типов бронированных автомобилей. Государства, не имеющие собственных разработок, закупают эту технику в других странах, а некоторые государства даже при наличии собственных разработок приобретают значительные партии наиболее удачных образцов бронеавтомобилей за рубежом4.

Руководство МО РФ рассматривает разработку бронированных машин как одно из приоритетных направлений повышения боеспособности войск. Расширение областей применяемости защищенных автомобилей возможно при решении ими специальных задач в составе общевойсковых формирований родов войск и видов ВС, Сил специальных опера-

ций (ССО), способных обеспечить перевозку личного состава под броневой защитой в районы развертывания и последующего ведения боевых действий. В перспективе они способны придать войскам необходимые в современных условиях защищенность и маневренность, усилить огневую мощь подразделений и позволяют тесно взаимодействовать с боевыми машинами пехоты и бронетранспортерами. В обозримом будущем на бронированный автомобиль могут возлагаться такие задачи, как обеспечение: уничтожения живой силы; поражения легкобронированных и небронированных объектов противника; ведения личным составом огня из машины и огневой поддержки его во время спешивания. Подразделения на бронированных автомобилях будут способны решать задачи, присущие завершающим действиям в бою — уничтожение остатков войск противника и овладение территорией с последующим использованием их в качестве поддержки основных сил в зонах, прилегающих к линии фронта (боевого соприкосновения войск). Могут использоваться в полном объеме в некоторых родах войск,

Расширение в перспективе круга задач и областей использования ВАТ в ВС РФ несомненно повлечет за собой необходимость в своевременном и непрерывном уточнении в новых разработках специальных требований к образцам по обеспечению их приемлемой живучести, комплексной защищенности (стойкости и малозаметности), приспособленности к установке (монтажу) новых видов ВВСТ и обеспечению возможности их эффективного применения в бою.

при решении задач в органах управления, частями и подразделениями в разведке, охранении и патрулировании, военной полиции, ССО, а специально оборудованные — для хранения и подвоза оружия, боеприпасов, других материально-технических средств и эвакуации раненых. Решение подобных задач в районах с особыми условиями эксплуатации (Заполярье и Арктическая зона России) возможно за счет укомплектования соединений и частей, дислоцированных в этих районах (взамен боевых машин пехоты и бронетранспортеров), снегоболотоходны-ми транспортно-тяговыми военными гусеничными машинами, обладающими наилучшими для указанной местности параметрами проходимости и эргономическими показателями.

Тенденция непрерывной оптимизации значений показателей ТТХ ВАТ не является самоцелью. В перспективе ВАТ сохранит и в достаточной степени усилит свое значение как составная часть системы вооружения и подсистем всестороннего обеспечения боевых действий войск, поэтому от технического уровня базового шасси во многом зависят успех выполнения боевой задачи, способность образцов (комплексов) ВВСТ в полной мере реализовывать свои потенциальные возможности.

Автомобильные базовые шасси, являясь самым массовым видом военной техники в ВС РФ, предопределяют вместе с тем значительные сложности в формировании единой военно-технической политики в отношении их развития. С одной стороны, очевидна невозможность разработки полностью унифицированных семейств шасси под монтаж всего спектра ВВСТ. С другой стороны, также нереалистичными являются попытки полностью учесть в современных условиях особенности конструкции всех ВВСТ, монтируемых (устанавливаемых) на АБШ.

В результате возникает сложная проблема поиска компромисса между унификацией и специализацией шасси под монтаж ВВСТ, так как чрезмерно высокий уровень унификации приводит к неудовлетворительному уровню реализации отдельных специальных свойств (требований) в конструкции АБШ.

Детальный анализ с последующей оценкой задач, решаемых в бою (операции) подразделениями, частями и соединениями, позволяет выявить особенности и установить основополагающие закономерности по формированию военно-технической политики в отношении развития ВАТ.

Начальным условием, определяющим направления развития, является решение задач по реализации в полном объеме возможности монтажа на базе ВАТ вновь разрабатываемых (модернизированных) образцов и комплексов ВВСТ. Успешное решение задач монтажа обеспечивается: стремлением к достижению малога-баритности и компактности составных частей базового шасси и объекта ВВСТ; созданием приемлемых

Руководство МО РФ рассматривает разработку бронированных машин как одно из приоритетных направлений повышения боеспособности войск. Расширение областей применяемости защищенных автомобилей возможно при решении

ими специальных задач в составе общевойсковых формирований родов войск и видов ВС, Сил специальных операций, способных обеспечить перевозку личного состава под броневой защитой в районы развертывания и последующего ведения боевых действий. В перспективе они способны придать войскам необходимые в современных условиях защищенность и маневренность, усилить огневую мощь подразделений.

