окупаемости составит 2,6 месяца. Благодаря внедрению предложенных мероприятий ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» станет более конкурентоспособным, что позволит расширить клиентскую базу, сократить затраты на оплату за простой, на качество продукции, хранение продукции.
Источники:
1. Адаменко А. А. Снижение себестоимости продукции в условиях экономического кризиса / А. А. Адаменко, Т. Е. Хорольская, А. А. Одуд // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы IV международной научной конференции. - Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2016. - С. 649-654.
2. Адаменко А.А. Роль стратегического планирования в развитии предпринимательской деятельности / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). - С. 24-27.
3. Грезина Л. А. Оценка эффективности внедрения системы бережливого производства на промышленном предприятии / Л. А. Грезина // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 6(47). - С. 96-102.
4. Ланская, Д. В. Инструментарий решения проблем повышения конкурентоспособности на предприятии в условиях внедрения бережливого производства и цифровых трансформаций / Д. В. Ланская, К. А. Кузнецова // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 2(43). - С. 119-124.
5. Мирошниченко, М. А. Внедрение технологии бережливые инновации в деятельность организации - инструмент формирования повышения качества и конкурентоспособности / М. А. Мирошниченко, К. А. Кузнецова, В. А. Овчарук // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28(2). - С. 181-185.
References:
1. Adamenko A. A. Reducing the cost of production in the conditions of the economic crisis / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, A. A. Odud // Information support for effective management of economic entities: materials of the IV international scientific conference. - Krasnodar: Publishing House "Magarin O. G.", 2016. - S. 649-654.
2. Adamenko A.A. The role of strategic planning in the development of entrepreneurial activity / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 24-27.
3. Grezina, L. A. Evaluation of the effectiveness of the implementation of a lean production system at an industrial enterprise / L. A. Grezina // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 6(47). - S. 96-102.
4. Lanskaya, D. V. Toolkit for solving problems of increasing competitiveness at the enterprise in the context of the introduction of lean production and digital transformations / D. V. Lanskaya, K. A. Kuznetsova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021.
- No. 2(43). - S. 119-124.
5. Miroshnichenko, M. A. Implementation of lean innovation technology in the activities of an organization - a tool for improving quality and competitiveness / M. A. Miroshnichenko, K. A. Kuznetsova, V. A. Ovcharuk // Natural-Humanitarian Studies. - 2020.
- No. 28(2). - S. 181-185.
EDN: ZLXQZB
Р.Х. Азиева - к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория и государственное управление», Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, Грозный,
R.Kh. Azieva - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Public Administration, Grozniy State Oil Technical University named after acad. M.D. Millionshchikov, Grozniy;
Х.Х. Байбетирова - магистрант кафедры «Экономическая теория и государственное управление», Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Милли-онщикова, Грозный,
Kh.Kh. Baibetirova - master student of the department "Economic theory and public administration", Grozniy State Oil Technical University named after academician M.D. Millionshchikov, Grozniy.
ЭТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ ETHICAL REGULATION AND CODES OF CONDUCT FOR CIVIL SERVANTS IN MODERN ECONOMIC REALITIES
Аннотация. Создание и развитие профессионально-этического уровня государственного служащего определяется в зависимости от совершенствования подготовленности, а также улучшения компетенций и навыков государственных служащих, верного подбора людей при приеме в государственное подразделение, наличие нужных качеств государственного служащего, соблюдение правил Кодекса этики. Все это воздействует на общую результативность государственного подразделения и государственного сектора в целом. В последние годы в нашей стране наблюдается не только всплеск общественных ожиданий и уровня требований, обращенных к государственной службе, но, также и снижение показателя доверия к государству как к институту власти. В связи с этим назревает необходимость поддержания этических норм и пересмотра стандартов поведения государственных служащих.
Abstract. The creation and development of the professional and ethical level of a civil servant is determined depending on the improvement of preparedness, as well as the improvement of the competencies and skills of civil servants, the correct selection of people for admission to a state unit, the availability of the necessary qualities of a civil servant, compliance with the rules of the Code of Ethics. All this affects the overall performance of the state unit and the public sector as a whole. In recent years, in our country there has been not only a surge in public expectations and the level of demands addressed to the civil service, but also a decrease in the indicator of trust in the state as an institution of power. In this regard, there is a need to maintain ethical standards and revise standards of behavior of civil servants.
Ключевые слова: этика; государственный служащий; кодекс поведения; моральные ценности.
Keywords: ethics; civil servant; public authorities; code of conduct; moral values.
