Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЭЛЕМЕНТНЫЙ АСПЕКТЫ'

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЭЛЕМЕНТНЫЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИТИКА / ANALYTICS / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / INFORMATION-AND-ANALYTICAL WORK / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ЭКСПЕРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION-AND-ANALYTICAL SUPPORT / EXPERT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алферов Владислав Валерьевич

Приведены результаты анализа функционального, исторического, коммуникативного и элементного аспектов организации информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности в Минобороны России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алферов Владислав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-AND-ANALYTICAL SUPPORT OF INNOVATION ACTIVITIES IN RUSSIAN DEFENCE MINISTRY: HISTORICAL AND ELEMENTAL ASPECTS

The author presents an analysis of the functional, historical, communicative and elemental aspects of information-and-analytical support of the Russian Defence Ministry innovation activities.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЭЛЕМЕНТНЫЙ АСПЕКТЫ»

Информационно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности в Министерстве обороны России:исторический и элементный аспекты

Полковник В.В. АЛФЕРОВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ. Приведены результаты анализа функционального, исторического, коммуникативного и элементного аспектов организации информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности в Минобороны России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аналитика, информационно-аналитическое обеспечение, информационно-аналитическая работа, инновационная деятельность, экспертное обеспечение.

SUMMARY. The author presents an analysis of the functional, historical, communicative and elemental aspects of information-and-analytical support of the Russian Defence Ministry innovation activities.

KEYWORDS: analytics, information-and-analytical support, information-and-analytical work, innovative activity, expert support.

В НАСТОЯЩЕЕ время в России существует установленный порядок формирования государственной программы вооружения (ГПВ) и государственного оборонного заказа (ГОЗ), главной особенностью которого является использование программно-целевого метода. Однако значительная часть инициативных проектов и предложений, имеющих инновационных характер, поступает на рассмотрение в органы военного управления (ОВУ) вне рамок формирования ГПВ и ГОЗ. Это создает объективные трудности при принятии решения об их реализации, а в случае реализации некоторых проектов может потребовать пересмотра или корректировки ранее принятых решений.

Анализ практики инновационной деятельности в Минобороны России показывает необходимость формирования особой системы управления внедрением новаций и перспективных технологий военного назначения при создании перспективных вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).

Для достижения высокой эффективности такой системы необходимо обеспечить качество и своевременность соответствующих управленческих решений за счет всестороннего информационно-аналитического обеспечения процесса их принятия.

В настоящее время в нормативных и правовых актах Минобороны России, регулирующих инновационную деятельность, вопросы ее информационно-аналитического обеспечения раскрыты не в полной мере. При этом задача информационно-аналитического обеспечения деятельности комиссии Министерства обороны Российской Федерации по инновационным проектам и технологиям возложена на Главное управление научно-исследовательской деятельности и технологическо-

го сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны Российской Федерации1.

Исторический анализ формирования в Минобороны России системы перспективных военных исследований и разработок (СПВИР МО РФ) показал, что функции информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности (ИАО ИД) в 2013—2014 годах возлагались на Информационно-аналитический центр (сбора, анализа и подготовки информации) Министерства обороны Российской Федерации. В 2014 году при оптимизации организационно-штатной структуры СПВИР МО РФ информационно-аналитический центр был расформирован, а часть его функций перешла к Главному управлению научно-исследовательской деятельности (ГУНИД) МО РФ.

В настоящее время задачами ГУНИД МО РФ по информационно-аналитическому обеспечению инновационной деятельности являются:

сбор и анализ информации о передовых научных достижениях, отечественном и зарубежном инновационном потенциале для использования при создании перспективных ВВСТ;

создание единого информационного ресурса по технологиям военного и специального назначения2.

В структуре ГУНИД МО РФ имеются два подразделения, специализирующихся на вопросах информационно-аналитической работы. Задачей одного из них является организация проведения экспертизы научно-технических проектов и подготовка предложений по их реализации. Кроме того, оно осуществляет ведение информационной базы прорывных исследований, разработок и технологий, которые могут быть использованы в интересах обороны Российской Федерации.

