Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОНДА АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОНДА АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
542
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОНД АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ / ПРОГРАММНАЯ ПРОДУКЦИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ХРАНЕНИЕ И УЧЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Протасов Андрей Андреевич, Сковородкин Владимир Алексеевич, Чеботков Кирилл Владимирович, Яшенков Николай Николаевич

Раскрывается организация централизованного сбора, хранения и использования программной продукции в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ), рассмотрены проблемные вопросы создания и развития фонда алгоритмов и программ Министерства обороны Российской Федерации, а также приведен анализ современного состояния наиболее известных фондов - хранилищ программной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Протасов Андрей Андреевич, Сковородкин Владимир Алексеевич, Чеботков Кирилл Владимирович, Яшенков Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF CREATING AND FURTHERING THE RF MOD STOCK OF ALGORITHMS AND PROGRAMS

The paper describes the organization of centralized collection, storage and employment of software products in the Armed Forces of the Russian Federation; it looks at problem issues of setting up and developing the stock of algorithms and programs of the RF Ministry of Defense and also analyzes the current state of the better known funds that are software stores.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОНДА АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проблемы создания и развития фонда алгоритмов и программ Министерства обороны Российской Федерации

Полковник запаса А.А. ПРОТАСОВ, доктор военных наук

Майор В.А. СКОВОРОДКИН

Майор в отставке К.В. ЧЕБОТКОВ

Подполковник Н.Н. ЯШЕНКОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Раскрывается организация централизованного сбора, хранения и использования программной продукции в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ), рассмотрены проблемные вопросы создания и развития фонда алгоритмов и программ Министерства обороны Российской Федерации, а также приведен анализ современного состояния наиболее известных фондов — хранилищ программной продукции.

The paper describes the organization of centralized collection, storage and employment of software products in the Armed Forces of the Russian Federation; it looks at problem issues of setting up and developing the stock of algorithms and programs of the RF Ministry of Defense and also analyzes the current state of the better known funds that are software stores.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Фонд алгоритмов и программ, программная продукция военного назначения, хранение и учет.

KEYWORDS

Fund of algorithms and programs, military software, storage and accounting.

В НАСТОЯЩЕЕ время темп развития информационных технологий оказывает значительное влияние на рост количества программных средств, разрабатываемых для государственных нужд, в том числе в интересах ВС РФ. При этом без соответствующей организации, контроля и координации разработок, проводимых по заказам органов военного управления (ОВУ), возникают предпосылки к многократному дублированию разработок. Таким образом, в ВС РФ назрела необходимость в систематизации накопленного научно-технического задела в области создания программной продукции, что делает актуальной задачу организации хранения существующих разработок с целью их дальнейшего использования.

Результаты исследований последних лет указывают на необходимость централизованного хранения в специализированных фондах алгоритмов и программ (ФАП) описаний алгоритмов разрабатываемой программной продукции1. Однако вопросы организации и ведения таких фондов рассматриваются недостаточно полно, что сказывается на качестве их формирования и дальнейшего использования.

Впервые о необходимости создания хранилища алгоритмов и программ государственного масштаба было заявлено в середине 70-х годов прошлого века, а в 1979 году постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике было утверждено положение о Государственном фонде алгоритмов и программ (ГосФАП), главными задачами которого являлись:

• обеспечение условий для широкого использования программной продукции на всех этапах создания и функционирования автоматизированных систем управления;

• повышение эффективности применения вычислительной техники;

• устранение дублирования работ по созданию программных средств и улучшение их качества.

В конце 1980-х годов ГосФАП объединял около 80 различных фондов —

межотраслевых специализированных, республиканских и отраслевых ФАП. После распада СССР деятельность ГосФАП была прекращена. Система разработок, накопления и использования программного обеспечения была упразднена2. Только спустя несколько десятилетий, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года № 62 «О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин», был создан Национальный фонд алгоритмов и программ (НФАП), предназначенный для сбора, обработки и хранения созданных или приобретенных с привлечением средств федерального бюджета программной продукции и документации к ней, а также для обеспечения к ним доступа государственных органов управления, с целью их использования в своей деятельности.

