ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО М.Р. Титков, студент
Научный руководитель: Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-3-143-145
Аннотация. В статье раскрываются особенности этической составляющей государственной службы, анализируется Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Российской Федерации. Делается вывод о том, что соблюдение этических норм, компетентности и механизмов ответственности государственными служащими необходимо в современных условиях. Автором обобщены принципы этики государственных и муниципальных служащих.
Ключевые слова: этика государственного служащего, этические принципы, кодекс этики.
Государственным служащим в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета Российской Федерации.
Государственная служба включает в себя трудовую деятельность граждан, которые от имени и в интересах государства осуществляют государственную политику в различных отраслях государственного управления в соответствии с государственными программами и законами.
В частности, государственным служащим может быть гражданин Российской Федерации, достигший совершеннолетия, имеющий необходимое профессиональное образование и специальность в соответствии с требованиями законодательства и свободно владеющий русским языком [1].
Прием на работу гражданских служащих осуществляется на конкурсной основе в соответствии с установленными требованиями. В частности, они должны быть компетентными, ответственными, коммуникабельными, уметь организовывать свою работу, свободно выражать свои мысли и соблюдать правила этики и этикета государственного служащего.
Этика государственной службы включает в себя ряд этических элементов идеологических систем, а именно:
- обязательность подчинения основных личностных качеств специфике реализуемой (внедряемой) идеи;
- исключение всех тех, кто не способен использовать методы и приемы, необходимые для достижения поставленных целей [2].
Специфическими этическими правилами для государственных служащих являются правила подчинения, доступности, равенства (таблица).
Таблица. Специфические правила этики гражданских служащих
№ п/п Правила Характеристика
1 Служебная субординация Один из основных принципов этических и организационных отношений в государственном управлении. Подчинение в переводе с латинского означает "приказывать". Это система строгой субординации, основанная на нормах служебной дисциплины, в которой младший подчиняется старшему. Данный принцип подразумевает подчинение вышестоящим лицам в соответствии с иерархией должностей государственной службы, а также точное и своевременное выполнение их приказов и распоряжений.
2 Доступность гражданского служащего Важный моральный принцип в государственной службе. Быть доступным для людей означает всегда быть готовым поговорить с ними, выслушать их вопросы, предложения и пожелания. Несмотря на свою занятость, государственные служащие, особенно руководители, должны находить возможности для встреч со своими подчиненными и посетителями. Процедуры приема не должны быть слишком формальными.
3 Паритетность Этическое правило, направленное на демократизацию и повышение эффективности общения персонала. Равенство означает равноправие. Равный диалог предполагает свободное выражение сотрудниками своих мыслей и идей, конструктивное и дружеское обсуждение всех предложений, высказанных в коллективе, и их учет при принятии совместного решения. Даже политические разногласия не должны превращаться в личную неприязнь, мешающую выработке хороших решений. Более того, нельзя допускать "создания врага", когда взгляды собеседника намеренно искажаются с целью представить его некомпетентным.
Этика государственных и муниципальных служащих характеризуется рядом необходимых параметров (принципов):
Цивилизованность. Соблюдение общепринятых правил поведения; честность, неспособность совершать низкие, аморальные, антиобщественные поступки [3].
Объективность. При защите интересов общества и граждан, заключении договоров, назначении граждан (служащих) на различные должности или награждении государственные и муниципальные служащие должны основывать свой выбор исключительно на своих профессиональных качествах и заслугах.
Ответственность. Государственные и местные должностные лица несут публичную ответственность за свои решения и действия и должны соблюдать и уважать профессиональные этические и моральные нормы, принятые в общественной и частной жизни [4].
Раскрытие информации. Решения и действия органов государственной власти и местного самоуправления должны быть открыты для общественного контроля. Если того требуют общественные интересы, должностные лица местных органов власти должны полностью объяснять и сообщать о своих решениях.
Профессионализм. Хорошее знание своей профессии. Признание профессионализма может быть как объективным (например, признание коллегами и общественностью способности человека достичь желаемого результата и его способности выбирать наиболее разумные пути и средства для его достижения), так и субъективным (например, уверенность в своих профессиональных способностях) [5].
Понимание. Этическая категория, описывающая способность человека осуществлять моральный контроль, формулировать моральные обязательства и брать на себя обязательства, а также само оценивать свои действия.
Справедливость. Действовать законно и справедливо. Должностное лицо правительства или местного органа власти не должно оказывать предпочтение какому-либо лицу, группе или организации и должно уважать права, обязанности и законные интересы всех заинтересованных лиц.
Толерантность. Это означает терпимость к различным точкам зрения, открытость к интересам партнеров, различных меньшинств, неприятие конфронтации, радикализма, экстремизма, предпочтение компромисса, переговоров, диалога, со-
трудничества и уравновешивания конку- которые не противоречат служебным обя-рирующих интересов [6]. занностям [7].
Чувство долга. Одна из основных кате- Таким образом, помимо компетентно-
горий этики, тесно связанная с другими сти, имидж государственного служащего понятиями, характеризующими моральное должен включать в себя моральные прин-поведение человека, такими как ответ- ципы и соответствующее внешнее поведе-ственность, самосознание и совесть. ние, состоящее, прежде всего, из уважения
Объективность. Необходимость дей- к личности и достоинству, вежливости, ствовать в соответствии с законом и осу- такта, скромности, точности и эстетики в ществлять свое право судить только с уче- профессиональном поведении в сочетании том общественных интересов и объектив- с оппортунизмом и здравым смыслом. ных обстоятельств, частных интересов,
Библиографический список
1. Архипова Н.И. Этика государственных служащих // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2011. - № 4 (66). - С. 29-42.
2. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для вузов; под ред. В Н. Лавриненко, Л.И. Чернышовой. — М. : Юрайт, 2023. — 408с.
3. Петрухина И.М. Совершенствование антикоррупционной деятельности в органах государственной власти / И.М. Петрухина, Т.Н. Субботина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 4-4 (55). - С. 101-105. - DOI 10.24412/25001000-2021-4-4-101-105. - EDN JBDIHZ.
4. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: учеб. пособие; под общ. ред. В.М. Соколова, А.И. Турчинова. - М.: Статут, 2006. - 330 с.
5. Омельченко Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учебное пособие - М.: ГУУ, 2013. - 225 с.
6. Ахметшин Д.Р., Даминдарова Ф.В. Современные требования к профессиональной этике государственных гражданских служащих // Молодой учёный. - 2022. - №11 (406). -С. 87-92.
7. Евдокимова А.Д. Обеспечение соблюдения этики на государственной службе // Молодой ученый. - 2020. - № 22 (312). - С. 245-247.
ETHICS OF A CIVIL SERVANT
M.R. Titkov, Student
Supervisor: T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article reveals the features of the ethical component of the civil service, analyzes the Model Code of Ethics and Official Conduct of Civil Servants and Municipal Employees of the Russian Federation. It is concluded that compliance with ethical standards, competence and mechanisms of responsibility by civil servants is necessary in modern conditions. The author summarizes the principles of ethics of state and municipal employees. Keywords: ethics of a civil servant, ethical principles, code of ethics.