условий для размещения и длительной работы экипажа; доступностью и удобством монтажа, обслуживания и ремонта основных механизмов и систем базового шасси и ВВСТ; оптимальностью решений по размещению составных частей базового шасси и ВВСТ с целью обеспечения рациональной нагрузки на оси и снижения центра масс по высоте.

Анализ исследований5 показывает, что в ближайшей перспективе темпы разработки и серийного производства принципиально новых систем огневого воздействия на противника будут менее интенсивными по сравнению с темпами оснащения войск наземными подвижными ВВСТ для всестороннего обеспечения боевых действий. Тенденция повышения роли средств автоматизированных систем управления (АСУ) войсками и оружием, средств разведывательно-информационного обеспечения, разведки, управления, связи, навигации, опознавания, защиты и маскировки приведет к росту номенклатуры ВВСТ, монтируемых на ВАТ. Важной задачей следует считать и обеспечение возможности монтажа ВВСТ на ВАТ с возросшими значениями массы и габаритов для укомплектования вновь создаваемых соединений и частей, а также формирований, входящих в состав так называемого «армейского комплекта» общевойсковых и танковых армий, как вариант, включающего: бригаду управления, артиллерийскую бригаду, бригаду противовоздушной обороны, разведывательную бригаду, бригаду материально-технического обеспечения, инженерный полк и полк радиационной, химической и биологической защиты6.

Успешная реализация комплексных задач позволит обеспечить в ряде случаев перерастание отдельных видов боевого обеспечения в специальные боевые действия, что

в значительной мере повлияет на будущий облик, номенклатуру и потребное количество в унифицированных семействах ВАТ. Следовательно, можно предположить, что в ряде случаев по требованию генерального заказчика может быть принято решение о необходимости создания и организации специализированного производства образцов ВАТ с опережающими техническими решениями, включая силовые установки, основные комплектующие изделия и материалы.

Успешное решение задач при реализации монтажа на ВАТ всего потребного спектра перспективных, наземных, подвижных образцов (комплексов) ВВСТ предполагает одновременное решение проблем, связанных с обеспечением их подвижности и возможности транспортирования. Обеспечение гарантированного передвижения единичного или в составе автопоезда образца ВАТ по дорогам и местности, при соблюдении установленных требованиями значений по скорости (времени) движения, снаряженной массе и тяговым усилиям в различных физико-географических условиях, решается на стадии проектирования ВАТ (при разработке технического задания, технического предложения, технического проекта, рабочей конструкторской документации) и корректируется в опытных образцах, при выпуске установочных серий и на начальных этапах серийного производства. В более широком понимании термин, характеризующий «подвижность», — это показатель комплексного свойства образца ВАТ, который проявляется через его предельные возможности при условии гарантированного передвижения, характеризуемый интегральным показателем максимального объема задач, которые может выполнить образец при применении по своему функциональному (целевому) назначению в заданных (расчетных) усло-

виях оперативно-тактической обстановки за время своего существования до момента поражения противником, либо за установленное время выполнения присущих ему задач в пределах жизненного цикла7. Решение задачи обеспечения ВАТ оперативно-тактической подвижности подразделений и частей обусловлено требованием приспособленности войск к ведению автономных, высокоманевренных боевых действий, в том числе на изолированных направлениях, в отрыве от главных сил в сложных физико-географических условиях и включает обеспечение: способности ВАТ к быстрому и своевременному передвижению; развертывания ВВСТ в районах боевого применения; своевременного маневра ВВСТ до начала и в ходе боевых действий. Высокая оперативно-тактическая подвижность подразделений, частей и соединений обеспечивается высокими тягово-скоростными свойствами состоящих на укомплектовании войск образцов ВАТ, их проходимостью по грунтовым дорогам, колонным путям и местности, приспособленностью машин к совершению форсированных маршей с высокими средними скоростями движения.

В перспективе основными направлениями в области совершенствования конструкции ВАТ, способствующими повышению оперативно-тактической подвижности войск, являются8:

• увеличение значений средних скоростей движения образцов по пересеченной местности с 25—30 км/ч до 40—45 км/ч;

• обеспечение за счет применения регулируемой подвески изменения дорожного просвета с максимальным значением в пределах до 450 мм;

• предусмотрение в конструкции ряда перспективных образцов возможности осуществления крена и дифферента шасси;

• применение длинноходовой независимой подвески, обеспечивающей динамический ход колеса до 450 мм;

• обеспечение применения ВВСТ по назначению как на месте, так и при движении за счет конструктивных усовершенствований рамы и подвески;

• обеспечение показателей плавности хода, проходимости, устойчивости, управляемости и тормозных качеств прицепных систем автопоездов по дорогам любых категорий и бездорожью не ниже значений аналогичных показателей основного тягача;

• обеспечение ВАТ силовыми установками с требуемым техническим уровнем, обеспечивающим удельную мощность — 20 л.с./т и более;

• обеспечение проходимости за счет углов свеса в пределах 40—45 %, шин с рисунком высокой проходимости и систем регулирования давления воздуха в них.