Введение
Государственная служба является особой профессией и по утверждению М. Вебера, «государственная служба - это призвание» [1]. Поэтому для полноценного исполнения государственной службы необходим определенный личностный тип служащего, ведь служение государству - это своего рода этическая система, которая направлена на соблюдение моральных норм и определяет нравственные ценности служащего. Понятие этики государственной службы складывается из совокупности морально-нравственных ценностей и определяет особенности социальных отношений служащих на государственной службе [2]. Это своего рода устой, норма, основа этических отношений должностного лица с обществом и государством. Служебное поведение государственных служащих определяется как совокупность этических норм:
— предписанные правила, определяющие внутреннее убеждение должностного лица;
— установка законов, предъявляемых государством к определению отношений должностного лица с гражданским обществом;
— список требований, которые образовывают результативность государственной службы [3].
Существуют следующие нормативно-правовые акты, включающие нормы этического поведения государственных гражданских служащих:
— Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4];
— Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [5];
— Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [6].
Содержащиеся в этих законах и указах основные положения регулируют проблемы поведения должностных лиц на государственной службе, в том числе охватывая решение ситуаций противоборства целей на гос.службе, а также обязательное исполнение всеми служащими принятых ограничений и запретов в деятельности органов государственной власти. При этом важная роль отводится этическому фактору, который содержит определенные моральные ценности (правдивость, законопослушность, ответственность за государственное дело, высокий профессионализм, справедливость, политический нейтралитет, высокая заряженность на успех и эффективность) - основополагающий компонент административной этики государственных служащих и предпосылку организационной культуры, и нравственные принципы деятельности государственных служащих.
Основная часть
Начальным тезисом профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором содержатся подробные профессиональные обязанности. Осознание профессионального долга подталкивает специалистов государственного сектора трудиться с большей ответственностью, учитывать особые нюансы каждого спора или личности, а также общества в целом.
Таблица 1 - Особые этические требования государственных служащих
Требования Особенности
Субординация Является одним из ключевых факторов этики и организации взаимоотношений в секторе государственной власти. Субординация переводится как «приведение в порядок». Даная система прямого рабочего подчинения младшим старшим, базируется на правилах общей служебной дисциплины. Субординация предполагает подчинение высшим специалистам в соответствие с утвержденной иерархией, а также тщательная и своевременная реализация распоряжений и заданий
Доступность Ключевое нравственное требование на государственной службе. Быть доступным для социума - значит быть готовым к коммуникации с людьми, умение выслушать их вопросы и мнения, а также пожелания и предложения. Несмотря на общую занятость, гражданские специалисты, особенно занимающие руководящие должности, обязаны находить время для встреч с коллегами и посетителями.
Паритетность Является правилом этики, которое направлено на демократическую коммуникацию между специалистами и улучшение действенности их общения. Паритетность - это равенство. Такой диалог подразумевает свободное высказывание мнений и идей, полезный и доброжелательный диалог, рассмотрение всех поступивших предложений. Даже расхождение во взглядах не должно провоцировать людей на негативные эмоции и неприязнь.
Нужно выделить такие понятия, как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В первом понятии отображается оценка важности той или иной деятельности в жизни социума. Понимание этой важности необходимо для государственного служащего и является базой для профессионального достоинства.
Важно, что понятия «честь» и «деятельность» как социальные явления очень связаны между со-
бой. Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя понятие «профессиональной справедливости». Опыт государственного направления говорит о том, что рабочее поведение государственных служащих обязано базироваться на крепких нравственных принципах.
Под нравственными принципами можно понимать сумму всех правил и стандартов, которые показывают требования государства и социума к нравственной сути специалиста, к специфике его взаимоотношений с государством, с социумом и населением, ради которого он трудится, обеспечивая коммуникацию государства и людей в защите прав, свобод и личных интересов. Данная система социальных ценностей и регламента, которые контролируют взаимоотношения государственных служащих между собой в процессе реализации их деятельности с целью формирования верного морально-психологической направления в коллективе и улучшения действенности работы государственного подразделения. Наука и опыт говорят о том, что общими нравственными правилами государственной службы и гражданских служащих являются такие принципы:
- принцип законности - это неукоснительное исполнение всеми государственными служащими норм российского законодательства;
- принцип служения государству и обществу - это верность свой стране и своему народу;
- принцип справедливости - это законное использование гос.служащими своих властных полномочий, удовлетворяя интересы и ожидания граждан;
- принцип лояльности - это выполнение государственными служащими правил и норм служебного поведения для повышения имиджа органов государственной власти:
- принцип ответственности - это моральная ответственность государственного служащего в вопросах организации, управления и кадровых решений;
- принцип гуманизма - это основа деловой и служебной этики поведения государственных служащих;
- принцип политической нейтральности - это исключение в государственно-служебных отношениях политической борьбы за власть в государстве;
- принцип честности и открытости - это борьба управленца государственного звена с негативными факторами как коррупция и бюрократизм, которые подрывают авторитет власти.