Однако с момента создания указанного фонда возникли проблемы качественной организации функционирования всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в наполнении фонда и использовании его ресур-сов3. Так, в настоящее время в НФАП зарегистрировано всего 165 объектов фонда — комплектов программной продукции и документации к ней.

Причиной тому может служить отсутствие должного понимания руководителей ФОИВ в необходимости использования в своих интересах программной продукции, разработанной под специфические задачи других министерств и ведомств.

Вместе с тем стоит отметить текущее состояние существующей нормативно-правовой и методической базы. Положением о НФАП определено, что размещению и хранению подлежат результаты всех государственных контрактов, в рамках которых были разработаны или модернизированы программные средства информационных систем, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации. Однако в официальных документах4'5 не в полной мере разъясняется необходимость наполнения самого фонда. К тому же обязательство по размещению или обновлению объектов НФАП после завершения любого государственного контракта, связанного с разработкой программной продукции, в явном виде отсутствует и носит рекомендательный характер. Кроме того, не определены механизмы реализации, позволяющие требовать от ведомств соблюдения нормативных требований.

Необходимо отметить, что организация работы НФАП имеет свой установленный порядок. В отличие от открытых интернет-ресурсов и хранилищ программного обеспечения, где взаимодействие с пользователями проходит автоматически, без вмешательства обслуживающего персонала, работа с НФАП построена по принципам классического делопроизводства, с обязательным оформлением заявок, их рассмотрением на различных уровнях, согласованием, утверждением и исполнением.

Анализ открытых источников показал, что в различных ФОИВ также проводятся работы по формирова-

нию ведомственных хранилищ программного обеспечения. Так, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации существует свой ФАП, предназначенный для организации работ по формированию и использованию программной продукции, документации к ней и других материалов, полученных в ходе выполнения государственных контрактов для нужд МВД России6.

В Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) функционирует Фонд алгоритмов, программ, баз и банков данных в области пожарной безопасности, созданный в целях упорядочения и активизации работы по управлению информационными ресурсами МЧС России и на который возлагаются задачи по учету и регистрации программной продукции, разработанной в интересах деятельности государственной противопожарной службы7.

Определенный вклад в рассматриваемой области был внесен Сибирским отделением Российской академии наук (СО РАН). На базе института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН организована работа по созданию

Впервые о необходимости создания хранилища алгоритмов и программ государственного масштаба было заявлено в середине 70-х годов прошлого века, а в 1979 году постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике было утверждено положение о Государственном фонде алгоритмов и программ.

ФАП, регистрации и хранению в нем программной продукции, а также по распространению такой продукции8.

В Минобороны России мероприятия по организации ФАП проводились начиная с 1993 года. Головной организацией был определен 27 ЦНИИ Минобороны России. Однако реформирование организационной и штатной структуры ВС РФ, проводимое в 2000-е годы, привело к упразднению функций ОВУ и организаций Минобороны России, ответственных за сопровождение ФАП и, как следствие, к прекращению его существования. Вместе с тем, несмотря на сложившиеся обстоятельства, исследования в данной области продолжались, и в 2013 году была организована работа экспертной группы с привлечением представителей заинтересованных ОВУ по вопросам возобновления организации и ведения фонда алгоритмов и программ Министерства обороны Российской Федерации (ФАП МО). После этого кооперацией НИО и вузов Минобороны России был проведен анализ существующих документов в части ФАП МО, их соответствия структуре и задачам ВС РФ, обобщены предложения соисполнителей и, как результат, разработаны проекты новых нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность фонда.

Обязательство по размещению

или обновлению объектов НФАП после завершения любого государственного контракта,

связанного с разработкой программной продукции, в явном

виде отсутствует и носит рекомендательный характер. Кроме того, не определены механизмы реализации, позволяющие требовать от ведомств соблюдения нормативных требований.

В интересах обеспечения функционирования перспективной системы моделирования ВС РФ в начале 2018 года была сформирована Библиотека алгоритмов и программ Генерального штаба ВС РФ (БАП ГШ ВС РФ). Имея схожие задачи по организации сбора, хранения и распространения программной продукции, БАП ГШ ВС РФ является прототипом ФАП МО. Однако, несмотря на значительный объем работ, направленных на ее формирование, ряд проблем так и остался нерешенным.