Комплексное решение задач по обеспечению достаточного потенциала подвижности ВВСТ на ВАТ позволит реально и в сжатые сроки осуществлять переход от оперативно-тактической подвижности войск к стратегической подвижности и наоборот. В последнее время термин «стратегическая подвижность» тесно ассоциируется с понятием «транспортирование». Оба понятия характеризуют степень конструктивной способности отдельного образца ВАТ к перевозкам авиационным, железнодорожным, морским и речным транспортами, а также на специализированных и магистральных автопоездах на значительные расстояния в установленные место и время. Основу стратегической подвижности составляют авиационные перевозки, предъявляющие ряд специальных требований к ВАТ, основными из которых являются: обеспечение конструктивной возможности к авиатранспортированию до 100 % подвижного наземного ВВСТ

на ВАТ, состоящих на укомплектовании отдельных частей и подразделений; обеспечение работоспособности образцов после транспортирования на высотах до 10 тысяч метров в негерметичных отсеках летательных аппаратов; приспособленность образцов ВАТ к парашютному десантированию, в том числе без парашютных платформ; приспособленность определенной доли образцов к транспортированию на внешнем подвесе вертолетов9.

Задачи, возлагаемые на образец ВАТ и объекты ВВСТ, отличаются своим содержанием и имеют определенную иерархию в соответствии с их местом в системах вооружения войсковых формирований, а именно: задачи, решаемые непосредственно образцом ВАТ в соответствии с его функциональным назначением и принципом действия; задачи, решаемые подвижным комплексом ВВСТ, в котором ВАТ является составной частью комплекса; задачи, решаемые подразделением, частью с использованием образцов ВАТ, комплексов ВВСТ на ВАТ и объектов ВВСТ на иных базовых шасси. Следовательно, в одних случаях образец ВАТ самостоятельно выполняет свои непосредственные задачи (как наземная техническая транспортная система), в других — вносит определенный вклад в решение задач соответствующего уровня. В большинстве случаев образец ВАТ со смонтированным или размещенным на нем (или на прицепной системе) объектом ВВСТ выполняет двуединую задачу, суть которой состоит в следующем: своевременно переместить объект ВВСТ с одного установленного ранее места на другое; внести определенный вклад в обеспечение функционирования и применения ВВСТ по назначению (дать энергию объекту от основного двигателя, создать приемлемые условия жизнедеятельности водителю, расчету, обеспечить надежную

Тенденция непрерывной оптимизации значений показателей ТТХ ВАТ не является самоцелью. В перспективе ВАТ сохранит и в достаточной степени усилит свое значение как составная часть системы вооружения и подсистем всестороннего обеспечения боевых действий войск, поэтому от технического уровня базового шасси во многом зависят успех выполнения боевой задачи, способность образцов

(комплексов) ВВСТ в полной меререализовывать свои потенциальные возможности.

защиту личного состава и вооружения от воздействующих факторов внешней среды и оружия противника). В данном случае режим функционирования включает совокупность необходимых нормативных действий для обеспечения основных качеств (свойств) и уровней реализации потенциальных возможностей вооружения, согласование основных функций в пространстве и времени при соблюдении норм вспомогательного обеспечения основной функции и поддержании работоспособного состояния основных элементов систем ВВСТ.

Немаловажными факторами, оказывающими влияние на направления развития ВАТ, являются: принадлежность ВАТ к тому или иному роду войск с учетом весомости (важности) смонтированных на ней ВВСТ; роль и место ВВСТ в поддержании степени боеспособного состояния войскового формирования; место в боевом порядке (оперативном построении) войск; временные значения показателей и требования боевых уставов применения ВВСТ по назначению; особенности процессов управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения боевых действий войск.

В Вооруженных Силах Российской Федерации ВАТ наряду с задачами связанными с организацией и обеспечением процессов повседневной деятельности войск, успешно решает и специфические задачи в зависимости от принадлежности к тому или иному виду и роду войск. На первый план выходит комплекс задач для ВАТ, содержание которых включает:

• обеспечение возможности своевременного (заблаговременного, упреждающего) занятия войсковыми формированиями выгодного положения для последующего выполнения поставленных перед ними задач;

• быстроту развертывания сил и средств в боевой порядок;

• обеспечение постоянной готовности ВВСТ к действию.

