К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ НА ВОЕННОЙ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ Сопегин Д.В.1, Пономаренко Р.И.2, Павлов С.С.3, Егорин А.А.4
1Сопегин Дмитрий Владимирович - преподаватель, кафедра конструкций автобронетанковой техники;
2Пономаренко Роман Иванович - курсант;
3Павлов Сергей Сергеевич - курсант;
4Егорин Александр Анатольевич - курсант, факультет технического обеспечения, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации,
г. Пермь
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы применения гидромеханической трансмиссии на военной автомобильной технике, с целью улучшения ее эксплуатационных характеристик. Раскрыты преимущества использования данного типа трансмиссии.
Ключевые слова: военная автомобильная техника, гидромеханическая трансмиссия, эксплуатация, надежность, безопасность.
Вооруженная борьба с применением современных видов вооружения требует быстрого маневрирования войск, их молниеносного сосредоточения, рассредоточения или перегруппировки для успешного проведения стремительных операций на большую глубину. В связи с этим большое значение приобрело оснащение войск первоклассной автомобильной техникой (АТ), обеспечивающей высокий уровень оперативной и тактической подвижности войск.
Боевая деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации немыслима без использования огромного количества различных видов автомобилей, органически вросших во все комплексы вооружения, инженерного, транспортного и различного технического оснащения войск.
В настоящее время в основу автомобильного парка составляют многоцелевые полноприводные автомобили высокой проходимости.
Большинство служебно-боевых задач, возложенных на Росгвардию, выполняется на территории северного Кавказа. Опыт их выполнения в Чеченской Республике показывает, что сильнопересеченный рельеф местности и наличие значительных труднопроходимых участков, особенно в осенне-зимний период, затрудняют выполнение поставленных задач, снижаются темпы продвижения, маневренность и подвижность подразделений и воинских частей.
В связи с этим большое значение приобретает оснащение Росгвардии высокотехнологичными транспортными средствами, обеспечивающими высокий уровень оперативной и тактической подвижности частей и подразделений.
Эффективность маневренных действий средств подвижности вооружения зависит от многих факторов, в том числе и от силовой передачи с эксплуатационными показателями позволяющими двигаться с максимально возможной скоростью в любых дорожных условиях без изменения заданных характеристик и с минимальными нагрузками на силовую установку шасси [1].
Автомобиль Урал-4320 и его модификации, является одним из наиболее соответствующих всем требованиям по эксплуатационным характеристикам, в том числе и по силовой передаче. Однако улучшение ряда показателей силовой передачи путем применения на данном типе шасси гидромеханической трансмиссии (ГМТ), позволило бы улучшить ряд эксплуатационных показателей, таких как: тягово-скоростные свойства, проходимость, экономичность, определяющих в целом тактико-технические данные транспортного средства [2].
Тягово-скоростные свойства автомобиля: проходимость, экономичность, а также управляемость шасси в значительной степени определяется совершенством и техническим уровнем ГМТ. В свою очередь, конструкция, технические решения узлов и агрегатов трансмиссии существенно влияют на моторесурс двигателя, долговечность работы его основных механизмов. Обеспечение живучести сохранение боеспособности автомобильной техники во всех степенях боевой готовности достигается надежной и долговечной работой агрегатов обеспечивающих их подвижность в районе выполнения служебно-боевых задач.
Значение этих факторов существенно возрастает в современных условиях войны с использованием высокоточного оружия, средств космической разведки и диверсионно-разведывательных сил противника, выдвигающих повышенные требования подвижности агрегатов наземного оборудования [3].
Гидромеханическая коробка передач (гидротрансформатор, работающий в сочетании с механической коробкой передач) существенно облегчает управление автомобилем, способствует повышению проходимости при движении по непрочным грунтам, снегу, песку и т.п., благодаря устойчивой силе тяги при малых скоростях движения и отсутствию разрыва мощности при переключении передач, а также позволяет защитить звенья силовой передачи от ударных нагрузок, что увеличивает срок службы двигателя и трансмиссии. В определенных условиях гидромеханическая коробка передач (гидропередача) способствует также улучшению динамических качеств автомобиля и повышает его производительность [4].
При наличии в автомобиле ГМТ существенно облегчается работа водителя по управления ТрС, так как управление осуществляется лишь педалью акселератора и при необходимости педалью тормоза. Кроме упрощения управления автомобиля, ГМТ обеспечивает так же плавное трогание автомобиля с места и плавный его разгон. Вследствие плавного возрастания тягового усилия на колесах и уменьшается возможность их буксования и повышается проходимость автомобиля. Отличия особенностей эксплуатации автомобиля с ГМТ по сравнению с механической заключается лишь в изменении технического обслуживания проводимого на ГМТ.
Обслуживание ГМТ включает:
1. Проверку уровня масла, доливку и смену его.
2. Регулировку отдельных элементов.
3. Правильная эксплуатация.
Уровень масла в ГМТ необходимо ежедневно проверять и при необходимости доливать масло до соответствующего уровня. Не реже одного раза в год рекомендуется заменить старое масло на новое.
Для предотвращения различных неисправностей необходимо правильно пользоваться ГМТ. Пускать двигателя следует только при нейтральном положении рукоятки ручного управления (метка Н). Для движения в нормальных дорожных условиях рукоятку нужно установить в положение Д.
При этом работа ТрС происходит на соответствующих передачах с автоматическим их переключением.
Пониженная передача, включаемая перемещением рукоятки наметку «П» применяется в дорожных условиях при необходимости интенсивного разгона ТрС, например, при обгоне или торможения двигателем на крутых спусках. Перемещать рукоятку в положение «Д» и «П» можно на ходу автомобиля. Включать соответствующую передачу на ходу автомобиля так же можно нажатием на педаль управления част.вр.к/в двиг. до отказа. Задний ход можно включать только при полной остановке автомобиля.
Список литературы
1. Степанченко Э.П., Филатов П.П. Техническое оборудование. М.: МО СССР, 1988.
364 с.
2. Медведков В.И., Билык С.Т. Автомобили КамАЗ-5320, КамАЗ-4310. М.: ДОСААФ СССР, 1987. 372 с.
3. Мазлов Н.Д., Трусов С.М. Гидромеханические коробки передач. М.: Машиностроение, 1971. 293 с.
4. Ионкин Ю.П., Разин П.П. Основы проектирования силовых передач тяжёлых транспортных машин. Гидромеханические и гидрообъёмные передачи. М.: ДОСААФ СССР, 1975. 238 с.