Со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) наблюдается слабая заинтересованность к наполнению БАП ГШ ВС РФ, а также к выполнению требований, предъявляемых к основному документу, раскрывающему характеристики поставляемой программной продукции военного назначения (ПП ВН) и особенности ее применения. Такая ситуация складывается ввиду отсутствия механизмов, определяющих взаимоотношения между заказывающими органами Минобороны России и разработчиками ПП ВН. Кроме того, наблюдается слабая заинтересованность ОВУ в части использования ресурсов БАП ГШ ВС РФ и распространения имеющейся в библиотеке ПП ВН среди заинтересованных ОВУ. Это связано с недостаточной проработкой юридических аспектов в вопросах соблюдения прав интеллектуальной собственности. Кроме этого, зачастую возникают проблемы технического характера при установке программной продукции на вычислительные машины без привлечения специалистов со стороны разработчиков.

Учитывая существующие проблемы функционирования БАП ГШ ВС РФ, в середине 2019 года принято решение о создании ФАП МО, деятельность которого нацелена на проведение единой научно-техниче-

ской политики в области разработки, внедрения и использования ПП ВН. В связи с этим разработано и утверждено временное положение о ФАП МО, которое регламентирует порядок его функционирования.

Согласно временному положению ФАП МО представляет собой систему формирования, хранения и ведения ПП ВН, разработанной и централизованно закупаемой в интересах ВС РФ. В состав ФАП МО входят программный фонд, информационный фонд, фонды алгоритмов и программ видов (родов войск) ВС РФ и другие специализированные фонды.

Для функционирования ФАП МО необходима четкая организация совместных работ следующих сторон.

• Департамент информационных систем Министерства обороны Российской Федерации (ДИС МО РФ), являющийся головной организацией, осуществляющей общую координацию обеспечения процессов учета, ведения и хранения программных и информационных ресурсов ФАП МО.

• Потребители ПП ВН — ОВУ, воинские части, организации и учреждения Минобороны России, заинтересованные в получении из фонда имеющейся ПП ВН и в применении ее в повседневной деятельности.

• Научные и образовательные организации Минобороны России, осуществляющие ведение программных и информационных фондов видов (родов войск) ВС РФ. Данные организации помимо выполнения задач учета и хранения ПП ВН ежегодно представляют имеющиеся объекты своих фондов и соответствующие информационные карты в информационный и программный фонды ФАП МО.

• 27 ЦНИИ Минобороны России, отвечающий за организацию ведения информационного фонда, заключающуюся в поддержании актуального состояния минимально необходимых потребителям и разработчикам сведе-

В интересах обеспечения

функционирования перспективной системы моделирования ВС РФ в начале 2018 года была сформирована Библиотека

алгоритмов и программ Генерального штаба ВС РФ (БАП ГШ ВС РФ). Имея схожие задачи по организации сбора, хранения и распространения программной продукции, БАП ГШ ВС РФ является прототипом ФАП МО. Однако, несмотря на значительный объем работ, направленных на ее формирование, ряд проблем так и остался нерешенным.

ний о программной продукции ФАП МО, а также в обеспечении возможности их доступа к этим сведениям.

• Главный вычислительный центр Вооруженных Сил Российской Федерации (ГВЦ ВС РФ), являющийся ответственным за ведение программного фонда ПП ВН. В рамках выполнения данной задачи ГВЦ ВС РФ осуществляет прием, учет и хранение ПП ВН, а также ее программной и эксплуатационной документации. Кроме того, ГВЦ ВС РФ организует доступ потребителей ПП ВН к ресурсам программного фонда.

• Разработчики ПП ВН — организации, осуществляющие в рамках ОКР (и в инициативном порядке) разработку ПП ВН и являющиеся получателями сведений о программной продукции ФАП МО.

• Заказчики ПП ВН — ОВУ, осуществляющие функции государственных заказчиков в области разработки ПП ВН и отвечающие за организацию поставки, качество и полноту комплектности программной продукции и документации к ней в ФАП МО.