Также создано и функционирует подразделение, осуществляющее комплексный анализ инновационной деятельности Минобороны России.

Кроме того, Министерством обороны для организации и проведения вневедомственной экспертизы инициативных проектов военного и двойного назначения было создано акционерное общество «Центр поддержки инициативных разработок и инновационной деятельности "ПОЛИГОН"» (АО «ПОЛИГОН»), экспертно-аналитическим органом которого является научно-технический совет акционерного общества.

Сравнительный анализ информационно-аналитического обеспечения других федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и некоторых субъектов инновационной деятельности показал наличие двух подходов к его организации.

В ФОИВ, как правило, созданы и функционируют специализированные научные организации, осуществляющие аналитическую деятельность в научно-технической и инновационной сферах. В состав этих научных организаций входят структурные подразделения аналитического и экспертного обеспечения, а также подразделения мониторинга и информационного обеспечения.

Основным подходом к организации ИАО ИД субъектов инновационной деятельности является формирование научно-техни-

1 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 974 «О Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по инновационным проектам и технологиям».

2 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26.04.2016 г. № 222 «Об утверждении Положения о Главном управлении научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны Российской Федерации».

ческих советов и экспертных подразделений. Например, в Фонде перспективных исследований имеется Научно-технический совет, являющийся консультативным органом научно-методологического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения деятельности фонда.

ФОИВ и другие субъекты инновационной деятельности активно используют инструмент независимой экспертизы. К оценке проектов и подготовке информационно-аналитических материалов привлекаются экспертные организации и ведущие эксперты.

Сравнение подходов к организации ИАО ИД и результаты ретроспективного анализа создания системы поддержки принятия решений по вопросам инновационной деятельности в Минобороны России показывают, что одним из негативных факторов, влияющих на качество ее функционирования, является отсутствие в ней научно-методического центра, соответствующего уровню решаемых задач.

Опыт осуществления в Минобороны России инновационной деятельности, реализации полномочий по ее государственной поддержке показывает, что эффективно она может осуществляться только во взаимодействии с другими ФОИВ, реализующими функции научно-технической политики, а также с институтами развития. Вследствие этого при совершенствовании системы ИАО ИД Минобороны России необходимо организовать устойчивое взаимодействие с другими субъектами инновационной деятельности. Система ИАО ИД не должна быть замкнутой. Необходимо иметь возможность включения в нее вневедомственного информационного, аналитического и экспертного потенциалов.

С учетом межведомственного характера решаемых проблем при реализации военно-технической политики государства основные программно-технические средства ИАО ИД должны быть развернуты в Национальном центре управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ). Задачи информационного обеспечения в этом случае целесообразно возложить на направление мониторинга развития научно-исследовательской деятельности и инновационной деятельности НЦУО РФ.

Система ИАО ИД Минобороны России организационно должна представлять собой единый контур взаимодействующих структур, осуществляющих информационно-аналитическую поддержку принятия решений в сфере инновационной деятельности. Она должна быть построена в соответствии с существующей системой управления Вооруженными Силами и учитывать необходимость взаимодействия с вневедомственными информационно-аналитическими центрами. Вариант структуры системы представлен на рисунке.

В рамках системы ИАО ИД необходимо выделить: заказчиков аналитических исследований; организатора ИАО ИД и координатора системы; потребителей информационных ресурсов и аналитической информации;

организации (подразделения) информационного обеспечения и технической поддержки;

аналитические организации (подразделения); научно-методический центр развития системы. Заказчиками, заинтересованными в результатах аналитической работы в сфере инновационной деятельности Минобороны России, могут

Рис. Структурная схема системы ИАО ИД Минобороны России (вариант)

быть лица, принимающие решения по развитию системы вооружения (ЛПР). Кроме того, при рассмотрении инновационных проектов ими могут выступать ОВУ, а также коллегиальные органы — Научно-технический совет Министерства обороны Российской Федерации (НТС МО РФ) и Комиссия Министерства обороны Российской Федерации по инновационным проектам и технологиям (КИПиТ МО РФ).