Все перечисленные принципы является базой нравственной оценки работы государственных служащих. Они включаются в кодекс этики государственных служащих большинства стран, отображая суть требований к нравственному облику деятельности всего государственного сектора и отдельного государственного служащего в частности, устанавливая жизнеспособность и специфику настоящего функционирования данного направления.
Нарушение перечисленных принципов и требований влечет за собой отображение бюрократизма, произвольных процессов, несправедливости и отсутствия нравственности. Эти явления проявляются в работе нестандартных подразделений в структуре государственной деятельности, замыкаются на своих, узконаправленных целях и заинтересованностях, базирующих взаимоотношения всех специалистов и их поведение на этических правилах, которые противоречат моральным требованиям социума и подразделения. В этом случае мы можем наблюдать «корпоративную» этику. Следование правилам «корпоративной» этики преобразует должность в персональную цель, подталкивает государственных специалистов к общественному смыслу, назначению и общественным итогам от государственной работы, подмене общих государственных интересов корпоративными интересами, иногда даже персональными интересами, создает неверное и бездушное отношение к социуму. Таким образом, наносится вред имиджу и образу государства, разрушается взаимосвязь государственных служащих и руководителей с населением, блокируется совершенствование правильных качеств государственного служащего, который пребывает в состоянии потери настоящих ценностей и полной моральной дезориентации.
Государственному руководителю должны быть присущи такие качества, как общительность, умение находить общий язык с людьми, уважение к любому мнению, открытость, приверженность высшим нравственным правилам, соблюдение правил и требования государственной деятельности. Отображение приверженности государственного служащего профессиональным требованиям этики на всех стадиях его работы - это потенциал к уважительному отношению к любому индивиду, вне зависимости от социального положения.
Базу общей культуры составляют ценности, которые обладают долговременной характеристикой, не сводятся к числовым показателям, а основываются в основном на качественном проявлении государственных служащих на государственной службе и вне ее.
При изучении профессионально-этического уровня государственных служащих Министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики, были сформированы
такие итоги: данные говорят о том, что анкетирование проводилось среди муниципальных служащих, число респондентов - 30 человек; из них 60 % - мужчины, 40 % - женщины.
Служащие, которые приняли участие в исследовании, принадлежат к различным возрастным категориям. Наибольшее число специалистов принадлежит к возрастной группе от 35 до 40 лет -40 % респондентов и 26,66 % респондентов относятся к возрастной группе от 41 до 45 лет. Оставшиеся проценты - это возрастные группы от 20 до 34 лет и от 46 лет и старше.
По объему рабочей власти - 83,33 % являются обычными сотрудниками, 16,67 % - руководители с повышенным уровнем полномочий.В целом респонденты занимают должности младших служащих, их доля составляет около 40%. Доля высших и ведущих руководителей 10 % и 6,66 % соответственно. Большинство опрашиваемых обладает большим опытом деятельности на занимаемой должности, в основном сотрудники трудятся на своей должности от 5 лет и более; около 14 % специалистов имеет опыт работы более 10 лет. Малая доля приходится на новеньких сотрудников с опытом работы менее года и от 1 до 3 лет - 3,33 % и 13,33 % соответственно.
Все служащие обладают хорошим образовательным уровнем. Преобладающая часть сотрудников имеет высшее образование (24 человека - 80 % респондентов), неоконченное высшее имеют 4 человека, среднее специальное образование - 2 человека.
Несмотря на то, что преобладающая часть служащих имеет высшее образование, не все они по специальности «Государственное и муниципальное управление». Только 56,66 % закончили высшие учебные предприятия по данной специальности, остальные 16,66 % и 13,33 % имеют образование по специальности экономики и юриспруденции.
Тем не менее, масса специалистов получили высшее образование относительно давно. Так, 60 % респондентов получили дипломы более 10 лет назад. Малая часть сдужащих получили дипломы недавно, это около 10 % от общего числа анкетируемых.
Несмотря на то, что масса служащих не продолжают поднимать свой профессиональный уровень, большинство из них считают, что достаточного того образования, которое есть. Лишь 13,33 % служащих считают, что им необходимо развивать свои компетенции и повышать уровень знаний для успешной реализации деятельности на государственной службе. Но даже это осознание не стимулирует государственных служащих продолжать обучение. Всего 2 человека из респондентов готовы и хотели бы повысить свои компетенции и навыки, остальные 28 человек - не видят в этом никакой необходимости. Почти половина респондентов считают, что они на хорошем уровне знают правовые источники по своей профессиональной деятельности. 23,33 % специалистов - знают ее на отлично, около 30% признались, что оценивают свои знания удовлетворительно.