• Управление интеллектуальной собственностью, военно-техническим сотрудничеством и экспертизой поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации (УИС МО РФ), обеспечивающее совместно с заказчиками ПП ВН и ГВЦ

ВС РФ соблюдение прав интеллектуальной собственности при учете, хранении и распространении объектов ФАП МО.

На рисунке схематично представлены основные функции ФАП МО и заинтересованные в его функционировании стороны.

Рис. Схематичное представлен]

Такое представление организации работы с ФАП МО обеспечивает выполнение следующих основных задач:

• обеспечение разработчиков и потребителей ПП ВН информацией об используемом в ВС РФ программном обеспечении, разработанном или закупаемом по заказам Минобороны России;

• повышение качества разработки и эффективности использования ПП ВН, в том числе за счет ранее созданных алгоритмов и программ;

организации работы с ФАП МО

• устранение дублирования разработок и необоснованных закупок ПП ВН;

• централизованное снабжение программным обеспечением потребителей ПП ВН;

• оказание научно-технических консультаций разработчикам и пользователям ПП ВН в части, касающейся вопросов функционирования ФАП МО.

В настоящее время ведется ряд научно-исследовательских работ, на-

правленных на решение вопросов по уточнению архитектуры системы ведения ФАП МО, а также по решению организационных и организационно-технических вопросов взаимодействия заинтересованных сторон для достижения достаточного уровня его эффективности.

Учитывая изложенное, для успешного функционирования ФАП МО необходимо обозначить основные ориентиры его дальнейшего развития:

• наличие качественной и полной нормативно-правовой базы, регламентирующей организационные, финансовые и юридические отношения

между фондом и его заинтересованными сторонами;

• постоянное проведение исследований в части уточнения роли и места фонда в системе разработки и использования ПП ВН, его архитектуры, а также вопросов обеспечения доступа заинтересованных сторон к информационным и программным ресурсам;

• своевременное наращивание и улучшение функций фонда, в том числе поддержание его как программных, так и технических характеристик в актуальном состоянии, отвечающих современным требованиям.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Саяпин О.В., Тиханычев О.В., Макар-цев Л.В. Об уточнении функций фонда алгоритмов и программ в интересах автоматизации систем управления войсками // Военная Мысль. 2018. № 6. С. 74—79.

2 Кратов С.В., Соколова О.Д. Фонды алгоритмов и программ: история и перспективы // Сборник трудов SoRuCom-2017. IV Междунар. конф. «Развитие вычислительной техники в России и странах бывшего СССР: история и перспективы» / Рос. гос. ун-т им. Г.В. Плеханова. М., 2017. С. 150—154.

3 Проект: Национальный фонд алгоритмов и программ (НФАП) // TAdviser. 2020. URL: https://www.tadviser.ru/index. рЬр/Проект:Национальный_фонд_алго-ритмов_и_программ_(НФАП) (дата обращения: 24.04.2020).

4 О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин: Постановление Правительства РФ от 30 января 2013 г. № 62: ред. от 25.09.2018 // Гарант: информационно-правовой портал: [сайт]. URL: https:// base.garant.ru/70308380/ (дата обращения: 24.04.2020).

5 О федеральной государственной информационной системе учета инфор-

мационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2012 г. № 644: ред. от 26.07.2018 // Гарант: информационно-правовой портал: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/70194644/ (дата обращения: 24.04.2020).

6 Отделение по ведению фонда алгоритмов и программ // ФКУ «НПО «Специальная техника и связь» МВД России: официальный сайт. 2020. URL: https://стис.мвд.рф/фку-нпо-стис-/струк-тура/центр-технической-документаци-и-и-закупок/отделение-по-ведению-фон-да-алгоритмов-пр (дата обращения: 26.05.2020).

7 Программный комплекс «ФАП ГПС» // ФГБУ ВНИИПО МЧС России: официальный сайт. 2020. URL: http://www.vniipo. ru/produktsiya-raboty-i-uslugi/nauchno-tekhnicheskaya-produktsiya/programmnye-sredstva/programmnyy-kompleks-fap-gps/ (дата обращения: 26.05.2020).

8 Фонд алгоритмов и программ // Фонд алгоритмов и программ Сибирского отделения Российской академии наук: [сайт]. 2020. URL: https://fap.sbras.ru (дата обращения: 29.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.