Организацию ИАО ИД, координацию аналитических исследований и процесса оценки инновационных проектов, требующих привлечения вневедомственного контура экспертизы, целесообразно возложить на ГУНИД МО РФ.

Потребителями информационных ресурсов системы кроме ОВУ, включенных в контур системы, могут быть также образовательные организации высшего образования и научно-исследовательские организации (НИО) Минобороны России.

Главную роль в системе должны играть экспертно-аналитические организации Минобороны России. В связи с тем, что аналитическая работа по своей сути является творческой, эффективное ее осуществление возможно только в научно-исследовательских организациях и образовательных организациях высшего образования Минобороны России.

К аналитической работе по отдельным направлениям также могут привлекаться эксперты-практики, обладающие значительным опытом по направлениям своей деятельности, в том числе эксплуатации ВВСТ, находящихся на вооружении. Наиболее перспективно их привлечение

для определения текущих проблем в военно-техническом обеспечении войск, которые необходимо решить с привлечением инновационного потенциала страны.

С учетом того, что в сфере информационно-аналитического обеспечения управления программным развитием системы вооружения основные функции возложены на ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, на эту научно-исследовательскую организацию целесообразно возложить также функции научно-методического обеспечения и главного аналитического подразделения системы ИАО ИД Минобороны России.

ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России обладает наилучшими возможностями для выполнения этих функций, так как является надвидо-вой научно-исследовательской организацией министерства по обоснованию перспектив развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации и головной научной организацией в Министерстве обороны по проблемам разработки программ развития отечественной технологической базы, обоснования реализации современных наукоемких проектов в оборонной промышленности. Институт активно участвует в создании автоматизированной системы управления развитием ВВСТ и внедрении новых информационных технологий в интересах информационного обеспечения ВС РФ3.

В целях повышения объективности, системности и качества рассмотрения инновационных проектов и перспективных технологий военного и двойного назначения во внешний контур ИАО ИД должны входить экспертно-аналитические организации других ФОИВ, Российская академия наук, независимые аналитические центры, общественные научные организации, центры компетенций, а также ведущие эксперты. Это требование подтверждается отсутствием в Вооруженных Силах собственных экспертов по ряду научных направлений.

Взаимодействие с вневедомственными экспертно-аналитическими организациями в настоящее время организуется на основе соглашений о сотрудничестве с Минобороны России в инновационной сфере деятельности. Однако назрела необходимость формирования механизма организации совместной работы на договорной основе с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Целесообразно продолжить взаимодействие по вопросам ИАО ИД с такими известными экспертно-аналитическим организациями, как ФГБНУ «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» и ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ», подведомственных Минобрнауки России. Не менее важным является организация эффективного взаимодействия в инновационной сфере ведомственного контура ИАО ИД Минобороны России с ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности "Центр"» Минпромторга России, являющимся головной организацией по информационно-аналитическому обеспечению деятельности органов управления ОПК России.

3 46 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации. Портал МО РФ. URL: http://ens.mil.ru/science/SRI/infrmation. htm?id=11391%40morfürgScience (дата обращения 20.03.2018).

Таким образом, результаты анализа существующего положения в ИАО ИД показывают, что подходы к его организации не обеспечивают необходимые результативность и эффективность инновационной деятельности в сфере развития системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предложенный вариант формирования организационной основы системы ИАО ИД имеет ряд преимуществ, связанных с отсутствием затрат на проведение организационно-штатных мероприятий, возможностью обеспечения быстрого сбора и обработки информации, привлечения внешних ресурсов и оперативной реакции системы на потребности Вооруженных Сил.

Система ИАО ИД Минобороны России должна представлять собой взаимосвязанную совокупность правовых, организационных, информационных, научно-методических и программно-технических элементов. Необходимо создание и межведомственная интеграция современных информационных систем ИАО ИД.

Не менее важным является совершенствование методологии ИАО ИД и развитие прикладных аналитических технологий.

Основной целью совершенствования системы информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности Минобороны России должно являться повышение эффективности управления созданием перспективного ВВСТ с использованием отечественного инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.