В процессе изучения и исследования респондентам было предложено ответить на вопрос: «Какие моральные качества должны быть свойственны государственному служащему для того, чтобы достичь успеха?». Данный вопрос был задан с целью определения насколько этические и компетентные факторы сочетаются в сути профессиональной деятельности государственных служащих. Так, например, масса служащих считают главными качествами: правдивость, умение находить компромисс, понимание и признание свобод, прав и интересов людей, отсутствие желания к коррупции, дисциплинированность в рабочей деятельности. Наименее важными факторами стали: скромность, открытость, терпимость и толерантность, способность принимать чужое мнение.
Стержневым элементом соблюдения этических требований и правил государственного служащего является также соблюдение правил корпоративной этики. Так как морально-психологическая атмосфера в группе является ключевой функцией создания этического уровня, нами был проведен:
- эксперимент со служащими на понимание коммуникативной и организаторской специфики;
- исследование главных направлений в поведении индивида в коллективе;
- исследования лояльности коллег;
- анализ коммуникативной терпимости;
- исследование доброжелательности;
- определение коммуникативного контроля;
- исследование деловой, креативной и нравственной атмосферы в группе.
Далее изучим исследование коммуникативных и организаторских направлений служащих по методу В.В. Синявского, В.А. Федоршина. Для анкетирования применялись конкретные вопросы, результаты рассмотрим в таблице 2.
Проведенное исследование показывает, что отдельные служащие имеют высокие и выше высокого коммуникативный и организаторский потенциал.
Таблица 2 - Исследование ответов анкетирования служащих по методу В.В. Синявского, В.А. Федорошина
Уровень склонности Коммуникативные Организаторские
чел. % чел. %
Низкий 4 13,33 12 40
Ниже стандартного 6 20 0 0
Стандартный 8 26,66 6 20
Высокий 4 13,33 8 26,66
Выше высокого 8 26,66 4 13,33
Итого 30 100 30 100
Таких работников, опираясь на результаты таблицы 2, можно выявить 4 и 8 из общего числа (30) респондентов. Также 4 и 8 человек среди респондентов обладают высоким и выше высокого организаторским потенциалом.
Преобладающая часть респондентов (около 40 %) - служащих, которые обладают низким уровнем организаторского потенциала и 10 % - обладатели низкого уровня коммуникативного потенциала. Со средним уровнем рассматриваемых компетенций доля респондентов составляет от 20 % до 30 %, то есть около трети всего количества респондентов. По итогу можно сделать вывод, что результаты по коммуникативному и организаторскому потенциалу не являются плохими, имеется лишь часть служащих, у которых выявлены отрицательные результаты.
Далее проведем исследование деловой, креативной и нравственной атмосферы в группе среди муниципальных служащих.
Таблица 3 - Исследование деловой, креативной и нравственной атмосферы в группе
государственных служащих
Потенциал Деловая атмосфера Нравственная атмосфера Креативная атмосфера
чел. % чел. % чел. %
Ниже стандартного 2 6,66 2 6,66 4 13,33
Чуть ниже стандартного 4 13,33 6 20 8 26,66
Низкий 0 0 0 0 4 13,33
Стандартный 4 13,33 10 33,33 12 39,99
Выше стандартного 16 53,33 8 26,66 0 0
Чуть выше стандартного 4 13,33 4 13,33 2 6,66
Итого 30 100 30 100 30 100
По результатам, отображенным в таблице 3, можно увидеть, что масса служащих оценивают деловой потенциал группы выше стандартного - подобный ответ дали около половины всех респондентов. Нравственный потенциал группы респонденты оценили на стандартном уровне - такой ответ дали около 33,33 % респондентов, а креативный потенциал группы специалисты оценили на уровне ниже стандартного - так считает преобладающее большинство респондентов.
Таким образом, в группе действует неплохой деловой и нравственный потенциал, а креативные способности группы все еще на низком уровне.
Заключение
Ключевыми моральными качествами, которые должны быть присущи государственному служащему, респонденты выделили: дисциплина на рабочем месте, справедливость, умение находить компромисс, понимание и принятие свобод, прав и интересов людей, отсутствие тяги к коррупции.
Важным условием стандартного и качественного функционирования государственной деятельности и соблюдение этических правил среди служащих является морально-психологическая атмосфера в группе. Ключевыми направлениями сохранения морально-психологической атмосферы являются: терпимость, общительность, навык вовремя и верно разрешать конфликты и споры.