Кроме того, задачи, решаемые ВАТ в ВС РФ, заключаются в обе-спечении10:

• подвижности буксируемых и самоходных ракетных комплексов, артиллерийских и зенитных систем в районах основных и запасных стартовых и огневых позиций, на рубежах развертывания, районах сосредоточения и маршрутах (направлениях перемещения);

• своевременного перестроения обеспечивающих сил и средств в соответствии с характером действий прикрываемых войск;

Задачи, возлагаемые на образец военной автомобильной техники и объекты вооружения, военной и специальной техники, отличаются

своим содержанием и имеют определенную иерархию в соответствии с их местом в системах вооружения войсковых формирований.

• постоянной готовности систем вооружения к действию на месте и в движении, своевременного перевода частей и подразделений из одной степени готовности в другую;

• работы подразделений и частей по разведке местности и противника, радиолокационной и звукометрической разведок;

• функционирования метеорологических формирований и подразделений топографической привязки с определением координат объектов и целей;

• работы передовых постов артиллерии, перевозок личного состава артиллерийских расчетов;

• хранения и подвоза ракет и боеприпасов транспортными, транс-портно-заряжающими и транспор-тно-загрузочными машинами;

• процессов по всестороннему обеспечению этапов боевых действий войск.

Исходя из анализа содержания характерных типовых задач становится возможным формирование ряда специальных требований к перспективным образцам ВАТ, своевременная реализация которых позволяет заложить основы (направления) их успешного решения. ВАТ должна обладать:

• необходимой подвижностью, живучестью, разведзащищенностью и надежной, адекватной защитой от обычных средств поражения, как базовых шасси, так и смонтированных (установленных) на них объектов ВВСТ;

• достаточным полезным объемом и приемлемыми условиями обитаемости личного состава;

• способностью к минимизации времени перевода ВВСТ из боевого в транспортное положение и обратно;

• способностью обеспечить функционирование ВВСТ на месте и в движении за счет наличия источников автономной энергии, а также за счет отбора мощности от основного двигателя или вспомогательного энергоагрегата;

• способностью к необходимому количеству перемещений, совершению маршей, в том числе и в составе неоднородных колонн;

• возможностями по обеспечению минимально устойчивой скорости движения шасси для работы оборудования на местности и при нахождении ВВСТ в дежурном режиме.

Исходя из приведенных в статье военно-технических аспектов развития ВАТ можно сделать следующие выводы.

Первый. Суть задач, решаемых образцами ВАТ, остается неизменной во всех видах, формах и способах тактических (оперативных) действий войск на всех этапах подготовки, ведения общевойскового боя и всестороннего его обеспечения. Общевойсковой бой — это применительно к образцу ВАТ множество своевременных перемещений объектов ВВСТ, материально-технических средств,

личного состава между назначенными пунктами (районами), обеспечение функционирования ВВСТ в полном соответствии с решением командира на избранный вид боевой и обеспечивающей деятельности войск с учетом влияния различных взаимодействующих факторов внешней среды и оружия.

Второй. Проводимый комплекс мероприятий по оснащению ВС России современными и перспективными ВВСТ на базе ВАТ, специальных колесных шасси должен привести к существенному наращиванию боевых возможностей войсковых формирований и освоению ими новых форм и способов ведения боевых действий.

Реализация указанных мероприятий положительно повлияет на решение задач в области развития основных видов и типов перспективных образцов ВАТ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лихтенштейн Е.С. Слово о науке. М.: Знание, 1976. С. 117.

2 Герасимов В.В. Уважаемая сила // Военно-промышленный курьер. № 44 (708). 2017. 15—21 ноября.

3 Бархатов Г.С., Акумов А.В. Методический подход к определению тактико-технического потенциала и коэффициента технического уровня образцов военной автомобильной техники // Военная Мысль. 2015. № 3. С. 26—34.

4 Шестаков В.А., Колтуков А.А. Бронированные колесные машины армий зарубежных стран. Филиал ГУП МО «КТ» «Воскресенская типография», 2013. С. 10.

5 Борисов Ю.И. Основные направления развития вооружения, военной и специальной техники. URL: http:// federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-10/ni/Borisov.pdf; Завершена разработка концепции вооружения Сухопутных войск до 2025 года. URL: https://ria.

ru/20110131/328531776.html (дата обращения: 18.11.2019).

6 Мокрушин Д. Требования ГАБТУ к промышленности. URL: https://twower. livejournal/918451.html; Проблемы реализации требований войск в перспективной военной автомобильной технике. URL: https://pandia.ru/text/79/397/5005. php (дата обращения: 18.11.2019).

7 Бархатов Г.С., Акумов А.В. Методический подход к определению тактико-технического потенциала...

8 Шевченко А.А. Решающий фактор мобильности. URL: http/vpk-news.ru/ articles/6764 (дата обращения: 18.11.2019).

9 Инструкция по организации воинских перевозок воздушным транспортом Российской Федерации // Российская газета. № 175 (6151). 2013. 9 августа.

10 Бархатов Г.С., Акумов А.В. Методический подход к определению тактико-технического потенциала...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.