В итоге проведенных исследований определено, что в общем морально-психологическая атмосфера в группе является благоприятной, преобладающее большинство служащих доброжелательно относятся к коллегам, есть высокий уровень лояльности и терпимости, коммуникативный контроль на среднем уровне. Деловая атмосфера в группе на высоком уровне, нравственный потенциал группы на среднем уровне, а креативная атмосфера находится на низком уровне. Все служащие обладают такими качествами, как: общительность, автономность, принятие или избегание конфликтных ситуаций и споров. Ключевые правила поддержки этических требований и норм на государственной службе в Министерстве экономического, территориального развития и торговли ЧР прописаны в Кодексе этики и профессиональном поведении государственных служащих.
Источники:
1. Weber M. Theory of Social and Economic Organization. N.Y., 1947.
2. Жирков Р.П., Стефаниди Л.Ю. Этика государственной службы и государственного служащего: учебное пособие. СПб., 2016. URL: http://www.iprbookshop.ru/66937.html.
3. Браташова Ю.А. Правовое регулирование этики и служебного поведения государственного гражданского служащего Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 5.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ. Доступ из СПС «Гарант».
5. О противодействии коррупции: Федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-Ф3. Доступ из СПС «Гарант».
6. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12 авг. 2002 г № 885. Доступ из СПС «Гарант».
7. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 дек. 2010 г. (протокол № 21). Доступ из СПС «Гарант».
8. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Минюста России и его территориальных органов: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 23 марта 2011 г. № 93. Доступ из СПС «Гарант».
9. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства образования и науки Российской Федерации: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2011 г. № 2047. Доступ из СПС «Гарант».
10. Андреев М.А. Проблема этического поведения государственных и муниципальных служащих в современных нормативных документах Российской Федерации // Вестник РГГУ 2017. № 1 (7). С. 136-144.
References:
1. Weber M. Theory of Social and Economic Organization. N.Y., 1947.
2. Zhirkov R.P., Stefanidi L.Y. Ethics of public service and civil servant: textbook. St. Petersburg, 2016. URL: http://www.iprbookshop.ru/66937.html.
3. Bratashova Yu.A. Legal regulation of ethics and official behavior of a state civil servant of the Russian Federation // Administrative law and process. 2014. No. 5.
4. About the State civil service of the Russian Federation: Feder. Law No. 79-FZ of July 27, 2004. Access from the SPS "Garant".
5. On combating corruption: Feder. the law of 25 Dec. 2008 No. 273-F3. Access from the SPS "Garant".
6. On the approval of the general principles of official behavior of civil servants: Decree of the President of the Russian Federation No. 885 of August 12, 2002. Access from the SPS "Garant".
7. The Model Code of Ethics and Official Conduct of Civil Servants of the Russian Federation and Municipal Employees (approved by the decision of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on Combating Corruption of December 23. 2010 (Protocol No. 21). Access from the SPS "Garant".
8. On approval of the Code of Ethics and Official Conduct of Federal State Civil Servants of the Ministry of Justice of the Russian Federation and its Territorial Bodies: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 93 dated March 23, 2011.
9. On approval of the Code of Ethics and Official Conduct of Federal State Civil Servants of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 2047 dated June 22, 2011. Access from the SPS "Garant".
10. Andreev M.A. The problem of ethical behavior of state and municipal employees in modern regulatory documents of the Russian Federation // Bulletin ofthe Russian State University 2017. No. 1 (7). pp. 136-144.
EDN: ZMBNMG
Л.Б. Атаева - к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», Черкесск, [email protected],
L.B. Atayeva - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, FGBOU HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk;
В.Ш. Расумов - доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, Грозный, valid9191 @mail.ru,
V.Sh. Rasumov - Associate Professor ofthe Department of State and Municipal Administration, Chechen State University named after A.I. A.A. Kadyrov, Grozniy.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ANALYTICAL REVIEW OF SECURITY AND EFFICIENCY OF USE OF FIXED ASSETS OF INDUSTRIAL ENTERPRISE
Аннотация. Основные средства предприятий, организаций и отраслей народного хозяйства являются важной частью национального богатства страны и одним из главных условий успешной деятельности любого предприятия является повышение эффективности их использования. Лишь при условии рационального использования всех видов ресурсов, недопущения их перерасхода, потерь на всех стадиях кругооборота можно достичь максимальной отдачи. Анализ имеющегося количества и состояния основных средств предприятия дает возможность рассчитать показатели и определить пути повышения эффективности их использования, прогнозировать величину средств, которые необходимо будет привлечь для приобретение новых основных средств в связи с их износом имеющихся.